Запрет на проведение проверок субъектов малого предпринимательства

Запрет на проведение проверок субъектов малого предпринимательства

Как будут проверять малый бизнес в 2019 году: действует ли мораторий или «надзорные каникулы»?

Правда ли, что мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2019 год? На кого именно распространяются «надзорные каникулы»? Кого освободили от проверок ФНС и ПФР? Как узнать, будут ли проверять юридическое лицо или ИП в 2019 году? Какой закон предусматривает запрет на проверку бизнеса? Ответим на основные вопросы.

Запрет на проверки до 2019 года

В период 2016 -2018 годах у субъектов малого предпринимательства были «надзорные каникулы». Суть каникул – в отмене плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда других ведомств.

На проверки по налогам и страховым взносам каникулы в 2016-2018 годах не распространялись.

Также не было каникул у компаний, ведущих деятельность в социальной сфере. Контролеры были вправе проверять аптеки, образовательные и медицинские организации. Таким образом, «запрет на проверки малого бизнеса» – понятие условное. Одних было проверять нельзя, а других – можно.

Но что же с 2019 годом? Будет ли действовать запрет на плановые проверки бизнеса в 2019 году?

Закон о продлении моратория на 2019 год

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС – https://rmsp.nalog.ru.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2019 году?

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это средние, малые и микропредприятия.

  • Критерии малого предприятия – среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25%.
  • Критерии микропредприятия – среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
  • Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.

Сначала планировалось, что «надзорные каникулы» будут продлены с 2019 года для субъектов малого ‎и среднего бизнеса. Однако Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ предусматривает “надзорные каникулы” только для субъектов малого бизнеса.

Какие есть ограничения

Нужно сказать и про ограничения. По этому вопросу – это важное обстоятельство. С 2019 года мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.

Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе.

Так, к примеру, в 2019 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» в 2019 году не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В ИТОГЕ:

В 2019 году запрет на проведение плановых проверок не действует, в частности:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

– федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

– федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

– внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

– федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

– федерального государственного пробирного надзора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Прокуратура разъяснила изменения в порядке проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства

Согласно организационно-распорядительным документам на межрайонную природоохранную прокуратуру г. Москвы возложен надзор за соблюдением Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного экологического контроля, а также при привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

Читать еще:  Обучение на малых предприятиях примеры

Государственный экологический контроль осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее – Департамент) посредством организации и проведения проверок.

Порядок проведения плановых и внеплановых проверок определен Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон №294-ФЗ), Административным регламентом Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, утв. Приказом от 30.08.2010 №129, размещенным на официальном сайте Департамента.

С 1 января 2016 года вступила в силу ст. 26.1 Федерального закона №294-ФЗ, устанавливающая запрет на проведение в 2016 – 2018 годах плановых проверок отдельных категорий субъектов малого предпринимательства.

1. Критерии, определяющие статус юридического лица как субъекта малого предпринимательства

Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства определяются статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2015), в том числе пп. 2 и 3 ч. 1.1 данной статьи, а также Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

К субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В частности, к условиям отнесения субъекта предпринимательства к категории малого бизнеса относятся следующие:

1. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников:

ü до ста человек включительно для малых предприятий, в том числе

ü до пятнадцати человек для малых предприятий;

2. предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость

не должны превышать:

ü для малых предприятий — 800 млн. рублей;

ü для микропредприятий — 120 млн. рублей[1].

Обращаем внимание: статус субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, указанным выше.

2. Случаи, когда проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства возможно

(ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона №294-ФЗ)

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона №294-ФЗ, с «01» января 2016 г. по «31» декабря 2018 г. плановые проверки субъектов малого предпринимательства контролирующими органами, в том числе Департаментом, не проводятся.

При этом в план проверок субъектов предпринимательства Департамента в период 2016-2018 годов могут включаться субъекты малого предпринимательства:

– если в отношении них вынесено и вступило в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Департаментом также могут проводиться внеплановые проверки[2], а также административные расследования[3] в отношении субъектов малого предпринимательства, допустивших нарушения требований природоохранного законодательства.

3. В случае если проверка субъекта малого предпринимательства включена в план проверок Департамента, информацию о проведении плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательства, в том числе малого предпринимательства, можно получить на интернет-сайте proverki.gov.ru, на котором публикуются сведения единого реестра проверок[4].

Должностные лица Департамента перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений статьи 26.1 Федерального закона №294-ФЗ.

В случае представления должностным лицам Департамента при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к субъектам малого предпринимательства и при отсутствии оснований, приведенных в ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ (см. раздел 2), проведение плановой проверки должно быть прекращено, о чем составляется соответствующий акт.

При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель наделяются правом подать в Департамент заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений статьи 26.1 Федерального закона №294-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 №1268 об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №489 (далее – Правила) определяет следующий порядок подачи субъектом малого предпринимательства заявления и его рассмотрения уполномоченным контролирующим органом.

В случае если плановая проверка субъекта малого предпринимательства включена в план Департамента, заявление и прилагаемые к нему документы направляются непосредственно в Департамент.

– заполнить заявление об исключении из плана проведения плановых проверок по форме, содержащейся в Правилах;

Читать еще:  Работник заболел после увольнения оплата больничного

– приложить к нему документы, подтверждающие соответствие критериям субъектов малого предпринимательства в соответствии с п. 7 Правил.

– к заявлению, подписанному лицом, действующим от имени заявителя, приложить документ, подтверждающий полномочия подписавшего заявление лица на подачу такого заявления.

Департамент в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления и прилагаемых к нему документов, принимает одно из следующих решений:

а) об удовлетворении заявления и исключении соответствующей проверки из ежегодного плана;

б) об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана с указанием причин отказа;

в) о возвращении заявления и прилагаемых к нему документов в связи с отсутствием проверки в ежегодном плане или в связи с отсутствием в заявлении сведений, которые должны быть в нем указаны в соответствии с прилагаемой к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 №1268, формой, а также прилагаемых документов.

Решение направляется заявителю в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.

Если Департаментом принято решение об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана, заявитель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

В случае принятия Департаментом решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана осуществляется внесение изменений в план Департамента.

Обращаем внимание: Проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 26.1 Федерального закона №294-ФЗ относится к грубым нарушениям требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ.

В случае нарушения прав субъектов малого предпринимательства Департаментом при осуществлении государственного экологического контроля (надзора) необходимо обращаться в межрайонную природоохранную прокуратуру г.Москвы.

Своевременное обращение в прокуратуру способствует предотвращению и пресечению нарушений со стороны Департамента и полноценной защите прав субъектов малого предпринимательства.

[1] Данные показатели установлены Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

[2] Основания для проведения внеплановых проверок определены в п. 2 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ.

[3] Основания для проведения административного расследования установлены ст. 28.7 КоАП РФ.

[4] Сведения о внеплановых проверках при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) доступны с 1 июля 2016 года.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Опять каникулы: почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса

Министерству экономического развития (МЭР) совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить поправки, которые продлят мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса и распространят мораторий на средний бизнес, следует из поручения вице-премьера, главы аппарата правительства Сергея Приходько (копия есть у РБК). Подлинность документа подтвердили в аппарате министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. РБК направил запрос в Минэкономразвития.

Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта (.pdf) об изменениях в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и в статью 19 закона о лицензировании, который находится сейчас в Госдуме. В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении.

Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019–2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.

«Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и еще больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года. Таким образом, будет сделан еще один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», — рассказал РБК Михаил Абызов. Важно, что планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, после введения моратория в 2016 году именно на них фактически пришелся основной «удар» со стороны надзорных органов. Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений.

Итоги первого моратория

Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года. «Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами.

Режим «надзорных каникул» для малого бизнеса доказал свою эффективность, отмечалось в докладе о проблемах бизнеса, подготовленном в аппарате бизнес-омбудсмена. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое, отмечалось в докладе. Впрочем, надзирателям за бизнесом легко обойти мораторий за счет роста числа внеплановых проверок и административных расследований, указывали авторы доклада. По данным «Опоры России», за 2017 год число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%.

Читать еще:  Заработать на кликах без минималки

Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов в декабре предлагал ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.

Проверки вне плана

Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов. Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес — важно принять закон (соответствующее поручение президента сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объеме не более 30% от плановых, ранее подчеркивал министр.

В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке «открытого правительства» проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности. Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии. Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

О проведении плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в 2019 году – ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

О проведении плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в 2019 году

О проведении плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в 2019 году

В связи с поступающими запросами о проведении плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства в 2019 году Управление Роспотребнадзора по Московской области разъясняет.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 26.2Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – 294 Федеральный закон), плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, за исключением: плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

В соответствии с 294 Федеральным законом перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определяется Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – 806 Постановление) утвержден Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода. В настоящее время данный Перечень содержит 39 пунктов, среди которых и федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет государственный надзор с применением риск-ориентированного подхода. При применении риск-ориентированного подхода в предусмотренных Законом случаях выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю, по профилактике нарушений обязательных требований осуществляется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Соответствующие категории опасности и риска устанавливаются с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, а также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований. Правительством РФ утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденные 806 Постановлением.

Управление Роспотребнадзора по Московской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации Управлением реализуется риск-ориентированный подход, ведется региональный реестр субъектов и объектов надзора, на основе которого осуществляется планирование контрольно-надзорных мероприятий, сформированы перечни объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска. В реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых Управлением осуществляется федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также осуществляемой ими деятельности, установлена категория риска.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector