Отличительные особенности унитарных предприятий
Государственные и муниципальные унитарные предприятия: плюсы и минусы
Унитарные предприятия не могут осуществлять использование своего имущества. В законодательной базе под унитарными предприятиями (государственные, а также муниципальные унитарные) понимаются организации, главной целью которых выступает получение выгоды, но при этом у них есть имущество, пользоваться и распоряжаться которым они не могут. И на суть вопроса не влияет, каким образом они его получили. Указанное имущество считается муниципальной собственностью. Его невозможно поделить по различным вкладам.
Особенности унитарного предприятия
Унитарность — особенность работы предприятия
Унитарность подразумевает под собой определенную форму работы организации, у которой есть такие особенности:
- создание данного юридического лица осуществляется тогда, когда владелец выделяет определенную долю в имущественной массе, а не при помощи объединения имущества некоторого количества субъектов;
- юридическое лицо имеет в своей собственности имущество, которое находится на праве хозяйственного ведения либо же оперативного управления, а соответственно разделить его на части нельзя;
- членство не рассматривается;
- управление происходит только одним лицом.
Данные предприятия формируются по таким причинам:
- для того, чтобы располагать имуществом, которое невозможно приватизировать;
- чтобы осуществлять работу касательно реализации важных целей, продавая некоторые услуги, а также товары по доступным ценам, а также осуществляя товарную интервенцию касательно товаров первой необходимости;
- чтобы осуществлять некоторые виды работ, которые должны датироваться, а также вести убыточное производство.
Законодательная база касательно унитарных предприятий гласит, что основной их работой выступает поиск решений задач, которые имеют государственное значение. При формировании указанных юридических лиц, государство либо муниципалитет предоставляет им имущество, что будет находиться в их собственности на праве осуществления хозяйственного ведения либо оперативного управления.
Всякое название, что дается данному субъекту, должно раскрывать принадлежность имущества. Это четко прописано в уставных документах. Данное предприятие отвечает по возникшим обязательствам в пределах данного имущества, при этом, не неся ответственности перед его владельцем.
Собственник располагает правом выбора руководящего лица.
Как регулируется защита унитарных предприятий? Ответы ищите в видеоматериале:
Государственные и муниципальные унитарные предприятия: везде есть свои плюсы и минусы
Законодательная база предусматривает две формы работы таких субъектов:
- на праве осуществления хозяйственного ведения (государственные, а также муниципальные унитарные предприятия);
- муниципальные унитарные предприятия, которые ведут свою работу на базе осуществления оперативного управления (это казенные учреждения).
Органы государства, либо органы местного самоуправления собственными решениями формируют государственные, а также муниципальные унитарные предприятия, которые ведут свою работу на праве осуществления хозяйственного ведения. Их формируют, подразумевая наличие определенной цели – выполнение некоторых работ, оказывать различные услуги, а также производство различной продукции.
Указанные задачи присущи в основном предприятиям, которые имеют цель получить выгоду. Но указанные субъекты при реализации своих прав при осуществлении разных сделок ничем не ограничиваются. Так, они имеют возможность передавать в аренду то имущество, которое им на данный момент ненужно.
Учредительным документом данного субъекта выступает устав. Помимо общих сведений об организации, он прописывает цели работы, а также размер уставного фонда.
Зачастую такое государственное предприятие располагает уставным капиталом, который превышает 5000-кратный размер минимальной оплаты труда за месяц. Что касается муниципального предприятия, то в данном случае он должен быть более 1000-кратного размера. Уставной фонд формируют лишь в муниципальных субъектах.
Управление данным субъектом осуществляется только директором. Выбирается он непосредственно собственником данного предприятия либо органом, у которого есть на то право. В случае, если в федеральной либо же муниципальной собственности есть имущество, то в таком случае благодаря нему формируется уже казенное учреждение. Они выступают также унитарными предприятиями, которые ведут свою работу на праве осуществления оперативного управления. В форме основного документа у них выступает устав.
Владелец-учредитель может самостоятельно ликвидировать имущество, что не находится в обороте и ни как не применяется. Лишь владелец может выразить свое согласие на использование казенным предприятием его имущества. Наименование предприятия в любом случае должно иметь слово «казенный».
Имущество, которое находится в собственности у унитарного предприятия
Как управлять имуществом предприниматели решают сами
Такой субъект может распоряжаться своим имущественным комплексом двумя вариантами:
- осуществление хозяйственного ведения;
- осуществление оперативного управления.
Государственные, а также муниципальные унитарные предприятия при осуществлении хозяйственного ведения сами решают как им распоряжаться своим имущественным комплексом, а также товарами, которые они изготавливают, при этом имея определенные ограничения.
В законодательной базе об этом четко прописано. Когда применяется оперативный способ осуществления распоряжения имуществом со стороны казенных учреждений, то им необходимо для начала получить согласие на то у владельца. Владелец имущественного комплекса ставит перед собой такие задачи:
- Находит выход из ситуации касательно надобности формирования хозяйствующего субъекта;
- Решает, какое направление в работе выбрать;
- Решает все нюансы при реорганизации, а также ликвидации;
- Осуществляет контроль за нахождением имущества в надлежащем состоянии.
Утверждение дочерних структур такими субъектами невозможно. В законодательной базе также указан и этот нюанс. Делается это для того, чтобы не дать возможности потерять из под своего контроля имущество, которое передается дочерним структурам. Осуществление финансирования таких субъектов происходит по общему порядку, как и в прочих прибыльных организациях.
Плюсы и минусы
Стабильная зарплата устраивает далеко не каждого
Данные субъекты обладают такими плюсами:
- Их формируют для того, чтобы они могли находить решение на поставленные вопросы.
- Наряду с иными прибыльными организациями они выступают наиболее устойчивыми, так как они ведут свою работу в том направлении, где почти нет конкурентов в виде частных предпринимателей.
- Также указанные субъекты располагают помощью со стороны государственных органов, которые не дают им возможности обанкротиться. Они осуществляют своевременную оплату труда своим работникам. А это значительно повышает их рейтинг.
Однако, как и везде тут тоже есть минусы. Если их анализировать с экономической стороны, то они не эффективны. Уровень заработной платы у них стабилен, а поэтому не повышается, что ведет к уменьшению продуктивности в работе, так как теряется интерес со стороны своих же работников. Также тут наблюдается использование собственных ресурсов для получения выгоды, поэтому развивается бюрократическая система.
Реорганизация данного вида юридических лиц
Реорганизация подразумевает под собой прекращение тех предприятий, которые уже работают, а на базе их формирование новых. Законодательство прописывает такие варианты проведения реорганизации:
- Осуществление слияния;
- Осуществление разделения;
- Процесс присоединения;
- Процесс преобразования;
- Процесс выделения.
Когда имущественный комплекс находится в собственности у одного владельца, то в таком случае происходит слияние либо присоединение. Когда при осуществлении процесса разделения либо выделения появляется какое-то имущество, то оно будет принадлежать все тому же владельцу.
Когда произошла смена вида хозяйствующего субъекта либо имущество, ранее принадлежащее ему, передалось к иному владельцу государственного либо муниципального имущества, необходимо срочно внести изменения в уставные документы.
Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод, что унитарные предприятия обладают гражданские права, которые относятся лишь к отдельному направлению их работы.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
ВУЗРУ
“Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России”
Сущность и особенности деятельности унитарных предприятий в современных условиях
В научной литературе по экономике под «предприятием» понимается прежде всего технико-организационная единица (завод, фабрика), а под «фирмой» — организация, которая ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. На практике и в хозяйственном законодательстве понятие «предприятия» используется в широком смысле. Так, в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) предприятие определяется как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Среди предприятий, создаваемых государством или органами местного самоуправления, основной организационно-правовой формой, является унитарное предприятие.
В соответствии с п.1 ст. 113 ГК РФ «унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия».
Уникальность финансово правового статуса унитарных государственных и муниципальных предприятий состоит в том, что финансы и имущество данного вида предприятий относится на праве собственности государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. «Права собственника относительно имущества государственных или муниципальных предприятий осуществляют органы государственной власти или органы местного самоуправления».
Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут иметь форму двух видов:
- Основанные на праве хозяйственного ведения. Данные предприятия обладают более свободной экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные коммерческие предприятия, и собственник имущества, обычно, не отвечает по обязательствам данного предприятия;
- Основанные на праве оперативного управления. Данные предприятия носят название казенных предприятий. Они во многом напоминают предприятия, существовавшие при плановой экономике, а государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам.
Таким образом, основное различие между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления заключается в степени свободы, которую имеет организация от своего учредителя. В отношении организации, основанной на праве оперативного управления, собственник вправе не только устанавливать цели и задачи, которые преследуются при ее создании, но и оперативно вмешиваться в хозяйственный процесс деятельности предприятия в форме директив и руководящих указаний.
Достоинствами государственных унитарных предприятий по сравнению с предприятиями других организационно-правовых форм являются нацеленность на реализацию общественных задач, более высокая степень их защищенности. Главным недостатком можно назвать ограниченную экономическую самостоятельность (особенно у казенных предприятий).
Основой для создания государственных предприятий около 400 лет назад послужили государственные производственные мануфактуры, создаваемые для обслуживания казенных нужд. Например, около 1680 г. Оружейная палата становится мануфактурой с численностью мастеров 300 человек.
Начиная с XVIII века казенные мануфактуры стали передаваться частным лицам, но уже к концу века процесс принял обратный характер – казна выкупала разорившиеся предприятия.
В начале ХХ века к числу наиболее крупных казенных заводов принадлежали заводы военной сферы промышленности– Тульский, Ижевский, Сестрорецкий оружейные, Охтинский пороховой, Петербургский патронный, арсеналы; заводы морского ведомства – Обуховский и Ижорский, судостроительные верфи; заводы горного ведомства – Пермский, Златоустовский, Воткинский.
После октябрьской революции в руках государства оказались практически все крупные промышленные и торговые предприятия, большая часть кредитных учреждений.
В период плановой экономики государственное имущество находилось на праве оперативного управления у государственных предприятий, которое заключалось во владении, пользовании и распоряжении государственным имуществом в соответствии с законодательством.
В период экономических реформ были значительно расширены права трудовых коллективов предприятий. В соответствии с Законом ССР от 06.03.1990 г. «О собственности в СССР» государственные предприятия имели право заниматься эмиссией ценных бумаг (акций), которые распределялись внутри рабочего коллектива.
В 1991 году был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», согласно которому был определен перечень государственных органов, которые получали полномочия осуществлять приватизацию, были регламентированы порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий. В 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий.
Указ Президента РФ от 22.07.1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г» положил начало акционирования крупных предприятий базовых отраслей экономики.
Следующий этап приватизации характеризуется принятием Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В этот период организации, находящиеся в муниципальной собственности по своему числу превышали объекты государственной собственности.
В 2001-2005 годах наблюдалась стабилизация числа государственных предприятий, однако с 2006 года сокращение их числа ежегодно составляет 7-9%.
Современное положение государственных и муниципальных унитарных предприятий регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», нормативными актами Правительства РФ и Минэкономразвития РФ.
Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» были строго ограничены условия создания унитарных предприятий: «производство преобладающей части продукции для государственных нужд, запрет на приватизацию имущества, контроль за ценами с целью решения социальных задач, производством дотируемой, изъятой из оборота или обеспечивающей безопасность страны продукции, проведение деятельности, которая исключительно для казенных предприятий, предусмотрена федеральными законами».
Унитарные предприятия в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество, переданное в распоряжение унитарного предприятия, можно разделить на три уровня:
Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП). Имущество принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Государственные унитарные предприятия субъекта Российской федерации (областные государственные унитарные предприятия, или ОГУП). Имущество принадлежит субъекту РФ.
Муниципальные унитарные предприятия (МУП). Имущество принадлежит муниципальному образованию.
Достоинства данной организационно-правовой формы заключаются в следующем:
— оказание большого количества государственных услуг, при этом низкие издержки на поиск органом власти исполнителя по государственному заказу;
— относительная защищенность имущества в случае банкротства: право собственности сохраняется за учредителем (государством);
— упрощенные способы получения государственной поддержки. Решение о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения принимает исполнительный орган;
— резерв кадрового ресурса для органов исполнительной власти.
Федеральное антимонопольное агенство РФ приводит отраслевую структуру унитарных предприятий, имеющих признак доминирования на рынках (Рис.1).
Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий начиная с 2013 года утроилось. При этом, количество государственных и муниципальных унитарных предприятий растет, а федеральных государственных унитарных предприятий – сокращается. Это объясняется тем, что Правительство РФ утвердило госпрограмму «Управление федеральным имуществом», в 2014 году, согласно которой приватизация (акционирование, преобразование в иную организационно-правовую форму или ликвидация) всех ФГУПов в России должна завершиться к 2018 году.
Считается, что ФГУП является неэффективной формой участия государства в экономической деятельности, поскольку производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм. Но эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками отраслевых федеральных ведомств, региональными и муниципальными властями, несмотря на свою непрозрачность, чрезмерную затратность администрирования для налогоплательщиков и негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.
В настоящее время в экономической литературе ведется дискуссия об обоснованности существования унитарных предприятий. Ряд специалистов считает целесообразным сохранить унитарные предприятия для решения:
— вопросов организации безопасности государства, в основном продовольственной;
— социальных обязательств, включающих в себя снабжение производства товаров и услуг по как можно низким ценам;
— научных целей, затрагивающих государственные и общественные интересы;
— задач производства некоторыхинв отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Так, от развития важнейшего направления деятельности ФГУП «Гознак», связанного с выпуском продукции с элементами защиты, зависит качество конечной продукции (банкноты). В России только данное предприятие способно обеспечить уникальную защиту ценных бумаг и документов, так как придерживается самых высоких стандартов и использует передовые технологии, гарантирует полную безопасность и конфиденциальность.
«Системе национальной безопасности может угрожать не только военная агрессия, но и изменение правового положения юридического лица, входящего в систему оборонно-промышленного комплекса или опосредованно относящегося к ней…» Поэтому, указанные выше виды деятельности недопустимо передавать в частные руки, нужно их сохранить в ведении государства, развивать и совершенствовать, так как они имеют огромное значение для решения государственных и муниципальных задач.
Унитарное предприятие – примеры, характеристики и особенности
- 24 Октября, 2018
- Законодательство
- Владимир Стороженко
В современных условиях рыночной экономики существует множество разновидностей организации предприятий. Выбор зависит от особенностей деятельности компании. Одним из видов организации хозяйственной деятельности является унитарное предприятие. Примеры таких компаний будут рассмотрены далее. Это поможет понять суть и особенности подобных форм хозяйствования.
Общее определение
Прежде чем рассмотреть примеры унитарных предприятий, стоит разобраться, что это за форма хозяйствования. Она организована строго в соответствии с нормами законодательства. Унитарной называется коммерческая организация, у которой нет собственного права на имущество. У него есть определенный владелец. Этому собственнику и принадлежит имущество унитарного предприятия.
Такая форма собственности характерна исключительно для государственных или муниципальных организаций. Имущество унитарного коммерческого предприятия не может быть разделено на паи, акции, доли и т. д. Оно принадлежит только одному собственнику. Двух или больше владельцев имущества в таком предприятии существовать не может.
Что такое государственные и муниципальные унитарные предприятия? Это особенная форма хозяйственной деятельности, при которой обязательно выполняется ряд законодательных требований. В названии такой компании обязательно содержится указание, кто является собственником ее имущества. Эта информация прописывается в уставе. Например, право собственности может принадлежать:
- Российской Федерации;
- определенному субъекту РФ;
- конкретному органу местного самоуправления;
- прочее.
Если говорить другими словами, имущество, принадлежащее государству или органу муниципального управления, передается предприятию на правах управления, ведения хозяйственной деятельности. Оно принимает участие в процессе производства, принося доход.
Характеристики унитарности
Существуют определенные особенности унитарного предприятия. Они определяются законодательством. Унитарность имеет определенные характеристики. Они определяют особенности функциональные качества предприятия. Основные из них:
- Создание компании (юридического лица) происходит после выделения необходимого капитала собственником, а не в ходе объединения нескольких участников.
- Учредитель сохраняет за собой право собственности на имущество.
- Имущество закрепляется за юридической компанией на ограниченных правах. Управленцы и прочие должностные лица имеют право распоряжаться средствами собственника только в ходе хозяйственной деятельности, в процессе оперативного управления.
- Имущество остается неделимым.
- Членство в уставный капитал отсутствует.
- Орган управления представлен в лице одного человека.
Причины, цели деятельности
Существующие примеры организации унитарных предприятий объединяет причина их создания. Всего существует три фактора, объясняющих появление подобных форм хозяйствования. Причины создания унитарных организаций следующие:
- Требуется использовать в хозяйственной деятельности имущество, приватизировать которое нельзя по закону. Однако такой капитал может приносить доход, применяться при создании товаров, услуг.
- Требуется решить определенные социальные задачи. Например, реализовать товары или услуги для населения по муниципальным ценам, организовать товарные или закупочные интервенции в области товаров первой необходимости.
- Ведение определенных направлений хозяйствования, в которых в данный момент нуждается общественность. Ведение убыточных предприятий, которые производят важную для населения продукцию.
Существуют четко определенные типы и цели создания унитарных предприятий. Они определяют сущность подобных хозяйственных единиц. Деятельность подобных организаций направлена на решение определенных задач, которые бы невозможно было решить не на коммерческой основе. ГК РФ (ст. 113-115, ст. 294-297) регулирует правовой статус унитарных предприятий. При этом не затрагиваются вопросы прав, обязанностей работников таких компаний. Поэтому подобные вопросы определяются трудовым правом.
Если в уставный капитал будет внесен вклад, то он становится частью имущества собственника. Ни один другой работник не имеет права на часть распределенной прибыли. В уставе четко прописывается, кому именно принадлежит подобное предприятие, кто имеет право на его имущество.
Стоит отметить, что такая форма организации хозяйственной деятельности несет ответственность по своим обязательствам всем своим капиталом. Руководит всеми процессами на таком предприятии начальник. Его назначает на должность собственник или орган, им уполномоченный.
Формы
Рассматривая примеры унитарных предприятий в России, следует отметить несколько форм подобных предприятий. Обычно их делят на три группы в зависимости от подчинения:
- ГУП – государственное унитарное предприятие. Собственником является в этом случае субъект РФ.
- МУП – муниципальное унитарное предприятие. Собственником является субъект муниципального образования.
- ФГУП – федеральное государственное предприятие унитарного типа.
Муниципальные, федеральные и государственные хозяйственные объединения этого типа отличаются размером уставного фонда. Для муниципальных (городских и региональных) единых компаний этот показатель составляет не менее 1000 минимумов ежемесячной заработной платы (МРОТ). Для госкомпании минимальный размер уставного капитала составляет от 5000 МРОТ.
Существующие примеры унитарных предприятий и организаций в России работают по одной из двух возможных схем. Существуют следующие варианты видов деятельности:
- На праве хозяйственного ведения. Создаются преимущественно для создания определенных товаров или оказания услуг населению.
- На базе оперативного управления (казенные предприятия).
Коммерческие формы организации унитарных предприятий имеют право заключать разные сделки, сдавать часть неиспользуемого помещения в аренду. Казенные предприятия имеют право распорядиться имуществом только с согласия собственника.
Существует еще несколько форм унитарных предприятий. Они отличаются особенностями организации и сферой деятельности:
- частные;
- производственные;
- сельскохозяйственные;
- коммунальные.
Федеральные единые предприятия: перечень наиболее известных
Примеры государственных и муниципальных унитарных предприятий, функционирующих в нашей стране, разнообразны. С ними знакомы практически все жители нашей страны. Список федеральных государственных единых компаний довольно обширный. Это крупные компании, которые занимаются стратегически важной деятельностью. Она важна для всех жителей нашей страны. Самыми известными примерами ФГУП являются:
- «Космическая связь»;
- «Гознак»;
- «Связь-безопасность»;
- паспортно-визовый сервис;
- «Почта России»;
- «Охрана»;
- НПП ВНИИЭМ;
- «Мосфильм»;
- Российская телевизионная радиовещательная связь;
- Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания;
- Центральный научный институт машиностроения;
- прочее.
Подчинения у этих организаций разные. Однако их объединяет стратегическое назначение в разных отраслях деятельности. Финансирование подобных компаний производится на всероссийском уровне. Это самый высокий уровень подчинения.
Для чего создаются унитарные предприятия федерального уровня? Например, деятельность ФГУП «Космическая связь» направлена на обеспечение спутниковыми технологиями РФ. Компания обеспечивает доступ в интернет, услуги связи для крупных корпораций, средних, малых компаний и частных пользователей.
ФГУП «Гознак» функционирует с целью разработки и исследования государственных знаков. Она принадлежит Минфину РФ. Компания занимается производством орденов, монет, а также различных официальных документов.
Государственные и муниципальные единые предприятия
Примеры государственного унитарного предприятия, а также компаний, принадлежащих местным органам управления, разнообразны. Решение об их создании принимают уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления. Эта процедура основывается на составлении актов, определяющих степень компетенции подобных властных структур.
К наиболее известным государственным унитарным предприятиям относятся «Мосгортранс», «Московский метрополитен». Это предприятия, функционирующие в области транспортных коммуникаций. Подобные компании могут создаваться в самых разных отраслях. Это популярная форма деятельности в России.
Примеры муниципальных унитарных предприятий и организаций столь разнообразны, что перечислить их довольно тяжело. Однако наиболее известным предприятием этого уровня подчинения является МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство». Подобные организации представлены практически во всех областях страны. Многие муниципальные единые предприятия рассчитаны на потребности города или района. Их деятельность способна охватить только небольшую часть населения.
Любое муниципальное, государственное или федеральное предприятие имеет устав, созданный по определенной форме. В этом документе обязательно отображается:
- полное, сокращенное наименование компании;
- адрес регистрации предприятия;
- информация о направленности деятельности;
- собственник, которому принадлежит имущество;
- руководитель, сведения о его должности и полномочиях;
- процедура назначения на руководящую должность;
- перечень наименований и назначений фондов;
- использование полученной в ходе работы компании прибыли.
Руководители МУП, ГУП, ФГУП не имеют права распоряжаться имуществом вверенных им организаций без разрешения собственников.
Как формируется уставный капитал
Рассмотрев примеры организаций муниципальных, государственных, федеральных, следует обратить внимание на процедуру создания их уставного капитала. Собственность подобных компаний формируется из следующих ресурсов:
- собственник передает недвижимость в качестве своего вклада в уставный капитал;
- прибыль, полученная в конце отчетного периода, после выполнения услуг или изготовления и продажи продукции;
- краткосрочные и долгосрочные займы, полученные от разных кредиторов, в том числе и банков;
- амортизационные отчисления, возникающие при эксплуатации производственного оборудования;
- дотации из государственного, местного бюджета;
- пожертвования, которые делают фирмы, кооперативы, прочие субъекты;
- прибыль от сдачи в аренду пустующих помещений.
Имущество, которое имеется у унитарной компании, может сдаваться в аренду или продаваться. Исключением является недвижимость. Продавать ее без согласия собственника подобные предприятия не имеют права.
Финансовая деятельность
Чтобы лучше понять особенности государственных, муниципальных унитарных предприятий, примеров может быть недостаточно. Нужно рассмотреть также финансовую сторону деятельности подобной компании. Создание источников экономических ресурсов достигается путем правомерных действий.
Финансовые резервы подобных организаций формируются не только уставным капиталом. Это может быть прибыль от основной, инвестиционной или финансовой деятельности, получение кредитов и т. д. Однако от иных разновидностей организации хозяйствования унитарные предприятия сильно отличаются.
Так, если в конце года стоимость имущества МУП станет меньше минимального размера уставного фонда, компания должна направить ресурсы на восстановление этого показателя. Если же стоимость активов не увеличится, собственник обязан ликвидировать такую компанию. В этом случае кредиторы вправе потребовать досрочной уплаты задолженности. При этом им по закону возмещаются финансовые убытки (при их наличии).
Одним из основных источников дохода подобных компаний является прибыль, полученная в конце отчетного периода. Стоит отметить, что унитарные предприятия перечисляют в бюджет ее часть. В соответствии с законодательством, доход МУП, ГУП является прибылью, которая не облагается налогом при поступлении в бюджет. Каждый год унитарные предприятия перечисляют часть прибыли в государственные или муниципальные фонды, уплатив необходимые налоги.
Распределение прибыли
Существующие примеры унитарного предприятия отличаются особенной организацией финансовой деятельности. В соответствии с законодательством, подобные организации распределяют прибыль после уплаты необходимых налогов и платежей. Так наполняются социальные, стимулирующие фонды компании. Из этих средств может быть пополнен уставный капитал компании.
После уплаты налогов унитарная организация может пополнить следующие фонды:
- внедрение инновационных технологий, модернизация производства;
- финансирование мероприятий по защите окружающей среды;
- развитие экономической, хозяйственной деятельности компании;
- модернизация имеющихся или строительство новых объектов.
Еще несколько особенностей
Унитарное предприятие обладает еще несколькими особенностями экономической деятельности. Так, бюджетное финансирование может применяться подобными организациями. Государство, органы местного самоуправления могут направлять субсидии, дотации, субвенции на развитие подобных предприятий. Финансирование из государственного или местного бюджета направляется на реализацию важных для общества программ, для социального развития.
Рассмотрев особенности и примеры унитарных предприятий, можно понять принцип, цели их работы, необходимость подобных форм организации хозяйственной деятельности для всего общества.
Унитарное предприятие
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.
Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Типы унитарных предприятий
Унитарные предприятия могут быть трёх типов:
федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),
государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);
муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.
Сущность унитарного предприятия
Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:
создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;
сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;
закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
неделимость передаваемого имущества;
наличие единоличного органа управления.
Основные причины создания унитарных предприятий
К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:
осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;
осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;
необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.
Цель деятельности унитарных предприятий
Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.
Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).
Учредительные документы унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия являются:
решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.
Устав унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.
Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.
Уставный фонд государственного унитарного предприятия
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.
Имущество унитарного предприятия
К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:
При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.
При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.
Источники формирования имущества унитарного предприятия
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;
другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;
прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;
полученные кредитные и заемные средства;
начисленные суммы амортизационных отчислений;
осуществленные предприятием капитальные вложения;
полученные дотации из бюджета;
дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;
добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;
иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.