Кто на предприятии должен заниматься медосмотрами?

Кто на предприятии должен заниматься медосмотрами?

Кто на предприятии должен заниматься медосмотрами?

Вопрос участвовал в конкурсе «Счастливая семерка». Автор вопроса Брюховецкая Ирина Валерьевна, специалист по кадрам 1-й категории филиала «Строительно-монтажное управление «Белэнергомонтаж» государственного предприятия «Белэнергострой».

В организации согласно проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда есть работники, занятые во вредных условиях труда. Имеется список контингентов для прохождения медицинских осмотров по прошлой аттестации. После проведения очередной аттестации «профессиональные вредности» у некоторых профессий изменились (например, у машиниста крана в карте аттестации рабочих мест по условиям труда отсутствует показатель условий труда «работа на высоте»). Соответственно и в списках контингентов для прохождения медицинской комиссии указывать такой фактор, как работа на высоте (п. 1 приложения 2 к Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47; далее – Инструкция) мы уже не можем.

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров (далее – медосмотр) лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен в Инструкции.

Работы на высоте – это работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденного перепада по высоте 1,3 м и более (п. 1 приложения 2 к Инструкции).

Непосредственное отсутствие в карте аттестации рабочего места по условиям труда такого показателя трудового процесса, как работа на высоте, не дает основания не рассматривать его при определении необходимости проходить медосмотр. Такой вывод основан на следующем:

1) п. 4 «Результаты оценки напряженности трудового процесса» карты аттестации рабочего места по условиям труда содержит показатель «4.3.2. Степень риска для собственной жизни», который используется при характеристике работ, связанных с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения с вероятной угрозой здоровью и жизни. Это, например, работы строительных специальностей, связанные с работой на высоте (монтажники, машинисты кранов, др.); работа водителей транспортных средств; работы в действующих электроустановках свыше 1 000 В (электромонтеры, электрослесари и др.); профессии горнодобывающей промышленности (взрывники, рабочие очистных забоев и др.) и т.д.;

2) в приложении 2 «Работы, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры» к Инструкции перечислены работы вне зависимости от проведения (непроведения) аттестации рабочих мест по условиям труда и ее результатов.

1. Кто ответственен за организацию прохождения медосмотров: составляет списки работников, подлежащих периодическому медосмотру, следит за окончанием сроков медосмотров?

Прямое указание на лицо, ответственное за организацию прохождения медосмотров, в законодательстве отсутствует. По этой причине до сих пор ведутся дискуссии о том, кто им должен быть – специалист по кадрам или специалист по охране труда. Неясно, кто должен составлять списки на медосмотр, контролировать его прохождение работающими и т.д.

Анализируя положения законодательства, касающиеся прохождения медосмотров, выделим следующее.

Медосмотр проводится, в частности, для лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (п. 1 Инструкции). При этом в любой организации таким отбором (подбором) персонала занимается кадровая служба (специалист по кадрам). Вывод подтверждается нормами:

1) п. б ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК);

2) подп. 2.3 п. 2 Типового положения о кадровой службе предприятия (организации), утвержденного постановлением Минтруда Республики Беларусь от 18.12.1997 № 118. Согласно ему одной из основных задач кадровой службы является осуществление эффективного подбора, расстановки и реализации трудового потенциала кадров в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами.

3) выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности». В нем указано, что в должностные обязанности специалиста по кадрам входят работа по комплектованию организации кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации и участие в работе по подбору, отбору, расстановке кадров.

Получается, что кадровая служба (специалист по кадрам) в медосмотре точно задействована, поскольку обеспечивает прием на работу и располагает личными данными работающих и другой необходимой информацией.

Медосмотр проводится, в частности, для работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, о которых осведомлены служба охраны труда (специалист по охране труда) и руководители подразделений (п. 1 Инструкции).

В Типовом положении о службе охраны труда организации, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98, прямого указания на участие в медосмотре этой службы нет.

Однако тот же выпуск 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности» гласит, что инженер по охране труда оказывает методическую помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медосмотры.

Получается, во-первых, что инженер по охране труда непосредственно не обязан составлять указанные списки, а во-вторых, этим составлением должны быть заняты сами руководители подразделений. Точно так же, вопреки распространенному мнению, что инструкции по охране труда должен разрабатывать инженер по охране труда, в действительности это обязанность руководителей подразделений.

Согласно выпуску 2 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов производств» в обязанности начальника отдела охраны труда входит организация контроля за прохождением работниками медосмотров. То есть указанный работник организует, чтобы кто-то другой (подчиненный специалист по охране труда либо иное лицо) контролировал этот вопрос. Сама формулировка «организует контроль» представляется спорной, так как вызывает вопрос, имеет ли место «организация организации». Ведь любую работу, в т.ч. по охране труда, организуют и контролируют, а вот «организация контроля» – это уже не непосредственный контроль.

Для избежания споров и обеспечения системности в этом вопросе логичным кажется назначить ответственным за организацию и контроль прохождения медосмотров специалиста по кадрам, который будет взаимодействовать со специалистом по охране труда в части составления списков на медосмотры и с руководителями подразделений в части доведения до их сведения этих списков и обеспечения явки подчиненных им работающих на медосмотр.

2. Кто определяет список контингентов и необходимо ли его утверждать и если да, то кем он должен быть утвержден?

Понятие «список контингентов» в настоящее время не используется.

С введением в действие Инструкции появились следующие списки:

– список профессий (должностей) работающих, подлежащих периодическим медосмотрам (приложение 5 к Инструкции);

– список работающих, подлежащих периодическому медосмотру (приложение 6 к Инструкции).

Необходимость утверждения указанных списков отсутствует.

3. Обязан ли наниматель заключать договор на прохождение медосмотров с учреждением здравоохранения или работники вправе самостоятельно проходить медкомиссию по месту командирования или месту жительства, в последующем приложив чеки для возмещения расходов на прохождение медкомиссии?

Оказание медицинских услуг при проведении медосмотров лиц, поступающих на работу и работающих, осуществляется в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения». Согласно его нормам:

1) платные медицинские услуги оказываются гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения на основании письменных договоров возмездного оказания медицинских услуг;

2) обязательные медосмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляются по договорам с нанимателями.

Исходя из вышеизложенного, если организация является бюджетной, а медосмотр необходим для работника без вредных и (или) опасных условий труда, то договор с нанимателем не обязателен.

Читать еще:  Что такое маржин колл на фондовом рынке

4. Как документально оформить прохождение медкомиссии и как поступить с работниками, не явившимися в учреждение здравоохранения для прохождения медкомиссии?

Во-первых, работники должны понимать, что наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медосмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (ст. 49 «Отстранение от работы» ТК). Отстранение от работы оформляется приказом. Причем за период такого отстранения заработная плата не начисляется.

Во-вторых, необходимо своевременно информировать соответствующих работников о предстоящем медосмотре. Для этого обычно издается приказ с заблаговременным доведением под роспись графика проведения периодических медосмотров и списка работающих, подлежащих периодическому медосмотру.

5. Должны ли проходить медкомиссию работники, принятые на практику по профессии с вредными условиями труда (старше 18 лет)?

Медосмотр проводится для лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (п. 1 Инструкции).

Работающие – физические лица, работающие по трудовым д оговорам либо по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности, а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм; физические лица, являющиеся главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств, обучающимися в учреждениях образования и привлекаемыми к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, клиническими ординаторами; военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой; физические лица, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению оплачиваемых работ, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Закон Республики Беларусь 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).

Соответственно обучающиеся учреждений образования, привлекаемые к работам в организациях в период прохождения практики, если они не главы или члены крестьянских (фермерских) хозяйств, не являются работающими и не обязаны проходить медосмотр.

6. Обязан ли наниматель требовать от работника медицинскую справку водителя (медкомиссия физического лица для вождения личного автомобиля) или достаточно справки о прохождении медосмотра с профессиональными вредностями организации?

Наниматель не обязан требовать от работника наличие действующей медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению механическими транспортными средствами, с правом найма на работу, но имеет на это право.

Что касается медицинской справки о состоянии здоровья работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то наниматель обязан ее требовать, чтобы убедиться в годности работника по соответствующей профессии (должности).

Александр Тылиндус,

инженер по охране труда и учредитель ЗАО «БелНовация»

Организация медосмотров

День добрый. Меня интересует два вопроса.
1. В каком документе прописано Кто конкретно должен организовывать предарительные и периодические медосмотры (инженер по ОТ или отдел кадров)?

2. Какие приказы нужно издать по предприятию при организации медосмотров? (и если не сложно, примеры, как они выглядят)

Совсем недавно удалось разрешить данную проблему (ровно наполовину)
Проведением первичного МО занимается отд.кадров, но почему-то считают, что ПМО к ним отношения вообще не имеет, хотя заключительный акт ПМО им требуется для дальнейшей работы (т.к. некоторые вредники по результатам ПМО могут оказаться проф.непригодными).
С каждого надо спрашивать то, что он может дать!
Какую информацию может дать ИОТ – контингент работников с вр. факторами, подлежащих ПМО.
Если составлением списка и организацией ПМО будет заниматься ИОТ, то это будет лишняя трата времени (из собственного опыта), так как вся информация находится в отделе кадров: штатное расписание, СНИЛСы всякие, стаж работы, год рождения.

В этом году составлением и согласованием контингента и списка занималась я но зато организацией ПМО занимается отдел кадров.
Вот мой приказ:

П Р И К А З
Об организации и проведении периодического
медицинского осмотра в 2009 году»

В соответствии со статьёй 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования).
В 2009 году в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2008 года №813 «Об утверждении Правил финансирования в 2008-2010 годах проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» и рекомендациями ФСС по Санкт-Петербургу работники предприятия, направленные на периодический медосмотр, дополнительно пройдут углубленный медосмотр (УМО) в «. ».
Для организации периодического медосмотра в 2009 году в ЗАО «. » в соответствии с приказом Минздрава РФ №83 от 16.08.04 г «Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников»

П Р И К А З Ы В А Ю:
1. Начальникам цехов и отделов:
1.1. Назначить в подчиненных структурных подразделениях ответственных лиц за организацию проведения медицинского осмотра сотрудников подразделения в «. » в 2009 году.
Срок –
1.1.1 Поручить ответственным лицам оформить списки сотрудников, подлежащих в 2009 году периодическому осмотру в «. ».
Срок –
1.2. Передать подготовленные списки в отдел охраны труда для составления обобщенного (сводного) списка по ЗАО «. ».
Срок –
1.3. Обоснование направления работников на периодический медосмотр должно соответствовать приказу Минздрава РФ №83 с точным указанием вредного или опасного фактора (в списке указывается название вредного или опасного фактора и номер приложения и подпункта)
1.4. При составлении списков необходимо учитывать следующие требования приказа Минздрава РФ №83:
– Частота проведения периодических медосмотров не реже чем 1 раз в 2 года (определяется совместно органами Роспотребнадзора и работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической или эпидемиологической ситуации).
– Лица, не достигшие возраста 21 год, проходят периодические медосмотры ежегодно;
1.5. Организовать прохождение периодического медосмотра подчиненными сотрудниками в установленные графиком сроки.
Срок – согласно графику.
2. Заместителю директора по персоналу . заключить с «. » договор на проведение медосмотра и согласовать график прохождения медицинских осмотров, а также обеспечить контроль за их выполнением.
Срок –
3. Начальнику отдела охраны труда . организовать согласование единого списка от ЗАО «. » с ТО Роспотребнадзора. Срок –
4. Контроль за исполнением приказа возложить на .

Елена Л., ваш первый вопрос остается открытым, действительно: где написано?
Разве что в должностной инструкции ИОТа.
А что написано в вашей должностной инструкции?

По 1 вопросу. Конкретно, везде прописано “работодатель, обязан . ”
Я пытался найти ответна ваш вопрос, но не нашол! Конкретно не где не написано (может плохо искал ) Но, наш РПН выпустил новые формы на МО, по ним под перечнем контингента подписывается ИОТ, а под поименным списком ОК.
Для решения организационного вопроса проведения предварительных и переодических МО, мы с ОК решили написать положение (у юриста лежит на согласовании ) Вот в нем и прописываем кто и что делает! Ну, а далее вопрос 2. Потом в соответствии с положением будем писать приказы на проведение МО. Вот как то так.

Да, на предварительный МО направление выдает ОК!

Медицинские осмотры: уточняем порядок проведения

Александр Липин
главный специалист-эксперт Департамента заработной платы,
охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

В ряде случаев работодатель обязан организовать за свой счет проведение медицинских осмотров как для работающих сотрудников, так и только принимаемых в организацию (ст. 212 ТК РФ). Речь идет о предварительных, периодических, внеочередных и психиатрических освидетельствованиях. Сегодня мы поговорим о порядке проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Поскольку именно организация этих медосмотров вызывает у кадровиков наибольшее количество вопросов.

Читать еще:  Бюджетная система Аргентины

Предварительные медосмотры (обследования)

По общему правилу при приеме на работу проходить медосмотр и представлять справку о состоянии здоровья не требуется (ст. 65 ТК РФ). Однако следует помнить, что для отдельных категорий работников прохождение медосмотра при поступлении на работу является обязательным. Например, с целью определения пригодности кандидата поручаемой работе, а также охраны здоровья и предупреждения возникновения и распространения заболеваний среди населения обязаны до заключения трудового договора проходить медицинский осмотр:

  • несовершеннолетние (ст. 266 ТК РФ);
  • работники, принимаемые на тяжелую работу и на работу с вредными и (или) опасными условиями труда* (ч. первая ст. 213 ТК РФ);
  • работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений (ч. вторая ст. 213 ТК РФ);
  • работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (ст. 213, 328 ТК РФ);
  • работники, принимаемые на работу вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ).

Несмотря на то, что до заключения трудового договора они еще не являются работниками организации, оплата предварительных медосмотров должна производиться за счет средств работодателя. А это значит, что у работодателя должен быть в наличии соответствующий договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на этот вид деятельности. Несовершеннолетние при этом направляются на медицинское обследование независимо от того, на какую должность (работу) они принимаются. Что касается лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, то они направляются на медосмотр, если планируемое место работы содержится в Перечне рабочих мест и профессий, связанных с воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов**, утвержденном работодателем. Такой Перечень (с указанием всего комплекса вредных и (или) опасных факторов для каждого рабочего места (профессии)), согласованный с Роспотребнадзором, должен быть представлен в медицинскую организацию заранее в соответствии с заключенным договором. Результаты предварительных медосмотров выдаются в виде медицинских справок (форма № 086/У) либо в виде личных медицинских книжек.

По результатам медосмотра (обследования) медицинская организация выдает заключение о возможности (невозможности) работы в конкретных условиях труда. В случае отрицательного медицинского заключения кандидату на ту или иную должность отказывается в приеме на работу.

Периодические медицинские осмотры

Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется соответствующими нормативными актами, но не может быть реже одного раза в два года. Лица, не достигшие возраста 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно (ст. 213 ТК РФ).

Для проведения периодических медицинских осмотров работодатель должен придерживаться алгоритма, приведенного на стр. 37***. Важно помнить, что в случае непрохождения обязательного медосмотра, либо выявления у сотрудника в ходе осмотра медицинских противопоказаний, работодатель не имеет права допускать его к исполнению трудовых обязанностей****.

Распределяем функции по организации медосмотров

При проведении медицинских осмотров (предварительных и периодических) нередко между службами охраны труда и отдела кадров возникают разногласия по поводу распределения функций. Например, кто из них должен составлять списки работников, подлежащих медосмотру; оформлять направления на медосмотры; отслеживать сроки; вести учет и хранение медицинских заключений по результатам проведенных обследований. На время прохождения обязательного медицинского осмотра (обследования) за работниками сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ).

На первый взгляд может показаться, что это функции службы охраны труда. Ведь обязанности по проведению медицинских осмотров содержатся в Трудовом кодексе в разделе «Охрана труда». Однако в иных нормативных актах, регламентирующих полномочия службы охраны труда в организации*****, исполнение указанных обязанностей напрямую на нее не возлагается.

Таким образом, чтобы не допускать конфликтов, мы рекомендуем функции, связанные с проведением обязательных медосмотров, распределить между структурными подразделениями организации и закрепить их в Положениях об этих подразделениях. А также отразить в должностных инструкциях работников, обязанных обеспечить их исполнение.

Вопрос в тему

Мы хотим принять на работу водителя. Каким документом должно быть оформлено прохождение им предварительного медосмотра: это должна быть справка или медицинская книжка? И как часто должны проходить медицинские осмотры водители старше 21 года?

Инна Климова,
инспектор по кадрам (г. Рязань)

– Кандидаты на должность водителя проходят предварительные медицинские осмотры по общим правилам, установленным приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. № 90 и приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83. В соответствии с указанными документами по результатам прохождения предварительного медосмотра медицинской организацией должно быть выдано заключение в виде справки установленного образца. Личная медицинская книжка выдается лишь работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения*.

Поскольку работы по управлению транспортными средствами включены в Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (приказ Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83), то и периодичность их проведения должна определяться в соответствии с указанным нормативным актом. Из документа следует, что водители старше 21 года должны проходить периодические медосмотры не реже одного раза в два года.

На вопрос отвечала Наталья ГОНЧАРОВА,
юрисконсульт юридической фирмы Lidings

* Приказ Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. № 402.

* Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83 (далее – Перечень).

** Образец направления на предварительный медицинский осмотр см. в № 6, 2008. Для подписчиков журнала «Кадровое дело» доступ ко всем мате-риалам сайта www.kdelo.ru с 1 июля – бесплатно!

*** Как оформить предложение на заключение договора с медицинской организацией, составить график прохождения обязательного периодического медицинского осмотра и поименный список лиц, подлежащих обязательному периодическому осмотру, см. в № 6, 2008.

**** Как оформить отстранение сотрудника от работы при непрохождении медицинского осмотра, см. на стр. 59.

***** Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Как организовать медосмотр: 7 обязанностей специалиста по охране труда

Специалисты по охране труда обязаны организовать медицинские осмотры. Так указано в профстандарте. К сожалению, что именно включают в себя эти функции – в документе не указано. Отсюда возникают споры с кадровиками и другими подразделениями организации, кто и за что именно отвечает. Для устранения распрей и облегчения работы специалиста по охране труда и производственной безопасности представляем вашему вниманию список 7 обязанностей специалиста по охране труда.

1.Составление списка контингента

Список контингента профессий и должностей составляет специалист по охране труда. На его основе кадровая служба предприятия формирует поименный список сотрудников, подлежащих периодическому медосмотру.

Специалист по охране труда разрабатывает список контингента на основании приказа 302н (приложение 1 и 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н). Приложение 1 перечисляет вредные и опасные производственные факторы. Если на рабочем месте сотрудников эти факторы есть, их также нужно внести в список контингента. Приложение 2 содержит перечень работ: сотрудники, которые их выполняют, обязаны проходить медосмотр. Этих работников включают в список контингента.

Узнать, воздействуют ли на работников вредные и опасные факторы, можно из результатов специальной оценки условий труда на рабочем месте. Также специалист по охране труда получает необходимую информацию из результатов лабораторных исследований в рамках производственного санитарного контроля. Можно использовать данные из документации на применяемое сотрудниками в работе сырье, материалы, механизмы, оборудование.

Читать еще:  Какой индикатор хорошо подтверждает вход в рынок

Обратите внимание, что список контингента не нужно согласовывать с Роспотребнадзором. Обязательно получите подтверждение, что список контингента направили вовремя. Это может быть отметка секретаря в приемной, работника почты или подпись получателя, если документ направляли курьером.

Специалист по охране труда может корректировать список контингента. Для этого он вносит или убирает лишние основания в документе, документ утверждается заново, и повторно направляется в Роспотребнадзор.

2. Выбор медицинской организации

Специалист по охране труда выбирает медицинскую организацию, в которой сотрудники будут проходить обязательные медосмотры. Она может быть государственной или частной. Главное, чтобы медорганизация имела право проводить медосмотры и экспертизу профпригодности (п. 4 и 5 приложения 3 приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н). Чтобы убедиться в правильности выбора, специалист по охране труда вправе запросить у медорганизации заверенную копию лицензии с приложениями, подтверждающими право проведения конкретного вида медосмотра. Кроме того, не забудьте проверить действие лицензии на сайте Росздравнадзора. Перейдите по ссылке «единый реестр лицензий» и введите номер лицензии медорганизации.

Кроме этого, мед. организация может по запросу работодателя предоставить заверенную копию приказа об утверждении состава врачебной комиссии. Необходимо убедиться, что в комиссию включили врачей-специалистов, которые прошли повышение квалификации или имеют действующий сертификат по специальности «профпатология». Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог.

Специалиста по охране труда должно насторожить, если медицинская организация предлагает проводить медосмотры на территории предприятия с помощью выездных бригад. По закону, делать это можно только по месту, указанному в лицензии медорганизации.

3. Контроль работы с поименным списком и календарным планом

Специалист по охране труда передает список контингента в кадровую службу. Там на основе документа разрабатывают поименный список сотрудников организации, которых нужно направить на периодический медосмотр. Также согласно этому списку кадровик оформляет направления на медосмотр. Бланк направления содержит персональные данные, поэтому запрещается выдавать направления не лично работнику под подпись, через других лиц.

Поименный список утверждает руководитель организации. Не позднее, чем за 2 месяца до даты начала проведения медосмотра, документ направляют в медицинскую организацию, с которой заключен договор.

Специалист по охране труда контролирует, чтобы медорганизация получила список вовремя. Если кадры отправят его позднее, организацию оштрафуют на 50 — 80 тыс. рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП).

Медицинская организация на основе поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра. Специалист по охране труда обязан позаботиться, чтобы план составили с учетом графиков сменности работающих, а медосмотр не прерывал надолго технологический процесс. Если в проекте календарного плана разногласий нет, его нужно согласовать с руководителем организации и вернуть на утверждение в мед.организацию.

Специалист по охране труда должен проконтролировать, чтобы руководители структурных подразделений ознакомили работников с календарным планом за 10 дней до начала периодического осмотра. Поэтому можно издать приказ о проведении медосмотра, а календарный план сделать приложением к этому приказу. Хранить календарный план и лист ознакомления нужно вместе с материалами медосмотра и предъявлять по запросу инспектора ГИТ во время проверки. Лист ознакомления понадобится, если работник откажется проходить медосмотр. В этом случае сотрудник не сможет заявить, что не знал, когда должен был пройти медосмотр.

Специалист по охране труда координирует действия персонала и медорганизации. Он информирует руководителей структурных подразделений, в какое время проводится медосмотр, какие документы, кроме направления с собой иметь и т.д. Если специалист по охране труда узнает от работников или их руководителей, что в лечебном учреждении очереди, и к нужному врачу не попасть, он должен оперативно решить эту проблему с куратором медорганизации.

4. Подготовка работников к медосмотру

Направление на медосмотр выдает сотрудникам отдел кадров. Там содержатся персональные данные. Будьте осторожны с персональными данными! После осмотра медорганизация выдает сотруднику паспорт здоровья и медицинское заключение. Не храните эти документы, а также их ксерокопии в службе охраны труда, даже если работник даст на это письменное согласие. Они содержат персональные данные сотрудников. Роскомнадзор вправе привлечь предприятие за такое нарушение к административной ответственности (ч. 1 ст. 13.11 КоАП). Организацию оштрафуют на 30 – 50 тыс. рублей. К ответственности может привлечь и суд, если в ходе расследования работник пожалуется, что работодатель забрал у него медзаключение. Специалист по охране труда обязан это знать и предупредить работодателя (См. статью Ответственность за нарушения в сфере охраны труда ).

5. Отслеживание результатов медосмотра

Работник, который получил неудовлетворительное решение врачебной комиссии, обязан сообщить об этом работодателю (ст. 214 статьи ТК). Если в заключении есть медицинские противопоказания – работодатель должен немедленно отстранить его от работы (ст. 76 ТК). Чтобы не потерять место, некоторые сотрудники скрывают эту информацию.

Задача специалиста по охране труда получить информацию о противопоказаниях и сообщить о ней работодателю. Сделать это можно через куратора медицинской организации. Проследите, чтобы в договоре на медосмотры был указан алгоритм совместных действий, если у сотрудника обнаружили противопоказания к труду.

Если работодатель допустит сотрудника, имеющего медицинские противопоказания к работе по прежней должности, то его оштрафуют на сумму от 110 до 130 тыс. рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП). Специалист по охране труда обязан проследить, чтобы этого не произошло. Если состояние здоровья работника спровоцирует несчастный случай с тяжким вредом здоровью, руководителя организации привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК.

6. Проверка содержания заключительного акта

После того, как последний работник пройдет медосмотр, в течение 30 календарных дней, медицинская организация обобщает результаты и составляет заключительный акт. В этом принимают участие представители территориального управления Роспотребнадзора и работодателя. Специалист по охране труда обязан проверить, чтобы акт был составлен правильно и все необходимые данные заполнены (п. 43 приложения 3 приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н).

Есть разделы, на которые нужно обратить особое внимание:

  • Данные медицинской организации. В акте должно быть не только наименование медицинской организации, но и адрес ее местонахождения, код по ОГРН.
  • Процент охвата работников. В идеале, он должен составлять 100%, так как является показателем работы специалиста по охране труда. Как правило, договор на медосмотр заключается не на один месяц. Все работники из поименного списка должны пройти медосмотр. Исключением могут стать форс-мажорные обстоятельства, которые можно легко подтвердить документально – смерть работника, уход в декретный отпуск и т.д.
    Каждый случай несовпадения количества работников из поименного списка и количества в заключительном акте должен иметь уважительную причину, если это произошло из-за отпуска или болезни, предоставьте работнику возможность пройти медосмотр по выходу на работу.
  • Результаты выполнения рекомендаций предыдущего заключительного акта. В разделе должна быть полная информация о том, как работодатель выполнил рекомендации заключительного акта по предыдущему медосмотру.
  • Заключительный акт передают в территориальное подразделение Роспотребназора. Если работодатель проигнорирует рекомендации предыдущего акты, Роспотребнадзор проведет на предприятии внеплановую проверку организации.

7. Выполнение рекомендаций медкомиссии

Работодатель обязан полностью выполнить рекомендации врачей медкомиссии, указанные в заключительном акте. Для этого, специалист по охране труда составляет план работы по выполнению медицинских рекомендаций. Укажите в нем мероприятия, которые медкомиссия рекомендовала провести, исполнителей и сроки. Донесите до руководителя компании, что план нужно выполнить до того, как придет время заключать новый договор на медосмотр. В произвольной форме составьте отчет о выполнении рекомендаций и передайте его в медорганизацию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector