Упрощенная система налогообложения для АО
«Упрощенка» для государственного АО
Имеет ли право применять упрощенную систему налогообложения акционерное общество, в котором 100% акций принадлежит государству? Остальные условия применения УСН соблюдаются.
Т. А. Степанова, Рязанская обл.
Подпунктом 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. То есть ограничение установлено на участие в данной организации других организаций.
Что представляют собой организации для целей Налогового кодекса? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 11 НК РФ. Согласно указанной норме организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Исходя из решения Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.11.2003 № 12358/03 Российская Федерация и субъекты РФ не могут быть признаны организациями в том смысле, в котором ст. 11 НК РФ использует указанный термин. На это указывает и ФНС России в Письме от 23.05.2005 № 05-1-01/228.
В связи с этим, по нашему мнению, акционерное общество, акции которого полностью принадлежат государству, вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Между тем обращаем внимание на то, что Минфин России придерживается на этот счет иного мнения.
Так, в Письме от 23.01.2006 № 03-11-04/2/12 отмечается, что акционерное общество с долей участия муниципального образования 100%, не вправе применять упрощенную систему налогообложения на основании подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. В Письме от 08.01.2004 № 04-02-05/1/1 Минфин указывает на невозможность применения УСН акционерным обществом, доля участия субъекта Российской Федерации в лице Министерства имущественных отношении субъекта РФ в котором составляет более 25%.
В связи с этим при применении акционерным обществом, 100% акций которого принадлежат государству, упрощенной системы налогообложения могут возникнуть проблемы, решать которые, возможно, придется в суде.
Отметим, что сложившаяся на настоящий момент по данному вопросу арбитражная практика свидетельствует в пользу налогоплательщиков.
Посмотрим, какие аргументы приводят суды, вынося положительные для налогоплательщиков решения.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.06.2004 № А33-16947/03-С3-Ф02-1874/04-С1.
ОАО обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения. Инспекция уведомлением сообщила о невозможности применения УСН. По мнению налоговой инспекции, создав ОАО, Российская Федерация выступала как юридическое лицо, передав в качестве вклада в уставный капитал общества государственное имущество. Поскольку доля участия Российской Федерации в уставном капитале общества превысила 25%, то в соответствии со ст. 346.12 НК РФ оснований для применения упрощенной системы налогообложения не имеется.
ОАО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления инспекции.
Суд первой инстанции, встав на сторону налогоплательщика, отметил следующее. Учредителем ОАО является Российская Федерация в лице Министерства имущественных отношений. Российская Федерация при внесении вклада и осуществлении прав акционера действует через свои уполномоченные органы и не подпадает под понятие юридического лица или организации как в целях налогового законодательства, так и в целях гражданского законодательства. Следовательно, у налоговой инспекции не имелось оснований для применения подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ и отказа в применении упрощенной системы налогообложения.
Кассационная жалоба, с которой налоговая инспекция обратилась в ФАС Восточно-Сибирского округа, удовлетворена не была.
При принятии решения ФАС рассуждал следующим образом:
— в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами;
— согласно п. 3 ст. 94 Закона № 208-ФЗ по вкладам государства или муниципальных образований права акционеров осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом, фонды имущества или иные уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления, за исключением случаев передачи акций, находящихся в государственной собственности, в доверительное управление или в уставный капитал унитарных предприятий;
— согласно ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами. При учреждении акционерного общества при приватизации федерального государственного унитарного предприятия от имени Российской Федерации выступает соответствующий государственный орган, в данном случае Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
С учетом того что Российская Федерация не может быть признана организацией в том смысле, в котором ст. 11 НК РФ использует данный термин, а государственные органы не являются учредителями (акционерами) акционерных обществ, созданных при приватизации государственных унитарных предприятий, поскольку выступают от имени Российской Федерации и представляют интересы государства, подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не содержит препятствий для применения упрощенной системы налогообложения акционерными обществами, в которых доля участия федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований составляет более 25%.
Аналогичные решения вынесены ФАС Северо-Западного округа в постановлениях от 23.03.2004 № А26-6752/03-27, от 24.07.2003 № А26-555/03-23.
Налоги ООО на УСН в 2020 году: таблица
Для расчета авансовых платежей и налога УСН вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-калькулятором непосредственно на этом сайте.
УСН, являясь одной из самых выгодных в настоящее время систем налогообложения, привлекает все больше предпринимателей и организаций. И это не удивительно — легкий учет, простой порядок расчета налога и минимум отчетности. Ограничения на упрощенке также довольно лояльные, как по максимальному доходу, так и по численности сотрудников. Рассмотрим подробнее, какие налоги платит ООО на УСН, и какую сдает отчетность.
Прежде чем перейти непосредственно к налоговой нагрузке на упрощенке, разберемся в особенностях самой системы, ее ограничениях, плюсах и минусах.
Кто может работать на УСН и кому она выгодна
Упрощенка, несмотря на всю свою привлекательность, подходит далеко не любому налогоплательщику. И рекомендовать переходить на этот режим каждой организации неправильно. При выборе оптимальной системы налогообложения имеет значение множество факторов:
- Вид деятельности. Хоть упрощенка и применяется в отношении большинства видов деятельности, некоторые налогоплательщики использовать ее не могут. К ним, например, относятся банки, страховщики, компании, имеющие филиалы и некоторые другие организации, перечисленные в п. 3 ст. 346.13 НК РФ.
- Размер годового дохода. Работать на УСН не могут ООО, чей годовой доход составляет более 150 млн рублей. Если организация превышает данный лимит, она переводится на ОСНО и уплачивает налоги в соответствии с данным режимом налогообложения.
- Количество работников. Максимальное число сотрудников, которое может иметь ООО на УСН – 100 человек. В случае превышения придется перейти на общий режим налогообложения.
- Стоимость основных средств. Ограничения на упрощенке затрагивают и размер основных средств организации – не более 150 млн рублей.
- Круг основных контрагентов. Применение УСН будет невыгодным, если основные партнеры компании находятся на ОСНО, так как им нужно выставлять счета-фактуры с НДС. Соответственно, налог придется либо включать в стоимость товара, тем самым ее увеличив, либо платить его из собственных средств себе в убыток. Кроме этого, возместить уплаченный в бюджет НДС организация на упрощенке не сможет.
Примечание: даже если компания не подпадает ни под одно из вышеперечисленных ограничений, налоговую нагрузку на УСН необходимо сравнить с иными системами налогообложения. Может оказаться, что применение ЕНВД или ОСНО будет более выгодным, чем работа на упрощенке.
При выборе УСН отдельное внимание стоит уделить ее объектам, от которых напрямую зависит ставка по налогу. Упрощенная система налогообложения имеет два объекта налогообложения:
- Доходы. Налог рассчитывается, исходя из размера полученных доходов. Ставка на данном объекте составляет 6%, при этом в отдельных регионах она может быть снижена до 1%. При расчете налога расходы не учитываются, за исключением страховых взносов за сотрудников. Этот вариант будет наиболее оптимален для организаций с незначительными расходами – не более 65% от суммы полученного дохода.
- Доходы минус расходы. Ставка в этом случае равна 15%, но также может быть снижена решением региональных властей до 5%. Налог рассчитывается с разницы между полученными доходами и произведенными расходами. Этот режим будет выгоден организациям, затраты которых довольно существенны и превышают в среднем 65% от суммы доходов, например, для оптовой торговли и производства.
А теперь подробнее о том, какие налоги платит ООО на УСН в 2020 году.
Налоги ООО на упрощенке
Платежи организации на упрощенной системе налогообложения можно разделить на три группы:
- Единый налог в соответствии с выбранным объектом («Доходы» или «Доходы минус расходы»).
- Дополнительные налоги.
- Отчисления за сотрудников.
Упрощенный налог
Организации, применяющие УСН, обязаны перечислять в бюджет только один налог – единый. Он платится следующим образом:
- Авансовый платеж по итогам отчетного периода (1 квартала, полугодия, 9 месяцев).
- Налог за год.
Налог и авансовый платеж по УСН”>Порядок расчета авансов и годового платежа зависит от того, какой выбран объект налогообложения по УСН. Срок уплаты авансов по упрощенке – не позднее 25 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом. Налог платится раз в год — до 31 марта.
Дополнительные налоги
Организации на УСН в 2020 году освобождены от уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество. Но бывают ситуации, при которых оплата этих платежей обязательна.
К случаям, при которых организация на упрощенке обязана перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость, относятся:
- ввоза товара на территорию РФ (импорт).
- организация на УСН является налоговым агентом по данному налогу.
- организация на УСН осуществляет операции по договору простого или инвестиционного товарищества либо доверительного управления имуществом.
Примечание: в этих ситуациях организация обязана не только уплатить налог, но и сдать декларацию по НДС. При этом возместить его из бюджета она права не имеет.
Налог на прибыль
Платить налог на прибыль организации обязаны по:
- дивидендам;
- доходам от контролируемых иностранных компаний;
- прибыли от операций с некоторыми видами долговых обязательств;
Более подробно про налог на прибыль можно узнать здесь.
Налог на имущество организаций
Этот налог организация на УСН платит, если используемое в предпринимательской деятельности имущество включено в специальный региональный перечень, утвержденный субъектом РФ на начало года. Налоговая база по таким объектам недвижимости определяется по их кадастровой стоимости.
Законом региона могут быть предусмотрены разнообразные льготы по данному платежу. Если же недвижимость в перечне отсутствует или он вовсе не был утвержден, налог платить не нужно.
Торговый сбор
Платеж, перечисляемый в бюджет организациями на упрощенке, ведущими торговлю (розничную, оптовую, мелкооптовую) в г. Москве. В остальных регионах этот сбор пока введен не был.
Иные налоги
Все остальные налоги организации на упрощенке платят только при наличии соответствующего объекта налогообложения. Например, при использовании транспортных средств надо платить транспортный налог, земли – земельный налог и т.д.
Отчисления за сотрудников
Все платежи, перечисляемые за наемных работников, можно разделить на две группы:
- налог на доходы физических лиц;
- страховые отчисления.
Организации с работниками обязаны ежемесячно перечислять в бюджет налог с дохода, выплаченного сотруднику. Ставка по НДЛФ составляет 13% за резидентов и 30% за нерезидентов. Платеж высчитывается из дохода сотрудника и перечисляется один раз в месяц, в срок не позднее одного дня после перечисления средств работнику.
Страховые взносы
За каждого сотрудника, оформленного по трудовому договору, работодатель обязан перечислить в бюджет страховые взносы на:
- пенсионное страхование – 22%.
- медицинское страхование – 5,1%.
- социальное страхование – 2,9 %.
При заключении с работником гражданско-правового договора взносы уплачиваются только на медицинское и пенсионное страхование.
В случае если доход сотрудника превышает установленный лимит, взносы перечисляются по сниженной ставке:
- на пенсионное страхование – 10% при превышении дохода свыше 1 292 000 рублей.
- на социальное страхование – 0% при получении работником дохода более 912 000 рублей.
Примечание: на ОМС взносы перечисляются по ставке 5,1% независимо от размера, полученного сотрудником дохода.
Для удобства отразим основные платежи ООО на УСН в 2020 году в форме таблицы.
Таблица № 1. Какие налоги платит ООО на упрощенке
Основной налог
Дополнительные налоги
Платежи за работников
Налог на добавленную стоимость (в случаях, указанных в п. 2 ст. 346.11 НК РФ)
Взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование
НДФЛ в отношении доходов, полученных работником
Налог на прибыль (в отношении доходов, перечисленных в п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ)
Налог на имущество (в отношении имущества, база по которым определяется по их кадастровой стоимости)
Торговый сбор (уплачивается при торговле в г. Москве)
* При наличии объекта налогообложения
Определившись с тем, какие налоги уплачивает ООО на УСН в 2020 году, отразим в виде таблице основную отчетность упрощенцев.
Таблица № 2. В какой срок и какую сдает отчетность сдает организация на УСН с работниками
Вид отчетности
Куда сдается
Когда сдается
Налоговая инспекция
Отчетность за сотрудников
Налоговая инспекция
До 1 марта (новый срок!)
Каждые три месяца.
Не позднее последнего числа месяца, следующего за прошедшим кварталом. Форма 6-НДФЛ за год подается до 1 марта (новый срок!)
До 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом
ПФР
До 15 числа каждого месяца
ФСС
До 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (для сдачи на бумаге)
До 25 числа – если отчет сдается в электронной форме**
* 2-НДФЛ и 6-НДФЛ с 2020 года подаются в электронной форме, если численность работников составляет более 10 человек.
** Отчет 4-ФСС в электронной форме сдается организациями, численность работников в которых превышает 25 человек.
Порядок перевода организации из АО в ООО на упрощенке: нюансы учета и налогообложения
Организация (АО) применяет и планирует далее применять УСН с объектом налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”. АО планирует изменить организационную форму на ООО.
Каков порядок изменения организационной формы? Каков порядок бухгалтерского и налогового учета в данной ситуации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
АО прекращает свою деятельность и составляет заключительную бухгалтерскую отчетность.
Вновь возникшее юридическое лицо – ООО составляет вступительную бухгалтерскую отчетность путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности АО и формирует свой уставный капитал.
Со дня государственной регистрации ООО, как вновь возникшая организация-налогоплательщик, ведет свой (отдельный, новый) учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в новой (отдельной) книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.
АО должно за последний налоговый период представить налоговую декларацию по УСН в налоговый орган.
Обоснование вывода:
Смена организационно-правовой формы акционерным обществом (далее – АО) в общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) представляет собой реорганизацию акционерного общества в форме преобразования (п. 2 ст. 104 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”).
При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации в форме преобразования юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ) реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность.
Пунктом 5 ст. 84 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения деятельности российской организации в результате реорганизации снятие налогоплательщика с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным НК РФ, осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Бухгалтерский учет
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ) последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.
Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (ч. 3 ст. 16 Закона N 402-ФЗ).
Например, если созданное в результате реорганизации в форме преобразования ООО зарегистрировано в ЕГРЮЛ 1 ноября 2017 года, следовательно, с этой даты преобразованное АО считается прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона N 129-ФЗ). В таком случае последним отчетным годом для АО является период с 1 января по 31 октября 2017 года и на 31 октября 2017 года АО должно составить последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
В свою очередь, возникшие в результате преобразования общества обязаны составить первую (вступительную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату их государственной регистрации (ч. 6 ст. 16 Закона N 402-ФЗ). То есть, с учетом нашего примера, ООО на 1 ноября 2017 года должно составить первую (вступительную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Формирование как последней, так и первой (вступительной) бухгалтерской отчетности производится в соответствии с Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее – Методические указания) (п. 8 ч. 3 ст. 21, ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Из п. 9 Методических указаний следует, что заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”, по формам, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”, в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до внесения в Реестр соответствующей записи о вновь возникших организациях.
Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме преобразования предусмотрены в разделе VIII Методических указаний.
В соответствии с п. 42 Методических указаний при составлении заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организацией в форме преобразования на день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникшей организации, производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление) на основании решения учредителей суммы чистой прибыли.
То есть АО закрывает счет 99 “Прибыль и убытки”, распределяет на основании решения учредителей суммы чистой прибыли и составляет заключительную бухгалтерскую отчетность (в нашем примере, за период с 01.01.2017 по 31.10.2017).
Вступительная бухгалтерская отчетность ООО (в нашем примере на 1 ноября 2017 года) составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности АО с учетом особенностей, предусмотренных в п. 44 Методических указаний (п. 43 Методических указаний).
Согласно п. 44 Методических указаний в соответствии с решением учредителей о порядке конвертации (обмена) акций АО в доли ООО во вступительной бухгалтерской отчетности ООО отражается сформированный уставный капитал. При этом во всех перечисленных в данном пункте случаях формирования числовых показателей раздела “Капитал и резервы” вступительного бухгалтерского баланса ООО никаких записей в бухгалтерском учете не производится.
Начисление амортизации по основным средствам, доходным вложениям в материальные ценности и нематериальным активам ООО производится исходя из сроков полезного использования, установленных АО при принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с ПБУ (п. 45 Методических указаний).
Напомним, при реорганизации АО необходимо проведение инвентаризации имущества и обязательств (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н).
Налоговый учет
Находясь в процессе реорганизации, налогоплательщик самостоятельно в общем порядке исполняет свои обязанности, включая уплату налогов и представление налоговых деклараций (п. 1 ст. 23, ст. 80 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 50 НК РФ на правопреемника реорганизованного лица возлагается обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (п. 9 ст. 50 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов (а также сборов, пеней и штрафов) пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.
А в силу п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица.
Таким образом, если АО до прекращения своей деятельности не уплатит причитающиеся налоги в предусмотренные сроки, исполнить обязанности по уплате налогов должен правопреемник ООО.
С учетом того, что налоговым периодом для налогоплательщиков, применяющих УСН, признается календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ), заметим, что п. 3 ст. 55 НК РФ предусмотрено, при прекращении организации путем реорганизации последним налоговым периодом для такой организации является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате реорганизации.
Если организация создана в период времени с 1 января по 30 ноября одного календарного года, первым налоговым периодом для такой организации является период времени со дня создания организации по 31 декабря этого календарного года (п. 2 ст. 55 НК РФ).
Таким образом, например, если в рассматриваемом случае запись о государственной регистрации вновь возникшего ООО будет внесена в ЕГРЮЛ 01.11.2017, то с учетом ст. 55 НК РФ последним налоговым периодом для АО будет период с 01.01.2017 по 31.10.2017 (с учетом, того, что АО создано до 01.01.2017). Первым налоговым периодом для ООО будет период с 01.11.2017 по 31.12.2017.
С учетом этого, представляется, что АО ведет учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее – Книга учета, ст. 346.24 НК РФ) до дня государственной регистрации ООО. Со дня государственной регистрации ООО, полагаем, общество, как вновь возникшая организация – налогоплательщик, ведет свой (отдельный) учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в новой Книге учета при переходе на УСН.
По итогам налогового периода налогоплательщики, применяющие УСН, в силу п. 1 ст. 346.23 НК РФ представляют налоговую декларацию в налоговый орган. Так, АО должно за последний налоговый период представить налоговую декларацию по УСН в налоговый орган (письмо Минфина России от 02.10.2006 N 03-11-04/2/194).
В письме Минфина России от 11.12.2007 N 03-02-07/1-477 разъясняется, что налоговые декларации по налогам реорганизованной организации за последний налоговый период должны быть представлены его организацией-правопреемником в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника, если указанные налоговые декларации не будут представлены реорганизуемой организацией до завершения ее реорганизации.
Подача правопреемником налоговой декларации по соответствующему налогу необходима для определения налоговых обязательств реорганизованных обществ по итогам налогового периода. Причем декларации в налоговый орган представляются и по тем налогам, обязанность по представлению которых у самого правопреемника как налогоплательщика отсутствует. Такой позиции, исходя из системного толкования приведенных норм, придерживаются как контролирующие органы, так и суды (письма Минфина России от 25.09.2012 N 03-02-07/1-229, от 13.09.2012 N 03-05-05-01/54, ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8919@, от 14.01.2013 N ЕД-4-3/104@, от 07.12.2011 N БС-4-11/20638@, от 11.11.2010 N ШС-37-3/15203, УФНС России по г. Москве от 28.08.2012 N 16-15/080280@, от 24.05.2011 N 16-15/050649@, от 21.04.2010 N 16-15/042725@, определения ВАС РФ от 29.07.2011 N ВАС-9196/11, от 28.02.2011 N ВАС-15479/10).
В НК РФ не определены специальные сроки представления налоговых деклараций за последний отчетный (налоговый) период деятельности реорганизуемых организаций.
Учитывая условия о неизменности сроков исполнения правопреемником обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица, налоговые декларации подаются в налоговый орган не позднее установленных в части второй НК РФ сроков их представления за отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация.
Таким образом, полагаем, что в рассматриваемой ситуации реорганизуемое АО может представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по УСН за последний налоговый период до даты завершения реорганизации. Если налоговая декларация не будет представлена АО, то представить ее должно будет в налоговый орган по месту своего учета ООО (правопреемник). При этом полагаем, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ налоговая декларация должна быть представлена не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (т.е. годом, в котором произведена реорганизация).
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Реорганизация АО в форме преобразования;
– Энциклопедия решений. Формирование уставного капитала юридического лица, создаваемого в результате реорганизации АО в форме преобразования;
– Энциклопедия решений. Формирование заключительной бухгалтерской отчетности при реорганизации юридических лиц;
– Энциклопедия решений. Формирование первой (вступительной) отчетности при реорганизации юридических лиц.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
6 октября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Может ли АО применять УСН
Особенности условий применения УСН АО
Благодаря изменениям, внесенным в ГК РФ в 2014 году, упразднены такие организационно-правовые формы, как ОАО и ЗАО. Теперь акционерные общества подразделяются на публичные (ПАО) и непубличные (АО). Требования по внесению изменений, связанных с переименованием, отсутствуют, но при наличии иных оснований для внесения записи в ЕГРЮЛ одновременно заполняются документы и на изменение организационно-правовой формы предприятия.
Особых требований для применения УСН, связанных с организационно-правовой формой организации, не существует. Предприятие, в том числе АО, уже работающее на УСН или только планирующее перейти с 2018 года, должно соответствовать обычным критериям:
- объем дохода АО, уже работающего на УСН, за 2019-2020 годы не должен превысить 150 млн руб.; если переход только планируется с 2020 года, то сумма дохода за 9 месяцев 2019 года должна быть не более 112,5 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ);
Подробнее об ограничении доходов при УСН читайте в материале «Ограничение по выручке при УСН в 2019 – 2020 годах».
- предприятие не относится к юрлицам, перечисленным в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, в т. ч.:
- средняя численность его работников не превышает 100 человек;
- остаточная стоимость амортизируемого имущества — менее 150 млн руб.;
- у АО нет филиалов и представительств и др.
Подробнее о требованиях для перехода на УСН читайте в публикации «Кто является плательщиками УСН».
Особое внимание следует обратить на подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Речь идет об ограничении доли участия в уставном капитале АО других юридических лиц (максимум 25%). Непубличным АО в этом смысле несколько проще, чем публичным, т. к. легче ограничить круг лиц, которым могут быть проданы акции. Узнать о текущем составе акционеров можно из реестра, который ведет либо аккредитованный регистратор, либо само АО.
Здесь необходимо обратить внимание, внесены ли изменения в устав бывшего ЗАО или ОАО. Несмотря на то, что закон подразумевает обязательное ведение реестра акционеров сторонним регистратором только для ПАО, если в уставе прописана передача реестра (как это было в том числе для ЗАО до внесения изменений в ГК РФ), то вести его самостоятельно не вправе даже АО.
В Налоговом кодексе не предусмотрена обязанность подавать реестр акционеров вместе с уведомлением о переходе на упрощенку. Но в данном случае лучше подстраховаться и предоставить такой документ самостоятельно, особенно если в ЕГРЮЛ в составе учредителей числятся юрлица. Изменения среди состава держателей акций в ЕГРЮЛ не отражаются, и у налоговой инспекции нет возможности выяснить, как изменилась ситуация с момента госрегистрации. Поэтому во избежание отказа в праве применения УСН реестр акционеров следует подать в налоговую инспекцию вместе с уведомлением.
В остальном требования не отличаются от предприятий с другими формами собственности.
Организация бухучета АО на УСН
Ни один спецрежим налогообложения с 2013 года не освобождает предприятие от ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности (п. 1 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Если АО на УСН является субъектом малого предпринимательства (СМП) и не подлежит обязательному аудиту, а также не относится к иным субъектам, перечисленным в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ, оно может вести бухучет в том числе и упрощенным способом, а значит, сдавать бухгалтерскую отчетность также по упрощенной форме. Стандарты упрощенного способа описаны в информации Минфина № ПЗ-3/2015.
ВАЖНО! С 2016 года действует новая редакция закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, согласно которой критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства существенно поменялись. Теперь для соответствия признакам СМП кроме показателей дохода и численности необходимо, чтобы общество, в том числе АО, отвечало требованиям подп. «б–д» п. 1.1 ст. 4 вышеуказанного закона. Обратите внимание, что, даже если АО не относится к СМП, оно вправе применять УСН. Ограничения касаются только упрощенного способа ведения бухгалтерского учета.
Подробнее читайте в этой статье.
Все остальные предприятия сдают полноценную отчетность. О том, как ее составить, читайте в публикации «ПБУ 4/99 – бухгалтерская отчетность организации (нюансы)».
Варианты налогообложения АО при УСН
При применении УСН АО, как и любое другое юрлицо, может выбрать один из двух вариантов объекта налогообложения (ст. 346.14 НК РФ) и соответствующую ставку:
- «доходы» – ставка 6% (законом субъекта РФ может снижаться до 1%, п. 1 ст. 346.20 НК РФ);
- «доходы за вычетом расходов» – ставка 15% (законом субъекта РФ может снижаться до 5%, п. 2 ст. 346.20 НК РФ).
При расчете обеих баз учитываются фактически полученные за период доходы. Расходы, формирующие базу «доходы минус расходы», принимаются в налоговых целях в соответствии с критериями, установленными ст. 346.16 и 346.17 НК РФ. При этом расходы на оплату услуг регистратору, ведущему реестр акционеров, в закрытом перечне расходов, учитываемых при расчете налога, не значатся. Это подтверждает письмо Минфина от 17.11.2014 № 03-11-06/2/57962.
Налог, рассчитанный по ставке 6%, можно уменьшить до половины на суммы фактически оплаченных за расчетный период платежей во внебюджетные фонды, больничных. Без ограничения суммы налог с доходов можно уменьшить на сумму торгового сбора.
Для объекта «доходы минус расходы» установлена минимальная сумма обязательного к уплате налога (1% от полученного дохода), который необходимо заплатить даже в том случае, если получен убыток.
Вне зависимости от выбранной налогооблагаемой базы АО необходимо вести налоговый регистр под названием «Книга доходов и расходов».
Расчет единого налога делается ежеквартально. По его результатам в течение года до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, производится уплата авансов.
Окончательный расчет осуществляется до 31 марта года, следующего за отчетным, по данным налоговой декларации, которая в этот же срок сдается в ИФНС.
Итоги
Налогообложение при упрощенке для АО мало чем отличается от налогообложения других юрлиц. Необходимо только следить за составом акционеров, чтобы вовремя заметить превышение максимального порога для участия других юрлиц в уставном капитале общества. В отличие от ситуации с ООО, где изменение заметно по ЕГРЮЛ, налоговики не смогут обнаружить у АО несоответствие критериям, но при проверке такое нарушение приведет к серьезным налоговым последствиям.