Проверка правильности определения налоговой базы по НДФЛ

Проверка правильности определения налоговой базы по НДФЛ

Налоговая проверка по НДФЛ: сроки и ход проверки, что проверяют

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о налоговых проверках по НДФЛ.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что проверяется в процессе этой проверки.
  2. Какую документацию у вас могут истребовать.
  3. Когда проверка может быть назначена.

Содержание

Проверка 6-НДФЛ и 3-НДФЛ может быть камеральной и выездной.

Проведение выездной проверки по НДФЛ

Выездную налоговую проверку осуществляют, основываясь на требованиях НК РФ.

За одну проверку вашу компанию могут проверить как:

  • Налогоплательщика;
  • Плательщика сборов;
  • Налогового агента.

При этом проверка может охватить три последних года деятельности вашей компании.

Но стоит отметить, что под проверку может попасть и текущий период, хотя, если судить по практике это обстоятельство используется редко.

Это легко объяснимо: текущий период проще проверять не выезжая в ваш офис, то есть посредством камеральной проверки.

Еще один факт, из-за которого проверяющий может проигнорировать текущий период – это специфика самой процедуры налогообложения.

Для части налоговых платежей итоги определяются за текущий календарный год. Получается, что до того, как начнется следующий календарный год, проверять попросту нечего.

Инспекторы ФНС проверяют:

  • Сроки и полноту оплаты налогов в бюджет;
  • Насколько правильно применяется налоговая ставка;
  • Правильность оформления налоговых вычетов;
  • Правильно ли определяется налоговая база.

Какую документацию могут запросить:

  • Кадровую документацию;
  • Статистические формы;
  • Налоговые карточки по НДФЛ;
  • Справки 2-НДФЛ;
  • Первичную финансовую документацию.

Этот перечень является открытым, так как при возникновении такой необходимости, проверяющие могут запросить и дополнительные документы.

Проверка декларации 3-НДФЛ

После того как будет окончен налоговый период, вы обязаны предоставить в ФНС отчет. Также вы имеете право подать декларацию, если хотите получить налоговый вычет.

Одной из возможностей осуществить налоговый контроль в этом случае, является камеральная проверка.

Проверять документацию будут в налоговой, не выезжая непосредственно в вашу компанию.

Срок проверки

Проверка длится три месяца, с того момента, как вы предоставите отчет в налоговую инспекцию.

Рассматриваться будет только тот период, за который вы подали документацию, второй раз проверку осуществлять не будут.

Как проходит процедура

После того как вы подадите все необходимые документы и заполненную декларацию, начнется проверка. При этом уведомлять вас о ней никто не будет.

Важно то, что ее могут приостановить, если обнаружат противоречия, ошибки или недочеты разного характера. У вас же специалисты ФНС запросят пояснения либо попросят исправить допущенные ошибки. На это вам дается пятидневный срок.

Вас известят, что процедура проверки прервана одним из следующих вариантов:

  • Вам пришлют требование предоставить определенную документацию;
  • Попросят явиться лично.

Чтобы не допустить возникновения проблем, оставляйте инспектору ваш контактный номер телефона.

Получается, если вы доносили документацию дополнительно, или что-то исправляли, срок проверки увеличивается. На это решение руководителя ФНС не требуется.

После того как проверка декларации будет завершена, развитие событий может быть следующим:

  • Если обнаружены ошибки, нужно будет принести обновленный список документации;
  • Если обнаружены неточности, декларацию нужно будет откорректировать и проверка будет произведена снова;
  • Если ошибок и несоответствий не выявлено, уплаченный налог вам возместят.

Как узнать статус проверки

Если у вас есть желание лично контролировать процедуру, сделать это можно несколькими способами:

  • Посредством телефонных звонков инспектору;
  • Зарегистрировавшись на сайте ФНС, в разделе «Электронные сервисы».

Используя эти способы, вы сможете отслеживать действия проверяющих, сразу получать разъяснения по всем возникшим вопросам.

Проверка 6-НДФЛ

6-НДФЛ является одной из форм отчетности, которая сдается в обязательном порядке. Сдают такой отчет и ИП, и юридические лица. А процедура проверки является обязательной.

В каком виде сдается отчетность

Обычно эта форма предоставляется только в электронном виде. Предоставить ее на бумаге вы можете, только если в вашей компании менее 25 сотрудников.

Если же это правило к вам не относится, а расчет вы предоставите в бумажном варианте, придется заплатить штраф в размере двухсот рублей.

Когда проводится проверка

Она инициируется после того, как вы сдадите расчет 6-НДФЛ. Чтобы начать мероприятие, сотруднику ФНС не требуется получать решение вышестоящего руководства, как в других случаях.

Длится эта проверка не дольше, чем три месяца, этот срок регламентируется НК РФ.

Цель проверки 6-НДФЛ, как, впрочем, и других, заключается в том, чтобы обнаружить ошибки и нарушения либо убедиться в их отсутствии.

Этапы проверки

Вся процедура делится на несколько этапов:

  • После того как специалисты ФНС получат от вас форму 6-НДФЛ, прежде всего они сверят общую информацию о вашей компании: сверят адрес, номер ИНН, а также ряд других данных;
  • Проверяется, насколько верно заполнен расчет: данные должны быть заполнены нарастающим итогом;
  • Сверяются контрольные соотношения: это помогает выявить, соответствуют ли данные, которые вы подали, тем, что уже имеются у инспекторов;
  • Проводят пересчет данных для того, чтобы выявить допущенные ошибки арифметического характера.

Контрольные соотношения

Эти соотношения принимаются для того, чтобы проверки в разных регионах страны проходили единообразно.

Это помогает не только проверяющим, но и плательщикам налогов проверить, правильно ли они заполнили расчет.

В число контрольных соотношений входят следующие показатели:

  • Дата, которую вы проставили на титульном листе (если подадите документ несвоевременно, можете получить штраф);
  • Начисленный доход не может превышать налоговые вычеты, но может быть равен им;
  • Сумма начисленного налога не может быть больше фиксированного авансового платежа, но может быть ему равна.

Что проверяют

В 6-НДФЛ проставляются сроки, когда перечислены налоги. Эту информацию проверяющие сверяют с той, что указана в лицевой карточке вашей компании или ИП.

Такие регистры и составляются для того, чтобы выявлять нарушения. Также они позволяют узнать вовремя ли вы исчислили и внесли в бюджет налоговые платежи.

Часть проверочных мероприятий проходит в автоматизированном режиме, для экономии времени сотрудников ФНС.

Если после того как проверка будет проведена, будет сделан вывод, что вся информация предоставлена без ошибок и недочетов, мероприятия по проверке считаются оконченными. Если же к вам возникнут вопросы, придется сначала разрешить их, а только потом будет составлен акт проверки.

Сверка документации

В процессе проверки годового расчета 6-НДФЛ в обязательном порядке осуществляется сверка с 2-НДФЛ.

Говоря проще, сумма, которую вы выплатили сотрудникам в качестве заработной платы, должна соответствовать тем данным, которые указаны в справках о доходе физлиц.

Кроме этого, проверяют количество физлиц, которым вы перечислили деньги.

Если в процессе проверки возникли вопросы

Если в ходе проверки сотрудники ФНС выявят ошибки и несостыковки в отчетности, вас об этом обязательно оповестят.

Ответственному лицу направят требование о даче разъяснений по всем возникшим вопросам. На это отводится 5 рабочих дней с даты получения вами требования от налоговой.

Если же выявится тот факт, что вы не уплатили налог в полном объеме, то в ваш адрес будет направлено требование заплатить НДФЛ – это в случае простой недоплаты.

А если будет выявлено занижение налоговой базы по каким-либо причинам, то к вам будут применены еще и штрафные санкции – 20% от суммы недоимки и 40% в случае, если будет доказан преступный умысел.

Обычно в требовании указан срок, в течение которого вы обязаны погасить имеющуюся задолженность. В случае, если вы его проигнорировали, то налоговая, в одностороннем порядке, погасит задолженность с ваших расчетных счетов, причем, перед этим, заблокирует все имеющиеся у вас, до полного удовлетворения недоимки. Ваша деятельность будет парализована, так как на всех счетах должна быть «несгораемая» сумма, равная недоимке. А, если на счете, куда направлено требование сумма меньше нужной, то тогда и возникает абсурд – вы должны будете пополнить счет для того, чтобы платеж прошел успешно.

Времени на восстановление движения по расчетным счетам уйдет предостаточно: пока платеж будет списан, затем отразится на счетах налоговой. И только после всех этих действий налоговики вышлют уведомление на разблокировку ваших счетов.

Нюансы

Стоит отметить, что если вы в течение года не осуществляли выплат физлицам, то и расчет 6-НДФЛ вам предоставлять не нужно.

Если же перечислений не было только в одном периоде, то графа, которая соответствует этому периоду будет пустой, а остальные нужно заполнить.

Заключение

Уважаемые читатели! Учитывайте, что в процессе проведения проверки ошибки, найденные инспекторами, но вышедшие за трехлетний период, не могут быть основаниями для привлечения вас к какой-либо ответственности.

Читать еще:  Как работать с терминалом оплаты на кассе?

Но в любом случае старайтесь просто их не допускать либо исправлять вовремя.

Налог на прибыль: установление действительных налоговых обязательств по результатам ВНП

Автор: Ермошина Е.Л., редактор журнала

В последние несколько лет в арбитражной практике все чаще стало использоваться выражение «действительное налоговое обязательство» или «фактическое налоговое обязательство». Суть его заключается в следующем.

Положения ст. 17, 53, 54 НК РФ предусматривают, что проверка правильности исчисления налога предполагает в том числе проверку правильности исчисления налоговой базы. Налоговый орган обязан проверять правильность формирования налогоплательщиком расходной части не только в плане ее завышения, но и в части, которую налогоплательщик не учел, но должен был учесть (то есть в части занижения).

При этом размер доначисляемых налоговым органом налогов должен соответствовать действительной налоговой обязанности налогоплательщика, определяемой с учетом всех положений гл. 25 НК РФ, влияющих как на увеличение, так и на уменьшение налоговой базы.

Далее на примерах рассмотрим, в каких случаях налоговики по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) должны определять действительное налоговое обязательство.

Из истории вопроса.

Несколько лет назад налоговое ведомство в целях единообразного применения норм Налогового кодекса рекомендовало нижестоящим налоговым органам руководствоваться следующим.

В случае если обнаружение недоимки по одному налогу согласно положениям НК РФ влечет уменьшение иного связанного с ним и подлежащего уплате налогоплательщиком налога, налоговым органам необходимо учитывать, что п. 8 ст. 101 НК РФ не предусмотрено отражение в решении уменьшенных по результатам налоговой проверки налогов. (Иными словами, если в ходе ВНП произведены доначисления налогов, которые в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ отражаются в прочих расходах, то инспекция не обязана учитывать их с целью корректировки базы по налогу на прибыль.)

В то же время невключение инспекторами по результатам проверки в расходы доначислений по иным налогам не лишало налогоплательщиков права на подачу «уточненки» по налогу на прибыль в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Такие рекомендации были даны в п. 1 Письма от 29.08.2011 № АС-4-2/14018, который Письмом от 07.06.2018 № СА-4-7/11051@ был признан утратившим силу в связи со сложившейся судебной практикой.

Установление фактических обязательств по налогу на прибыль в случае доначисления иных налогов в рамках ВНП.

В вышеупомянутом Письме № СА-4-7/11051@ ФНС в целях единообразного применения норм Налогового кодекса в связи со сложившейся судебной практикой направила рекомендации по вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок. В этом документе говорится следующее.

Согласно п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270.

В силу п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов).

Руководствуясь данными нормами, ВС РФ в определениях от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138 и от 26.01.2017 № 305-КГ16-13478 пришел к выводу о том, что по смыслу ст. 89 НК РФ налоговый орган, доначислив по результатам ВНП налоги, учитываемые в прочих расходах, обязан уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму этих доначислений при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет выездной налоговой проверки.

В Определении от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015 Верховный суд указал: при отсутствии права на налоговые вычеты налогоплательщик сохраняет право на учет «входного» НДС в расходах по налогу на прибыль, из чего следует, что не должна возникать ситуация, при которой доначисление налога на прибыль будет сделано без учета обязательств по НДС.

Президиум ВС РФ 16.02.2017 утвердил позицию по данному вопросу в п. 32 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2017). В рамках дела № А78-7409/2013 рассматривался вопрос определения момента включения в расходы по налогу на прибыль доначисленных сумм по НДПИ. По мнению налогового органа, таким моментом является дата вступления в силу соответствующего решения налогового органа. Однако суды пришли к выводу, что, исходя из необходимости установления налоговым органом в ходе налоговых проверок действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в проверяемом периоде, инспекция была обязана уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму начисленного НДПИ в проверяемом периоде (Определение ВС РФ от 09.10.2014 № 302-КГ14-2143).

В Определении ВС РФ от 19.01.2018 № 305-КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016 судом указано: результатом налоговой проверки не может выступать доначисление недоимки, которая не должна была возникнуть у проверяемого лица при надлежащем соблюдении им требований законодательства о налогах и сборах, что свидетельствует о необходимости в ходе налоговой проверки установления действительных налоговых обязательств налогоплательщиков, так как в силу п. 4 ст. 89 НК РФ предметом ВНП является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Также следует отметить, что судами при рассмотрении споров учитываются и обстоятельства возможности (невозможности) определения действительных налоговых обязательств проверяемых налогоплательщиков налоговыми органами.

Указание в Определении ВС РФ от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138 по делу № А40-126568/2015 о необходимости уменьшения базы по налогу на прибыль на сумму доначисленного налога при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет ВНП, свидетельствует о необходимости установления действительных налоговых обязательств, если у налогового органа такая возможность имеется.

В Определении ВС РФ от 16.12.2015 № 305-КГ15-13277 по делу № А40-171350/2014 отмечено: при проведении выборочным методом предыдущей ВНП, охватывающей налоговый период 2009 года, инспекцией не проверялась и не оценивалась правомерность расходов налогоплательщика на освоение природных ресурсов, в связи с чем суды отклонили довод общества о том, что невключение спорных расходов в базу по налогу на прибыль за 2009 год повлекло возникновение у общества переплаты по налогу на прибыль за указанный период.

По делу № А26-10106/2014 суды, рассматривая эпизод, связанный с отражением обществом в 2011 году не учтенных в целях исчисления налога на прибыль организаций расходов, понесенных в 2005, 2008 и 2009 годах, указали на отсутствие у инспекции возможности определения действительных налоговых обязательств общества за периоды, находящиеся за пределами проведения ВНП, в связи с чем признали правомерным выводы инспекции о неподтверждении налогоплательщику убытков прошлых лет. Данные выводы были поддержаны в Определении ВС РФ от 19.04.2016 № 307-КГ16-3169.

Определение действительного налогового обязательства при переквалификации статьи затрат.

Установление размера действительного налогового обязательства требуется и в случае, когда одна статья расходов в результате налоговой проверки заменяется на другую, при этом порядок включения этих затрат в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль меняется.

Поясним на примере Постановления АС ВВО от 11.06.2019 № Ф01-1532/2019 по делу № А29-494/2018.

В ходе выездной проверки было установлено, что АО включало в состав затрат, уменьшающих базу по налогу на прибыль организаций, материальные расходы, в то время как, по мнению налоговиков, затраты должны быть включены в состав амортизируемого имущества и учитываться не единовременно, а через механизм начисления амортизации.

Судьи отметили, что, проведя переквалификацию материальных затрат в расходы на создание амортизируемого имущества, инспекция должна была определить действительные налоговые обязательства налогоплательщика, рассчитав их с учетом права АО на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму амортизации за проверяемый период, на сумму недоначисленной амортизации по основным средствам в случае их ликвидации и т. д.

Отсутствие учета доходов и расходов, объектов налогообложения, ведение учета с нарушением установленного порядка не являются основаниями для отказа в уменьшении дохода на сумму произведенных расходов в силу того, что определение сумм реальных налоговых обязательств и сумм подлежащих уплате в бюджет налогов – одновременно и право, и прямая обязанность налогового органа.

В силу положений ст. 256, 257, 258 НК РФ для правильного и своевременного начисления амортизации необходимо определить первоначальную стоимость амортизируемого имущества, установить срок его полезного использования, определить метод начисления амортизации, дату начала и прекращения начисления амортизации. Такие действия инспекцией не выполнены; соответствующие расчеты не произведены. Следовательно, корректировка налоговых обязательств, проведенная инспекцией, не соответствует требованиям гл. 25 НК РФ, что, в свою очередь, нарушает права и законные интересы налогоплательщика и свидетельствует о незаконности доначислений по данному эпизоду решения инспекции.

Читать еще:  Как подключить терминал для оплаты пластиковыми картами?

ИФНС должна определить действительный размер налоговых обязательств и в случаях, когда организации вменяется дробление бизнеса.

Некоторые организации, пытаясь уменьшить свою нагрузку по налогу на прибыль, занимаются дроблением бизнеса. В результате такого дробления вместо одной крупной организации появляется несколько компаний поменьше, которые начинают выполнять часть ее функций. Как правило, эти компании применяют спецрежимы (УСНО или спецрежим в виде ЕНВД). Нередко дробление бизнеса носит формальный характер и проводится с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

В Письме ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ представлен обзор арбитражной практики, связанной с установлением фактов получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности между подконтрольными взаимозависимыми лицами.

В этом письме, в частности, определены общие признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности. В нем также налоговое ведомство отметило, что при доказывании в судах фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в результате использования схем дробления бизнеса важным вопросом является правильное определение действительного размера и структуры налоговых обязательств налогоплательщика.

Налоговые органы должны определить налоговую базу с учетом не только полученных участниками схемы доходов, но и понесенных ими расходов. В противном случае, как показывает арбитражная практика, установленный в рамках судебного разбирательства факт неправильного определения действительного размера налоговых обязательств является основанием для признания недействительным акта налогового органа.

Например, в Постановлении ФАС ВСО от 27.06.2013 по делу № А19-18472/2012 судьи проверили приведенный в оспариваемом решении инспекции расчет налога на прибыль, который должен быть уплачен обществом. Они признали неверным методический подход налоговиков в связи с тем, что обществу вменялись доходы взаимозависимых контрагентов и не учитывались расходы. Таким образом, расчет не отражал действительные обязательства общества по уплате налога на прибыль и был признан арбитрами не соответствующим положениям гл. 25 НК РФ.

Проанализировав арбитражную практику, ФНС рекомендовала своим инспекциям принимать во внимание следующую совокупность обстоятельств в ходе доказывания получения необоснованной налоговой выгоды:

в расчете налоговой базы должны учитываться не только доходы участников схемы, но и их расходы;

применение той или иной налоговой ставки с учетом установленных фактических обстоятельств и имеющихся документов должно быть надлежаще обосновано;

в обязательном порядке необходимо обеспечивать наличие в акте и решении подробного расчета, объясняющего методику производимых доначислений налогов проверяемому налогоплательщику;

нужно принимать исчерпывающие меры, направленные на подтверждение правомерности расчета налоговым органом действительных налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика: получение документального подтверждения его доходов и расходов путем истребования документов у него самого и его контрагентов, получение банковских выписок и сведений об иных аналогичных налогоплательщиках;

надо учитывать возражения налогоплательщика относительно правильности расчетов с учетом подтверждающих документов.

Действительный размер налоговых обязательств и учет доходов (расходов) при получении субсидий.

В Постановлении АС ЗСО от 16.11.2018 № Ф04-4920/2018 по делу № А81-1671/2018 рассматривалась следующая ситуация. Между МУП и городским департаментом было заключено соглашение о предоставлении субсидии, предметом которого является выделение предприятию бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на цели подготовки в осенне-зимний период объектов муниципальной собственности. Предоставляемая субсидия имела строго целевое назначение и не могла быть использована в целях, не предусмотренных соглашением.

Предприятие, определяя базу по налогу на прибыль, учло расходы, осуществленные за счет целевых средств, за что и было привлечено к налоговой ответственности при проведении ВНП.

Судьи поддержали налоговиков, руководствуясь положениями пп. 14 п. 1 ст. 251, 252, п. 17, 49 ст. 270 НК РФ и учитывая правовую позицию КС РФ, изложенную в Определении от 16.07.2009 № 950-О-О. Было отмечено: в целях определения действительных налоговых обязательств предприятия расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, при формировании облагаемой базы по налогу на прибыль не могут учитываться, поскольку предоставленные из муниципального бюджета денежные средства, использованные на приобретение материала (оборудования), фактически являются затратами районной администрации, а не затратами предприятия.

Проверка правильности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

Дата публикации: 17.12.2014 2014-12-17

Статья просмотрена: 4453 раза

Библиографическое описание:

Мусифуллина Р. Р. Проверка правильности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц // Молодой ученый. — 2014. — №21.2. — С. 72-74. — URL https://moluch.ru/archive/80/14466/ (дата обращения: 11.02.2020).

Каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, однако, при неграмотном подходе и системных ошибках этот процесс может обернуться лишними затратами и проблемами с законом. В связи с этим необходимо своевременно проводить проверку действующей на предприятии системы налогового учета. При проверке налогообложения особое внимание следует уделять правильности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который устанавливается главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. [3]

К основным направлениям проверки правильности исчисления и уплаты НДФЛ относятся: проверка субъектов и объектов налогообложения, проверка налоговой базы, проверка налогового периода, проверка налоговых вычетов, проверка налоговых ставок, проверка порядка исчисления налога и сроков уплаты, проверка заполнения и представления финансовой отчетности и налоговых деклараций. [5]

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ российские ор­ганизации, индивидуальные предприниматели, а также по­стоянные представительства ино­странных организаций в Россий­ской Федерации, от которых или в результате отношений с которы­ми налогоплательщик получил до­ходы, подлежащие налогообложе­нию НДФЛ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму НДФЛ.

Налог на доходы физических лиц взимается ежемесячно в размере, установленном НК РФ, подлежит перечислению в бюджет и учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 68.1 «Налог на доходы физических лиц».

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, установленных главой 23 НК РФ.

НК РФ по налогу на доходы физических лиц установил пять видов налоговых вычетов: стандартные; социальные; имущественные; при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок; профессиональные [6].

Согласно НК РФ ст. 218 п.1 ежемесячный стандартный вычет предоставляется каждому родителю на содержание детей, в размере: 1 400 рублей – на первого ребенка; 1400 рублей – на второго ребенка; 3 000 рублей – на третьего и каждого последующего ребенка; 3000 рублей – на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы [1].

Налоговым периодом по налогу на доходы с физических лиц является календарный год. В конце налогового периода организация предоставляет в налоговую инспекцию по месту регистрации регистр сведений о доходах физических лиц по каждому работнику.

Перечень доходов, которые не облагаются налогом, поименован в ст. 217 НК РФ. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Сюда относятся такие доходы, как: пособие по безработице, беременности и родам; пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии; алименты; имущество, полученное от членов семьи и близких родственников в порядке дарения (за исключением дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей и паев) и др. [4]

Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, является единым и подлежит применению на всей территории РФ как в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, так и в отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Указанные в ст. 217 НК РФ доходы не являются льготами, а рассматриваются в качестве средств, которые не формируют налоговую базу. При получении таких доходов объекта налогообложения не возникает. В связи с этим данные доходы не учитываются и при определении налоговой базы.

Согласно ч. 1 ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности. Размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.

Пособия по временной нетрудоспособности, включая пособия по уходу за больным ребенком, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц согласно п. 1 ст. 217 НК РФ. Налог удерживается налоговым агентом в момент выплаты дохода работнику (п. 4 ст. 226 НК РФ). Суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц перечисляются в бюджет в соответствии с положениями п. 6 ст. 226 НК РФ, т.е. не позднее дня получения наличных денежных средств на выплату дохода в банке или перечисления дохода на счет работника со счета организации.

Читать еще:  Бинарные опционы стратегии заработка с малым депозитом

При проведении проверки правильности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц следует учитывать изменения в законодательстве. Так, с 01.01.2014 г.:

действует положение, согласно которому налогоплательщик, не использовавший при приобретении одного объекта недвижимости всю сумму вычета (в настоящее время – 2 млн руб.), вправе получить остаток в случае покупки (строительства) другого жилья (абз. 2 подп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ);

имущественный вычет по расходам на погашение процентов по целевым займам (кредитам) на приобретение жилья ограничен по размеру – не более 3 млн руб. Данный вычет предоставляется при наличии документов, подтверждающих право на имущественный вычет по расходам на приобретение жилья и, в отличие от последнего, в отношении только одного объекта недвижимости (подп. 4 п. 1, п. 4, п. 8 ст. 220 НК РФ);

установлены особенности проведения налоговых проверок налоговых агентов, которые выплачивают доходы по некоторым видам ценных бумаг иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц (ст. 214.8 НК РФ);

период пребывания физического лица в России в целях определения его налогового статуса не прерывается на период исполнения трудовых обязанностей на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ);

доходы от трудовой деятельности, которые получают не являющиеся налоговыми резидентами РФ иностранные граждане (лица без гражданства), признанные беженцами или получившие временное убежище на территории России в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 “О беженцах”, облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ, ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 285-ФЗ) и др. [7]

Анализ ряда проверок правильности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц показал, что наиболее распространенными являются следующие нарушения [4]:

не соответствие порядка документального оформления учета кадров и учета рабочего времени, расчетов с персоналом по оплате труда с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» утвержденного федеральным закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 г (ред. от 01.01.2014г.);

на предприятиях не проводится ознакомление работников с приказами, утверждаемыми на предприятии. Приказы в основном составляются номинально и не отвечают требованиям бухгалтерского законодательства РФ;

не правомерное предоставление стандартного вычета на ребенка и другие ошибки.

Для устранения нарушений рекомендуется следующее:

во-первых, применять на предприятии формы первичной документации по учету кадров и учета рабочего времени, расчетов с персоналом по оплате труда в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», проставить все необходимые подписи на первичных документах, либо разработать новые формы первичных документов, соответствующие требованиям установленным Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.11 г (ред. от 01.01.2014 г);

во-вторых, оформить подтверждающие документы на получение стандартного вычета на содержание ребенка. Если документы не подлежат восстановлению погасить задолженность перед бюджетом, а также исчислить пени и штрафы и заплатить причитающуюся сумму в бюджет. [5]

Таким образом, при проверке правильности исчисления налога на доходы физических лиц следует руководствоваться Налоговым кодексом РФ. Необходимо уточнить величину вычетов, статус работника, проверить правильность расчета налога на доходы.

1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая [Электронный ресурс]: федер. закон № 117 – ФЗ : принят ГД ФС РФ 05 августа 2000г. (в ред. от 04.10.2014 г.) // Консультант плюс: Версия Проф. – 2014.

2. Андреева С.В. Развитие потенциала учетной системы хозяйствующего субъекта (статья) Вестник Самарского муниципального института управления: теоретический и научно-методический журнал. Самара: Изд-во САГМУ, –2012. -№3 (22). –192 с.

3. Васильева, Е.А. Учетно-аналитическое обеспечение устойчивого развития хозяйствующего субъекта [Текст] / Е.А. Васильева // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 7 (36). – С. 229-232.

4. Васильева, Е.А. Организационный механизм системы внутреннего контроля экономического субъекта [Текст] / Е.А. Васильева, Т.Н. Гуськова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2013. – № 2 (28). – С. 93-98

5. Васильчук, О.И. Процедуры аудита деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, направленные на обеспечение экономической безопасности [Текст] / О.И. Васильчук // Инновационное развитие экономики. – 2011. – № 3. – С. 17-26.

6. Коростелев, А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности / А.А. Коростелев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – № 1 (23). – С. 334-337.

7. Крылев Л.И. Реализация: бухгалтерский и налоговый учет [Текст] : учебник / Л.И. Крылев. – 6-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2014. – 267 с.

Проверка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Аудит НДФЛ проводится с целью выражения мнения аудитора о правильности порядка исчисления и уплаты рассматриваемого налога согласно требованиям действующего законодательства.

При проведении аудита НДФЛ необходимо:

* проанализировать порядок ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогу;

* провести оценку правильности формирования налоговой базы согласно нормам действующего законодательства:

* определить правильность определения сумм, не подлежащих налогообложению по налогу на доходы физических лиц;

* провести оценку неправомерно исключенных выплат;

* провести оценку отражения налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

* провести оценку полноты и своевременности уплаты в бюджет налога.

Процедура проведения проверки правильности исчисления НДФЛ включает в себя анализ следующих документов:

* бухгалтерского баланса (форма N 1);

* отчета о прибылях и убытках (форма N 2);

* главной книги или оборотно-сальдовой ведомости;

* ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»;

* регистров бухгалтерского учета по счетам 70, 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;

* реестров по НДФЛ;

* ведомостей по начислению заработной платы;

* приказов по отдельным видам начислений и удержаний;

* коллективного договора или положения о премировании;

* других документов, подтверждающих применение организацией налоговых льгот.

Аудит правильности исчисления рассматриваемого налога проводится в 3 этапа:

На данном этапе рассматриваются такие факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На данном этапе проводится:

– оценка систем бухгалтерского и налогового учета;

– оценка аудиторских рисков;

– расчет уровня существенности;

– определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

– анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;

– анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены ошибки, недостатки. В частности, проводится:

– ценка правильности определения налогооблагаемой базы по НДФЛ по видам доходов:

– доходов, полученных от источников в РФ и за ее пределами РФ;

– доходов, полученных в натуральной форме;

– доходов, полученных в виде материальной выгоды;

– доходов, полученных по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения;

– доходов, полученных от долевого участия в организациях.

– проверка наличия документов, подтверждающих право применения налоговых вычетов, в том числе стандартных и профессиональных;

– проверка правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов;

– проверка правильности определения доходов, не подлежащих налогообложению;

– проверка правильности применения налоговых ставок;

– проверка налоговой отчетности;

– расчет налоговых последствий для общества в случаях некорректного применения норм налогового законодательства;

– разработка и представление рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налога.

Заключительный этап предусматривает:

– анализ выполнения программы аудита;

– классификацию выявленных ошибок и нарушений;

– обобщение результатов проверки;

– оформление результатов налогового аудита по НДФЛ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9010 – | 7282 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector