Специальные налоговые режимы в сфере малого бизнеса

Специальные налоговые режимы в сфере малого бизнеса

Малый бизнес и налоги: кто кого?

Согласно указу президента, 2020 год будет объявлен Годом предпринимательства. По иронии судьбы именно к этому году малому бизнесу приготовлены новые «подарки». Последний из них был сделан совсем недавно: Минэкономразвития объявило об индексации коэффициентов-дефляторов, в результате чего выплаты по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), патентной системе налогообложения (ПСН) и торговому сбору увеличатся на 4,9% по сравнению с текущим годом.

Казалось бы, 4,9% — это не так уж много. Но дело в том, что это повышение нагрузки произойдет наряду с другими процессами, о которых сейчас почти не говорят. Общим результатом станет значительное повышение фискальной нагрузки на малый бизнес, и вместо планируемого роста малого бизнеса мы получим его сокращение.

Страховые взносы для ИП растут быстрее инфляции

С 2020 года сумма обязательных взносов ИП в Пенсионный фонд и ФОМС снова будет увеличена. Масштабы этого повышения значительно выше, чем упомянутые 4,9%: отчисления в Пенсионный фонд вырастут на 10,5%, а в ФОМС — на целых 22,4% (расчеты ИКСИ на основе ст. 430 п. 1 НК РФ, обсуждавшиеся в СМИ). При этом далеко не все ИП могут зачесть эти суммы при уплате своих налогов на доходы.

Как предполагается, после 2020 года ежегодное повышение взносов для ИП будет прекращено, поскольку эти платежи не будут зависеть от МРОТ. Но учитывая общие тенденции к постепенному повышению налоговой нагрузки, сложно поверить, что эти суммы не будут индексироваться по каким-то иным правилам, например через те же дефляторы.

И это не вся история со страховыми взносами, которые уже стали одним из главных видов фискальной нагрузки для российского бизнеса. Каждый год, согласно расчетам ИКСИ на основании опубликованных данных, на 10-12% индексируются пороговые суммы, начиная с которых применяются пониженные ставки взносов. А значит, для добросовестных плательщиков взносов, выплачивающих квалифицированным сотрудникам высокую заработную плату, нагрузка по страховым взносам ежегодно растет. При этом льготы по страховым взносам для малого бизнеса, к сожалению, доступны лишь отдельным категориям плательщиков.

Применять специальные налоговые режимы становится сложнее

Одним из наиболее серьезных изменений, ограничивающих применение спецрежимов, станет отмена ЕНВД с 2021 года. Сейчас этот налог уплачивают 2,1 млн субъектов малого бизнеса, из них 1,8 млн ИП. Таким образом, на ЕНВД находятся около 55% ИП, действующих в стране, и порядка 10% юрлиц (малых компаний). С 2021 года все они столкнутся с необходимостью изменения налогового режима. При этом для большинства из них наиболее вероятным будет переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой налог будет рассчитываться не от предполагаемого («вмененного») дохода, а от фактических поступлений, что во многих случаях эквивалентно повышению налоговой нагрузки.

Не менее важным изменением станет запрет на применение ЕНВД и патентной системы налогообложения при торговле товарами, подлежащими маркировке. В 2020 г. это в полной мере коснется торговли обувью, лекарственными средствами, текстильной, парфюмерной продукцией, автомобильными шинами и т. п. Учитывая, что в сфере торговли работает более половины российского малого бизнеса, изменения затронут значительное количество компаний и ИП.

Планы Минфина предполагают введение ограничений (см. ниже) и на новую налоговую систему для «самозанятых» — налог на профессиональный доход (НПД). После достаточно успешного старта этой системы в четырех пилотных регионах вместо распространения НПД на все регионы страны предполагается ввести этот режим только в «отдельных субъектах РФ». Обсуждаются также ограничения на виды деятельности, которыми могут заниматься «самозанятые».

Имущественные налоги продолжают расти

В стране продолжается переход к расчету имущественных налогов по кадастровой стоимости: ежегодно уточняются и дополняются перечни объектов, которые подлежат обложению имущественными налогами по новой системе. Происходит и переоценка ранее проведенной кадастровой оценки, чаще всего в сторону ее повышения. Например, в прошлом году в СМИ активно обсуждалось 20%-ное повышение кадастровой стоимости для большинства объектов торговой недвижимости в Москве и Московской области.

И это касается не только компаний и ИП, являющихся собственниками недвижимости. Рост налоговой нагрузки по имущественным налогам приведет и к росту платы за аренду помещений и земельных участков, используемых малым бизнесом.

Малый бизнес продолжит сокращаться

Малый бизнес сейчас находится в ситуации, когда спрос на производимые товары и услуги ограничен из-за сокращения реальных доходов граждан, а расходы (как производственного, так и фискального характера) продолжают расти. Неизбежный результат этого — падение рентабельности бизнеса, в ряде случаев приводящий к его закрытию.

Собственно говоря, именно это и наблюдается в последнее время. Последние данные Реестра МСП на 10 октября 2019 года показывают (согласно расчетам ИКСИ на основе данных реестра МСП), что общее количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2% в годовом выражении. При этом число малых организаций (юрлиц) сокращается заметно более высокими темпами: на 15,3% в годовом выражении. Численность ИП пока продолжает расти. Однако повышение нагрузки в предстоящие год-два, которое описано выше, скажется главным образом на ИП. Именно они прежде всего столкнутся с повышением страховых взносов, ростом выплат по ПСН, ЕНВД и необходимостью перехода на другие режимы налогообложения. Поэтому с высокой вероятностью можно ожидать, что рост численности ИП в 2020-2021 годах замедлится, что повысит темпы сокращения числа малых предприятий.

Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» под вопросом

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» предусматривает, что к 2024 году в сфере малого и среднего бизнеса должно быть занято 25 млн человек, а доля сектора в ВВП страны должна достигнуть 32,5%. На данный момент фактические показатели существенно (как минимум на треть) отстают от этих целей. В секторе малого и среднего бизнеса сейчас занято 19,1 млн человек (15,7 млн наемных работников и 3,4 млн ИП), а вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России составит 22,9% в 2019-м.

Можно ли преодолеть это отставание за оставшиеся 5 лет? При продолжении существующих тенденций в экономике и экономической политике, конечно, нет. Выполнение этих задач требует принципиально иного подхода к развитию малого и среднего бизнеса. В сфере налоговой политики это означает отказ от любых действий, повышающих нагрузку на малый бизнес (как минимум на период реализации нацпроектов) и проработку налоговых стимулов для его участников, занимающихся инвестициями и инновациями, создающих рабочие места, осваивающих новые рынки, в том числе зарубежные. Крайне важно, чтобы эти стимулы имели не точечный, а широкий охват по всей стране. А значит, нужны не только инициативы от регионов по предоставлению таких стимулов, но и всесторонняя поддержка этих инициатив на федеральном уровне.

Специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса

Российское налоговое законодательство предусматривает более льготные режимы налогообложения для стимулирования предпринимательства, которое во многих странах считается основой экономики. К ним можно отнести, прежде всего, УСН и единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Преимущества налогоплательщиков, использующих указанные системы налогообложения, заключаются в следующем:

  • • более низкая налоговая нагрузка;
  • • упрощенная система налогового учета и отчетности.

Организации, применяющие льготный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество организаций, НДС (исключение составляет ввоз товаров на таможенную территорию России).

Так, УСН ориентирована на малый и средний бизнес, как в отраслях сферы материального производства (обрабатывающие отрасли, строительство, связь, транспорт и др.), так и в сфере торговли. Переход к УНС проводится организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Применение ЕНВД — обязательное для компаний, осуществляющих деятельность в рамках ЕНВД, если указанный режим введен органами местного самоуправления на территории муниципальных образований, на которых функционирует компания. ЕНВД ориентирован на сферу мелкой розничной торговли и услуг населению.

Данные налоговые режимы не предусмотрены для индивидуальных предпринимателей и компаний, работающих в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых, производство и реализация подакцизной продукции, а также в финансовой сфере (банки, страховщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг и др.). Также не могут использовать указанные режимы бюджетные и иностранные организации. Установлены ограничения и относительно экономических показателей деятельности налогоплательщиков, использующих данный режим, а именно:

  • • доход от реализации продукции (товаров, работ и услуг) в течение календарного года не превышает 120 млн руб. нарастающим итогом с начала года;
  • • остаточная стоимость амортизируемых основных средств и нематериальных активов, рассчитанная по данным бухгалтерского учета, не может превышать 150 млн руб.;
  • • средняя численность работающих не может превышать 100 человек.
Читать еще:  Выращивание женьшеня как бизнес

Рассмотрим особенности планирования налоговых доходов и расходов,

а также расчет налогов в рамках указанных льготных режимов.

Налоговая база и механизм исчисления налога по УСН

Налогоплательщик самостоятельно выбирает порядок расчета и уплаты налога из двух допустимых вариантов выбора объекта налога:

  • — разница между доходами и расходами;
  • — доход, полученный за налоговый (отчетный) период.

Налоговый период признается календарный год, отчетными — квартал,

полгода, 9 месяцев.

При исчислении налоговой базы учитывается ряд особенностей:

  • а) доходы и расходы признаются кассовым методом, т.е. после их оплаты, на основе движения денежных средств;
  • б) расходы признаются только в пределах перечня, установленного ст. 346.16 ПК РФ;
  • в) основные средства не амортизируются, а списываются на расходы равномерно в течение налогового периода, в котором они приобретены.

При выборе в качестве объекта налогообложения «доходы — расходы» размер налога рассчитывается следующим образом:

где Д (Р) — соответственно доходы (расходы) за налоговый период; Ст — ставка налога (15%).

Законами субъектов РФ могут устанавливаться дифференцированные налоговые ставки от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Если получен убыток или сумма налога к уплате в бюджет менее 1% дохода, то уплачивается минимальный налог в размере 1% дохода. Минимальный налог и убыток могут быть перенесены на будущие налоговые периоды в течение 10 лет.

При выборе в качестве объекта налогообложения «доходы» размер налога рассчитывается как

где Д — размер выручки за налоговый (отчетный) период; Ст — ставка налога (6%).

Сумма налога может быть уменьшена на взносы на обязательное пенсионное страхование и пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные за счет средств работодателя в том же налоговом периоде:

где ОПС — взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные за тот же налоговый (отчетный) период в зависимости от фонда оплаты труда сотрудников; ПВН — пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные за счет средств работодателя в том же налоговом (отчетном) периоде.

Перечисленные вычеты не могут превышать 50% налога без указанных вычетов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком и может быть изменен только с начала налогового периода с обязательным уведомлением об этом налогового органа до 31 декабря года, предшествующего году, в котором будет изменен объект налогообложения.

Вернемся к нашему примеру применительно к розничным сетям. Напомним, что розничный магазин продал населению за квартал 500 пар обуви по цене 2950 руб., приобретя их по цене 2360 руб. (в том числе НДС 360 руб.). Допустим, компания может применять УНС (численность менее 100 человек, стоимость основных средств менее 100 млн руб.), подала в налоговый орган заявление о переходе на эту систему налогообложения. Рассчитаем сумму налогов к уплате применительно к налоговому периоду исходя из предпосылки, что компания не будет снижать цену продаж на сумму НДС, и тогда выручка за отчетный период (квартал) составит 1 475 000 руб. (2950-500).

Пусть налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Материальные расходы магазина на приобретение товара составили 1 180 000 руб.

Предположим, что расходы на оплату труда, страховые взносы на обязательное страхование и пр. составляют 100 000 руб. и сформированы с учетом требований налогового законодательства.

Пусть налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения «доходы». Тогда размер налога составит

Эта сумма может быть уменьшена на взносы на обязательное пенсионное страхование и пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные за счет средств работодателя в том же налоговом (отчетном) периоде. Однако вычеты не могут превышать 50% налога.

Налогоплательщику необходимо отчитываться в налоговой инспекции за I квартал, полугодие и 9 месяцев. Предположим, что экономические показатели магазина одинаковые по всем кварталам в течение года. При выборе в качестве объекта налогообложения «доходы — расходы»:

Оптимальные режимы налогообложения для предприятий различных сфер деятельности малого бизнеса

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 06.12.2016 2016-12-06

Статья просмотрена: 343 раза

Библиографическое описание:

Елина И. А., Курмаев Н. А. Оптимальные режимы налогообложения для предприятий различных сфер деятельности малого бизнеса // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 290-293. — URL https://moluch.ru/archive/130/36120/ (дата обращения: 11.02.2020).

Оптимальные режимы налогообложения для предприятий различных сфер деятельности малого бизнеса

Елина Ирина Андреевна, магистрант;

Курмаев Никита Александрович, магистрант

Тольяттинский государственный университет

В настоящее время предприниматель может выбрать удобный для своего бизнеса режим налогообложения, который будет соответствовать специфике деятельности. В статье рассмотрены оптимальные системы налогообложения для предприятий различных сфер деятельности малого бизнеса.

Ключевые слова: оптимальные режимы налогообложения, налоги, малый бизнес, общий режим налогообложения, специальный режим налогообложения

Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования. Обладая способностью быстрой адаптации к внешним изменениям, малый бизнес в развитых странах выступает в качестве ключевого источника инновационного роста экономики. Так, в странах Европы малый и средний бизнес обеспечивает рабочими местами около 70 % населения и создает около 60 % валовой добавленной стоимости. Одновременно в России вклад малого и среднего бизнеса во внутренний валовый продукт и занятость населения составляет около 20 % и 25 % соответственно. Кроме того, экономическая нестабильность и введение санкций особенно остро повлияли именно на малый бизнес, что повлекло закрытие ряда предприятий и формированию пессимистического взгляда индивидуальных предпринимателей на перспективы развития. Взятый правительством курс на импортозамещение несколько смягчает негативные эффекты высокой волатильности рынка, однако не решает всех проблем. В последние годы в стране наблюдается общее снижение деловой активности и падение доходности среди субъектов малого бизнеса. В текущих условиях развитие структуры малого и среднего бизнеса приобретает особое значение. Эффективность работы механизмов государственной поддержки обуславливает позитивные или негативные тенденции их возникновения и развития.

Одним из действующих в настоящее время механизмов поддержки бизнеса в России является многовариантность системы налогообложения. Предприниматель может выбрать наиболее удобный для своего бизнеса режим налогообложения, который будет соответствовать специфике его деятельности, позволит максимизировать прибыль и будет наиболее удобным в части формирования необходимой отчетности.

По состоянию на 2016 год Налоговым Кодексом Российской Федерации для российского малого бизнеса предусматривается 5 режимов налогообложения:

1) общий режим налогообложения (далее в тексте — ОРН);

2) специальные режимы налогообложения:

− упрощенная система налогообложения (далее в тексте — УСН)

− патентная система налогообложения (далее в тексте — ПСН)

− единый сельскохозяйственный налог (далее в тексте — ЕСХН)

− единый налог на вмененный доход (далее в тексте — ЕНВД)

Общий режим налогообложения применяется к любому предприятию, которым не был выбран специальный налоговый режим и предполагает уплату налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц своих сотрудников. Кроме того, необходимо уплачивать имущественные налоги. Данный режим не имеет никаких ограничений доступен для применения любому предприятию.

Специальные налоговые режимы были введены с целью облегчения взаимодействия с налоговой службой и повышению конкуренции в сфере малого предпринимательства в рамках реализации государственной политики по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. Конкурентный рынок сдерживает необоснованный рост цен на продукцию, повышает ее качество и создает стимул для внедрения новых технологий. Возможность применения специальных налоговых режимов положительно влияет и на сокращение теневого бизнеса.

Рассмотрим особенности каждого из перечисленных режимов налогообложения подробнее.

Традиционно ОРН считается самой сложной системой налогообложения для малого предпринимательства. Это связано в первую очередь с высокой налоговой нагрузкой, а также с необходимостью ведения полного налогового учета. Как правило, ОРН выбирается теми, предприятиями, которые не удовлетворяют критериям возможности применения специальных налоговых режимов. Преимуществами данного режима являются полное отсутствие ограничений для применения, большое число учитываемых расходов, а также возможность возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета.

УСН могут применять любые предприятия, численность сотрудников в которых не превышает 100 человек, стоимость имущества — 100 млн рублей, доход за год — 60 млн рублей, а доля участия других организаций — 25 %. Данный режим предусматривает уплату единого налога, заменяющего налоги на прибыль (доходы), на имущество и на добавленную стоимость (с некоторыми ограничениями), таким образом, упрощая и уменьшая налоговую нагрузку. К преимуществам УСН можно отнести: возможность выбора объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на расходы), упрощение налогового учета, подача налоговой декларации один раз в год.

Читать еще:  Хлеб из русской печи как бизнес

Недостатками являются возможность потери права применения, вследствие чего придется восстанавливать данные бухгалтерского учета за весь период применения УСН, а также декларировать и уплачивать те налоги, которые были заменены единым налогом; необходимость постоянно контролировать показатели, ограничивающие применение УСН; сокращенный перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу; обязанность уплатить налог даже в случае получения убытков. Кроме того, применяющие УСН организации не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, т. е. при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) они не должны составлять и выставлять счета-фактуры, что является негативным сигналом для их партнеров, применяющих ОРН, и может привести к потере клиентов.

Таким образом, применение УСН нецелесообразно:

− для убыточных организаций;

− для организаций, планирующих свое развитие (увеличение численности сотрудников, получаемых доходов, стоимости имущества), которое может повлечь превышение установленных ограничений;

− для организаций, клиентам которых важно включение в счет налога на добавленную стоимость;

− для организаций, у которых в структуре расходов преобладают расходы, не учитываемые при УСН.

ЕСХН могут выбрать сельскохозяйственные товаропроизводители, доля дохода от реализации собственной сельскохозяйственной продукции которых составляет не менее 70 %. Он предполагает замену единым налогом налогов на имущество, прибыль (доходы) и добавленную стоимость. Основным недостатком данного режима является то, что применять его может строго очерченный круг предпринимателей, а также необходимость не только вести учет в полном объеме, но и соблюдать отраслевые рекомендации по его ведению. Так же как и при УСН организации, применяющие ЕСХН, не имеют права предъявить к вычету из бюджета НДС, что в силу специфики деятельности зачастую невыгодно. На практике большая часть сельскохозяйственной продукции реализуется производителем по ставке НДС 10 %, а техника и материалы закупаются со ставкой 18 %, то есть уплаченная поставщикам сумма НДС превышает полученную и подлежащую к уплате в бюджет. Таким образом, организация получает право на возмещение НДС. В то же время, при ЕСХН сельхозпроизводитель вынужден платить включенный в цену товара поставщика НДС, не имея права предъявить его к вычету.

Уплата единого налога на вмененный доход также освобождает от уплаты НДС, налога на прибыль (доходы), налога на имущество. Кроме того, организация может уменьшить сумму исчисленного налога не более чем на 50 % на сумму уплаченных взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС (ст. 346.32 НК РФ). Применение ЕНВД предполагает упрощенный налоговый учет, однако в отличие от УСН и ЕСХН, налоговая декларация хотя и носит упрощенный характер, должна предоставляться раз в квартал, а не год. Преимуществом данного режима налогообложения является то, что при определении размера налогооблагаемой базы используются корректирующие коэффициенты, позволяющие учесть влияние различных факторов (сезонности, ассортимента товаров, потребительских цен и т. п.) на размер дохода организации.

С отрицательной стороны ЕНВД характеризует не всегда имеющая экономическое обоснование и соответствие реальным результатам разных видов предпринимательской деятельности базовая доходность. В частности, приравнивание базовой доходности индивидуальных предпринимателей, работающих в малых масштабах и осуществляющих свою деятельность самостоятельно, и более крупных организаций, использующих наемный труд, приводит к неравенству налогообложения и крайне негативно влияет на конкурентные позиции частного предпринимательства. Установление коэффициента К2 органами местного самоуправления в каждом районе не всегда справедливо и создает для одних категорий налогоплательщиков льготные условия, а для других — фактически заградительные, что повышает коррупционность этого процесса и нарушает целостность единого экономического пространства в стране. Величина единого налога не зависит от доходов и расходов малого предприятия, а уменьшение налоговой базы за счет отчислений в страховые фонды невыгодно тем организациям, у которых малая численность сотрудников. Присущи данному режиму и недостатки связанные с возмещениями по НДС.

ПСН могут применять индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность одного из видов, приведенных в законе о применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения того субъекта, на территории которого будет осуществляться данная деятельность. Несомненным плюсом является отсутствие необходимости подавать налоговую декларацию и упрощенный налоговый учет. Предпринимателям, использующим ПСН, могут быть представлены налоговые льготы. В то же время, при утрате права на применение ПСН предприниматель должен заплатить налоги по ОРН за весь период, в котором данное право на патентную систему было потеряно. ПСН не предусматривает уменьшения стоимости патента на величину страховых взносов. Стоит отметить, что патент действует только на территории того субъекта РФ, в котором он был получен. Наиболее существенным недостатком ПСН является большое количество ограничений по его применению.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что многовариантная система налогообложения, имея несомненные плюсы для бизнеса, в то же время создает и определенные сложности, так как требует от предпринимателей четкого понимания различий существующих режимов налогообложения, их особенностей, преимуществ и недостатков. При этом в отношении отдельно взятых видов деятельности эта многовариантность — иллюзорна, так как существующие строгие ограничения практически не оставляют им никакого выбора.

При выборе режима важно провести финансовый анализ и финансовое планирование, учесть все издержки, связанные с осуществлением налогового учета и уплатой налогов по данному режиму. Как правило, применение специальных налоговых режимов представляется для малого бизнеса более привлекательным, чем общего режима. Однако, есть и исключения, связанные со спецификой деятельности и названными ранее недостатками. Нецелесообразно выбирать специальные режимы, есть существует вероятность превышения в процессе деятельности установленных ограничений. Кроме того, при выборе нужно определить и классифицировать все планируемые расходы, для того чтобы выявить тот режим, при котором эти расходы могут наилучшим образом минимизировать налоговую нагрузку.

Индивидуальным предпринимателям следует принять во внимание и то, что с 2015 года для впервые зарегистрировавшихся субъектов малого бизнеса, выбравших УСН или ПСН, могут быть предоставлены налоговые каникулы в соответствии с Федеральным Законом № 477-ФЗ. Конкретные виды деятельности индивидуальных предпринимателей, которые могут облагаться по нулевой ставке, а также нормы при введении налоговых каникул устанавливаются субъектами Российской Федерации. Нарушение установленных требований приведет к лишению права пользоваться налоговой льготой. Налоговые каникулы освободят бизнесмена только от уплаты единого налога на УСН и ПСН, остальные налоги, плательщиком которого он является подлежат к обязательной уплате, то же касается и обязательных страховых взносов.

Повсеместное введение налоговых каникул должно оказать стимулирующее воздействие на развитие малого бизнеса и ряда наиболее приоритетных для экономики России отраслей. При этом решение о вводе налоговых каникул на территории субъекта принимается региональными властями, а сферы экономики, для которых могут быть введены налоговые каникулы составляют не более 10 % от общего числа функционирующих на территории страны индивидуальных предпринимателей.

В заключение отметим, что налоговая оптимизация является важнейшей составляющей любого вида бизнеса. Минимизация издержек на уплату налогов и ведение налогового учета напрямую влияет на прибыльность деятельности. Характерной чертой налоговой системы Российской Федерации является наличие как общего, так и специальных режимов налогообложения, каждый из которых обладает своими недостатками и преимуществами. Выбор наиболее подходящего режима является одним из самых важных и сложных направлений развития бизнеса. Для определения оптимального режима каждому представителю малого бизнеса необходимо: подробно изучить все существующие режимы; определить те из них, которые возможны для применения в деятельности конкретной организации; выявить наиболее оптимальный режим, на основе финансового анализа и планирования путем определения налоговой нагрузки. Выбор конкретной системы налогообложения будет зависеть от большого числа различных факторов, начиная от организационно-правовой формы и заканчивая взаимоотношениями с клиентами.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2018

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Для привлечения предпринимателей государство разрабатывает особые условия налогообложения малого и среднего бизнеса. В соответствии со статьей 18 Налогового Кодекса Российской Федерации специальные налоговые режимы трактуются как «особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов». Таким образом, в содержании данного понятия акцентируется внимание на возможность применения режимов налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков (представителей малого и среднего бизнеса).

Законодательством предусмотрены следующие специальные налоговые режимы:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

Читать еще:  Разведение фазанов для охоты как бизнес

– упрощенная система налогообложения (УСН);

– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

– патентная система налогообложения (ПСН) [3].

Поступления налогов от организаций и ИП, применяющих специальные налоговые режимы, в консолидированный бюджет РФ приведены в таблице 1 [1].

Таблица 1 – Динамика налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет РФ за 2014-2016 гг., млн. руб.

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Налог, взимаемый в связи с применением УСН

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Единый сельскохозяйственный налог

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, налоговые поступления по УСН и ЕСХН имеют тенденцию к увеличению. За 2016 год доля налога, взимаемого в связи с применением УСН, увеличилась на 40,7%, а доля налога, взимаемого в связи с применением ЕСХН – на 53%. Примечательна структура поступлений по ЕНВД и ПСН. В 2016 году доля налога, взимаемого в связи с применением ЕНВД, снизилась на 7,5%, а доля налога, взимаемого в связи с применением ПСН, уменьшилась на 21,5%.

Несомненным лидером по количеству поступлений в бюджет является УСН. Она является достаточно «универсальной», поскольку не зависит от вида предпринимательской деятельности, ограничение размера дохода за год позволяет применять данный налоговый режим не только малому, но и среднему бизнесу, а также УСН могут применять как организации, так и ИП.

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого вида специального налогового режима.

При применении специальных налоговых режимов субъекты малого и среднего бизнеса освобождаются от уплаты налогов, присущих общей системе налогообложения, а именно: предприниматели не уплачивают налог на добавленную стоимость, организации – налог на прибыль и налог на имущество организаций, индивидуальные предприниматели – налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц. В обязанность малого и среднего бизнеса входит уплата единого налога либо оплата патента в зависимости от вида специального налогового режима.

ЕСХН – специальный налоговый режим, разработанный для производителей сельскохозяйственной продукции. Основным условием применения режима является доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, которая должна составлять в общем доходе бизнеса не менее 70%. Если в конце года указанная доля уменьшается, то налогоплательщик лишается права на применение льготного режима налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения [4].

Необходимость введения данного режима налогообложения обусловлена тем, что функционирование сельского хозяйства невозможно без государственной поддержки. Общий режим налогообложения несет за собой большое налоговое обременение для представителей малого и среднего бизнеса. Поэтому внедрение ЕСХН, в первую очередь, связано с упрощением системы налогообложения и стимулированием экономического роста для сельскохозяйственных организаций.

Однако данный режим налогообложения имеет недостаток. Организации, перешедшие на ЕСХН, не могут предъявлять НДС к вычету из бюджета, поскольку не являются плательщиками данного налога. Но большинство производителей сельскохозяйственной продукции применяют общую систему налогообложения. Поскольку НДС входит в цену продукции, организации, применяющие ЕСХН, автоматически уплачивают его поставщикам, но по законодательству РФ освобождаются от уплаты. В связи с этим, затраты организации увеличиваются [2, c. 172].

Необходимо отметить тот факт, что ЕСХН направлен только на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, поэтому его нельзя отнести в полной мере к методу поддержки деятельности всех субъектов малого и среднего предпринимательства.

Упрощенная система налогообложения введена в целях упрощения ведения налогового учета малым и средним бизнесом. По сравнению с общим режимом налогообложения при УСН:

– вместо ряда налогов уплачивается единый налог;

– появляется возможность планировать налоговую нагрузку предприятия ввиду выбора объекта налогообложения [5, c.84].

В соответствии со статьей 346.12 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики вправе перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы не превысили 112,5 млн. рублей.

Организации и ИП, применяющие данный режим налогообложения, не выставляют счета-фактуры покупателям и заказчикам. На первый взгляд, это является преимуществом, но не для всех налогоплательщиков. Проблема состоит в том, организации-плательщики НДС отказываются заключать сделки с компаниями, перешедшими на УСН, поскольку теряют возможность получения вычета по НДС. Поэтому налогоплательщики УСН теряют покупателей и заказчиков и увеличивая издержки организации.

В соответствии со статьей 346.14 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения при УСН признаются:

– доходы, уменьшенные на величину расходов.

При выборе объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» у налогоплательщиков возникают некоторые сложности, поскольку расходы не всегда соотносятся с реальными затратами, когда как общая система налогообложения допускает включать в состав расходов практически все издержки предприятия, если они экономически обоснованы и направлены на получение дохода. Кроме того, перечень расходов по УСН постоянно изменяется. В связи с этим, предпринимателям необходимо отслеживать нововведения, чтобы не утратить право применения специального режима налогообложения.ЕНВД – специальный налоговый режим, рассчитанный на представителей малого бизнеса. Отличительной особенностью является то, что величина уплаченного налога зависит не от реально полученного дохода, а от физических показателей. В статье 346.26 Налогового Кодекса РФ приведен перечень видов деятельности, на основании которых налогоплательщиками может применяться ЕНВД.

Особенностью данного режима налогообложения является то, что объектом налогообложения является вмененный доход, а не реально полученный. При его расчете используются значение базовой доходности, число физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности. Однако стоит отметить, что размер базового дохода устанавливается в целом по стране, исключая возможность регионам самостоятельно устанавливать размер дохода исходя из специфических особенностей деятельности в отдельном субъекте. Кроме того, также как и при УСН, предприниматели на ЕНВД освобождаются от уплаты НДС, а значит, процесс работы с партнерами по бизнесу затруднен.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции представляет собой особый вид специального налогового режима, который используется в добывающей промышленности. Главной особенностью является отсутствие ввода определенного налога, а также применения его элементов.

Действие подобного режима выгодно для инвестора и государства. Инвестор имеет благоприятные условия для вложения средств в поиск, разведку и добычу полезных ископаемых, а государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. В связи с этим, применение данного режима представляется невозможным для субъектов малого и среднего бизнеса.

Патентная система налогообложения предназначена для обеспечения льготного режима налогообложения только для индивидуальных предпринимателей. Данный налоговый режим предусматривает приобретение патента, который дает право на ведение определенной предпринимательской деятельности. Период, на который оформляется патент, налогоплательщик определяет самостоятельно, однако он не может быть менее одного месяца и превышать один год [4].

Преимуществом данной системы налогообложения является отсутствие налоговой отчетности в виде декларации, что упрощает процедуру взаимодействия с налоговыми органами. Однако стоит отметить, что организации ПСН применять не могут. Кроме того, недостатком данного режима является невозможность уменьшения стоимости патента за счет выплаченных страховых взносов.

Таким образом, для субъектов малого и среднего бизнеса законодательством РФ предусмотрены особые условия функционирования в экономике страны. Следует сделать вывод, что система налогообложения для малого и среднего предпринимательства требует существенных доработок. Поскольку данный вид бизнеса считается самым неустойчивым к внезапным рыночным изменениям, необходимо путем введения новых и совершенствования уже существующих налоговых режимов осуществлять поддержку в развитии малого и среднего предпринимательства в России.

1. Данные по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс]// Сайт Федеральной налоговой службы РФ [Офиц. сайт]. URL: https://www.nalog.ru/rn42/related_activities/statistics_and_analytics/forms/#t1 (дата обращения: 16.01.2018).

2. Елина, И. А. Проблемы налогообложения малого бизнеса [Текст] / И.А. Елина // Молодой ученый. – 2016. – №24. – С. 170-173.

3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 15.01.2018)

4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 15.01.2018)

5. Николаева, М.В. УСН как инструмент развития малого бизнеса [Текст] / М. В. Николаева // International Scientific Journal Theoretical & Applied Science. – 2015. №7 (27). – С.82-86.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector