От какого ПБУ нельзя отказаться малым компаниям?

От какого ПБУ нельзя отказаться малым компаниям?

Упрощенный бухучет для малых предприятий

Комментарий к поправкам в Положения по бухгалтерскому учету

Начиная с отчетности за 2010 г. действуют изменения в восемь Положений по бухгалтерскому учету, которые значительно облегчают работу бухгалтеров малых предприятий. В чем же суть этих изменений?

Проверяем, относится ли ваша организация к малым предприятиям

Прежде чем изучать поправки, надо проверить, может ли ваша организация ими воспользоваться. Так, если ваша компания — эмитент публично размещаемых ценных бумаг, то новые поправки в ПБУ не для вас. Вы не выпускали таких ценных бумаг? Тогда надо проверить, относится ли ваше предприятие к малым или нет.

Внимание

Статус малого предприятия не зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете.

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25 % ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ) ;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 челове к п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ ;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб . п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ; абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 556

Но это еще не все. Приобрести статус субъекта малого предпринимательства можно, только если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за други м ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ .

Если с составом ваших участников и учредителей изначально все в порядке, нужно сосредоточиться на более изменчивых показателях — на выручке и на средней численности работников. Если ориентироваться на эти два показателя, в 2011 г. ваше предприятие может считаться малым при следующих условиях:

  • и в 2010, и в 2009 г. показатели численности и выручки были не выше предельных;
  • если за 2010 г. вы превысили предельные показатели выручки и средней численности, то за 2008 и за 2009 гг. показатели численности и выручки должны быть не выше предельных.

Таким образом, малыми предприятиями могут быть и те, кто платит налоги по общему режиму, и те, кто применяет упрощенку либо находится на вмененке или ЕСХН.

Специально регистрироваться где-либо в качестве субъекта малого предпринимательства не надо.

Не нужно и никакого свидетельства, подтверждающего ваш статус малого предприятия.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов — получателей такой поддержки. Но присутствие вашего предприятия в таком реестре, в общем-то, не дает гарантии того, что оно — малое. И наоборот, если предприятия в таком реестре нет, это не значит, что оно не относится к малым.

Итак, если вы проверили свою организацию и в 2011 г. она относится к малым предприятиям, то самое время изучить, какие изменения для вас подготовил Минфин.

«Узаконенный» кассовый метод для малых предприятий

Теперь в ПБУ «Доходы организации» и ПБУ «Расходы организации» прямо предусмотрено, что доходы и расходы малые предприятия могут считать по кассовому методу. То есть по мере поступления и расходования дене г п. 12 ПБУ «Доходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н; п. 18 ПБУ «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н , причем неважно, перешло ли к покупателю право собственности на товар (принял ли заказчик работы) или нет. Расходы тоже можно учитывать после погашения задолженности за приобретенные товары (работы, услуги ) п. 18 ПБУ .

Правда, нельзя сказать, что это такое уж нововведение. У малых предприятий и раньше была возможность применения кассового метода в бухучете. Она закреплена в рекомендациях Минфина 1998 г . п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н Но в ПБУ и ПБУ появившихся год спустя, до недавнего времени о применении кассового метода малыми предприятиями не было ни слова. Поэтому некоторые бухгалтеры опасались руководствоваться минфиновскими рекомендациями и вели бухучет как все — по методу начисления. Теперь же можно не бояться применять кассовый метод в бухучете.

Однако кассовый метод удобен лишь применяющим упрощенку либо тем, кто платит ЕСХН. Поскольку они и в налоговом учете доходы и расходы всегда считают так ж е пп. 1, 2 ст. 346.17, п. 5 ст. 346.5 НК РФ . Плательщикам налога на прибыль «бухучетный» кассовый метод интересен, только если и в налоговом учете они тоже выбрали кассовый метод. А это большая редкость.

Плательщикам ЕНВД (не совмещающим вмененку с упрощенкой) кассовый метод бухучета не очень удобен. Во-первых, у него свои особенности, к которым надо привыкнуть. И во-вторых, при переходе на общий режим налогообложения и уплату налога на прибыль придется перестраиваться. А это сложно.

Другое дело — если вы совмещаете ЕНВД с упрощенкой. В такой ситуации кассовый метод в бухучете может быть вполне приемлем.

Вывод

Применение кассового метода бухучета малыми предприятиями полностью узаконено, но пользоваться им выгодно только упрощенцам и плательщикам ЕСХН.

«Бухучетные освобождения» для малых предприятий

Минфиновские изменения избавляют малые предприятия от применения некоторых специфичных ПБУ. Это приятно. Правда, большинство небольших организаций и так не обращали внимания на некоторые из них. Зато теперь они смогут это делать на вполне законных основаниях.

Теперь малые предприятия могут не применять:

  • ПБУ «Учет договоров строительного подряда » утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н ;
  • ПБУ «Информация по прекращаемой деятельности » утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н .

Малым предприятиям, конечно, облегчили жизнь. Но было бы еще лучше, если бы для них отменили промежуточную бухотчетность, о чем ходили слухи в прошлом году

Малые предприятия могут учитывать все проценты по займам и кредитам как прочие расходы, даже если заем связан с приобретением инвестиционного актива. Проценты без разбору можно списывать в дебет счета

Малым предприятиям теперь не обязательно переоценивать финансовые вложения. Их можно отражать в учете и отчетности по первоначальной стоимост и п. 19 ПБУ «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н .

Малые предприятия могут воспользоваться упрощенным порядком исправления существенных ошибок отчетного года, выявленных после утверждения отчетности за него. Их можно исправить днем выявления. А прибыль или убыток, появившиеся при исправлении, надо отразить в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (то есть на счете 91 «Прочие доходы и расходы»). Сложный ретроспективный пересчет после этого делать не нужн о п. 9 ПБУ «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н .

Малые предприятия могут не отражать ретроспективно последствия изменения учетной политики, даже если эти изменения существенны е п. 15.1 ПБУ «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н .

Напомним, что малые предприятия по-прежнему могут:

  • не применять ПБУ Малые предприятия — плательщики налога на прибыль могут начислять его в бухучете по данным декларации;
  • не отражать условные факты хозяйственной деятельност и п. 2 ПБУ «Условные факты хозяйственной деятельности», утв. Приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н ;
  • не раскрывать информацию о связанных сторонах (на такое освобождение вы не имеете права, если ваша организация — ОАО либо если она добровольно публикует отчетность полностью или частично ) п. 3 ПБУ «Информация о связанных сторонах», утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н ;
  • не представлять информацию по сегмента м п. 3 ПБУ «Информация по сегментам», утв. Приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н (действовало до 2011 г.) . Кстати, по правилам нового ПБУ «Информация по сегментам» (вступает в силу с отчетности за 2011 г . п. 2 Приказа Минфина России от 08.11.2010 № 143н ) информацию о сегментах в пояснениях к отчетности должны раскрывать только эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. А остальные организации (как малые, так и средние и крупные) могут делать это по желани ю п. 2 ПБУ «Информация по сегментам», утв. Приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н .

Кроме того, для малых предприятий предусмотрена возможность составления отчетности в упрощенном виде. При составлении отчетности за 2010 г. малым предприятиям (не обязанным проводить аудиторскую проверку) можно не представлять пояснительную записку и формы № 3 «Отчет об изменениях капитала», № 4 «Отчет о движении денежных средств» и № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу » пп. 1, 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н .

Начиная с отчетности за 2011 г. в приложениях к балансу можно приводить только наиболее важную информаци ю пп. 6, 7 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н . Если же вы посчитаете, что у вас нет никакой важной информации, то можно вообще не сдавать приложения. И тот факт, обязаны вы проводить аудиторскую проверку или нет, никакого значения иметь уже не будет.

Упрощая бухучет на малом предприятии, важно добиться равновесия между интересами руководства, участников и вашими трудозатратами. Если вы решите воспользоваться каким-либо послаблением, лучше отразить это в своей учетной политике.

Относится ли компания к малым и на какие льготы может рассчитывать

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702.

Как понять, относится компания к малым или нет

Критерии, по которым определяют статус предприятия

Организацию относят к малому бизнесу, если она подходит под определенные условия. Они перечислены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ (далее – Закон № 209-ФЗ):

  1. ограничение по структуре капитала. Это значит, что в уставном капитале сельхозорганизации доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, различных общественных объединений и фондов в сумме не должна превышать 25 процентов. Участие юрлиц, которые не являются малыми или средними компаниями, также лимитировано – суммарно не более 49 процентов. Такое же ограничение действует в отношении доли иностранных предприятий.
  2. требования к средней численности работников за предшествующий календарный год. Она не должна превышать 100 человек. Здесь учитывают весь персонал организации, включая работающих по гражданско-правовым договорам, совместительству, сотрудников представительств, филиалов и других обособленных подразделений компании (п. 6 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
  3. условие о размере выручки. Для дохода от реализации товаров, работ или услуг за предшествующий календарный год (без учета НДС) также есть предел – не более 800 млн руб. Такое значение утвердило Правительство РФ в постановлении от 13 июля 2015 г. № 702, вступившее в силу 25 июля 2015 года.
Читать еще:  Что такое патентная система налогообложения для ИП?

Замечу, что среди малых организаций выделяют микропредприятия. Средняя численность их работников не должна быть более 15 человек, а сумма выручки – 120 млн руб.

Обратите внимание: предприятие теряет статус малого, если численность работников и выручка больше предельных значений в течение трех календарных лет подряд. Так сказано в пункте 4 статьи 4 Закона № 209-ФЗ.

Если превышена 49-процентная доля участия юрлиц, компания также лишится своего статуса. Причем с даты, когда изменение долей в уставном капитале зарегистрируют в ЕГРЮЛ.

Подробнее о том, как посчитать среднюю численность

Среднюю численность работников за предшествующий календарный год рассчитывают в соответствии с Указаниями… утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428 (далее – Указания). Для этого надо сложить (п. 77 Указаний):

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднее количество внешних совместителей;
  • среднее число работников, трудившихся по договорам гражданско-правового характера.

Обратите внимание на то, как посчитать среднесписочную численность персонала. Ее определяют ежемесячно. Сначала складывают списочный состав сотрудников за каждый календарный день месяца (с 1-го по 30-е или 31-е число либо по 28-е или 29-е число – в феврале), включая праздники и выходные. Затем полученную сумму делят на количество календарных дней в месяце (п. 78 Указаний). В качестве списочной численности за выходной или праздник берут ту, которая была в предшествующий рабочий день.

Добавлю, что среднее число сотрудников определяют в целом по организации и по всем видам деятельности. Поэтому сюда включают работников филиалов, представительств и иных обособленных подразделений.

Чтобы было понятно, о чем речь, рассмотрим сказанное на конкретном примере.

ПРИМЕР

Численность работников хозяйства

Период Среднесписочная численность работников, чел. Средняя численность внешних совместителей, чел. Средняя численность работающих по гражданско-правовым договорам, чел. Средняя численность за месяц, чел.
Январь 29 1 1 31 (29 + 1 + 1)
Февраль 30 1 1 32 (30 + 1 + 1)
Март 32 1 33 (32 + 1 + 0)
Апрель 32 32 (32 + 0 + 0)
Май 33 2 2 37 (33 + 2 + 2)
Июнь 33 2 3 38 (33 + 2 + 3)
Июль 34 34 (34 + 0 + 0)
Август 37 2 4 43 (37 + 2 + 4)
Сентябрь 40 2 4 46 (40 + 2 + 4)
Октябрь 38 1 2 41 (38 + 1 + 2)
Ноябрь 41 41 (41 + 0 + 0)
Декабрь 43 3 1 47 (43 + 3 + 1)
Итого за год 422 15 18 ?

422 чел. : 12 мес. + 15 чел. : 12 мес. + 18 чел. : 12 мес. = 38 чел.

Как видим, полученное значение меньше 100.

Значит, по критерию численности компания подходит под малое предприятие. И если остальные условия также соблюдены, то в 2015 году организацию относят к малому бизнесу.

Какие льготы есть у малого бизнеса

Организация вправе отказаться от некоторых ПБУ

У малых компаний есть льготы по ведению бухгалтерского учета. Специалисты Минфина России обобщили их и представили в информации № ПЗ-3/2015.

Кроме того, основные особенности бухгалтерского учета на малом предприятии прописаны в Типовых рекомендациях… утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н (далее – приказ № 64н).

Итак, хозяйствам, относящимся к малому бизнесу (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), разрешили не применять:

  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Если организация отказалась от данного ПБУ, то она не создает никаких резервов. То есть все фактические расходы учитывают по мере их возникновения;
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Правда, те предприятия, которые публикуют свою бухотчетность полностью или частично, все же обязаны использовать это ПБУ;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Тогда компания не отражает разницы, возникающие между бухгалтерским и налоговым учетом. В бухотчетности показывают сумму налога, указанную в декларации по налогу на прибыль.

Если малое предприятие не хочет применять ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02 или 18/02, это необходимо закрепить в учетной политике.

Отдельные операции можно учитывать упрощенно

В некоторых ПБУ, которые малые компании обязаны применять, все равно предусмотрены послабления. Отдельные операции можно учитывать упрощенно. Для этого в учетной политике предприятию следует прописать, какие способы оно выбрало.

Перечислю те нормы, которые действуют специально для представителей малого бизнеса:

  • пункт 15.1 ПБУ 1/2008. В нем речь вот о чем. Когда организация меняет свою учетную политику, это ведет к определенным последствиям. Они могут серьезно повлиять на финансовое положение компании, ее финрезультаты и движение денежных средств. В бухотчетности предприятие вправе отражать такие существенные последствия перспективно (кроме случаев, когда законодательство установило другой порядок);
  • пункт 19 ПБУ 19/02. Компания может учитывать все свои финвложения так, будто по ним нельзя определить текущую рыночную цену. Выбрав данный порядок, малое предприятие отражает свои финансовые вложения (как рыночные, так и нерыночные) по первоначальной стоимости;
  • пункт 7 ПБУ 15/2008. Организация вправе списывать все расходы по займам в состав прочих затрат;
  • пункт 12 ПБУ 9/99, пункт 18 ПБУ 10/99. Малая компания может признавать выручку кассовым методом. В этом случае расходы отражают только после погашения задолженности;
  • пункт 9 ПБУ 22/2010. Предприятию можно исправлять существенную ошибку предшествующего года, выявленную после утверждения бухотчетности за этот год, без ретроспективного пересчета.

Подчеркну, что данные нормы – это право малых компаний, а вовсе не обязанность.

Компания может сократить план счетов

Малому предприятию разрешено сокращать количество синтетических счетов. Для этого в учетной политике необходимо предусмотреть, что организация использует упрощенную систему ведения бухучета. Ее суть состоит в том, что для отражения операции используют не несколько, а один счет.

Как счета обычного и упрощенного учетов соответствуют друг другу, посмотрите в таблице:

Счета обычного и упрощенного планов счетов

Обычная система бухучета Упрощенная система бухучета с сокращенным числом счетов
07 «Оборудование к установке»
10 «Материалы»
11 «Животные на выращивании и откорме»
10 «Материалы»
20 «Основное производство»
23 «Вспомогательные производства»
25 «Общепроизводственные расходы»
26 «Общехозяйственные расходы»
28 «Брак в производстве»
29 «Обслуживающие производства и хозяйства»
44 «Расходы на продажу»
20 «Основное производство»
41 «Товары»
43 «Готовая продукция»
41 «Товары»
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
71 «Расчеты с подотчетными лицами»
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
75 «Расчеты с учредителями»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
79 «Внутрихозяйственные расчеты»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
51 «Расчетные счета»
52 «Валютные счета»
55 «Специальные счета в банках»
57 «Переводы в пути»
51 «Расчетные счета»
80 «Уставный капитал»
82 «Резервный капитал»
83 «Добавочный капитал»
80 «Уставный капитал»
90 «Продажи»
99 «Прибыли и убытки»
91 «Прочие доходы и расходы»
99 «Прибыли и убытки»

У малых компаний есть и другие послабления. К примеру, руководитель такого предприятия может сам вести бухгалтерский учет. Основание – пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Кроме того, организация вправе выбрать, использовать ей регистры бухучета имущества или нет. Если компания решила их не применять, то все хозоперации регистрируют только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Это форма № К-1, утвержденная приказом № 64н. Однако такой способ учета подходит лишь тем компаниям, у которых немного операций (как правило, не более тридцати в месяц) и которые ничего не производят.

Остальным малым компаниям рекомендую использовать регистры бухучета. Тогда факты хоздеятельности отражают в комплекте упрощенных ведомостей. Обычно каждую ведомость применяют для учета операций по одному из бухгалтерских счетов.

Добавлю, что еще бывает простая система ведения бухучета – без применения двойной записи. Но ее вправе выбрать только микропредприятия (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

Обратите внимание: упрощенные способы бухгалтерского учета не предназначены для компаний, которые по закону должны проводить аудит своей отчетности.

Компания вправе сдавать упрощенную бухотчетность

В состав годовой бухгалтерской отчетности малого предприятия могут входить только баланс и отчет о финансовых результатах. Основание – пункт 85 Положения… утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Но и это еще не все. Данные формы организация вправе заполнять по упрощенному варианту (п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, далее – приказ № 66н):

  • в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах отражают сведения по группам статей (а не отдельно по каждой статье);
  • в приложениях к этим формам приводят только самую важную информацию, без которой нельзя оценить финансовое положение компании и результаты ее деятельности.

Упрощенные бланки бухбаланса и отчета о финрезультатах можно найти в приложении № 5 к приказу № 66н. Актив такого баланса сократили до пяти строк, пассив – до шести. В отчете о финансовых результатах всего семь строк.

Приложения (если они необходимы) составляют в произвольном виде.

Добавлю: если малая компания хочет формировать годовую бухгалтерскую отчетность в общем порядке, то она вправе так поступить. Ведь у компании есть выбор – либо обычная отчетность, либо упрощенная.

Можно обойтись без лимита кассы

Организации, относящиеся к малому бизнесу, обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Но при этом им разрешили не устанавливать лимит кассы. То есть хранить все деньги в компании, не сдавая в банк (п. 2 указания № 3210-У, п. 1, 4 письма ФНС России от 9 июля 2014 г. № ЕД-4-2/13338).

Читать еще:  Какие виды налогообложения существуют для ООО?

Чтобы воспользоваться данным преимуществом, издайте приказ по организации. В нем укажите, что деньги хранятся в кассе без лимита остатка.

Региональные власти устанавливают для малых компаний налоговые льготы

В налоговом законодательстве нет специальных льгот для организаций, имеющих статус малого предприятия. Однако такие спецрежимы, как упрощенка и вмененка, по некоторым своим критериям подходят только для этих компаний. Например, по численности работников – не более 100 человек.

Замечу, что льготы по региональным и местным налогам могут устанавливать соответствующие власти.

Так, например, в Законе г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 прописаны льготы для малых компаний, которые платят налог на имущество с кадастровой стоимости объектов.

Для малых организаций предусмотрены различные льготы в бухгалтерском учете. Компании могут их применять по своему желанию. Выбранные способы следует отразить в учетной политике.

Есть ли в бухгалтерском учете исключения из правил

Говорят, что правил без исключений не бывает. Если так, то это утверждение справедливо и для правил бухгалтерского учета. Проверим, есть ли у российского бухгалтера возможность не применять нормы сложных ПБУ.

Препятствуют ли ПБУ достоверности отчетности

В российском бухгалтерском законодательстве о возможности не применять установленные нормы есть два упоминания:
– в Законе о бухгалтерском учете сказано, что если соблюдение правил бухгалтерского учета приведет к тому, что отчетность будет недостоверна, то их можно не применять. В этом случае свое решение необходимо обосновать в пояснительной записке (Пункт 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”);
– в ПБУ 4/99 говорится, что организация в исключительных случаях может отступить от положений этого стандарта, если они не позволяют сформировать достоверную отчетность (Пункт 6 ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”, утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).
По сути, оба документа говорят об одном и том же: от норм ПБУ можно и отступить, но лишь для повышения достоверности отчетности.
Что такое достоверная отчетность, долго объяснять не нужно. Это отчетность, которая адекватно отражает финансовое состояние бизнеса. Для этого активы и обязательства компании должны быть отражены в их реальной оценке, а все расходы – признаны своевременно.
Однако вся российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета направлена именно на то, чтобы отчетность отражала реальную картину бизнеса.
Вот, например, ПБУ 6/01 (ПБУ 6/01 “Учет основных средств”, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и ПБУ 14/2007 (ПБУ 14/2007 “Учет нематериальных активов”, утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н) позволяют ежегодно переоценивать ОС и НМА, для того чтобы в отчетности фигурировала их рыночная стоимость (Пункт 15 ПБУ 6/01; п. 17 ПБУ 14/2007). А если у организации возникла необходимость скорректировать срок полезного использования ОС или НМА, установленный при принятии актива к учету, то это можно сделать по правилам ПБУ 21/2008 “Изменения оценочных значений” (Пункт 3 ПБУ 21/2008 “Изменения оценочных значений”, утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Балансовая оценка МПЗ, финансовых вложений, дебиторской задолженности будет вполне достоверна, если создавать оценочные резервы (Пункт 25 ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов”, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н; п. 38 ПБУ 19/02 “Учет финансовых вложений”, утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н; п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее – Положение N 34н)).
ПБУ 2/2008 (Раздел 4 ПБУ 2/2008 “Учет договоров строительного подряда”, утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н) рассказывает, как строительному подрядчику адекватно отразить свой финансовый результат, независимо от формального графика подписания актов с заказчиком.
Благодаря ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы” (Раздел 5 ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы”, утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н) пользователь своевременно увидит в отчетности компании влияние на финансовый результат тех обязательств, которые должна будет исполнить компания.
Наконец, исчезновение из бухгалтерского баланса так называемых расходов будущих периодов (Пункт 65 Положения N 34н; Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н) направлено на то, чтобы исключить завышение финансового результата за счет несвоевременного признания расходов.
Вот и получается, что хотя в российском бухучете есть возможность отступать от правил ради большей достоверности отчетности, но на практике ПБУ не мешают, а, наоборот, помогают вам сформировать достоверную отчетность. Недаром в качестве примера исключительного случая, когда можно не применять положения ПБУ 4/99, в нем приведено такое неординарное событие, как национализация (хотя ПБУ 4/99 и не поясняет, от каких именно правил бухучета нужно отказаться в этом случае).
Кстати, в проекте нового закона о бухучете нормы, позволяющей отступить от правил бухучета, нет (Проект федерального закона N 385329-5 “О бухгалтерском учете” (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.01.2011)).
Кроме того, нельзя просто сообщить в пояснениях к отчетности об отступлении от правил и этим ограничиться. Главное – обосновать, ради чего вы это сделали. Кто пробовал – знает, насколько это сложная задача.
Тем более часто бухгалтеры не соблюдают те или иные ПБУ не потому, что российские стандарты снижают достоверность отчетности, а потому, что считают их применение нецелесообразным, нерациональным и никому не нужным.

Можно ли отказаться от “трудных” ПБУ

Сейчас большинство требований ПБУ базируются на правилах международного учета. Однако ускоренное сближение российских ПБУ с МСФО усложняет жизнь бухгалтера. Например, соблюдение новоиспеченных ПБУ 12/2010 “Информация по сегментам” (Утверждено Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н) и ПБУ 23/2011 “Отчет о движении денежных средств” (Утверждено Приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н) отнимет немало времени и сил. Посмотрим, есть ли в законодательстве какие-нибудь лазейки, позволяющие не применять сложные стандарты.
В ПБУ 1/2008 есть требование рациональности (Пункт 6 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”, утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н). Но что это означает, национальный стандарт не раскрывает. Зато близкое по смыслу положение можно найти в Концепции составления и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements, далее – Концепция МСФО). Там сказано: выгоды от получения финансовой информации, извлекаемая из нее польза должны превышать затраты на ее получение. То есть, формируя как можно более достоверную отчетность, организация должна осознавать, что и у совершенства есть предел. Отметим, баланс между выгодами и затратами – это не “принцип” МСФО, как его иногда неверно называют, а всего лишь некоторое ограничение, исполнять которое не обязательно.
Некоторые российские специалисты считают, что, вооружившись фразой из Концепции МСФО о балансе между выгодами и затратами, можно игнорировать целые стандарты, сообщив об этом в пояснениях к отчетности. Например, иногда советуют не соблюдать нелюбимое “строительное” ПБУ 2/2008, ведь его применение считается неоправданно трудоемким.
Если бы все было так просто. Нужно иметь в виду, что в Концепции МСФО установлены только общие правила, а все практические вопросы регулируются профильными стандартами.
Так, в стандарте о представлении отчетности (МСФО 1 “Представление финансовой отчетности”) подробно написано, что должна сделать организация, если она в исключительном случае отступила от какого-либо правила МСФО.
Итак, придется раскрыть в пояснениях к отчетности:
– как выглядели бы соответствующие статьи отчетности, если бы норма применялась;
– сколько составило отклонение, возникшее в результате неприменения нормы;
– почему руководство полагает, что соблюдение нормы приведет к недостоверности отчетности.
Вот и получается, что обосновать неприменение нормы МСФО гораздо более трудоемко, чем соблюдать ее! А уж о том, чтобы не применять какой-либо стандарт полностью, речь вообще не идет.
Как видим, отказаться от применения сложных ПБУ, лишь сославшись на “баланс между выгодами и затратами”, не получится ни по МСФО, ни по РСБУ. Так же думают и в Минфине.

Из авторитетных источников
Сухарев Игорь Робертович, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России
“Я не знаю ни одного международного стандарта, где было бы записано, что можно не применять МСФО, используя принцип баланса между выгодами и затратами. И так называемое ограничение МСФО не может трактоваться как право организации не применять отдельные стандарты.
Этого нет и в ПБУ. Принцип рациональности из ПБУ 1/2008 не означает, что можно не применять какие-либо нормы и тем более конкретный стандарт. Здесь речь идет совершенно о другом: о применении нормы в конкретных ситуациях.
То есть можно применить принцип рациональности – на примере ПБУ 2/2008 – к отдельному договору (а не к стандарту в целом). Допустим, договор начал действовать в самом конце 2010 г. и продолжается в текущем. Мы пришли к выводу, что стоимость работ, выполненных в 2010 г., является несущественной. Поэтому в отношении этого договора при составлении отчетности за 2010 г. не применили требование ПБУ 2/2008. И сделали мы это, я еще раз повторяю, в силу конкретных обстоятельств, которые приводят к тому, что формируемая информация несущественна.
Сказать, что информация, формируемая на основе ПБУ 2/2008, вообще несущественная, могла бы только компания, у которой строительная деятельность является совершенно случайной. То есть она занимается, например, машиностроением или химией, и в ее хозяйственную деятельность нечаянно вклинилась пара договоров строительного подряда на незначительные суммы, где она выступает подрядчиком. Если допустить эту ситуацию, я бы сказал, что эта компания может не применять ПБУ 2/2008 в силу несущественности. Но только в этом конкретном случае.
А в остальных случаях раскрытие в пояснениях к отчетности факта неприменения ПБУ не освобождает компанию от обязанности применять требования этого стандарта. Потому что если бы мы исходили из такого принципа, то вся отчетность могла бы состоять из заявления о том, что мы не применяем стандарты. Мы раскрыли бы факт их неприменения и, соответственно, отказались бы от составления отчетности. Так можно дойти до абсурда”.

То есть не применять положения ПБУ возможно только по отношению к отдельным операциям. Кроме того, в некоторых стандартах прямо сказано, что они не обязательны для малых предприятий. Правда, это не распространяется на эмитентов, ценные бумаги которых торгуются на бирже, а также на предприятия, публикующие финансовую отчетность.

Читать еще:  Оплата переработок при ненормированном рабочем дне

Примечание
Малые предприятия могут полностью не применять шесть ПБУ:
– ПБУ 2/2008 “Учет договоров строительного подряда” (Пункт 2.1 ПБУ 2/2008);
– ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы” (Пункт 3 ПБУ 8/2010);
– ПБУ 11/2008 “Информация о связанных сторонах” (Пункт 3 ПБУ 11/2008 “Информация о связанных сторонах”, утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н);
– ПБУ 12/2010 “Информация по сегментам” (Пункт 2 ПБУ 12/2010 “Информация по сегментам”, утв. Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н);
– ПБУ 16/02 “Информация по прекращаемой деятельности” (Пункт 3.1 ПБУ 16/02 “Информация по прекращаемой деятельности”, утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н);
– ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций” (Пункт 2 ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций”, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
Кроме того, им можно:
– всегда перспективно отражать в отчетности последствия изменения учетной политики (Пункт 15.1 ПБУ 1/2008);
– учитывать доходы и расходы кассовым методом (Пункт 12 ПБУ 9/99 “Доходы организации”, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н; п. 18 ПБУ 10/99 “Расходы организации”, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н);
– расходы по любым займам и кредитам учитывать как прочие расходы (Пункт 7 ПБУ 15/2008 “Учет расходов по займам и кредитам”, утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н);
– не переоценивать финансовые вложения (Пункт 19 ПБУ 19/02 “Учет финансовых вложений”, утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н);
– прибыли и убытки, возникающие в результате исправления существенных ошибок прошлых лет, относить на счет 91 “Прочие доходы и расходы” без ретроспективного пересчета (Пункт 9 ПБУ 22/2010 “Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности”, утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н).

В остальных случаях неприменение стандартов – это нарушение законодательства о бухгалтерском учете. Следовательно, бухгалтерская отчетность, при формировании которой не применялось какое-либо ПБУ, недостоверна. Причем, раскрыли вы в пояснениях информацию о неприменении ПБУ или нет, значения не имеет.
Чем чревато такое нарушение? Если вашу отчетность проверяют аудиторы, то вряд ли вы получите хорошее заключение. В Налоговом кодексе за нарушение правил бухгалтерского учета предусмотрены штрафы (Пункты 1 – 3 ст. 120 НК РФ), но вероятность того, что налоговики выявят при проверке несоблюдение сложных ПБУ, стремится к нулю. А нужно ли соблюдать закон, если за его нарушение вам ничего не будет? Это, конечно, каждый решает для себя сам. Но будем честны – несоблюдение правил бухучета профессионализма нам не добавляет.

Лишь малые предприятия освобождены от применения ряда сложных ПБУ на законных основаниях. А если вы решите не соблюдать некоторые ПБУ, чтобы сэкономить свое время и заняться, например, налоговым учетом, то лучше даже не заявлять об этом в пояснениях к отчетности. Информация о том, что вы не соблюдаете правила бухгалтерского законодательства, может только привлечь внимание проверяющих, но ни от чего вас не спасет.

От каких правил бухучета вправе отказаться малые предприятия

От чего можно отказаться Как это упростит работу
От метода начисления (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99) Малые компании вправе применять кассовый метод. Тогда, к примеру, поступившие авансы будут формировать доходы, как только деньги поступят в кассу или на расчетный счет. А выданную предоплату надо списывать, только когда ее отработает контрагент
От учета постоянных и временных разниц и соответствующих им налоговых активов и обязательств (п. 2 ПБУ 18/02) Из рабочего плана счетов малого предприятия можно исключить счета 09 и 77
От полного рабочего плана счетов (приказ Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н) План счетов малого предприятия можно сократить так: — применять счет 10 «Материалы» вместо счетов 07, 11 — использовать счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26
От формирования оценочных обязательств (п. 3 ПБУ 8/2010) Не надо делать отчисления в резервы, а отпускные и затраты на гарантийный ремонт можно списывать сразу
От корректирования учета и отчетности ретроспективно (п. 9 ПБУ 22/2010) Исправить существенные ошибки можно в том периоде, в котором они обнаружены
От включения расходов по займам в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008) Учитывать все проценты по займам и кредитам можно в составе прочих расходов на счете 91
От составления всех форм бухгалтерской отчетности и приложений к ним, расшифровки и пояснения показателей баланса ( п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н) Можно сдавать только баланс и отчет о финансовых результатах. Кроме того, в бухгалтерской отчетности необязательно детализировать отдельные группы статей. Показатели достаточно привести обобщенно, по группам статей

Упрощенный бухучет можно вести по одной из трех форм: полной, сокращенной или простой. Но какую бы из упрощенных форм бухучета малая компания для себя ни выбрала, годовой баланс и отчет о финансовых результатах в налоговую инспекцию надо будет сдавать в любом случае.

Полная форма упрощенного бухучета

Для кого подходит: для малых компаний, использующих метод начисления, с разнообразными хозяйственными операциями и директором, который в деталях интересуется бухгалтерскими показателями.

Полная форма упрощенного учета предполагает применение двойной записи по бухгалтерским счетам и использование регистров. Подойдет тем организациям, которые применяют метод начисления, а также тем, у кого хозяйственные операции достаточно разнообразны.

К примеру, компания не только закупает и продает товары, но еще и сама производит продукцию, получает займы, сдает в аренду основные средства и др. Такие организации, соответственно, используют довольно много счетов. Поэтому удобнее в данном случае открыть отдельные регистры для каждого из них. Ведь главное для бухгалтера — обеспечить полноту данных, необходимых для управления компанией.

Еще такой вариант бухучета удобен, если руководители периодически просят вас составить отчеты и списки в разрезе самых разных показателей. Например, директор хочет знать не только общую стоимость приобретенных материалов, но также количество и цену каждого из товаров.

Такие отчеты нетрудно сформировать, если детально вести учет в специальных ведомостях. Их вы можете разработать самостоятельно. Специалисты Минфина России рекомендуют вести такие ведомости отдельно для учета:

— расчетов с персоналом по оплате труда (счет 70);

— денежных средств (счета 50, 51 и др.);

— материально-производственных запасов (счета 10, 41);

— основных средств и амортизации (счета 01, 02);

— продаж (счета 62, 90 или 99);

— расчетов с поставщиками (счет 60);

— затрат на производство (счет 20);

— расчетов и прочих операций (счета 58, 66, 67, 68, 69, 76).

Конечно, все формы разработанных ведомостей необходимо утвердить в приложении к учетной политике. А в самой учетной политике четко укажите выбранную вами форму учета.

Сокращенная форма

Для кого подходит: для малых компаний, использующих кассовый метод, с однообразными хозяйственными операциями.

Есть способ организовать учет проще. А именно все хозяйственные операции можно регистрировать посредством двойной записи в одном документе. Чиновники рекомендуют использовать для этого книгу учета операций. Этот способ удобен компаниям, использующим кассовый метод. А также организациям, у которых операции преимущественно однообразные. Форму документа, удобную именно для вас, надо утвердить в учетной политике. Она позволяет вести учет хозяйственных операций и на основе этой информации составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Вести учет в общей книге — это право, а не обязанность компании. При этом никто не запрещает вам при сокращенном учете заводить дополнительные регистры. К примеру, если деятельность компании начнет активно развиваться и операции перестанут быть однотипными, возникнет потребность сгруппировать их. Составлять отчетность на основании длинного списка самых разнообразных операций крайне неудобно.

Более того, представители Минфина России советуют помимо общей книги применять ведомость для отражения расчетов по оплате труда с работниками. Так вы всегда сможете ответить на любые вопросы о зарплате, не исследуя список всех операций с начала года.

Можно оформлять дополнительно ведомость для любого из счетов, если это необходимо вам для полноты информации. Но об этом обязательно надо упомянуть в учетной политике. При этом выбранная форма останется сокращенной и, соответственно, для каждого счета отдельный регистр не понадобится.

Сравнение упрощенных форм бухучета на малом предприятии

Основные правила бухучета При каком бухучете они обязательны
полный сокращенный простой
Применение двойной записи Да Да Нет
Ведение регистров бухучета Да Нет Нет

Простая форма

Для кого подходит: для микропредприятий.

Самый простой способ организовать бухучет — не применять двойную запись вовсе, то есть вообще не делать никаких проводок. Правда, таким способом могут воспользоваться лишь микропредприятия (п. 6.1 ПБУ 1/2008). И только если он не исказит информацию о компании, то есть позволит составлять бухгалтерскую отчетность.

Применяя простую форму бухучета, хозяйственные операции достаточно регистрировать в едином документе в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса.

А те операции, что формируют доходы и расходы отчетного периода, надо отражать еще и по группам статей отчета о финансовых результатах.

Для этого можно использовать книгу (журнал) учета операций. Записи в ней делают по каждому виду активов и обязательств на основании первичных документов. Остатки по всем группам статей в книге должны быть нулевыми или положительными.

Наряду с книгой учета операций надо предусмотреть в учетной политике регистры, если, конечно, вы решили их вести. Они помогают детализировать группы статей, которые приведены в книге обобщенно.

Кстати, чтобы упростить учет, микропредприятие может предусмотреть в учетной политике для целей бухгалтерского учета, что начисляет амортизацию один раз в году.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector