Проверка Россельхознадзора что проверяют на пищевом предприятии?

Проверка Россельхознадзора что проверяют на пищевом предприятии?

Как проходит проверка Россельхознадзора

Россельхознадзор, или служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, образована президентским указом за №314 от 9/03/04 г. Подчиняется эта федеральная служба Минсельхозу. Поднадзорная структуре сфера широка, как следует из ее наименования. Россельхознадзор (РСН) нередко путают с Роспотребнадзором. Обе эти структуры зачастую проводят свои проверки в один и тот же период, чем вводят предпринимателей, руководителей в еще большее замешательство. Разберемся, какими функциями наделен Россельхознадзор, какова сфера его полномочий.

Россельхознадзор и его функции

Россельхознадзор ответствен за сельскохозяйственную продукцию животного и растительного происхождения, не прошедшую обработку, так называемую «сырую». Согласно регламентным документам службы (их можно подробно изучить на официальном сайте Россельхознадзора), сферой проверок РСН являются:

  • в животноводстве – продовольственное животное сырье, иначе говоря мясо, субпродукты, как результат убоя животных, молоко в сыром виде, сливки, сметана, мёд и иная продукция пчеловодства, яйца;
  • в растениеводстве – овощи и фрукты, бобовые и зерновые, крупы.

РСН может прийти с проверкой и к первичному производителю (фермеру), и в торговую точку, где находятся эти продукты. Россельхознадзор контролирует использование «сырых» продуктов:

  • в кафе, столовых, продуктовых магазинах;
  • в продуктовых складах различного назначения;
  • на пищевых предприятиях;
  • в образовательных учреждениях (детсадах, школах);
  • в медучреждениях.

Даже если предприятие не производит пищевые продукты, но имеет, например, пищеблок или склад, где хранятся необработанные овощи, фрукты, молочные или мясные продукты, у Россельхознадзора есть формальные основания для проверки.

РСН проверяет не только продукты как таковые, но и условия их хранения, перевозки, заготовки, переработки и утилизации (уничтожения). Подробно о функциях Россельхознадзора и отличии этих функций от аналогичных, присущих Роспотребнадзору, сказано правительственном постановлении №1009 от 14/12/09 г. На этот документ, а также на уже упомянутый Указ Президента №314 от 9/03/04 г. следует ссылаться, если имеет место превышение полномочий со стороны лиц, осуществляющих проверку.

Проверки могут носить плановый и внеплановый характер. Узнать о плановой проверке вашей организации можно на сайте Россельхознадзора либо на сайте Единого реестра проверок.

В реестре указывают:

  • наименование проверяемого объекта, юрлица, ИНН/КПП, дату госрегистрации;
  • цель (например: «соблюдение обязательных требований в области семеноводства с/х растений, карантина растений, качества и безопасности зерна, продуктов его переработки, земельного надзора»);
  • дату окончания последней проверки Россельхознадзора в отношении этого юрлица, иные основания для проверки;
  • дату начала актуальной плановой проверки;
  • продолжительность;
  • характер проверки (выездная, документарная).

Кроме этих сведений, дополнительно могут указываться другие данные. К примеру, если проверка проводится РСН совместно с другой структурой, указывается эта структура.

Внеплановые проверки могут происходить по нескольким причинам, указанным в регламентных положениях Россельхознадзора.

Поводом могут стать сторонняя информация, жалобы, содержащие сведения:

  • о нарушении технологии, авариях, выходе из строя защитных сооружений, которые могут быть опасны (потенциально опасны) для людей, животных, природной среды, имущества;
  • о нарушении прав граждан, юрлиц, ИП в сфере, подведомственной Россельхознадзору;
  • о связи заболеваний людей и животных с работой той или иной фирмы, ИП и их продукцией; либо о потенциальной опасности таких заболеваний.

Роспотребнадзор, упомянутый ранее, напротив, проверяет переработанную продукцию и в целом контролирует вопросы защиты потребительских прав граждан.

На заметку! О внеплановой проверке юрлицо (ИП) должно быть предупреждено за сутки до начала проведения (ФЗ №294 от 26/12/08 г., ст. 10 п.16).

Какие документы могут потребовать при проверке

Любая проверка начинается инспектором с просьбы показать учредительные документы. Могут потребовать устав, ОГРН, свидетельство о постановке на учет из налоговой, решение о назначении руководителя, доверенность на представителя юрлица, приказ о назначении, должностную инструкцию, трудовое соглашение с ответственным за проверяемую сферу лицом и т.д.

Далее представитель Россельхознадзора может попросить предоставить документацию, содержащую сведения о предмете контроля. Ни в законодательстве, ни в нормативных, разъяснительных письмах, подзаконных актах Минсельхоза, Россельхознадзора исчерпывающего списка документов нет. Декларируется лишь необходимость подтверждения законности и безопасности действий с «сырыми» сельхозпродуктами.

Россельхознадзор при этом опирается при проверках на множество федеральных законов, конвенций, стандартов, постановлений. Среди них, кроме ФЗ №294, КоАП, ФЗ №29 от 2/01/2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ №52 от 24/04/95 г. «О животном мире», ФЗ №206 от 21/07/14 г. «О карантине растений», международные стандарты по фитосанитарным мерам (МСФМ) и пр.

Так, при поступлении на склад получателя подкарантинных товаров, продукции, инспектор РСН вправе потребовать (ст. 9 ФЗ №206 «О карантине растений»):

  • сопроводительные документы на товар, товарные накладные, счета-фактуры;
  • фитосанитарные сертификаты, документы, подтверждающие фитосанитарное состояние продукта;
  • документы, подтверждающие, что объект прошел карантинное обследование.

Вывод очевиден: все сырые продукты животного, растительного происхождения должны быть оформлены полным пакетом документов на них, который должен быть доступен инспектору, даже если он придет с внеплановой проверкой. Специалисты РСН принимают во внимание и корректно оформленные копии документов.

Нюансы

Сфера контроля Россельхознадзора разнообразна, поэтому в ходе проверки могут возникать определенные нюансы. Некоторые из них хотелось бы отметить.

Внеплановые выездные проверки Россельхознадзором, в частности, кафе, столовых, продуктовых магазинов, проводимые без предупреждения, в отсутствие руководителя, незаконны. Обычно инспекторы проверяют холодильники и овощные лари, подвалы и могут выписать штраф за неправильное хранение мяса, овощей. Такие штрафы можно с успехом оспорить, при этом фактическое наличие или отсутствие правонарушения роли, по сути, не играет (со стороны чиновников имеет место нарушение ст. 10,12 ФЗ №294 «О защите прав юрлиц и ИП…»).

Читать еще:  Пропуск срока вручения акта камеральной налоговой проверки

Вопрос о проверке предприятий общественного питания остается спорным. Некоторые чиновники Россельхознадзора, например, считают: если фирма перерабатывает мясо в продукцию до готовности, значит, это сфера мясопереработки, подконтрольная службе. Руководители предприятий полагают, что их деятельность регулируется СанПиНами, а не регламентами РСН. Решаются такие дела, как правило, в суде, с учетом всех обстоятельств функционирования фирмы.

Нарушения в сфере «сырой» сельскохозяйственной продукции – административные. Им посвящен ряд статей КоАП. Так, неправильное хранение мяса грозит фирме штрафом до 20 тыс. руб. на юрлицо, перевозка с/х животных без документов – до 500 тыс. руб. (ст. 10.8 КоАП), нарушение правил хранения зерна и его производных – до 20 тыс. руб. (ст. 7.18 КоАП). Если фирма недавно образована и проходит первую проверку, инспектор может ограничиться предупреждением и предложением устранить недостатки.

Россельхознадзор / Новости

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Новости

Об инвентаризации журнала продукции в терминальных точках

28 октября 2019 г.

Вниманию руководителей и сотрудников:

Органов государственной власти субъектов

Российской Федерации в области ветеринарии

Территориальных управлений Россельхознадзора

Субъектов хозяйственной деятельности,

осуществляющих производство и обращение

подлежащих ветеринарной сертификации товаров

Уважаемые дамы и господа, коллеги,

Мы начали в последнее время получать сигналы о том, что некоторые сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и Территориальных управлений Россельхознадзора, проводя проверки субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих производство и обращение подлежащих ветеринарной сертификации товаров (далее – ХС) в актах, составляемых по результатам проверок, в качестве существенных замечаний указывают на то, что у некоторых ХС согласно данным электронных журналов в ФГИС Меркурий имеются партии подконтрольных товаров с истекшим сроком годности. Причем самих товаров, соответствующих этим записям электронных журналов, при фактической проверке не обнаруживается.

В ряде случаев такие акты составляются в отношении площадок, которые являются терминальными сегментами товаропроводящей сети – розничными и оптово-розничными магазинами, предприятиями общественного питания.

В связи с этим еще раз обращаем ваше, коллеги, внимание на то, что на площадках, являющихся терминальными сегментами товаропроводящей сети, ситуация, когда «на остатках» в электронном журнале имеется множество записей с ненулевым остатком товара, в том числе – просроченного товара, для объектов этого типа является совершенно нормальной, и не является нарушением установленных норм и правил.

Это связано с природой терминального сегмента и правилами сертификации.

В системе электронной ветеринарной сертификации в настоящее время отсутствуют средства контроля легального вывода подконтрольных товаров из обращения путем их розничной продажи.

Согласно правилам сертификации, продажа товара конечному потребителю (это и есть основная операция, проводимая в терминальных сегментах обращения) сертификации не подлежит.

Это и является причиной появления большого количества записей с ненулевым остатком, касающихся просроченных товаров.

В связи с этим содержащиеся в некоторых из актов проверки требования или рекомендации «ликвидировать» эти записи путем проведения инвентаризации являются неверными.

Путем проведения инвентаризации запись не «ликвидируется», а корректируется объем товара на ее остатке. В случае терминальных площадок, после продажи всего объема товара конечному пользователю, объем остатка в записи может (но не должен) быть обнулен путем инвентаризации. Для этого в очередном обновлении системы Меркурий мы планируем реализовать возможность указания соответствующих причин инвентаризации, в том числе для случаев реализации продукции в терминальных точках:

• Списание остатков, не предназначенных для реализации (использование продукции для внутреннего потребления сотрудниками, в зарплату сотрудникам и т.д.).

• Списание остатков, реализованных физическим лицам для личного потребления в предприятиях розничной торговли.

Как мы уже сообщали, со временем такие записи (как с нулевым, так и с ненулевым остатком) будут автоматически перенесены Меркурием в архивную базу данных записей журнала и электронных сертификатов, и не будут доступны для вывода стандартными бизнес-операциями обращения к Меркурию как через web- так и через API-интерфейс.

Отмечаем, что вышесказанное не относится к проверкам площадок, которые не являются терминальными. На не производящих розничной продажи предприятиях-производителях и логистических объектах наличие таких записей является ненормальным и действительно должно приводиться в соответствие путем инвентаризации.

Обращаем внимание на то, что иногда проверяющий может встретиться с ситуацией, когда на предприятии, которое не является по основной деятельности ни предприятием розничной торговли, ни предприятием общественного питания, также может осуществляться розничная торговля. Например, реализация производимых товаров непосредственно на производственной площадке своим сотрудникам или его использование в приготовлении пищи своим сотрудникам. Иногда непосредственно на предприятии– производителе или складском объекте имеется розничный магазин, который не выделяется в отдельную площадку.

В этих случаях также естественным образом образуются подобные записи. В данном случае скорее отсутствие таких записей является свидетельством нарушений, чем их наличие.

Попутно обращаем внимание на еще на один тип формулировок замечаний, которые при буквальном прочтении иначе, чем анекдотическими не назовешь. Вот прямая цитата из одного из актов проверки: «… установлено, что уполномоченные лица проводят инвентаризацию с нарушениями (оформляют акты инвентаризации с целью изменения дат выработки продукции, сроков годности, увеличения объема продукции).»

Обращаем внимание, что инвентаризация производится в случаях, когда имеется «пересортица» или «разновес».

В случае разновеса масса товара по фактическому наличию больше или меньше той, что указана в записях учета. Приведение массы товара в учетной записи в соответствие с его фактической имеющейся массой и есть суть и цель инвентаризации в данном случае.

Причем приведение в соответствие может выражаться как в уменьшении указанной в учетной записи массы, так и ее увеличением. Т.е. само по себе то что «…уполномоченные лица проводят инвентаризацию с нарушениями (оформляют акты инвентаризации с целью … увеличения объема продукции)» никоим образом не является нарушением – это нормальная складская операция.

Другое дело, что в некоторых обстоятельствах это может быть свидетельством некой нелегальной деятельности на площадке. Например, если инспектор выявит, что на площадке регулярно проводится инвентаризация и в результате нее происходит систематическое увеличение массы подконтрольных товаров (напоминаем – на величину, превышающую 5% от массы поступивших товаров), но никогда или очень редко происходит уменьшение. Но в этих случаях и формула замечания должна быть совершенно иной.

Также нужно быть аккуратнее с формулировками типа: «… установлено, что уполномоченные лица проводят инвентаризацию с нарушениями (оформляют акты инвентаризации с целью изменения дат выработки продукции, сроков годности…)».

Аккуратнее надо быть потому, что выявленное действие могло быть совершено не «с целью изменения… сроков годности» , а с целью их корректного указания.

Рассмотрим пример. На склад поступили две партии одного и того же подконтрольного товара одного производителя с разными сроками выработки в составе одной доставки.

Допустим, что, согласно учетным записям прибыло, по 50 единиц каждой партии. Но фактически прибыло 75 единиц партии с более поздним сроком годности (соответственно с более ранней датой выработки) и только 25 единиц с более ранним сроком годности.

Складской остаток по факту на момент выявления несоответствия составлял 5 единиц товара с более ранним сроком годности и 30 единиц – с более поздним, а по учетным записям 20 единиц с более ранним сроком годности и 15 единиц – с более поздним. В ходе инвентаризации для 15 единиц срок годности изменяется на более поздний. Что было целью инвентаризации? Понятно, что не изменение срока годности, а приведение записи в соответствие с реальностью.

Однако то же самое действие может быть свидетельством и нелегальной активности на площадке. Например, проверяющего должно насторожить частое повторение такого действия и редкое – обратного, когда происходит в результате инвентаризации изменение срока годности в сторону уменьшения.

С наилучшими пожеланиями,

Ключевые слова: МЕРКУРИЙ, Электронная ветеринарная сертификация

Внеплановая проверка Россельхознадзора – основания

vneplanovaya_proverka_rosselhoznadzora_-_osnovaniya.jpg

Похожие публикации

Внеплановые проверки Россельхознадзора (выездные и документарные) проводятся при наличии оснований, установленных правовыми актами. Их количество и регулярность закон не ограничивает. Если предприниматель или руководитель организации сочтет, что контрольные мероприятия организуются без достаточных оснований, или назначаются слишком часто, на действия чиновников можно пожаловаться в прокуратуру. Результаты внеплановых проверок Россельхознадзора, проведенных с нарушениями законодательства, оспариваются в судебном порядке.

Внеплановая проверка Россельхознадзора на 2019 год: правовые акты

Россельхознадзор – сокращенное наименование Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Этот государственный орган проводит внеплановые проверки в соответствии с положениями нескольких нормативных актов:

закона о защите прав предпринимателей и юридических лиц при осуществлении госконтроля № 294-ФЗ от 26.12.2008 – порядок проведения любых внеплановых проверок регламентирует ст.10;

Положения о Россельхознадзоре, утв. Постановлением Правительства № 327 от 30.06.2004 – в разделе II перечислены полномочия ведомства в области надзора, указано, что именно оно вправе контролировать;

Приказа Россельхознадзора № 744 от 17.10.2016 – здесь представлен Перечень правовых актов и их отдельных частей, содержащих требования, за соблюдением которых надзирает данный орган.

В отношении каждого вида надзора составлены отдельные административные регламенты, детально описывающие, как осуществляются плановые и внеплановые проверки. Например, разработаны регламенты по осуществлению:

государственного надзора за землями сельскохозяйственного назначения (Приказ Минсельхоза РФ № 591 от 27.12.2016);

госнадзора в области безопасности пищевых продуктов, изделий и материалов (Приказ Минсельхоза РФ № 185 от 17.05.2016);

ветеринарного контроля (Приказ Россельхознадзора № 1235 от 31.10.2018), и т.п.

Ведомственные регламенты не должны противоречить правилам назначения и проведения внеплановых проверок, установленных законом № 294-ФЗ.

Внеплановая проверка Россельхознадзора: основания

Для проведения внеплановой проверки инспекторами Россельхознадзора имеются следующие основания:

окончание срока исполнения предписания (об устранении нарушения), ранее выданного ведомством предпринимателю или организации;

получение Россельхознадзором от граждан, средств массовой информации, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, чиновников, муниципалов заявления, жалобы или обращения с информацией:

о причинении вреда жизни и здоровью людей, вреда растениям, животным, окружающей среде, государственной безопасности;

об угрозе его причинения;

о возникновении чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера (или об угрозе ее возникновения);

издание приказа руководителем территориального органа Россельхознадзора – на основании поручений Правительства или Президента, а также требования прокурора (о назначении проверки).

Внеплановая проверка Россельхознадзора без согласования с прокуратурой проводится только в крайних случаях, когда требуются неотложные выездные действия. Как правило, они необходимы, если промедление может нанести вред жизни и здоровью граждан. Но и в таких ситуациях работники ведомства обязаны уведомить прокуратуру о проведенной выездной проверке в течение 24 часов.

В остальных случаях предварительное согласование внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры обязательно. Оно оформляется в виде заявления, форма которого приведена в Приложении 2 Приказа Минэкономразвития России № 141 от 30.04.2009.

Что проверяет Россельхознадзор при внеплановой проверке

Россельхознадзор уполномочен осуществлять госнадзор в различных сферах. В частности, он следит, не нарушается ли законодательство:

при использовании земель сельхозназначения;

при обращении лекарств, используемых в ветеринарии;

при производстве кормовых добавок.

Но чаще всего ведомство проводит внеплановые проверки качества пищевых продуктов. В отличие от Роспотребнадзора, Россельхознадзор интересуют не переработанные изделия (йогурты, колбаса, и т.д.), а продовольственное «сырье» растительного и животного происхождения – яйца, сырое молоко или сливки, мед, мясо, картошка и т.д. Так, Россельхознадзор вправе проверять:

рынки и другие торговые точки, где такое сырье продают;

фермерские хозяйства, колхозы, заготовительные организации;

кафе и рестораны, готовящие блюда из сырых продуктов;

перерабатывающие производства (качество сырья, пускаемого на переработку).

Помимо качества продуктов, ведомство проверяет условия их хранения, транспортировки, порядок утилизации некачественного сырья.

Проверки Россельхознадзора — что проверяют, как проводятся плановые и внеплановые проверки

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о проверках Россельхознадзора: из чего они состоят, как проходят, и чем отличаются от инспекции Роспотребнадзора.

Содержание

Что проверяют

Под контролем Россельхознадзора находится вся необработанная продукция сельскохозяйственного назначения.

  1. Мясо и субпродукты;
  2. Сырые молочные продукты;
  3. Яйца;
  4. Продукты пчеловодства;
  5. Сырые овощи, фрукты и зерновые культуры.

Но, как и в большинстве государственных инспекций, проверять сначала будут документы:

  1. Вывеска на входе;
  2. Уголок потребителя;
  3. Правильно оформленные ценники;
  4. Доступность для потребителей информации о поставщике или производителе товаров;
  5. Документы на право собственности или аренды помещения;
  6. Санитарные книжку и медосмотры сотрудников;
  7. Санитарные заключения;
  8. Лицензии на реализацию товара;
  9. Прочие документы, зависящие от вида продукции.

Сравнение с Роспотребнадзором

Задачи и функции Россельхознадзора часто путают с Роспотребнадзором. Оба этих ведомства контролируют работу предприятий, имеющих дело с продуктами питания, но где же проходит граница между сферами их работы?

Россельхознадзор Роспотребнадзор
Полное название Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Что проверяет Сельскохозяйственная продукция, не прошедшая никакой обработки Обработанная продукция (например, термическая обработка), защита прав потребителя, санитарное состояние
Кому подчиняется Минсельхозу Правительству РФ
Периодичность плановых проверок Каждые 3 года

В распределении задач этих двух ведомств поможет постановление правительства РФ от 14 декабря 2009 года N 1009. В части Б его первого пункта подробно описано, чем должно заниматься каждое из ведомств. Именно на этот документ и стоит ссылаться, если вы вдруг заподозрили, что проверка выходит за рамки своей компетенции.

Еще в 2015 году появились слухи о скором слиянии двух ведомств, но на настоящий момент они продолжают свою обособленную деятельность.

Плановые и внеплановые проверки Россельхознадзора

Плановые проверки на 2019 год уже вывешены на сайте ведомства. С этим графиком стоит свериться, если ваша фирма открылась более трех лет назад – это минимальный возраст для плановой проверки.

Плановая выездная проверка наиболее чаще всего затрагивает такие продукты, как мясо, яйца, молоко и мед.

Внеплановая проверка наносит визит в любой момент, если на предприятии (будь то ферма, или магазин) есть продукция, не прошедшая термическую обработку (например, свежие фрукты), и в ведомство поступила информация о нарушениях в их качестве.

Инициируются внеплановые проверки по результатам получения жалоб от населения, юридических лиц или СМИ. Если поступают сообщения об отравлении или угрозе здоровью потребителей, то проверка может быть инициирована незамедлительно, предприниматель даже не получит предупреждения. О начале иных проверок предпринимателя оповестят как минимум за сутки (о плановой проверке – за трое суток) посредством уведомления.

Уведомление содержит в себе:

  • Реквизиты приказа о проведении проверки;
  • Предмет и вид проверки (документарная или выездная), адрес ее проведения и сроки;
  • Требования подготовить определенные документы и информацию по предмету проверки.

Как проходит проверка

Документарные проверки проводятся полностью на территории ведомства. Проверяемому лицу будет предъявлен список документов, их копии необходимо предоставить в течение 10 дней.

Если предприниматель по некоторым причинам не может представить требуемые документы или прочие данные, он обязан до окончания выделенного срока подать письменное объяснение причин.

Выездная инспекция начинается с предъявления инспектором удостоверения и положения о проверке. Внимательно проверьте, соответствуют ли действительности все имена, названия и даты в документах. Также в положении указываются основания для проверки и ее цели.

Если выездная проверка носит плановый характер, то она может осуществляться только в присутствии руководителя предприятия или его заместителя.
Длится проверка не более 30 дней.

Сначала инспектор Россельхознадзора задает вопросы проверяемому, записывая его ответы. Затем данные подтверждаются документами.
Работники аграрной сферы советуют начинающим предпринимателям открыто общаться с инспекцией Россельхознадзора, рассказывать о своей деятельности, раскрывать все «как» и «почему», и тогда проверка, скорее всего, не будет углубляться в исследования.

Например , отсутствие разрешения на минеральные удобрения лучше объяснить своим обоснованным отказом от их применения, чем промолчать и тем самым подтолкнуть инспектора к анализу почвы.

Инспектор Россельхознадзора в ходе выездной проверки вправе запрашивать дополнительные сведения, документы и пробы продукции. На все передаваемые эксперту образцы обязательно должен составляться акт передачи.

Первый плановый визит обычно завершается лишь рекомендациями по организации работы с сельскохозяйственной продукцией.
В конце проверки инспектор составляет в двух экземплярах акт, выдает заключение, оставляет запись в журнале учета проверок.

В акте проверки обязательно должен быть указан перечень всех членов комиссии, участвовавших в проверке, список проведенных контрольных мероприятий.

Если проверяемый не согласен с заключением экспертов, или он обнаружил ошибки в их действиях (например, выход за рамки их полномочий), сразу же вместо утверждения заключения можно оформить отказ. Он будет рассмотрен ведомством в течение месяца.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector