Сопровождение выездной налоговой проверки в части НДФЛ
Налоговая проверка по НДФЛ: сроки и ход проверки, что проверяют
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о налоговых проверках по НДФЛ.
Сегодня вы узнаете:
- Что проверяется в процессе этой проверки.
- Какую документацию у вас могут истребовать.
- Когда проверка может быть назначена.
Содержание
Проверка 6-НДФЛ и 3-НДФЛ может быть камеральной и выездной.
Проведение выездной проверки по НДФЛ
Выездную налоговую проверку осуществляют, основываясь на требованиях НК РФ.
За одну проверку вашу компанию могут проверить как:
- Налогоплательщика;
- Плательщика сборов;
- Налогового агента.
При этом проверка может охватить три последних года деятельности вашей компании.
Но стоит отметить, что под проверку может попасть и текущий период, хотя, если судить по практике это обстоятельство используется редко.
Это легко объяснимо: текущий период проще проверять не выезжая в ваш офис, то есть посредством камеральной проверки.
Еще один факт, из-за которого проверяющий может проигнорировать текущий период – это специфика самой процедуры налогообложения.
Для части налоговых платежей итоги определяются за текущий календарный год. Получается, что до того, как начнется следующий календарный год, проверять попросту нечего.
Инспекторы ФНС проверяют:
- Сроки и полноту оплаты налогов в бюджет;
- Насколько правильно применяется налоговая ставка;
- Правильность оформления налоговых вычетов;
- Правильно ли определяется налоговая база.
Какую документацию могут запросить:
- Кадровую документацию;
- Статистические формы;
- Налоговые карточки по НДФЛ;
- Справки 2-НДФЛ;
- Первичную финансовую документацию.
Этот перечень является открытым, так как при возникновении такой необходимости, проверяющие могут запросить и дополнительные документы.
Проверка декларации 3-НДФЛ
После того как будет окончен налоговый период, вы обязаны предоставить в ФНС отчет. Также вы имеете право подать декларацию, если хотите получить налоговый вычет.
Одной из возможностей осуществить налоговый контроль в этом случае, является камеральная проверка.
Проверять документацию будут в налоговой, не выезжая непосредственно в вашу компанию.
Срок проверки
Проверка длится три месяца, с того момента, как вы предоставите отчет в налоговую инспекцию.
Рассматриваться будет только тот период, за который вы подали документацию, второй раз проверку осуществлять не будут.
Как проходит процедура
После того как вы подадите все необходимые документы и заполненную декларацию, начнется проверка. При этом уведомлять вас о ней никто не будет.
Важно то, что ее могут приостановить, если обнаружат противоречия, ошибки или недочеты разного характера. У вас же специалисты ФНС запросят пояснения либо попросят исправить допущенные ошибки. На это вам дается пятидневный срок.
Вас известят, что процедура проверки прервана одним из следующих вариантов:
- Вам пришлют требование предоставить определенную документацию;
- Попросят явиться лично.
Чтобы не допустить возникновения проблем, оставляйте инспектору ваш контактный номер телефона.
Получается, если вы доносили документацию дополнительно, или что-то исправляли, срок проверки увеличивается. На это решение руководителя ФНС не требуется.
После того как проверка декларации будет завершена, развитие событий может быть следующим:
- Если обнаружены ошибки, нужно будет принести обновленный список документации;
- Если обнаружены неточности, декларацию нужно будет откорректировать и проверка будет произведена снова;
- Если ошибок и несоответствий не выявлено, уплаченный налог вам возместят.
Как узнать статус проверки
Если у вас есть желание лично контролировать процедуру, сделать это можно несколькими способами:
- Посредством телефонных звонков инспектору;
- Зарегистрировавшись на сайте ФНС, в разделе «Электронные сервисы».
Используя эти способы, вы сможете отслеживать действия проверяющих, сразу получать разъяснения по всем возникшим вопросам.
Проверка 6-НДФЛ
6-НДФЛ является одной из форм отчетности, которая сдается в обязательном порядке. Сдают такой отчет и ИП, и юридические лица. А процедура проверки является обязательной.
В каком виде сдается отчетность
Обычно эта форма предоставляется только в электронном виде. Предоставить ее на бумаге вы можете, только если в вашей компании менее 25 сотрудников.
Если же это правило к вам не относится, а расчет вы предоставите в бумажном варианте, придется заплатить штраф в размере двухсот рублей.
Когда проводится проверка
Она инициируется после того, как вы сдадите расчет 6-НДФЛ. Чтобы начать мероприятие, сотруднику ФНС не требуется получать решение вышестоящего руководства, как в других случаях.
Длится эта проверка не дольше, чем три месяца, этот срок регламентируется НК РФ.
Цель проверки 6-НДФЛ, как, впрочем, и других, заключается в том, чтобы обнаружить ошибки и нарушения либо убедиться в их отсутствии.
Этапы проверки
Вся процедура делится на несколько этапов:
- После того как специалисты ФНС получат от вас форму 6-НДФЛ, прежде всего они сверят общую информацию о вашей компании: сверят адрес, номер ИНН, а также ряд других данных;
- Проверяется, насколько верно заполнен расчет: данные должны быть заполнены нарастающим итогом;
- Сверяются контрольные соотношения: это помогает выявить, соответствуют ли данные, которые вы подали, тем, что уже имеются у инспекторов;
- Проводят пересчет данных для того, чтобы выявить допущенные ошибки арифметического характера.
Контрольные соотношения
Эти соотношения принимаются для того, чтобы проверки в разных регионах страны проходили единообразно.
Это помогает не только проверяющим, но и плательщикам налогов проверить, правильно ли они заполнили расчет.
В число контрольных соотношений входят следующие показатели:
- Дата, которую вы проставили на титульном листе (если подадите документ несвоевременно, можете получить штраф);
- Начисленный доход не может превышать налоговые вычеты, но может быть равен им;
- Сумма начисленного налога не может быть больше фиксированного авансового платежа, но может быть ему равна.
Что проверяют
В 6-НДФЛ проставляются сроки, когда перечислены налоги. Эту информацию проверяющие сверяют с той, что указана в лицевой карточке вашей компании или ИП.
Такие регистры и составляются для того, чтобы выявлять нарушения. Также они позволяют узнать вовремя ли вы исчислили и внесли в бюджет налоговые платежи.
Часть проверочных мероприятий проходит в автоматизированном режиме, для экономии времени сотрудников ФНС.
Если после того как проверка будет проведена, будет сделан вывод, что вся информация предоставлена без ошибок и недочетов, мероприятия по проверке считаются оконченными. Если же к вам возникнут вопросы, придется сначала разрешить их, а только потом будет составлен акт проверки.
Сверка документации
В процессе проверки годового расчета 6-НДФЛ в обязательном порядке осуществляется сверка с 2-НДФЛ.
Говоря проще, сумма, которую вы выплатили сотрудникам в качестве заработной платы, должна соответствовать тем данным, которые указаны в справках о доходе физлиц.
Кроме этого, проверяют количество физлиц, которым вы перечислили деньги.
Если в процессе проверки возникли вопросы
Если в ходе проверки сотрудники ФНС выявят ошибки и несостыковки в отчетности, вас об этом обязательно оповестят.
Ответственному лицу направят требование о даче разъяснений по всем возникшим вопросам. На это отводится 5 рабочих дней с даты получения вами требования от налоговой.
Если же выявится тот факт, что вы не уплатили налог в полном объеме, то в ваш адрес будет направлено требование заплатить НДФЛ – это в случае простой недоплаты.
А если будет выявлено занижение налоговой базы по каким-либо причинам, то к вам будут применены еще и штрафные санкции – 20% от суммы недоимки и 40% в случае, если будет доказан преступный умысел.
Обычно в требовании указан срок, в течение которого вы обязаны погасить имеющуюся задолженность. В случае, если вы его проигнорировали, то налоговая, в одностороннем порядке, погасит задолженность с ваших расчетных счетов, причем, перед этим, заблокирует все имеющиеся у вас, до полного удовлетворения недоимки. Ваша деятельность будет парализована, так как на всех счетах должна быть «несгораемая» сумма, равная недоимке. А, если на счете, куда направлено требование сумма меньше нужной, то тогда и возникает абсурд – вы должны будете пополнить счет для того, чтобы платеж прошел успешно.
Времени на восстановление движения по расчетным счетам уйдет предостаточно: пока платеж будет списан, затем отразится на счетах налоговой. И только после всех этих действий налоговики вышлют уведомление на разблокировку ваших счетов.
Нюансы
Стоит отметить, что если вы в течение года не осуществляли выплат физлицам, то и расчет 6-НДФЛ вам предоставлять не нужно.
Если же перечислений не было только в одном периоде, то графа, которая соответствует этому периоду будет пустой, а остальные нужно заполнить.
Заключение
Уважаемые читатели! Учитывайте, что в процессе проведения проверки ошибки, найденные инспекторами, но вышедшие за трехлетний период, не могут быть основаниями для привлечения вас к какой-либо ответственности.
Но в любом случае старайтесь просто их не допускать либо исправлять вовремя.
Какие документы вправе истребовать при проведении выездных налоговых проверок у контролирующего лица в отношении контролируемых лиц?
Какие виды документов могут быть истребованы при проведении выездных налоговых проверок у контролирующего лица в отношении контролируемых лиц?
Налоговым кодексом РФ не определен перечень документов (видов документов), которые могут быть истребованы при проведении выездных налоговых проверок у налогоплательщиков, в том числе у контролирующего лица в отношении контролируемых лиц.
Исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 31, п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ налоговые органы в ходе проведения выездной налоговой проверки вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Перечень таких документов НК РФ не установлен.
По мнению финансового ведомства, такие документы должны удовлетворять требованиям, указанным в вышеназванных статьях НК РФ, то есть документы должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов (письмо Минфина России от 10.07.2015 N 03-02-07/1/39920). Такого же мнения придерживается и ФНС России (письмо от 23.12.2013 N СА-4-7/23196).
Согласно Рекомендациям по проведению выездных налоговых проверок (подготовленными и направленными ФНС России письмом от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@) в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
При этом в п. 5.1 Рекомендаций приведен перечень документов, которые могут быть истребованы налоговым органом, в число которых входят: учредительные документы, учетная политика организации, налоговые декларации (расчеты), регистры налогового учета, первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов).
В связи с изложенным для определения перечня документов, которые могут быть истребованы налоговыми органами при проведении выездных налоговых проверок у контролирующего лица в отношении контролируемых лиц, необходимо исходить из особенностей налогообложения, установленных положениями главы 3.4 и части 2 НК РФ по соответствующим налогам.
Правила признания контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц определены в главе 3.4 НК РФ. При этом установлено, что налогоплательщики – контролирующие лица помимо уведомления налоговых органов о наличии у них КИК обязаны учитывать прибыль (убыток) контролируемых ими иностранных компаний как собственную прибыль (убыток) для целей налогообложения.
Прибыль КИК, определенная в соответствии с положениями ст. 309.1 НК РФ, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении им налоговой базы по налогам в соответствии с главами части второй НК РФ с учетом особенностей, установленных ст. 25.15 НК РФ.
Кроме того, в ст. 25.13-1 НК РФ определены условия и особенности применения освобождения прибыли контролируемой иностранной компании.
Отметим, что положения вышеназванных статей требуют документального подтверждения фактов, определяющих особенности и порядок налогообложения прибыли КИК, а в отдельных случаях и представления таких документов вместе с отчетностью. При этом комплект подтверждающих документов является индивидуальным в отношении каждого из факторов.
Учитывая многообразие таких факторов, описать в рамках данного вопроса все виды подтверждающих документов не представляется возможным. Поэтому остановимся на основных.
1) Документальное подтверждение суммы прибыли контролируемой иностранной компании.
В соответствии с п. 5 ст. 25.15 НК РФ налогоплательщик – контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой иностранной компании, с приложением ее финансовой отчетности и аудиторского заключения по ней за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы. Указанные документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.
Очевидно, что эти документы не будут истребованы в ходе проведения налоговой проверки в виде копий. В то же время организация обязана обеспечить возможность ознакомления с их подлинниками (п. 12 ст. 89, п. 2 ст. 93 НК РФ).
Обращаем Ваше внимание, что речь идет о финансовой отчетности. Обязанность представлять в налоговый орган вместе с декларацией налоговую отчетность КИК не предусмотрена НК РФ (п. 26 письма Минфина России от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395).
При этом сумма прибыли (убытка) каждой контролируемой иностранной компании на основании абз. 2-3 п. 2 ст. 309.1 НК РФ должна быть документально подтверждена ее финансовой отчетностью, составленной за соответствующий период (периоды), с приложением ее финансовой и налоговой отчетности.
В случае определения суммы прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании не по финансовой отчетности, а по правилам, установленным 25 главой НК РФ, она должна быть подтверждена документами, позволяющими определить сумму прибыли. Такими документами, в частности, могут быть:
выписки с расчетных счетов иностранной контролируемой организации;
первичные документы, подтверждающие произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании.
Документы, подтверждающие расчет прибыли контролируемой иностранной компании, подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения расчета прибыли (убытка) КИК.
Согласно официальным разъяснениям НК РФ не содержит условий о необходимости получения и представления в налоговые органы нотариального заверения и апостилирования копий документов, подтверждающих наличие контроля, освобождение прибыли контролируемых иностранных компаний от налогообложения в РФ, а также расчет их прибыли (п. 26 письма Минфина России от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395).
Величина выплаченных дивидендов, на которую подлежит уменьшению прибыль контролируемой иностранной компании, должна быть отражена в финансовой отчетности контролируемой иностранной компании. При этом подтверждение величины выплаченных дивидендов, помимо финансовой отчетности, осуществляется посредством:
копий платежных поручений или кассовых документов на выплату дивидендов;
бухгалтерских справок, расшифровок финансовой отчетности;
копий решений о выплате дивидендов;
иных документов, предусмотренных обычаями делового оборота государства постоянного местонахождения контролируемой иностранной компании (письмо Минфина России от 28.04.2017 N 03-12-12/2/26265).
2) Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства и учитываемая при определении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет контролирующим лицом, на основании п. 11 ст. 309.1 НК РФ должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.
Согласно разъяснениям финансового ведомства, подтверждением сумм налогов, подлежащих уплате контролируемой иностранной компанией и ее обособленными подразделениями, могут являться:
сведения о сумме налогов, отраженных в налоговой декларации, заверенной налоговым органом соответствующего иностранного государства или направленной по каналам связи, обычно используемым для направления такого документа на территории иностранного государства;
либо уведомление от налогового органа о величине исчисленного налога;
либо платежные документы,
а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств налоговыми агентами:
письменное подтверждение налогового (платежного) агента;
сведения и информация, полученные от иностранных номинальных держателей, депозитариев, брокеров, управляющих компаний, агентов;
или платежный документ;
или иные аналогичные сведения и документы, подтверждающие исчисление и (или) уплату налогов, в том числе иными лицами в отношении прибыли контролируемой иностранной компании (п. 15 письма Минфина России от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395).
3) Документальное подтверждение освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании.
Для применения освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании по основаниям, установленным пп.пп. 1, 3-8 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ, налогоплательщик, являющийся контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), в соответствии с п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения. Указанные документы представляются в срок, предусмотренный п. 2 ст. 25.14 НК РФ, и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения.
Перечень подтверждающих документов НК РФ не установлен. С учетом этого финансовое ведомство считает, что комплект документов, подтверждающих соблюдение таких условий, является индивидуальным в отношении каждого из условий.
В частности, для подтверждения расчета эффективной ставки налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации в соответствии с п. 2 ст. 25.13-1 НК РФ подтверждением сумм налогов, подлежащих уплате контролируемой иностранной компанией и ее обособленными подразделениями, могут являться документы, перечисленные выше в пункте 2 (для п. 11 ст. 309.1 НК РФ).
Для подтверждения соблюдения иных условий для освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании могут использоваться:
– данные бухгалтерского учета иностранной компании и составленные на их основании регистры бухгалтерского учета;
– иные документы, в том числе:
представленные контролируемой иностранной компанией справки, данные аналитического учета;
финансовая отчетность и расшифровки к финансовой отчетности, налоговая отчетность;
копии договоров и платежных документов;
сертификаты инкорпорации, налогового резидентства;
выписки из уставных документов;
а также иные документы, предусмотренные обычаями делового оборота государства постоянного местонахождения контролируемой иностранной компании (п. 2 письма Минфина России от 23.03.2017 N 03-12-11/2/16988, п. 9 и п. 25 письма Минфина России от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395, письмо Минфина России от 20.02.2017 N 03-12-11/2/9761).
Также НК РФ не устанавливает перечень документов, подтверждающих возможность применения налогоплательщиком п. 8 ст. 25.15 НК РФ, позволяющего не учитывать прибыль контролируемой им иностранной организации для целей налогообложения. По мнению финансового ведомства, для целей применения указанной нормы наличие у иностранной организации обязанности направления нераспределенной прибыли на увеличение уставного капитала может быть подтверждено:
ссылками на соответствующие нормы личного закона указанной организации, которые прямо и непротиворечиво свидетельствуют об обязанности, условиях, порядке и сроках направления этой прибыли на увеличение уставного капитала;
а также документами, свидетельствующими о факте такого увеличения уставного капитала.
Наличие условий, необходимых для применения п. 8 ст. 25.15 НК РФ, определяется ежегодно по итогам периода, за который в соответствии с личным законом иностранной организацией составляется финансовая отчетность за финансовый год (письмо Минфина России от 29.05.2017 N 03-12-12/2/32774).
Приведенный перечень документов не исключает возможность истребования в ходе выездной налоговой проверки иных видов документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты (перечисления) налога контролирующим лицом. В связи с этим обращаем Ваше внимание на письмо Минфина России от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395, в котором представлены пояснения по вопросам документального подтверждения различных факторов, учитываемых при определении прибыли контролируемым лицом.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена
Ответ прошел контроль качества
25 августа 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Почти все директора совершают эту ошибку во время выездной налоговой проверки. Её цена в среднем 56 млн руб
Уголовное преследование – Налоговые проверки – Подготовка к допросу – Оптимизация налогов
08.10.2018
9 из 10 компаний разоряются после выездной налоговой проверки . В среднем с 1 января по 1 июля 2018 по результатам выездной проверки компаниям в Москве доначисляют 56 млн руб. Но многие директора во время проверки действуют очень странно: они никак не пытаются повлиять на результаты проверки.
Защищая компании во время выездных проверок, мы заметили, что многие директора необоснованно надеются, что их «пронесёт»: что доначисления будут небольшими, что контрагенты докажут свою реальность, что свидетели подтвердят хозяйственные операции и т.д.
Но мы скажем честно: выездная проверка — это смерть 9 компаний из 10. Надо смотреть правде в глаза, а не уговаривать себя, что всё нормально.
4 идеи, которыми успокаивают себя директора во время выездной. Не попадайтесь на это
Камералка же прошла нормально, значит, беспокоиться не о чем. Посредники, предоставляющие компаниям определённые услуги, успокаивают, говоря, что директор — нормальный, если у ФНС будут вопросы, он пойдёт в инспекцию и подтвердит операции и свою реальность . Договоры, счета-фактуры, накладные, акты и т.д. настоящие. Вроде бы можно работать, кажется, что риска нет.
Это иллюзия. Она вызвана недостатком информации. Получив деньги, этот контрагент обналичивает их, и инспекция это видит . Реальной деятельности компания не ведёт. У контрагента нет расходов — он не платит зарплату, не отчисляет страховые взносы, не покупает канцелярские товары, не платит за аренду, транспортные услуги и т.д. Налоговая всё это отлично видит и идентифицирует такого контрагента как однодневку. С соответствующими последствиями для компаний, которые с таким контрагентом связаны.
Почему же ФНС не реагирует на уровне камералки ? Потому, что для доначислений не хватает информации, которую налоговая получает в рамках камеральной проверки. Чтобы доначислить, нужно допросить директоров фирм-контрагентов, сотрудников проверяемой компании (водителей, кладовщиков и т.д.). Сделать это можно во время выездной проверки, что инспекция и делает.
Доначислят, но немного, мы потянем. Повторимся: по статистику ФНС с 1 января по 1 июля 2018 года на одну компанию в Москве приходилось 56 млн руб доначислений.
Разве выездной проверке можно противостоять? Многие директора компаний словно не задумываются, что к выездной проверке можно подготовиться (начинать необходимо, когда пришло решение о назначении проверки, хотя лучше, конечно, проводить профилактическую работу ранее).
Подготовка включает работу со свидетелями (вашими сотрудниками и сотрудниками контрагентов), электронными носителями информации и документами. Можно абсолютно законно и безопасно для вас предотвратить получение инспекцией информации из этих трёх источников.
Зачем что-то делать раньше времени? Вот когда будет акт проверки, будут доначисления, тогда и позовём адвоката.
Налоговая проверка завершается составлением акта. Это когда инспекция уже выяснила всё, что ей надо было, сделала выводы и доначислила (те самые 56 млн руб). На этом этапе адвокат тоже может помоч ь , но… Если есть возможность законно и безопасно ограничить доступ инспекции к столь необходимой ей информации, то зачем тянуть?
Что лучше — проводить профилактику или бросаться решать проблему, когда игнорировать её уже невозможно и очень трудно исправить? Ответ очевиден.
Из сказанного выше вывод только один: выездная налоговая проверка — это очень серьёзно. Директора, которые не реагируют на решение о назначении проверки и занимают позицию «пусть сначала будет акт, а там будем думать» своими руками заколачивают крышку гроба своей компании.
Принимать меры необходимо сразу, как только директору вручено решение о выездной проверке.
Какую информацию и как собирает ФНС во время выездной проверки?
Цель инспекции во время выездной проверки — собрать (и закрепить уже имеющуюся) информацию о связях с недобросовестными контрагентами, через которые компания по разным схемам получает необоснованную налоговую выгоду.
У инспекции есть три источника столь желанной для неё информации:
- свидетели (ими могут быть все сотрудники проверяемой компании и контрагентов, и не только работающие, но и уволившиеся);
- документы;
- электронные носители информации (флешки, жёсткие диски компьютеров, серверы и тд.).
Как ФНС получает информацию от свидетелей?
С помощью допросов. Например:
- если по документам какую-либо работу провели сотрудники контрагента (компания понесла расходы и уменьшила налог на прибыль), но инспекция считает, что эти работы были проведены силами сотрудников проверяемой компании, то будут допрашивать и сотрудников проверяемой компании и сотрудников контрагента, если они у него есть. Инспектор будет искать противоречия в показаниях, чтобы сделать вывод — сделка фиктивна, значит, расходы компании не обоснованны;
- если по документам компания получила товар, но инспекция считает, что поставка товара «липовая», то она будет допрашивать водителя, кладовщика, экспедитора и менеджера, обсуждавшего условия сделки;
- будут заданы вопросы о поиске этого контрагента, о причинах, почему выбрали именно его, о том, кто ответственен за подбор контрагентов, что именно привлекло в этом контрагенте, как оценивалась деловая репутация и возможность исполнения обязательств силами этого контрагента и т.д.
Если свидетели будут давать противоречивую информацию или не смогут ответить на какие-то вопросы, ФНС сделает вывод нереальности операций. Мысленно можно прощаться с 56 млн руб: доначислят НДС и налог на прибыль.
Что надо сделать? Подготовить свидетелей. У них должен быть перечень вопросов, которые будут задаваться инспекторами (для директоров, бухгалтеров, прорабов, кладовщиков вопросы разные). Свидетели должны не просто знать ответы, но и:
- быть готовыми к «внезапному» допросу. Это когда инспектор «ловит» нужного ему человека в нерабочей обстановке. Караулит у подъезда дома, например;
- быть готовым подтвердить работу с контрагентами, подробно рассказав о том, когда, кем и каким образом эта работа выполнялась.
И конечно, ответы всех свидетелей не должны противоречить друг другу. Они должны создавать общую непротиворечивую картину.
Как налоговая доказывает необоснованную налоговую выгоду с помощью документов?
О, здесь у ФНС много возможностей поставить сделку под сомнение. С этой целью налоговая:
- анализирует подписи в документах;
- сравнивает данные о товаре или работах в разных документах: договорах, актах, товарных накладных, ТТН и т.д.;
- проверяют возможность перевозки данного товара и его объёма указанным транспортом;
- сверяют госномера и марку авто, на которой осуществлялась перевозка, с базой данных ГИБДД (а вдруг авто, которое перевозило щебень, является легковушкой?).
Что сделать, чтобы минимизировать этот риск?
Сначала нужно оценить, следует ли налоговой инспекции знать всё о всех хозяйственных операциях. Бывают разные варианты.
В тех документах, которые проверяемая компания предоставляет налоговой, не должно быть никаких расхождений и противоречий. Надо ещё раз проанализировать содержание документов и суть хозяйственных операций, которые в этих документах отражены.
Здесь же нужно обосновать проявление должной осмотрительности, которая выражается в следующем:
- вы запросили учредительные и регистрационные документы контрагента;
- вы встречались с руководителем контрагента или представителем компании;
- вы готовы пояснить, как заключался и подписывался договор, как происходил обмен документами;
- вы знаете, как контрагент исполнял договор (у него есть офис, склад, сотрудники, производственные мощности и вообще всё, чтобы исполнить свои обязательства по договору);
- вы готовы представить маркетинговое (коммерческое) обоснование, почему вы выбрали именно этого контрагента;
- вы готовы представить инспектору максимально возможную информацию о деловой репутации, наличии материально-технических ресурсов, квалифицированного персонала в штате контрагента.
Что с компьютерами?
Выемка компьютеров происходит в 8 из 10 выездных проверок. Информация, найденная на жёстких дисках (а инспекторы изучают эту информацию действительно скрупулезно) часто ложиться в основу доначислений.
Судите сами. Если на жёстком диске хранятся счета-фактуры или другие документы, изготовленные от имени контрагента или бланки с его печатями, значит, контрагент нереальный, а вся работа с ним ведётся только на бумаге. Можно попрощаться с вычетом по НДС и уменьшением расходов.
Также, если в свойствах файла дата создания документа будет позднее, чем хозяйственная операция, инспекторы также сделают вывод о создании фиктивного документооборота.
Об информации, которая хранится удалённо, тоже нужно подумать. Что будет, если инспекция получит доступ к электронной почте, где директор с главбухом обсуждают ту или иную схему? Или размер «серой» зарплаты за текущий месяц?
Что делать, чтобы обезопасить электронную информацию?
- убрать «лишние» компьютеры из офиса;
- хранить всю информацию в «облаке» или на удалённом сервере (и позаботиться о надёжности пароля);
- «почистить» электронную почту. И опять же помнить, что надёжный пароль — это правильно;
- не обмениваться чувствительной информацией в соцсетях и мессенджерах.
Нам известны случаи, когда десятки миллионов рублей были начислены из-за одного неубранного из офиса компьютера.
Выводы
Ошибка многих директоров в том, что они не готовятся к выездной проверке и бездействуют, когда она уже идёт. Компания должна начинать готовиться к выездной проверке сразу же, как только директор получил решение о её назначении (хотя на самом деле надо готовиться раньше). Позиция «привлечём адвоката, когда будет акт, потому что сейчас адвокату и делать-то нечего» — это ошибка, которая может стать роковой.
У инспекции есть три источника информации о компании и её контрагентах — свидетели (может быть любой сотрудник компаний и даже уволенные сотрудники), документы и носители электронной информации. С ними нужно серьёзно и комплексно работать. Только так можно обеспечить сохранность информации и защититься от налоговых доначислений.
ФНС: мы не проконтролировали вашего контрагента, а виноваты вы
Какие аргументы не сработают при доказывании должной осмотрительности?
Статья 54.1 НК намного коварнее, чем казалось сначала
Cтатья 54.1 НК снова выручила компанию, но всё не так однозначно
Не проверил контрагента? Готовь миллионы
Вам не учтут затраты и уберут вычеты по НДС, если у ваших контрагентов есть эти признаки
Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений
Напишите нам письмо
Наши услуги
Подпишитесь на новости
Присоединяйтесь к нам
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО НДФЛ
Порядок проведения выездной налоговой проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Например, ИФНС России по КАО г. Омска была назначена выездная налоговая проверка в отношении ОАО «Караван»(ИНН 5506789128/ КПП 550601010), расположенного по адресу 644589, г. Омск, ул. Дмитриева, д. 75.(Приложение 4). Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налога на доходы физических лиц.
Выездная налоговая проверка в зависимости от полноты охватываемых документов может проводиться сплошным или выборочным методом.
ОАО «Караван» за 2012 года произвела следующие операции по начислению НДФЛ:
- – по окладу -2 146 000 руб.;
- – стоимость подарков 7 человекам – 55000 руб.;
- – натур оплата труда – 89 000 руб;
- – пособие по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием-22 379 руб;
- – пособие по беременности и родам-102 388 руб.;
- – компенсация за использования личного автомобиля в служебных целях – 12 500 руб;
- – командировочные расходы 23 000 руб (в т.ч. 7000 сверхнормативные суммы)
- – суммы выплаченных выходных пособий – 78 000 руб.
- – суммы стандартных налоговых вычетов – 145 000 руб.
При подготовке выездной налоговой проверки анализируются результаты камеральной налоговой проверки сведений о доходах за налоговый период, которые сдаются в налоговый орган, по следующим направлениям:
- 1. Рассчитывается средний уровень заработной платы, который соотносится со среднеотраслевым значением по субъекту РФ и величиной установленного регионом прожиточного минимума;
- 2. Выявляется количество работников, по которым сведения о доходах не представлены (исходя из поданных в налоговый орган данных о численности работников).[10. с. 56]
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Проверка проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении ВНП, на территории (в помещении) налогоплательщика или по месту нахождения налогового органа, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения ВНП.
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключительные случаи – принятие решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов [5.]. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:
- 1. Проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
- 2. Получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
- 3. Наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
- 4. Проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
ѕ четыре и более обособленных подразделений – до четырех месяцев;
ѕ менее четырех обособленных подразделений – до четырех месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации;
ѕ десять и более обособленных подразделений – до шести месяцев;
- 5. Непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
- 6. Иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.[10. с.74]
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Таким образом, проверка в ОАО « Караван» была начата 02 февраля 2013г., окончена 02 апреля 2013 года.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
- 1. Истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы);
- 2. Получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ (срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца, если в течение шести месяцев информация не была получена);
- 3. Проведения экспертиз;
- 4. Перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
Например, В ходе ВНП ОАО «Караван» было направлено требование о предоставлении документов от 1 января 2012 года (Приложение 5):
- 1. Учредительные документы;
- 2. Приказ об учетной политике;
- 3. Коллективные и трудовые договоры и контракты, заключаемые с работниками в соответствии с нормами трудового законодательства, договоры гражданско-правового характера (аренды, займа и т.д.), расчетные ведомости, штатное расписание, табель учета рабочего времени;
- 4. Система поощрений работников, оплаты за счет средств организации различного рода социальных и материальных благ, стоимость которых подлежит включению в совокупный доход физических лиц (оплата питания, проезда, обучения, подарков к праздничным и юбилейным датам);
- 5. Приказы руководителя о командировках, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами (билеты, посадочные талоны, документы, подтверждающие проживание), отчеты кассира с приходными и расходными кассовыми ордерами, путевые листы, товарные накладные, чеки контрольно-кассовой техники, главная книга, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 “Расчеты с подотчетными лицами”.
При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.
При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
Среди обстоятельств, которые свидетельствуют о целесообразности проведения выемки документов, выделяются следующие:
ѕ Поведение лица, у которого производится выемка;
ѕ Установленные факты длительного отсутствия налогоплательщика по месту регистрации;
ѕ Частые случаи обнуления счетов в банках;
ѕ Анализ других данных, полученных в ходе ВНП;
ѕ Сведения правоохранительных, контролирующих органов.
В процессе выездной налоговой проверки осуществляется проверка документов, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налогов:
- 1. Проверка устранения нарушений, выявленных при предыдущей проверке;
- 2. Проверка соответствия данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности;
- 3. Проверка полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете операций, влияющих на формирование налоговой базы (анализ кредитовых оборотов по счетам бухгалтерского учета, а также соответствия данных бухгалтерского учета и первичных документов);
- 4. Проверка правового оформления хозяйственных операций, в т.ч. анализ договоров налогового агента.
В ходе ВНП было выяснено, что ОАО «Караван» начислял НДФЛ с компенсации за использование личного автомобиля и командировочных расходов в полном объеме.
Следовательно, НДФЛ был исчислен неправильно. Расчеты НДФЛ налоговым органом и налогоплательщиком представлены в таблице 1.3.
Расчет НДФЛ налоговым органом и налогоплательщиком
По данным налогоплательщика
По данным налогового органа
НБ= 2146000+ (55000-4000 * 7) + 22379 + 89000 + 12500 + 23000 – 145000=2174879
НБ = 2146000 + 27000 + 22379 + 89000 + ( 23000-7000 )+(12 500 -1500)- 145000 = 2166375
? Налога 2174897 * 13% = 282737
? Налога = 2166375 * 13% = 281629
Расхождение составило 1638 рублей.
По итогам выездной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или отсутствие нарушений, выводы и предложения проверяющих, а также делаются ссылки на статьи Налогового кодекса, которые предусматривающие ответственность за конкретные нарушения законодательства о налогах.
Налогоплательщик вправе в течение 15 дней представить свои возражения по акту или его отдельным положениям. По истечении 10 дней акт проверки и документы рассматриваются руководством налоговой инспекции, и по ним принимается решение.
Таким образом, можно сделать вывод, что выездная налоговая проверка проводится по решению руководителя налогового органа по месту нахождения организации. Проверка не может продолжаться более двух месяцев и проводится за период, не превышающий трех календарных лет. При проведении проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые документы. По итогам проверки составляется акт, в котором указываются факты о налоговых правонарушений или их отсутствие.