Правила проведения проверок контролирующими органами

Правила проведения проверок контролирующими органами

Правила проведения плановых проверок

Плановые проверки юридических лиц проводятся на основании Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” от 26.12.2008 №294-ФЗ. Правила проведения плановых проверок должны соблюдаться представителями контрольно-надзорных органов.

Далее в статье расскажу своими словами правила проведения плановых проверок, которые в обязательном порядке должны соблюдаться надзорными органами. В противном случае – результаты проверки могут быть обжалованы юридическим лицом в суде.

Правила проведения плановых проверок

  • Плановые проверки юридического лица (ЮЛ) проводит территориальный орган РПН, если ЮЛ находится на учете в федеральном реестре ОНВОС ( см. свидетельство о постановке на учет (актуализации) ОНВОС). Если ЮЛ постановлено на учет в региональный реестр – то в таком случае плановую проверку проводит орган исполнительной власти субъекта РФ ( обычно это региональные министерства).
  • Плановая проверка ЮЛ проводится только после согласования с прокуратурой, поэтому информация о проведении в отношении Вашего ЮЛ плановой проверки должна быть в Едином реестре проверок. Данный реестр находится в свободном доступе. В реестре будет размещена вся информация, относящаяся к проверке: нарушения, предписания, привлечение к ответственности ЮЛ, должностных лиц, выполнение предписаний, суммы и оплата наложенных штрафов.
  • Плановая проверка не может проводиться чаще, чем 1 раз в три года. Если Ваше ЮЛ оказалось в Едином реестре проверок – значит это условие соблюдено, так как прокуратура следит за законностью проведения проверок.
  • Плановая проверка с 2018 года проводится с использованием проверочных листов. Экземпляры проверочных листов вместе с актом обязательно должны выдаваться представителю ЮЛ.
  • О начале проведения плановой проверки ЮЛ обязательно должно быть уведомлено за три раб. дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа о проведении проверки. У надзорного органа должно быть подтверждение этого факта: уведомление об отправке заказного письма с датой получения ( заказное письмо должно быть направлено по юридическому адресу ЮЛ), либо копия сопроводительного письма со входящим штампом ЮЛ и проставленной датой получения.
  • Сроки проведения проверки – не более 20 рабочих дней. Если подписание акта проверки состоялось на 21 рабочий день – это грубое нарушение проведения проверки, результаты которой вы сможете оспорить в судебном порядке. Поэтому никогда не подписывайте акт о проведении проверки “вчерашним числом”. Для субъектом МСП установлены другие сроки: для малого предприятия – не более 50 часов, для микропредприятия – не более 15 часов. Надо сказать, что для субъектов МСП время проверки в часах учитывает только время пребывания инспектора на территории предприятия. Сама проверка будет проводиться также в течении 20 рабочих дней.
  • Основание для проведения плановой проверки – изданный приказ органа исполнительной власти о проведении проверки. В приказе в обязательном порядке должны быть указаны:сроки проведения проверки (дата начала и дата окончания проверки), –ФИО должностных лиц и экспертов, участвующих в проведении проверки. Проверку может проводить только то лицо, которое указано в приказе. Участвовать в качестве экспертов при проведении инструментальных замеров могут участвовать только эксперты, указанные в приказе на проверку. Если в акте (протоколе) отбора проб вы увидите ФИО человека, которого нет в приказе на проверку – вы сможете оспорить результаты проведенных замеров ( причем даже не в судебном порядке, а у вышестоящего должностного лица, проводившего проверку), -наименование ЮЛ, –места осуществления фактической деятельности. Причем, если ЮЛ осуществляет свою деятельность по нескольким адресам, а в приказе на проверку указан только один адрес (два адреса) – проверка должны быть проведена только по тому месту (местам) осуществления фактической деятельности, который ( которые) указаны в приказе на проверку. Инспектор не имеет права ни зайти на площадку, не указанную в приказе на проверку, ни запросить по этой площадке документов! В приказе будет и другая информация по проверке, но то что написано выше – самое важное и должно быть соблюдено!
  • Законный представитель ЮЛ в обязательном порядке должен быть ознакомлен с приказом о проведении проверки, копия приказа о проведении проверки ему должны быть вручена. О чем должна быть сделана запись в приказе законным представителем ЮЛ.

Что запрещено требовать и выполнять при проведении проверки

  • проверять требования, не относящиеся к полномочиям конкретного органа исполнительной власти ( полномочия прописаны в положениях о. имеются в консультанте);
  • проводить проверку при отсутствии законного представителя предприятия или должностного лица или уполномоченного представителя;
  • требовать предоставить документы, не относящиеся к проверке, проводить исследования, не относящиеся к проверке;
  • в случае отбора проб в обязательном порядке должен быть составлен акт (протокол) отбора проб, один экземпляр которого передается представителю предприятия;
  • запрещено требовать документы до начала проведения проверки; требовать документы, имеющиеся у органа государственного надзора.

Грубые нарушения проверки

Проверка, проведенная с грубыми нарушениями подлежит отмене вышестоящим должностным лицом или судом. К грубым нарушениям относятся:

  • в случае несоблюдения срока уведомления о начале проведения проверки;
  • в случае, если надзорный орган привлек в качестве экспертной организации – лабораторию, не имеющую аттестат аккредитации;
  • в случае, если проверка превысила допустимые сроки;
  • в случае, если проверка была проведена в отсутствии приказа о проведении проверки;
  • в случае, если представителю предприятия не был предоставлен акт о проведении проверки;
  • в случае, если к проверке была допущена лаборатория, с которой у предприятия заключен договор на проведение каких-либо работ. Именно поэтому, надзорные органы просят предприятие расторгнуть договоры с лабораторией, которую они привлекают в качестве экспертной организации для проведения проверки.
Читать еще:  Покупка предприятия с долгами

Вот и все основные моменты, которые должностные лица, участвующие при проведении проверки должны знать.

Если есть вопросы, то прошу их задавать в комментариях!

Особенности согласования с прокуратурой внеплановых проверок

Организация проведения внеплановых проверок регламентируются ФЗ-294 от 26/12/08 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…». В федеральном законодательстве обозначены ситуации, при которых внеплановые проверки должны согласовываться с прокуратурой.

Суть и форма внеплановой проверки

Внеплановые мероприятия контроля проводятся государственными и муниципальными контрольно-надзорными органами (ст. 10 ФЗ-294). Они способствуют предотвращению негативных последствий для граждан, окружающей среды, исторических, культурных объектов. Внеплановую проверку отличают от проводимой по плану в отношении тех же юрлиц и ИП (пост. Прав-ва №489 от 30/06/10).

Хозяйствующие субъекты проверяют внепланово в таких случаях:

  • организации (ИП) ранее выдавалась предписание об исправлении нарушений;
  • организация (ИП) обратилась с заявлением о получении лицензии, согласовании какой-либо деятельности;
  • обращения граждан в контролирующие органы;
  • требование прокуратуры о проведении проверки.

Внеплановый контроль проходит в форме документарной и выездной проверки. В первом случае органы контроля затребуют перечень документов, относящихся к предмету проверки. Предоставляются заверенные руководством копии документов. Могут потребоваться дополнительные документы. Их предоставляют в течение 10 дней после запроса (ст. 11 ФЗ-294). Запрещается требовать оригиналы или нотариально заверенные копии. Разрешается отправлять материалы электронно, с подтверждением ЭЦП.

Если при документарной проверке не выяснилось, что в уведомлении об осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности (иных подобных документах) есть неполные, ложные данные; документы не дают возможности оценить законность деятельности юрлица (ИП), комиссия выезжает на место (ст. 12 ФЗ-294).

На заметку! Проверяемая организация или ИП получает уведомление за сутки до начала проверки. При возникновении ЧС уведомление не присылается (ст. 10 ч. 16, 17 ФЗ-294).

Внеплановая проверка может проводиться и без согласия прокуратуры. Однако в наиболее серьезных случаях органы прокуратуры и проверяющие должны согласовывать эти мероприятия.

Согласование с прокуратурой: основания и порядок

Прокуратуре предоставлены достаточно широкие полномочия, связанные с проведением внеплановых проверок со стороны контролирующих органов. Прежде всего, это учет и ежегодный мониторинг выездных мероприятий.

Согласовывается с прокуратурой проверка в следующих ниже случаях угрозы или причинения вреда:

  • людям, животным, растениям, экосистеме;
  • культурным, историческим памятникам, музейным ценностям;
  • архивным, историческим, культурным документам;
  • документам, имеющим отношение к безопасности страны.

Согласовываются и ситуации техногенных, природных ЧП, нарушения порядка маркировки товара.

Кроме того, при плановых осмотрах хозяйствующих субъектов могут быть выявлены отклонения от утвержденных для данной организации параметров работы. Они имеют отношение к определенным видам госконтроля (финансового, налогового, управленческого и др.) и служат основанием для внеплановых проверок. Здесь также требуется согласование с прокуратурой (по тексту ст. 10 ФЗ-294, п. 2 «а», «б», «г», пп. 2.1).

Согласование с органом прокуратуры происходит по месту работы ИП или юрлица. Порядок согласования устанавливает Генпрокурор. Он изложен в Приказе №93 от 27/03/09 г. В приказе Минэкономразвития №141 от 30/04/09 г. приведена форма заявления, с которым контролирующий орган обязан обратиться в прокуратуру за согласованием.

В день, когда оформлено письменное решение о проверке, контролирующий орган направляет это заявление в прокуратуру (в канцелярию, заказным письмом или по электронным каналам с подписью ЭЦП). В день поступления заявление рассматривается и принимается соответствующее решение. Документ должен быть подкреплен доказательствами, свидетельствующими, что для внеплановой проверки есть причина. В ином случае прокуратура имеет право отказать в согласовании.

Отказ в согласовании может быть обоснован также отсутствием оснований, несоответствием проверки законодательству, превышением контролирующими органами своих полномочий, «дублированием» проверки по одним и тем же основаниям различными контролирующими органами. Решение о согласовании или об отказе в нем направляется адресату заявления по тем же каналам, что и само заявление. Второй экземпляр решения хранится в прокуратуре вместе с заявлением и приложениями к нему.

Если контролирующий орган с отказом не согласен, он может обратиться в вышестоящую прокурорскую инстанцию либо с иском в суд.

Проверки без согласования

Анализ статьи 10 ФЗ-294 показывает, что санкция прокуратуры на проведение внеплановой проверки нужна не всегда. К примеру, без нее контролирующий орган может обойтись, если речь идет о нарушениях прав потребителей (п. 2 «в»), в некоторых других случаях.

Если имеет место причинение вреда жизни, здоровью населения (природе, культурным, историческим памятникам, иное, перечисленное в п. 2 «б» ст. 10 ФЗ-294), в целях принятия неотложных мер проверка проводится незамедлительно. Одновременно ставятся в известность органы прокуратуры в порядке, описанном выше. Сроки прежние – 24 часа. Принятие решения прокуратуры следует в тот же день, когда получены документы (п. 12 ст. 10).

Общие требования к проведению проверок

В связи с тем, что значительная часть предприятий регулярно подвергается различным проверкам надзорных и контролирующих органов, руководитель организации или индивидуальный предприниматель должен знать основные правила проведения данных проверок и правила взаимодействия с контролирующими органами в их ходе.

Читать еще:  Функции экономиста на производственном предприятии

Порядок проведения проверок регулируется федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» №134-ФЗ от 8 августа 2001 года.

Какие документы должен предъявить представитель органа надзора?

Представитель органа надзора и контроля обязан предъявить руководителю предприятия:

  1. Приказ (распоряжение), либо заверенную копию его, в котором должны быть указаны:
    • номер и дата издания приказа (распоряжения);
    • наименование органа государственного контроля (надзора);
    • наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, у которого будет проводиться проверка;
    • вид и предмет проверки (плановая, внеплановая — целевая, по жалобе, контрольная по исполнению предложений по ранее проведенной проверке и т.д.)
    • должностное лицо (лица), проводящее проверку;
    • время начала и окончания проверки.
  2. Удостоверение должностного лица (лиц), проводящего проверку. Это удостоверение подтверждает принадлежность должностного лица к органу надзора и контроля и то, что именно это лицо указано в предъявленном приказе о проверке. Не допускается проведение проверок внештатными сотрудниками.

Виды проверок

Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в 3 года, внеплановые проверки временным сроком не ограничены, поэтому нужно внимательно относиться к её целям, которые должны быть указаны в приказе о проверке. Любая проверка должна проводиться в присутствии руководителя предприятия или уполномоченного им лица. Учёт проверок ведётся в специальном журнале.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

  • проверка исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений;
  • поступление в органы контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы или причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушении прав потребителей

Какие документы составляются по результатам проверки?

По результатам проверки составляется акт, в котором указывается:

  • место, срок, дата проверки, где она проводилась, что проверялось;
  • представители предприятия, участвующие в проверке;
  • выявленные нарушения с указанием конкретных фактов;
  • требования законодательства, которые были нарушены.

К акту могут прилагаться документы, объяснения, иные материалы. Акт подписывается лицом (лицами) проводящим проверку, с ним под подпись должен быть ознакомлен руководитель предприятия или его уполномоченный представитель. В случае отказа уполномоченного представителя предприятия от подписи, об этом делается соответствующая отметка в акте. Один экземпляр акта вручается представителю предприятия (либо отправляется по почте с уведомлением), второй остаётся в органе, проводящем проверку. В случае выявления нарушений может выдаваться предписание об их устранении, может также составляться протокол об административном правонарушении.

Внимание! Предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности органов надзора и контроля, неисполнение их предписаний, непредоставление соответствующих документов или их искажение.

Основные права и обязанности уполномоченного представителя предприятия

  • не допускать к проверке без приказа о её проведении с вышеназванными требованиями к нему и удостоверения лица, её проводящего;
  • не предоставлять информацию и документы для целей, не указанных в приказе о проверке, либо не относящиеся к компетенции этого органа надзора и контроля;
  • знакомиться с материалами проверки, давать на них объяснения, вносить замечания;
  • обжаловать материалы проверки руководителю органа надзора и контроля, либо в суд.
  • не препятствовать проводимой с соблюдением требования Закона проверке, предоставлять необходимые материалы и документы;
  • исполнять предписания и предложения по устранению нарушений;
  • уплачивать наложенные при проведении проверки административные взыскания (если они не обжалованы);
  • вести журнал учёта мероприятий по контролю.

Данные требования не касаются органов банковского, налогового, валютного, таможенного и метрологического контроля, прокуратуры, проведения оперативно – розыскных мероприятий, следствия, дознания. Не применяются его положения и к контролю за безопасностью движения, экологической безопасности и санэпидблагополучия на железнодорожном транспорте, при контроле за использованием атомной энергии, соблюдением государственной тайны, за опасными и режимными объектами, расследованию несчастных случаев на производстве.

Ознакомиться с услугами по данному направлению

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

О проведении проверок

О проведении проверок

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности органов, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании сводных ежегодных планов, сформированных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Читать еще:  Книги про бинарные опционы

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также, если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

Выездная проверка

Предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей являются:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

&copy Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, 2006-2017 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector