Бюджетные предприятия это аналог унитарных предприятий

Бюджетные предприятия это аналог унитарных предприятий

Государственное унитарное предприятие (ГУП)

Государственное унитарное предприятие (ГУП) – это коммерческая организация, у которой нет прав на какое-либо имущество, закрепляемое за ней собственником данного имущества. Имущество таких организаций является неделимым и не предусматривает возможность распределения по вкладам, в том числе и между работниками данного предприятия.

Государственное унитарное предприятие и нормативная база

В Российской Федерации основными федеральными законами, регламентирующими деятельность государственных унитарных предприятий, являются Гражданский кодекс и федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Проведение закупок государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, проведение закупок регулируется федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.).

Цель создания государственного унитарного предприятия

Государственные унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами. Их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства, а также ведётся для покрытия собственных расходов.

Кроме этого, безусловно, целью деятельности государственного унитарного предприятия является не только извлечение прибыли, а и решение тех или иных задач государства, удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд на коммерческой основе.

Причины создания государственного унитарного предприятия

Среди основных причин, почему создается именно государственное унитарное предприятие, следует выделить следующие причины:

Требуется осуществление деятельности по решению тех или иных социальных задач, включая также реализацию каких-либо услуг или же товаров по минимальной стоимости, а также организацию товарных и закупочных интервенций по товарам, относящихся к категории первой необходимости.

Нужно использовать определенное имущество, которое невозможно приватизировать.

Должны обеспечиваться отдельные дотируемые виды деятельности или же вестись какие-либо убыточные производства.

Способы закрепления имущества за государственным унитарным предприятием

В отношении имущества, закрепляемого за государственным унитарным предприятием, следует отметить, что:

Создается юридическое лицо посредством выделения собственником некоторой массы имущества, а не объединением собственности со стороны нескольких лиц.

Имущество закрепляется за определенным юридическим лицом на ограниченных правах.

Сохраняется полное право собственности на любое имущество за учредителем.

Имущество является абсолютно неделимым.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК):

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК России);

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, формируется по решению уполномоченного на это действие государственного органа или же определенного органа местного самоуправления.

В данном случае в качестве учредительного документа используется устав компании, который в любом случае должен утверждаться министерством, ведомством или же каким-либо иным федеральным органом, который действующим законодательством наделен функциями координирования и регулирования деятельности компаний в данной отрасли.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Предприятия, основанные на праве оперативного управления основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ.

Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.

Источники формирования имущества государственного унитарного предприятия

Перечислим источники формирования имущества государственного унитарного предприятия:

Имущество, которое передается компании по личному решению собственника в качестве оплаты уставного фонда;

Другое имущество, которое по собственному желанию передается собственником в управление компании;

Различные заемные средства, включая также кредиты банков;

Прибыль, которая была получена вследствие хозяйственной деятельности;

Дотации из бюджета и различные капитальные вложения;

Пожертвования от предприятий, организаций, граждан или же учреждений;

Доходы, которые были получены от различных хозяйственных товариществ и обществ, в уставных капиталах которых принимает участие данное предприятие;

Другие источники, которые являются не противоречащими действующему законодательству РФ, включая также доходы тот сдачу в аренду определенного имущества.

Государственное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 500 тыс. рублей.

Взаимоотношения между государственным унитарным предприятием и собственником его имущества

В частности, постановлениями утверждены Правила разработки и последующего утверждения программ деятельности унитарных предприятий, а также определения той части прибыли таких предприятий, которая должна быть перечислена в федеральный бюджет.

Особенности работы государственного унитарного предприятия

Перечислим особенности работы государственного унитарного предприятия:

В фирменном наименовании, которое имеют государственные унитарные предприятия, должно присутствовать имя собственника имущества, закрепленного за этой компанией.

Орган государственного унитарного предприятия – это ответственный руководитель, который назначается непосредственно самим собственником или же каким-либо уполномоченным собственником органом, который ему является подотчетным.

Имущество, которое выделяется данному предприятию в процессе его формирования, находится в государственной собственности, в то время как компания пользуется им на разных правах.

Устав предприятия должен включать в себя четкую информацию, кому конкретно принадлежит имущество данного предприятия, то есть о собственнике всего имущества.

Помимо
этого стоит отметить, что государственные унитарные предприятия всецело
отвечают по взятым на себя обязательствам всем имуществом, и при этом не несут
никакой ответственности по обязательствам со стороны собственника данного
имущества.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Бюджетные предприятия это аналог унитарных предприятий

Войти

12. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения. Хозяйственное ведение и оперативное управление.

Унитарное предприятие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.
В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.
Виды государственных унитарных предприятий
1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, ¬федеральное госпредприятие и госпредприятие субъекта РФ (госпредп¬риятие), муниципальное предприятие;
2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, ¬
федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству. Это – вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.
Согласно ст. 295 ГК собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Статья 294. Право хозяйственного ведения

Читать еще:  Оплата роялти что это?

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Статья 296. Право оперативного управления

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Бюджетное учреждение — по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.[1]
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (англ. budget institution) – по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос-ной власти РФ, органами гос-ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ*). Б.у. является некоммерческой организацией.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Б.у., получаемые как из бюджета и гос-ных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, др. доходы, получаемые от использования гос-ной или муниципальной собственности, закрепленной за Б.у. на праве оперативного управления, и иной деятельности.
При уменьшении уполномоченными органами гос-ной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Б.у., такое учреждение и др. сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и др. условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Б.у. только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.
Статус бюджетной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:
1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.
2. В качестве цели создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.
Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает, таким образом, средства, необходимые для своего развития. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. А все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.
3. Бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.
Данный признак имеет следующую особенность: само по себе получение финансирования из бюджета еще не говорит о том, что данная организация является бюджетной. Бюджетные средства выделяются не только бюджетным организациям, но и коммерческим структурам. Это осуществляется в многочисленных формах, начиная от закупки различных товаров в государственных или муниципальных целях и кончая предоставлением финансовой поддержки в виде дотаций, субвенций, субсидий и т.п.
4. Основой финансового планирования бюджетной организации является смета доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы.
Следует обратить внимание, что только сочетание всех перечисленных признаков вместе по отношению к одной структуре дает бюджетную организацию, каждый из названных признаков сам по себе не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией. [12, с.12-19]
Виды бюджетных организаций.
Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков.
В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные организации могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.
По этому признаку можно выделить бюджетные организации, реализующие функции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделам бюджетной классификации:
государственное управление и местное самоуправление, к которому, в частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ;
судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;
международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и т.д.
В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы:
финансируемые за счет средств федерального бюджета;
финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;
финансируемые за счет средств местных бюджетов.
По источникам формирования средств бюджетные организации могут быть разделены на две группы:
* бюджетные организации, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств;
* бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств. [12, с.19-28]
Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ.

Читать еще:  Упрощенная система налогообложения без кассового аппарата

Унитарное предприятие — определение, назначение, классификация

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Ведение всякой хозяйственной деятельности (не путать с личным подсобным хозяйством) в нашей стране сопряжено с обязательным созданием хозяйствующего субъекта (т.е. ИП или юридического лица).

Некоторые из субъектов ведут коммерческую деятельность, некоторые – некоммерческую (что такое некоммерческие организации).

Но классификация организаций на этом не заканчивается. Хозяйствующие субъекты также дифференцируются (подразделяются) на виды в зависимости от формы собственности (частные, государственные, смешанные) и от правового статуса.

Классификация в зависимости от правового статуса подразумевает следующие виды предприятий:

  1. ИП;
  2. хозяйственные общества и товарищества (ООО, ОАО, ПАО и др.);
  3. кооперативы;
  4. унитарные предприятия.

Сегодня мы в деталях рассмотрим, что такое унитарное предприятие, для чего создается и какие виды унитарных предприятий существуют.

Унитарное предприятие – это …

Разберем этот термин дословно, и тогда сразу станет понятна организационная суть унитарной организации:

  1. предприятие – это юридическое лицо, ведущее хозяйственную деятельность (т.е. оно либо производит продукцию, либо реализует товары, либо предоставляет услуги и т.д.);
  2. «унитарный» в переводе с латинского (ūnitās) означает «единство».

Понятие «унитарное» применительно к предприятию означает, что имущество, принадлежащее данной организации, является неделимым (единым), оно не делится на доли.

Унитарное предприятие (УП) имеет коммерческую направленность, т.е. целью его хозяйственной деятельности является получение дохода.

Основная особенность УП в том, что имущество, закрепленное за этой организацией, не является ее собственностью. В нашей стране собственниками имущества УП может быть либо государство, либо муниципальные образования.

Предприятие пользуется этим имуществом только как управленец. Прибыль от ведения хозяйственной деятельности получает собственник имущества (т.е. государство или муниципальное образование).

Причины и цели создания

Не вся хозяйственная деятельность, результаты которой необходимы государству, может приносить прибыль.

Очевидно, что предпринимателям не выгодно заниматься производством убыточной продукции.

Поэтому роль организатора таких предприятий вынуждено брать на себя государство или муниципальные образования.

Другая причина создания УП – решение социальных задач, обеспечение населения страны различными услугами и социально значимыми товарами по доступным ценам.

Например, муниципальные поликлиники, больницы, школы и т.д. имеют статус унитарных предприятий.

И третья причина – необходимость удовлетворения нужд государства (например, Монетный двор РФ – для печати денежных знаков).

Виды унитарных предприятий

Исходя из принадлежности имущества, УП подразделяют по следующим видам:

  1. Федеральные государственные предприятия (ФГП) – имущество УП принадлежит государству, учреждается Правительством РФ либо властью федерального уровня;
  2. Государственное унитарное предприятие (ГУП) субъекта РФ (что это такое?) – имуществом владеет субъект РФ, решение об образовании принимается этим самым субъектом РФ:
    1. ОГУП (областное),
    2. КГУП (краевое),
    3. РГУП (районное);
  3. муниципальное унитарное предприятие (МУП) – имущество принадлежит муниципальному образованию (что это такое?), решение об учреждении исходит от органов местного самоуправления.

Если УП создано для хозяйствования на основе оперативного управления, то такое предприятия называется казенным.

Исходя из права, на основании которого ведется хозяйственная деятельность УП, принята следующая классификация:

Для того чтобы понять суть такого управления, посмотрите следующую схему:

Устав, фонд и ответственность унитарного предприятия

УП ведет свою деятельность на основании Устава – документа, в котором прописаны следующие моменты:

  1. фирменное наименование предприятия с указанием владельца его имущества. Например – «МУП». Из названия становится понятно, что имущество принадлежит муниципальному образованию;
  2. точный юридический и фактический адрес;
  3. цель деятельности;
  4. предмет деятельности (описание того, чем должно заниматься конкретное УП);
  5. сумма уставного фонда.

Устав утверждается государственными органами или органами местной власти. Руководитель УП назначается уполномоченным органом структуры, которой принадлежит собственность УП.

При создании УП учреждается уставной фонд (УФ) (минимальный размер имущества УП). Исключение составляют унитарные казенные предприятия, при их создании УФ не формируется.

УФ может быть в форме денежных средств, ценных бумаг (что это такое?) и иных материальных ценностей в их денежном эквиваленте.

Размер уставного фонда:

  1. УФ государственного УП ≥ 5000 МРОТ (минимального размера оплаты труда) на дату регистрации организации;
  2. УФ муниципального УП ≥ 1000 МРОТ.

Ответственность унитарного предприятия:

  1. УП отвечает по всем своим долговым и прочим обязательствам, принадлежащим ему имуществом. Это значит, что в случае невозможности расплатиться, например, с поставщиком за поставленный товар, УП вынуждено будет реализовывать свое имущество для получения необходимых денежных средств;
  2. УП не отвечает своим имуществом за обязательства владельца имущества;
  3. Владелец имущества УП не несет ответственности за обязательства УП (исключение – собственник казенного УП, он несет равную ответственность с УП по его обязательствам).

Законодательное регламентирование деятельности

Создание, деятельность, права, обязанности УП регулируется государством в следующих законодательных актах:

  1. Федеральный Закон (ФЗ) РФ № 161-ФЗ от 14.11.2002 г.;
  2. ФЗ РФ № 131-ФЗ (ст. 17) от 06.10.2003 г.;
  3. Гражданский Кодекс (ГК) РФ (ст. 113, 114).

Краткое резюме

  1. Унитарное предприятие ведет коммерческую деятельность.
  2. Имущество УП принадлежит государству или муниципальному образованию.
  3. УП несет ответственность по своим обязательствам имуществом УП.

Читайте наш блог, это позволит вам понимать, что происходит в экономической и политической жизни нашей страны и мира!

Бюджетные предприятия это аналог унитарных предприятий

Что такое унитарное предприятие?

Коммерческую организацию, способную вести хозяйственную деятельность за счет использования имущества (активов), которое было закреплено за ней собственником, в пределах, им же установленных, принято именовать унитарным предприятием.

Законодательство, регламентирующее деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий, напрямую запрещает им полученное для ведения бизнеса имущество (активы) распределять между штатными сотрудниками или по вкладам.

Эта особенность выделяет унитарные предприятия из массы прочих разновидностей коммерческих организаций.

Цель сегодняшней публикации – последовательно и непредвзято разобраться в том, что собой представляет унитарное предприятие, каковы его признаки, виды, учредительные документы, а также рассмотреть ряд смежных вопросов.

Понятие унитарного предприятия

Унитарные предприятия — это коммерческие фирмы, за которыми закрепляется имущество (активы), предоставленное учредителями на ограниченных правах.

Органы управления такими компаниями являются единоличными, поэтому для работников и руководителей компаний исключается любая возможность членства.

Цель их создания – генерировать стабильный доход, при этом на протяжении всего срока существования они должны перечислять часть прибыли учредителю.

Федеральным законодательством подробно описываются особенности унитарного предприятия, перечисленные в нижеследующей таблице.

КАТЕГОРИЯ СОДЕРЖАНИЕ
Учредительные документы Главным учредительным документом (и единственным!) является устав
Содержание учредительных документов Должны содержать общую информацию, а также данные, касающиеся вида осуществляемой деятельности и целей создания
Наименование Должно указывать на учредителя, единовластно владеющего имуществом
Имущественные права Право хозяйственного ведения либо – для государственных унитарных предприятий — право оперативного управления
Руководство Директор предприятия назначается непосредственно учредителем. Если собственник сделать это лично не может или не желает, он наделяет соответствующим полномочиями своего официального представителя. На его имя в обязательном порядке оформляется доверенность, которая заверяется в нотариальной конторе.
Права учредителя Учредитель имеет законное право в любой момент изъять имущество (активы) унитарного предприятия, которое было ему передано для осуществления коммерческой деятельности. Основанием для его изъятия является использование не по назначению, не задействование в работе компании.
Ответственность учредителя Учредителя можно привлечь к ответственности за нарушения, допущенные руководством компании, если она создавалась на правах оперативного управления. Если организация была образована на правах хозяйственного ведения, учредитель не несет ответственности своим имуществом по ее долговым обязательствам как перед кредиторами, так и перед бюджетом.

Существуют и иные особенности функционирования унитарных предприятий, которые будут описаны нами далее.

Признаки унитарного предприятия

Российским федеральным законодательством описаны все основные признаки унитарного предприятия. К ним можно причислить следующие:

  1. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не наделяются правом собственности на закрепленное за ними имущество (активы) учредителей.
  2. Имущество (активы) унитарного предприятия находится в государственной, муниципальной или частной собственности в зависимости от формы собственности учредителя.
  3. Предприятие может владеть имуществом на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
  4. Такая организация самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое было приобретено ею в процессе осуществления коммерческой деятельности. Она не несет никакой ответственности по долговым обязательствам своего учредителя.
  5. Унитарная организация должна иметь личную печать (круглую), на которой должны присутствовать ее название, код, место нахождения. При желании учредителя на печать может быть помещено название предприятия на иностранном языке.
  6. Такая организация может иметь угловые штампы, фирменные бланки, собственный логотип (должен регистрироваться в соответствии с регламентом ФЗ) и т.д.
  7. Унитарное предприятие, находящееся на самостоятельном балансе, должна самостоятельно вести документооборот, переносить данные «первички» в соответствующие учетные регистры и составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность.
  8. Правоспособность унитарных предприятий позволяет им заниматься только теми видами коммерческой деятельности, которые определены учредителями.

Создание, реорганизация и ликвидация унитарного предприятия

Чаще всего необходимость в открытии таких фирм возникает при отсутствии возможности приватизировать объекты недвижимости, находящиеся в собственности государства.

Также унитарные предприятия могут открываться для оказания услуг, реализации конкретных видов товаров, решения вопросов социальной направленности.

В редких случаях подобные фирмы создаются для стимулирования отдельных отраслей народного хозяйства, получающих дотации от государства и характеризующихся обилием убыточных производств.

Собственником имущества, которое передается таким компаниям для ведения коммерческой деятельности, является:

  • Российская Федерация;
  • муниципальное образование;
  • субъект Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством права собственника на имущество (активы) унитарного предприятия реализуются органами государственной либо местной власти.

Унитарные предприятия лишены права создавать дочерние компании посредством передачи им части полученного от учредителя имущества.

При этом унитарным предприятиям федеральное законодательство позволяет приобретать различные активы, нести различного рода обязательства и выступать в качестве ответчика на судебных разбирательствах.

Российским законодательством запрещается создавать унитарные фирмы на основе объединения имущества, которое находится в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

Решение о создании государственных и муниципальных унитарных организациях принимается органами власти, имеющими соответствующие полномочия.

Казенные компании создаются на основании решения, принятого Правительством России, органа государственной власти или местного самоуправления, субъекта РФ.

Данные мероприятия могут проводиться двумя способами: (1) реорганизации или (2) учреждения.

Ликвидация таких фирм может осуществляться на основании судебного постановления или по единоличному решению владельца переданного имущества.

В этом случае учредителем назначается комиссия (ликвидационная), к которой переходят на время проведения необходимых мероприятий управленческие полномочия.

Если при проведении ликвидационных действий будет установлены финансовая несостоятельность унитарного предприятия, из-за чего та не может погасить долги перед кредиторами, глава комиссии обращается в арбитражный суд с иском о признании ее банкротом.

Учредительные документы унитарного предприятия

Устав унитарного предприятия является его главным учредительным документом. Он разрабатывается и утверждается уполномоченными государственными и муниципальными органами, а также субъектами РФ.

Данный документ должен включать обязательную информацию:

  • полное и сокращенное название, реквизиты, адресные данные;
  • виды деятельности, указание, ради чего создается предприятие;
  • сведения об органе или субъекте РФ, являющихся собственниками имущества;
  • данные о руководящем составе унитарной фирмы, порядок назначения на должности и прекращения трудовых отношений;
  • размер УК (подробно расписывается, из чего он формируется);
  • сведения обо всех представительствах и филиалах унитарной фирмы;
  • порядок распределения прибыли;
  • порядок использования и формирования различных фондов;
  • другую информацию, которая не противоречит нормам Федерального законодательства.

После государственной регистрации устава в него могут вноситься изменения по решению собственника имущества.

Новая редакция учредительного документа также будет нуждаться в заверении со стороны уполномоченного органа.

Классификация унитарных предприятий

Разновидностей унитарных предприятий не так уж и много.

Если отвлечься от конкретных критериев, наиболее часто в хозяйственном обороте приходится сталкиваться с:

  • частными (учрежденными физическими лицами либо субъектами предпринимательской деятельности — теми же ООО),
  • государственными,
  • коммунальными,
  • федеральными,
  • муниципальными унитарными предприятиями.

Принадлежность к той или иной группе обусловлена «привязкой» к соответствующей административно-территориальной единице.

В наименовании коммунальных унитарных предприятий в обязательном порядке должны присутствовать слова «коммунальное предприятие», а также прямое указание на орган, которым оно было создано.

Если учредитель не возражает, унитарному предприятию ничто не претит создавать представительства и филиалы (и у нас, в России, и за рубежом).

Без разрешения собственника филиалы и представительства не могут создаваться. Их руководящий состав назначается дирекцией головного предприятия путем оформления доверенности.

Истечение срока действия договора найма руководителя филиала – недвусмысленный сигнал дирекции унитарного предприятия для отзыва доверенности.

Имущество (активы) унитарного предприятия

Полученное унитарным предприятием имущество (активы), может использоваться только в пределах прав хозяйственного ведения (большинство унитарных предприятий) или оперативного управления (бюджетные предприятия).

В обоих случаях предприятие имеет возможность распоряжаться не только закрепленным за ней имуществом, но и выпускаемой продукцией и полученным доходом.

При этом должны быть учтены ограничения, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

Собственник оставляет за собой право решать вопросы, касающиеся создания и ликвидации унитарной фирмы.

Учредителем единолично принимается решение относительно того, будет ли проведена реорганизация унитарного предприятия, осуществляется контроль за выполнением поставленных задач.

В любой момент собственник может провести аудит унитарного предприятия, цель которого заключается в проверке сохранности переданного имущества и его целевого использования.

Имущество (активы) унитарной фирмы может формироваться из нескольких источников:

  1. Собственник имущества лично принял решение о передаче его унитарному предприятию.
  2. Приобретаются активы и товарно-материальные ценности в процессе коммерческой деятельности.
  3. Привлекается заемный капитал (кредиты в банках, денежные средства частных инвесторов).
  4. Амортизационные отчисления.
  5. Дотации из государственного или местного бюджета.
  6. Различные капитальные вложения.
  7. Прибыль, полученная предприятием от обществ и хозяйственных товариществ, в уставном фонде которых она владеет определенную долю.
  8. Пожертвования физических лиц или субъектов предпринимательской деятельности.
  9. Доход от аренды или лизинговых операций.
  10. Доход с продажи неликвидного имущества, после получения согласия его собственника.

Уставный фонд

Уставный фонд унитарного предприятия (муниципального или государственного) формируется из переданного собственником имущества.

В него могут включаться:

  • права (имущественные);
  • денежные средства, а также ценные бумаги (акции и проч.);
  • другие ценности, которые оцениваются в денежном эквиваленте.

Уставный фонд унитарного предприятия определяется только в отечественной валюте – в российских рублях.

Для государственных унитарных предприятий законодательно определена нижняя планка размера уставного фонда в пределах 5 000 минимальных зарплат, для муниципальных – не ниже 10 000 минимальных зарплат.

Казенные унитарные предприятия избавлены от необходимости формировать уставный фонд.

Период формирования уставного капитала ограничен тремя месяцами, отсчитываемых со дня регистрации предприятия.

Законодательство позволяет учредителю увеличивать уставный капитал за счет денежных взносов или дополнительного имущества. Для этого учредителем принимается решение, которое оформляется соответствующим документом.

Недопустимо уменьшать уставный фонд муниципального или государственного унитарного предприятия, если после данной процедуры его размер станет меньше утвержденного законодательством минимума.

Изменение размера уставного капитала влечет корректировку учредительных документов с обязательной государственной регистрацией внесенных изменений.

Видео о том, что такое унитарное предприятие:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector