Проверка процедурного кабинета Роспотребнадзором

Проверка процедурного кабинета Роспотребнадзором

Информация о часто встречающихся нарушениях обязательных требований санитарного законодательства, выявленных при проверках в отношении медицинских организаций всех форм собственности в 2016 году

Информация о часто встречающихся нарушениях обязательных требований санитарного законодательства, выявленных при проверках в отношении медицинских организаций всех форм собственности в 2016 году.

Основные нарушения требований санитарного законодательства в медицинских организациях всех форм собственности, выявленные в ходе проверок в 2016 году:

СанПиН 2.1.3.2630-10

«”Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»

– В нарушение пп.4.2-4.4 Главы 1 имеются дефекты внутренней отделки помещений, что ведет к некачественной дезинфекции.

– В нарушение п.4.6 Главы 1 в местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок отсутствует (имеются дефекты) отделка влагостойкими материалами нормируемого размера.

– В нарушение п.5.6 Главы 1 не все раковины в помещениях, требующих соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, оборудованы смесителями с бесконтактным управлением.

– В нарушение п.6.5; 6.24; 6.36 Главы 1 не все системы механической приточно-вытяжной вентиляции паспортизированы, нарушена кратность очистки и дезинфекции систем вентиляции, замены фильтров высокой очистки, уборки вентиляционных камер.

– В нарушение п. 6.25 Главы 1 используются нерегламентированные системы кондиционирования и сплит-системы.

– В нарушение п.2.16 Главы 1 в инфекционных стационарах, (отделений) многопрофильных больниц отсутствуют крытые площадки для дезинфекции транспорта.

– В нарушение п.3.2 Главы 1 в медорганизациях отсутствуют условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения.

– В нарушение п.7.8. Главы 1 используется нерегламентируемая светотехническая арматура.

– В нарушение п.3.6, п.8.1 Главы 1 не соблюдается минимальная площадь палатных помещений.

– В нарушение 8.8. Главы 1 использование не медицинской мебели, мебели с нарушенным покрытием.

– В нарушение п.10.4.9. Главы 1 отсутствуют санпропускники с полным набором помещений в оперблоках.

– В нарушение п.10.17.1 Главы 1 клинические лаборатории размещаются в проходной зоне.

– В нарушение п.6.41. главы 1 не проводится контроль за параметрами микроклимата и показателями микробной обсемененности воздушной среды с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев.

– В нарушение п. 10.4.8. главы I, п. 2.14., 2.15.главы III не в полном объеме проводится взятие материала на бактериологический посев во время операций по поводу гнойных процессов, а также при повторных операциях по поводу послеоперационных осложнений любого генеза (ревизия операционных ран / полостей).

– Не соблюдаются требования раздела 12 главы I по правилам обработки рук медицинского персонала и кожных покровов пациентов.

– В нарушение п. 15.1 и в рамках исполнения приказа МЗ и СР РФ № 302-н от 12.04.2011 года «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» не соблюдается периодичность периодического медосмотра сотрудников (более одного года от последнего), отсутствуют медицинские заключения по результатам периодического медосмотра с основного места работы совместителей, не направляются на периодический осмотр вновь принятые на работу и сотрудники после декретного отпуска.

СанПиН 2.1.7.2790-10

“Санитарно-эпидемиологические требования к обращению

с медицинскими отходами”

– В нарушение п.3.7. отсутствует достаточное количество мягких расходных упаковок для сбора отходов класса А, Б, В.

– В нарушение п. 6.2; 6.4 отсутствует холодильное оборудование для хранения отходов класса Б в помещениях временного хранения отходов.

СП 3.1./3.2.3146-13

«Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»

– В нарушение п.п. 12.1., 12.3. не в полном объеме проводится учет и регистрация инфекционных заболеваний.

– В нарушение п. 11.2. не собирается (или собирается не в полном объеме) эпидемиологический анамнез у пациентов.

– В нарушение п. 15.1. не проводится медицинское наблюдение и своевременное лабораторное обследование лиц, общавшимся с больным инфекционным заболеванием.

– В нарушение п. 20.1 не проводится тематическое обучение медицинских работников по вопросам организации и проведения дезинфекционных мероприятий.

СП 3.1.3263-15

«Профилактика инфекционных заболеваний

при эндоскопических вмешательствах»

– В нарушение п.5.8. в помещениях для обработки эндоскопов отсутствует местная вытяжная вентиляция с удалением паров растворов на уровне моечных ванн.

– В нарушение п.10.4. не соблюдается кратность планового бактериологического контроля качества обработки эндоскопов в рамках производственного контроля.

СП 3.1.5.2826-10

«Профилактика ВИЧ-инфекции»

– В нарушение п.8.3.3.3. и 8.3.3.2 отсутствуют экспресс-тесты и антиретровирусные препараты для постконтактной профилактики ВИЧ у медработников в случае аварийной ситуации.

– В нарушение п.5.1. при проведении обследования лиц на ВИЧ-инфекцию не проводится до и послетестовое консультирование.

СП 3.1.3112-13

«Профилактика вирусного гепатита С»

СП 3.1.1.2341-08

«Профилактика вирусного гепатита В»

– В нарушении п.6.4.1.1. СП 3.1.3112-13 и п.4.1 СП 3.1.1.2341-08 при положительных результатах исследования на скрининговые маркёры гепатита не во всех случаях проводятся расширенные исследования на маркерный спектр и молекулярно- биологические исследования.

СП 3.1.2952-11

«Профилактика кори, краснухи, эпидемического паротита»

– В нарушение пп. 6.2., 6.4. охват профилактическими прививками против кори подлежащих контингентов, в том числе сотрудников медицинской организации ниже установленного уровня.

СП 3.1.7.2627-10

«Профилактика бешенства среди людей»

– В нарушение п.4.3. не передаются экстренные извещения в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» на лиц, первично обратившихся по поводу укусов животных.

СП 3.1.2.3113-13

«Профилактика столбняка»

– В нарушение п.7.3, 7.4 выявляются лица, которым не проведена экстренная профилактика столбняка или проведена не в полном объеме.

СП 3.3.2342-08

“Обеспечение безопасности иммунизации”

– В нарушение п.3.32 не в полном объеме медицинский персонал, допущенный к организации и проведению профилактических прививок, проходит тематическое усовершенствование по вопросам безопасности иммунопрофилактики и организации иммунизации.

СП 3.3.2.3332-16

“Условия транспортирования и хранения иммунобиологических

лекарственных препаратов”

– В нарушение п. 7.18 в системе «холодовой цепи» для контроля перегрева и замораживания иммунобиологических лекарственных препаратов используются термоиндикаторы, не обеспечивающие контроль нижнего порогового значения (+2 0 С) температурной чувствительности большинства ИЛП.

– В нарушение п. 5.14. перед загрузкой ИЛП в термоконтейнеры не подвергаются кондиционированию замороженные хладоэлементы, что ведет к замораживанию вакцин при их транспортировке.

СП 3.3.2367-08

“Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней”

– В нарушение п.5.6 территориальными поликлиниками не проводится перепись взрослого населения с указанием прививочного анамнеза в целях формирования достоверного плана профилактических прививок и не запрашиваются ежегодно списки работников учреждений и предприятий, расположенных на территории обслуживания, для организации вакцинации.

– В нарушение п.5.7 не в полном объеме лица, подлежащие профилактическим прививкам в рамках Национального календаря прививок и календаря прививок по эпидемическим показаниям, включаются в план прививок по учреждению.

СП 3.1.2.3114-13

«Профилактика туберкулеза»

– В нарушение п.5.7 в детские организации допускаются дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, без заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.

– В нарушение п.4.5. планирование профилактических осмотров взрослого населения на туберкулез проводится не в полном объеме, медицинскими работниками не проводится уточнение численности работающего населения, прикрепленного к участку, а также анализ медицинских документов, содержащих сведения о проведенном ФЛГ обследовании работающего населения, отсутствует картотека.

СанПиН 3.2.3215-14

«Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»

– В нарушение п.п. 16.3 главы ХVI не проводится контроль (1 раз в год) за качеством эффективности обеззараживания (дегельминтизации/деинвазии) в пищеблоке, раздаточной, кабинете инфекционных заболеваний, в КДЛ лаборатории, в палатах, туалетных комнатах медицинских организаций.

За выявленные нарушения к юридическим или должностным лицам применены меры административного воздействия.

Обращаем Ваше внимание, что согласно ст. 11 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Роспотребнадзор. Перечень документов для подготовки к проверке медицинской организации

Медицинская организация всегда готовится к плановой проверке Роспотребнадзора, в связи с тем что заранее известна периодичность и дата проведения.

Как узнать о предстоящей проверке?
На официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека можно найти полную информацию о планируемых сроках проведения проверки.

Задачами плановой проверки Роспотребнадзора в медицинской организации являются установление соответствия деятельности юридического лица обязательным требованиям законодательства Российской Федерации в сфере санитарного законодательства РФ и законодательства в сфере защиты прав потребителей, принятие мер при выявлении неисполнения юридическим лицом законодательства РФ.

Читать еще:  Лучшие трейдеры России на фондовом рынке

Предметом плановой проверки является соблюдение обязательных требований и проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Медицинская организация, в качестве юридического лица, обязана предоставить представителям Роспотребнадзора перечень необходимых документов для достижения целей и осуществления задач проведения проверки. Именно поэтому, очень важно подготовить пакет документов заранее, провести контроль соответствия всей надлежащей документации и при необходимости внести коррективы. Перечень, предлагаемый в этой статье и применяемый на практике, поможет успешно подготовиться к проверке и избежать серьезных последствий.

Перечень документов по основным разделам проверяемой деятельности:

─ документы, содержащие сведения о проверяемом юридическом лице,

─ документы, содержащие сведения о соответствии работников юридического лица;

─ документы, содержащие сведения о состоянии используемых юридическим лицом при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств;

─ документы, содержащие сведения о производимых и реализуемых юридическим лицом, выполняемых работах, предоставляемых услугах;

─ документы, содержащие сведения о мерах, принимаемых юридическим лицом, по исполнению обязательных требований

Перечень документов
для подготовки МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ к проверке Роспотребнадзора

1. Документы на руководителя медицинской организации (законного представителя юридического лица): приказ о назначении на должность, трудовой договор, должностная инструкция

2. Устав юридического лица

3. Свидетельство ИНН

4. Свидетельство ОГРН

5. Коды ОКВЭД

6. Банковские реквизиты.

7. Документы, подтверждающие наличие у медицинской организации принадлежащих ему на праве собственности (документы на право собственности) или ином законном основании (договор аренды помещений) зданий, строений, сооружений и (или) помещений, в которых осуществляются лицензируемые виды деятельности.

8. Штатное расписание на текущий год: с обязательным указанием занятых и вакантных должностей, дополнительно — сведения о сотрудниках, не указанных в штатном расписании, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции персонала.

9. Лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность

10. Санитарно-эпидемиологические заключения: на медицинскую деятельность, на работы с источниками ионизирующего излучения (ИИИ), на работу с ПБА (патогенными биологическими агентами) 3-4 групп патогенности.

11. Поэтажные планы каждого корпуса (в соответствии с экспликацией здания, каждое помещение должно быть подписано, в каждой палате должно быть указано количество коек).

12. Дезинфекция и очистка системы вытяжной вентиляции: договор на выполнение работ (в т.ч. на пищеблоке ─ с протоколом лабораторных испытаний), журнал дезинфекции и очистки системы вытяжной вентиляции (общий по медицинской организации), паспорта вентиляционных систем, технический отчет о работе систем вентиляции (оценка ее эффективности).

13. Программа производственного контроля: приказ о назначении ответственного за проведение ППК, договор на выполнение ППК с лицензией, аттестатом и областью аккредитации организации, выполняющей лабораторно-инструментальные исследования по программе ПК, последние протоколы исследований.

14. Организация обращения с медицинскими отходами: приказ о назначении ответственных лиц, схема и инструкция по обращению с медицинскими отходами, журнал проведения инструктажей (предварительный при приеме на работу и периодический), технологические журналы по учету медицинских отходов по подразделениям и по учреждению в целом, договор на вывоз медицинских отходов с актами сдачи-приема и талонами на размещение отходов на полигонах.

При наличии участка по организации медицинских отходов в медицинской организации: все вышеперечисленные документы за исключением договора на вывоз медотходов.

15. Договор на вывоз ТБО, пищевых отходов, отходов класса Г (утилизация ртутьсодержащих отходов, в т.ч. люминесцентных и ультрафиолетовых бактерицидных ламп; дезинфицирующих средств с истекшим сроком годности; просроченных лекарственных средств).

16. Договор на дератизацию и дезинсекцию синантропных членистоногих (от мух, тараканов, мышей, при необходимости — сезонная обработка территории медицинской организации от клещей) с актами выполненных работ.

17. Договор на стирку спецодежды медицинских сотрудников и белья медицинской организации.

18. Заключительные акты по периодическим медицинским осмотрам работников медицинской организации с разъяснением согласно штатного расписания. Сведения по проведению медосмотров внешних совместителей (при наличии в штате).

19. Наличие медицинских книжек у сотрудников пищеблока, буфетчиц и сотрудников, связанных с раздачей пищи.

20. Данные о прохождении ежегодного флюорографического обследования сотрудниками медицинской организации; список сотрудников, подлежащих флюорографическому обследованию в текущем году, согласованный с Роспотребнадзором.

21. Сведения по вакцинации сотрудников медицинской организации против кори, краснухи, дифтерии, гепатита В. Для сотрудников, связанных с раздачей пищи: против гепатита А и дизентерии Зонне (в медицинских учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы). Наличие прививочных сертификатов.

22. Документы по организации лечебного питания: товарные-накладные, товарно-транспортные накладные за текущий месяц (на дату проверки) по всей продукции. Документы, подтверждающие качество реализуемой пищевой продукции (сертификаты, декларации, свидетельства ЕАС). Документы, подтверждающие использование специализированного транспорта для транспортировки данного вида пищевой продукции, температурный лист условий транспортировки пищевой продукции.

23. Договор на техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), акты выполненных работ по техническому обслуживанию медицинских изделий.

24. Инструкции по обработке (дезинфекция, стерилизация) медицинских изделий.

25. Перечень медицинского оборудования, содержащего источники ультразвука, ультрафиолетового излучения (ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, камера бактерицидная для хранения простерилизованных медицинских изделий и др.), лазерного излучения, СВЧ, ионизирующего излучения, перечень эндоскопического, дезинфекционного и стерилизационного оборудования (автоклавы, стерилизатор воздушный, мойка ультразвуковая, камера воздушно-пароформалиновая дезинфекционная и др.).

26. Документация на медицинские изделия: паспорт, руководство по эксплуатации, регистрационное удостоверение, сертификат соответствия.

27. Эндоскопическое оборудование: распорядительный документ организации о лицах, ответственных за организацию и проведение противоэпидемических мероприятий при проведении эндоскопических манипуляций, в том числе за качество обработки эндоскопического оборудования; документы о повышении квалификации медицинских работников, непосредственно связанных с проведением эндоскопических вмешательств и обработкой эндоскопического оборудования (врачи и медицинские сестры); рабочие инструкции по обработке эндоскопов; журналы контроля обработки эндоскопов для нестерильных вмешательств.

28. Документация по учету контроля качества стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения: журнал учета качества предстерилизационной обработки изделий медицинского назначения (форма №366/у), журнал контроля работы стерилизаторов воздушного, парового (автоклава) (форма №257/у).

29. Журнал регистрации и контроля работы бактерицидной установки.

30. Расчет потребности в дезинфицирующих средствах.

31. Справка о количестве дезинфекционных средств, имеющихся в наличии по состоянию на текущий месяц (на дату проверки).

32. Журнал контроля концентрации рабочих растворов дезинфицирующих средств.

33. Журнал генеральных уборок.

34. Журнал учета инфекционных заболеваний (форма № 060/у).

35. Комиссия по профилактике ИСМП: приказ о работе комиссии по профилактике ИСМП, план работы комиссии по профилактике ИСМП, протоколы за текущий и предыдущий годы заседаний комиссии по профилактике ИСМП.

36. Комплексный план по профилактике инфекционных заболеваний в медицинской организации.

37. Обеспечение мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных (паразитарных) болезней (вопросы профилактики особо опасных инфекций):

─ методические папки, разработанные на основании нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, в приемном отделении (оперативная папка), патологоанатомическом отделении и в каждом лечебном отделении, а также у руководства медицинской организацией. В каждой методической папке имеются:

1) приказ «Об обеспечении мероприятий по предупреждению заноса и распространения болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории»,

2) схема оповещения,

3) функциональные обязанности должностных лиц, конкретно для работников каждого подразделения,

4) перечень действующих нормативно-правовых документов, приказов, распоряжений, методических указаний по болезням, в т.ч. санитарные правила по санитарной охране территории РФ, чуме, холере, КВГЛ, бешенству и т.д. (всего по 25 инфекционным (паразитарным) болезням, требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории РФ),

5) общие сведения клинико-эпидемиологических характеристик болезней,

6) оперативный план по локализации очага в случае выявления больного болезнями,

7) план профилактических мероприятий,

8) порядок одевания и снятия средств индивидуальной защиты, их обеззараживание,

9) меры и средства личной профилактики медицинского персонала,

10) правила забора биологического материала на холеру,

11) план проведения тренировочного учения с медицинскими работниками с вводом условного больного (с протоколом и регистрацией присутствующих на учениях).

─ журнала учета занятий по ежегодной теоретической и практической подготовке медицинского персонала по инфекционным (паразитарным) болезням, требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории РФ (с отметкой о проведенном зачете).

38. Журнал осмотра на педикулез в приемном отделении.

39. Медицинская документация пациентов.

40. Акты сверки с филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».

41. Данные микробиологического мониторинга с объектов внешней среды и от пациентов за текущий год (общие по больнице, разбивка по отделениям, превалирующая флора, резистентность к антибиотикам). 5 историй болезней с гнойно-септическими осложнениями после проведенных операций текущий и предыдущий год.

42. Клинико-диагностическая лаборатория 3-4 групп патогенности: приказ о создании комиссии по безопасности работы с микроорганизмами 3-4 группы патогенности, акт экспертизы клинико-диагностической лаборатории 3-4 группы патогенности, документы о профессиональной подготовке медицинского персонала лаборатории.

Читать еще:  Можно ли заработать на биткоинах отзывы

Поделиться актуальной информацией и полезным материалом в профессиональных сообществах в социальных сетях!

Что проверяет Роспотребнадзор в медицинских учреждениях

Проверки Роспотребнадзора в мед. учреждениях: что будут смотреть?

Проверка хоть плановая, хоть внеплановая – это важное событие для работников любого учреждения.

Одно из ведомств, которое регулярное проводит проверки во всех государственных и частных учреждениях – это Роспотребнадзор.

Оно считается одним из наиболее важных, так как может приостановить любое предприятие и даже закрыть его, если руководители не выполняют предписаний ведомства.

Как проходят проверки

Проверку Роспотребнадзора проходят все учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, в том числе медицинские учреждения. О грядущей проверке комиссия должна предупредить за три дня до ее начала.

Обычно весь процесс подготовки к приему проверяющей комиссии выполняет главврач. Но если он в отпуске или новый главврач еще не имеет опыта приема столь уважаемых гостей, подготовку все равно придется проводить. От того насколько хорошо она будет проведена зависит дальнейшая работа медицинского учреждения.

На полную генеральную уборку может физически не хватить времени. К тому же многие помещения российских больниц и поликлиник нуждаются не только в уборке, но и в ремонте. Поэтому усилия весь персонал должен направить не только на протирание полок и мытье полов, но и на другие, не менее важные предметы.

Что необходимо делать врачам, медсестрам, санитарам, если нагрянет проверка

Первое что необходимо сделать – это навести порядок на полках и на складе лекарственных препаратов. Все просроченные препараты необходимо отправить в утиль. На стены надо повесить тематические плакаты, если старые давно пожелтели или облезли. Непонятно почему, но комиссия требует, чтобы на стенах висели ярко раскрашенные интересные плакаты.

Особенный марафет необходимо провести в лаборатории анализов и кабинете реанимации. Там должны быть идеальная чистота и порядок. Все оборудование и инструменты должны быть в идеальном состоянии.

Следующим местом, куда с большей вероятностью заглянут сотрудники от Роспотребнадзора – это больничные палаты и коридор. В палатах должно быть чисто, в том числе постельное белье. Коридор должен быть свободен от коробок, коек и прочего хлама.

Машины скорой помощи должны быть исправны и оснащены специальным оборудованием, а в сумке у медика необходимые для оказания первой помощи медикаменты и инструменты.

В приемной должен лежать журнал и в нем должны быть записи. Недопустимо, чтобы в приемной и на каждом этаже отсутствовала дежурная медсестра.

И главное, на работе, во время проверки, не должно быть медработников, от которых пахнет перегаром. Даже если они вчера просто отмечали чье-то день Рождения – на работе им не место, пусть берут отгул.

Вышеперечисленные действия необходимо проводить как в частных клиниках, так и городских больницах и поликлиниках.

Что еще может проверить Роспотребнадзор

На что еще может обратить внимание Роспотребнадзор при посещении больницы или поликлиники, так зайти на кухню и посмотреть, что готовят для больных. Также сотрудники могут прийти на прием к какому-нибудь специалисту. Если проверка была спровоцирована кем-то из недовольных пациентов клиники и жалобы относятся к определенному специалисту, то член проверяющей комиссии, скорее всего, направится к нему.

Роспотребнадзор также может проверить наличие запасных выходов, а также грузовой лифт. Грузовой лифт предназначен не только для перевозки крупногабаритных грузов, но также для транспортировки лежачего больного и инвалида-колясочника. Естественно, что лифт должен быть исправным и чистым.

Сотрудник проверяющей комиссии также может отправиться с бригадой медиков на вызов. Хотя такое редко случается. Но опять же, все зависит от причины, по которой была спровоцирована проверка. Если проверка плановая, то она носит в большинстве случаев формальных характер. Решение о внеплановой проверке обычно принимается при большом количестве жалоб в инстанцию от разгневанных пациентов.

Роспотребнадзор проверяет не только физическое состояние больницы, насколько там чисто, нет ли нарушения пожарной безопасности, как работают лифты и запасные выходы.

Проверяющая комиссия проверяет также то, насколько внимательно и вежливо медперсонал относится к пациентам. Используют ли в медучреждении для лечения больных просроченные лекарственные препараты и инструменты. Как устроены и работают лаборатории.

По идее все медицинские учреждения должны быть такими, какими они представляются в день проверки. Однако поддерживать идеальный порядок в течение долгого времени не всегда удается. К сожалению, во многих российских городах и поселках здания больниц и поликлиник были построены еще в советское время и уже успели обветшать, а новые еще не построили.

Воронежская областная
клиническая

Бюджетное учреждение здравоохранения

Как подготовиться и пройти проверку Роспотребнадзора

Как подготовиться и пройти проверку Роспотребнадзора

Кудрявцева Л. Г., Е. С. Салыгина

Все медицинские организации проходят проверки Роспотребнадзора. Закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ устанавливает порядок проведения проверок, а также права и обязанности их участников. Положение о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре определяет полномочия Роспотребнадзора при проведении проверок (постановление Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476).

Узнайте об особенностях проверок, чтобы заранее подготовиться к встрече с представителями Роспотребнадзора.

Виды проверок

Вид проверки

Описание

Проводится согласно плану, утвержденному генеральной прокуратурой. Территориальные органы Роспотребнадзора утверждают планы проверок на каждый год

Проводится вне годового плана, если для проверки есть основания. Например, жалоба пациента медорганизации (далее – МО) или контроль исполнения предписания

Ревизоры лично выезжают в медицинскую организацию на проверку

Ревизоры запрашивают документы и оценивают их без посещения медорганизации

Внимание: роспотребнадзор имеет право проводить плановые проверки МО не чаще одного раза в два года. С внеплановой проверкой ревизоры могут приходить в любое время и так часто, как этого требуют обстоятельства проверки.

Что именно проверяют

При плановой проверке Роспотребнадзор проверяет, соблюдает ли медорганизация требования санитарного законодательства. Чаще всего ревизоры проверяют:

· метраж помещений, высоту окон и потолков, параметры дверных проемов;

· наличие дефектов внутренней отделки помещений (потолок, стены, пол);

· расположение (наличие) вентиляции, соответствие конструкции заявленному проекту;

· паспорта систем вентиляции, акты ревизии вентиляционных систем;

· наличие смесителей с локтевым управлением для жидкого мыла и раствора антисептика в кабинетах;

· данные медицинских осмотров сотрудников МО, их медицинские книжки, сертификаты о прививках;

· показатели освещенности, микроклимата, локальной вибрации и др.;

· режим стерилизации, сроки хранения стерильных изделий в стерилизационной;

· обращение с отходами.

В зоне ответственности главной медсестры проверяют:

· соблюдение дезинфекционно-стерилизационного режима, ведение учетно-отчетной медицинской документации;

· наличие средств индивидуальной защиты, аптечек для оказания медицинской помощи при аварийных ситуациях (профилактика ВИЧ-инфекции);

· соблюдение требований гигиены рук персонала;

· организацию питания в буфетных;

· обращение с медицинскими отходами (журнал технологического учета, дезинфекция на местах образования, временное хранение в отделениях).

Во время внеплановой проверки ревизоры выясняют, устранила ли МО выявленные ранее нарушения. Также Роспотребнадзор проводит внеплановую проверку по жалобам пациентов или другим чрезвычайным обстоятельствам.

Внимание: роспотребнадзор имеет право проверять МО не более 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок плановой проверки может быть продлен. Внеплановую проверку можно продлить, если требуются дополнительные лабораторные исследования.

Ситуация: на каком основании Роспотребнадзор может проводить внеплановую проверку медицинской организации

Основания для внеплановых проверок (ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ):

· истечение срока ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

· обращения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, СМИ;

· случаи чрезвычайных ситуаций, возникновения угрозы или причинения вреда жизни, здоровью граждан;

· случаи обращения граждан при нарушении прав потребителей;

· приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Если основание внеплановой проверки – угроза или причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде или чрезвычайная ситуация, приказ согласуют с органами прокуратуры. Однако проверку Роспотребнадзор может начать, не дожидаясь согласования (п. 9 приказа Генпрокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. № 93).

Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи составляют в течение 10 дней после завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очаге (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 октября 2010 г. № 133 «Об оптимизации противоэпидемической работы и утверждении формы акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи»).

Читать еще:  Упрощенный учет материалов для малых предприятий

В случае если при проверке установят признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства, проверяющий из Роспотребнадзора направит в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном Уголовным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Какие нарушения чаще всего находят

Рейтинг типичных нарушений, которые выявляет Роспотребнадзор в МО:

1. нарушения при проведении санитарно-профилактических, противоэпидемических мероприятий;

2. нарушения санитарно-технического характера внутренней отделки помещений, нарушения эксплуатации вентиляционных систем, отсутствие дублирующего водоснабжения, несответствие числа коек в палатах;

3. нарушения в обращении с отходами;

4. нарушения условий труда работников МО (отсутствие централизованной стирки белья, индивидуальных шкафчиков, санпропускников);

5. нарушения в организации питания пациентов;

6. нарушения в работе с источниками ионизирующего излучения.

Как узнать о плановой проверке

В январе Генеральная прокуратура РФ публикует на своем сайте информацию о плановых проверках разных ведомств. Чтобы узнать, придет ли Роспотребнадзор в вашу организацию, сделайте следующее:

· зайдите на сайт genproc.gov.ru;

· выберите раздел «Сводный план проверок»;

· найдите в нем подраздел «Информация о проверяемом лице»;

· введите данные своей организации в поля поиска. Укажите Роспотребнадзор в строке «Наименование органа государственного контроля».

Как подготовиться к проверке

Роспотребнадзор письменно уведомляет администрацию МО о начале проверки:

· при плановой проверке – не позднее трех рабочих дней;

· при внеплановой проверке – не позднее 24 часов.

Уведомление (распоряжение) может прийти как в бумажном, так и в электронном виде. Регулярно проверяйте официальный электронный адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ.

Внимание: в исключительных случаях внеплановая проверка может начаться без предварительного уведомления.

Получив уведомление (распоряжение), руководство МО:

· регистрирует уведомление в журнале регистрации входящей корреспонденции;

· сообщает о предстоящей проверке главной медицинской сестре и другим ключевым сотрудникам, имеющим отношение к предмету проверки;

· знакомит сотрудников с Административным регламентом Роспотребнадзора (приказ Роспотребнадзора от 16 июля 2012 г. № 767).

Внимание: убедитесь, что дата получения уведомления записана в журнале верно. Если возникнет спор с ревизорами о сроках уведомления, эти данные будут важны.

Что делать во время проверки

Руководитель МО обязан лично присутствовать при проведении проверки. Если это невозможно, он должен назначить сотрудника, который будет выполнять обязанности руководителя МО во время проверки.

Когда проверяющие придут в МО:

· проверьте их служебные удостоверения;

· получите копию приказа (распоряжения) о проверке;

· убедитесь, что документ подписан руководителем подразделения Роспотребнадзора и заверен печатью. Также в приказе (распоряжении) должны быть указаны:

1. название вашего МО и его адрес;

2. цели, задачи и основания проверки;

3. дата начала и сроки проведения проверки;

4. мероприятия, которые будут проводиться во время проверки;

5. названия экспертных организаций, которые будут привлечены к проверке;

· обеспечьте ревизорам доступ к объектам проверки;

· сопровождайте ревизоров на территории МО во время проверки.

Проверяющие имеют право:

· требовать документы, которые имеют отношение к предмету проверки;

· обследовать здания и внутренние помещения МО;

· обследовать оборудование МО;

· делать пробы, смывы и замеры образцов, объектов внешней среды;

· делать лабораторные исследования отобранных проб и образцов;

· проводить санитарно-эпидемиологическую экспертизу объектов внешней среды.

Проверяющие не имеют права:

· проверять сведения, не относящиеся к компетенции Роспотребнадзора, и объекты, не указанные в распоряжении;

· требовать документы, которые не являются предметом проверки;

· отбирать образцы (пробы) продукции без оформления акта отбора;

· превышать сроки проведения проверки.

Во время проверки ведите протокол в произвольной форме. Описывайте в нем действия проверяющих, их вопросы к сотрудникам МО, комментарии и другие существенные детали проверки. По окончании проверки подпишите протокол вместе с коллегами, которые участвовали в проверке, и заверьте печатью. Помните, что данный протокол имеет силу в судебном разбирательстве. Также вы имеете право вести аудио-, видеозапись проверки или фотосъемку с согласия должностного лица.

Что делать после проверки

По результатам проверки ревизоры оформляют акт, в котором указывают следующие данные:

· дату, время и место составления акта проверки;

· наименование территориального органа Роспотребнадзора, проводившего проверку;

· дату и номер приказа (распоряжения) о проведении проверки;

· Ф. И. О. экспертов;

· название вашей МО, ее юридический адрес и фактические адреса осуществления деятельности;

· Ф. И. О. и должность руководителя МО;

· дату, продолжительность и место проведения проверки;

· результаты проверки, в том числе:

1. выявленные нарушения;

2. перечень лиц, допустивших нарушения;

· подписи должностных лиц, проводивших проверку;

· дату ознакомления с распоряжением.

Внимание: если во время проверки вы заметили нарушения со стороны ревизоров, укажите их в акте проверки. Помните, что все нарушения, выявленные сотрудниками Роспотребнадзора, должны быть подкреплены ссылками на соответствующие пункты в нормативных документах.

Руководитель МО или уполномоченный им сотрудник ставит в акте проверки отметку «Ознакомлен» и подписывает его. Если руководитель отказывается подписать акт, ревизоры указывают это в акте.

К акту проверки ревизоры прикладывают:

· протоколы отбора образцов продукции;

· протоколы или заключения проведенных исследований;

· объяснения работников МО, ответственных за выявленные нарушения;

· предписания об устранении нарушений;

· прочие документы, связанные с результатами проверки.

Акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр проверяющие вручают руководителю МО вместе с копиями приложений. Если руководитель МО в этот момент отсутствует или отказывается дать расписку об ознакомлении с актом проверки, то ревизоры посылают акт по почте. Они также могут отправить акт в форме электронного документа, подписав его усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как оспорить результаты проверки

Если вы не согласны с результатами проверки, медорганизация вправе в течение 15 дней с даты получения акта проверки направить в Роспотребнадзор свои возражения. Необходимо приложить документы, которые подтверждают обоснованность возражений. Документы отправляют либо заказным письмом с уведомлением о вручении, либо в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя МО.

МО также может обжаловать результаты проверки в суде.

Как признать результаты проверки недействительными

Можно избежать административной ответственности, если результаты проверки признают недействительными из-за грубых нарушений при ее проведении.

Случаи, когда результаты проведенной проверки могут быть признаны недействительными:

· Отсутствие оснований проведения плановой проверки, нарушение срока уведомления о проведении проверки. Основания для проведения плановой проверки предусмотрены в статье 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). О проведении плановой проверки организация должна быть предупреждена за три рабочих дня (то есть не в пятницу!), о проведении внеплановой проверки – за 24 часа. Эти требования, а также исключения из правил предусмотрены в статьях 9 и 10 Закона № 294-ФЗ.

· Отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, нарушение порядка согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры. Основания для проведения внеплановой проверки, а также случаи, когда проверка в обязательном порядке должна быть согласована с органами прокуратуры, предусмотрены в статье 10 Закона № 294-ФЗ.

· Нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Почти все частные медицинские организации являются субъектами малого предпринимательства и микропредприятиями. Критерии для отнесения организации к субъекту малого бизнеса содержатся в Законе от 24 июля 2007 г. № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Общий срок плановых выездных проверок в отношении малых предприятий не может превышать 50 часов, в отношении микропредприятий – 15 часов. Это указано в статье 13 Закона № 294-ФЗ.

· Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Роспотребнадзора

· Истребование документов, не относящихся к предмету проверки, превышение установленных сроков проведения проверок. Ревизоры обязаны соблюдать сроки проведения проверки (ст. 18 Закона № 294-ФЗ), а также не выходить за рамки предмета проверки, определенного в распоряжении. Недопустимо изначальное необоснованное превышение сроков проверки в годовом плане, также как и продление их при отсутствии законных оснований.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector