Общественники и их проверки

Общественники и их проверки

Права и обязанности общественных организаций при проверке магазинов продовольственных товаров,

аптечных пунктов, парикмахерских.

Как таковая проверка организаций общественниками не предусмотрена. У общественников есть право снимать на видео, фотографировать товар, помещение для покупателей, потребителей на основании ст. 29 Конституции РФ. Общественник имеют право получить информацию о товаре или услуге, которая предусмотрена ст. 10 Закона РФ”О защите прав потребителей”.

Проверку магазинов, аптек и парикмахерских общественные объединения не проводят. Могут на объекте приобретать товары, получать услуги как обычные потребители и в случае выявления нарушений обращаться в гос. органы за защитой прав неопределенного круга лиц.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.06.2018) “О защите прав потребителей”

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. Права и обязанности общественных организаций и их членов устанавливаются Уставами.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

– участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

– проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

– осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;

Текст абзаца 4 части 2 статьи 45 в предыдущей редакции излагался следующим образом: проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей – утратил силу с 01.08.2011 года);

– распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

– вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

– вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

– обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

– участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

Общественные контролеры: Как противостоять и взаимодействовать

Как подтвердить право на досрочное назначение Трудовой пенсии?
Кто имеет право отказаться от командировки

Подразумевается, что проверки общественными организациями не могут нанести интересам законопослушного предпринимателя какого-либо вреда. В идеале проведение таких проверок должно отделить агнцев от козлищ и обеспечить профилактику нарушений, если таковые появятся.

Примем это на веру и запомним три главных момента:

— общественные организации — это не субъекты государственного контроля. Таким образом, на них не распространяется действие Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

— грамотная работа юриста позволяет, как правило, снять претензии «общественников», даже если дело доходит до Роспотребнадзора, суда и т.д.;

— проверяющим — ни копейки. Общественная организация не вправе штрафовать, а также требовать каких-то возмещений, в том числе требовать компенсаций оплаты своих «услуг».

Примечание. Законодательство о защите прав потребителей дает право общественным организациям проводить проверки хозяйствующих субъектов. Скорее всего, это право у организаций сохранится, все-таки общественный контроль, нравится нам это или нет, — неотъемлемый атрибут гражданского общества, к которому, как предполагается, мы стремимся.

Читать еще:  Какое предприятие можно открыть в маленьком городе?

Основания есть, причем законные

Основания для проведения проверки общественной организацией установлены законом. Так, ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — ЗЗПП) говорит о том, что общественная организация имеет право, в частности:

— проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей;

— составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей;

— направлять акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти;

— информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях.

Основанием для проведения проверки является решение руководителя организации. Оно формулируется в виде направления или поручения. В этом документе указываются:

— наименование общественной организации, проводящей проверку;

— основание для проведения проверки (ст. 45 ЗЗПП);

— Ф.И.О. всех проверяющих, которых должно быть не менее двух человек;

— название, адрес и профиль деятельности проверяемой организации;

— срок действия направления на проверку;

— подпись руководителя и печать проверяющей организации.

Что проверяют общественники

Предметом проверки является соблюдение продавцом, исполнителем работ и услуг прав потребителей, установленных ЗЗПП, а также иных нормативных актов, в том числе правил работы предприятия розничной торговли, продажи отдельных видов товаров, продажи товаров по образцам и т.д.

Проверяются:

— наличие и доступность обязательной информации об объекте проверки, режиме его работы, предлагаемых товарах, работах, услугах;

— наличие, доступность и правильность оформления книги отзывов и предложений;

— правильность оформления ценников;

— выдача кассовых и (или) товарных чеков, квитанций;

— наличие и доступность контрольно-измерительного оборудования;

— возможность в наглядной и доступной форме ознакомления потребителей с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания;

— режим работы предприятия;

— порядок размещения товаров;

— возможность проверки потребителем свойств товара с демонстрацией его действия.

Каковы цели?

Пожалуй, стоит напомнить о целях проверки, хотя цель, конечно, святая — выявление нарушений прав потребителей, т.е. установление фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.

В то же время общественники не вправе проверять:

— наличие или отсутствие у работников медицинских книжек;

— наличие или отсутствие санитарно-эпидемиологических и прочих заключений;

— соблюдение санитарных прав или норм вне торгового зала и иных помещений;

— наличие документов об образовании торговых работников;

— применение или неприменение контрольно-кассовой техники (ККТ);

— наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю.

Общественники однозначно не вправе изымать какие-либо документы, предметы, товары, проверять подсобные помещения, осуществлять контрольные закупки.

Оформление итогов

В тот же день проверяющие обязаны составить акт о проведенной проверке. Форма акта законом не установлена, но, как правило, в документе указываются :

— наименование и адрес проверяемой организации;

— Ф.И.О. всех присутствующих при проведении проверки;

— время начала и окончания проверки;

— выявленные нарушения (со ссылками на статьи законов и иных нормативно-правовых актов);

— отметки об устранении нарушений в ходе проверки.

Акт подписывается всеми лицами, участвовавшими в проведении проверки. Разумеется, перед тем как подписывать, следует внимательно ознакомиться с актом.

В случае отказа от подписи проверяющая организация делает соответствующую запись в акте.

Заметим, что представитель проверяемой организации, будь то директор, продавец или менеджер, вправе:

— устранить выявленное нарушение прямо во время проведения проверки;

— внести свои письменные замечания и объяснения в акт проверки или приобщить их к акту.

Один экземпляр акта обязательно должен быть передан лицу, представляющему проверяемую организацию, под роспись.

Примечание. Сроки проведения проверки законом не предусмотрены, т.е. чисто теоретически — хоть ежедневно (если не учитывать туманно, но все же сформулированный законом запрет на злоупотребление правом). Впрочем, длительность проверки на практике не превышает одного-двух часов.

Что потом

Статья 45 ЗЗПП устанавливает, что общественные объединения потребителей по результатам проведения проверки вправе:

— составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти;

— информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях;

— участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

— вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативно-правовыми актами РФ;

— обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При удовлетворении исков в защиту прав потребителей и законных интересов неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам). Эти суммы взыскиваются с ответчика по иску.

Проверяющие: универсальные советы

Несмотря на то что тема нашего разговора — проверки общественными организациями, нижеследующие рекомендации могут быть полезными и при общении с другими проверяющими.

Примечание. Несмотря на то что тема нашего разговора — проверки общественными организациями, нижеследующие рекомендации могут быть полезными и при общении с другими проверяющими. «Идти на принцип» и скандалить смысла нет. Во-первых, вряд ли поможет, во-вторых, вызовет у проверяющих ответное желание «идти на принцип». Более разумно вести себя спокойно и сосредоточиться на поиске аргументов — с учетом того, что впереди наверняка маячит судебное разбирательство.

Обязательно убедитесь в том, что это действительно проверяющие. Попросите представиться, предъявить служебное удостоверение и документ на проведение проверки. Целесообразно сделать ксерокопии этих документов или, на худой конец, переписать данные указанных документов.

До начала проверки следует выяснить все вопросы, связанные с ее законностью, правомерностью самого факта ее осуществления (нередко проверки инициируются в неформальном порядке — по звонку, по знакомству, «спускаются сверху» и т.д.).

В ходе проверки и по результатам ее вам будет неоднократно предложено подписаться под тем или иным документом (акты проверки, протоколы, объяснения и т.д.).

Что делать? Подписывать или не подписывать?

С одной стороны, в ходе проверки довольно трудно объективно оценить предъявленные претензии, а ведь именно они впоследствии лягут в основу вашего обвинения.

С другой стороны, отказ от подписи на составленных документах не изменит ситуацию в вашу пользу. Проверяющие ставят визу «от подписи отказались» и заверяют сие своими подписями. От отсутствия вашей подписи документ силы не потеряет, а ваше поведение сформирует негативное к вам отношение.

Оптимальный вариант — в предложенных для подписи документах сделать запись «С актом (протоколом, нарушениями) не согласен». Причем это можно сделать и без указания причин, тем более что в результате воздействия стрессовой ситуации можно дать такие объяснения, что и обвинений не потребуется. С изложением причин можно повременить до тех пор, пока не появится возможность спокойно проанализировать документы, лучше с юристом. В любом случае рассмотрение материалов должно проводиться только в вашем присутствии.

Источник — журнал «Практический бухгалтерский учет»

inbelousov

Пионерский отряд на марше.

Ну “заболел ваш дедушка” (ц).
Дома сижу, гриппую, боюсь “выйти в люди”, что бы не заразить своих сотрудников.

Однако, могу писать, читать и думать. пока могу. пока не свалился “до конца”.

Все вы знаете, что мы “пошли в розницу”.
А розница – это ежедневная “борьба добра со злом” и самое больше зло – это закон о защите прав потребителей.
Да и не меньшее зло – это обычные и рутинные проверки контролирующих органов.
Согласитесь, что всё это должно быть (я про проверки!). Мы готовы к проверкам, но пусть и “противная сторона” действует по закону.

Ниже вам будет предложена Инструкция продавцу на случай проверки “членом общественной организации”.
Был у нас уже такой печальный опыт и по следам этого опыта и написана эта Инструкция.
Еще ниже будут опубликованы выдержки из Закона о защите прав потребителей.

Читать еще:  Антикризисное управление на примере конкретного предприятия

Я рад и счастлив, что у меня заработал юридический департамент!
Вы не представляете какой это кайф иметь квалифицированную юридическую помощь и ежедневное юридическое сопровождение!

Потребители и общественные объединения потребителей имеют право проверять наличие сертификатов (деклараций) соответствия или их заверенных копий, но не давать им правовую оценку.
Правовую оценку сертификатам (декларациям) могут давать исключительно ГОСУДАРСТВЕННЫЕ органы, для чего объединения потребителей вправе передавать им соответствующие акты проверок сертификатов (деклараций).
По результатам проверки общественные объединения потребителей могут оформить АКТ. Затем этот акт они могут направить в соответствующие государственные контролирующие органы или их территориальные подразделения для правовой оценки.
Давать правовую оценку действий предпринимателей (например, составлять протоколы) и налагать административные взыскания (например, штрафы) общественные организации потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА.

Кроме того, общества потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА:
– изымать какие-либо документы или товар;
– проверять наличие санитарных книжек у продавцов;
– давать правовую оценку каким-либо документам, в том числе сертификатам (декларациям) соответствия товара, гигиеническим сертификатам, лицензиям, патентам, свидетельствам и т.п.;
– давать правовую оценку акцизным маркам на товаре;
– производить контрольные закупки.
Эти полномочия даны различным государственным органам.

Покупатели и представители обществ потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА заходить внутрь торговых и складских помещений, заходить за прилавок как на рынке, так и в магазине. Продавец вправе их туда не допускать.

При этом особое внимание следует уделить отсутствию у общественных объединений потребителей права на ПРОВЕРОЧНУЮ ЗАКУПКУ.

Проверочная закупка – это, по сути, провокационные действия, ограничивающие права граждан (намеренное введение в заблуждение), а ограничение прав граждан может быть осуществлено исключительно на основании федерального закона. Данная норма установлена Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Конституционный Суд Российской Федерации считает, что контрольную закупку можно проводить только при наличии признаков преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.

Пример правильных действий продавца:

Продавец Лариса Николаевна (далее Л.Н.) является продавцом в продуктовом магазине.
Некто подходит к Л.Н. и просит взвесить 1 кг конфет.
Л.Н. взвешивает товар, берёт деньги и передаёт товар покупателю. Некто объявляет, что он является членом общества защиты прав потребителей, только что произвёл проверочную закупку и хочет самостоятельно произвести перевешивание товара.

Действия Л.Н.:
– Здравствуйте, уважаемый________________. Предъявите, пожалуйста Ваши документы.

Л.П. выясняет, что некто – это председатель общества защиты прав потребителей Сусликов Илья Константинович (далее СИК), адрес его общества такой-то, телефон сякой-то. Все эти данные Л.Н. записывает на отдельный листок бумаги и прячет в надёжное место.

Затем Л.Н. анализирует ситуацию: раз СИК является представителем общественной организации, а общественные организации осуществлять проверочные закупки не имеют права, значит, действия СИК незаконны и подчиняться требованиям представителя общества потребителей не обязательно.
Л.Н. сообщает об этом СИК: «Уважаемый господин СИК, в соответствие с действующим законодательством Вы не имеете права осуществлять проверочную закупку. Ваши действия незаконны и вашим требованиям я подчиняться не буду».

Продавец НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО сообщает об этом факте по телефону директору магазина.

СИК злится и убегает.
Через несколько минут он появляется в сопровождении сотрудника полиции.
Сотрудник полиции подходит и требует Л.Н. не препятствовать проверке со стороны СИК.

Действия Л.Н.:
– Добрый день. Извините, уважаемый полицейский, но предъявите пожалуйста Ваше удостоверение.

Если пришедшие отказались предъявить служебные удостоверения, они могут быть совсем не теми, за кого себя выдают и это может угрожать Вашей личной безопасности. Вызовите полицию. НЕМЕДЛЕННО!

Сотрудник полиции предъявляет удостоверение.
Далее Л.Н. узнаёт и подробно записывает все данные о нём.

Действия Л.Н.:
– Извините, уважаемый полицейский, какие правила торговли я нарушила?
Сотрудник полиции в своём ответе ссылается на показания СИК, т.е. полицейский никаких нарушений сам не заметил.
Л.Н. понимает, что теперь проверку её деятельности производит сотрудник полиции, СИК только ему помогает в этом. Следовательно, вести себя надо, как при проверке органами полиции.

Продавец НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО сообщает об этом факте по телефону директору магазина.

Л.Н. анализирует ситуацию: раз сотрудник полиции не заметил нарушения лично, то он должен иметь распоряжение на проверку.

Представители контролирующего органа перед началом проверки обязаны предъявить Вам следующие документы:
− Распоряжение (или Приказ) о проведении мероприятия по контролю (проверке);
− Служебное(-ые) удостоверение(-я) (служебное удостоверение должен предъявить каждый проверяющий).

В Распоряжении (Приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:
– номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
– фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (-ых) на проведение мероприятия по контролю;
– наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
– проверяемые сведения и проверяемый период;
– дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Проверьте, имеются ли на Распоряжении (Приказе) о проведении проверки подпись руководителя соответствующего органа и печать, перечислены ли в нем все явившиеся к Вам должностные лица.
*******
Видите как всё просто? Надо только знать закон и правильно им пользоваться. И посылайте подальше незаконные проверки!

А вот и ссылки на закон:

Покупатель имеет право:
1) осмотреть предлагаемый товар в присутствии продавца;
2) убедиться в том, что товар надлежащего качества, для чего он имеет право проверить наличие сертификата (декларации) соответствия товара, гигиенического сертификата или их надлежащим образом заверенных копий или иных заменяющих сертификаты документов;
3) получить информацию:
– об изготовителе товара;
– о соответствии товара тем или иным стандартам;
– о потребительских свойствах товара;
– о правилах безопасного пользования товаром;
– о гарантийном сроке на товар;
– о сроке службы и сроке годности товара;
– о цене и условиях приобретения товара.
Все эти сведения должны быть указаны в инструкции или на упаковке товара на русском языке;
4) получить информацию о наименовании товара, сорте, цене за единицу веса или единицу товара и т.п. Данная информация должна быть написана на ценниках товара;
5) проверить правильность взвешивания, отмеривания и т.п. продавцом. Для этого продавец должен иметь контрольные приборы (весы, метры и т.п.) в доступном для покупателя месте;
6) иные права, в зависимости от особенностей принадлежности товара к той или иной группе (продовольственные товары, текстильные, трикотажные, меховые товары, технически сложные товары бытового назначения, парфюмерно-косметические товары и т.д.). Эти особенности подробно изложены в Правилах торговли, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55;
7) сделать запись в книгу жалоб и предложений, которую обязан иметь продавец и предоставлять ее по первому требованию покупателя.

В ст. 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» определены права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).
В соответствии с указанной статьей закона граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
– проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
– осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
– вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что общественные организации потребителей имеют полномочия проверять соблюдение продавцами законных прав покупателей, потребляющих данные услуги, и не более того.

Читать еще:  Нарушение процессуальных прав ИП про проверки Роспотребнадзора

Проверку иных положений, установленных Правилами торговли, уполномочены проверять ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО государственные органы власти.

Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения.

По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

  1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
  2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций , а также на сайте Федеральной налоговой службы , где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
  3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
  8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
  9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Консультации по защите прав потребителей

Если Вам нужна помощь по защите прав потребителей или противодействию незаконным действиям со стороны общественных организаций с использованием прав потребителей по отношению к Вашей организации, мы можем помочь Вам. Стоимость услуг зависит от количества затраченного времени и квалификации сотрудников, проводившего консультацию и определяется, исходя из действующих часовых ставок:

Должность Часовая ставка
Партнер 9 000 рублей/час
Старший юрист/руководитель проекта 6 000 рублей/час
Юрист 4 500 рублей/час
Младший юрист 3 000 рублей/час
Помощник юриста 2 000 рублей/час

Задать вопрос, обратиться за помощью к специалистам нашей компании Вы можете по телефонам и электронной почте, указанным в разделе Контакты

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector