Денежное аффилирование лиц в размере оплаты труда

Денежное аффилирование лиц в размере оплаты труда

Денежное аффилирование лиц в размере оплаты труда

Введите ваш e-mail:

31.05.2004

Гайдов Алексей Васильевич., Ведущий юрист, ООО “ЮРцентр-профит”, Санкт-Петербург.

Термин «аффилированные лица» происходит от английского слова «to affiliate» (усыновлять, принимать в качестве дочернего предприятия). Он заимствован из англо-американского права и обозначает лиц, находящихся в той или иной хозяйственной (экономической) зависимости друг от друга. Так, в США аффилированной считается компания, пять и более процентов голосующих акций которой принадлежат другой компании.

В российском законодательстве данный термин впервые появился в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. Однако определения аффилированных лиц закон не дал, сделав отсылку на антимонопольное законодательство. И лишь 06.05.1998 г. в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» были внесены соответствующие изменения.

В статье 4 Закона о конкуренции указано, что аффилированные лица – это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность . В той же самой статье закона расшифровано, что аффилированными лицами юридического лица являются:

– член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

– лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

– юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

– если юридическое лицо является участником финансово – промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово – промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;

– лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

– юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

– лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо.

Видно, что перечень лиц, которые могут быть признаны аффилированными, достаточно широк. Особенно он расширен за счет понятия “группы лиц”. Определение группы лиц также дается в статье 4 указанного Закона: группа лиц – группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий (приводятся только характеристики, имеющие отношения к определению аффилированных лиц – прим. автора):

– лица совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

– лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа других лица или лиц на основании договора;

– лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа юридического лица и (или) по предложению лица избрано более 50 процентов состава Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления юридического лица;

– физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

– одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц избрано более 50 процентов состава Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц;

– одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50 процентами голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал каждого из двух и более юридических лиц;

– физические лица и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50 процентами голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал одного юридического лица, и одновременно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица;

– юридические лица являются участниками одной финансово – промышленной группы;

– физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами.

Таким образом, необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между физическим или юридическим лицом и его аффилированным лицом. Причем эти отношения могут быть имущественными (основанными на участии в уставном капитале юридического лица), договорными, организационными (связанными с возможностью участвовать в управлении юридическим лицом), родственными.

Термин «аффилированные лица» употребляется в большом количестве нормативных актов различной отраслевой принадлежности, основными из которых являются федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и банковской деятельности».

Типичным примером аффилированных лиц являются преобладающие (основные) хозяйственные общества по отношению к зависимым (дочерним) обществам в соответствии со статьями 105, 106 Гражданского кодекса РФ. Однако в то же время зависимые (дочерние) общества аффилированы по отношению к основному обществу (как принадлежащие с основным обществом к одной группе лиц).

Наибольшее значение институт аффилированных лиц имеет в корпоративном праве: установлены особый порядок совершения сделок с аффилированными лицами (ст.81 Закона об АО), процедура приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций общества (ст. 80 Закона об АО). Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрен особый порядок совершения сделок «с заинтересованностью», в частности, с участием аффилированных лиц общества (п.1 ст.45).

В связи с наличием аффилированных лиц законодательство возлагает на хозяйствующие субъекты определенные обязанности. В частности, Закон об АО предусматривает обязанность обществ вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них (п.4 ст.93), хранить списки аффилированных лиц (ст.89). Аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций (п.2 ст.93 Закона об АО). Статьей 50 Закона об ООО также устанавливается обязанность хранить списки аффилированных лиц общества.

Для того, чтобы понять сущность какой-либо нормы, необходимо выяснить цель законодателя, создавшего ее. Очевидно, что в данном случае целью является создание возможности контроля за процессом волеизъявления лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Такой контроль может осуществляться как в интересах государства, так и в интересах других лиц – например, акционеров или участников юридических лиц.

Конструкция определения, приведенного в ст.4 Закона о конкуренции, заставляет предположить, что представленный перечень аффилированных лиц является исчерпывающим. Однако сам данный перечень не соответствует основному определению аффилированных лиц, как “преобладающих” лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность , поскольку термин применяется как к контролирующим, так и зависимым лицам.

Более того, во большинстве случаев зависимые и преобладающие лица относятся к одной группе лиц и, следовательно, являются взаимоаффилированными, то есть преобладающее общество считается аффилированным по отношению к зависимому, а зависимое – аффилированным по отношению к преобладающему.

При этом очевидно, что перечень, приведенный в законе, не отражает все случаи аффилированности, могущие возникнуть на практике. К тому же определение аффилированных лиц именно в Законе о конкуренции представляется неоправданным, поскольку оно не используется ни в одной статье закона. Для целей законодательства о конкуренции используется другое понятие – группа лиц. Это, а также отсутствие критериев отнесения лица к аффилированным, не способствует четкому пониманию понятия. Законодателем не регулируются вопросы, связанные со сделками, совершаемыми аффилированными лицами, а также институт и правовые последствия взаимоаффилированности.

Получается, что широкое введение в правовой оборот термина «аффилированные лица» не может достичь своих целей ввиду большого количества разрозненных правовых норм и отсутствия механизма их реализации.

Данная проблема может быть решены только на законодательном уровне. Определенные шаги в этом направлении были сделаны. В 2000 году проект федерального закона «Об аффилированных лицах» был принят Государственной думой РФ в первом чтении. Однако по настоящее время закон в окончательной редакции не принят. Поэтому вопрос относительно содержания и признаков понятия «аффилированные лица» остается открытым.

Попытка привязать понятие аффилированных лиц к антимонопольному законодательству привела к тому, что налоговое законодательство иначе подходит к указанному вопросу и использует иной понятийный аппарат. В Налоговом кодексе содержится близкое по содержанию понятие – “взаимозависимые лица”.

Под взаимозависимыми лицами ст.20 Налогового кодекса РФ понимает физических и юридических лиц, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц .

В статье приведен перечень взаимозависимых лиц:

1) одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, причем доля участия составляет более 20%;

2) одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению;

3) лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого.

Также указано, что лица могут быть признаны взаимозависимыми судом по иным основаниям , если отношениям между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). В целях недопустимости произвольного толкования норм налогового кодекса под иными основаниями следует понимать именно основания отнесения лица к аффилированным.

Думается, законодатель неоправданно отказался от использования в целях налогообложения понятия «аффилированные лица». Аффилированных лиц можно считать взаимозависимыми в целях налогообложения, и наоборот, поскольку в основу определения этих понятий положен одинаковый критерий – возможность влияния на деятельность другого лица .

Сопоставляя нормы многочисленных законодательных актов, можно придти к выводу, что необходима единая система правовых норм, регулирующая вопросы аффилированности, которая поможет как решить отраслевые задачи (корпоративного, налогового и других отраслей права), так и внести единообразие в нормативное регулирование рассматриваемого института.

Законодателю следует дать четкие критерии аффилированности либо закрепив “принцип взаимоаффилированности”, либо однозначно признав аффилированным физическое (юридическое) лицо преобладающее в силу определенной зависимости над иным физическим и (или) юридическим лицом.

Заработная плата

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение или денежная компенсация за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы. Можно сказать, что заработная плата — это установленное соглашением сторон систематическое вознаграждение сотрудника за выполняемую по трудовому договору работу.

Зарплата и трудовое законодательство

С точки зрения трудового законодательства зарплата, или оплата труда — вознаграждение сотрудника за выполненную работу. Согласно статье 129 ТК РФ уровень зарплаты определяется квалификацией работника, а также сложностью, количеством, качеством и условиями работы, которую он выполняет. К зарплате принято относить и выплаты компенсационного и стимулирующего характера.Трудовым законодательством предусмотрена также выплата зарплаты за неотработанное время.

Структура оплаты труда

На практике, оплата труда на предприятии имеет следующую структуру:

1. Основная заработная плата — это выплаты заработной платы за фактически выполненную работу.

2. Премии — это выплаты стимулирующего характера. Преми­рование может производиться по таким основаниям:

по итогам работы за месяц;

по итогам работы за год;

за внедрение новой техники и технологии;

за экономию материальных ресурсов;

за качественное выполнение работ и заданий администрации;

за отдельные виды работ;

за квалификацию, профессиональное мастерство.

за работу в ночное время;

за работу во вторую и третью смены;

за сверхурочные работы;

за работы в праздничные и выходные дни;

за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нор­мальных условий труда;

за совмещение профессий;

за высокую производительность труда;

на период освоения нового производства (продукции) и т. д.

4. Гарантии — это выплаты за фактически неотработанное, не явочное время:

оплата учебных отпусков;

оплата простоев не по вине работника;

оплата за время вынужденного прогула;

оплата за период обучения работников, направленных на повышение квалификации или обучение вторым профессиям;

специальные надбавки и др.

Принципы заработной платы

Принципы заработной платы основываются на следующих положениях:

Обеспечение равной оплаты за равный труд.

Наличие нескольких уровней оплаты труда по группам работников.

Повышение реальной заработной платы.

Опережающий рост производительности труда над темпами роста заработной платы.

Осуществление оплаты в зависимости от количества и качества труда.

Материальная заинтересованность работников в результатах своего труда и деятельности предприятия.

Наличие гарантий. На каждом предприятии устанавливается минимальный размер заработной платы работника.

Порядок выплаты заработной платы

Выдача зарплаты персоналу должна производиться с учетом требований статьи 136 ТК РФ, а именно: не реже чем каждые полмесяца, в точности в установленный Правилами трудового распорядка или трудовым договором день, а также не позднее 15 календарных дней с момента окончания периода, за который она начислялась. Таким образом, заработная плата выдается работникам не реже двух раз в месяц.

Формы заработной платы

Номинальная заработная плата — сумма денег, полученная за определенный период времени. Номинальная заработная плаза не отражает уровня цен, поэтому её увеличение не означает реального роста уровня жизни.

Реальная заработная плата — количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную зарплату.

Виды и способы начисления заработной платы работникам

Существуют следующие системы оплаты труда работников:

При сдельной системе оплаты труда заработная плата работника зависит от количества изготовленной этим работником продукции (оказанных услуг или выполненных работ).

Когда следует применять сдельную или повременную оплату труда

Повременная система оплаты труда применяется, как правило, в отношении специалистов, должностные обязанности которых отличаются разнообразием и тяжело поддаются количественному учету (например, когда речь идет о специалистах бухгалтерского учета, сотрудниках юридической службы, кадровых работниках и т. д.).

Если показатель качества выполненной работы или оказанной услуги важнее количественного показателя, то следует применять повременную схему оплаты труда.

Что же касается сдельной системы оплаты труда, то приоритетной сферой ее применения является производство продукции. То есть, если нужно повысить эффективность производства при наличии возможности измерения количественного результата сделанной работы, то следует внедрять сдельную систему оплаты труда. При этом применяемый порядок расчета и выплаты заработной платы персонала следует прописать в коллективном и трудовом договоре, а также в локально нормативных актах организации.

Минимальная заработная плата

Минимальная заработная плата — это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.

Ни одна организация в России не имеет права выплачивать месячную зарплату меньше МРОТ (минимального размера оплаты труда) за исключением случаев, когда специалист трудится на условиях совместительства или в режиме неполного рабочего времени.

Размер минимальной платы (МРОТ) используется для исчисления размеров государственных налогов, платежей, штрафов.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме “Зарплата и кадры”.

Денежное аффилирование лиц в размере оплаты труда

Термин «аффилированное лицо», широко применимый в российском законодательстве, взят из англо-американского права и обозначает лиц, находящихся в состоянии той или иной зависимости друг от друга. Английский глагол «affiliate» означает присоединять, соединять, связывать.

Аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (статья 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (Закон 948-1)).

Если на Европе аффилированные компании — это фирмы, зависящие от других, то в российском законодательстве этот термин применяется как к зависимым, так и к преобладающим лицам. Основополагающим признаком аффилированности является способность оказывать влияние на предпринимательскую деятельность.

Впервые в российском законодательстве понятие «аффилированные лица» использовано в нормативных документах: в Положении об инвестиционных фондах и в Положении о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, утвержденных Указом Президента РФ от 7 октября 1992 года №1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В настоящее время эти документы признаны недействующими.

В дальнейшем наибольшее применение категория «аффилированные лица» получила в акционерном законодательстве и законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью для целей защиты прав акционеров и общества. Так, в Федеральном законе от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлены (глава 11):

  • особый порядок совершения сделок с аффилированными лицами;
  • процедура приобретения 20 и более процентов обыкновенных акций общества;
  • определен порядок раскрытия информации об аффилированных лицах общества.

Понятие об аффилированных лицах содержится также в следующих нормативных актах:

  • Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
  • Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Кроме того, бухгалтерский учет также использует понятие «аффилированные лица» — Положения по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000 (утверждено Приказом Минфина РФ от 13 января 2000 года №5н). Информация об операциях между организацией и аффилированными лицами подлежит включению в бухгалтерскую отчетность, если последние контролируют или значительно влияют на деятельность соответствующей организации.

Необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между юридическим или физическим лицом и аффилированным лицом этого юридического или физического лица.

Зависимость может иметь место в следующих случаях:

  • в случае принадлежности юридическому или физическому лицу определенной части уставного капитала юридического лица, обусловливающей участие в органе управления с правом голоса;
  • в случае, когда физическое лицо в силу своей должности (например, генеральный директор), а юридическое лицо в силу своего правового статуса (например, управляющий фондом) имеют право давать обязательные для исполнения обществом указания и (или) имеют возможность иным образом определять его действия;
  • в случае наличия определенных семейных связей между физическими лицами.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

  • член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
  • лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
  • юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
  • если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы (ФПГ), к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления ФПГ, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников ФПГ;

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
  • юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Наиболее распространенной формой взаимной зависимости аффилированных лиц считаются имущественные отношения, которые основаны на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица.

Договорные отношения между аффилированными лицами (или внутри группы лиц) возникают, когда одна или несколько организаций получают возможность на основании договора влиять на решения, принимаемые другой организацией (организациями). При этом термин «определение решений» подразумевает:

  • установление условий ведения другой организацией коммерческой деятельности;
  • осуществление полномочий исполнительного органа другой организации;
  • иные способы договорного взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Кроме того, формой зависимости аффилированных лиц являются родственные отношения.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Банка России от 20.04.2015 N 015-51/3497 “О Рекомендациях по оценке системы оплаты труда в негосударственных пенсионных фондах”

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 апреля 2015 г. N 015-51/3497

ПО ОЦЕНКЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ

Настоящим письмом Банк России направляет Рекомендации по оценке системы оплаты труда в негосударственных пенсионных фондах.

Настоящее письмо подлежит официальному опубликованию в “Вестнике Банка России”.

ПО ОЦЕНКЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ

1. Целями Рекомендаций по оценке системы оплаты труда в негосударственном пенсионном фонде (далее – НПФ) являются:

обеспечение финансовой устойчивости НПФ;

обеспечение соответствия системы оплаты труда НПФ характеру и масштабу совершаемых им операций, результатам его деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков.

2.1. Совету директоров (наблюдательному совету) НПФ рекомендуется:

рассматривать вопросы организации, мониторинга и контроля системы оплаты труда, оценки их соответствия стратегии НПФ, характеру и масштабу совершаемых операций, результатам их деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков, в том числе:

утверждать (одобрять) документы, устанавливающие порядок определения размеров окладов (должностных окладов), компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, не связанных с результатами деятельности (далее – фиксированная часть оплаты труда) единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа (далее – члены исполнительных органов), порядок определения размера, форм и начисления членам исполнительных органов и иным руководителям (работникам), принимающим решения об осуществлении НПФ операций и иных сделок, результаты которых могут повлиять на соблюдение НПФ обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков, застрахованных лиц, участников и страхователей НПФ, включая основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) НПФ (далее – иные работники, принимающие риски), а также работникам подразделений, осуществляющих внутренний контроль, и работникам подразделений, осуществляющих управление рисками, компенсационных и стимулирующих выплат, связанных с результатами их деятельности (далее – нефиксированная часть оплаты труда);

не реже одного раза в календарный год принимать решения о сохранении или пересмотре документов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, в зависимости от изменения условий деятельности НПФ, в том числе в связи с изменениями стратегии НПФ, характера и масштабов совершаемых операций, результатов его деятельности, уровня и сочетания принимаемых рисков;

утверждать размер фонда оплаты труда НПФ;

не реже одного раза в календарный год рассматривать предложения подразделений, осуществляющих внутренний контроль, и подразделений, осуществляющих управление рисками, по вопросам совершенствования системы оплаты труда (при наличии таких предложений) и отчеты подразделения (подразделений), на которое (которые) возложены полномочия по мониторингу системы оплаты труда;

рассматривать независимые оценки системы оплаты труда (например, в рамках ежегодного заключения внешнего аудитора) и информацию комитета по управлению рисками (при наличии таких оценок и такого комитета);

осуществлять контроль за выплатами крупных вознаграждений, признаваемых таковыми в соответствии с внутренними документами, устанавливающими систему оплаты труда, в порядке, установленном советом директоров (наблюдательным советом) НПФ.

2.2. В составе совета директоров (наблюдательного совета) НПФ рекомендуется создать специальный орган, в обязанности которого рекомендуется включить подготовку решений совета директоров (наблюдательного совета) НПФ по вопросам, указанным в пункте 2.1 (например, комитет по вознаграждениям).

2.3. Рекомендуется предусмотреть, что члены совета директоров (наблюдательного совета) НПФ, входящие в специальный орган, указанный в пункте 2.2, не являются членами исполнительных органов НПФ.

2.4. К большинству членов совета директоров (наблюдательного совета) НПФ, входящих в специальный орган, указанный в пункте 2.2, рекомендуется предъявлять требование о наличии достаточного опыта или квалификации, позволяющих им принимать решения по вопросам, предусмотренным пунктом 2.1 (в частности, требования о наличии высшего юридического или экономического образования и (или) опыта работы в области управления рисками и организации системы оплаты труда).

2.5. НПФ рекомендуется обеспечить полноту содержания их внутренних документов, устанавливающих систему оплаты труда, следующим образом:

во внутренние документы НПФ рекомендуется включать положения, в соответствии с которыми общий размер нефиксированной части оплаты труда определяется с учетом количественных и качественных показателей, позволяющих учитывать все значимые для НПФ риски, а также доходность деятельности НПФ (примеры количественных и качественных показателей для корректировки вознаграждений приведены в приложении);

внутренними документами НПФ рекомендуется регламентировать все используемые в НПФ формы оплаты труда и виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, а также выплаты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) внутренними документами НПФ формально не относятся к системе оплаты труда, являются нестандартными, размер которых в соответствии с заключенными с работниками НПФ договорами не корректируется с учетом принимаемых НПФ рисков (например, компенсация расходов на жилье работникам, компенсация расходов на страхование, пенсионные отчисления, иные аналогичные выплаты, а также выплаты, осуществляемые работникам НПФ иными связанными с НПФ юридическими лицами);

во внутренних документах НПФ рекомендуется определять порядок оценки эффективности организации и функционирования системы оплаты труда, а также подразделение (подразделения), на которое (которые) возложены полномочия по мониторингу системы оплаты труда;

во внутренних документах НПФ рекомендуется определять перечень существенных рисков и работников, принимающих решения о принятии существенных рисков (помимо членов исполнительных органов НПФ).

2.6. При определении размеров оплаты труда работников НПФ рекомендуется учитывать уровни рисков, которым подвергаются (подвергались) НПФ в результате их действий, в том числе следующим образом:

для подразделений НПФ, осуществляющих операции (сделки), несущие риски (по направлениям деятельности), расчет нефиксированной части оплаты труда рекомендуется производить с учетом количественных показателей, характеризующих принимаемые НПФ в рамках деятельности этих подразделений риски и планируемую доходность этих операций (сделок) с учетом расходов, которые осуществляются для поддержания деятельности организации в результате осуществления операций (заключения сделок);

для членов исполнительных органов и иных работников, принимающих риски, при расчете целевых показателей вознаграждений (до корректировок) на планируемый период рекомендуется предусмотреть, что не менее 40 процентов общего размера вознаграждений составляет нефиксированная часть оплаты труда, определяемая в зависимости от занимаемой должности и уровня ответственности;

внутренними документами НПФ рекомендуется предусматривать и применять к членам исполнительных органов и иным работникам, принимающим риски, отсрочку (рассрочку) и последующую корректировку не менее 40 процентов нефиксированной части оплаты труда исходя из сроков получения финансовых результатов их деятельности (на срок не менее 3 лет, за исключением операций, окончательные финансовые результаты которых определяются ранее указанного срока), включая возможность сокращения или отмены нефиксированной части оплаты труда при получении негативного финансового результата в целом по НПФ или по соответствующему направлению деятельности (в том числе путем определения размера выплат в рамках нефиксированной части оплаты труда и их начисления по прошествии периодов, достаточных для определения результатов деятельности);

внутренними документами НПФ рекомендуется предусматривать и применять к членам исполнительных органов и иным работникам, принимающим риски, сочетание денежной и неденежной формы оплаты труда, чувствительной к результатам деятельности и уровню рисков, принимаемых НПФ (в случае отсутствия соответствующей неденежной формы оплаты труда договорами с работниками рекомендуется предусматривать корректировку отсроченной (рассроченной) части вознаграждений с учетом изменения стоимости акций (производных от них финансовых инструментов) НПФ на даты, предусмотренные системой оплаты труда).

2.7. Деятельность подразделений, осуществляющих внутренний контроль, и подразделений, осуществляющих управление рисками (при отсутствии отдельного структурного подразделения – деятельность работников НПФ, имеющих соответствующие функции по управлению рисками), рекомендуется организовать следующим образом:

подразделениям, осуществляющим внутренний контроль, и подразделениям, осуществляющим управление рисками, рекомендуется разрабатывать в рамках своей компетенции предложения и (или) рекомендации по показателям, используемым для отсрочки (рассрочки) и корректировки выплат в рамках нефиксированной части оплаты труда, а также по совершенствованию документов НПФ, устанавливающих систему оплаты труда, в зависимости от результатов деятельности НПФ с учетом уровня рисков, принимаемых НПФ, его подразделениями и работниками, а также изменений стратегии НПФ, характера и масштаба его деятельности;

рекомендуется обеспечивать независимость размера фонда оплаты труда подразделений, осуществляющих внутренний контроль, и подразделений, осуществляющих управление рисками, от финансового результата структурных подразделений (органов), принимающих решения о совершении операций и иных сделок;

в системе оплаты труда рекомендуется учитывать качество выполнения работниками подразделений, осуществляющих внутренний контроль, и подразделений, осуществляющих управление рисками, задач, возложенных на них положениями (аналогичными внутренними документами) о соответствующих подразделениях НПФ;

рекомендуется в общем объеме вознаграждений, выплачиваемых работникам подразделений, осуществляющих внутренний контроль, и подразделений, осуществляющих управление рисками, устанавливать фиксированную часть оплаты труда, составляющую не менее 50 процентов.

2.8. НПФ рекомендуется доводить до сведения всех работников НПФ под роспись документы НПФ, устанавливающие систему оплаты труда, а также обеспечивать неукоснительность соблюдения их положений.

2.9. НПФ рекомендуется обеспечивать регулярное, не реже одного раза в календарный год, полное и достоверное раскрытие информации о системе оплаты труда, в том числе раскрытие следующей информации (сведений):

о порядке и условиях выплаты, а также общей величине выплат (вознаграждений) единоличному исполнительному органу, его заместителям, членам коллегиального исполнительного органа, членам совета директоров (наблюдательного совета), главному бухгалтеру, его заместителям, руководителю и главному бухгалтеру филиалов НПФ, их заместителям, а также иным должностным лицам НПФ, наделенным полномочиями в вопросах руководства и контроля за деятельностью подразделений НПФ;

об общем размере и структуре выплат (вознаграждений), в том числе об отсрочке нефиксированной части оплаты труда, для иных работников, принимающих риски, не относящихся к числу лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

об общем объеме фиксированной и нефиксированной частей оплаты труда членов исполнительных органов и иных работников, принимающих риски;

об общем объеме выплат при увольнении членов исполнительных органов и иных работников, принимающих риски, произведенных в отчетном году, и наиболее крупной выплате без указания фамилии, имени, отчества работника;

об общем объеме корректировок вознаграждений для членов исполнительных органов и иных работников, принимающих риски.

Структуру раскрываемой НПФ информации, указанной в абзацах втором – пятом настоящего пункта, и способы ее раскрытия рекомендуется определять НПФ самостоятельно.

Читать еще:  Хранение отработанных шин на предприятии
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector