Распределение прибыли и убытков в унитарном предприятии

Распределение прибыли и убытков в унитарном предприятии

Распределение прибыли унитарного предприятия

Уставный фонд унитарного предприятия

Существуют два вида унитарных предприятий – основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (казённые предприятия).

Уставный фонд создаётся лишь у унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Дело в том, что уставный фонд является минимальной гарантией интересов кредиторов унитарного предприятия, а (как мы знаем, казённые предприятия банкротить нельзя), в то же время по долгам казённого предприятия субсидиарную ответственность несёт соответствующее публично-правовое образование.

Минимальный размер уставного фонда для государственных унитарных предприятий – пять тысяч (5000) минимальных размеров оплаты труда, а для муниципальных предприятий – тысяча (1000) МРОТ.

Уставный капитал должен быть сформирован полностью в течение трёх месяцев со дня регистрации унитарного предприятия.

Распределение прибыли унитарного предприятия регулируется и налоговым правом, и самим этим институтом.

В Налоговом Кодексе посмотреть главу 25 – налог о прибыли организаций. И что происходит с теми деньгами, которые получают унитарные предприятия. У предприятия есть выручка, из них вычитаются косвенные налоги, а то, что остаётся – это доход. Доход может быть уменьшен на величину расходов (расходы на зарплату, некоторые налоги – земельные и так далее). После этого остаётся прибыль, и с этой прибыли нужно уплачивать налог на прибыль – 20%.

После этого остаётся чистая прибыль, и применительно к частной организации регулирование здесь заканчивается.

В отношении же к унитарным предприятиям есть особые нормы, но уже не в налоговом праве.

Чистая прибыль унитарных предприятий направляется на две цели:

1) Направляется в соответствующий бюджет.

2) Оставшаяся часть распределяется или остаётся в самом унитарном предприятии или направляется на цели, установленные собственником унитарного предприятия.

42 бюджетные дотации и субсидии

“. дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;. “

Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

  • субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета
  • субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам

Основные свойства субсидии:

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотатируется через компенсационные выплаты.

Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования

Субсидия — помощь потребителю продукции, то есть субъекту, не имеющему достаточно средств для самофинансирования.

Дотация (Dotation, Grant, от лат. dotatio — дар, пожертвование) имеет несколько значений:

  1. В российском законодательстве — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. [1]
  2. Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами. [2]
  3. Дополнительные выплаты работнику, оговоренные трудовым договором или законодательным актом, например, дотация на питание, на проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей. [3]
  4. Выплаты производителям продукции, производство которой малорентабельно.

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой — не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации.

Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся на государственный бюджет, порождают его дефицитность. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими. [2]

Дотация – по сути помощь производителю в сбыте его продукта на рынке, когда без этой помощи производитель не в состоянии предложить такую цену, которая заинтересует покупателей на рынке и соответственно не может реализовать запланированные объемы продукции.

Дата добавления: 2015-04-30 ; Просмотров: 6571 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Унитарные предприятия (гуп, муп, куп)

Понятие: Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия.

Особенности учреждения: Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности. В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Статус владельцев: УП создается по решению уполномоченного на это государственного органа или органа местного самоуправления. Федеральное казенное предприятие образуется по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Источники формирования капитала: Уставный фонд унитарного предприятия представляет собой совокупность выделенных организации государством или муниципальным органом основных и оборотных средств. Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц (23 055 000 рублей), а муниципального — не менее 1000 МРОТ (4 611 000 рублей).

Права: Учредитель унитарного предприятия имеет право занимать должность директора своего предприятия, даже если он имеет основное место работы, т.е. он имеет право работать по совместительству, что не допускается в отношении руководителей организаций других организационно-правовых форм. Собственник-учредитель вправе изъять: излишнее имущество; неиспользованное имущество; используемое не по назначению имущество. Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Особенности управления: Руководитель предприятия, назначенный учредителем либо уполномоченным собственником органом, подотчетен им

Ответственность по обязательствам: Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Читать еще:  Камеральная проверка что это такое в налоговой?

Распределение прибыли и убытков: Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Основные положения устава и учредительного договора: Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Количество участников: Не менее 5, максимальное число – не ограничено

Распределение прибыли и убытков в унитарном предприятии

По-разному решается и вопрос распределения прибыли. Прибыль коммерческих организаций, остающаяся после ее распределения в общем установленном порядке, распределяется между участниками на принципах корпоративности. Прибыль унитарных предприятий после уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей целиком остается в распоряжении предприятия и используется на производственное и социальное развитие. [c.286]

Прибыль унитарных предприятий [c.118]

Как определяется прибыль унитарных предприятий [c.123]

Организационно-правовая форма влияет на особенности распределения прибыли у акционерных обществ часть прибыли распределяется в форме дивидендов между акционерами прибыль унитарных предприятий может поступать в бюджет не только в виде налоговых, но и неналоговых платежей (если собственником не принято иное решение) в производственных кооперативах между членами распределяется часть предпринимательского дохода (прибыли). Все коммерческие организации, как правило, формируют резервы за счет отчислений от прибыли, но для акционерных обществ законодательно установлен минимальный размер резервов (не менее 15% размера уставного капитала), размер отчислений в резервный фонд (не менее 5% чистой прибыли) и направления его использования (покрытие убытков, погашение облигаций общества и выкуп акций при отсутствии других источников). Производственные кооперативы отчисляют часть предпринимательского дохода в неделимый фонд. [c.173]

Одно из главных отличий коммерческих организаций от некоммерческих состоит в том, что полученная прибыль коммерческих организаций распределяется между собственниками этой организации. Акционерные общества выплачивают дивиденды владельцам простых и привилегированных акций товарищества, общества с ограниченной ответственностью распределяют прибыль соответственно с долей участия в уставном (складском) капитале. Прибыль унитарных предприятий, если собственником не принято другое решение, может поступать в виде неналоговых доходов в соответствующий бюджет. Размер и регулярность выплат дивидендов по акциям и приравненных к ним платежей наряду с другими факторами определяют инвестиционную привлекательность коммерческой организации. [c.186]

Важнейшим показателем и критерием эффективности финансовой деятельности предприятия является прибыль, представляющая по своей сущности часть добавленной стоимости, созданной в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Финансово-правовое значение прибыли государственных и муниципальных предприятий заключается в том, что она представляет собой один из источников доходов бюджетной системы, а также финансовых ресурсов данных предприятий. В данном аспекте прибыль унитарных предприятий является источником как налоговых, так и неналоговых доходов бюджетов всех уровней она подлежит обложению Определенными налогами, а свободный остаток прибыли может изыматься в бюджет. – . [c.292]

В том случае, когда унитарное предприятие получает от государственного органа или, соответственно, органа местного самоуправления денежные средства целевым назначением, эти операции отражаются в учете корреспонденцией по дебету счета 77 и кредиту счета 88 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) , одновременно дебетуется счет 51 и кредитуется счет 77. [c.401]

Операционными доходами унитарного предприятия являются поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), если данные виды деятельности — не основные для предприятия. К операционным доходам также относится прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества) поступления от продажи основных средств и иных активов проценты по предоставленным займам и от размещения Средств в банковских учреждениях. [c.119]

Стоимость объектов основных средств, находящихся в унитарном предприятии на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, погашается посредством начисления амортизации. Поэтому большую роль при формировании финансовой политики унитарного предприятия играет выбор амортизационной политики. Предприятие может применить метод ускоренной амортизации, увеличивая тем самым издержки, произвести переоценку основных средств с учетом рыночной стоимости либо по рекомендуемым коэффициентам, что опять повлияет на издержки его производства, на сумму налога на имущество, а следовательно, на бухгалтерскую и налогооблагаемую прибыль предприятия. [c.121]

Начисление доходов, причитающихся государственному или муниципальному органу, отражается в бухгалтерском учете унитарного предприятия по дебету счета 81 “Использование прибыли” или счета 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” и кредиту счета 77, субсчет 2. [c.60]

Наделение унитарного предприятия оборотными и необоротными активами со стороны государственных или муниципальных органов (без увеличения размера уставного фонда предприятия) отражают по дебету субсчета 75-1 и кредиту счета 84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) . [c.43]

Практика осуществления финансовой деятельности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, показывает, что наиболее часто свободная прибыль направляется на образование фондов накопления, потребления, резервного и социального развития. [c.294]

Что представляет собой прибыль государственного унитарного предприятия и каково ее значение – [c.296]

В Информационном письме Президиума ВАС Российской Федерации от 22 декабря 2005 года №98 Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса РФ приводится пример дела, в котором при толковании положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ суд указал, что освобождение муниципального унитарного предприятия собственником его имущества от платы за пользование помещением влечет сбережение предприятием средств. В рассматриваемом случае это может быть приравнено к их получению и не подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль. [c.438]

Читать еще:  Камеральная налоговая проверка сроки и порядок проведения

Одной из наиболее противоречивых областей законов о налогообложении в различных штатах является закон о налогообложении унитарного предприятия. Часто утверждение налогового ведомства штата о том, что группа связанных компаний представляет собой единое предприятие, является попыткой включить прибыль дочерних предприятий в прибыль материнской компании с целью установления для нее соответствующего налога. Если унитарное предприятие действительно существует, то существует достаточно оснований для того, чтобы включить прибыли предприятия, находящегося за пределами штата, в прибыль предприятия, расположенного на территории штата, и, соответственно, установить для него определенный налог. [c.451]

Основание для записей сводная ведомость переоценки основных средств авизо и акт тип. ф. № ОС-1 с копией инвентарных карточек на движение основных средств по операциям унитарных, дочерних (зависимых) предприятий счета с накладными на операции лизинга справки к расчетам НДС и налога на прибыль по операциям с основными средствами. [c.30]

ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО – один из трех основных субъектов экономической деятельности (государство, предприятия, домашние хозяйства). Охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья. Домохозяйство – основная экономическая единица одно или несколько лиц, добровольно живущих вместе, вместе готовящих пищу и извлекающих выгоду из совместного ведения хозяйства. Домохозяйство сопоставимо с компанией (фирмой) как базовой рыночной единицей. Разработаны унитарные и коллективные модели процессов принятия решений в домохозяйстве. Унитарные модели рассматривают домохозяйство как единое образование, принимающее решение. Они предполагают существование исходной функции обеспечения благосостояния, которая заставляет объединять все ресурсы – включая труд, продовольствие и другие блага, а также информацию. Принятие решений является результатом объединения различных предпочтений на основе консенсуса способом, принятым в кооперативах рыночного равновесия внутри домохозяйства. Коллективные модели принятия решений бывают кооперативные и некооперативные . Кооперативные модели рассматривают формирование домохозяйства (или семьи) как кооперативное предприятие, а принятие решений – как типичную проблему оптимизации прибылей от брака для обоих партнеров ограничением при этом является общий доход супругов. Эти модели называются договорными , если они используют инструменты теории игр для описания процедуры договоров. Однако кооперативные модели могут быть основаны и на оптимальности по Парето, которая исходит из предположения, что принятие решений в домохозяйстве всегда стремится к эффективности по Парето при этом методом проб и ошибок достигается общее равновесие в зависимости от доли доходов каждого или какого-либо другого основания. Некооперативные коллективные модели используют все больше эмпирических свидетельств [c.130]

Рыночная форма экономики предполагает невмешательство государства в процесс распоряжения предприятием полученной прибылью. Однако данное правило не распространяется на унитарные предприятия ввиду их особого предназначения. Относительно предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, хотя и установлен режим самостоятельного распоряжения полученной прибылью, но согласно п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имеет право получать часть их прцбыли. Возможность перечисления прибыли в бюджет закрепляется в учредительных доку- ментах предприятия, а конкретные условия определяются договором между предприятием и уполномоченным органом исполнительной власти. Кроме этого, законодательно установлен минимальный размер резервного капитала, урегулирован механизм образования резервного фонда по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг. [c.293]

Распределяется прибыль государственных предприятий между государством (собственником) и самим хозяйствующим субъектом. При этом размер прибыли унитарных предприятий, подлежащей перечислению в фюджет, собственником заранее не определяется. Соотношение долей и порядок подобного распределения в значительной мере зависят от правового статуса предприятия, заинтересованности государства в получении производимой им продукции, потребностей государства в денежных средствах и т.д. Конкретные формы и методы распределения прибыли устанавливаются в уставе каждого предприятия. Так, Уставом Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании определено, что прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности Компании, оставшаяся после уплаты [c.293]

Распределение прибыли и убытков в унитарном предприятии

Пригарина М. В.,
практикующий юрист,
начальник юридического отдела
ООО «Инфа»

Унитарное предприятие за счет чистой прибыли помимо резервных фондов имеет право создавать также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Как использовать средства фонда на цели, не определенные уставом?

Прибыль, полученная МУП, является важнейшим источником формирования финансов и необходима для осуществления текущей деятельности. Законодательно утвержденного порядка распределения прибыли для муниципальных унитарных предприятий нет. В результате распределения прибыли образуются различные фонды, которые должны быть отражены в уставе МУП. Кроме того, устав МУП должен содержать размеры, порядок формирования и использования этих фондов (п. 3 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).

ПЕРВОИСТОЧНИК

Имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору, поступает в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном правовыми актами для приобретения права собственности. Соблюдения каких-либо дополнительных (не предусмотренных законом) условий для этого не требуется. Это касается и отсутствия необходимости издания учредителем унитарного предприятия актов о передаче приобретенного последним имущества в хозяйственное ведение унитарного предприятия.

За счет чистой прибыли предприятия могут формировать: фонд развития производства, фонд социального развития, жилищный фонд, фонд материального поощрения, фонды накопления и потребления и т. д.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Фонд накопления – средства, используемые на финансирование капитальных вложений, развитие производства, увеличение основных средств.

Можно ли использовать средства фонда на цели, не определенные уставом?

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона № 161-ФЗ средства, зачисленные в фонды (например, в фонд накопления) могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Таким образом, если уставом МУП предусмотрено использование средств фонда накопления только на определенные цели, например на создание нового имущества, то использование средств на иные цели будет являться неправомерным.

ВАЖНО В РАБОТЕ

При использовании фонда накопления на приобретение основных средств использованная сумма продолжает учитываться на счете 84 субсчет «Фонд накопления». При этом в аналитическом учете использованные на приобретение (создание) нового имущества средства фонда и еще не использованные могут разделяться.

Резервный фонд

Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены ее уставом. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия и являются своего рода гарантом, что все расходы унитарного предприятия, как текущие, так и будущие, будут оплачены. Использование средств резервного фонда на иные цели может повлечь за собой ничтожность сделки.

Перечисление средств в резервный фонд производится до тех пор, пока размер не достигнет размера резервного фонда, указанного в уставе предприятия. Не использованные в текущем году средства этого фонда переходят на следующий год.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Фонд потребления – средства, используемые для удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей, материальные поощрения, материальная помощь сотрудникам.

Когда определять чистую прибыль?

Понятие «чистая прибыль» в настоящее время на законодательном уровне не раскрывается. В нормативной базе, регулирующей порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в РФ, под чистой прибылью принято понимать конечный финансовый результат деятельности организации по состоянию на отчетную дату.

Читать еще:  Оплата пластиковой картой через интернет

Согласно п. 4 ПБУ 4/99 отчетная дата – это дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Исходя из сказанного, с одной стороны, организация вправе определять чистую прибыль на каждую отчетную дату и распределять ее в соответствии с положениями устава. С другой стороны, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 23.08.2002 № 04-02-06/3/60, чистая прибыль формируется на балансе организации только к концу текущего (отчетного) года. Более того, Минфин России считает, что положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 не предусмотрена возможность списания каких-либо расходов за счет чистой прибыли, кроме тех расходов, которые определены нормативными актами по бухгалтерскому учету.

В пользу такой точки зрения говорит тот факт, что в соответствии с Планом счетов сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 заключительной записью декабря. На основании этого можно сделать вывод, что распределять чистую прибыль можно лишь в конце года.

Чистая прибыль МУП

В соответствии со ст. 17 Закона № 161-ФЗ собственник имущества государственного унитарного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются органами местного самоуправления.

Чистая прибыль как источник формирования фондов ГУП представляет собой часть всей прибыли, остающуюся у предприятия после уплаты налогов и других платежей и поступающую в полное его распоряжение.

Законом № 161-ФЗ также предусмотрено, что муниципальное унитарное предприятие определяет чистую прибыль, рассчитывает стоимость чистых активов, ведет бухгалтерский учет и составляет бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке и представляет эту отчетность уполномоченным органам местного самоуправления.

Бухгалтерская отчетность и отчеты унитарного предприятия утверждаются собственником имущества унитарного предприятия (п. 9 ст. 20 Закона № 161-ФЗ).

На основании вышесказанного полагаем, что после утверждения бухгалтерской отчетности собственником имущества и после расчетов с ним в соответствии со ст. 17 Закона № 161-ФЗ муниципальное унитарное предприятие вправе часть прибыли, оставшуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, направить на формирование резервного и иных фондов, создание которых предусмотрено его уставом.

Таким образом, муниципальные унитарные предприятия, применяющие УСН, чистую прибыль (прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей) определяют по данным бухгалтерского учета.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Фонд социального развития – использование средств на проведение оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и удовлетворение других социальных потребностей.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете для обобщения информации о состоянии и движении резервного капитала используется счет 82 «Резервный капитал». Отчисления в резервный капитал из прибыли отражаются по кредиту счета 82 в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Использование средств резервного капитала на покрытие возникающих убытков учитывается по дебету счета 82 в корреспонденции со счетом 84.

Инструкция по применению Плана счетов предусматривает, что для обобщения информации о наличии и движении в том числе сумм нераспределенной прибыли предназначен счет 84. Аналитический учет по этому счету организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств. При этом в аналитическом учете средства нераспределенной прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) нового имущества и еще не использованные, могут разделяться. Из этих положений Инструкции следует, что использованные средства созданных фондов со счета 84 не списываются.

Таким образом, направление по итогам отчетного года части чистой прибыли на формирование иных фондов отражается в бухгалтерском учете внутренней записью по счету 84.

Пример.

По итогам 2013 г. чистая прибыль МУП «Восход» составила 2,5 млн рублей. В бюджет городского округа было перечислено 500 000 руб. МУП «Восход» применяет УСН. В уставе предусмотрены следующие фонды:

  • в резервный фонд 5% – 100 000 руб.;
  • в фонд потребления 20% – 400 000 руб.;
  • в фонд развития 65% – 1 300 000 руб.;
  • в фонд материального поощрения 10% – 200 000 руб.

К счету 84 открыты следующие аналитические субсчета:

  • 84-1 «Прибыль неиспользованная»;
  • 84-10 «Неиспользованные средства фонда потребления»;
  • 84-11 «Использованные средства фонда потребления»;
  • 84-12 «Неиспользованные средства фонда развития»;
  • 84-13 «Использованные средства фонда развития»;
  • 84-14 «Неиспользованные средства фонда материального поощрения»;
  • 84-15 «Использованные средства фонда материального поощрения».

Соответственно, бухгалтеру необходимо сделать следующие проводки:

Дебет Кредит Сумма (руб.) Хоз. операция
99 84-1 2 500 000 Отражена чистая прибыль, полученная по итогам 2013 г.
84-1 75 500 000 Задолженность перед учредителем по перечислению средств в бюджет городского округа
84-1 82 100 000 Создан резервный фонд
84-1 84-10 400 000 Сформирован фонд потребления
84-1 84-12 1 300 000 Сформирован фонд развития
84-1 84-14 200 000 Сформирован фонд материального поощрения
За счет средств фонда материального поощрения выплачена премия работникам отдела сбыта за выполнение плана, установленного на 2013 г., в размере 50 000 руб.
84-14 84-15 50 000 Средства фонда использованы на выплату премии
70 50 50 000 Выплачена премия работникам отдела сбыта
91-2 70 50 000 Материальная помощь, выплаченная за счет чистой прибыли, учтена в составе прочих расходов

Выплата поощрений из фонда прочих выплат

За исключением фонда оплаты труда (который в данной ситуации не рассматривается), источниками выплаты поощрений могут быть:

  • нераспределенная прибыль прошлых лет;
  • прибыль отчетного периода, полученная от текущей деятельности организации.

Согласно ст. 20 Закона № 161-ФЗ только собственник имущества унитарного предприятия имеет право распоряжаться полученной МУПом прибылью. Поэтому в любом случае решение о возможности выплаты поощрений за счет прибыли текущего года должен принять собственник имущества.

В ситуации, когда собственник направил на выплату поощрений, материальной помощи прибыль текущего года (например, по итогам квартала или полугодия), такие выплаты относят к прочим расходам и списывают на счет 91, субсчет «Прочие расходы» (п. 12 ПБУ 10/99). Источником создания фонда прочих выплат является чистая прибыль унитарного предприятия.

Вследствие описанной выше неоднозначности толкования норм и с учетом того, что решение о распределении прибыли должно быть принято собственником МУПа, именно собственнику следует принять самостоятельное решение о порядке и возможности распределения прибыли.

По нашему мнению, при недостаточности средств в фонде прочих выплат или при их отсутствии вследствие получения убытка в прошлом году в текущем году предприятие может производить только выплату поощрений, предусмотренных системой оплаты труда. Но при отсутствии нераспределенной прибыли отчетного года, даже если уставом предприятия разрешено ежеквартальное использование фонда прочих выплат, образующегося за счет этой нераспределенной прибыли, делать этого не рекомендуется.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector