Какие налоги платит малый бизнес в России?

Какие налоги платит малый бизнес в России?

Налогообложение малого бизнеса

Актуально 2018 год:

Налоговый учет, обложение для малого бизнеса разрешено вести по упрощенным налоговым схемам и правилам. Но для того, чтобы платить меньше (и меньше, соответственно, отчитываться), надо предварительно, во время регистрации налогового учета в ИФНС, выбрать именно упрощенные методики. Подавать заявления на использование наиболее выгодной, перспективной методики, системы налогообложения.Налоговый Кодекс позволяет применить различные режимы расчета и взимания налогов с малого предпринимательства:

  1. Упрощенная налоговая система (УСН).
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  4. Патентная налоговая система (ПНС).

Выбор не всегда целиком и полностью зависит от желания потенциального плательщика. Использование конкретных видов упрощенных режимов ограничено требованием к отрасли, субъекту, типу деятельности или общей величине выручки, полученной плательщиком.

Выгода от использования режимов:

  • отменяют налог на имущество (кроме имущества физлиц);
  • нивелируют необходимость учитывать и уплачивать НДС;
  • предприниматель (ИП) освобожден от платежа НДФЛ (только того дохода, который связан с его предпринимательской деятельностью.

УСН (Упрощённая система налогообложения)

Возможна к применению широким кругом лиц, как физических (ИП), так и юрлиц (ООО), работающих в сфере малого бизнеса. Существуют два вида объектов тспользования по УСН, и бизнесмены обязаны определиться в ИФНС, какой конкретно они желают использовать:

  1. По доходам минус расходам. Ставка по нему -15% от разности доходов (выручки), полученной от ведения бизнеса и расходов (затрат) по нему. Подойдет для компаний, частников, у которых отражаются фиксированные затраты, которые можно вычесть для уменьшения облагаемой базы. Например, для торговли (вычитается сумма приобретенных у поставщиков продуктов), монтажа (вычитается стоимость оборудования, закупка комплектующих), производственных работ (амортизация, материалы, электроэнергия, иные производственные расходы). Осуществлять платежи по УСН нужно ежеквартально, до 20 числа следующего за окончанием квартала месяца.
  2. По доходам. Ставка – 6% от суммы заработанной от бизнеса выручки. Подойдет для тех видов, по котором сложно учесть расходы. Например, сфера оказания разнообразных услуг: по ведению бухгалтерского учета, юридических, информационных заказов. Этот налоговый учет предельно упрощен в ведении, отчеты и платежи по нему перечисляются и предоставляются ежеквартально, в те же сроки, что и плата УСН (предыдущий метод – разность доходов и расходов).

ЕНВД (Единый налог на вмененный доход)

Объект обложения в рамках этой методики признан вмененный доход. То есть, некая определенная посредством статистических вычислений сумма, определяющая фиксированную к получению выручку в той или иной отрасли, по регионам. База определяется посредством умножения этой фиксированной величины на ставку налога (15%) и уточняющие, корректирующие коэффициенты. Они устанавливаются в зависимости от:

  • местонахождения точки;
  • запланированного и фактического уровня инфляции;
  • иных, влияющих на бизнес факторов.

ЕНВД зачисляется в бюджет поквартально, до 25 числа каждого месяца, следующего за окончанием отчетного квартала, то есть, до 25 апреля, июля, октября и января.

На ЕНВД выгодно перейти динамично развивающимся компаниям, выручка которых равна или выше среднего областной по конкретному виду бизнеса. Практика показывает, что лица, изначально использовавшие УСН, по мере развития переводят обложение на ЕНВД. Это позволит существенно сэкономить на услугах бухгалтера.

ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог)

Льготный режим, введенный для стимулирования развития сельскохозяйственных производителей. ЕСХН предусматривает наименьшую нагрузку, платеж по нему составляет всего 6% от разницы доходов и расходов предпринимателей.Но он фиксирует и четкие условия работы в системе: применить такой режим разрешено лишь тем, чьи доходы от изготовления и продажи сельхозпродукции больше 70% от общего оборота. Нарушение такого требования грозит переводом фирмы на общий режим обложение и пересчетом всех налогов за период, когда выявлено нарушение, штрафами и иными санкциями.

ЕСХН по закону необходимо начислить и заплатить дважды в год – авансовый платеж за полугодие – до 25 июля текущего года, полный расчет произвести за год, до 31 марта следующего года.

ПНС (Патентная система налогообложения)

Патенты вводятся не для всех видов деятельности, а лишь для тех категорий, которые в субъекте Федерации считаются приоритетными. Список утверждается и публикуется в региональных официальных источниках, в него регулярно вносятся изменения.Этот тип обложения позволяет минимизировать расходы на осуществление учета, как налогового, так и бухучета, поскольку не требует предоставления налоговой деклараций и отчетов. Разрешен к использованию лишь физическими лицами (индивидуальными предпринимателями). Сумма перечисления снижена по сравнению с иными видами, это стало мерой для стимулирования нужных региону отраслей, позволяющей развивать частную деятельность и бизнес в государстве.Плата за патент направляется в бюджет дважды в год. Первая часть – одна треть от суммы – в течение первого квартала года или 90 дней с даты перехода на патент (если компания образована и приняла ПНС не с 1 января). Вторая – две трети, до конца налогового периода. Квитанцию на перечисление можно взять непосредственно в местном ИФНС.

Применение ПНС строго ограничено по величине выручки (до 60 миллионов рублей в год) и численности сотрудников (до 15 человек).

Кроме этих платежей, введены и применяются иные, приравненные к налогам, обязательные платежи для малого бизнеса.

  1. Торговый сбор (ТС). Он существует не во всех регионах, с 01.07.2015 введен в городе Москва, но планируется постепенное расширение списка субъектов Федерации, где будет взиматься ТС. Данный платеж зависит от территориального местонахождения торговой точки. Рассчитывается и перечисляется поквартально. Например, для центральных округов – 60 000 рублей в квартал, для Южного – 30 000 рублей и т. п. Хотя теоретически ТС увеличивает налоговые нагрузки на средний и малый бизнес, фактически этого можно избежать. Допускается вычесть ТС из суммы налога по принятому налогоплательщиком режиму налогообложения. Например, из величины УСН. Но для того, чтобы реализовать это право, надо уплатить ТС до последнего числа месяца текущего квартала. Общие сроки уплаты – до 25 числа месяца, следующего за истекшим периодом.
  2. Страховые взносы в Пенсионный фонд. ИП платит их в заранее известной, зафиксированной сумме, порядка 20 000 рублей в год, учредители ООО – со своих сотрудников, и со своих зарплат, если они приняты в качестве генерального директора или на иные руководящие посты. Эти суммы также разрешается вычитать из стандартных налогов, снижая, таким образом, сумму к уплате. Но для этого взносы следует произвести до окончания текущего периода.

Налоги и налоговые льготы для малого бизнеса

Доходы государства делятся на два типа: налоговые и неналоговые поступления (доходы от приватизации, таможенные сборы, доходы от лицензирования и т.д.)

В 2013 году различные налоговые поступления в бюджет составили 49% от всех доходов (9827 млрд. руб). В этой статье автор постарался дать некое теоретическое представление о налогах как таковых и о том, как малый бизнес может сократить издержки, используя законные налоговые схемы.

На что тратятся налоговые сборы?

В основном доходы бюджета тратятся на так называемые общественные блага. Ниже приведён список основных финансируемых государством видов деятельности:

  • финансовое обеспечение правоохранительных органов государства (МВД, ФСБ и др.);
  • содержание государственных учреждений (больниц, школ, детских домов и др.);
  • обеспечение безопасности государства, в частности содержание армии;
  • финансирование государственных программ («Одаренные дети», «Дети и семья») и национальных приоритетных проектов («Здоровье», «Образование» и др.);
  • субсидирование, предоставление дотаций и ссуд для жилищно-коммунального хозяйства;
  • содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим);
  • содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;
  • строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;
  • пенсионное обеспечение;
  • организация отдыха и спортивных мероприятий и т.д.

Также часть налогов уходит на формирование государственных резервов: фонд национального благосостояния, пенсионный фонд, стабилизационный фонд.

Почему компании не хотят платить налоги?

Первоочередной причиной являются увеличение издержек и, как следствие, потеря части прибыли. Слишком высокие налоги могут привести к тому, что у компании не останется денег на инвестиции, без которых не может долго существовать ни один бизнес — он перестает расширяться и быть конкурентноспособным. В масштабах рынка увеличение налогов ведет к сокращению выпуска и затормаживанию деловой активности. Причем сокращение выпуска ведет к сокращению налоговых сборов.

Читать еще:  Производство черенков как бизнес

Какие налоги платит малый бизнес и ИП в казну?

Компании могут платить налоги по следующим системам: общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения. Также фирма может уплачивать единый налог на вмененный доход.

Самый простой вариант — общая система налогообложения. При такой схеме предприятие будет платить все налоги, предписанные налоговым кодексом (ДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, до 2010 года ЕСН, замененный страховыми взносами в фонды). Но для малого бизнеса такой вариант вряд ли может быть приемлемым, так как для деятельности в условиях общей системы налогообложения фирме придется предоставлять слишком много отчетности, а это, в свою очередь, приведет к значительному росту издержек. Помимо этого, после уплаты всех налогов у малого предприятия вряд ли останется хоть какая-то прибыль, которую фирма могла бы инвестировать в собственное развитие. Поэтому, как правило, предприниматели стараются перевести свою фирму на льготные системы налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

УСН введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ.

Перейти на такую систему могут предприятия с доходом менее 15 млн. руб., выручкой не более 45 млн. руб. за 9 месяцев и не более 60 млн. руб. за год, стоимостью активов менее 100 млн. руб., имеющие в штате менее 100 человек, долей участия других предприятий (в частности, государственных) менее 25% и не имеющие филиалов. На УСН не могут перейти: предприятия, уплачивающие единый налог на вмененный доход, на единый сельскохозяйственный налог; занимающихся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом.

После перехода на УСН фирма не будет уплачивать:

  • налог на прибыль организаций (налог на доходы физических лиц);
  • НДС (кроме НДС при ввозе товаров);
  • Единый социальный налог;
  • налог на имущество организаций (физических лиц).
  • cтраховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на рекламу, транспортный налог, земельный налог и др.);
  • обязанность вести бухгалтерский учет (для организаций) и учет кассовых операций.

Причем налогоплательщик вправе сам выбрать объект налогообложения:

  • 6% от доходов фирмы — отчисления в ПФ РФ, пособия по нетрудоспособности (но не более 50% от суммы налога);
  • 15% от разницы между доходами и расходами фирмы.

Причем в случае, если сумма налога к уплате будет менее 1% от выручки организации, то фирме нужно будет уплатить в виде налога сумму, равную 1% от доходов.

Помимо объединения нескольких видов налогов в один, преимуществом УСН является освобождение от обязанности предоставлять бухгалтерскую отчетность в Федеральную Налоговую Инспекцию.

Стоит отметить, что УСН не лишена недостатков. В частности, запрет на открытие филиалов может крайне негативно сказаться на перспективе развития фирмы. Также фирма, работающая по УСН, не обязана составлять счета-фактуры. С одной стороны, это сокращение издержек, с другой — потенциальная потеря контрагентов-плательщиков НДС, так как последние при отсутствии счетов-фактур не смогут возместить НДС их бюджета.

Единый налог на вмененный доход

Также фирма может перейти на единый налог на вмененный доход.

Это не отдельная система налогообложения, а переход на уплату налогов по определенным видам деятельности на основе расчетов, регулируемых главой 26.3 НК РФ.

Перейти на ЕНВД могут предприятия, осуществляющие следующие виды деятельности:

  • бытовые услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  • розничная торговля при площади торгового зала не более 150 кв. м и через нестационарную торговую сеть;
  • автотранспортные услуги, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств;
  • общественное питание при площади зала не более 150 кв. м.

Не имеет права перехода на ЕНВД:

  • крупнейшие налогоплательщики;
  • налогоплательщики, оказывающие услуги общественного питания в учреждениях образования, здравоохранения и соц. обеспечения;
  • организации и ИП, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 % (кроме некоторых организаций, см. ст. 346.26 НК);
  • организации и ИП не имеют права применять ЕНВД при передаче в аренду автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

Сумма налога будет высчитываться как 15% от налоговой базы за вычетом уплаченных с начала года взносов на обязательное пенсионное страхование (но не более чем на 50%) и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Так как налог на вмененный доход, то налоговая база будет рассчитываться исходя из потенциально возможного дохода. Базовые доходности можно посмотреть здесь.

К недостаткам единого налога на вмененный доход также относятся фиксированная налоговая ставка, не зависящая от результатов деятельности компании (кроме случая, когда фирма имеет отрицательную прибыль), и фиксированные уровни доходности (если компания хочет арендовать большую площадь, то налоговая нагрузка может стать непосильной для компании).

Патентная система налогообложения.

Патентная система налогообложения (регулируется федеральным законом 94-ФЗ от 26.06.2012) была введена в 2013 году и заменила собой Упрощенную систему налогообложения на основе патента. На такую систему могут перейти только индивидуальные предприниматели с численностью работников не более 15 человек.

Суть системы в том, что компания покупает патент на определенный вид деятельности (перечислены в ФЗ), по которому законом установлен потенциально возможный к получению доход. Стоимость патента, установленная на уровне 6% от потенциального дохода за год, заменяет собой налог. Патент получается на срок от 1 до 12 месяцев текущего года. Причем стоимость патента учитывает то, на сколько месяцев был куплен патент.

Плюсы такой системы:

  • Удобна для ИП, работающих сезонно (можно купить патент на определенное количество месяцев).
  • Уплачивается лишь один налог. ИП освобождается от уплаты НДФЛ, НДС (кроме НДС с товаров, ввозимых на территорию РФ и в иных случаях, предусмотренных НК РФ) и налога на имущество физических лиц.
  • Компании не требуется контактировать с налоговой напрямую, оплатить патент можно через банк.

Минусы:

  • Основным недостатком ПСН можно назвать «авансовую» систему оплаты патента. ИП налог уплачивает сразу, независимо от того, какую прибыль он получит в итоге.
  • При применении патентной системы налогообложения ИП не может вычесть из стоимости патента сумму страховых взносов, которые он заплатил за себя и работников в ПФР и ФСС, как это предусмотрено для ЕНВД и УСН. И это, конечно, увеличивает нагрузку на индивидуального предпринимателя.
  • При ведении разных видов деятельности или в случае работы в разных субъектах РФ придется получать несколько патентов на каждый вид деятельности или в каждом регионе соответственно.

Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса — основных двигателей экономики — выгодно всем: население получает расширенный ассортимент товаров потребления и услуг (целевые направления малого и среднего бизнеса), а государство — рост экономической активности и расширение внутреннего рынка.

Особенности налогообложения малого бизнеса в России

Поддержка предпринимательства входит в число стратегических задач государства. Особенности налогообложения малого бизнеса продиктованы реализацией федеральных программ. Правительство России стремится создать максимально комфортные и безопасные условия ведения коммерческой деятельности. С этой целью в стране введен мораторий на увеличение фискальной нагрузки, установлен запрет плановых проверок, развивается субсидирование экономически перспективных проектов.

Выбор за предпринимателями: специальные режимы

Общая система налогообложения начинающим коммерсантам не подходит. Громоздкий документооборот и сложность учета препятствуют планомерному росту молодой компании. Для микропредприятий, а также представителей среднего звена законодатель предусмотрел несколько специальных режимов.

Переход к их применению осуществляется добровольно, но с соблюдением установленных правил:

  1. ЕНВД — единый налог на вмененный доход. Требования к плательщикам закреплены статьями 346.26 и 346.28 НК РФ. Обязательным условием является издание в регионе соответствующего закона.
  2. УСН — упрощенная система налогообложения. Выбрать упрощенную систему могут вновь зарегистрированные организации и коммерсанты, отвечающие критериям статьи 346.12 НК РФ. Действующий бизнес обязан соблюсти условие о предельной выручке за 9 месяцев в 112 500 000 рублей.
  3. ПСН — патентная система налогообложения. Требования к налогоплательщикам устанавливает статья 346.43 НК РФ. Патент позволяет реализовать срочные и сезонные проекты в пределах одного муниципального образования или субъекта РФ.
  4. ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. Режим применяют фирмы и предприниматели, сельское хозяйство в деятельности которых достигло доли 70%. К этой категории относят лиц, отвечающих требованиям статьи 346.2 НК РФ. В группу включены не только агропромышленные комплексы, но и рыбные фермы.
Читать еще:  Как организовать туристический бизнес?

После регистрации компаниям или предпринимателям дается 30 суток. До истечения этого времени налогоплательщики обязаны уведомить территориальную инспекцию о своем выборе. Если документы не поступят, лицо остается на общем режиме. В остальных случаях смена системы налогообложения у малого бизнеса происходит с начала нового года. Подать заявление необходимо до 31 декабря. Исключение составляет только патентная система. Заявление на покупку патента подают за 10 суток до фактической реализации проекта.

Механизм обеспечивает максимальную гибкость условий. Переходить от одного режима к другому можно по мере расширения производства или усложнения организационной структуры.

Каковы системы налогообложения малого бизнеса: преимущества и недостатки

Специальные режимы разработаны в целях упрощения учета и расчетов с бюджетом. Выбор таких вариантов освобождает плательщиков от НДС, налога на имущество. Поступления в пользу предпринимателей не облагают НДФЛ. Организациям не нужно рассчитывать налог на прибыль. Эти черты являются общими и признаются экспертами несомненными плюсами. Есть у систем и специфические характеристики.

Система предназначена для производителей сельскохозяйственной продукции. Режим тесно связан с видом экономической деятельности. Расчет налога производят на основе валовой выручки, уменьшенной на коммерческие затраты. Издержки необходимо документально подтверждать со ссылкой на статью 346.5 НК РФ. Общая ставка составляет 6 %. Регионы могут ее снижать.

Страховые сборы по обязательным программам включают в перечень затрат. У сельскохозяйственных компаний есть возможность уменьшить расчетную базу на издержки. Декларацию необходимо подавать 1 раз. Отчет сдают ежегодно до 31 марта. Систему разрешено совмещать с ЕНВД и ПСН. Убыток дает право не платить налог.

Перейти на режим не могут бизнесмены, в торговой линейке которых присутствуют подакцизные товары. Из числа налогоплательщиков исключены организаторы азартных игр. Авансовые платежи по ЕСХН придется платить каждые 6 месяцев. Максимальная среднесписочная численность наемных работников не должна превышать 300 человек. В рамках режима действует запрет на совмещение с УСН. С 2019 года помимо ЕСХН придется платить и НДС.

Порядок расчета налога зависит от объекта обложения. Если плательщик принимает к учету только доходы, УСН составляет 6 %. Фиксация коммерческих затрат обязывает начислять единый налог в 15 %. Регионы вправе снижать ставки.

Отчетность плательщики сдают раз в год. Предпринимателям предоставлено время до завершения апреля. Компании обязаны направить декларацию до конца марта. Учет доходов и затрат ведут в одном журнале. Плюсом считают широкий перечень направлений деятельности. Налоги малого бизнеса уменьшают на фиксированные страховые взносы и сборы, перечисленные в фонды за работников.

Если налогоплательщик применяет ставку 15 %, ему придется платить деньги в бюджет даже в случае убытка. В пользу государства потребуется перечислить минимальный взнос в 1 % от оборота.

У режима есть ограничения:

  • стоимость активов – до 150 000 рублей;
  • средняя численность персонала – до 100 человек;
  • участие в капитале других фирм – до 25 %;
  • годовой оборот — до 150 000 000 рублей.

Недостатком является невозможность использования отсрочек по онлайн-кассам.

Добровольным налогообложение субъектов малого бизнеса по этому режиму стало с 2013 года. Для каждого вида деятельности регионы утверждают базовую доходность. С нее удерживают налог по ставке 15 %. Плательщики применяют корректирующие коэффициенты. Фактическую выручку во внимание не принимают.

Предприниматели и компании освобождены от учета доходов и хозяйственных издержек. Налогоплательщики, не имеющие наемных работников, вправе отсрочить покупку онлайн-кассы. При приобретении техники предоставляется вычет. Режим совместим с ОСН, УСН, ЕСХН. При отсутствии физического показателя (торговой точки, транспортного средства) платить налог не придется. Индивидуальные предприниматели могут уменьшить ЕНВД на фиксированные сборы в ПФР и ФСС РФ. Обязательства перед бюджетом снижают при оплате страховых взносов по трудовым договорам.

Отчетность придется сдавать каждый квартал. Уменьшить расчетную базу на коммерческие затраты не получится. Формулы начисления ЕНВД многим коммерсантам кажутся сложными. Убыток или снижение выручки не влияет на налоговые обязательства.

На режим разрешено перейти при соблюдении ряда ограничений:

  • площадь торговой точки – до 150 кв.м.;
  • средняя численность персонала – до 100 работников;
  • отказ от участия в договорах доверительного управления или простого товарищества.

Обязательным условием является установление ЕНВД региональным законом.

Система обложения позволяет заменить налоги на малый бизнес одним сбором. Стоимость определяется потенциальным доходом, умноженным на ставку 6 %. Регионы вправе вводить налоговые каникулы сроком на 2 года. В этот период вновь зарегистрированные коммерсанты и фирмы смогут применить ставку 0 %.

Преимуществом является полное отсутствие отчетности. Осуществлять коммерческую деятельность можно сразу после приобретения патента и до его окончания. До 2019 года плательщики ПСН вправе не устанавливать онлайн-кассы. В случае их покупки они могут использовать налоговый вычет. Срок действия патента варьирует от 1 до 12 месяцев.

Фиксированные страховые сборы и взносы на работников из стоимости патента не вычитают. Количество наемных сотрудников у плательщиков ПСН не должно превышать 15 человек. Не могут перейти на систему участники доверительного управления или простого товарищества. Реальный доход не влияет на обязательства перед бюджетом. Вести бизнес можно в границах четко очерченной территории. Недостатком следует считать ограничение по годовому обороту в 60 000 000 рублей и закрытый перечень направлений предпринимательской деятельности.

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса отчасти связаны с правовым статусом. Регистрация в качестве предпринимателя не лишает граждан базовых прав и обязанностей. Если коммерсанты продают личное имущество, зарабатывают на операциях с финансовыми инструментами или получают доход из иных источников, возникает обязанность уплаты НДФЛ. Вознаграждения за рамками бизнеса облагаются налогами в стандартном порядке.

Законная оптимизация фискальной нагрузки

Современный предприниматель может существенно снизить налоги, упростить учет, а также воспользоваться льготами для малого бизнеса. Ключевым условием является правильный выбор режима или грамотное совмещение механизмов.

Рекомендации плательщикам УСН

Наиболее безопасным вариантом является упрощенная система со ставкой в 6 %. Такое решение подойдет начинающим предпринимателям, не имеющим представления о первичной отчетности и не желающим рисковать. Объект обложения особенно актуален при оказании услуг через интернет. Система рекомендована самозанятым гражданам – фрилансерам.

Если издержки у фирмы значительные, есть смысл обратить внимание на ставку 15 %. Залогом успеха станет документальная фиксация расходов. Большое значение будет иметь проверка контрагентов на предмет добросовестности. Во избежание оспаривания затрат контролирующими органами следует отдать предпочтение безналичным расчетам.

Упрощенный режим актуален для развивающегося бизнеса. Высокий порог годового оборота позволяет фирмам активно расширяться и выходить на новые рынки. В отличие от ПСН и ЕНВД территориальных границ ведения коммерческой деятельности здесь нет. Работать можно в любом регионе страны без дополнительной регистрации.

Рекомендации плательщикам ЕНВД

Поскольку эта система налогообложения для малого бизнеса не связана с реальными доходами и затратами, сделать акцент следует на физические показатели. Так, можно сократить фискальную нагрузку за счет перепланировки помещения. Монтаж перегородок, отделяющих торговый зал от складских и технических зон, законно уменьшит платежи в бюджет.

Основные средства плательщикам ЕНВД лучше брать в аренду. В случае резкого снижения дохода или простоя соглашение можно расторгнуть. Отсутствие физического показателя исключит начисление налога. Собственникам коммерческих активов доказать «заморозку» бизнеса будет значительно сложнее.

Читать еще:  Механизированная штукатурка как бизнес

Оптимизация при применении режима ПСН заключается в грамотном расчете периода осуществления деятельности. Законодатель разрешил приобретать патент с минимальными сроками. Такой вариант оптимален для сезонных видов бизнеса.

Заключение

Налоги на малый бизнес в России формально не растут. Фактически власти увеличивают нагрузку за счет сопутствующих платежей. Негативно влияют на ситуацию инфляция, нестабильный курс национальной валюты, многочисленные административные барьеры.

Потрясениями для коммерческого сегмента стали экологические сборы, взносы за утилизацию. Ощутимым является стабильное повышение фиксированных взносов предпринимателей и страховых сборов по трудовым контрактам. Расчет обязательств перед внебюджетными фондами производится с опорой на МРОТ. Повышение этого показателя негативно отражается на финансовой стабильности небольших фирм.

Усложнила жизнь малому бизнесу и реформа расчетов. Внедрение онлайн-касс происходит на средства предпринимателей. Участники оборота должны приобретать дорогостоящую технику, ежегодно оплачивать услуги фискальных операторов и тратиться на связь. Налоговые вычеты издержки не покрывают. Более того, получить их могут не все.

Таким образом, грамотный выбор налогового режима – важное, но далеко не единственное решение. Анализировать преимущества и недостатки существующих систем следует применительно к реальной обстановке в стране.

Малый бизнес и налоги: кто кого?

Согласно указу президента, 2020 год будет объявлен Годом предпринимательства. По иронии судьбы именно к этому году малому бизнесу приготовлены новые «подарки». Последний из них был сделан совсем недавно: Минэкономразвития объявило об индексации коэффициентов-дефляторов, в результате чего выплаты по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), патентной системе налогообложения (ПСН) и торговому сбору увеличатся на 4,9% по сравнению с текущим годом.

Казалось бы, 4,9% — это не так уж много. Но дело в том, что это повышение нагрузки произойдет наряду с другими процессами, о которых сейчас почти не говорят. Общим результатом станет значительное повышение фискальной нагрузки на малый бизнес, и вместо планируемого роста малого бизнеса мы получим его сокращение.

Страховые взносы для ИП растут быстрее инфляции

С 2020 года сумма обязательных взносов ИП в Пенсионный фонд и ФОМС снова будет увеличена. Масштабы этого повышения значительно выше, чем упомянутые 4,9%: отчисления в Пенсионный фонд вырастут на 10,5%, а в ФОМС — на целых 22,4% (расчеты ИКСИ на основе ст. 430 п. 1 НК РФ, обсуждавшиеся в СМИ). При этом далеко не все ИП могут зачесть эти суммы при уплате своих налогов на доходы.

Как предполагается, после 2020 года ежегодное повышение взносов для ИП будет прекращено, поскольку эти платежи не будут зависеть от МРОТ. Но учитывая общие тенденции к постепенному повышению налоговой нагрузки, сложно поверить, что эти суммы не будут индексироваться по каким-то иным правилам, например через те же дефляторы.

И это не вся история со страховыми взносами, которые уже стали одним из главных видов фискальной нагрузки для российского бизнеса. Каждый год, согласно расчетам ИКСИ на основании опубликованных данных, на 10-12% индексируются пороговые суммы, начиная с которых применяются пониженные ставки взносов. А значит, для добросовестных плательщиков взносов, выплачивающих квалифицированным сотрудникам высокую заработную плату, нагрузка по страховым взносам ежегодно растет. При этом льготы по страховым взносам для малого бизнеса, к сожалению, доступны лишь отдельным категориям плательщиков.

Применять специальные налоговые режимы становится сложнее

Одним из наиболее серьезных изменений, ограничивающих применение спецрежимов, станет отмена ЕНВД с 2021 года. Сейчас этот налог уплачивают 2,1 млн субъектов малого бизнеса, из них 1,8 млн ИП. Таким образом, на ЕНВД находятся около 55% ИП, действующих в стране, и порядка 10% юрлиц (малых компаний). С 2021 года все они столкнутся с необходимостью изменения налогового режима. При этом для большинства из них наиболее вероятным будет переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой налог будет рассчитываться не от предполагаемого («вмененного») дохода, а от фактических поступлений, что во многих случаях эквивалентно повышению налоговой нагрузки.

Не менее важным изменением станет запрет на применение ЕНВД и патентной системы налогообложения при торговле товарами, подлежащими маркировке. В 2020 г. это в полной мере коснется торговли обувью, лекарственными средствами, текстильной, парфюмерной продукцией, автомобильными шинами и т. п. Учитывая, что в сфере торговли работает более половины российского малого бизнеса, изменения затронут значительное количество компаний и ИП.

Планы Минфина предполагают введение ограничений (см. ниже) и на новую налоговую систему для «самозанятых» — налог на профессиональный доход (НПД). После достаточно успешного старта этой системы в четырех пилотных регионах вместо распространения НПД на все регионы страны предполагается ввести этот режим только в «отдельных субъектах РФ». Обсуждаются также ограничения на виды деятельности, которыми могут заниматься «самозанятые».

Имущественные налоги продолжают расти

В стране продолжается переход к расчету имущественных налогов по кадастровой стоимости: ежегодно уточняются и дополняются перечни объектов, которые подлежат обложению имущественными налогами по новой системе. Происходит и переоценка ранее проведенной кадастровой оценки, чаще всего в сторону ее повышения. Например, в прошлом году в СМИ активно обсуждалось 20%-ное повышение кадастровой стоимости для большинства объектов торговой недвижимости в Москве и Московской области.

И это касается не только компаний и ИП, являющихся собственниками недвижимости. Рост налоговой нагрузки по имущественным налогам приведет и к росту платы за аренду помещений и земельных участков, используемых малым бизнесом.

Малый бизнес продолжит сокращаться

Малый бизнес сейчас находится в ситуации, когда спрос на производимые товары и услуги ограничен из-за сокращения реальных доходов граждан, а расходы (как производственного, так и фискального характера) продолжают расти. Неизбежный результат этого — падение рентабельности бизнеса, в ряде случаев приводящий к его закрытию.

Собственно говоря, именно это и наблюдается в последнее время. Последние данные Реестра МСП на 10 октября 2019 года показывают (согласно расчетам ИКСИ на основе данных реестра МСП), что общее количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2% в годовом выражении. При этом число малых организаций (юрлиц) сокращается заметно более высокими темпами: на 15,3% в годовом выражении. Численность ИП пока продолжает расти. Однако повышение нагрузки в предстоящие год-два, которое описано выше, скажется главным образом на ИП. Именно они прежде всего столкнутся с повышением страховых взносов, ростом выплат по ПСН, ЕНВД и необходимостью перехода на другие режимы налогообложения. Поэтому с высокой вероятностью можно ожидать, что рост численности ИП в 2020-2021 годах замедлится, что повысит темпы сокращения числа малых предприятий.

Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» под вопросом

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» предусматривает, что к 2024 году в сфере малого и среднего бизнеса должно быть занято 25 млн человек, а доля сектора в ВВП страны должна достигнуть 32,5%. На данный момент фактические показатели существенно (как минимум на треть) отстают от этих целей. В секторе малого и среднего бизнеса сейчас занято 19,1 млн человек (15,7 млн наемных работников и 3,4 млн ИП), а вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России составит 22,9% в 2019-м.

Можно ли преодолеть это отставание за оставшиеся 5 лет? При продолжении существующих тенденций в экономике и экономической политике, конечно, нет. Выполнение этих задач требует принципиально иного подхода к развитию малого и среднего бизнеса. В сфере налоговой политики это означает отказ от любых действий, повышающих нагрузку на малый бизнес (как минимум на период реализации нацпроектов) и проработку налоговых стимулов для его участников, занимающихся инвестициями и инновациями, создающих рабочие места, осваивающих новые рынки, в том числе зарубежные. Крайне важно, чтобы эти стимулы имели не точечный, а широкий охват по всей стране. А значит, нужны не только инициативы от регионов по предоставлению таких стимулов, но и всесторонняя поддержка этих инициатив на федеральном уровне.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector