Перевозка работников предприятия автобусом
Перевозка работников предприятия автобусом
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”
Организация имеет служебный автобус, осуществляется перевозка только своих работников на работу и с работы.
В организации помимо перевозок собственных сотрудников осуществляются грузовые перевозки товаров, проданных организацией в рамках договора поставки. На такие перевозки с покупателями товаров могут заключаться договоры перевозки груза.
Должность специалиста, на которого возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, занимает начальник гаража, лицо с высшим образованием, имеющий диплом от 24.06.1989 по программе “Технический контроль и диагностика автотранспортных средств”.
Соответствуют ли данные условия требованиям приказа Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 N 287? Достаточно ли высшего образования начальника гаража, чтобы организация не нарушала ст. 12.31.1 КоАП РФ?
Необходимо ли по приказу Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11 проводить аттестацию специалиста, на которого возложена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения?
В соответствии с п.п. 1 и 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденного приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11 (далее – Положение N 13/11), в целях определения пригодности к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств обязательной аттестации подлежат лица, занимающие в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, должности руководителей и специалистов, названные в Приложении N 1 к Положению N 13/11. В частности, в таком перечне названы начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля организаций.
Из приведенных норм следует, что правило об обязательной аттестации распространяется, во-первых, только на работников организаций (их подразделений), которые осуществляют перевозку грузов или пассажиров, а во-вторых, только на тех из них, которые занимают должности, упомянутые в Приложении N 1 к Положению N 13/11.
Вывод о том, что обязанность прохождения лицом, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, распространяется на работников не всех организаций, эксплуатирующих транспортные средства, вытекает и из положений ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (далее – Закон N 196-ФЗ).
Дело в том, что данная статья выделяет две категории юридических лиц: юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, требования к которым в части обеспечения ими безопасности дорожного движения предусмотрены п. 1 этой статьи, и юридические лица, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в отношении которых п. 4 указанной статьи предусмотрен расширенный перечень требований к обеспечению безопасности дорожного движения. Сопоставление содержания данных норм свидетельствует о том, что обязанность назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, возлагается только на юридических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, а не на всех юридических лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
В Законе N 196-ФЗ и Положении N 13/11 не раскрывается, что понимается под осуществлением перевозок пассажиров и грузов. Однако анализ законодательства показывает, что под перевозками пассажиров и грузов автомобильным транспортом оно понимает перевозку юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правового договора пассажира и его багажа или груза, вверенного грузоотправителем, в определенный пункт назначения (ст.ст. 784-785 ГК РФ, п.п. 4, 12, 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”, Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).
Следовательно, можно сделать вывод, что аттестация, предусмотренная Положением N 13/11, обязательна только для организаций, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и грузов на основании договоров перевозки. Организации, перевозящие пассажиров и грузы для собственных нужд, аттестовать своих работников, в чьи должностные обязанности входит обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, не должны. Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике (смотрите, например, постановление Верховного Суда РФ от 04.05.2016 N 3-АД16-1).
Аналогичный вывод можно сделать и в отношении утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 N 287 профессиональных и квалификационных требований (далее – Квалификационные требования), предъявляемых к работникам, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения.
Во-первых, из содержания п. 7 и п. 8 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств [_], утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 N 59, следует, что Квалификационные требования так же, как и Положение N 13/11, применяются только к работникам, которые принимаются на работу юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. А во-вторых, из самого содержания Квалификационных требований следует, что они приняты, в том числе, в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, который, как уже отмечалось выше, распространяется только на тех юридических лиц, которые осуществляют перевозку пассажиров и груза на основании соответствующих договоров.
Таким образом, для тех юридических лиц, которые производят перевозку пассажиров и грузов для собственных нужд, наличие у их работников, отвечающих за безопасность дорожного движения, соответствующего образования и (или) стажа работы, предусмотренного Квалификационными требованиями, также не является обязательным, что подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 N 02АП-10770/16).
Вместе с тем, как следует из вопроса, юридическое лицо, осуществляющее перевозку собственных работников, осуществляет в то же время и перевозку грузов. И хотя данные грузы представляют собой товар, реализованный самим юридическим лицом, однако на перевозку такого товара с покупателями заключаются отдельные договоры перевозки.
В связи с этим мы не можем исключить того, что контролирующими органами такая деятельность может быть квалифицирована как предпринимательская деятельность по перевозке грузов на основании гражданско-правового договора. А, как уже отмечалось выше, такая деятельность предполагает соблюдение требований п. 4 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, Положения N 13/11 и Квалификационных требований применительно к начальнику подразделения, отвечающему за безопасность дорожного движения в организации.
Таким образом, в том случае, если деятельности организации будет дана соответствующая квалификация, работнику, указанному в вопросе, необходимо будет проходить аттестацию в порядке, установленном Положением N 13/11. Кроме того, у него должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящему в укрупненную группу 23.00.00 “Техника и технологии наземного транспорта”, либо диплом о высшем образовании по направлению подготовки, не входящему в указанную группу, и диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
Отметим, что направление подготовки, указанное в дипломе о высшем образовании сотрудника, названного в вопросе, не упоминается ни в укрупненной группе 23.00.00 “Техника и технологии наземного транспорта”, ни в иных группах специальностей и направлений подготовки, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 12.09.2013 N 1061. В укрупненной группе 23.00.00 имеется лишь такая специальность, как “Наземные транспортно-технологические средства”. Однако каких-либо нормативных правовых актов о соответствии названной специальности специальности, указанной в вопросе, нам обнаружить не удалось.
Поэтому мы не исключаем, что сотруднику организации, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо будет пройти обучение по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
В связи с отсутствием какой-либо правоприменительной практики и разъяснений по этому вопросу рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями в Министерство образования и науки РФ, а также Федеральную службу транспортного надзора РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
7 февраля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Использование автобуса для собственных нужд компании (развозка)
Компания для собсвенных нужд осуществляет развозку сотрудников (лен область).
Автобус 20 мест. Какие требуются документы доя осуществления данной развозки? Правомерно ли сотрудники гибдд требуют оформленный путевой лист с отметками врача и печатью, технической службы? Требуется ли лицензирование данной перевозки? Может ли компания сдать автобус в аренду водителю и заключить с ним договор на развозку сотрудников компании, что бы не оформлять листы путевые? Какие в этом случае документы должен иметь водитель, который занимается развозкой сотрудников, имея автобус в аренде и осуществляющий развозку по договору перевозки с компанией ооо.?
Ответы юристов ( 2 )
Уважаемый Роман! Здравствуйте!
В силу п.4 Положения о лицензировании… (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 N 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»: см. http://www.consultant.ru/cons/. )
Лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
На мой взгляд, если перевозите для своих нужд своих работников без заключения договора перевозки — лицензии не надо.
А вот касаемо предрейсового и послерейсового осмотров — обязательно (см. ст.20 федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения».
Путевой лист: также (см. Устав автомобильного транспорта РФ).
Может ли компания сдать автобус в аренду водителю и заключить с ним договор на развозку сотрудников компании, что бы не оформлять листы путевые? Какие в этом случае документы должен иметь водитель, который занимается развозкой сотрудников, имея автобус в аренде и осуществляющий развозку по договору перевозки с компанией ооо.?
Может, но тогда водителю надо оформлять ИП или образовывать ЮЛ. Далее лицензирование.
Предусмотренные Положением о лицензировании.
Здравствуйте, для перевозок пассажиров и иных лиц юридические лица и ИП должны получить лицензию до 29.06.2019, после этой даты такие перевозки без лицензии не допускаются. При намерении приступить к таким перевозкам до 29.06.2019, необходимо получить лицензию до начала их осуществления. (ФЗ от 30.10.2018 № 386 –ФЗ)
Согласно ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство
. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации – Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
Согласно п.3 ст.23 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения»
обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Штраф за отсутствие предрейсового или послерейсового медицинского осмотра предусмотрен ст. 12.31.1 КоАП РФ. Оплачиваются услуги медицинского работника работодателем, возможно на основании договора с медицинским учреждением, без введения специальной штатной единицы.
Доставка сотрудников до работы и обратно: учет без страха и упрека
Нередко организация расположена там, «куда не ходят пароходы и не ездят поезда», либо режим работы у нее такой, что на общественном транспорте добраться к началу смены (или уехать домой после ее окончания) нереально. Типичный пример, где присутствуют оба этих фактора, — магазины в мегамоллах, расположенных за чертой города, или производственные предприятия, находящиеся в промзонах.
В этих случаях у компании едва ли не единственный способ обеспечить присутствие сотрудников на рабочих местах — собственным или сторонним транспортом организовать их доставку до работы и обратно. Задача же бухгалтера — учесть эту доставку таким образом, чтобы и фирме было выгодно, и проверяющие не придрались. Реально ли это?
Когда претензий не должно быть
Начнем с того, что, по мнению Минфина, организация может учесть расходы на доставку сотрудников, только если одновременно соблюдаются два услови
УСЛОВИЕ 1. Доставка сотрудников вызвана технологическими особенностями производства
В частности, суды к ним относя
- удаленность организации от населенных пунктов или остановок общественного транспорта;
- отсутствие регулярных маршрутов общественного транспорта либо их низкая пропускная способность и значительные интервалы в движении;
- непрерывный или многосменный график работы организации;
- круглосуточный или многочасовой режим работы торговых объектов (то есть рабочий день заканчивается поздно, когда транспорт уже не ходит).
Место работы считается удаленным от остановок общественного транспорта, если оно находится дальше, чем в 500 м (в зависимости от климатических условий конкретной местности
Наличие перечисленных факторов можно подтвердить, например, такими документами:
- графиком работы компании, где указано время начала и окончания каждой смены;
- технологической картой, подтверждающей непрерывный процесс производства;
- справкой от местной администрации или местных автопредприятий о наличии маршрутов или их расписании в конкретном городе, районе, поселке.
Не так давно московский суд отверг доводы налоговиков о нецелесообразности расходов на доставку рабочих ввиду нахождения стройплощадок близко от метро и автобусных остановок. При этом суд признал технологической особенностью производства тот факт, что в процессе строительных работ одежда рабочих сильно загрязняется, при этом на стройплощадке им негде переодеться и принять душ. А по правилам проезда на столичном общественном транспорт находиться в транспорте в пачкающей и зловонной одежде запрещено. Также суд учел необходимость одновременной перевозки больших групп рабочих, которые невозможно перевезти общественным транспорто
УСЛОВИЕ 2. Доставка предусмотрена трудовым и (или) коллективным договором
Заметим, что на самом деле из п. 26 ст. 270 НК РФ прямо не следует, что затраты на доставку работников до работы и обратно можно включать в расходы, только если соблюдаются оба названных условия. На то, что эти условия альтернативные, а не совокупные, указывают и некоторые суд Однако проверяющие наверняка будут руководствоваться подходом Минфина.
Итак, при соблюдении названных условий налоговый учет расходов на доставку будет выглядеть так.
Налоги/ взносы | Доставка производится собственным или арендованным транспортом | Фирма обращается к услугам сторонней компании |
Налог на прибыль | Затраты учитываются как:
|
Затраты учитываются как прочие расход |
Налог при УСНО («доходы минус расходы») | Затраты учитываются
|
|
НДС | Не начисляется, так как расходы на доставку принимаются к вычету при исчислении налога на прибыл Входной НДС со стоимости ГСМ, запчастей, а также с арендной платы принимается к вычет |
Входной НДС, относящийся к стоимости услуг по доставке, оказанных сторонней фирмой, принимается к вычет |
НДФЛ | Не начисляютс поскольку:
|
|
Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС | ||
Взносы в ФСС на страхование от несчастных случаев |
Когда и какие проблемы возможны
СИТУАЦИЯ 1. Компания организовала доставку работников в силу технологических особенностей производства, но нигде это не закрепила.
В этом случае налоговики могут:
- убрать сумму доставки из «прибыльных» расходов и доначислить нало
- доначислить НДС на стоимость доставки служебным транспортом, расценив ее как услуги для собственных нужд, расходы на которые не учитываются при налогообложении прибыл либо исключить из вычетов входной НДС, относящийся к стоимости услуг по доставке, оказанных сторонней фирмо
- начислить соответствующие пени и штраф
А особо ретивые проверяющие из фондов могут доначислить страховые взносы на стоимость доставки. Правда, суды охлаждают их
Специалист Министерства труда и социальных отношений подтвердил нам, что в данном случае взносов не будет.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
“ Если доставка работников до места работы и обратно обусловлена технологическими особенностями производства (удаленное местонахождение организации, многосменный график работы и проч.), то в этом случае страховые взносы на стоимость доставки не начисляютс
СОВЕТ
В этой ситуации подстраховаться от возможных налоговых неприятностей можно, включив в трудовые и (или) коллективный договоры условие о доставке сотрудников.
СИТУАЦИЯ 2. Производственной необходимости в доставке нет, работники могут сами добираться до работы и обратно. Однако фирма обеспечивает им доставку, предусмотрев это в трудовом (коллективном) договоре.
Многие думают, что в этом случае затраты на доставку можно включить в расходы на оплату труд Однако Минфин недавно дал понять: то, что вы закрепили какие-либо выплаты работникам в коллективном договоре, еще не означает, что их автоматом можно учесть в «прибыльных» расходах по п. 25 ст. 255 (см. 2012, № 7, с. 9). Правда, доставку Минфин в своем Письме не упоминал.
ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Если для доставки сотрудников до работы нет объективных производственных причин, к тому же подтвержденных документально, то доставка влетит фирме в копеечку. Ее стоимость нельзя будет учесть в расходах, а также она будет облагаться НДС, НДФЛ и страховыми взносами.
То есть в этой ситуации логично ожидать тех же неприятностей, что мы перечислили выше. Кроме того, если работодатель обеспечивает своим работникам доставку, руководствуясь исключительно заботой об их комфорте, то независимо от учета «доставочных» расходов для целей налогообложения прибыли он должен:
- удерживать НДФЛ со стоимости доставк как с дохода, полученного работниками в натуральной форм А для этого работодателю надо каким-то образом организовать персонифицированный учет работников, пользующихся услугой по доставке, и рассчитывать стоимость доставки, относящуюся к каждому работник
Для этого Минфин предлагает воспользоваться табелем учета рабочего времени (другим аналогичным документом) и рассчитывать доход каждого работника путем деления разовой стоимости доставки на количество работников, явившихся в этот день на работ Но работодатель может установить и свой способ учета, например использовать талончики или билетики, требовать, чтобы работники, пользующиеся ведомственным транспортом, отмечались в специальном списке.
Отдельные суды считают, что, поскольку услуги по доставке, производимой сторонним транспортом, оказывались не работникам, а непосредственно работодателю, стоимость доставки не является вознаграждением за выполненные работы (услуги) по трудовым договорам и не облагается
- начислять страховые взносы, в том числе и на «несчастное» страховани
Но если доставка производится собственным транспортом, который используется и для других поездок, то персонификация расходов на доставку потребует от организации чересчур много трудозатрат. Если она на это не пойдет, то просто не сможет правильно начислить НДФЛ и страховые взносы. Но проверяющих это вряд ли будет волновать, поэтому оспаривать доначисления придется в суде.
ОБМЕН ОПЫТОМ
“ Доставку сотрудников обычно организуют фирмы, для которых эта статья расходов — далеко не в первом десятке. Кроме того, при налоговой проверке инспекторы не часто доходят до анализа экономической обоснованности и правильности исчисления налогов с расходов на доставку.
Если же проблема доставки существует у холдинга, то, как правило, при нем создается специализированная организация-перевозчик, которая не имеет большого оборота, аккуратно платит налоги, не имеет ни НДС к возмещению, ни убытков, ни каких-либо иных факторов, которые могли бы навлечь проверк
Итак, безопаснее и спокойнее учитывать доставку сотрудников, когда в ней действительно есть нужда и когда обязанность по доставке прописана в локальном акте. Обратите особое внимание на то, чтобы производственная необходимость доставки была документально подтверждена.
Перевозка персонала – нормативные акты
Большинство крупных производственных промышленных предприятий, которые находятся в промышленных зонах городов, или, вообще, за пределами населенных пунктов, организовывают доставку своих сотрудников для проведения работ на объектах. Данные перевозки можно отнести к групповым и регулярным, поэтому подлежат законодательному регулированию.
Нормативные акты по перевозке персонала к месту работы
На сегодняшний день работодатели осуществляют выезды двумя способами:
1. Приобретают транспорт и проводят самостоятельную доставку. Такой метод довоза людей на работу имеет негативные моменты, а именно:
- может не осуществляться регулярный контроль за техническим состоянием автомобиля;
- не контролируется состояние здоровья водителя;
- уровень сервиса не всегда соответствует ожиданиям.
2. Заключают договор с транспортной компанией. В таком случае права работников регулируются нормами российского законодательства.
Перечень нормативных актов в данной сфере таков:
- Налоговый кодекс РФ (нормы будут рассмотрены ниже);
- ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1. В данном законе устанавливаются требования по поводу:
- качества услуг (ст. 4);
- права на безопасность (ст.7);
- ответственности предоставителя услуг нарушение прав потребителя (ст.13);
- ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров» от 13.07.2015 №220. Персонал ездит на объект регулярно по четко установленному:
- графику отправления и прибытия автобуса на место работ;
- маршруту движения транспортного средства от оговоренной в договоре между предприятием и перевозчиком начальной остановки до места расположения предприятия;
- Положения, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82.
Бухгалтерский учет по доставке сотрудников
Как мы уже говорили, существует два способа доставки сотрудников на работу:
- Собственный автотранспорт организации.
- Автотранспорт, привлеченный по договору с перевозчиком.
Расходы компании на доставку людей согласно нормам пп.7 п.1 ст.264 НК РФ относятся к общим прочим расходам юридического лица. Отметим, что отнесение данных затрат к необходимым расходам возможно только лишь при таких условиях:
- удаленность места работы от городов;
- отсутствие регулярного транспортного сообщения (городского коммунального транспорта);
- невозможность приезда (уезда обратно) персонала на городском транспорте (даже если предприятие находится недалеко от прохождения маршрута).
Для правильного отображения трат в бухгалтерском учете необходимо провести такие проводки:
- дебет 26 (44) — кредит 10 (02, 70….) — производится списание средств в случае использования собственного транспорта организации;
- дебет 26 (44) — кредит 60 (73) — показывается использование привлеченного транспорта для организации перевозки.
Налоговый учет по доставке сотрудников
Каждая организация, которая доставляет своих сотрудников к месту работ, будет прилагать усилия для того, чтобы не платить налоги в государственный бюджет с тех трат, которые она понесет по организации и проведению транспортировки.
Нормы ст.255 НК РФ разрешают включать в расходы налогоплательщика на оплату труда дополнительные траты на содержание работников, которые регламентированы в коллективном либо трудовом договоре. Исходя из этого, правила и порядка трансфера должны быть прописаны в нормативных документах предприятия.
Теперь рассмотрим правила списания затрат. Сначала будем разбирать вариант — перевозка на собственном транспорте:
Налог на прибыль предприятия. Транспортные затраты списываются как:
- затраты на покупку ГСМ и запасных частей для транспорта;
- оплата труда водителя;
- амортизация основных средств (автобус);
- оплата за аренду ТС;
- налог при УСН «Доходы минус расходы». Учитываются все виды вышеописанных трат, кроме амортизации ОС;
- НДС не начисляется;
- НДФЛ и страховые взносы в различные государственные фонды не начисляются.
В случае заключения договора с транспортной компанией складывается следующая ситуация:
- при налоге на прибыль затраты по договору учитываются как прочие расходы (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- в системе УСН «Доходы минус расходы» списание проводится аналогично как при доставке транспортом ИП;
- начисляется НДС, который принимается к вычету;
- НДФЛ и страховые взносы не платятся.
В этой статье были рассмотрены все вопросы, касающиеся организации перевозки персонала на работу. Многие предприятия пользуются возможностью перевозки людей на предприятия, чтобы обеспечить четкий график работы и достижение выполнения планов производства. Сотрудникам часто сложно добраться до производственных объектов на рейсовых автобусах, потому что их может, вообще, не быть либо график их движения не будет соответствовать интересам предприятия.