Малое предпринимательство в строительной отрасли

Малое предпринимательство в строительной отрасли

Малое предпринимательство в строительной отрасли

Библиографическая ссылка на статью:
Витина Е.О. Проблемы малого и среднего предпринимательства на российском рынке в строительном сегменте // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/05/25003 (дата обращения: 26.03.2019).

Малый и средний бизнес – это два сектора в экономике, один из которых включает в себя индивидуальное и малое предпринимательство, а второй оказывает существенное влияние на национальные рынки и связывает между собой крупный бизнес, малые предприятия и потребителя. [4, С. 10-27]

Данные виды предпринимательства играют важную роль в развитии современной рыночной экономики, и занимают около 30 % ВВП. Не смотря на то, что в Европе показатель только малого бизнеса составляет 50 %, в России этот показатель растет и государство значительно больше средств стало вкладывать в развитии, как малого, так и среднего бизнеса. Это связано с тем, что данные виды предпринимательства обеспечивают конкурентную среду, решают проблему безработицы, динамичнее реагируют на изменение спроса, являются источником налоговых выплат для государственного бюджета и более полно удовлетворяют потребности населения. [3, http://economy.samregion.ru/activity/predprinim/itogi/razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-samarskoy-oblasti-v-2017-godu/]

В основном малый и средний бизнес занимает сферу торговли и составляет около 32 %. Но в данной статье будет рассмотрена и проанализирована роль малого и среднего бизнеса в сфера строительного рынка, на примере Самарской области.

Как известно, строительство является крупной отраслью в экономике и занимает десятую часть экономики страны в целом.

Говоря о строительстве имеется ввиду следующие пункты:

– строительство жилых зданий;

– строительство автодорог, мостовых конструкций;

– реконструкция и капитальный ремонт;

– производство строительных материалов;

Роль малого и среднего предпринимательства в данной сфере довольно существенна. Это определяется тем, что малые предприятия способствуют развитию и росту строительной отрасли, усиливая конкуренцию, а также выполняют множество социальных функций. [2, 3-13]

Доля малого и среднего бизнеса в строительстве составляет около 11 % в России в целом. Что касается данных по Самарской области на 2017 год, то 13 % предприятий (8470) занимаются деятельностью связанной с данной сферой. По сравнению с 2014 годом показатель вырос на 4 %. [1, http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/]

Проведенные исследования выявили основные сложности, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в строительном сегменте, основной проблемой является низкая платежеспособность покупателей. Следующий показатель – это высокий уровень налоговых сборов, который правительство постоянно повышает. Также стоит отметить, недостаток квалифицированных кадров в данной отрасли, а именно найм работников из стран ближнего зарубежья. Помимо этого, отрицательным фактором является отсутствие генеральных планов, что не позволяет городу разработать стратегию и определить как будет развиваться территория муниципального образования, на которой предполагается строительство. В развитии данного сегмента, также особую роль играет государство, его финансовая поддержка, субсидии, программы, определенные издержки. Безусловно, и программы и субсидии от государства существуют, но в последнее время, а именно хотелось бы отметить период с начала 2014 года по настоящее время (период начала подготовки к чемпионату мира по футболу) этот период можно назвать достаточно сложным, так как большая часть федеральных денежных средств тратиться именно на подготовку этого события, строятся дороги, стадионы, ведутся реконструкционные работы, производится ремонт зданий, строятся объекты социального значения. То есть денежные средства выделяются непосредственно только на эти цели, и в ближайшее время какой-то особой финансовой поддержки для сектора малого и среднего бизнеса не предвидится.

Экономика малого бизнеса, как отмечают многие руководители, находится в кризисной ситуации, в немалой степени из-за высокого уровня налогообложения, коммерческого кредита и слабого инновационного развития.

Все вышеперечисленные проблемы достаточно актуальны для повышения уровня развития экономической отрасли и требуют особого внимания со стороны государственной власти.

Для решения данных проблем необходимо предпринять следующие меры :

– развитие нормативного правового поля в сфере малого и среднего предпринимательства;

– развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства как целостной системы;

– оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства со стороны государственной власти, путем ввода новых программ и субсидий.

– снижение налоговых сборов;

– увеличение производства на отечественном рынке конкурентоспособных строительных и отделочных материалов.

– развитие системы консалтинговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам эффективного управления, направленного на повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и ее продвижение на внутренние и внешние рынки;

– переориентация на внутренний рынок. Многие компании пересмотрели свои стратегии развития и сократили долю экспортируемой продукции. В результате развития внутреннего рынка потребления и стимулирования строительства правительством, выгодно и безопасно становится производить для внутреннего рынка.

– развитие конкуренции на рынке строительных и отделочных материалов, государственное стимулирование развития отрасли, регулирование монопольных проявлений, совершенствование торгово-сбытовой системы должны повлечь выравнивание цен и их постепенное снижение.

– подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций.

Процесс развития и эффективного функционирования области малого и среднего бизнеса может быть обеспечено путем осуществления вышеуказанных пунктов. Помимо этого действительно важно активное участие государства в развитии данного сектора, а также важен механизм взаимодействия между федеральной и муниципальной властью.

Малый бизнес в строительстве

27.01.2015

Сегодня на малый бизнес в России приходится не более четверти отечественный экономики, хотя в других странах — свыше половины. При этом статистика свидетельствует, что строительная отрасль является одной из основных в деятельности малого предпринимательства. Где же место МСБ в этой отрасли?

На первом месте по популярности у предпринимателей малого бизнеса торговля. Затем операции с недвижимостью — аренда, купля, продажа. Строительство — в тройке лидеров. К такому выводу пришли чиновники на Госсовете весной 2015 года. По данным же АНО «Статистика России», на конец 2014 года доля малых строительных фирм (без микропредприятий) составляла около 12% всех организаций малого бизнеса, оборот которых колеблется в пределах 10%.

По общему мнению, малый бизнес вытеснен в сферу субподрядных работ, специализируясь на устройстве внутридомовых сетей, монтаже отопительного и вентиляционного оборудования, электромонтажных, кровельных, отделочных и других видах работ, которые крупный застройщик может доверить небольшим компаниям при условии соблюдения сроков и качества.

Таким образом, область малого бизнеса в строительстве сильно ограничена, если только компания не планирует развиваться и укрупняться.

В производстве стройматериалов доля малого бизнеса зависит от вида подотрасли. Например, производство окон с использованием дерева, алюминия и ПВХ-профиля очень часто принадлежит малым компаниям. Конечно, в таких сферах остро стоит вопрос конкуренции с более крупными предприятиями. Ведь при выпуске малой партии продукции ее себестоимость выше, чем при производстве крупных партий.

Многое определяет ответственность сотрудников того или иного малого предприятия и их квалификация. Например, реставрационные фирмы имеют в штате «штучных» специалистов, отвечающих своей репутацией за качество работ.

ПРОБЛЕМЫ

Бизнес в строительстве часто связан с недоверием потребителя.

Опасения потребителей связаны, например, с качеством лакокрасочной продукции мелких производителей, где решающую роль играют соблюдение технологии, наличие современного оборудования, сырья со стабильным качеством и грамотных технологов, что не всегда свойственно малому бизнесу. Отсюда мнение, что в малом бизнесе недобросовестных производителей больше. И это притом что строительное производство весьма трудо-, энерго- и материалоемко, поэтому уровень инфляции и рост цен на все ресурсы очень велики.

Вот как описывает свое видение проблемы МСБ в строительстве Николай Циганов, председатель профильного комитета по строительству при одной из бизнес-ассоциаций.

«Ситуация непростая, но сгущать краски я бы не стал. Речь идет не о «пожарной» помощи, а о четко структурированной работе по сохранению тех темпов развития, которые набирает строительная отрасль России. А они по некоторым параметрам, поверьте, достойны уважения. Так, в 2014 году объем ввода жилья по России достиг небывалых 81 млн кв. м — это на 14,9% превышает показатели 2013-го! Отмечу, что около 40% от этого объема — жилье эконом-класса.

Важный недостаток: у нас не предусмотрен документ, подтверждающий статус предприятия как малого или среднего, а информация о количестве сотрудников и финансовой деятельности закрыта. Отмечу и еще один серьезный фактор, тормозящий развитие строительной отрасли: формально банки не отказываются от поддержки и готовы давать кредиты малым предприятиям. Но делают это на общих условиях, которые не под силу субъектам МСБ. Все эти препятствия надо преодолевать сообща, выдвигая своевременные и профессионально подготовленные инициативы и регионального, и федерального уровня».

Руководитель Центра производственной ко-операции Фонда «Екатеринбургский центр развития предпринимательства» Сергей Ионкин считает, что инновации в строительных технологиях и материалах должны разрабатываться государственными или близкими к государству крупными компаниями, а вот результаты можно будет внедрять на производстве малых предприятий в том числе: «Какой процесс проходит инновация? Это НИИР -НИОКР — апробация в реальных условиях — внедрение в производство и продажа. Первые два этапа дорогостоящие, с третьим вообще проблемы. Конкурсы и тендеры для муниципальных заказов во главу угла часто ставят дешевизну. Зачем МУПам закупать инновационные светильники за 20 000 рублей, когда можно купить стандартные за 5000? Хотя понятно, что первые для городского благоустройства более выгодны. В этой среде никто не хочет брать на себя лишние риски.

Читать еще:  Какие проверки могут быть у ООО?

Среди коммерческих компаний особого спроса тоже не найти. И понятно, что проектанты создают свои проекты так, чтобы, в конечном счете, строитель больше заработал.

Конечно, у крупных компаний всегда есть планы на будущее, но сумеешь ли их убедить? У меня самого есть патент на инновационный продукт-двухкомпонентный дорожный бордюр. Я уже могу его производить, но… для кого? Какой смысл брать у меня бордюр, который служит лет десять, когда срок службы всех отечественных дорог сегодня три года?»

НАДЕЖДА — НАШ КОМПАС

Однако, даже невзирая на множество сложностей, примеры инновационных малых и средних компаний в строительстве имеются. Юрий Чумерин, председатель Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области, рассуждает, что ситуация двояка: «Конечно, малый бизнес в строительстве занят в основном общестроительными работами, где нужна рабочая сила и малая механизация. Но есть случаи, когда малый бизнес занимается новаторством и даже производством инновационных материалов, хотя это требует серьезных технологических линий, больших кредитов на сырье и оборудование». Чумерин при этом упоминает компанию «ЛСМ», которой союз не раз помогал.

Компания «ЛСМ», которая занимается производством и продажей инновационных добавок к бетону, — действительно яркий пример новаторства в производстве строительных материалов в Екатеринбурге. Ее директор Игорь Девятов сумел преодолеть все препоны для вхождения малого бизнеса в инновационную сферу, но стартаперам советует оценить свои возможности, ожидания и предрасположенность к исследовательской деятельности:

«Идея любых инноваций возникает тогда, когда появляется необходимость получить либо более дешевый продукт, либо продукт по той же стоимости, но выше качеством. Сегодня мы работаем со сторонними научно-исследовательскими лабораториями по договоренности — делаем им заказ, формулируем, что бы мы хотели видеть, они предоставляют нам много результатов, мы их тестируем, затем идет промышленная апробация, а потом внедрение, под которое иногда надо оформлять совершенно новую документацию. Это большая проблема — отсутствие должной нормативной базы. Иногда продукт есть, но «бумажки», разрешающей его пустить в работу, нет. Поэтому его не могут применить проектанты, а значит, и строители, которые работают по проектам.
Например, для нашей технологии укрепления слабых грунтов мы создавали сначала региональный стандарт (с испытаниями на местных дорогах), потом федеральный, с привлечением ученых из Московского автодорожного института, по образцу евростандарта, и утверждали его в Мосстрое. Без федерального стандарта мы не смогли бы работать на весь российский рынок. Это огромный кусок работы -длительно по времени и затратно по финансам.
Сразу скажу, что на базе своей компании малого бизнеса заниматься почти невозможно -лабораторное оборудование очень дорого, иметь собственную лабораторию неподъемно по средствам. Лабораторная бетономешалка стоит дороже обычной в 10 раз. Поэтому предпринимателям, которые хотят заняться подобным делом, стоит трезво оценить: есть ли у них склонность к исследованиям. Здесь нечего делать тем, у кого единственная цель — получить прибыль, потому что прибыли иногда не получается. Здесь нечего делать «чистым» производственникам. В вас должна быть тяга к опытам, к новациям. Хотя в работе вы будете привлекать, еще раз повторяю, кадры из НИИ. И вы должны быть готовы, что совершите много ошибок, прежде чем получится хорошая инновация, будет внедрена в производство, и вы сможете ее продавать».

ШИРОКИЙ ГОРИЗОНТ

Есть и хорошие новости. В целом, если трудности отпугнули вас от темы инноваций, строительство — огромное «поле», с разнообразными направлениями деятельности, что дает возможность предпринимателям выбирать из этого богатого ассортимента. Скажем, можно покупать современные батареи отопления и заниматься их установкой, работая в одиночку. В то же время бизнесмены могут создавать специализированные бригады, которые выполняют ремонт под ключ.
Самое простое — «косметический ремонт». Капремонт и выполнять сложнее, и стоить он будет на порядок дороже, поскольку представляет собой комплексные работы, связанные, в том числе, и с демонтажом различного оборудования. Востребованными являются такие услуги, как укладка керамической плитки; монтаж натяжных потолков; возведение дачных домов эконом-класса; устройство летних террас, веранд, балконов и прочих конструкций. Все эти бизнес-идеи в строительстве окупаются быстро.

Конечно, есть свои тонкости. Необходимо помнить про сезонность работ. Устройство летних террас, веранд и других уличных конструкций актуально в теплое время. Заниматься штукатуркой, обустройством разных инфраструктур и укладкой покрытий можно круглый год.

Для людей, которые любят применять творческие способности и работать руками, подойдет возведение дачных домов. Для оказания услуг понадобится контейнер, листы железа, прутья арматуры и разные аксессуары. Из контейнеров можно возводить недорогие дачные домики.

Чтобы начать свое дело по устройству натяжных потолочных покрытий, необходимо зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Также следует взять в аренду подходящее помещение и приобрести необходимое для работы оборудование и расходные материалы. Для успешного ведения дел и получения наибольшей прибыли полезно заключить дилерское соглашение с фирмой-производителем потолочных систем.

В США, например, в последнее время крупные компании на рынке возведения частных домов теряют интерес к относительно дешевым проектам. Жилищное строительство там на первом месте среди перспективных отраслей для малого бизнеса. Этот тренд перекинулся и к нам: риелторы и простые граждане, желающие возвести на своем участке дом или дачу, все чаще обращаются к помощи небольших компаний, а не крупных игроков, а крупные компании все реже готовы тратить время на постройку таких объектов. Наиболее существенна роль малых компаний в субсекторе строительства небольших домов для одной семьи.

Строительство сегодня — центр притяжения незанятого населения, а также субъектов малого предпринимательства в России. В Свердловской области за январь-апрель 2015-го введено в эксплуатацию 985 591 кв. м жилья, что в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам 2014 года в Свердловской области было введено в эксплуатацию более 2,4 млн кв. м жилья — таких показателей отрасль на Среднем Урале не демонстрировала даже в советское время. Этот показатель также на 38% выше результатов 2013-го. Около 56% построенного жилья (551 353 кв. м) относится к индивидуальному жилищному строительству.

Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства в строительной сфере

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.09.2016 2016-09-02

Статья просмотрена: 903 раза

Библиографическое описание:

Купчеков А. М., Лустина О. В. Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства в строительной сфере // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 430-433. — URL https://moluch.ru/archive/121/33363/ (дата обращения: 11.02.2020).

В Санкт-Петербурге аналитикой проблем в строительной сфере занимается «СоюзПетроСтрой».

В рыночной экономике малый и средний бизнес образует основу функционирования и развития экономики страны и создания гражданского общества со всеми его институтами.

Строительная отрасль считается одной из самых «рыночных» отраслей, поскольку характеризуется глубокой специализацией по видам работ, относительной доступностью ресурсов на рынке, возможностью начать бизнес со сравнительно небольших затрат на приобретение инструментов и создание производственной базы.

В силу этих причин в развитых странах удельный вес компаний малого и среднего бизнеса составляет 70–80 % общей численности строительных компаний и производств строительных материалов. Эти компании выполняют, в основном, специализированные виды работ, различные ремонтные работы, а средние компании возводят малоэтажные жилые дома, детские учреждения и другие объекты социально-бытового назначения. Строительный рынок в таких странах характеризуется широкой кооперацией крупного строительного бизнеса (выступающего, как правило, девелопером или генеральным подрядчиком по крупным проектам) с малым и средним бизнесом, работающим или на субподряде, или по прямым договорам. Это существенно увеличивает общую совокупную мощность всего строительного комплекса страны.

В России в связи с процессами приватизации и разукрупнения, происходившими в 1990-е годы, а также курсом на развитие рыночных отношений стали появляться малые и средние строительные компании. К началу приватизации в СССР насчитывалось 3200 государственных строительных трестов. Около 90 % были разукрупнены, и из них выделилось в самостоятельные компании более 30 000 строительных управлений, которые стали основой появления среднего бизнеса. Одновременно шел бурный процесс создания различных кооперативов, превратившихся впоследствии, как правило, в малый бизнес. Кроме того, стали создаваться новые малые компании в частном порядке. В результате, к концу 2000 года число строительных компаний достигло 250 тысяч, что создало хорошую основу для развития малого и среднего бизнеса и способствовало развитию рыночной экономики. В Санкт-Петербурге, например, такие компании в 2005–2006 гг. выполняли около 40 % всего объема строительно-монтажных работ в городе.

Однако в последующие годы начался, и продолжается до сих пор, процесс монополизации строительного рынка крупными инвестиционно-строительными компаниями, которые превратились в вертикально интегрированные системы замкнутого цикла, включающие в себя специализированные мощности и все функции управления вплоть до эксплуатации построенных объектов недвижимости. Этому способствовало появление концепции комплексной застройки территорий в целях жилищного строительства, политика государственной власти (как на федеральном, так и на региональном уровне) поощрения развития крупных компаний.

Средний бизнес лишился возможности получать земельные участки и практически перестал принимать участие в жилищном и социальном строительстве. Малый бизнес не имеет возможности предложить свои услуги в качестве специализированных организаций, так как этот рынок услуг фактически свернулся.

В результате удельный вес малого и среднего строительного бизнеса снизился до 8–10 % от общего объема работ, многие из таких компаний прекратили свою деятельность. [6]

Читать еще:  Обязанности главного экономиста на предприятии

Во многих регионах приоритетными направлениями деятельности малых и средних предприятий являются:

‒ производство строительных материалов;

‒ производство конструкций (бетонных и железобетонных, деревянных);

‒ производство различных изделий (кирпич, пенобетонные и газобетонные блоки, бордюры);

‒ производство стеклопакетов, пластиковых оконных и дверных конструкций;

‒ производство полуфабрикатов (растворов и смесей) и др.

По общему мнению, в настоящее время малый и средний бизнес в строительстве вытеснен в сферу субподрядных работ и специализируется на устройстве внутридомовых сетей, монтаже отопи тельного и вентиляционного оборудования, электромонтажных. кровельных, отделочных и других видах работ, которые крупный застройщик может доверить небольшим компаниям при условии соблюдения сроков и качества.

В производстве стройматериалов доля малого бизнеса зависит от вида деятельности. Например, производство окон с использованием дерева, алюминия и ПВХ-профиля практически целиком принадлежит малым компаниям, независимо от объема.

В целом малым компаниям в сфере стройиндустрии приходится конкурировать с более крупными предприятиями. Как правило, при выпуске малой партии продукции ее себестоимость выше, чем при производстве крупных партий, если речь не идет о современных автоматизированных производствах.

К факторам, влияющим на успешное функционирование малых и средних строительных предприятий, относятся: организационно-правовая форма собственности, вид хозяйственной деятельности, специализация. Определить влияние такого фактора, как численность работающих на одном предприятии (рабочих, специалистов, управленцев), практически невозможно, т. к. этот показатель значительно разнится.

По форме собственности малые и средние предприятия в строительной сфере делятся на частые и унитарные. К унитарным (ст. 113 ГК РФ) относятся предприятия, не нацеленные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Это имущество находится в государственной (федеральной или субъектов России) или муниципальной собственности и является неделимым. Унитарные предприятия могут быть основаны на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ) и на праве оперативного управления (ст. 115 ГК РФ). По степени предпринимательской деятельности в числе малых и средних предприятий в строительной сфере различают:

‒ коммерческие — организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли; предпринимательство является для них главным стержнем (п. 2 ст. 50 ГК РФ);

‒ некоммерческие — организации, не ставящие извлечение прибыли в качестве основной цели; предпринимательство осуществляется лишь в той степени, в какой это служит достижению установленных целей (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Среди всего многообразия организационно-правовых форм, предлагаемых Гражданским кодексом Российской Федерации, малыми и средними строительными предприятиями используются лишь немногие. В строительстве наиболее распространенной формой организации малого и среднего бизнеса является общество с ограниченной ответственностью.

В настоящее время возведение, реконструкцию, общий капитальный ремонт объектов недвижимости невозможно представить без сотрудничества нескольких организаций, аккумулирующихся вокруг генерального подрядчика. который осуществляет общее руководство строительным процессом. Остальные организации, участвующие в строительном процессе. являются субподрядными. Организация строительных работ основана на разделении и кооперации труда, что приводит к распределению ролей между участниками строительной деятельности. По структуре предприятия малого строительного бизнеса можно разделить на:

‒ узкоспециализированные — предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, выполняют специализированные виды работ;

‒ многопрофильные — предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. По мере усиления конкуренции в строительной отрасли многие узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывая новые рынки сбыта, и становятся диверсифицированными. Строительно-монтажные предприятия одновременно могут заниматься, например, выпуском кирпича, изготовлением строительно-монтажных заготовок, подрядной деятельностью, транспортными и коммерческими операциями и т. д.;

‒ комбинированные — предприятия, в которых один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается (параллельно или последовательно) в другой, а затем— в третий.

По отношению к корпоративным структурам можно выделить следующие:

‒ малые строительные предприятия, которые, в свою очередь, подразделяются на независимые строительные предприятия (организованы самостоятельно) и выделенные из состава крупных строительных предприятий для выполнения определенных функций, что обусловливает их зависимость от последних. Малое строительное предприятие может быть полностью зависимо от крупного и формировать портфель заказов только на основании заявок своего «старшего партнера» или частично зависимо — и формировать портфель заказов с привлечением заказов строительных организаций;

‒ интеграционные или кластерные объединения малых строительных предприятий, которые могут быть образованы либо путем разукрупнения крупных строительных предприятий, либо путем объединения нескольких малых строительных предприятий.

Проведенные исследования выявили, что основным показателем негативного влияния на процесс развития регионального малого строительного бизнеса является неплатежеспособность заказчиков. Следующий показатель — это высокий уровень налогов. Препятствует развитию малого предпринимательства в строительстве и недостаток заказов на рынке, что отражает общие кризисные явления в экономике. Кроме того, отмечается недостаток квалифицированных рабочих. Тем не менее факты свидетельствуют, что малые и средние строительные организации имеют потенциальные возможности для выполнения гораздо больших объемов работ, чем им предлагает рынок, что подтверждает дальнейшее интенсивное развитие малого и среднего предпринимательства в строительстве.

Однако в строительном производстве, особенно в малом бизнесе, отмечается высокий моральный и физический износ основных средств — строительных машин и оборудования; низкий уровень загрузки строительных машин и оборудования; высокий уровень использования труда мигрантов. Оборотные средства характеризуются ростом стоимости материально-технических ресурсов; увеличением издержек на их транспортировку. Зачастую происходит замена высококачественного и дорогого сырья на менее дешевое. характерна ориентация на местное строительное сырье и недостаток финансовых ресурсов. Весьма затруднен доступ к земельным участкам под застройку, получение согласований и разрешений на подключение к инфраструктуре. Все это влияет на сроки строительства и кардинально меняет условия конкуренции на региональном рынке. Нередко земельные участки предоставляются необеспеченными инженерной инфраструктурой, а технические условия оказываются неудовлетворительными и финансово тяжелыми для инвесторов. Негативным моментом является отсутствие генеральных планов. что не позволяет городу разработать стратегию и системно определить, как будет развиваться территория муниципального образования, на которой предполагается строительство. Это отрицательно сказывается на количестве заказов на строительные и ремонтные работы, которые выполняют малые и средние предприятия. Таким образом, экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство в строительстве, а сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности.

Деловая активность каждого предприятия во многом зависит от сложившегося состава кадров и наличия работников настоящего рыночного стиля. Сегодня их дефицит оказывает прямое и косвенное негативное влияние не только на ход развития всего производства. но и на стратегию его будущего развития. Поэтому кадровая политика малых строительных организаций должна систематически обновляться и совершенствоваться. В малом строительном бизнесе резко возросла потребность в кадрах с рыночной подготовкой работников разных профессиональных уровней.

В целом для развития малого предпринимательства в регионе необходимо наличие определенных условий — экономических, социально-культурных, правовых, политических и географических. Следует отметить, что для развития малого предпринимательства в строительстве требуются аналогичные условия.

Одной из функций малых предприятий является пополнение доходов государственных и муниципальных бюджетов, а на инвестиционные возможности малых предприятий существенное воздействие оказывают система налогообложения и регистрационные издержки. По мнению многих руководителей, экономика малых предприятий продолжает находиться в кризисном состоянии в немалой степени из-за высокого уровня налогообложения и коммерческого кредита. а также недостатка финансовых средств, слабого инновационного развития.

Область малого бизнеса в строительстве ограничена, а в некоторых сферах даже обречена, если только компания не планирует развиваться и укрупняться.

Многое определяет ответственность сотрудников того или иного малого предприятия и их квалификация. Например, реставрационные фирмы имеют в штате «штучных» специалистов, отвечающих своей репутацией за качество работ.

Оценивая перспективы малого бизнеса, нельзя не отметить его высокую эффективность, которая зависит от узкой специализации компании и от достаточно сильной конкуренции среди небольших предприятий. Эти условия заставляют фирмы уделять внимание совершенствованию рабочих процессов и использовать новые материалы и технологии. Все это позволяет рассматривать малый и средний бизнес в строительстве как новаторский вид деятельности с большим потенциалом.

Начиная с момента своего зарождения, малое и среднее предпринимательство в сфере строительства и производства строительных материалов сформировались как самостоятельная сфера экономики. Однако, несмотря на осознание государством той важной роли, которую малое и среднее строительное предпринимательство играет в социально-экономическом развитии и стабилизации общества, проблемы этого чрезвычайно значимого для российской экономики сегмента рынка остаются, в основном, нерешенными до сих пор.

Самыми существенными из этих проблем являются: недостаток финансовых и имущественных ресурсов, отсутствие системы финансово-кредитного обеспечения малого и среднего строительного предпринимательства; несовершенство нормативно-правовой базы, особенно в части регулирования, сертификации и стандартизации; недостаточно развитая инфраструктура поддержки и информационного обеспечения малого и среднего строительного предпринимательства.

В настоящее время в Российской Федерации в том или ином виде существуют все элементы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, активно работающие в промышленно развитых странах. Однако при этом невозможно говорить о действующей эффективной системе поддержки малого и среднего строительного предпринимательства в России. Признаками этого являются в первую очередь: ничтожные объемы бюджетных средств, выделяемых на нужды поддержки малого и среднего строительного бизнеса; отсутствие действенной системы финансово-кредитного и имущественного обеспечения малого и среднего строительного бизнеса, недостаточно четкий механизм реального влияния на сложившуюся ситуацию авторитетных бизнес- объединений в сфере строительства и промышленности строительных материалов, способных осуществлять защиту их интересов компаний данного сегмента рынка и осуществлять реальные функции самоуправления в данной сфере экономической деятельности.

Читать еще:  Срок хранения журнала учета проверок юридического лица

Научно-исследовательский журнал

State support of small business in Russia and and trends in the development of small enterprises of the construction industry in the Southern Federal District

Аннотация: В данной работе определена важность и необходимость предоставления государственных мер, направленных на поддержание и развитие малого предпринимательства. Проведен анализ деятельности за последние годы малых предприятий строительной отрасли, рассмотрены основные экономические показатели государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» по регионам Южного Федерального округа; выявлены причины, оказывающие влияние на развитие малого бизнеса.

Abstract: In this work, we determined the importance and necessity of granting of the state measures aimed at supporting and developing small businesses. Analysis of operation in recent years, small enterprises in the construction industry, the main economic indicators of the RF state program “Economic development and innovative economy” in the regions of the Southern Federal district; identify the causes that influence the development of small businesses.

Ключевые слова: малый бизнес, предприниматель, государство, государственная поддержка, строительная отрасль

Keywords: small business, entrepreneur, government, government support, building sector

Введение. Под малым бизнесом в экономике понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных условиях, критериях, определенных законами, которые устанавливаются государственными органами или другими представительными организациями [1,2].

В последнее время значительно увеличился рост малого предпринимательства, особенно в отраслях, не требующих существенных капиталов, больших объемов оборудования, кооперации большого числа работников. Многие малые предприятия задействованы в наукоемких производствах и в отраслях потребительского сектора.

Развитие малого предпринимательства обеспечивает благоприятные условия для оздоровления экономики: предоставляются дополнительные рабочие места, формируется развитая конкурентная среда, изменяется структура рынка, повышается роль потребительского сектора, рынок насыщается новыми товарами и услугами, увеличивается экспортный потенциал, эффективное использование имеющихся сырьевых ресурсов.

Актуальность выбранной темы состоит в рассмотрении вопросов эффективной государственной поддержки малого бизнеса.

Вклад в оздоровление экономики малых предприятий недостаточен вследствие общего спада производства, а также нехваткой государственной поддержки малого бизнеса.

Объекты и методы исследования. При написании статьи были проанализированы труды отечественных ученых-экономистов, законодательные и нормативные документы, данные государственной статистики, социологических и экономических исследований по проблеме малого предпринимательства. Среди известных авторов по данной тематике: Валиева И.Л., Гогицаева Е.Б. [3], Богачкова Л.Ю. [4], Зограбян А.А. [5], Какшайская Е.А. [7].

В качестве методов исследования в работе применялись: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа.

Цель работы: анализ мероприятий, предпринятых государством, для поддержания малого бизнеса; определить причины, тормозящие развитие малого предпринимательства.

Экспериментальная часть. Проводя экономическую политику, государство все же оказывает вольно или невольно воздействие на субъекты малого предпринимательства. Органы власти используют рычаги, способные влиять на развитие и сдерживание предпринимательской среды. К таким рычагам относят ключевую ставку, тарифы на ресурсы, уровень инфляции, обязательные платежи и др.[4].

В систему государственной поддержки малого предпринимательства входят:

1) государственные нормативно-правовые акты;

2) государственный аппарат, состоящий из совокупности государственных институциональных структур, несущих ответственность за развитие малого бизнеса и способствующих реализации государственной политики в этой сфере;

3) государственная инфраструктура поддержки малого бизнеса, включающая коммерческие и некоммерческие организации, деятельность которых поощряется, инициируется и поддерживается государством.

Основным направлением государственной поддержки малого бизнеса служит снижение рискованности его деятельности. Ресурсная недостаточность заставляет государство поддерживать малое предпринимательство по следующим категориям:

1. Финансовая поддержка (создание государственных программ, обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговые, амортизационные льготы и др.);

2. Материально-техническая поддержка (предоставление оборудования и технологий в аренду малого бизнеса, создание технопарков и др.);

3. Информационная и консультативная поддержка (открытость доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание правовых и консультативных услуг, помогающих в решении проблем налогообложения, управления и др.);

4. Формирование рыночной инфраструктуры (локальные ярмарки, рынки оборудования, технологий для малых организаций и т.д.).

Увеличение масштабов деятельности малых фирм, повышение вклада их в экономику и достижение социальной стабильности требует комплексной и системной поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Государственные органы и органы местного самоуправления должны координировать свою деятельность в области малого бизнеса, производить анализ и оценку программ развития рассматриваемой сферы, изучать и организовывать новые формы предпринимательства, разрабатывать пути по привлечению иностранных инвестиций.

Следующие программы поддержки малого бизнеса в 2016 году в России: гранты; субсидии; бесплатное обучение (или обучение по минимальной стоимости); стажировки; предоставление лизинга на льготных условиях; участие в бизнес-инкубаторах; получение льготного или бесплатного бухгалтерского, юридического обслуживания (на условиях аутсорсинга); выкуп или аренда помещений и производственных площадок, являющихся собственностью муниципалитетов; покрытие расходов (скидок) на участие в рекламных мероприятиях, выставках, ярмарках [7].

В 2016 году уже приняты программы развития малого бизнеса, рассчитанные на длительный срок, в некоторых регионах РФ. Программы регулируют условия материальной и функциональной поддержки субъектов малых предприятий. В число субъектов РФ, принявших программы поддержки малого бизнеса в 2016г., вошли: Астраханская область, Алтайский край, Владимирская область, Кировская область, Краснодарский край, Московская область, город Севастополь.

Мероприятия, определенные в государственной программе, будут способствовать инновационному подходу к развитию малого предпринимательства. В ходе реализации программ происходит перераспределение бюджетных средств между регионами для осуществления местных программ. Государственная поддержка направлена на развитие тех субъектов малого бизнеса, которые задействованы в сфере сельского хозяйства, промышленности и производства и которые недавно начали осуществлять свою деятельность.

В России развитие малого бизнеса осуществлялось в несколько этапов, начиная с 1990-х годов, характеризующихся определенным бумом в создании малых предприятий. Данные, приведенные в таблице 1, отражают современное состояние в строительной отрасли.

Деятельность малых предприятий (без микропредприятий) за 2014-2016 гг. в строительной отрасли.

2014 2015 2016 Число малых предприятий в строительной отрасли 271 1211 480

Средняя численность работников, задействованных в строительной отрасли, тыс.чел.

8594 29200 29500

Анализ данных за рассмотренный период свидетельствует о непостоянстве количества малых предприятий. С 2014 г. по 2015 г. число предприятий увеличилось в 4,46 раза, с 2015г. снизилось в 2,52 раза. Численность работников, наоборот, повышается: 2014-2015 гг. в 3,39 раза, 2015-2016 гг. в 0,01 раза.

Основные проблемы малого предпринимательства возникают вследствие налоговых отчислений, низкого уровня рыночного спроса, преобладающими административными барьерами, недостаточным количеством финансовых средств. Разрешению этих проблем будут способствовать обновление ресурсов предприятие, проведение государственных мероприятий, включающих: гибкую систему налогообложения, ослабление административных мер, субсидирование начинающих предпринимателей, модернизация инфраструктуры.

Результаты. Стратегическое планирование малого бизнеса в России предполагает на период до 2030 года увеличение оборота капитала в 2,5 раза, производительности труда в 2 раза.

Для достижения этих показателей малым предприятиям необходимо реализовывать соответствующие меры поддержки. В результате многие организации вынуждены сокращать годовую выручку посредством применения гибкой системы налогообложения, состоящей в разграничении по видам деятельности предприятия, по времени преобладания на рынке, по приоритету развития конкретного региона. В реализации упрощенной системы налогообложения должны быть заинтересованы региональные власти [5].

С 01.01.2016 г. по 31.12.2018 г. в отношении малого предпринимательства отменены плановые контрольно-надзорные мероприятия.

Рассмотрим перечень показателей и целевых индикаторов государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» по регионам Южного Федерального округа [8] в таблице 2.

Количество созданных рабочих мест в секторе малого бизнеса при реализации программы (тыс. единиц)

Регион ЮФО 2012 2013 2014 2015 2016
Краснодарский край 0,85 0,81 0,88 0,89 0,68
Ростовская область 1,9 1,81 1,97 2 1,52
Волгоградская область 1,21 1,15 1,26 1,28 0,97
Республика Адыгея 0,25 0,24 0,26 0,27 0,2
Республика Калмыкия 0,02 0,01 0,02 0,02 0,01
Астраханская область 1,16 1,1 1,2 1,22 0,93

По количеству созданных рабочих мест лидирует Ростовская область, на последнем месте республика Калмыкия [6].

Одной из мер реализации государственной программы является имущественная поддержка. Она раскрывается во владении и пользовании государственного, муниципального имущества, а именно земельных участков, зданий, сооружений, строений и др., на возмездной основе, безвозмездной, на льготных условиях. К проблемам в области имущественной поддержки относятся: недоступность участия малых компаний-арендаторов в конкурсах при приватизации, высокая стоимость аренды недвижимых объектов, дефицит промышленных площадок [2].

Выводы. Выбирая тот или иной механизм государственной поддержки, следует учитывать структуру и состояние производства, наличие ресурсов, имеющихся в распоряжении государственных органов.

Можно выделить следующие причины, тормозящие развитие малого бизнеса в регионах России:

1) сырьевая ориентация экономики, высокая инфляция, повышение ставок по банковским кредитам, спад производства;

2) малые предприятия в основном задействованы в сфере услуг и в сфере обращения, что не вызывает качественных изменений в структуре экономики России;

3) недостаточный уровень правовых и экономических знаний предпринимателей;

4) неразвитая государственная поддержка.

В целом малое предпринимательство в России отстает в развитии от желаемых результатов, поскольку современные экономические условия не стимулируют его развитие. Государству предстоит приложить усилия, направленные на повышение мотивации со стороны малых предприятий, восстановление доверия к власти.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector