Особенность унитарного предприятия в том что?

Особенность унитарного предприятия в том что?

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: плюсы и минусы

Унитарные предприятия не могут осуществлять использование своего имущества. В законодательной базе под унитарными предприятиями (государственные, а также муниципальные унитарные) понимаются организации, главной целью которых выступает получение выгоды, но при этом у них есть имущество, пользоваться и распоряжаться которым они не могут. И на суть вопроса не влияет, каким образом они его получили. Указанное имущество считается муниципальной собственностью. Его невозможно поделить по различным вкладам.

Особенности унитарного предприятия

Унитарность — особенность работы предприятия

Унитарность подразумевает под собой определенную форму работы организации, у которой есть такие особенности:

  • создание данного юридического лица осуществляется тогда, когда владелец выделяет определенную долю в имущественной массе, а не при помощи объединения имущества некоторого количества субъектов;
  • юридическое лицо имеет в своей собственности имущество, которое находится на праве хозяйственного ведения либо же оперативного управления, а соответственно разделить его на части нельзя;
  • членство не рассматривается;
  • управление происходит только одним лицом.

Данные предприятия формируются по таким причинам:

  1. для того, чтобы располагать имуществом, которое невозможно приватизировать;
  2. чтобы осуществлять работу касательно реализации важных целей, продавая некоторые услуги, а также товары по доступным ценам, а также осуществляя товарную интервенцию касательно товаров первой необходимости;
  3. чтобы осуществлять некоторые виды работ, которые должны датироваться, а также вести убыточное производство.

Законодательная база касательно унитарных предприятий гласит, что основной их работой выступает поиск решений задач, которые имеют государственное значение. При формировании указанных юридических лиц, государство либо муниципалитет предоставляет им имущество, что будет находиться в их собственности на праве осуществления хозяйственного ведения либо оперативного управления.

Всякое название, что дается данному субъекту, должно раскрывать принадлежность имущества. Это четко прописано в уставных документах. Данное предприятие отвечает по возникшим обязательствам в пределах данного имущества, при этом, не неся ответственности перед его владельцем.

Собственник располагает правом выбора руководящего лица.

Как регулируется защита унитарных предприятий? Ответы ищите в видеоматериале:

ВУЗРУ

“Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России”

Сущность и особенности деятельности унитарных предприятий в современных условиях

В научной литературе по экономике под «предприятием» понимается прежде всего технико-организационная единица (завод, фабрика), а под «фирмой» — организация, которая ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. На практике и в хозяйственном законодательстве понятие «предприятия» используется в широком смысле. Так, в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) предприятие определяется как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Среди предприятий, создаваемых государством или органами местного самоуправления, основной организационно-правовой формой, является унитарное предприятие.

В соответствии с п.1 ст. 113 ГК РФ «унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия».

Читать еще:  Платежная система мир когда заработает

Уникальность финансово правового статуса унитарных государственных и муниципальных предприятий состоит в том, что финансы и имущество данного вида предприятий относится на праве собственности государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. «Права собственника относительно имущества государственных или муниципальных предприятий осуществляют органы государственной власти или органы местного самоуправления».

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут иметь форму двух видов:

  1. Основанные на праве хозяйственного ведения. Данные предприятия обладают более свободной экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные коммерческие предприятия, и собственник имущества, обычно, не отвечает по обязательствам данного предприятия;
  2. Основанные на праве оперативного управления. Данные предприятия носят название казенных предприятий. Они во многом напоминают предприятия, существовавшие при плановой экономике, а государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам.

Таким образом, основное различие между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления заключается в степени свободы, которую имеет организация от своего учредителя. В отношении организации, основанной на праве оперативного управления, собственник вправе не только устанавливать цели и задачи, которые преследуются при ее создании, но и оперативно вмешиваться в хозяйственный процесс деятельности предприятия в форме директив и руководящих указаний.

Достоинствами государственных унитарных предприятий по сравнению с предприятиями других организационно-правовых форм являются нацеленность на реализацию общественных задач, более высокая степень их защищенности. Главным недостатком можно назвать ограниченную экономическую самостоятельность (особенно у казенных предприятий).

Основой для создания государственных предприятий около 400 лет назад послужили государственные производственные мануфактуры, создаваемые для обслуживания казенных нужд. Например, около 1680 г. Оружейная палата становится мануфактурой с численностью мастеров 300 человек.

Начиная с XVIII века казенные мануфактуры стали передаваться частным лицам, но уже к концу века процесс принял обратный характер – казна выкупала разорившиеся предприятия.

В начале ХХ века к числу наиболее крупных казенных заводов принадлежали заводы военной сферы промышленности– Тульский, Ижевский, Сестрорецкий оружейные, Охтинский пороховой, Петербургский патронный, арсеналы; заводы морского ведомства – Обуховский и Ижорский, судостроительные верфи; заводы горного ведомства – Пермский, Златоустовский, Воткинский.

После октябрьской революции в руках государства оказались практически все крупные промышленные и торговые предприятия, большая часть кредитных учреждений.

В период плановой экономики государственное имущество находилось на праве оперативного управления у государственных предприятий, которое заключалось во владении, пользовании и распоряжении государственным имуществом в соответствии с законодательством.

В период экономических реформ были значительно расширены права трудовых коллективов предприятий. В соответствии с Законом ССР от 06.03.1990 г. «О собственности в СССР» государственные предприятия имели право заниматься эмиссией ценных бумаг (акций), которые распределялись внутри рабочего коллектива.

В 1991 году был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», согласно которому был определен перечень государственных органов, которые получали полномочия осуществлять приватизацию, были регламентированы порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий. В 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий.

Указ Президента РФ от 22.07.1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г» положил начало акционирования крупных предприятий базовых отраслей экономики.

Следующий этап приватизации характеризуется принятием Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В этот период организации, находящиеся в муниципальной собственности по своему числу превышали объекты государственной собственности.

В 2001-2005 годах наблюдалась стабилизация числа государственных предприятий, однако с 2006 года сокращение их числа ежегодно составляет 7-9%.

Современное положение государственных и муниципальных унитарных предприятий регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», нормативными актами Правительства РФ и Минэкономразвития РФ.

Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» были строго ограничены условия создания унитарных предприятий: «производство преобладающей части продукции для государственных нужд, запрет на приватизацию имущества, контроль за ценами с целью решения социальных задач, производством дотируемой, изъятой из оборота или обеспечивающей безопасность страны продукции, проведение деятельности, которая исключительно для казенных предприятий, предусмотрена федеральными законами».

Унитарные предприятия в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество, переданное в распоряжение унитарного предприятия, можно разделить на три уровня:

Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП). Имущество принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

Государственные унитарные предприятия субъекта Российской федерации (областные государственные унитарные предприятия, или ОГУП). Имущество принадлежит субъекту РФ.

Муниципальные унитарные предприятия (МУП). Имущество принадлежит муниципальному образованию.

Достоинства данной организационно-правовой формы заключаются в следующем:

— оказание большого количества государственных услуг, при этом низкие издержки на поиск органом власти исполнителя по государственному заказу;

— относительная защищенность имущества в случае банкротства: право собственности сохраняется за учредителем (государством);

— упрощенные способы получения государственной поддержки. Решение о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения принимает исполнительный орган;

— резерв кадрового ресурса для органов исполнительной власти.

Федеральное антимонопольное агенство РФ приводит отраслевую структуру унитарных предприятий, имеющих признак доминирования на рынках (Рис.1).

Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий начиная с 2013 года утроилось. При этом, количество государственных и муниципальных унитарных предприятий растет, а федеральных государственных унитарных предприятий – сокращается. Это объясняется тем, что Правительство РФ утвердило госпрограмму «Управление федеральным имуществом», в 2014 году, согласно которой приватизация (акционирование, преобразование в иную организационно-правовую форму или ликвидация) всех ФГУПов в России должна завершиться к 2018 году.

Считается, что ФГУП является неэффективной формой участия государства в экономической деятельности, поскольку производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм. Но эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками отраслевых федеральных ведомств, региональными и муниципальными властями, несмотря на свою непрозрачность, чрезмерную затратность администрирования для налогоплательщиков и негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.

В настоящее время в экономической литературе ведется дискуссия об обоснованности существования унитарных предприятий. Ряд специалистов считает целесообразным сохранить унитарные предприятия для решения:

— вопросов организации безопасности государства, в основном продовольственной;

— социальных обязательств, включающих в себя снабжение производства товаров и услуг по как можно низким ценам;

— научных целей, затрагивающих государственные и общественные интересы;

— задач производства некоторыхинв отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Так, от развития важнейшего направления деятельности ФГУП «Гознак», связанного с выпуском продукции с элементами защиты, зависит качество конечной продукции (банкноты). В России только данное предприятие способно обеспечить уникальную защиту ценных бумаг и документов, так как придерживается самых высоких стандартов и использует передовые технологии, гарантирует полную безопасность и конфиденциальность.

«Системе национальной безопасности может угрожать не только военная агрессия, но и изменение правового положения юридического лица, входящего в систему оборонно-промышленного комплекса или опосредованно относящегося к ней…» Поэтому, указанные выше виды деятельности недопустимо передавать в частные руки, нужно их сохранить в ведении государства, развивать и совершенствовать, так как они имеют огромное значение для решения государственных и муниципальных задач.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector