В чем заключается проверка соблюдения кассовой дисциплины?

В чем заключается проверка соблюдения кассовой дисциплины?

Кто осуществляет проверку кассовой дисциплины на предприятии – контроль налоговыми органами и банками

Кассовая дисциплина на предприятии предполагает строгое соблюдение его сотрудниками правил выполнения кассовых транзакций, установленных российским законодательством.

Помимо общеобязательных норм, работники организации, имеющие отношение к обороту наличных денег, должны руководствоваться в своей деятельности внутренними регламентами, которые утверждаются и вводятся в действие приказами директора.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему – напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

Таким образом, совершение компанией приходно-расходных операций с денежной наличностью регулярно контролируется как государственными органами, так и самим руководством хозяйствующего субъекта, осуществляющего кассовые транзакции.

Одним из наиболее эффективных способов такого контроля является проверка, порядок проведения которой также регламентируется нормативно-правовыми актами.

Кто проверяет соблюдение на предприятии?

Все сотрудники организации, непосредственно осуществляющие кассовые транзакции (операции), обязаны контролировать корректность своих действий при работе с наличностью.

Главный бухгалтер компании отвечает за деятельность бухгалтерского подразделения, к компетенции которого относится ведение операционной кассы.

Общий контроль хозяйственной деятельности предприятия, принимающего и расходующего наличные средства, выполняет его руководитель.

Индивидуальный предприниматель самостоятельно контролирует свою деятельность, что подразумевает его личную ответственность за правильность ведения всех кассовых операций.

Налоговая служба осуществляет внешний контроль кассовой дисциплины хозяйствующего субъекта, работающего с наличностью.

Одним из способов реализации надзорных функций является проверка субъекта предпринимательства, которая проводится фискальным органом (налоговой службой) согласно Административному регламенту, утвержденному и введенному в действие Приказом Минфина РФ, зарегистрированным 17.10.2011 под номером 133н.

Налоговая проверка выполняется особым подразделением налоговой службы, осуществляющим оперативный контроль хозяйствующих субъектов.

Все проверочные действия совершаются инспектором данного подразделения.

Налоговая проверка юридического лица (организации, предприятия) или индивидуального предпринимателя, работающего с наличностью, имеет конкретную цель – выявление фактов несоблюдения нормативных правил кассовой дисциплины, регламентированных законодательством РФ.

В чем заключается контроль операций налоговым органом?

Налоговая проверка соблюдения хозяйствующим субъектом общеобязательных норм/правил кассовой дисциплины проводится на основании соответствующего решения руководства налоговой инспекции.

Оформляется специальное поручение, которое инспекторы предъявляют проверяемому лицу вместе со своими служебными удостоверениями.

Общий порядок выполнения

Налоговая проверка подразумевает выполнение уполномоченным инспектором следующих административных процедур:

  • Хозяйствующему субъекту, подлежащему проверке, предъявляется поручение на исполнение проверочных действий.
  • Изучение инспекторами документации, предоставленной хозяйствующим субъектом.
  • Проверяются полнота и корректность учета денежной наличности.
  • Итоги проведенной проверки оформляются надлежащим образом.

Какие документы изучаются специалистами?

Специалисты налоговой службы вправе затребовать у хозяйствующего субъекта документы, необходимые для проверки соблюдения нормативных правил кассовой дисциплины.

К числу таких документов относятся:

  • Книги учета доходов/затрат, специфика ведения которых зависит от актуальной системы налогообложения, применяемой проверяемым хозяйствующим субъектом.
  • Приходные (входящие)/расходные (исходящие) ордера.
  • Кассовая книга.
  • Журнал регистрационного учета приходных/расходных кассовых ордеров.
  • Журнал, заполняемый кассиром-операционистом.
  • Справка-отчет, формируемая кассиром-операционистом.
  • Авансовые отчеты хозяйствующего субъекта.
  • Акты, удостоверяющие возврат денежных средств покупателям (плательщикам), который производится по неиспользованным чекам (кассовым).
  • Распечатанные отчеты фискальной памяти ККТ и использованных накопителей.
  • Журнал регистрационного учета обобщающих сведений контрольно-денежных счетчиков ККТ (речь идет об аппаратах, функционирующих без участия кассира)
  • Ленты контроля ККТ на бумажных/электронных носителях.
  • Данные счетчиков ККТ, касающиеся наличной выручки организации.
  • БСО, их копии, корешки соответствующих бланков.
  • Сведения автоматизированной системы об эмитированных документах.
  • Книга регистрационного учета БСО.
  • Акты принятия/списания БСО.
  • Приказ, устанавливающий лимит (ограничение) кассового остатка в организации (как рассчитать лимит).
  • Прочие первичные бумаги и регистры бухучета, необходимые уполномоченному инспектору для проверки соблюдения кассового порядка.

Как проверяется использование онлайн-касс?

Контроль использования онлайн-касс осуществляется налоговой службой следующим образом:

  • Мониторинг и изучение сведений о наличной выручке хозяйствующего субъекта.
  • Проверка применения ККТ.
  • Дистанционная проверка операторов, обрабатывающих фискальные данные.
  • Контроль предоставления покупателям (плательщикам) кассовых чеков или БСО. Один из способов – контрольная покупка.
  • Отправка налогоплательщику запроса на предоставление дополнительных данных. Такой запрос может формироваться через персональный кабинет ККТ.
  • Получение неограниченного доступа к сведениям кассовой отчетности в информационной базе оператора фискальных данных.
  • Получение неограниченного доступа к аппарату ККТ хозяйствующего субъекта с целью выведения данных, содержащихся на фискальном накопителе.

Какие нарушения обычно выявляются?

По итогам проведенных проверок часто обнаруживаются следующие нарушения кассовой дисциплины:

  • Превышаются лимиты остатка по кассе и суммы наличных расчетов.
  • Полученная наличная выручка не отражается в полном размере.
  • Покупателям (плательщикам) не предоставляются чеки ККТ/БСО.
  • Используемый аппарат ККТ не соответствует нормам.
  • Фактические остатки наличных денег не соответствуют сведениям кассовых бумаг.
  • Необоснованное превышение сроков выдачи наличности под отчет.
  • Прочие нарушения.

Осуществляется ли банками?

Банк вправе проверить кассовую дисциплину обслуживаемого хозяйствующего субъекта.

Обычно подобные проверки осуществляются финансовыми учреждениями раз в два года.

Как правило, контролю подлежат заполнение кассовой книги и соблюдение ограничения по остатку наличности.

Выводы

Проверка соблюдения хозяйствующим субъектом нормативных правил кассовой дисциплины осуществляется уполномоченными специалистами налоговой службы.

Кроме того, ответственные сотрудники организации – кассиры, главный бухгалтер, руководитель – самостоятельно контролируют правильность совершения и учета наличных операций.

Целью подобных проверок является своевременное выявление нарушений, допускаемых в сфере ведения кассы, а также их скорейшее устранение и профилактика.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему – напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 938-43-28 – Москва – ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 467-43-31 – Санкт-Петербург – ПОЗВОНИТЬ

+7 (800) 511-52-74 – Другие регионы – ПОЗВОНИТЬ

Энциклопедия решений. Проверки кассовой дисциплины. Привлечение к административной ответственности

Проверки кассовой дисциплины. Привлечение к административной ответственности

Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У “О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства” (далее – Указание N 3210-У) не предусматривает обязанности банков производить контроль за соблюдением организациями правил ведения кассовых операций.

Отменена в настоящее время и административная ответственность должностных лиц банков за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций, которая была предусмотрена ст. 15.2 КоАП РФ.

Ни одного нормативного правового акта, уполномочивающего какой-либо государственный орган (в том числе и налоговые органы) осуществлять контроль именно за соблюдением норм Указания N 3210-У, не существует.

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н) принят на основании и во исполнение законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Описанная в Регламенте процедура проверки основывается на проверке применения ККТ и выдачи клиентам бланков строгой отчетности при розничной продаже товаров, работ, услуг.

Отметим однако, что осуществляя такие проверки, представители налоговых органов имеют право исследовать, в частности, следующие документы (п. 29 Регламента):

– приходные и расходные кассовые ордера,

– журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов,

– распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег.

В то же время, согласно ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ дела о нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1 КоАП РФ) рассматриваются налоговыми органами *(1).

Таким образом, осуществлять проверки соблюдения кассовой дисциплины (за исключением случаев, связанных с проверкой применения контрольно-кассовой техники) налоговые органы, по нашему мнению, не вправе; однако в случае обнаружения нарушений установленного порядка ведения кассовых операций они вправе принять решение о привлечении организации, её должностных лиц (руководителя, главного бухгалтера)*(2) или индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. К таким нарушениям относятся:

– осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (100 тысяч рублей по одному договору – п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У “Об осуществлении наличных расчетов”, далее – Указание N 3073-У),

КоАП РФ не содержит прямого ответа на вопрос о том, какая из сторон (производящая, принимающая платеж или обе) несет ответственность за это нарушение. Судебная практика по данному вопросу противоречива. В некоторых случаях суды исходят из того, что ответственность должно нести лицо, производящее платеж (постановления Седьмого ААС от 27.10.2016 N 07АП-9216/16, ФАС Московского округа от 22.05.2006 N КА-А40/4070-06, ФАС Поволжского округа от 30.10.2003 N А55-4572/03-3, Двадцатого ААС от 18.07.2012 N 20АП-3327/12, Восемнадцатого ААС от 19.07.2012 N 18АП-6510/12). Вместе с тем в арбитражной практике встречаются многочисленные решения, подтверждающие наличие состава административного правонарушения также и при получении наличных денег сверх установленного максимума (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2010 N А28-16681/2009, от 22.09.2008 N А79-1817/2008, Шестого ААС от 17.02.2015 N 06АП-100/15, Второго ААС от 21.02.2014 N 02АП-80/14, Одиннадцатого ААС от 13.08.2013 N 11АП-11902/13);

– неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности,

– несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств,

К ответственности за данное нарушение организации и индивидуальные предприниматели привлекаются, в частности, в случае расходования наличной выручки на цели, не предусмотренные или прямо запрещенные пунктами 2 и 4 Указания N 3073-У (например, на возврат займа – см. определение ВС РФ от 28.02.2017 N 306-АД16-21335). Отметим, что ранее к ответственности за это нарушение организации привлекались за ненадлежащее оборудование помещения кассы в соответствии с требованиями Порядка ведения кассовых операций, действовавшего до 1 января 2012 г. (постановления ФАС Поволжского округа от 18.11.2010 по делу N А57-7616/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 02.06.2010 по делу N А53-23410/2009, разъяснения Арбитражного суда Пензенской области “О применении статьи 15.1 КоАП РФ”). Однако Указание N 3210-У вопросы оборудования кассы не регулирует, оставляя их на усмотрение самой организации (индивидуального предпринимателя), и фактов привлечения к ответственности за подобные нарушения после вступления в силу Указания N 3210-У и в период действия предшествовавшего ему Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П “О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации” нам не известно.

– в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Что касается ответственности за неверный расчет лимита кассы, то за сам факт некорректного расчета состава административного правонарушения не образует, однако последствия такой ошибки могут привести к сверхлимитному накоплению наличности.

Встречаются и случаи привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ за нарушения порядка работы с денежной наличностью, прямо в ней не перечисленные. Так, например, казино может быть привлечено к ответственности за выплату выигрышей из кассы без составления расходных кассовых ордеров (определение Верховного Суда РФ от 13.03.2018 N 308-АД17-20498)*(3).

Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

*(1) Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ, рассматривают также органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в пределах своих бюджетных полномочий (ст.ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

*(2) Ранее, до 1 января 2012 г., ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций наряду с руководителями и главными бухгалтерами возлагалась и на кассиров (п. 39 действовавшего в то время Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. решением Совета директоров ЦБР 22.09.1993 N 40). В Указании N 3210-У подобной нормы нет. Не было её и в Положении Банка России от 12.10.2011 N 373-П “О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации”, которое действовало в 2012-2014 г.г.

Что касается определения “должностного лица”, содержащегося в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, то, полагаем, кассир под данное определение не подпадает. Должностными лицами для целей КоАП РФ признаются представители власти, а также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Кассир же подобными функциями не наделен, он не принимает управленческих решений, а является техническим работником.

Случаев привлечения кассиров к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ после 1 января 2012 г. нам неизвестно.

*(3) Впрочем, по мнению ФНС России, несоблюдение организаторами азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах Указания N 3210-У и Указания N 3073-У образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ, являющейся специальной нормой, предусматривающей ответственность за нарушение условий лицензии при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (письмо от 22.01.2018 N ЕД-3-2/352@).

Чем чревато нарушение кассовой дисциплины

Бухгалтерия – одно из ключевых звеньев в работе любого предприятия. Грамотное, чистое, высококвалифицированное бухгалтерское сопровождение гарантирует бесперебойную работу компании, тогда как непрофессиональный бухгалтер может поставить под удар всю организацию. Именно поэтому работе бухгалтерии на любом предприятии нужно уделять особое внимание. И отдельно руководству предприятия стоит держать под контролем соблюдение кассовой дисциплины. Именно о кассовой дисциплине пойдет речь в данном материале.

Что такое кассовая дисциплина и почему важно ее соблюдать

Если говорить простым и понятным языком, то под кассовой дисциплиной принято понимать ряд правил, норм, и ограничений по приему, выдаче, хранению наличных денежных средств на предприятии, а также, в случае безналичных расчетов – их учет в рамках проведения кассовых операций. Все операции, в которых присутствует наличка, в том числе выдача зарплаты и отпускных, прием оплаты за товары и услуги, а также их своевременное документальное оформление, на языке бухгалтеров называются кассовыми.

Как правило, кассой занимается либо кассир, либо штатный бухгалтер, либо же, в более редких случаях, сам директор и учредитель организации.

Любое предприятие, будь то ИП или ООО, при проведении каких-либо операций, связанных с оборотом наличных финансов, обязано вести кассу и соблюдать кассовую дисциплину.

Важно! Свод правил, по которым принято вести кассу, определяется не внутренними частными постановлениями организации, а устанавливается на уровне российского законодательства.

Кто проверяет кассовую дисциплину и что грозит нарушителям

Уже из одного того факта, что кассовая дисциплина регламентируется Законом РФ, понятно, что она подконтрольна государственным органам. За безупречным соблюдением кассовой дисциплины следит налоговая инспекция и иногда банк, в котором открыты расчетные счета организации.

    проверка кассовой дисциплины представителями налоговой инспекции. В каждом территориальном отделении Федеральной налоговой службы есть специальный Отдел оперативного контроля. Его служащие и выезжают на проверки предприятий и организаций по части бухгалтерского учета и соблюдения кассовой дисциплины.

Малейшие изъяны и недочеты при ведении кассы, неизменно ведут к административным санкциям.

Наиболее распространенными среди подобных нарушений являются пренебрежение к наличию и ведению кассовой книги, превышение лимита расчетов, связанных с наличными средствами, а также неправильный расчет кассовых остатков.
проверка кассовой дисциплины представителями обслуживающего банка. Каждые два года работники обслуживающего банка по закону обязаны проверять кассовый учет на предприятии. Обычно за период проверки берется один квартал. Банковские специалисты, как правило, проверяют организацию на предмет лимита денежных средств в кассе, а также на правильность и полноту ведения кассовой книги. После проведения контроля специалист банка пишет справку, которую впоследствии необходимо будет предъявить налоговому инспектору уже при налоговой проверке, если таковая последует.

При отсутствии устранения нарушений выявленных представителем банка, налоговик может наложить денежный штраф.

Основные правила кассовой дисциплины: коротко

Для того, чтобы избежать административного наказания в виде наложения материальной ответственности и штрафов, достаточно того, чтобы ведение кассы соответствовало хотя бы некоторым критериям.

  • первое, что требуется сделать – завести кассовую книгу. В ней в обязательном порядке должны отражаться все денежные операции;
  • руководству предприятия для выполнения кассовых операций необходимо приобрести контрольно-кассовую машину. Впрочем, в некоторых случаях ее можно заменить выдачей товарных чеков и бланков строгой отчетности;
  • бухгалтеру или кассиру предприятия необходимо строго следить за тем, чтобы максимально разрешенный лимит денежной наличности ни при каких обстоятельствах не был превышен.

Именно эти три параметра неизменно должны соблюдаться на предприятии, во избежание наказания со стороны контролирующих структур.

Такие документы как расходно-кассовые ордера и приходно-кассовые ордера, журналы и справки кассира-операциониста не являются строго обязательными, а, значит, как правило, не подвергаются тщательному изучению со стороны налоговиков и не являются основанием для применения административных санкций.

Ошибки и неточности при ведении кассы

Ни один начальник не застрахован от небрежной или некачественной работы бухгалтерии. Но иногда в нарушениях кассового порядка бывает повинно само руководство предприятия. Практика показывает, что существует несколько наиболее часто встречаемых нарушений по части кассовой дисциплины:

  • отсутствие на предприятии контрольно-кассовой техники или работа с ней в обход установленного законом порядка, а также отсутствие товарных чеков или бланков строгой отчетности тогда, когда использование контрольно-кассовой машины не обязательно и может ими заменяться. Пренебрежение к соответствующему требованию закона довольно часто бывает спровоцировано руководством компании;
  • полное либо частичное отсутствие в кассовой книге записей о проведении операций и оприходовании наличных средств. Данное нарушение обычно допускают лица, непосредственно занимающиеся ведением кассы и кассовой книги;
  • превышение остатка наличных средств в кассе. Количество денежной налички в кассе регламентировано, и если оно больше максимально возможной суммы, то это также считается нарушением закона. Излишек наличных средств по концу рабочего дня должен сдаваться в банк для внесения на расчетный счет предприятия.

Ответственность при выявлении нарушений кассовой дисциплины

Вне зависимости от того, по чьему недосмотру и упущению возникли проблемы с кассовой дисциплиной, при обнаружении нарушений налоговые специалисты могут либо на первый раз вынести предупреждение, либо сразу наложить штраф. Степень меры административного и финансового воздействия зависит от того, насколько велика ошибка.

    Предупреждение может быть вынесено исключительно за отсутствие или неправильное использование контрольно-кассовой техники, и только при условии, что в течение проверяемого периода, не было выявлено других серьезных нарушений.

Также отделаться предупреждением может организация, руководство которой вовремя направило в налоговую службу ходатайство с просьбой о вынесении предупреждения и обязательства устранить найденные нарушения.

Штраф накладывается при нарушении таких норм ведения кассы, как неправильное оприходование выручки и превышение максимально возможного лимита наличных средств. Размеры штрафов зависят от организационно-правовой формы предприятия. Если это индивидуальный предприниматель, то, как физическое лицо, выполняющее определенные должностные функции, он будет подвержен штрафу от 4 до 5 тыс. рублей.

Если нарушения выявлены в ходе выездной проверки юридического лица, то есть предприятия или организации в статусе, например, ООО, то штраф будет в десять раз выше: от 40 до 50 тыс. рублей.

В последнем случае, должностное лицо, допустившее ошибку, к примеру, главный бухгалтер, старший кассир или даже директор предприятия, также может понести финансовую ответственность за неправомерность своих действий – штраф для него составит сумму от 4 до 5 тыс. рублей.

Как свидетельствует практика работы организаций и предприятий различных сфер деятельности, гораздо выгоднее сразу наладить правильное профессиональное ведение бухгалтерии. В противных случаях, выявление нарушений и ответственность при проверках неизбежна. При этом следует помнить о том, что выездные налоговые проверки проводятся, как правильно в самые неподходящие моменты.

Нерадивых представителей бизнеса, особенно тех, кто не в первый раз попался на пренебрежении к закону, налоговики «берут на карандаш» и проверяют чаще, чем законопослушных предпринимателей.

Таблица штрафов за нарушения кассовой дисциплины

Понятие кассовой дисциплины

Правила ведения кассовых операций в организации закрепляют указания Центробанка России № 3210-У. Нормативный документ предусматривает порядок работы с наличными денежными средствами в учреждении. За любое отклонение от установленных требований предусмотрена ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций. Но это не единственный норматив в работе с наличностью.

Все организации и ИП, которые принимают наличную оплату за оказанные услуги и работы или реализованный товар от физических лиц, обязаны применять онлайн-кассы. Работать без ККТ нового поколения запрещено (закон № 54-ФЗ и закон № 290-ФЗ). Если компания или коммерсант проведет операцию «мимо кассы», то штрафов не избежать.

Ключевые правила организации работы с кассовыми операциями — в статье Новое в кассовой дисциплине: как избежать штрафов».

Порядок организации кассы

Для соблюдения установленных норм учреждению достаточно выполнить пять ключевых шагов:

  1. Назначить ответственного работника за ведение кассовых операций. Ознакомьте сотрудника с положениями указаний № 3210-У и закона № 54-ФЗ в последней редакции под подпись.
  2. Обеспечьте сохранность кассы и документации. Необходимо оборудовать кабинет сейфом, в котором храните деньги, ордера, кассовые книги и чековую книжку.
  3. Установите предельный лимит остатка наличности в кассе. Эта сумма вычисляется расчетным путем, по приходу или выбытиям из кассы. Не допускайте превышение лимита на конец рабочей смены или дня, иначе гарантированы штрафные санкции за нарушение кассовой дисциплины. Излишки вносите на расчетный счет компании в банке. В дни зарплаты остаток может быть больше лимита.
  4. Все операции отражайте специальными кассовыми документами. На приходные операции выписывайте приходный ордер, на расход — расходный. Регистрируйте операции в кассовой книге. Если принимаете наличную оплату за товар, работы, услуги, используйте онлайн-ККТ.
  5. Тратьте выручку только на разрешенные цели. Перечень одобренных затрат приведен в указаниях Банка России от 07.10.2013 № 3073-У.

Какие нарушения допускаются

Подконтрольные организации обязаны разбираться и понимать, за какие кассовые нарушения штрафуют, и при каких условиях наказания недопустимы. Всего выделяют пять категорий проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:

За расчет наличными сверх лимита

Если организация рассчиталась наличными деньгами в сумме более 100 000 рублей в рамках одного контракта.

Нецелевое расходование наличной выручки

Если компания потратила наличную выручку на цели, не предусмотренные указаниями № 3073-У. Например, выплатила заработную плату или перечислила страховые взносы.

Превышение лимита кассы

Если в кассе организации на конец рабочего дня денег осталось больше, чем утвержден лимит остатка. За исключением дней выплаты зарплаты, пособий и стипендий.

Неоприходование наличной выручки

Если поступившая в кассу выручка не оприходована в установленном порядке. То есть не оформлена кассовая документация (ПКО, фискальный чек или БСО).

Нарушение порядка ведения операционной онлайн-кассы

Если фирма допустила отклонение от правил ведения онлайн-касс по закону № 54-ФЗ. Например, не оприходовала покупку через онлайн-ККТ.

Исключением являются длящиеся преступления. Это категория проступков в части нарушений положений закона № 54-ФЗ. Например, если организация длительное время не переходит на онлайн-кассу.

Виды наказаний за нарушения

За проступки в части соблюдения кассовой дисциплины нарушителя ждет административная ответственность. Часть 1 ст. 15.1 КоАП РФ и письмо ФНС от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338 предусматривают следующие виды взысканий:

  • предупреждение;
  • штраф в отношении ответственного работника (руководителя или иного сотрудника организации);
  • штраф в отношении компании-нарушителя.

В отношении проступков в части соблюдения закона 54-ФЗ (ст. 14.5 КоАП РФ) наказания следующие:

  • предупреждение;
  • штраф на ответственное лицо;
  • штраф на организацию;
  • дисквалификация должностного лица;
  • приостановка деятельности компании (срок до 90 дней).

Штрафы и наказания за нарушения кассовой дисциплины

Представим в виде таблицы, какие штрафы предусмотрены за нарушение кассовой дисциплины. В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ, нарушителей накажут:

Штрафы для должностных лиц и ИП

Штрафы для юрлиц

За нарушения кассовой дисциплины (указания 3210-У):

От 4000 до 5000 рублей.

От 40 000 до 50 000 рублей.

За нарушение, допущенное впервые, — предупреждение. За повторный проступок — штраф, в зависимости от правового статуса СМП.

Нарушение порядка ведения онлайн-касс (закон № 54-ФЗ):

Прием наличной выручки мимо онлайн-ККТ.

От 25% до 50% суммы расчета без ККТ, но не менее 10 000 руб.

От 75% до 100% суммы расчета без ККТ, но не менее 30 000 руб.

Штраф могут заменить предупреждением, если проступок выявлен впервые.

Повторное неприменение ККТ, если сумма выручки, проведенной мимо кассы, составила 1 миллион и более.

Дисквалификация должностного лица от года до двух лет.

Для ИП — приостановка деятельности до 90 суток.

Приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Приостановка деятельности до 920 дней.

Онлайн-касса не отвечает установленным требованиям либо нарушен порядок применения ККТ.

Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 рублей.

Предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей.

Предупреждение или штраф.

Документы, связанные с применением ККМ, не предоставлены в ФНС по запросу.

Чек или БСО не выдан покупателю.

Предупреждение или административный штраф в размере 2000 руб.

Предупреждение или административный штраф в размере 10 000 руб.

Предупреждение или административный штраф в размере 10 000 руб.

Кто и как проверяет соответствие законодательству

Законодательство предусматривает два вида контроля над соблюдением порядка ведения кассовых операций. Это внутренняя и внешняя формы контроля.

Внутренний контроль

На проведение ревизий внутреннего характера уполномочены штатные сотрудники организации. Например, провести внезапную ревизию кассы вправе главный бухгалтер или руководитель организации.

Порядок проведения ревизии, как и перечень уполномоченных лиц, закрепите в учетной политике учреждения. Либо издайте отдельный приказ. Учтите, что внезапная ревизия кассы проводится группой лиц. То есть специально созданной комиссией.

Проверку кассовой дисциплины в организации следует проводить и при смене кассира (работника, ответственного за прием и выдачу наличных, оформление документов).

Внешний контроль

Под внешним контролем кассы понимаются проверки и ревизии соблюдения кассовой дисциплины, которые осуществляются государственными органами, службами и ведомствами.

Представителей коммерческих структур уполномочена контролировать ФНС. Инспекция разрабатывает и утверждает специальные планы выездных налоговых проверок. В соответствии с планами, выявляются риски от нарушений кассовой работы. ФНС вправе провести внеплановую ревизию. Учтите, что отсутствие компании в плане проверок ФНС не является гарантией того, что инспекторы не приедут с ревизией. Инспекция уполномочена назначить внеплановый контроль при наличии веских оснований и даже без них.

Бюджетный сектор контролирует не только ФНС. Ревизии кассы вправе проводить:

  • Счетная палата;
  • ревизионный отдел финансового органа, в котором обслуживается учреждение;
  • Министерство внутреннего финансового контроля;
  • Министерство финансов;
  • учредитель или профильное министерство и ведомство;
  • органы прокуратуры и следственного комитета;
  • иные представители госструктур.

Бюджетников на нарушения по кассовым операциям могут проверять хоть каждый день, так велико число контролеров и ревизоров.

При инициации внешней проверки кассы контролер обязан предоставить:

  • удостоверение контролера;
  • распоряжение ведомства, инициировавшего контрольное мероприятие;
  • план проведения ревизии;
  • предмет проверки;
  • сроки проведения контрольного мероприятия.

Как фиксируются нарушения

Выявленные ошибки, отклонения и проступки оформляют специальным актом. Иначе привлечь нарушителя к ответственности нельзя. Проверьте, все ли обязательные реквизиты отражены в акте про нарушения при проверке кассовых операций. К ним относят:

  • наименование документа, дата составления, номер;
  • наименование подконтрольной организации;
  • члены комиссии (Ф.И.О., должности) — для внутренней проверки;
  • должность, Ф.И.О. ревизора, наименование ведомства — для внешней формы контроля;
  • кассир или иное материально-ответственное лицо (Ф.И.О., должность);
  • перечень ценностей в кассе на начало проведения ревизии (это не только наличность, но и марки, ценные бумаги, бланки строгой отчетности);
  • сумма наличных денег и стоимость прочих ценностей по учетным данным;
  • последние номера приходных и расходных ордеров (при наличии);
  • детальное отражение факта и содержания нарушения.
Читать еще:  Проверка налоговой задолженности ИП по ИНН
Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector
  • расчет наличными сверх лимита;
  • нецелевое расходование наличной выручки;
  • превышение лимита кассы;
  • неоприходование наличной выручки.