Особенность унитарного предприятия в том что?
Государственные и муниципальные унитарные предприятия: плюсы и минусы
Унитарные предприятия не могут осуществлять использование своего имущества. В законодательной базе под унитарными предприятиями (государственные, а также муниципальные унитарные) понимаются организации, главной целью которых выступает получение выгоды, но при этом у них есть имущество, пользоваться и распоряжаться которым они не могут. И на суть вопроса не влияет, каким образом они его получили. Указанное имущество считается муниципальной собственностью. Его невозможно поделить по различным вкладам.
Особенности унитарного предприятия
Унитарность — особенность работы предприятия
Унитарность подразумевает под собой определенную форму работы организации, у которой есть такие особенности:
- создание данного юридического лица осуществляется тогда, когда владелец выделяет определенную долю в имущественной массе, а не при помощи объединения имущества некоторого количества субъектов;
- юридическое лицо имеет в своей собственности имущество, которое находится на праве хозяйственного ведения либо же оперативного управления, а соответственно разделить его на части нельзя;
- членство не рассматривается;
- управление происходит только одним лицом.
Данные предприятия формируются по таким причинам:
- для того, чтобы располагать имуществом, которое невозможно приватизировать;
- чтобы осуществлять работу касательно реализации важных целей, продавая некоторые услуги, а также товары по доступным ценам, а также осуществляя товарную интервенцию касательно товаров первой необходимости;
- чтобы осуществлять некоторые виды работ, которые должны датироваться, а также вести убыточное производство.
Законодательная база касательно унитарных предприятий гласит, что основной их работой выступает поиск решений задач, которые имеют государственное значение. При формировании указанных юридических лиц, государство либо муниципалитет предоставляет им имущество, что будет находиться в их собственности на праве осуществления хозяйственного ведения либо оперативного управления.
Всякое название, что дается данному субъекту, должно раскрывать принадлежность имущества. Это четко прописано в уставных документах. Данное предприятие отвечает по возникшим обязательствам в пределах данного имущества, при этом, не неся ответственности перед его владельцем.
Собственник располагает правом выбора руководящего лица.
Как регулируется защита унитарных предприятий? Ответы ищите в видеоматериале:
Государственные и муниципальные унитарные предприятия: везде есть свои плюсы и минусы
Законодательная база предусматривает две формы работы таких субъектов:
- на праве осуществления хозяйственного ведения (государственные, а также муниципальные унитарные предприятия);
- муниципальные унитарные предприятия, которые ведут свою работу на базе осуществления оперативного управления (это казенные учреждения).
Органы государства, либо органы местного самоуправления собственными решениями формируют государственные, а также муниципальные унитарные предприятия, которые ведут свою работу на праве осуществления хозяйственного ведения. Их формируют, подразумевая наличие определенной цели – выполнение некоторых работ, оказывать различные услуги, а также производство различной продукции.
Указанные задачи присущи в основном предприятиям, которые имеют цель получить выгоду. Но указанные субъекты при реализации своих прав при осуществлении разных сделок ничем не ограничиваются. Так, они имеют возможность передавать в аренду то имущество, которое им на данный момент ненужно.
Учредительным документом данного субъекта выступает устав. Помимо общих сведений об организации, он прописывает цели работы, а также размер уставного фонда.
Зачастую такое государственное предприятие располагает уставным капиталом, который превышает 5000-кратный размер минимальной оплаты труда за месяц. Что касается муниципального предприятия, то в данном случае он должен быть более 1000-кратного размера. Уставной фонд формируют лишь в муниципальных субъектах.
Управление данным субъектом осуществляется только директором. Выбирается он непосредственно собственником данного предприятия либо органом, у которого есть на то право. В случае, если в федеральной либо же муниципальной собственности есть имущество, то в таком случае благодаря нему формируется уже казенное учреждение. Они выступают также унитарными предприятиями, которые ведут свою работу на праве осуществления оперативного управления. В форме основного документа у них выступает устав.
Владелец-учредитель может самостоятельно ликвидировать имущество, что не находится в обороте и ни как не применяется. Лишь владелец может выразить свое согласие на использование казенным предприятием его имущества. Наименование предприятия в любом случае должно иметь слово «казенный».
Имущество, которое находится в собственности у унитарного предприятия
Как управлять имуществом предприниматели решают сами
Такой субъект может распоряжаться своим имущественным комплексом двумя вариантами:
- осуществление хозяйственного ведения;
- осуществление оперативного управления.
Государственные, а также муниципальные унитарные предприятия при осуществлении хозяйственного ведения сами решают как им распоряжаться своим имущественным комплексом, а также товарами, которые они изготавливают, при этом имея определенные ограничения.
В законодательной базе об этом четко прописано. Когда применяется оперативный способ осуществления распоряжения имуществом со стороны казенных учреждений, то им необходимо для начала получить согласие на то у владельца. Владелец имущественного комплекса ставит перед собой такие задачи:
- Находит выход из ситуации касательно надобности формирования хозяйствующего субъекта;
- Решает, какое направление в работе выбрать;
- Решает все нюансы при реорганизации, а также ликвидации;
- Осуществляет контроль за нахождением имущества в надлежащем состоянии.
Утверждение дочерних структур такими субъектами невозможно. В законодательной базе также указан и этот нюанс. Делается это для того, чтобы не дать возможности потерять из под своего контроля имущество, которое передается дочерним структурам. Осуществление финансирования таких субъектов происходит по общему порядку, как и в прочих прибыльных организациях.
Плюсы и минусы
Стабильная зарплата устраивает далеко не каждого
Данные субъекты обладают такими плюсами:
- Их формируют для того, чтобы они могли находить решение на поставленные вопросы.
- Наряду с иными прибыльными организациями они выступают наиболее устойчивыми, так как они ведут свою работу в том направлении, где почти нет конкурентов в виде частных предпринимателей.
- Также указанные субъекты располагают помощью со стороны государственных органов, которые не дают им возможности обанкротиться. Они осуществляют своевременную оплату труда своим работникам. А это значительно повышает их рейтинг.
Однако, как и везде тут тоже есть минусы. Если их анализировать с экономической стороны, то они не эффективны. Уровень заработной платы у них стабилен, а поэтому не повышается, что ведет к уменьшению продуктивности в работе, так как теряется интерес со стороны своих же работников. Также тут наблюдается использование собственных ресурсов для получения выгоды, поэтому развивается бюрократическая система.
Реорганизация данного вида юридических лиц
Реорганизация подразумевает под собой прекращение тех предприятий, которые уже работают, а на базе их формирование новых. Законодательство прописывает такие варианты проведения реорганизации:
- Осуществление слияния;
- Осуществление разделения;
- Процесс присоединения;
- Процесс преобразования;
- Процесс выделения.
Когда имущественный комплекс находится в собственности у одного владельца, то в таком случае происходит слияние либо присоединение. Когда при осуществлении процесса разделения либо выделения появляется какое-то имущество, то оно будет принадлежать все тому же владельцу.
Когда произошла смена вида хозяйствующего субъекта либо имущество, ранее принадлежащее ему, передалось к иному владельцу государственного либо муниципального имущества, необходимо срочно внести изменения в уставные документы.
Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод, что унитарные предприятия обладают гражданские права, которые относятся лишь к отдельному направлению их работы.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Унитарное предприятие
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.
Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Типы унитарных предприятий
Унитарные предприятия могут быть трёх типов:
федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),
государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);
муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.
Сущность унитарного предприятия
Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:
создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;
сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;
закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
неделимость передаваемого имущества;
наличие единоличного органа управления.
Основные причины создания унитарных предприятий
К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:
осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;
осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;
необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.
Цель деятельности унитарных предприятий
Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.
Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).
Учредительные документы унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия являются:
решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.
Устав унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.
Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.
Уставный фонд государственного унитарного предприятия
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.
Имущество унитарного предприятия
К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:
При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.
При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.
Источники формирования имущества унитарного предприятия
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;
другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;
прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;
полученные кредитные и заемные средства;
начисленные суммы амортизационных отчислений;
осуществленные предприятием капитальные вложения;
полученные дотации из бюджета;
дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;
добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;
иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Особенность унитарного предприятия в том что?
Что такое унитарное предприятие?
Коммерческую организацию, способную вести хозяйственную деятельность за счет использования имущества (активов), которое было закреплено за ней собственником, в пределах, им же установленных, принято именовать унитарным предприятием.
Законодательство, регламентирующее деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий, напрямую запрещает им полученное для ведения бизнеса имущество (активы) распределять между штатными сотрудниками или по вкладам.
Эта особенность выделяет унитарные предприятия из массы прочих разновидностей коммерческих организаций.
Цель сегодняшней публикации – последовательно и непредвзято разобраться в том, что собой представляет унитарное предприятие, каковы его признаки, виды, учредительные документы, а также рассмотреть ряд смежных вопросов.
Понятие унитарного предприятия
Унитарные предприятия — это коммерческие фирмы, за которыми закрепляется имущество (активы), предоставленное учредителями на ограниченных правах.
Органы управления такими компаниями являются единоличными, поэтому для работников и руководителей компаний исключается любая возможность членства.
Цель их создания – генерировать стабильный доход, при этом на протяжении всего срока существования они должны перечислять часть прибыли учредителю.
Федеральным законодательством подробно описываются особенности унитарного предприятия, перечисленные в нижеследующей таблице.
КАТЕГОРИЯ | СОДЕРЖАНИЕ |
Учредительные документы | Главным учредительным документом (и единственным!) является устав |
Содержание учредительных документов | Должны содержать общую информацию, а также данные, касающиеся вида осуществляемой деятельности и целей создания |
Наименование | Должно указывать на учредителя, единовластно владеющего имуществом |
Имущественные права | Право хозяйственного ведения либо – для государственных унитарных предприятий — право оперативного управления |
Руководство | Директор предприятия назначается непосредственно учредителем. Если собственник сделать это лично не может или не желает, он наделяет соответствующим полномочиями своего официального представителя. На его имя в обязательном порядке оформляется доверенность, которая заверяется в нотариальной конторе. |
Права учредителя | Учредитель имеет законное право в любой момент изъять имущество (активы) унитарного предприятия, которое было ему передано для осуществления коммерческой деятельности. Основанием для его изъятия является использование не по назначению, не задействование в работе компании. |
Ответственность учредителя | Учредителя можно привлечь к ответственности за нарушения, допущенные руководством компании, если она создавалась на правах оперативного управления. Если организация была образована на правах хозяйственного ведения, учредитель не несет ответственности своим имуществом по ее долговым обязательствам как перед кредиторами, так и перед бюджетом. |
Существуют и иные особенности функционирования унитарных предприятий, которые будут описаны нами далее.
Признаки унитарного предприятия
Российским федеральным законодательством описаны все основные признаки унитарного предприятия. К ним можно причислить следующие:
- Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не наделяются правом собственности на закрепленное за ними имущество (активы) учредителей.
- Имущество (активы) унитарного предприятия находится в государственной, муниципальной или частной собственности в зависимости от формы собственности учредителя.
- Предприятие может владеть имуществом на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
- Такая организация самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое было приобретено ею в процессе осуществления коммерческой деятельности. Она не несет никакой ответственности по долговым обязательствам своего учредителя.
- Унитарная организация должна иметь личную печать (круглую), на которой должны присутствовать ее название, код, место нахождения. При желании учредителя на печать может быть помещено название предприятия на иностранном языке.
- Такая организация может иметь угловые штампы, фирменные бланки, собственный логотип (должен регистрироваться в соответствии с регламентом ФЗ) и т.д.
- Унитарное предприятие, находящееся на самостоятельном балансе, должна самостоятельно вести документооборот, переносить данные «первички» в соответствующие учетные регистры и составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность.
- Правоспособность унитарных предприятий позволяет им заниматься только теми видами коммерческой деятельности, которые определены учредителями.
Создание, реорганизация и ликвидация унитарного предприятия
Чаще всего необходимость в открытии таких фирм возникает при отсутствии возможности приватизировать объекты недвижимости, находящиеся в собственности государства.
Также унитарные предприятия могут открываться для оказания услуг, реализации конкретных видов товаров, решения вопросов социальной направленности.
В редких случаях подобные фирмы создаются для стимулирования отдельных отраслей народного хозяйства, получающих дотации от государства и характеризующихся обилием убыточных производств.
Собственником имущества, которое передается таким компаниям для ведения коммерческой деятельности, является:
- Российская Федерация;
- муниципальное образование;
- субъект Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством права собственника на имущество (активы) унитарного предприятия реализуются органами государственной либо местной власти.
Унитарные предприятия лишены права создавать дочерние компании посредством передачи им части полученного от учредителя имущества.
При этом унитарным предприятиям федеральное законодательство позволяет приобретать различные активы, нести различного рода обязательства и выступать в качестве ответчика на судебных разбирательствах.
Российским законодательством запрещается создавать унитарные фирмы на основе объединения имущества, которое находится в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований.
Решение о создании государственных и муниципальных унитарных организациях принимается органами власти, имеющими соответствующие полномочия.
Казенные компании создаются на основании решения, принятого Правительством России, органа государственной власти или местного самоуправления, субъекта РФ.
Данные мероприятия могут проводиться двумя способами: (1) реорганизации или (2) учреждения.
Ликвидация таких фирм может осуществляться на основании судебного постановления или по единоличному решению владельца переданного имущества.
В этом случае учредителем назначается комиссия (ликвидационная), к которой переходят на время проведения необходимых мероприятий управленческие полномочия.
Если при проведении ликвидационных действий будет установлены финансовая несостоятельность унитарного предприятия, из-за чего та не может погасить долги перед кредиторами, глава комиссии обращается в арбитражный суд с иском о признании ее банкротом.
Учредительные документы унитарного предприятия
Устав унитарного предприятия является его главным учредительным документом. Он разрабатывается и утверждается уполномоченными государственными и муниципальными органами, а также субъектами РФ.
Данный документ должен включать обязательную информацию:
- полное и сокращенное название, реквизиты, адресные данные;
- виды деятельности, указание, ради чего создается предприятие;
- сведения об органе или субъекте РФ, являющихся собственниками имущества;
- данные о руководящем составе унитарной фирмы, порядок назначения на должности и прекращения трудовых отношений;
- размер УК (подробно расписывается, из чего он формируется);
- сведения обо всех представительствах и филиалах унитарной фирмы;
- порядок распределения прибыли;
- порядок использования и формирования различных фондов;
- другую информацию, которая не противоречит нормам Федерального законодательства.
После государственной регистрации устава в него могут вноситься изменения по решению собственника имущества.
Новая редакция учредительного документа также будет нуждаться в заверении со стороны уполномоченного органа.
Классификация унитарных предприятий
Разновидностей унитарных предприятий не так уж и много.
Если отвлечься от конкретных критериев, наиболее часто в хозяйственном обороте приходится сталкиваться с:
- частными (учрежденными физическими лицами либо субъектами предпринимательской деятельности — теми же ООО),
- государственными,
- коммунальными,
- федеральными,
- муниципальными унитарными предприятиями.
Принадлежность к той или иной группе обусловлена «привязкой» к соответствующей административно-территориальной единице.
В наименовании коммунальных унитарных предприятий в обязательном порядке должны присутствовать слова «коммунальное предприятие», а также прямое указание на орган, которым оно было создано.
Если учредитель не возражает, унитарному предприятию ничто не претит создавать представительства и филиалы (и у нас, в России, и за рубежом).
Без разрешения собственника филиалы и представительства не могут создаваться. Их руководящий состав назначается дирекцией головного предприятия путем оформления доверенности.
Истечение срока действия договора найма руководителя филиала – недвусмысленный сигнал дирекции унитарного предприятия для отзыва доверенности.
Имущество (активы) унитарного предприятия
Полученное унитарным предприятием имущество (активы), может использоваться только в пределах прав хозяйственного ведения (большинство унитарных предприятий) или оперативного управления (бюджетные предприятия).
В обоих случаях предприятие имеет возможность распоряжаться не только закрепленным за ней имуществом, но и выпускаемой продукцией и полученным доходом.
При этом должны быть учтены ограничения, предусмотренные нормативно-правовыми актами.
Собственник оставляет за собой право решать вопросы, касающиеся создания и ликвидации унитарной фирмы.
Учредителем единолично принимается решение относительно того, будет ли проведена реорганизация унитарного предприятия, осуществляется контроль за выполнением поставленных задач.
В любой момент собственник может провести аудит унитарного предприятия, цель которого заключается в проверке сохранности переданного имущества и его целевого использования.
Имущество (активы) унитарной фирмы может формироваться из нескольких источников:
- Собственник имущества лично принял решение о передаче его унитарному предприятию.
- Приобретаются активы и товарно-материальные ценности в процессе коммерческой деятельности.
- Привлекается заемный капитал (кредиты в банках, денежные средства частных инвесторов).
- Амортизационные отчисления.
- Дотации из государственного или местного бюджета.
- Различные капитальные вложения.
- Прибыль, полученная предприятием от обществ и хозяйственных товариществ, в уставном фонде которых она владеет определенную долю.
- Пожертвования физических лиц или субъектов предпринимательской деятельности.
- Доход от аренды или лизинговых операций.
- Доход с продажи неликвидного имущества, после получения согласия его собственника.
Уставный фонд
Уставный фонд унитарного предприятия (муниципального или государственного) формируется из переданного собственником имущества.
В него могут включаться:
- права (имущественные);
- денежные средства, а также ценные бумаги (акции и проч.);
- другие ценности, которые оцениваются в денежном эквиваленте.
Уставный фонд унитарного предприятия определяется только в отечественной валюте – в российских рублях.
Для государственных унитарных предприятий законодательно определена нижняя планка размера уставного фонда в пределах 5 000 минимальных зарплат, для муниципальных – не ниже 10 000 минимальных зарплат.
Казенные унитарные предприятия избавлены от необходимости формировать уставный фонд.
Период формирования уставного капитала ограничен тремя месяцами, отсчитываемых со дня регистрации предприятия.
Законодательство позволяет учредителю увеличивать уставный капитал за счет денежных взносов или дополнительного имущества. Для этого учредителем принимается решение, которое оформляется соответствующим документом.
Недопустимо уменьшать уставный фонд муниципального или государственного унитарного предприятия, если после данной процедуры его размер станет меньше утвержденного законодательством минимума.
Изменение размера уставного капитала влечет корректировку учредительных документов с обязательной государственной регистрацией внесенных изменений.
Видео о том, что такое унитарное предприятие:
ВУЗРУ
“Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России”
Сущность и особенности деятельности унитарных предприятий в современных условиях
В научной литературе по экономике под «предприятием» понимается прежде всего технико-организационная единица (завод, фабрика), а под «фирмой» — организация, которая ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. На практике и в хозяйственном законодательстве понятие «предприятия» используется в широком смысле. Так, в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) предприятие определяется как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Среди предприятий, создаваемых государством или органами местного самоуправления, основной организационно-правовой формой, является унитарное предприятие.
В соответствии с п.1 ст. 113 ГК РФ «унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия».
Уникальность финансово правового статуса унитарных государственных и муниципальных предприятий состоит в том, что финансы и имущество данного вида предприятий относится на праве собственности государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. «Права собственника относительно имущества государственных или муниципальных предприятий осуществляют органы государственной власти или органы местного самоуправления».
Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут иметь форму двух видов:
- Основанные на праве хозяйственного ведения. Данные предприятия обладают более свободной экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные коммерческие предприятия, и собственник имущества, обычно, не отвечает по обязательствам данного предприятия;
- Основанные на праве оперативного управления. Данные предприятия носят название казенных предприятий. Они во многом напоминают предприятия, существовавшие при плановой экономике, а государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам.
Таким образом, основное различие между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления заключается в степени свободы, которую имеет организация от своего учредителя. В отношении организации, основанной на праве оперативного управления, собственник вправе не только устанавливать цели и задачи, которые преследуются при ее создании, но и оперативно вмешиваться в хозяйственный процесс деятельности предприятия в форме директив и руководящих указаний.
Достоинствами государственных унитарных предприятий по сравнению с предприятиями других организационно-правовых форм являются нацеленность на реализацию общественных задач, более высокая степень их защищенности. Главным недостатком можно назвать ограниченную экономическую самостоятельность (особенно у казенных предприятий).
Основой для создания государственных предприятий около 400 лет назад послужили государственные производственные мануфактуры, создаваемые для обслуживания казенных нужд. Например, около 1680 г. Оружейная палата становится мануфактурой с численностью мастеров 300 человек.
Начиная с XVIII века казенные мануфактуры стали передаваться частным лицам, но уже к концу века процесс принял обратный характер – казна выкупала разорившиеся предприятия.
В начале ХХ века к числу наиболее крупных казенных заводов принадлежали заводы военной сферы промышленности– Тульский, Ижевский, Сестрорецкий оружейные, Охтинский пороховой, Петербургский патронный, арсеналы; заводы морского ведомства – Обуховский и Ижорский, судостроительные верфи; заводы горного ведомства – Пермский, Златоустовский, Воткинский.
После октябрьской революции в руках государства оказались практически все крупные промышленные и торговые предприятия, большая часть кредитных учреждений.
В период плановой экономики государственное имущество находилось на праве оперативного управления у государственных предприятий, которое заключалось во владении, пользовании и распоряжении государственным имуществом в соответствии с законодательством.
В период экономических реформ были значительно расширены права трудовых коллективов предприятий. В соответствии с Законом ССР от 06.03.1990 г. «О собственности в СССР» государственные предприятия имели право заниматься эмиссией ценных бумаг (акций), которые распределялись внутри рабочего коллектива.
В 1991 году был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», согласно которому был определен перечень государственных органов, которые получали полномочия осуществлять приватизацию, были регламентированы порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий. В 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий.
Указ Президента РФ от 22.07.1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г» положил начало акционирования крупных предприятий базовых отраслей экономики.
Следующий этап приватизации характеризуется принятием Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В этот период организации, находящиеся в муниципальной собственности по своему числу превышали объекты государственной собственности.
В 2001-2005 годах наблюдалась стабилизация числа государственных предприятий, однако с 2006 года сокращение их числа ежегодно составляет 7-9%.
Современное положение государственных и муниципальных унитарных предприятий регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», нормативными актами Правительства РФ и Минэкономразвития РФ.
Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» были строго ограничены условия создания унитарных предприятий: «производство преобладающей части продукции для государственных нужд, запрет на приватизацию имущества, контроль за ценами с целью решения социальных задач, производством дотируемой, изъятой из оборота или обеспечивающей безопасность страны продукции, проведение деятельности, которая исключительно для казенных предприятий, предусмотрена федеральными законами».
Унитарные предприятия в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество, переданное в распоряжение унитарного предприятия, можно разделить на три уровня:
Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП). Имущество принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Государственные унитарные предприятия субъекта Российской федерации (областные государственные унитарные предприятия, или ОГУП). Имущество принадлежит субъекту РФ.
Муниципальные унитарные предприятия (МУП). Имущество принадлежит муниципальному образованию.
Достоинства данной организационно-правовой формы заключаются в следующем:
— оказание большого количества государственных услуг, при этом низкие издержки на поиск органом власти исполнителя по государственному заказу;
— относительная защищенность имущества в случае банкротства: право собственности сохраняется за учредителем (государством);
— упрощенные способы получения государственной поддержки. Решение о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения принимает исполнительный орган;
— резерв кадрового ресурса для органов исполнительной власти.
Федеральное антимонопольное агенство РФ приводит отраслевую структуру унитарных предприятий, имеющих признак доминирования на рынках (Рис.1).
Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий начиная с 2013 года утроилось. При этом, количество государственных и муниципальных унитарных предприятий растет, а федеральных государственных унитарных предприятий – сокращается. Это объясняется тем, что Правительство РФ утвердило госпрограмму «Управление федеральным имуществом», в 2014 году, согласно которой приватизация (акционирование, преобразование в иную организационно-правовую форму или ликвидация) всех ФГУПов в России должна завершиться к 2018 году.
Считается, что ФГУП является неэффективной формой участия государства в экономической деятельности, поскольку производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм. Но эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками отраслевых федеральных ведомств, региональными и муниципальными властями, несмотря на свою непрозрачность, чрезмерную затратность администрирования для налогоплательщиков и негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.
В настоящее время в экономической литературе ведется дискуссия об обоснованности существования унитарных предприятий. Ряд специалистов считает целесообразным сохранить унитарные предприятия для решения:
— вопросов организации безопасности государства, в основном продовольственной;
— социальных обязательств, включающих в себя снабжение производства товаров и услуг по как можно низким ценам;
— научных целей, затрагивающих государственные и общественные интересы;
— задач производства некоторыхинв отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Так, от развития важнейшего направления деятельности ФГУП «Гознак», связанного с выпуском продукции с элементами защиты, зависит качество конечной продукции (банкноты). В России только данное предприятие способно обеспечить уникальную защиту ценных бумаг и документов, так как придерживается самых высоких стандартов и использует передовые технологии, гарантирует полную безопасность и конфиденциальность.
«Системе национальной безопасности может угрожать не только военная агрессия, но и изменение правового положения юридического лица, входящего в систему оборонно-промышленного комплекса или опосредованно относящегося к ней…» Поэтому, указанные выше виды деятельности недопустимо передавать в частные руки, нужно их сохранить в ведении государства, развивать и совершенствовать, так как они имеют огромное значение для решения государственных и муниципальных задач.