Стимулирование малого бизнеса в РФ

Стимулирование малого бизнеса в РФ

Стимулирование малого бизнеса в РФ

Библиографическая ссылка на статью:
Ивашинникова Е.А., Голояд А.Н. Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62400 (дата обращения: 03.02.2020).

Налоговое стимулирование является важнейшим инструментом повышения привлекательности ведения малого бизнеса в стране. Под налоговым стимулированием мы понимаем целенаправленные действия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению в законодательстве о налогах и сборах и реальному предоставлению налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов для создания экономической заинтересованности осуществления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности [3].

Основным законом, определяющим общие положения государственной поддержки малого бизнеса, а также устанавливающим формы и методы государственного стимулирования и регулирования малого бизнеса, является Федеральный закон от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Основные налоговые меры, которое государство приняло для стимулирования малого бизнеса, являются:

1) Упрощенная система ведения бухгалтерского учета

2) Льготные налоговые режимы

3) Налоговые каникулы

4) Рассрочка или отсрочка по уплате налога

Упрощенная система ведения бухгалтерского учета позволяет предприятию сэкономить на таком специалисте как бухгалтер, поскольку налогоплательщику не обязательно обладать углубленными знаниями бухгалтерского учета, а это существенно облегчает условия ведения бизнеса.

Если говорить про специальные налоговые режимы, то на данный момент существует 4 вида налоговых режимов для малого бизнеса: упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Упрощенная система налогообложения – один из самых распространенных режимов налогообложения малого бизнеса. Но применять его можно только при соблюдении определенных критериев таких как годовой доход, средняя численность работников, остаточная стоимость основных средств предприятия[6]. При выборе такой системы налогообложения ставка налога будет зависеть от следующих факторов:

1) При выборе налогоплательщиком объекта налога «Доходы», налоговая ставка составит 6%

2) При выборе налогоплательщиком объекта налога «Доходы минус Расходы» ставка налога составит от 5 до 15%, в зависимости от субъекта РФ.

При выборе налогового объекта «Доходы», налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму уплаченных им страховых взносов за своих сотрудников, а также пособий по временной нетрудоспособности, но не более 50% от налоговой базы для организаций. Для ИП ограничений по уменьшению налоговой базы нет [7].

Применение УСН организациями освобождает их от уплаты следующих налогов:

  1. Налог на прибыль организаций;
  2. Налог на имущество организаций;
  3. Налог на добавленную стоимость.

Применение УСН индивидуальными предпринимателями освобождает их от уплаты следующих налогов:

  1. Налог на доходы физических лиц по предпринимательской деятельности;
  2. Налог на имущество физических лиц по имуществу, которое используется для предпринимательской деятельности;
  3. Налога на добавленную стоимость.

Патентная система налогообложения (ПСН) в общем случае предусматривает освобождение предпринимателя от ряда налогов, является добровольной и может совмещаться с другими режимами налогообложения.

Перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению в рамках патентной системы налогообложения, ограничен. В частности, под патентную систему подпадают:

– розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более50 кв. мпо каждому объекту организации торговли;

– услуги общественного питания, оказываемые через объекты общественного питания с площадью зала обслуживания не более50 кв. м;

– парикмахерские и косметические услуги;

– оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

При выборе ПСН налоговым объектом будет величина не полученного дохода, а потенциально возможного дохода, предусмотренного законами субъектов РФ. При использовании ПСН, налогоплательщики также как и при УСН освобождаются от уплаты ряда налогов [4; 5].

Единый сельскохозяйственный налог имеет самую низкую налоговую ставку 6% от прибыли предприятия. Главным критерием применения ЕСХН является ведение сельского хозяйства в качестве основного вида деятельности предприятия. При использовании ЕСХН, налогоплательщик также освобождается от уплаты ряда налогов.

Единый налог на вмененный доход может применяться только для определенного перечня видов деятельности, указанных в ст. 346.26 Налогового кодекса РФ. Налоговая ставка при выборе ЕНВД равна 15% от вмененного дохода. Вмененный доход в свою очередь равен: Базовая доходность по определенному виду деятельности × К1 × К2 × Величина физического показателя по определенному виду деятельности, где:

К1 – коэффициент-дефлятор – отражает влияние инфляции, то есть изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), за несколько лет.

К2 – коэффициент, который учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности. В частности, ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и пр.

Физический показатель – количественный, характеризует деятельность налогоплательщика и различается в зависимости от ее вида (количество работников при оказании бытовых услуг; общая площадь стоянки при хранении автотранспортных средств и пр.). При использовании ЕНДВ, налогоплательщик освобождается от уплаты ряда налогов. [1]

Еще одной государственной льготой малому бизнесу является предоставление налоговых каникул – освобождение организации или индивидуального предпринимателя от уплаты налогов в течение некоторого периода [2; 3]. В РФ налоговыми каникулами вправе воспользоваться организации и ИП с момента их регистрации в налоговом органе и в течение 2-х последующих лет, а также основной вид деятельности должен попадать в список 4 пункта статьи 346.20 НК РФ. Доход организации или ИП не должен быть менее 70 процентов по основному виду деятельности.

Если налогоплательщик по каким-либо причинам не в состоянии заплатить налог в определенный промежуток времени, он вправе запросить у налогового органа рассрочку или отсрочку по уплате налогов. Для этого необходимо подать соответствующие заявление в ИФНС. В результате рассмотрения этого заявления, будет вынесено решение о предоставлении рассрочки или отсрочки налогоплательщику.

Таким образом, при выборе того или иного специального налогового режима, предприятие освобождается от уплаты различных налогов, таких как налог на прибыль организаций, НДС и другие, вместо них, оно платит один единственный налог, что определенно снижает налоговую нагрузку малого бизнеса и упрощает его ведение. Все вышеперечисленные государственные налоговые льготы существенно стимулируют развитие бизнеса на территории Российской Федерации.

Стимулирование малого бизнеса в РФ

Оказание влияния развития предпринимательства.

Одним из самых важных аспектов, с помощью которого можно достичь сбалансированного социально-экономического развития России является налоговое стимулирование малого и среднего предпринимательства. Почему это всё-таки так важно для экономического развития страны? Развитие малого и среднего предпринимательства оказывать влияние на следующие сферы:1) социальная сфера, влияние которой заключается в обеспечении занятости части населения, создании новых рабочих мест, росте доли экономически активного населения, улучшении условий жизни за счет предпринимательских доходов, сглаживании диспропорций развития в благосостоянии различных социальных групп населения;2) финансовая сфера, которая связана с финансовым самообеспечением предпринимательства и членов их семей, оплатой труда наемных работников;3) бюджетная сфера, предполагающая поступление налогов и платежей в бюджетную систему, обеспечение собственной доходной базой субфедеральных и местных бюджетов;4) экономико-стимулирующая сфера, которая связана с увеличением числа собственников, конкурентным отбором эффективных собственников, для которых малый бизнес становится отправной точкой для дальнейшего развития; созданием конкурентной среды для других форм бизнеса;5) инновационное-инвестиционная сфера, которая очень актуальна в наши дни и связана с разработкой и внедрением технологических, технических и организационных нововведений и инноваций; косвенной стимуляцией эффективности производства крупных компаний посредством освоения новых рынков.Глобальные изменения экономической структуры рынка в сторону стагнации, нестабильная экономическая ситуация в стране: всё это негативно влияет на климат малого и среднего предпринимательства, а значит и на все выше перечисленные сферы.По данным Росстата, в России резко сократилось число малых предприятий. Специалисты, утверждают, что реальную ситуацию в сфере малого и среднего предпринимательства в настоящее время оценить невозможно. Только через год станет понятно, как бизнес пережил сокращение господдержки на фоне сложной экономической ситуации в стране. Причем объемы господдержки будут сокращаться и дальше.

Читать еще:  Фасовка специй как бизнес

Вопрос устойчивого развития малого и среднего предпринимательства приобретают особую экономическую и социальную значимость. Малые предприятия влияют на перелив капитала в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов, поддерживая и развивая инфраструктурные отрасли экономики. Мобильность и гибкость малого предпринимательства позволяют проявлять быстрое реагирование на запросы рынка и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, но не стоит забывать, что тяжёлое экономическое положение в стране способно стать фактором сокращения деятельности малых предприятий. Основные трудности заключаются в неустойчивом балансировании на рынке, угроза банкротства очень велика, подобная нестабильность присуща только данному сектору экономики. Предприниматели по-прежнему считают одной из главных проблем уровень налогообложения.

Введениекомплексамер. Налоговые льготы.Налоговая политика в сфере предпринимательства представляет собой комплекс мер, направленных на усиление государственной поддержки данного сектора экономики, создания благоприятного климата для прогрессивного развития малого, среднего и крупного бизнеса.7 апреля 2015 года президент России В.В. Путин провёл заседание Государственного совета, на нём был представлен комплекс мер по налоговому стимулированию малого и среднего бизнеса. Необходимо отметить, что с введением упрощённой системы налогообложения и специального налогового режима уплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД) налоговая нагрузка на малый бизнес значительно сократилась, и большинство индивидуальных предпринимателей перешло на указанные специальные режимы налогообложения. Основным преимуществом налоговых льгот для малого бизнеса является снижение суммы уплачиваемых налогов, перечисляемых в бюджет.Рассмотрим налоговые льготы для предпринимателей. В России существуют три вида налоговых льгот: изъятие, скидки и освобождения. Именно освобождение от уплаты налогов является самым эффективным действием в создании положительных условий для развития и ведения бизнеса. Налоговые скидки позволяют налогоплательщику уменьшать базу налогообложения путем вычитания определенных сумм (вычетов). Размер налогооблагаемой прибыли организации уменьшается на суммы, направляющиеся предприятиями на цели финансирования капитальных вложений производственного назначения, на погашение банковских кредитов.Данные льготы стимулируют деятельность предпринимателя, позволяя направлять высвободившиеся денежные средства в приоритетные сферы деятельности, например, в инвестиционные проекты, а также более активно заниматься экономической деятельностью.Применение специальных налоговых режимов также является причиной уменьшения налоговой нагрузки субъектов предпринимательства и в совершенстве должно влиять на расширение налоговой базы и увеличение налоговых поступлений в бюджет, не оказывая при этом убыточного воздействия на предпринимателей. На данный момент в России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться ими могут только субъекты малого предпринимательства:1. УСН(упрощённая система налогообложения) -лимит годовой выручки в 2016 году –не более 79,74 млн. руб., численность работников-не более 100 человек.2. ЕНВД (налоговый режим, заменяющий налоги: НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество) – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.3. ПСН (налоговый режим, который заключается в получении патента)- на этом режиме могут работать только ИП, разрешённое количество работников – всего 15 человек, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте-60 млн. рублей.4. ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог)-лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение не более 300 человек (только для ИП и рыб хозяйственных организаций, для с/х организаций такого ограничения нет).Дополнительной неявной льготой для УСН доходы и ЕНВД-уменьшение авансового платежа и квартального вменённого налога на сумму уплаченных в отчётном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя. В2016 году перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на свое территории для плательщиков ЕНВД и УСН налоговые ставки ещё ниже, чем предусмотрено этими режимами. Налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а УСН-с 6% до 1%. Фактически регионы могут создавать на своей территории налоговые зоны с нулевым налогообложением. Всё, что требуется государству от предпринимателей, которые зарегистрировались в этих регионах – это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников. Стоит отметить, что в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, т. е. по нулевой ставке. Но для этого нужно соблюсти следующие условия:- быть впервые зарегистрированным в статусе индивидуального предпринимателя после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;- выбрать налоговый режим ПСН или УСН;- осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.Эффективное налогообложение, проявляющееся в качестве стимулирования предпринимательства, играет важную роль не только в повышения экономического роста в стране, но и в обеспечении достойной позиции России на международной арене с точки зрения налоговой конкурентоспособности. Налоговые льготы, предоставленные малому предпринимательству в 2016 году, могут позволить открыть своё предприятие и вкладывать большую часть своей выручки в будущее развитие своего бизнеса.Учитывая анализ существующих проблем практики стимулирования предпринимателей посредством налоговой политики государства, необходимо подчеркнуть, что налоговая политика должна включать в себя понятные законодательные и нормативные акты, которые смогут понять начинающие предприниматели. Налоговая политика, проявляющаяся в качестве стимулирования малого предпринимательства, должна быть направлена на уменьшение количества налогов, подлежащих к уплате, и при этом учитывать специфику каждой отдельной организации. Я считаю, что государство должно максимально помогать материально бизнесменам из социально незащищенных слоев населения: инвалидам и многодетным. Остальных предпринимателей также необходимо поддерживать, особенно в кризисное время, но иначе. Сейчас в России предприятия платят налоги со всей прибыли,но если мы хотим добиться роста предпринимательства, по моему мнению, надо облагать налогом только ту часть доходов, которую забирают из бизнеса, т. е. всё, что вкладывается в развитие бизнеса, облагать налогом нельзя. Именно тогда у предпринимателей будет стимул его развивать. Такие меры положительно скажутся не столько на увеличении числа предпринимателей, сколько на укреплении бизнеса уже существующих предприятий. А в нынешних условиях вкладываться в бизнес невыгодно.

Также проведение налоговой политики должно учитывать, что некоторые организации уходят от обязанности уплаты налогов через скрывание некоторых доходов. Это является серьёзной проблемой, требующей принятия соответствующих мер. Государство должно стремиться к тому, что субъекты предпринимательства функционировали открыто. Этого можно достичь только с помощью применения определенных мер, направленных на щадящую налоговую нагрузку, для предприятий, которые находятся на обычной налоговом режиме.

Цельпроведенияналоговойполитики.Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать цель проведения государственной налоговой политики, которая представляет собой повышение активного развития предпринимательской деятельности в стране, при котором будет достигаться высокое аккумулирование налогов в бюджет, а также улучшение всеобщего благосостояния граждан России. Налоговое стимулирование в секторе МСП позволяет сохранять экономический потенциал российского государства. Предпринимательство является важным составляющим развития экономики в современных условиях внутри страны, стимулирование, активности которого выступает одним из важнейших приоритетов.

Заключение.

Можно сделать вывод, что налоговая политика в отношении стимулирования активности сектора МСП, прежде всего, должна учитывать интересы, как государства, так и предпринимательства, не создавая при этом негативных влияний ни на одну из сторон. При рассмотрении или введении каких-либо налоговых льгот и преференций должна учитываться их целесообразность, а для этого должна проводиться постоянный анализ и мониторинг эффективности их применения. Предоставление государством перехода на специальные налоговые режимы субъектам малого и среднего бизнеса выступает более выгодным решением по отношению к предпринимателям, чем общая система налогообложения. Но в настоящее время, нельзя сказать о совершенстве какого-либо налогового режима. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Государство в своей налоговой политике должно разрабатывать, предлагать и вводить такие изменения или корректировки, которые будут стимулировать начинающих предпринимателей, субъектов среднего и даже крупного бизнеса развиваться как успешный бизнес, ведь именно предпринимательство является одним из основных источников экономического роста страны.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

студент, направление 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит», КБГУ им. Х.М. Бербекова,

канд. экон. наук, доц. кафедры экономики и финансов КБГУ им. Х.М. Бербекова,

На современном этапе развития экономики в России и мире, наиболее значимую роль играет развитие малого и среднего бизнеса. Можно отметить, что и в развитых и в развивающихся странах поддержка малого и среднего бизнеса является приоритетной. Для некоторых государств в мире предпринимательство в принципе является основой экономики и, как следствие, требует особых мероприятий, стимулирующих развитие уже существующих организаций и создание новых.

Читать еще:  Разведение устриц в домашних условиях как бизнес

Малый и средний бизнес может стабильно развиваться лишь при осуществлении постоянной государственной поддержки. Для этого также должна создаваться эффективная инфраструктура поддержки. Все субъекты малого и среднего бизнеса должны иметь равный доступ ко всем ресурсам и различным формам поддержки.

Государственная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, в развитых странах, начала формироваться во второй половине XX века. Это были Япония, США и страны Западной Европы. Эта инфраструктура включала в себя свежесформированные органы управления, ответственные именно за развитие малого и среднего бизнеса.

В настоящее же время, наибольший вес в системе государственной поддержки малого и среднего бизнеса имеют протекционистские меры и методы воздействия на национальный малый и средний бизнес, а также развитие международных экономических отношений с целью проникновения на новые рынки.

Как уже было отмечено выше, развитые страны оказывают воздействие на малый и средний бизнес с помощью инфраструктуры государственной поддержки, а именно через специализированные органы по развитию этого сектора экономики.

Таблица 1.

Инфраструктура поддержки малого бизнеса и среднего бизнеса

Страна

Ответственный орган

Администрация малого и среднего предпринимательства

Национальное агентство по обслуживанию малого бизнеса

Генеральный директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий

Реорганизованное Министерство экономики, торговли и промышленности

Все эти ведомства создавались, в принципе, с одной целью, поэтому их функции во многом одинаковыми. Существуют лишь незначительные различия в иерархии и структуре управления. Данные органы управления реализуют пять ключевых для малого и среднего бизнеса функций.

Таблица 2.

Функции органов управления малого и среднего бизнеса

Функция

Сущность

Создание плана совершенствования малого и среднего бизнеса в единстве с совместным социально-экономическим развитием государства.

Разрабатываются комплексные долгосрочные меры, стимулирующие национальное предпринимательство на развитие и здоровую конкуренцию.

Улучшение нормативно-правовой базы.

Принимаются новые федеральные законы, подзаконные акты, корректируются либо отвергаются старые.

Уменьшение роли государства именно как контрольного и административного органа.

Всяческое стимулирование малого и среднего бизнеса, осуществление безопасности субъектов малого и среднего бизнеса и их активов.

Предоставление материальной и финансовой поддержки.

Сдача в аренду государственную собственность и предоставление возможности покупки ее на льготных условиях, создание упрощенного доступа к государственным заказам.

Организация системы стимулирования малого и среднего бизнеса.

Развитие в государстве организованной системы оказания профессиональных консультационных услуг, улучшение системы обучения и повышения квалификации предпринимателей.

Сейчас, все эти функции успешно реализуются в развитых странах. Существует и устойчивая система стимулирования малого и среднего бизнеса на всех уровнях государства. Особое внимание уделяется начинающим предприятиям. Также во всех развитых странах существует развитая инфраструктура стимулирования малого и среднего бизнеса и действует гибкое законодательство, которое быстро адаптируется к любым изменениям в мире.

Существует десять основных видов государственного стимулирования и поддержки в развитых странах: финансовый, организационно-финансовый, юридический, административно-хозяйственный, налоговый, бухгалтерский, маркетинговый, технический, информационный, обучающий.

Таблица 3.

Виды государственного стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса

Вид стимулирования

Сущность

Прямые займы, долевое участие в займах коммерческих банков

Создание бизнес-планов, привлечение инвесторов

Консультирование при регистрации малого и/или среднего предприятия

Предоставление льгот на аренду помещения, помощь в предоставлении оборудования

Предоставление налоговых льгот, налоговых каникул

Компиляция бухгалтерской отчетности, ведение бухгалтерской документации

Реклама и продвижение малого и среднего бизнеса

Оказание проектных услуг и их оплата

Определенные интернет-ресурсы, облегчающие доступ к проектам государственной поддержки и информации о них

Подготовка и переподготовка кадров

Мировой опыт показывает необходимость в улучшении системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

В России, как и в других странах, одной из приоритетных задач является стимулирование и развитие малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России на 2017 год зарегистрировано 5 925 282 субъекта МСП, из которых 5 636 789 единиц составили микропредприятия (95%), 267 558 единиц – малые предприятия (4,5%), 20 935 единиц – средние предприятия (0,4%). При этом индивидуальными предпринимателями являются 3 074 668 субъектов малого и среднего предпринимательства (52%), юридическими лицами – 2 850 614 субъектов малого и среднего предпринимательства (48%). Около 20% ВВП формируют малые и средние предприятия.

Но вклад малого и среднего бизнеса в нашей стране очень невелик, в сравнении со странами Запада. Так, например в Европейском Союзе, доля занятых на алых и средних предприятиях составляет до 70%, а доля ВВП до 60%.

Основную долю малого и среднего бизнеса в Российской Федерации составляют микропредприятия (около 95% от совокупного числа субъектов). По мнению Министерства экономического развития Российская Федерация отстает от развитых стран в этой отрасли в 2-3 раза.

В России в сфере малого и среднего бизнеса существует ряд проблем:

  1. низкая инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий;
  2. низкий уровень формальной занятости и высокий неформальной занятости в данной сфере. Эксперты объясняют сложившуюся ситуацию высокой налоговой и финансовой нагрузкой, а также сложностью ведения кадрового учета;
  3. неравномерность распределения предприятий малого и среднего бизнеса по территории Российской Федерации (основная часть всех предприятий сосредоточенна в Центральном ФО);
  4. в современных кризисных условиях в экономике обострился спрос на продукцию малых и средних предприятий, который очень сложно удовлетворить.

Государственное стимулирование малого и среднего бизнеса осуществляется в двух основных направлениях: прямые финансовые вложения и субсидии, и косвенная поддержка в виде создания объектов инфраструктуры, льготной налоговой политики и подобных преференций.

В 2017-2018 гг. принят ряд принципиальных мер, направленных на стимулирование предприятий малого и среднего бизнеса. Так, например, перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. Также, в период с 2016 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Также, в 2018 году государство ввело ряд финансовых мер стимулирования в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года.

Применяя все большее количество стимулирующих мер и методов развития малого и среднего бизнеса, Россия сохраняет ориентир на совершенствование этого сектора экономики и его развития. Согласно прогнозам, его величина должна достигнуть 40% к 2020 году. До 2030 года прогнозируется значительный рост оборота малого и среднего бизнеса.

Для того, чтобы достигнуть все поставленные цели необходимо применять новые нестандартные подходы к стимулированию развития малого и среднего бизнеса. Для начала, необходимо облегчить процедуру ведения кадрового учета для микро-, малых и средних предприятий. В современном российском законодательстве не существует никакой градации относительно ведения кадрового учета, требования одинаковы для всех предприятий – и малых, и крупных. Это значительно отягчает процесс кадрового делопроизводства. Более того, это одна из основных причини появления нелегальной занятости. Введение новых нормативов облегчило бы работу малых и средних предприятий.

Читать еще:  Где взять деньги на готовый бизнес?

Также, ориентируясь на западный опыт, в приоритете у государства в стимулировании малого и среднего бизнеса должно стоять совершенствование инфраструктуры развития предпринимательства, нежели прямые финансовые вложения в эту сферу.

Адаптация международного опыта эффективной поддержки малого и среднего бизнеса и адаптация к российской действительности дать мощный импульс развитию малого и среднего бизнеса в России и экономики в целом.

Сегодня государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности не всегда осуществляется на тщательной и систематической основе. Для того, чтобы придать импульс в направлении устойчивого роста, предпринимательство должны быть предметом разумного и устойчивого воздействия государства, при этом не только регулирования, но и поддержки.

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2020

Экономические методы государственного стимулирования малого бизнеса в Российской Федерации

Аннотация. В статье изучены методы государственного стимулирования малого бизнеса в стране. На современном этапе развития рыночных отношений необходимо формировать государственную политику по развитию малого бизнеса, меры которой будут более эффективными в сравнении с уже существующими формами поддержки.

Методы государственного стимулирования малого бизнеса подразделяются на экономические и организационные. Экономические в свою очередь делятся на прямые, к которым относится бюджетное, кредитное и государственное стимулирование, и косвенные, включающие налоговое, страховое, таможенное стимулирование, а также стимулирование воспроизводства. Под организационными методами подразумевается разработка нормативной правовой базы, развитие инфраструктуры, кадровая и информационная поддержка.

Ключевые слова: государственное стимулирование, малый бизнес, экономические и организационные методы

Annotation . The article examines the methods of state stimulation of small business in the country. At the present stage of development of market relations, it is necessary to form a state policy for the development of small businesses, the measures of which will be more effective in comparison with existing forms of support. Methods of state stimulation of small business are divided into economic and organizational. Economic, in turn, are divided into direct, which include budget, credit and government incentives, and indirect, including tax, insurance, customs incentives, as well as incentives for reproduction. Organizational methods include the development of the regulatory framework, infrastructure development, personnel and information support.

Keywords : state incentives, small business, economic and organizational methods

Роль малого бизнеса в экономической деятельности современных государств крайне важна в связи с его способностью образовывать фундамент для благоприятного развития общества. Как можно увидеть на опыте развитых стран, малый бизнес имеет огромное значение в экономике, его продуктивное развитие влияет на экономический рост страны в целом, на ускорение научно-технического прогресса, на создание новых дополнительных рабочих мест, на насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Государству при это принадлежит решающая роль при формировании политики развития, поддержания и стимулирования малого бизнеса. Система методов государственного стимулирования малого бизнеса представлена на рисунке 1:

Разработка нормативной правовой базы

Государственное стимулирование (фонды, гранты)

Рисунок 1 – Методы государственного стимулирования малого бизнеса в Российской Федерации

Согласно рисунку 1 методы государственного стимулирования малого бизнеса подразделяются на экономические и организационные. Экономические в свою очередь делятся на прямые, к которым относится бюджетное, кредитное и государственное стимулирование, и косвенные, включающие налоговое, страховое, таможенное стимулирование, а также стимулирование воспроизводства. Под организационными методами подразумевается разработка нормативной правовой базы, развитие инфраструктуры, кадровая и информационная поддержка.

Соотношение указанных методов определяется избранной концепцией государственного регулирования — с акцентом на централизованное воздействие или на рынок. Обычно, в период экономического спада преобладает кейнсианский подход, предполагающий активное вмешательство государства. В период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил [1].

Бюджетное стимулирование подразумевает предоставление государством различного рода субсидий (например, на возмещение части затрат по договорам лизинга; на уплату процентов по кредитам и займам; затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях; субсидирование части затрат социально-значимого бизнеса и т.п.) [2].

Кредитное предполагает снижение процентных ставок по кредиту, поручительство, стимулирование банков к кредитованию субъектов бизнеса, развитие системы микрозаймов.

Государственное включает выдачу грантов на открытие своего дела, создание фондов, предоставляющих подобную услугу, разработку программ поддержки и развития бизнеса, а также осуществление заказов на государственные и муниципальные нужды. Последняя мера имеет большой потенциал, так как для бизнеса это означает гарантии успешного взаимодействия с государственными и муниципальными заказчиками, что вполне способно привести к повышению эффективности их деятельности.

Налоговое проявляется в виде специальных налоговых режимов и налоговых льгот, в том числе, налоговых каникул. На современном этапе хозяйственной деятельности предпринимателей это направление стимулирования бизнеса представляет собой особую ценность, не смотря на общую тенденцию перехода к мерам поддержки, подразумевающим взаимодействие с организациями инфраструктуры, а не напрямую с органами власти для получения от них безвозмездных бюджетных субсидий. Смягчение налоговых режимов, в том числе упрощение налоговой отчетности снимает часть административной нагрузки с предприятий, что ведет к их самодостаточному развитию, и впоследствии положительному мультипликативному эффекту для роста экономики.

Стимулирование воспроизводства – предусматривает меры по воспроизводству трудовых ресурсов, капитала и производственных мощностей малого бизнеса.

Страховое – обеспечивается гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям; страхование венчурного предпринимательства. Страхование бизнеса обеспечивает защиту предприятий в случае возникновения ущерба при наступлении определенных событий, а кроме того, способно предотвратить банкротство за счет наличия довольно широкого спектра страховых услуг. Вследствие этого повышается конкурентоспособность предприятия, и снижается степень рискованности его деятельности.

Таможенное – освобождение от импортных таможенных тарифов на ввозимое имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности; образование таможенных союзов и зон свободной торговли [3].

Разработка нормативной правовой базы включает совершенствование существующих актов и разработку новых, регулирующих возникающие правоотношения в сфере предпринимательской деятельности.

Развитие инфраструктуры осуществляется путем создания сети инфраструктуры поддержки бизнеса, элементами которой являются: фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств); микрокредитные организации; центры поддержки предпринимательства; центры инноваций социальной сферы; центры кластерного развития; центры народно-художественного промысла; центры поддержки экспорта; многофункциональные центры для бизнеса; промышленные, индустриальные, агропромышленные парки; технопарки; частные промышленные парки; бизнес-инкубаторы, центры молодежного инновационного творчества и т.п.

Кадровая поддержка осуществляется в рамках реализации программ подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства и бизнеса в целом; включает проведение консультаций по вопросам организации собственного дела, а также подготовку и переподготовку специалистов для сферы малого предпринимательства посредством дистанционного обучения, информационных технологий, деловых игр с учетом особенностей развития малого бизнеса в регионах и уровня подготовки обучающихся.

Информационная поддержка включает в себя консультирование субъектов малого бизнеса по возникающим вопросам и организацию семинаров, тренингов, различных мероприятий. Данный вид поддержки также является одной из ведущих форм взаимодействия предпринимателей и органов власти, организаций инфраструктуры для обеспечения бизнеса необходимыми своевременными и достоверными сведениями о последних изменениях в этой сфере.

Необходимо отметить, что перед государством стоит важнейшая стратегическая задача обеспечения необходимого и достаточного уровня предоставления имеющихся различного рода ресурсов, а также их рационального и эффективного использования [4].

1. Горфинкель В.Я. Менеджмент малого бизнеса: учебник / Под ред. проф. М. М. Максимцова и проф. В. Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник, 2007. – С. 229.

2. Джавадова И.С. Финансовое стимулирование инновационного развития в системе государственного регулирования: автореф. дис. … канд. экон. наук:08.00.01 / Джавадова Ирада Сулеймановна. – М., 2011. – С. 17.

3. Прохода И.А. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства как фактора стабильности и благополучия в регионе Экономика и предпринимательство (INTERECONOM Publishing). – 2017. — № 6 (83).

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector