Что такое челночный бизнес?
Челночный бизнес
Что такое челночный бизнес, стоит ли вкладывать деньги в это дело или оно уже изжило себя?
Капитальные инвестиции в бизнес: от 1 000$
С ними неразрывно связана целая эпоха.
Кто-то нашел в этом единственное средство для выживания своей семьи, приносившее копейки.
А кто-то «на волне» превратил этот бизнес в золотую жилу.
Речь идет о челночниках.
Пожалуй, современные подростки уже не смогут ответить на вопрос – что такое челночный бизнес.
А между тем еще каких-то 15-20 лет назад они были чуть ли не основными поставщиками продукции на рынках и в магазинах!
Какая ситуация на рынке сейчас?
Стоит ли вкладывать свои деньги в челночный бизнес или это дело уже изжило себя?
На эти вопросы вам ответит данная статья.
Что такое челночный бизнес?
Челночный бизнес – это особый вид индивидуального предпринимательства.
Суть его заключается в том, что обычные люди получают туристические визы и ездят по ним за границу.
Там они мелким оптом приобретают определенные бытовые товары.
Продукцию привозят на родину и реализуют со значительной наценкой.
Основные Мекки торгового туризма – это Турция, Китай, Польша, Италия и Испания, ОАЭ.
Везут оттуда самые разные категории товаров, как правило, для каждой страны основные направления импорта будут свои.
Но в целом вывозимый товар можно разделить на такие группы:
- шубы, куртки, плащи;
- мужская, женская и детская обувь;
- ювелирные украшения;
- различная бытовая техника, электронные устройства;
- платья с вышивкой, из натуральных материалов, синтетические.
Появление и развитие челночного бизнеса
Про челночный бизнес люди узнали в разгар 90-х годов.
В то время на полках было слишком мало товаров, денег у людей также не было.
Зато выехать из страны было проще, да и таможенные правила были менее жесткими.
Всё это стало благодатной почвой для популяризации торгового туризма.
Сами челночники «убивали двух зайцев».
Челночный бизнес – это не только источник немалого дохода.
Но и возможность отдохнуть, расширить горизонты, увидеть новые места.
От челночника за границей требовалось уметь торговаться и делать покупки.
Настоящий труд начинался уже на родине: на торговых точках часто челночники стояли сами, подключая родных, но не наемную рабочую силу.
А до этого огромные баулы нужно было ухитриться провезти через таможню.
Обвал в работе челночного бизнеса случился в 1998 году, когда произошла девальвация рубля.
Разумеется, любые товарно-рыночные отношения с зарубежными партнерами происходили в долларах.
Из-за этого как минимум на треть сократился объем челночного бизнеса и многие предприниматели забросили эту деятельность.
Еще страшнее были последствия для «зарубежной стороны».
Закрылись обанкротившись десятки фабрик и фирм, которые производили продукцию специально для челночного бизнеса (то есть для российского рынка).
Тем не менее несмотря на некоторые сложности, челночный бизнес продолжал существовать.
На текущий момент перспективы у такой занятости уже не такие радужные.
Но он по-прежнему имеет право существовать.
Тем более для деятельности достаточно получить торговую лицензию.
Оформлять регистрацию юридического лица (фирма, компания) нет необходимости.
А это говорит о меньших расходах, чем в стандартной торговой деятельности.
Турция – популярное место для челночного бизнеса
Интересный факт:
В июле 2009 года в Екатеринбурге, около центрального входа на самый большой на Урале вещевой рынок «Таганский ряд», был открыт памятник челнокам. Решение об его установке было связанно с тем, что эта профессия постепенно уходит в прошлое в связи с развитием крупного бизнеса.
Турция всегда была самым популярным местом для челночного бизнеса.
Кроме простоты пересечения границы, страна привлекает возможностью прекрасно отдохнуть, параллельно занимаясь работой.
Продукцию для перепродажи челночники разыскивают на местных колоритных рынках, торговых лавках, но также и в бутиках.
Особо популярностью у туристов-бизнесменов пользуется Стамбул.
Для продажи челноки приобретают в стране вышитые коврики ручной работы, изделия из замши, керамическую посуду, различную одежду – этническую и современную, изделия из меди, различные украшения.
А вот о покупке антиквариата опытные люди настоятельно рекомендуют забыть!
Прежде всего, потому что вывести его из страны практически невозможно. Вам потребуются особые документы, оплата пошлины.
Многие вещи, вообще, категорически запрещено импортировать.
Еще одна веская причина: большинство старых на вид вещей у турецких продавцов – это самая обычная подделка.
Так что если вы не эксперт в этом вопросе, лучше заниматься другими категориями товаров.
Что челночный бизнес привозит из Китая?
Китайская продукция давно и прочно заполонила рынок.
Пусть и не самая качественная, но зато яркая, разнообразная, а главное – дешевая.
Но на самом деле стереотип о ненадежности китайских товаров уже устарел.
Действительно, там производят очень много «ширпотреба» и дешевых копий. Но в то же время в Китае можно найти пусть не такую дешевую, но качественную продукцию для челночного бизнеса.
Какой вариант предпочтительнее для вас и какие товары покупать решаете только вы.
Ассортимент предложений очень разнообразный, потому стоит отталкиваться от потенциального спроса и выделенной суммы капиталовложений.
Опытные челночники советуют выбирать то, что близко и интересно вам самим, если вы планируете развивать челночный бизнес, а не сделать разовый выезд.
Привлекает Китай и удобством для шоппинг-туризма.
Есть даже специальные экскурсии для челночников, которые организовывают из Амурской обл. и Хабаровского края.
Они длятся несколько дней и досматриваются на таможне не так строго, как обычные. Кроме того, для таких поездок не нужна специальная виза.
Есть ли перспективы у челночного бизнеса сегодня?
Сегодня такое понятие, как «дефицит», успело частично стереться из памяти людей. Полки ломятся от изобилия, а купить можно всё, что только пожелает душа.
Для особо избирательных людей есть интернет-магазины, благодаря которым любой может заказать желаемый товар из другой страны.
Из-за этих факторов челночный бизнес перестал быть настолько востребованным.
Чтобы привезенная продукция имела спрос, она должна быть абсолютно уникальной и особо привлекательной. Или просто заполнять средний товарный сегмент, но быть доступной по цене.
Ведь в условиях нынешней конкуренции былые 200-400% накрутки позволить себе нельзя.
Таким образом, челночникам нужно везти красивые и особенные вещи, так еще и организовывать им пиар-кампанию.
Просто точка на рынке с усредненной ценой будет приносить «просто деньги».
Чтобы выйти на достойный доход, бизнес нужно будет продвигать.
Некоторую продукцию можно будет реализовывать даже через социальные сети или сайт без организации стационарной точки.
Сколько нужно вложить в челночный бизнес?
Челночный бизнес считается оптимальным вариантом для тех, у кого нет возможности вложить в дело крупный капитал.
Однако и челночная торговля требует немалых затрат.
Ориентировочный список представлен в таблице:
Статья расходов по бизнесу | Сумма |
---|---|
Итого: | 2750 $ |
Покупка товара для перепродажи | От 2000$ |
Расходы на проезд и проживание во время шоппинга за границей | От 400$ (для Турции) |
Затраты на получение лицензии, оплата таможенных сборов | От 100$ |
Оплата аренды торгового места | 25-100$ ежедневно (для Москвы) |
Налоговые выплаты | – |
Зарплата для продавца | 100-150 $ ежемесячно на человека |
Это ориентировочная таблица инвестиций в челночный бизнес.
Получать доход с помощью торговли можно и с меньшими вложениями.
К примеру, вы приобретаете недорогие национальные украшения, которые продаете исключительно через социальные сети без помощи других людей, а самостоятельно.
В таком случае вам нужно будет потратиться только на закупку и, желательно, продвижение в интернете.
Также про меньшую сумму вложений в челночный бизнес шла речь в 90-е.
Тогда прибыльность держалась на уверенном уровне 100-150% и выше с одной только поездки!
Даже если товара закупалось всего-то на 500-600$.
Тому, что такое челночный бизнес и как он зарождался,
посвящен следующий видеосюжет:
Окупаемость челночного бизнеса
Во времена, когда челночный бизнес только появился, продавцы могли позволить себе ставить наценку в 100-200%, а на некоторые товары до 500%!
И эти товары покупали на раз-два, а продавцы зарабатывали состояние.
Но сегодня ситуация изменилась, и среднестатистическая наценка составляет около 50%.
Срок окупаемости челночного бизнеса будет определяться размером и целью начального капиталовложения.
Если большая часть капитала будет уходить на закупку товара, вложения «отобьются» относительно быстро.
Но если вы будете также вкладываться в аренду торгового места и наймете на работу продавца, срок окупаемости растянется на 6-12 месяцев.
Сами челноки считают, что челночный бизнес ждут не самые радужные перспективы.
Есть фактор высокой конкурентности со стороны самих китайских и турецких брендов.
Также внесли свою лепту и отечественные современные производители.
Но те, кто занимается бизнесом не первый год, не собираются так легко сдаваться.
Так что челночная торговля еще обязательно будет существовать, но уже не так процветать, как в годы перестройки.
Сейчас мы можем наблюдать постепенную интеграцию челночного бизнеса в сторону традиционной инфраструктуры торговли.
Челночный бизнес
Что такое челночный бизнес, стоит ли вкладывать деньги в это дело или оно уже изжило себя? На эти вопросы вам ответит данная статья.
Капитальные инвестиции в бизнес: от 1 000$
С ними неразрывно связана целая эпоха.
Кто-то нашел в этом единственное средство для выживания своей семьи, приносившее копейки.
А кто-то «на волне» превратил этот бизнес в золотую жилу.
Речь идет о челночниках.
Пожалуй, современные подростки уже не смогут ответить на вопрос – что такое челночный бизнес.
А между тем еще каких-то 15-20 лет назад они были чуть ли не основными поставщиками продукции на рынках и в магазинах!
Какая ситуация на рынке сейчас?
Стоит ли вкладывать свои деньги в челночный бизнес или это дело уже изжило себя?
На эти вопросы вам ответит данная статья.
Что такое челночный бизнес?
Челночный бизнес – это особый вид индивидуального предпринимательства.
Суть его заключается в том, что обычные люди получают туристические визы и ездят по ним за границу.
Там они мелким оптом приобретают определенные бытовые товары.
Продукцию привозят на родину и реализуют со значительной наценкой.
Основные Мекки торгового туризма – это Турция, Китай, Польша, Италия и Испания, ОАЭ.
Везут оттуда самые разные категории товаров, как правило, для каждой страны основные направления импорта будут свои.
Но в целом вывозимый товар можно разделить на такие группы:
- шубы, куртки, плащи;
- мужская, женская и детская обувь;
- ювелирные украшения;
- различная бытовая техника, электронные устройства;
- платья с вышивкой, из натуральных материалов, синтетические.
Появление и развитие челночного бизнеса
Про челночный бизнес люди узнали в разгар 90-х годов.
В то время на полках было слишком мало товаров, денег у людей также не было.
Зато выехать из страны было проще, да и таможенные правила были менее жесткими.
Всё это стало благодатной почвой для популяризации торгового туризма.
Сами челночники «убивали двух зайцев».
Челночный бизнес – это не только источник немалого дохода.
Но и возможность отдохнуть, расширить горизонты, увидеть новые места.
От челночника за границей требовалось уметь торговаться и делать покупки.
Настоящий труд начинался уже на родине: на торговых точках часто челночники стояли сами, подключая родных, но не наемную рабочую силу.
А до этого огромные баулы нужно было ухитриться провезти через таможню.
Обвал в работе челночного бизнеса случился в 1998 году, когда произошла девальвация рубля.
Разумеется, любые товарно-рыночные отношения с зарубежными партнерами происходили в долларах.
Из-за этого как минимум на треть сократился объем челночного бизнеса и многие предприниматели забросили эту деятельность.
Еще страшнее были последствия для «зарубежной стороны».
Закрылись обанкротившись десятки фабрик и фирм, которые производили продукцию специально для челночного бизнеса (то есть для российского рынка).
Тем не менее несмотря на некоторые сложности, челночный бизнес продолжал существовать.
На текущий момент перспективы у такой занятости уже не такие радужные.
Но он по-прежнему имеет право существовать.
Тем более для деятельности достаточно получить торговую лицензию.
Оформлять регистрацию юридического лица (фирма, компания) нет необходимости.
А это говорит о меньших расходах, чем в стандартной торговой деятельности.
Турция – популярное место для челночного бизнеса
Интересный факт:
В июле 2009 года в Екатеринбурге, около центрального входа на самый большой на Урале вещевой рынок «Таганский ряд», был открыт памятник челнокам. Решение об его установке было связанно с тем, что эта профессия постепенно уходит в прошлое в связи с развитием крупного бизнеса.
Турция всегда была самым популярным местом для челночного бизнеса.
Кроме простоты пересечения границы, страна привлекает возможностью прекрасно отдохнуть, параллельно занимаясь работой.
Продукцию для перепродажи челночники разыскивают на местных колоритных рынках, торговых лавках, но также и в бутиках.
Особо популярностью у туристов-бизнесменов пользуется Стамбул.
Для продажи челноки приобретают в стране вышитые коврики ручной работы, изделия из замши, керамическую посуду, различную одежду – этническую и современную, изделия из меди, различные украшения.
А вот о покупке антиквариата опытные люди настоятельно рекомендуют забыть!
Прежде всего, потому что вывести его из страны практически невозможно. Вам потребуются особые документы, оплата пошлины.
Многие вещи, вообще, категорически запрещено импортировать.
Еще одна веская причина: большинство старых на вид вещей у турецких продавцов – это самая обычная подделка.
Так что если вы не эксперт в этом вопросе, лучше заниматься другими категориями товаров.
Что челночный бизнес привозит из Китая?
Китайская продукция давно и прочно заполонила рынок.
Пусть и не самая качественная, но зато яркая, разнообразная, а главное – дешевая.
Но на самом деле стереотип о ненадежности китайских товаров уже устарел.
Действительно, там производят очень много «ширпотреба» и дешевых копий. Но в то же время в Китае можно найти пусть не такую дешевую, но качественную продукцию для челночного бизнеса.
Какой вариант предпочтительнее для вас и какие товары покупать решаете только вы.
Ассортимент предложений очень разнообразный, потому стоит отталкиваться от потенциального спроса и выделенной суммы капиталовложений.
Опытные челночники советуют выбирать то, что близко и интересно вам самим, если вы планируете развивать челночный бизнес, а не сделать разовый выезд.
Привлекает Китай и удобством для шоппинг-туризма.
Есть даже специальные экскурсии для челночников, которые организовывают из Амурской обл. и Хабаровского края.
Они длятся несколько дней и досматриваются на таможне не так строго, как обычные. Кроме того, для таких поездок не нужна специальная виза.
Есть ли перспективы у челночного бизнеса сегодня?
Для особо избирательных людей есть интернет-магазины, благодаря которым любой может заказать желаемый товар из другой страны.
Из-за этих факторов челночный бизнес перестал быть настолько востребованным.
Чтобы привезенная продукция имела спрос, она должна быть абсолютно уникальной и особо привлекательной. Или просто заполнять средний товарный сегмент, но быть доступной по цене.
Ведь в условиях нынешней конкуренции былые 200-400% накрутки позволить себе нельзя.
Таким образом, челночникам нужно везти красивые и особенные вещи, так еще и организовывать им пиар-кампанию.
Просто точка на рынке с усредненной ценой будет приносить «просто деньги».
Чтобы выйти на достойный доход, бизнес нужно будет продвигать.
Некоторую продукцию можно будет реализовывать даже через социальные сети или сайт без организации стационарной точки.
Сколько нужно вложить в челночный бизнес?
Однако и челночная торговля требует немалых затрат.
Ориентировочный список представлен в таблице:
Статья расходов по бизнесу | Сумма |
---|---|
Итого: | 2750 $ |
Покупка товара для перепродажи | От 2000$ |
Расходы на проезд и проживание во время шоппинга за границей | От 400$ (для Турции) |
Затраты на получение лицензии, оплата таможенных сборов | От 100$ |
Оплата аренды торгового места | 25-100$ ежедневно (для Москвы) |
Налоговые выплаты | – |
Зарплата для продавца | 100-150 $ ежемесячно на человека |
Это ориентировочная таблица инвестиций в челночный бизнес.
Получать доход с помощью торговли можно и с меньшими вложениями.
К примеру, вы приобретаете недорогие национальные украшения, которые продаете исключительно через социальные сети без помощи других людей, а самостоятельно.
В таком случае вам нужно будет потратиться только на закупку и, желательно, продвижение в интернете.
Также про меньшую сумму вложений в челночный бизнес шла речь в 90-е.
Тогда прибыльность держалась на уверенном уровне 100-150% и выше с одной только поездки!
Даже если товара закупалось всего-то на 500-600$.
Тому, что такое челночный бизнес и как он зарождался,
посвящен следующий видеосюжет:
Окупаемость челночного бизнеса
И эти товары покупали на раз-два, а продавцы зарабатывали состояние.
Но сегодня ситуация изменилась, и среднестатистическая наценка составляет около 50%.
Срок окупаемости челночного бизнеса будет определяться размером и целью начального капиталовложения.
Если большая часть капитала будет уходить на закупку товара, вложения «отобьются» относительно быстро.
Но если вы будете также вкладываться в аренду торгового места и наймете на работу продавца, срок окупаемости растянется на 6-12 месяцев.
Сами челноки считают, что челночный бизнес ждут не самые радужные перспективы.
Есть фактор высокой конкурентности со стороны самих китайских и турецких брендов.
Также внесли свою лепту и отечественные современные производители.
Но те, кто занимается бизнесом не первый год, не собираются так легко сдаваться.
Так что челночная торговля еще обязательно будет существовать, но уже не так процветать, как в годы перестройки.
Сейчас мы можем наблюдать постепенную интеграцию челночного бизнеса в сторону традиционной инфраструктуры торговли.
Челночный бизнес
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:23, доклад
Описание
Челночный бизнес – это особый вид международной торговли, получивший развитие в последние годы в России (а также в других странах бывшего Советского Союза) в ответ на недостаточную организацию внутренней торговли и благодаря не существовавшей ранее возможности выезда за рубеж.
Его сутью является импорт товаров широкого потребления для последующей продажи этих товаров в розницу или мелким оптом на российском рынке, осуществляемый физическими лицами, которые к тому же выезжают в зарубежные страны с туристической визой.
Работа состоит из 1 файл
ченочный бизнес.docx
Главные характеристики челночного бизнеса
Челночный бизнес – это особый вид международной торговли, получивший развитие в последние годы в России (а также в других странах бывшего Советского Союза) в ответ на недостаточную организацию внутренней торговли и благодаря не существовавшей ранее возможности выезда за рубеж.
Его сутью является импорт товаров широкого потребления для последующей продажи этих товаров в розницу или мелким оптом на российском рынке, осуществляемый физическими лицами, которые к тому же выезжают в зарубежные страны с туристической визой. Подобная деятельности охватывает широкий спектр товаров широкого потребления (одежду, обувь, электробытовые приборы, бижутерию и т.д.). Другой ее характеристикой является большая частота посещений зарубежных стран. Действительно, челноки-профессионалы осуществляют до 20 поездок в год.
Челноки не регистрируют свою деятельность в России в качестве юридических лиц (как предприятия или фирмы), а получают лицензию на право ведения розничной торговли.
Близким к челночной торговле вариантом являются так называемые “шоп-туры”, которые в рамках единой поездки за рубеж преследуют двойную цель: туризм и коммерцию. При том, что экономический смысл этих двух вариантов различен, на практике их трудно отличить. Кроме того, представители новой российской элиты (так называемые “новые русские”) во время пребывания в Милане или Париже могут потратить на приобретение одежды сумму, эквивалентную стоимости закупок профессиональных челноков.
История развития челночного бизнеса
Челночный бизнес зародился в самом конце 80-ых годов, когда были открыты границы для частных поездок за рубеж. Возможность выезжать за границу была встречена с энтузиазмом, который, однако, сразу же натолкнулся на ограниченность финансовых средств в распоряжении советских граждан. Отсюда родилась идея “коммерческого элемента”, чтобы оплатить свою поездку и немного заработать. Денежные средства “инвестировались” в относительно дешевые товары “Made in USSR” (электрические чайники, утюги, телевизоры и т.д.), которые затем перепродавались за границей, особенно в Польше. Вырученная валюта использовалась для закупки потребительских товаров, пользующихся широким спросом в бывшем Советском Союзе.
Первый же опыт показал, какие экономические возможности дает этот вид торговли. Поэтому можно считать, что челночный бизнес оформился в 1991-93 гг., когда для растущего числа граждан этот бизнес стал основным способом заработка. В условиях все более сложной социально-экономической ситуации (в этот период валовый внутренний продукт в России сократился на более, чем 20%)люди самых разных процессий и разных социальных групп начали заниматься челночными операциями. Так, например, в него пришли те, кто покинул предприятия оборонного комплекса, оставшиеся без госзаказов и, следовательно, испытывающие финансовые трудности.
Первые челноки, так же как и российские покупатели, были неопытны и невзыскательны в отношении качества товаров: они привозили, в основном, дешевые товары соответствующего качества. Первые страны, “открытые” для челночного бизнеса – Польша, Китай, Турция – полностью соответствовали этим требованиям. Со временем ситуация изменилась: потребители значительно повысили свои требования и к ассортименту, и к качеству товаров, Одновременно челноки расширили географию своих поездок, включив в нее западно-европейские страны, такие как Италия и Греция.
Можно говорить о том, что за первым этапом экспансивного развития челночного бизнеса, характеризующимся быстрым ростом количества импортируемых товаров и высоким процентом прибылей, последовал второй этап (продолжающийся и в настоящее время), который можно определить как “укрепление позиций”. Это этап характеризуется процессом “цивилизации” челночного бизнеса, сопровождающимся укрупнением отдельных его представителей и улучшением общей организации, в том числе касающейся реализацией товаров (например, развитием вещевых рынков). Кроме того, появилась специализация челноков по группам товаров и/или по странам, где производятся закупки. Эти изменения не затронули, однако, основных характеристик челночного бизнеса, и даже в случае наиболее организованных челноков, которых вполне можно отнести к разряду мелких оптовиков, сохраняется оперативность и низкие затраты, лежащие в основе их конкурентоспособности по отношению к традиционной торговле.
Экономика челночного бизнеса
Закупка товаров. Расходы на закупку товаров во время одной поездки варьируются в незначительных пределах: начиная от 2.000 долларов в случае мелкого или начинающего свою деятельность челнока до среднего уровня, определяемого в 10.000-20.000 долларов в случае уже организованного челнока, имеющего одну или более торговые точки. Представляется, что максимальная сумма, предназначенная для закупки товаров, достигает уровня 50.000 долларов. Эта статья расходов также зависит от страны и от типа товаров, достигая более высокого уровня, например, при закупке одежды достаточно высокого качества в Италии.
Оборотный капитал. Первоначально необходимый для челночной деятельности капитал приравнивался к стоимости затрат на одну поездку. На заре челночного бизнеса можно было отправиться в Турцию или Индию, имея 300 долларов. В настоящее время эти цифры значительно выросли как за счет увеличения некоторых затрат, так и за счет более организованного характера операций в целом. Предположив, что товар, приобретенный во время только одной поездки может быть продан в течение одного месяца и добавив 20% на нереализацию, затраты на управление (см.ниже) и т.д., необходимый оборотный капитал может быть оценен в 2.500-5.000 долларов США для мелкого челнока и в 75.000 долларов США для оптовика. Возросшая потребность в финансовых средствах смягчается наличием так называемого кредита со стороны поставщиков. Несмотря на кажущееся противоречие с неформальным характером этого бизнеса, некоторые челноки достигли достаточно высокого уровня доверительности в отношении своих поставщиков.
Затраты. Процесс “цивилизации” челночного бизнеса приводит к увеличению расходов по сравнению с начальным этапом. Кроме расходов на закупку товаров, основными затратными статьями челночного бизнеса являются: расходы на дорогу и проживание за рубежом, растаможивание, разгрузку, аренду торговой точки или места на рынке и ее обслуживание (например, места на вещевом рынке). К этим затратам необходимо добавить налоги, которые челноки платят не как субъекты внешнеторговой деятельности, а как физические лица, имеющие лицензию на розничную торговлю: т.е. налог на доход, являющийся прогрессивным, а также НДС. В конце параграфа приведен пример стандартных затрат челнока, базирующегося в Москве.
Прибыли. Как любой новый вид предпринимательской деятельности, характеризующийся повышенным риском (как известно, многие челноки пострадали от неправильного выбора товара или подверглись изъятию партии товара на таможне), в начальный период челночный бизнес давал высокие прибыли, т.е. прибыли на уровне 100% и 200% считались вполне нормальными. В настоящее время возросшая конкуренция привела к значительному сокращению уровня прибыли. Так, в Москве для “обычных” товаров прибыли не превышает 50%. Это сокращение уровня прибыли в свою очередь повлияло на процесс дифференциации челноков, и особенно, на увеличение масштабов деятельности преуспевающей части.
Транспортировка товара и его реализация
Транспортировка. Одной из главных проблем, с которой сталкивается каждый представитель челночного бизнеса, является доставка груза в Россию. Если в первое время челноки перевозили закупленный товар как личный багаж, то с развитием бизнеса постепенно внедряются такие цивилизованные формы как карго-перевозчик, когда импортер только покупает товар, а его доставкой занимаются специализирующиеся на перевозках груза фирмы (грузоперевозчики). Естественно, пользование их услугами означает для челноков дополнительные расходы. Другой проблемой являются сложные отношения челноков с российской таможней. Во избежание конфликтов и споров, многие предпочитают заплатить за услуги фирмам, которые наряду с организацией шоп-туров обеспечивают растаможивание.
Реализация товара. Продажа импортированных челноками товаров, как правило, происходит на специальных рынках, на которых во многих случаях осуществляется как оптовая, так и розничная торговля. Например, в Москве известны два “челночных” рынка, где кроме розничной ведется также оптовая торговля: Лужники и Покровский . Эти рынки также регулярно посещают коммерсанты из других регионов. С другой стороны, многие челноки из регионов, летающие через Москву, предпочитают перепродавать здесь свои товары, т.к. платежеспособный спрос выше, чем в других городах РФ.
Как для всех прочих участников торгового бизнеса, залогом успеха для челноков является их способность правильно “ угадать” товар в стране, где производятся закупки, быстро и гибко реагируя на спрос покупателей. Для этого нужно хорошо знать как российский рынок (спрос), так и рынок страны, где товары закупаются (предложение). Поэтому в организациях челноков из разряда мелких оптовиков есть свои специалисты по маркетингу и сбыту. Как правило, в настоящее время челнок такого типа налаживает прямые отношения с фабриками, специализируясь на закупке товаров в какой-либо одной стране, а в некоторых случаях получает товар на реализацию.
Другой интересной характеристикой челночного бизнеса является его связь с официально зарегистрированными оптовыми фирмами-импортерами. Например, когда челноку не удается реализовать свой товар (товар “завис”), он обращается к оптовой фирме с тем, чтобы взять товар на реализацию, используя таким образом свою торговую точку. Официальные фирмы-импортеры, со своей стороны, иногда используют челноков для неформальной проверки реакции рынка на новый товар.
Эксперт: Челночный бизнес спас тысячи людей
Союзлегпром сделал серьезный выпад в сторону российских челноков. Организация обвинила торговцев в подрывной деятельности: якобы челноки мешают развитию отечественной легкой промышленности. Однако эксперты, опрошенные “Правдой.Ру”, заявляют, что челноки, наоборот, приносят большую пользу стране. Проблема же вся в том, что в России не умеют шить.
Главная сложность для российской таможенной службы заключается в том, что челноки провозят продукцию легкой промышленности под видом личных вещей. И определить, какие вещи окажутся на рынке, а какие — на человеке, пересекающем границу, крайне сложно, ведь провозится этот нелегальный товар мелкими партиями, и только потом объединяется в одну большую. При этом до сих пор бесплатно провозить багаж весом до 50 килограмм можно было по доверенности, что позволяло челнокам совершенно безнаказанно под видом личного гардероба перевозить через границу огромное количество продукции легкой промышленности.
Первыми тревогу забили представители Союзлегпрома, предложившие избавиться от доверенностей и ввести обязательную электронную маркировку поступающих в Россию товаров. По данным объединения, челноки ежегодно нелегально провозят в РФ продукции на 1 триллион рублей, с которых ни копейки не поступает в казну, поскольку налоги челноки не платят. При этом половину этого незаконного импорта составляет одежда. С обувью дела обстоят еще хуже — в нашу страну нелегально поступает больше пар обуви, чем производится на местных фабриках.
К Союзлегпрому присоединились чиновники из Минпромторга, поддержавшие предложенные меры по борьбе с челноками. Надо заметить, что эффективность мер не вызывает сомнений, чего нельзя сказать о затратах. Помогут ли данные меры решить проблему челноков и настолько ли велика проблема, как ее рисует Союзлегпром, “Правда.Ру” узнала у экспертов.
Как заявил зампред комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий и зампред комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Владимир Рудашевский, предложенные меры не смогут помочь деятелям легкой промышленности России, не выдерживающим никакой конкуренции. Более того, эксперт уверен, что меры, предложенные Союзлегпромом, могут задавить любую промышленность, а не только легкую.
“Они не способствуют улучшению в принципе предпринимательского климата. Они противоречат тем задачам и словам о том, что мы должны создавать благоприятный предпринимательский климат, что мы зовем инвесторов и прочее и прочее. И при этом начинаем принимать такие меры, которые на самом деле ухудшают предпринимательский климат, — считает Владимир Рудашевский. — Челноки занимаются мелким бизнесом и, конечно, они не способствуют развитию нашей легкой промышленности, но конкуренция есть конкуренция. Поэтому по отдельным направлениям мы вполне можем конкурировать и с Китаем, и с Турцией, и со всеми остальными. Значит, надо пытаться дальше продолжить. Потребителю хорошо, что доставляются товары из Китая, из Турции и так далее? Раз он покупает охотно — значит хорошо”.
По мнению Рудашевского, цены на ткани и другие товары легкой промышленности российского производства, или привезенные из таких стран, как Италия, слишком высоки, а у россиян должен быть выбор. “Челночникам не надо мешать. Челночный бизнес спас тысячи людей, между прочим”, — резюмирует представитель РСПП.
Не видит российский рынок без челноков и эксперт потребительского рынка Марина Петрухина. “Здесь какие предприятия страдают? Это наши предприятия, которые считают, что они бы отшивали свою одежду и продавали бы ее успешно. Но им все равно надо нормально конкурировать в рамках ВТО, а они точно совершенно не работают. Надо просто делать лучше, чтобы челночники не ездили, не возили, и чтобы им просто это было не выгодно”, — считает эксперт.
По мнению Петрухиной, ситуация на рынке РФ такова, что действительно качественную одежду могут позволить себе только жители городов-миллионников, у которых достаточно высокие зарплаты. Кроме того, в таких населенных пунктах присутствует конкуренция, в том числе ценовая. В регионах же, тем более в отдаленных, граждане не имеют достаточно средств на покупку дорогих товаров, и потому продукция челноков там незаменима.
“Челноки — это пока те люди, которые действительно составляют конкуренцию по каким-то крупным сетевым поставкам. И я вообще говорила бы о том, что совершенно точно существует ценовой сговор, и ФАС нужно было бы этим заняться. Например, на обувь в Москве. Потому что купить сегодня обувь хорошего качества ниже 15 тысяч сложно. От 12 до 15 — вот это основная цена обуви. Если мы берем верхнюю одежду, тоже упираемся в ту же цифру. То есть, сегодня за одну вещь покупатель в Москве готов платить 500 долларов. Вот это та цена, которую сегодня диктует московский рынок, но в регионах эту цену платить не готовы. И представьте, во что будет одеваться тот же Дальний Восток, если там прекратить поездки в Китай? Я считаю, что эта мера чрезмерна, — замечает Марина Петрухина, подчеркивая, что электронные чипы, к тому же, обязательно будут подделывать — это еще лишний коррупционный ресурс. Любые запретные меры — это лишний коррупционный ресурс”.
Исходя из мнений экспертов, можно сделать вывод, что не челноки губят легкопромышленную отрасль России, а отечественные предприятия, которые просто не в силах обеспечить рынок качественным и недорогим товаром. А вы как считаете, правы ли в этом вопросе эксперты?
Читайте самое актуальное в разделе “Экономика”