С 05.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ, которым продлено действие «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства еще на два года. Особенности организации и проведения в 2019 – 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства изложены в ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Следует отметить, что на этот раз значительно сокращен круг субъектов, подпадающих под действие указанной нормы. Так, «надзорные каникулы» не распространяются на плановые проверки, проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 утвержден перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода. В указанный перечень включено 39 видов государственного контроля (надзора), среди которых: федеральный государственный пожарный надзор; санитарно-эпидемиологический надзор; надзор за соблюдением трудового законодательства; федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции; федеральный и региональный государственный экологический надзор; государственный земельный надзор и иные. Таким образом, указанные проверки могут быть осуществлены в отношении субъектов малого предпринимательства в 2019 – 2020 годах. Не подпадают под действие «надзорных каникул» проверки, проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Также не будут освобождены от плановых проверок юридические лица, индивидуальные предприниматели при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет. Как и ранее, «надзорные каникулы» не распространяют свое действие на плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере: оказания амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной и скорой медицинской помощи; розничной и оптовой торговли лекарственными средствами, изготовления лекарственных средств в аптечных учреждениях; дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего (полного) образования; деятельности детских лагерей на время каникул; предоставления социальных услуг с обеспечением проживания. Одновременно с этим, законодателем отдельно выделены такие виды государственного контроля (надзора), которые не подпадают под действие «надзорных каникул»: федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны; внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии; федеральный государственный пробирный надзор. С учетом изложенного, мораторий на проведение плановых проверок в большей степени касается муниципального контроля, а также отдельный перечней регионального контроля (надзора), среди которых, к примеру, контроль за соблюдением требований лесного законодательства, пожарной безопасности в лесах. Одновременно с этим, согласно п. 5 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с 2019 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств. Кроме того, в силу ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», не проводятся плановые проверки в отношении лиц, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. В этой связи, случае если Вы полагаете, что деятельность Вашего предприятия подпадает под действие «надзорных каникул», Вам необходимо обратиться в орган государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, запланировавший проверку, с заявлением об ее исключении из плана. Органы прокуратуры не уполномочены вносить изменения в план. Прокуроры лишь дают оценку действиям должностных лиц органов государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля по внесению изменений в план и, в случае необходимости, принимают меры реагирования.
Продление надзорных каникул для малого бизнеса в 2019 году
Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ были продлены надзорные каникулы для субъектов малого бизнеса с незапятнанной репутацией. Согласно данному документу мораторий продолжит действовать в 2019 и 2020 году. Рассмотрим, что же такое надзорные каникулы, для чего их продлевать и какие предприниматели имеют право на отдых.
С чего все началось
Впервые о надзорных каникулах заговорили в 2015 году. Инициатором идеи стал Президент РФ Владимир Путин. Именно он в своем декабрьском послании Федеральному Собранию РФ предложил ввести мораторий на проведение в секторе малого предпринимательства плановых проверок со стороны:
инспекции труда;
пожарной охраны;
Роспотребнадзора;
санитарно-эпидемиологической службы и ряда других проверяющих организаций.
Изначально срок надзорных каникул был определен с начала 2016 до 31 декабря 2018 года. Но впоследствии их решили продлить еще на два года – до 31 декабря 2020 г.
Основной целью надзорных каникул является уменьшение количества проверок в сфере малого бизнеса. Снижение административного давления на малые предприятия позволяет последним больше сил и времени уделять развитию бизнеса, его расширению. Конечным результатом моратория должно стать увеличение доли малого предпринимательства в ВВП страны и укрепление экономики государства.
Кому положены надзорные каникулы
Согласно законодательству, право на освобождение от ряда проверок могут получить не все предприятия. Для того чтобы попасть в сферу действия моратория, необходимо соответствовать ряду критериев.
Первым обязательным условием является отсутствие в течение нескольких лет грубых нарушений, связанных с предпринимательской деятельностью. К разряду «грубых» относятся нарушения:
требований безопасности в промышленной сфере;
норм и правил по использованию атомной энергии;
условий, указанных в лицензии на деятельность в сфере защиты информации;
в отношении производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
трудового законодательства.
Также учитываются нарушения, связанные с транспортной деятельностью (за исключением автомобильного и городского электротранспорта), организацией/проведением азартных игр и распространением оружия.
Второе обязательное условие – необходимо относиться к малому бизнесу. Перечень предприятий, попадающих под определение малых, подробно представляет Закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Согласно этому документу, малыми считаются организации различных форм собственности, хозяйственные товарищества и партнерства, производственные и потребительские кооперативы, фермерские хозяйства и ИП при соблюдении некоторых условий:
ООО относятся к СМП при условии, что:
Участниками общества являются государство или субъекты РФ, общественные или религиозные организации, различные фонды (за исключением инвестиционных). При этом доля этих участников (суммарно) в уставном или складочном капитале не превышает 25% либо они владеют не более чем ¼ акций организации.
Одновременно участники общества из числа иностранных организаций и юридических лиц, не относящихся к СМП, владеют не более чем 49% акций или доли в уставном/складчатом капитале.
Примечание: условия, касающиеся участия иностранных юридических лиц, не распространяются на общества, осуществляющие деятельность в сфере применения результатов интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладают учредители. Также исключение распространяется на организации, являющиеся резидентами инновационного центра «Сколково» и те, в число учредителей которых входят АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ.
Помимо юридических критериев, для того чтобы попасть в перечень СМП, организация должна соответствовать определенным требованиям по размеру доходов и численности работников.Согласно законодательству, малым предприятие может считаться при условии, что его коллектив состоит не более чем из 100 человек, а годовой доход не превышает 800 млн. рублей. Последний составляется из суммы всех видов доходов, полученных предприятием с учетом всех видов деятельности и применяемых налоговых режимов.
На какие проверки действует «освобождение»
Важно понимать, что «надзорные каникулы» не освобождают малых предпринимателей от проверок полностью, они лишь способствуют сокращению количества части из них.
Так, мораторий распространяется только на плановые неналоговые проверки. Плановая проверка – мероприятие, целью которого является оценка соответствия деятельности предприятия/организации требованиям нормативных актов государства. Плановые проверки организуют уполномоченные на это госорганы с периодичностью 1 раз в 3 года.
К неналоговым проверкам, в свою очередь, относят надзорные мероприятия, проводимые со стороны санитарно-эпидемиологических организаций, пожарных, инспекций по труду, органами самоуправления и другими контролирующими органами.
Исключения, когда мораторий не действует
Независимо от списочного состава работающего персонала и годового оборота, от проверок не освобождаются предприятия/организации, работающие в отраслях:
здравоохранения;
образования;
теплоснабжения;
электроэнергетики.
Также не распространяется действие надзорных каникул на тех, кто занят в сфере экологической безопасности и промышленности.
Но даже если малое предприятие соответствует всем критериям и не осуществляет «исключительных» видов деятельности, согласно Закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», оно не может быть освобождено от плановых проверок:
Проводимых в рамках надзорных мероприятий, по которым установлены категории риска или классы опасности. Также не отменяются обязательные проверки в отношении организаций или ИП, относящихся к определенной категории риска либо определенному классу опасности (при условии, что опасным является само производство либо используемые в процессе работы объекты).
Проводимых по видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Организуемых в рамках федерального госнадзора в области обеспечения радиационной безопасности, обеспечения защиты гостайны, в области использования атомной энергии, федерального государственного пробирного надзора.
Также мораторий не распространяется на проверки по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций.
Также, несмотря на надзорные каникулы, на малых предприятиях может осуществляться плановый валютный, таможенный, портовый контроль, банковский и страховой надзор, а также государственный контроль деятельности, связанной с госзакупками.
Кроме того, с января 2019 года в законодательстве появилась оговорка, согласно которой при освобождении от проверок будет действовать риск-ориентированный подход. Это значит, что количество проверок будет сокращаться там, где риск нарушений минимален, и увеличиваться в зонах повышенного риска.
В каких случаях мораторий может быть снят
Мораторий на проведение плановых проверок вовсе не означает, что предприниматели могут безнаказанно нарушать нормативные акты или совершенно расслабиться, забыв о некоторых пунктах своих обязательств. Необходимо помнить, что запрет на проведение проверки может быть снят при:
нарушение прав одного из партнеров (заказчиков);
угрозе жизни и здоровью окружающих или сотрудников;
потенциальной угрозе окружающей среде или культурному наследию.
При возникновении любой из этих ситуаций проверки могут быть инициированы налоговой службой или прокуратурой. Также действие моратория может быть снято по жалобе одного из клиентов организации, если тот заметит какие-либо нарушения по отношению к себе.
Таким образом, чтобы получить возможность воспользоваться надзорными каникулами, предприниматели должны удостовериться, что подходят под определение «малого предприятия» (проверить это можно в едином государственном реестре СМП).
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 577-03-71 (Москва)
+7 (812) 425-60-36 (Санкт-Петербург)
8 (800) 350-84-13 доб 680 Для всех регионов!
Это быстро и бесплатно!
При этом мораторий на проверки – это вовсе не повод для малых предприятий расслабляться, ведь любое нарушение может привести не только к снятию моратория, но и к усилению контроля, к административной и даже уголовной ответственности.
Автор: Сергей Ильин
Профессор права и юриспруденции, Экономист МЭО
Надзорные каникулы для малого бизнеса
Елена Миско, аудитор, Аудиторская компания ЗАО «Точка опоры»
Существенные нововведения в регулирование государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов вносит с 1 января 2016 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 246-ФЗ).
В частности, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года Законом № 246-ФЗ вводятся «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства.
Напоминаем, что с 25 июля 2015 года изменился один из критериев для отнесения потребительского кооператива и коммерческой организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), крестьянского (фермерского) хозяйства, а также индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства – предельное значение выручки.
Начиная с 25 июля 2015 года, действуют следующие предельные значения выручки:
микропредприятия – 120 млн руб.;
малые предприятия – 800 млн руб.;
средние предприятия – 2 млрд руб.
Новые предельные значения были введены постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Отметим, что не для всех субъектов малого предпринимательства будут действовать «надзорные каникулы».
Под действие закона не попадают субъекты малого предпринимательства, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен Правительством РФ 1 ). В частности, это деятельность в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Кроме того, согласно части 2 статьи 26.1 Закона № 246-ФЗ, контролирующие органы вправе включить в ежегодный план проведения плановых проверок субъекты малого предпринимательства, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения или в отношении которых было приостановлено и (или) аннулировано действие лицензии, и с даты проведения проверки, на основании которой было вынесено соответствующее решение (постановление), прошло менее трех лет.
Обращаем Ваше внимание, что нормами Закона № 246-ФЗ закрепляется право юридического лица или индивидуального предпринимателя подать в контрольный (надзорный) орган заявление об исключении его из ежегодного плана проверок, если данное лицо или предприниматель полагает, что проверка по нему включена в ежегодный план проверок в нарушение положений Закона № 246-ФЗ.
Следует иметь в виду, что «надзорные каникулы», о которых идет речь в Законе № 246-ФЗ, распространяются не на все виды контрольных (надзорных) мероприятий.
Поскольку Закон № 246-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), то он фактически привязывает действие вышеописанных контрольных послаблений в адрес малого бизнеса только в отношении тех видов государственного контроля, которые не выведены из сферы действия Закона № 294-ФЗ (п.3 и 3.1 Закона № 294-ФЗ).
В частности, «надзорные каникулы» не будут распространяться на налоговый контроль, контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды, таможенный контроль, прокурорский надзор.
Другие виды контроля (надзора), на которые не распространяется мораторий на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства, прямо поименованы статье 6 Закона № 246-ФЗ. В частности, это относится к проверкам в рамках:
федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности,
федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности,
внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,
федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности.
Наша справка
В течение трех ближайших лет субъект малого предпринимательства может на законном основании быть освобожден от плановых проверок со стороны, к примеру, трудовой инспекции, ФМС, Роспотребнадзора и т.п., если субъект малого предпринимательства:
– не входит в список исключений, для которых Правительством РФ предусмотрен особый порядок проведения контрольных мероприятий;
– в рамках своей деятельности не эксплуатирует объекты повышенной опасности и не представляет угрозы окружающей среде;
– не привлекался к административной ответственности и не подвергался приостановке (аннулированию) лицензии в течение трех последних лет.
Вместе с тем Закон № 246-ФЗ не избавит субъекты малого предпринимательства от всех существующих видов государственного контроля. В частности, в указанный трехлетний период налоговые органы, органы ФСС, ФФОМС, ПФР, прокуратура и др. вправе назначить плановую проверку субъекта малого предпринимательства.
Обращаем Ваше внимание, что послабляющие меры, вводимые для стимулирования развития малого бизнеса Законом № 246-ФЗ, касаются только освобождения от плановых проверок. Что касается внеплановых проверок, то для инициирования такой проверки достаточно, в частности, обращения в контролирующий орган любого гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица в случаях:
– возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Напоминаем, что основания для назначения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и процедура ее проведения регулируются нормами части 10 Закона № 294-ФЗ.
Отметим, что любая организация может получить информацию о том, собирается ли к ней внеплановая проверка, на сайте proverki.gov.ru. На данном интернет-ресурсе размещен единый реестр плановых и внеплановых проверок ФМС, инспекций Минтруда, МЧС и других контролирующих органов. Для получения информации необходимо ввести в специальной форме название организации и ее ИНН и кликнуть кнопку «Найти».
В реестре сведения о внеплановых проверках публикуются не позднее трех рабочих дней после издания приказа о назначении проверки, за исключением проверок, инициированных жалобами потребителями или угрозами причинения вреда жизни и здоровью. В таком случае сведения о проверках появляются в реестре уже после их начала.
В заключение хотим отметить, что организациям и индивидуальным предпринимателям, которые в соответствии с нормами Закона № 246-ФЗ попадают под освобождение от плановых проверок, не нужно документально подтверждать, что они относятся к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с частью 4 статьи 26.1 Закона № 246-ФЗ, при планировании контрольных мероприятий контролирующие органы обязаны самостоятельно проверить, относятся ли включенные в план проверок лица к субъектам малого предпринимательства.
1. В настоящее время перечень видов деятельности установлен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 №944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»
Надзорные каникулы: сущность, сроки, исключения
Надзорные каникулы — это современная опция, предоставляемая начинающим предпринимателям со стороны различных контрольных структур. Главной задачей является упростить задачу бизнесу и позволить ему развиваться первое время без плановых проверок со стороны контролирующих органов. В чем сущность надзорных каникул для бизнеса? В какой период они предоставляются? Какие имеются исключения?
Общие положения
На фоне постоянных жалоб со стороны предпринимателей-новичков касательно жесткого подхода со стороны контрольных органов, было принято решение отменить плановый контроль на период с начала 2016-го по конец 2018 года. Такое нововведение касается только малого бизнеса. При этом рассчитывать на освобождение от контроля не стоит — он остается, путь и в ограниченной форме.
Надзорные каникулы — шаг навстречу предпринимателям. Речь идет об ограничении целого ряда проверок со стороны:
Пожарной и трудовой инспекции.
Роспотребнадзора.
СЭС и прочих структур.
Благодаря этому, новичок в сфере бизнеса может спокойно заниматься развитием дела и не отвлекаться на многочисленные проверки. Но это не значит, что можно идти на нарушения — при выявлении таковых в процессе внепланового контроля предприниматель будет наказан по всей строгости. Также стоит учесть, что надзорные каникулы относятся не ко всем сферам деятельности (об исключениях речь пойдет ниже).
Надзорные каникулы: требования и исключения
Малый бизнес вправе рассчитывать на надзорные каникулы в случае, если годовая прибыль не превышает 800 тысяч рублей. При этом не стоит ожидать полной отмены проверок — налогоплательщик все равно находится под контролем. Важно помнить о ряде исключений, которые ограничивают действие надзорных каникул.
Главное условие, ограничивающее право на применение данной опции — наличие у предпринимателей за прошедшие три года:
Постановлений, касающихся наложения штрафных санкций за нарушение действующего закона.
Решений по обнулению или приостановке действующей лицензии, предоставленной с учетом ФЗ о лицензировании.
Надзорные каникулы для бизнеса не распространяются на некоторые сектора деятельности. Так, воспользоваться опцией не смогут предприниматели, работающие в следующих сферах:
Социальной (образование, медицина и прочие).
Пожарной.
Промышленной.
Экологической безопасности и ряде других (упоминаются в ФЗ-294).
В ФЗ-294 четко прописана периодичность контрольных выездов (плановых и неплановых). К примеру, для представителей малого бизнеса объем плановых проверок — 50 часов в год. Для сравнения микрокомпании подвергаются контролю реже — 15 ч/год. Существует и ряд исключений, при которых возможно продление проверок (на дополнительные 20 суток, не больше). Надзорные каникулы в бизнесе позволяют «отодвинуть» сроки проверок на определенный период. Цель — ускорить развитие малого предпринимательства и увеличить объем поступающих в казну средств.
Также к исключениям надзорных каникул стоит отнести:
Деятельность, которая связана с опасностью для жизни (энергетика, работа под землей, энергоснабжение и прочие).
Внеплановые проверки. Как отмечалось, надзорные каникулы касаются только плановых выездов. Что касается внепланового контроля, он остается. При этом поводом для проверки может стать жалоба на представителя ИП или ООО (от покупателя или клиента).
Если предприниматель ведет деятельность по закону и ни с кем не конфликтует, проверки ему не грозят. Несмотря на ряд исключений, 98-99% представителей малого бизнеса подпадают под критерии налоговых каникул.
Срок действия
В начала статьи отмечалось, что действие надзорных каникул стартовало с начала 2016 года (с 1 января). Они имеют силу в течение 3-х лет (до конца декабря 2018-го). По завершении этого периода можно ожидать плановую проверку (если к тому времени не произойдет каких-либо новых изменений).
Факт организации надзорных каникул для бизнеса одобрен на самом высоком уровне Президентом РФ. Так что за нарушение предлагаемых условий можно не переживать. При этом предприниматели должны помнить, что надзорные каникулы не отменяют таможенный и налоговый контроль, проверку платежей во внебюджетные формы, а также прокурорский надзор.