Преимущества субъектов малого и среднего предпринимательства

Преимущества субъектов малого и среднего предпринимательства

Статус малого предприятия: какие преимущества он дает и как его получить?

В России неоднократно на самых различных уровнях поднимались вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Во многих экономически развитых странах малый и средний бизнес считается опорой экономики: в нем занята значительная часть трудоспособного населения, он приносит значительную часть доходов бюджета. Поэтому становится ясно, почему государство заинтересовано в создании прочного экономического базиса из малого и среднего бизнеса и постоянно заявляет о его поддержке. О том, каким образом приобрести статус малого или среднего предприятия и на какие преференции могут рассчитывать субъекты, получившие такой статус, читайте в материале «ЭЖ».

Чтобы понять, какой смысл в получении статуса субъекта малого бизнеса, расскажем о том, каким образом государство поддерживает малое и среднее предпринимательство.

Основные меры поддержки малого и среднего бизнеса

Основным документом, который определяет статус малого и среднего предпринимателя и описывает предоставляемые им меры государственной поддержки, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о развитии МСП). Для малого и среднего предпринимательства этот закон предусматривает следующие льготы и преференции:

применение специальных налоговых режимов. Наиболее известными являются упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и патентная система налогообложения;

упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе упрощенная отчетность (см. приказ Минфина России от 21.12.98 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»).

упрощенный порядок ведения кассовых операций (см. указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»);

упрощенный порядок составления статистической отчетности (см. ст. 5 Закона о развитии МСП);

льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество (см. ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства »;

льготы и квоты при участии в госзакупках (в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») и закупках отдельными видами юридических лиц (в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Кроме указанных льгот малый и средний бизнес может рассчитывать на поддержку от государства. Закон о развитии МСП говорит о следующих видах такой поддержки:

финансовая поддержка, которая может иметь форму субсидий (предоставление денег для развития социально значимого направления бизнеса при условии предоставления отчетности о расходовании денег), бюджетных инвестиций (предоставление денег в обмен на долю в уставном капитале) и муниципальных гарантий (своеобразное поручительство по обязательствам малого бизнеса) (ст. 17);

имущественная поддержка, то есть передача на льготных условиях (вплоть до безвозмездной передачи) государственного и муниципального имущества (зданий, строений, сооружений, помещений, земельных участков, машин, механизмов, транспортных средств, инвентаря, инструментов и т. д.) в пользование малому и среднему бизнесу (ст. 18). Федеральные органы, органы власти субъектов, органы местного самоуправления ежегодно готовят перечни имущества, которое они готовы передать в аренду на льготных условиях малым и средним предприятиям, и размещают их в открытом доступе (см., например, распоряжение Росимущества от 25.10.2016 № 838-р «Об утверждении перечня недвижимого федерального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства»);

информационная поддержка через ресурсы в интернете (ст. 19) — своеобразное просвещение бизнесменов;

консультационная поддержка. Органы власти создают собственные консультационные центры, а также могут компенсировать затраты предпринимателей на оплату консультационных услуг;

поддержка в сфере образования как самих предпринимателей, так и их работников;

поддержка в области инноваций. Этот вид поддержки оказывается через создание технопарков, технико-внедренческих и научно-производственных зон, содействие патентованию изобретений, созданных малыми и средними предприятиями;

внешнеэкономическая поддержка через содействие в продвижении на рынки иностранных государств товаров, работ и услуг малого и среднего бизнеса, сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства.

Особый интерес для предпринимателей на сегодняшний день представляют налоговые преференции, а также финансовая и имущественная поддержка. На особенностях налогообложения мы не будем останавливаться подробно, но скажем несколько слов о финансовой и имущественной поддержке.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются предприниматели, пытаясь привлечь заемное финансирование, является отсутствие достаточного обеспечения. Редкий предприниматель готов отдать банку в залог свою квартиру для финансирования бизнеса (и редкий родственник предпринимателя будет с этим согласен), а собственного имущества у небольшого бизнеса на начальных этапах нет (часто нет его и позднее — с учетом того, что современный бизнес все чаще ведется в интернете). Поэтому банки либо в принципе отказывают в кредитовании малого бизнеса, либо предлагают чрезмерно завышенные ставки. А так как деньги — это кровь бизнеса, малое предприятие без притока дополнительного финансирования не развивается или как минимум развивается не так быстро, как могло бы.

Проблему недостаточного обеспечения призвана решить финансовая поддержка со стороны государства. Малый бизнес имеет право привлечь кредитные средства под поручительство государства. Для этого предприниматель должен найти соответствующую гарантийную организацию (например, в Москве это Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Московский гарантийный фонд), сайт фонда — www.mosgarantfund.ru) и ознакомиться с перечнем банков, с которыми она работает. После этого предприниматель может обратиться в любой из банков-партнеров. Если банк готов финансировать малый бизнес, но у заемщика нет достаточного обеспечения, банк с согласия предпринимателя подает заявку на получение поручительства в гарантийную организацию, которая в короткий срок рассматривает заявку. Если гарантийная организация дает свое согласие, то малое предприятие, банк и гарантийная организация подписывают трехсторонний договор, по которому банк выдает предприятию деньги под поручительство гарантийной организации.

Что касается имущественной поддержки, то она предполагает, во-первых, возможность получения в пользование государственного или муниципального имущества по льготным арендным ставкам (в первый год — 40% размера арендной платы; во второй год — 60% размера арендной платы; в третий год — 80% арендной платы, и только с четвертого года — полный размер арендной платы), а в некоторых случаях и вовсе бесплатно, во-вторых, возможность льготного выкупа этого имущества впоследствии (с рассрочкой при выкупе на срок до пяти лет).

Какие критерии установлены для малого и среднего предприятия?

Как видно, получение статуса малого или среднего предприятия дает бизнесу довольно существенные преимущества. Поэтому важно понять, с какими критериями Закон о развитии МСП связывает получение этого статуса. Это критерии по корпоративному владению, по количеству работников и по объему выручки.

Критерий корпоративного владения, то есть владение долями в уставном капитале для ООО или акциями для акционерных обществ, считается выполненным в случаях, если:

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды владеют не более 25% уставного капитала или голосующих акций предприятия;

иностранные компании и российские юридические лица, относящиеся к крупному бизнесу, владеют не более 49% уставного капитала или голосующих акций предприятия (есть и иные особенные случаи корпоративного владения, но они настолько редки, что мы их специально не рассматриваем).

Федеральным законом от 03.07.2016 № 265-ФЗ п. 1.1 ст. 4 Закона о развитии МСП был дополнен подп. «е», который предоставил акционерным обществам возможность по общему правилу получить статус субъектов МСП. Напомним, что до появления этой нормы по общему правилу акционерные общества такой возможности не имели (подробнее читайте в материале «Акционерные общества по общему правилу больше не будут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства», «ЭЖ», 2016, № 03).

Количество работников малого предприятия (точнее, среднесписочная численность работников) за прошлый календарный год не должно превышать 100 человек. В микропредприятии (это особая разновидность малого предприятия) среднесписочная численность работников не должна превышать 15 человек. Для среднего предпринимателя допустимая среднесписочная численность сотрудников составляет от 101 до 250 человек.

Наконец, выручка малого предприятия (закон говорит о доходе, который определяется на основании положений Налогового кодекса РФ, но упрощенно можно говорить и о выручке компании) не должна превышать 800 млн руб., а выручка микропредприятия — 120 млн руб. Выручка среднего предприятия не может превышать 2 млрд руб. (см. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

Других критериев закон не содержит. Ни размер уставного капитала, ни стоимость имущества компании значения не имеют. Компания может владеть огромными активами, долями и акциями крупнейших фирм, но при этом все равно относиться к микропредприятиям.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: кто и как может в него попасть?

Однако есть еще один, формальный критерий, а именно включение компании, отвечающей критериям малого или среднего предприятия, в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Это важно, так как на практике для реализации любого из прав, которые предоставлены малому или среднему бизнесу, предприниматель должен состоять в этом реестре. Наличие сведений о малом или среднем предприятии критически важно и для получения субсидий, и для финансовой или имущественной поддержки, и для получения льгот при государственной закупке. Каким же образом происходит включение предприятия в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?

Прежде всего отметим, что Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ведет Федеральная налоговая служба. Сам реестр находится в открытом доступе (размещен по ссылке https://rmsp.nalog.ru/), и любой предприниматель может проверить, есть ли сведения о нем в Реестре. Сегодня налоговая служба автоматически включает юридическое лицо в Реестр при его создании в случае, если оно соответствует критериям малого или среднего предприятия. Так как в момент государственной регистрации новой компании у нее еще нет сотрудников и нет выручки, то эти критерии налоговый орган не применяет. Соответственно, имеет значение только критерий корпоративного владения, и именно его проверяет налоговый орган: если в уставном капитале Российской Федерации, субъектам или муниципальным образованиям принадлежит меньше 25%, а также если крупным предприятиям принадлежит меньше 49%, то налоговый орган включит компанию при регистрации в Реестр автоматически. Однако следует учитывать, что сведения о вновь созданном юридическом лице вносятся в Реестр не сразу, а до десятого числа следующего месяца.

Другой случай, когда компания может попасть в Реестр, — ситуация, при которой раньше она не соответствовала какому-то критерию, а потом стала полностью соответствовать всем критериям малого или среднего предприятия. Например, компанией владела на 50% крупная корпорация, которая впоследствии вышла из состава участников. Или работников было больше 250, а потом было проведено сокращение. Либо выручка компании была более 2 млрд руб., а потом снизилась. Что происходит в этом случае? Налоговые органы проводят своеобразную ревизию Реестра до 10 августа каждого года. Они анализируют данные Единого государственного реестра юридических лиц о долях владения в уставном капитале. Также налоговики получают данные от держателей реестров акционеров о владении акциями компаний. Они проверяют сведения о выручке и среднесписочной численности работников за предыдущий год. И на основании всех этих сведений налоговые органы принимают решение о включении действующей компании в Реестр или, наоборот, исключении из него. Сами компании, чтобы их включили в реестр субъектов МСП, в налоговые органы сведения о себе подавать не обязаны. Сведения в Реестр попадают по состоянию на 1 июля текущего календарного года.

Читать еще:  Оклад это какая система оплаты труда?

Однако нельзя исключать вероятность ошибки — компанию, даже соответствующую всем критериям малого или среднего предприятия, по какой-то причине все же могут не включить в Реестр субъектов МСП. Сегодня у предпринимателя в такой ситуации имеется возможность сообщить в налоговые органы о такой ошибке. Если предприниматель видит, что сведений о нем в Реестре нет, хотя они очевидно должны там быть, он в электронной форме обращается в налоговую с заявлением о проверке сведений Реестра. На практике налоговые органы успешно рассматривают такие заявления и включают сведения в Реестр. Но даже получение разъяснения от налогового органа с указанием на то, почему сведения отсутствуют, то есть какому критерию не соответствует предприниматель, тоже полезно.

Таким образом, малый и средний предприниматель может рассчитывать как на льготы от государства (налоговые льготы, льготы при участии в госзакупках), так и на государственную поддержку (что наиболее важно, на финансовую и имущественную поддержку). И получение льгот, и получение поддержки связывается с определенными критериями, которым должны соответствовать компания или индивидуальный предприниматель, а также с включением в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Несмотря на то что включение в Реестр происходит автоматически, мы рекомендуем проверить наличие сведений о себе в Реестре, и если они там отсутствуют, сообщить об этом в налоговые органы.

Важным преимуществом получения статуса малого предприятия являются так называемые надзорные каникулы, действующие до конца 2018 г. (введены Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ). До этого времени значительное число госорганов не вправе проверять малый бизнес в плановом режиме (включать в планы проверок).

Еще одно преимущество статуса субъекта малого предпринимательства — в ряде случаев при совершении административного правонарушения в первый раз таким субъектам грозит предупреждение вместо штрафа (ст. 4.1.1 КоАП РФ).

Льготы для малого бизнеса в 2020 году

Льготы для малого бизнеса – это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2020 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится.

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Разделение на категории малого и среднего бизнеса проводится по двум основным критериям: количеству работников и получаемому доходу.

Категория

Количество работников

Предельная выручка за год

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней – не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2020 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существуют специальные системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. УСН – лимит годовой выручки в 2020 году – не более 150 млн. руб., численность работников – не более 100 человек.
  2. ЕНВД – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. ПСН – на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников – всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн рублей.
  4. ЕСХН – лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.
  5. НПД – пилотный режим для так называемых самозанятых, с января 2020 года действует в 23 регионах РФ. Налог на профдоход могут платить не только обычные физлица, но и ИП. Здесь установлены самые жесткие ограничения по доходу (не более 2,4 млн рублей в год, запрет на наём работников, только определенные виды деятельности).

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД – это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, – это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2020 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчётный счёт. Самые надежные банки с выгодными тарифами представлены здесь.

Административные льготы для малого бизнеса в 2020 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, – это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2020 году:

  1. ИП без работников, которые оказывают услуги, выполняют работы или продают изделия собственного изготовления, могут работать без кассы до 1 июля 2021 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести кассовые операции в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса (запрет на проведение плановых неналоговых проверок) продлены до конца 2020 года. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения государственной гарантии, что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота – госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.
Читать еще:  Валютный курс устанавливаемый рынком называется

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2020 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Базу базу субсидий по субъектам РФ можно найти на официальном портале малого и среднего предпринимательства.

Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2020 году

Индивидуальные предприниматели, а также небольшие организации могут рассчитывать на различные льготы, которые государство предоставляет для развития малого бизнеса. Из настоящей статьи вы узнаете, что это за льготы, а также кто, когда и при каких условиях может на них рассчитывать в 2020 году.

Кто относится к субъектам МСП

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

ВАЖНО. Все субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть включены в специальный реестр, который ведет ФНС. Этот реестр находится в открытом доступе на сайте налоговой службы по адресу https://rmsp.nalog.ru.

Критерии малого предприятия 2020: таблица

Основные критерии СМП приведены в Федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно статье 4 этого закона, ими могут быть как индивидуальные предприниматели, так и организации — ООО, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.

В таблице приведены показатели деятельности, при выполнении которых налогоплательщик причисляется к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Категория

Среднесписочная численность за предыдущий год

Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета

Прочие ограничения

не более 15 человек

не более 120 млн. руб.

  • не менее 51% капитала (акций) должно принадлежать физлицам, или другим СМП;
  • доля организаций, не являющихся СМП, не может быть больше 49%;
  • доля государства, субъектов РФ и (или) НКО не может быть более 25% (суммарно)

не более 100 человек

не более 800 млн. руб.

не более 250 человек

не более 2 млрд. руб.

ВНИМАНИЕ. Общие для всех субъектов малого и среднего бизнеса показатели по доле участия определяются ежегодно, и их нарушение сразу же приводит к утрате соответствующего статуса. Ограничения по доходу и среднесписочной численности применяются кумулятивно за три года. Это означает, что изменение категории субъекта МСП или утрата статуса происходит только в том случае, если как минимум один из этих критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд (п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 письма ФНС от 18.08.16 № 14-2-04/0870@, письмо Минэкономразвития от 11.04.16 № Д28и-913).

Например, компания или ИП утратит статус СМП (перейдет в другую категорию) с 2020 года, если в течение каждого из трех предыдущих лет (2017, 2018 и 2019 гг.) были превышены показатели по доходу и (или) численности работников. Если хотя бы в одном из перечисленных годов соблюдались оба параметра, то статус в 2020 году сохраняется.

Узнайте систему налогообложения контрагента и сумму уплаченных им налогов

Что дает статус субъекта малого предпринимательства

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Зарегистрироваться как ИП и год вести бухгалтерию и сдавать все отчеты бесплатно

Льготы для малых предприятий

Рассмотрим основные послабления и преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса.

Бухгалтерский учет и отчетность

Значительная часть льгот касается бухгалтерского учета. Так, практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов, названных в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.

При ведении упрощенного бухучета предусмотрен целых ряд послаблений (информация Минфина № ПЗ-3/2015). Перечислим наиболее важные. Так, можно не создавать резерв на оплату отпусков; начислять амортизацию не ежемесячно, а реже (в т.ч. раз в год); единовременно списывать расходы на приобретение материально-производственных запасов для управленческих нужд (а микропредприятиям — любые МПЗ). Также при данном способе бухучета можно исправлять как несущественные любые ошибки в бухучете, даже если они выявлены после утверждения отчетности; не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; не переоценивать основные средства и нематериальные активы и не отражать обесценение НМА; не переоценивать финансовые вложения и не проверять их на обесценение; а также учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы.

ВАЖНО. Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ (п. 3 ст. 7 Закона о бухучете).

Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н).

СПРАВКА. Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона о бухучете).

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Кассовые операции

Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных.

СПРАВКА. На основании этого же указания ЦБ РФ индивидуальные предприниматели имеют дополнительные «кассовые» льготы — они могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу.

Налоговые льготы

Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), ЕНВД и единому налогу в рамках УСН.

Трудовые отношения

Субъекты малого бизнеса, у которых работают не более 35 (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — не более 20) человек, могут заключать с ними срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Переоформлять эти договоры в бессрочные при утрате работодателем статуса МСП, или при превышении указанного числа работников не нужно. В последнем случае с новыми работниками (36-м (21-м) и последующими) следует заключать договоры на неопределенный срок.

ВНИМАНИЕ. Микропредприятия вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные нормативные акты, а также график сменности. Условия, которые обычно прописываются в этих документах, нужно включить непосредственно в трудовой договор. Для этого лучше применить специальную типовую форму договора (постановление Правительства РФ от 27.08.16 № 858).

Бесплатно составить и распечатать трудовой договор

Административные проверки и ответственность

В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства введен запрет на проведение плановых административных проверок. Мораторий будет действовать до конца 2020 года (Федеральный закон от 25.12.18 № 480-ФЗ).

ВНИМАНИЕ. Мораторий не распространяется на контрольные мероприятия, которые проводятся с применением так называемого риск-ориентированного подхода (в частности, речь идет о проверках, осуществляемых пожарными или инспекциями по труду). Есть и другие исключения. Подробнее см. « Продлен мораторий на некоторые плановые неналоговые проверки малого бизнеса ».

Бесплатно найти организацию или ИП в списке плановых неналоговых проверок

В части административной ответственности для субъектов МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.

Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред, а также вред (либо угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и при этом не было угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Виды правонарушений, при совершении которых невозможна замена штрафа на предупреждение, перечислены в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Страхование вкладов

С 2019 года счета и вклады микропредприятий и малых предприятий включены в систему обязательного страхования (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ). Если банк, в котором находятся деньги такой компании или ИП, лишится лицензии, либо Центробанк введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов данного банка, можно будет получить страховое возмещение. Его размер равен сумме, которая была на счетах, но не более 1 400 000 руб. по всем счетам в одном банке. Подробнее см. « Деньги в «проблемном» банке: когда и как ИП, малые предприятия и физлица смогут вернуть деньги со счетов и вкладов ».

Подключиться к интернет‑банку, совмещенному с онлайн‑бухгалтерией для ИП

Статистическая отчетность

Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

СПРАВКА. Некоторое формы статистической отчетности предназначены специально для субъектов МСП. Например, № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» и другие. А вот форму № П˗5(м) «Основные сведения о деятельности организации» субъекты МСП не сдают, хотя распространено заблуждение, что данная форма являтеся чуть не основным статистическим отчетом для небольших организаций. Подробнее см. « Росстат обновил 17 форм отчетности о деятельности организаций и ИП », « Росстат обновил 16 отчетных форм », « Отчетность в Росстат: сведения о работниках и оплате труда нужно будет сдать по обновленным формам » и « Росстат утвердил новые указания по заполнению форм ».

Читать еще:  Оплата за вынужденный простой по вине работодателя

Заполнить и сдать любую из перечисленных форм через интернет

Государственный заказ

Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят специальные тендеры. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок. Продавцы-субъекты МСП с хорошей репутацией могут и вовсе не обеспечивать контракт. Подробнее см. « Госзакупки по 44‑ФЗ: что малому бизнесу с июля 2019 года надо учитывать при участии в торгах ».

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Особенности деятельности малого предприятия

Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей деятельности субъектов МСП. Соответственно, такие нюансы могут возникать только из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.

Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически перестанет отражаться дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.

Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН. Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.

В заключение отметим, что все субъекты малого и среднего предпринимательства должны периодически проверять наличие информации о них в специальном реестре, который ведет ФНС. Исправить неверные сведения можно через форму на сайте службы . И, конечно, необходимо отлеживать основные критерии, которые дают право считаться СМП в 2020 году — выручку, среднесписочную численность и ограничения по составу участников.

Преимущества субъектов малого и среднего предпринимательства

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт

Under construction!

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.

This page is under construction and coming soon.

Льготы и преимущества субъектов малого предпринимательства

Федеральный уровень льгот и преимуществ. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” (с изменениями от 31 июля 1998 г.) предусмотрел следующие особенности статуса таких субъектов:

Возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (Смотрите статью “Налогообложение, учет и отчетность для субъектов малого предпринимательства”). Еще раз подчеркнем, что свидетельство о внесении в Реестр субъекта малого предпринимательства Москвы не может служить основанием для предоставления или отказа в предоставлении налоговых льгот, установленных действующим федеральным налоговым законодательством для субъектов малого предпринимательства.
Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.

Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства (Практически не применяется, но есть положительные примеры выдач кредитов МБРР и Всемирного Банка в связи с реализацией данной льготы).
Страхование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. (Практически не применяется).
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. (Реализовано в виде Постановления Правительства, обязывающего выполнять данную льготу. Информацией по реальному применению не располагаем).
В России создан и функционирует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Региональный уровень льгот и преимуществ.

Субъекты малого предпринимательства, включенные в Реестр г. Москвы (Смотрите статью “Регистрация субъектов малого предпринимательства”), имеют преимущественное право на:

  • скидки до 50% лицензионного сбора (Распоряжение мэра Москвы от 20.01.1998г. № 41-РМ);
  • получение кредитов, субсидий, дотаций по линии структур поддержки МП;
  • льготное получение оборудования в лизинг;
  • участие в целевых подрядных конкурсах по размещению доли городских заказов;
  • обучение и консультирование персонала;
  • участие в открытых целевых конкурсах по продаже прав на аренду;
  • получения помещений из состава целевого фонда нежилых помещений для МП;
  • содействия со стороны Держателя Реестра в организации и развитии делового сотрудничества с отечественными и зарубежными предприятиями и организациями;
  • оказание помощи в переквалификации и трудоустройстве персонала субъектов Реестра, высвободившегося при перепрофилировании их производств, обучение и консультирование персонала;
  • регистрация изменений в учредительных документах предприятия в Московской регистрационной палате за три рабочих дня (приказ Московской регистрационной палаты № 127 от 15.12.1997г.);
  • регистрация предприятия по домашнему адресу одного из учредителей – физических лиц (Закон г.Москвы от 28.06.1995г. № 14 “Об основах малого предпринимательства в Москве” статья 5, п. 5.6. и Приказ Московской регистрационной палаты № 224 от 30.11.1998г.);
  • льготы по арендной плате: за нежилые помещения с 01 января 1999 года для субъектов МП увеличение арендной платы на коэффициент инфляции в 1.7 раз не производится (Постановление Правительства Москвы от 08.12.1998г. № 943 “О базовых социально-экономических показателях и основных пропорциях формирования проекта бюджета города Москвы на 1999 год”, пункт 47);
  • и иные льготы и преимущества.

Какие же конкретные меры по поддержке субъектов малого предпринимательства предпринимает московское правительство?
Приведем выдержки из Постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2000 г. N 296 “О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 30.12.97 N 942 “О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве на 1998-2000 гг.”

“В течение двух лет за финансовой поддержкой обратилось более полутора тысяч предприятий, которым были выданы льготные кредиты на сумму более 80 млн.рублей. В каждом административном округе созданы муниципальные фонды поддержки предпринимательства, которые имеют помещения, оснащенные техникой. Созданы гарантийные фонды. Заключено 22 договора с банками по совместной работе, дополнительно привлечено 100 млн.рублей на кредитование малых предприятий.

Реализовано более 200 лизинговых проектов на сумму более 100 миллионов рублей. Создан фонд нежилых помещений с предоставлением субъектам малого предпринимательства права выкупа помещений с рассрочкой на 10 лет; установлены льготы по аренде помещений для малых предприятий. Размер арендной платы после финансового кризиса оставлен на уровне 1998 года, а для ремесленных предприятий установлен коэффициент 0.8.

Новые возможности перед ремесленниками открыл принятый в 16.06.99 Закон города Москвы N 25 “О ремесленной деятельности в городе Москве”. Учреждена Московская палата ремесел, в административных округах при непосредственной поддержке префектур создаются центры, дворы и улицы ремесел. За отчетный период создано 8 технопарков и 8 бизнес-инкубаторов (!). Создан Московский центр высоких технологий в г.Зеленограде общей площадью 14 тыс.кв.м. Для предпринимателей Москвы открыт Центральный дом предпринимателя.

В области международного делового партнерства приняло участие более 500 фирм, заключено 110 коммерческих договоров. Проводились выставочные мероприятия, по результатам которых заключено свыше 2000 договоров на поставку продукции малыми предприятиями Москвы.

По программе подготовки кадров было подготовлено свыше 30 тыс.человек не только за счет бюджетных средств, но и с привлечением средств Всемирного банка, Европейского экономического сообщества, Международного валютного фонда.

Была образована Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы, возглавляемая Мэром Москвы, по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, организована постоянно действующая “горячая линия” для предпринимателей. На базе Московского и территориальных агентств по развитию предпринимательства в префектурах производится бесплатное консультирование предпринимателей, работает электронная система дистанционного консультирования, обучения и переподготовки кадров для малых предприятий.

Распоряжением Мэра Москвы от 15.03.2000 N 271-РМ “О мерах по совершенствованию взаимоотношений контролирующих органов и субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы” на предприятиях города введены книги инспекторских проверок, ограничено количество проверок одного малого предприятия одной комплексной проверкой в год, а для субъектов малого предпринимательства, деятельность которых сопряжена с производством продукции либо оказанием услуг, могущих в случае нарушений быть источником непосредственной опасности для жизни и здоровья населения, – двумя комплексными проверками в год.

Распоряжением Мэра Москвы от 14.03.2000 N 258-РМ “О дополнительных мерах по упрощению процедуры государственной регистрации субъектов малого предпринимательства Москвы” упрощена регистрация малых предприятий. Предприниматели получили возможность начать свой бизнес бесплатно. Малым предприятиям предоставлено право использовать адреса территориальных агентств по развитию предпринимательства и типовые уставные документы”.

Автор данного материала не является экономистом, поэтому предпочитает воздержаться от суждений об эффективности и значимости перечисленных выше мер в масштабах такого города как Москва. Автор не берется также судить о том, какими в действительности качествами и возможностями должен обладать предприниматель для того, чтобы реально претендовать на содействие московских органов власти в своем бизнесе. Представляется лишь, что эти качества далеко выходят за пределы тех, которые официально перечислены в московских актах о поддержке малого предпринимательства.

Существуют и дополнительные по отношению к основным московским (Смотрите статью “Понятие субъекта малого предпринимательства”) условия, дающие субъектам малого предпринимательства г. Москвы преимущественное право на поддержку со стороны органов власти города Москвы. То есть, данным лицам теоретически должен быть отдан приоритет при предоставлении, например, кредита или помещения в аренду, если претендовать на это будут несколько субъектов малого предпринимательства города Москвы. Эти дополнительные условия таковы:

Основное направление деятельности субъекта малого предпринимательства должно соответствовать одному из приоритетных видов деятельности, установленных для субъектов малого предпринимательства в Москве, или субъект малого предпринимательства должен на момент подачи заявления с просьбой о поддержке осуществлять работы по выполнению городского заказа или участвовать в реализации городских программ социально-экономического развития.
Перечень приоритетных видов деятельности субъектов малого предпринимательства, дающих преимущественное право на получение поддержки от органов власти города Москвы, утверждается Московской городской Думой.
Cубъект малого предпринимательства в соответствии с установленной организационно-правовой формой (у индивидуального предпринимателя, например, нет “уставного капитала”) должен иметь:

  1. бизнес-план на период не менее года, если иной срок не определяется характером оказываемой помощи;
  2. обоснование размеров и формы необходимой поддержки с указанием целей расходования испрашиваемых финансовых средств, использования помещений и иных ресурсов и соответствия указанных целей потребностям социально-экономического развития Москвы;
  3. действующий договор о страховании принадлежащего ему имущества.
Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector