Упрощенный учет материалов для малых предприятий

Упрощенный учет материалов для малых предприятий

Упрощенный бухгалтерский учет малого предприятия

Не каждая фирма может позволить себе ведение бухгалтерского учета по национальным стандартам, приближенным к МСФО. А в курсе ли вы, что для малых предприятий появились новые возможности для упрощения учета?

Минфин России Приказом от 16.05.2016 № 64н дополнил ряд ПБУ новыми правилами. Они адресованы компаниям, которые вправе применять упрощенные правила бухгалтерского учета. В Приказе № 64 они условно именуются малыми предприятиями. Дело в том, что круг таких субъектов определен пунктами 4 и 5 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и малыми предприятиями он не исчерпывается.

В этой статье разберем: в чем состоят новации, как их внедрить на практике * , какая от них польза и какие проблемы может повлечь их применение. А в следующем номере мы подробно расскажем, кому и почему новые правила бухгалтерского учета облегчат ведение налогового учета.

* Во всех примерах расчеты по НДС опускаем.

Учет материально-производственных запасов

Начнем с изменений, которые коснулись ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Малые предприятия получили возможность принимать к учету материально-производственные запасы (МПЗ) по цене поставщика. Все иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, теперь разрешено включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Принятый упрощенный порядок оценки МПЗ распространяется на все их виды. Применять для одних видов (например, материалов) упрощенный порядок, а для других (например, товаров) – общеустановленный, неправомерно. Следующая новелла, воистину революционная, состоит в том, что микропредприятиям разрешено списывать на финансовые результаты принятые к учету МПЗ, не дожидаясь их фактического использования в деятельности.

Такой способ приведет к тому, что в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности микропредприятия не будут формироваться остатки МПЗ – сырья, материалов, покупных товаров и незавершенного производства. А такой вид МПЗ, как готовая продукция, вообще не возникнет. Его просто «не из чего» формировать.

Подобный метод учета затрат известен как «котловый», он не предполагает ведения аналитического учета.

А как вести учет продаж?

В результате такой учетной политики оперативный контроль за МПЗ будет утрачен. Управленческий учет придется вести обособленно. Между тем упрощенный бухучет обладает важным преимуществом.

Вспомним, что микропредприятия вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»), а расходы – после осуществления погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Теперь представьте, что по фирме «Вымпел» движения денежных средств в марте – апреле 2017 г. не было: сырье не оплачено, деньги от покупателя не поступали. Примеры 2 и 3 относятся к учетной политике по методу начисления (абз. 5 п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Если же «Вымпел» примет решение вести бухучет кассовым методом, то в условиях примеров 2 и 3 не возникнет вообще никаких фактов хозяйственной жизни (п. 8 ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

На первый взгляд, это экзотика. Однако в условиях применения упрощенной системы налогообложения у «Вымпела» не будет записей и в налоговом учете (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Ведь в основе УСН лежит именно кассовый метод (абз. 1 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В итоге расхождений между налоговым и бухгалтерским учетом у «Вымпела» не возникнет.

Таким образом, упрощенный порядок списания сырья и материалов привлекателен для производственных микропредприятий на УСН. Для торговых операций внедрять упрощенный порядок смысла нет, поскольку в налоговом учете стоимость товаров относится на расходы по мере реализации указанных товаров (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Помните: вы вправе установить применение упрощенного порядка списания для МПЗ лишь одного вида – скажем, для сырья или материалов. При этом товары вы будете списывать по общеустановленным правилам – по мере реализации.Внесено еще одно упрощение, весьма удобное для бухгалтерий. Минфин России разрешил списывать на расходы затраты на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в полной сумме по мере их приобретения. На практике это означает, что бухгалтерам больше не придется вести обременительный контроль за расходованием канцтоваров.

И последнее облегчение работы по учету МПЗ на малых предприятиях – упразднена обязанность ежегодной переоценки запасов по текущей рыночной стоимости в случае ее снижения. Иными словами, создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01) теперь необязательно. Впрочем, до последнего времени такие резервы формировали редкие энтузиасты.

Учет основных средств

Упрощения в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» коснулись порядка формирования первоначальной стоимости основных средств (ОС) и их амортизации.

Если малое предприятие приобрело объект ОС за плату, то его первоначальную стоимость формируют только исходя из цены поставщика (продавца) и затрат на монтаж.

Иными словами, первоначальная стоимость покупного основного средства имеет лишь две составляющие.

Если же объект ОС сооружен или изготовлен, то его первоначальная стоимость определяется в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.

Все иные затраты можно включать в состав расходов по обычным видам деятельности. Капитализировать их (с последующим списанием через амортизацию ОС) не обязательно.

В правила амортизации тоже внесены два упрощения.

Во-первых, амортизацию не обязательно начислять помесячно. Периодичность ее начисления малое предприятие может установить самостоятельно – например, выполнять эту операцию ежеквартально. Кроме того, малое предприятие вправе начислить годовую амортизацию единовременно в полной сумме 31 декабря. Однако если в течение года ОС выбывает, медлить с начислением его амортизации неправомерно.

Во-вторых, амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря разрешено начислять единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету. Вопрос в том, что считать производственным и хозяйственным инвентарем. Конкретные примеры таких объектов можно найти в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В частности, к производственному и хозяйственному инвентарю относятся:

  • сооружения для занятий спортом и отдыха – код ОКОФ 220.42.99.12;
  • ковры, ковровые изделия, театральные костюмы – код ОКОФ 330.13.92.29.190;
  • мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, парикмахерские кресла и аналогичные кресла, и их части – код ОКОФ 330.32.50.30.

Невзирая на полную амортизацию, объект ОС не списывается с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования).

Как видно, упрощенный подход к учету ОС приведет к снижению их первоначальной стоимости и увеличению амортизации, а значит – к уменьшению остаточной стоимости ОС.

Если малое предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, то снижение совокупной остаточной стоимости ОС благоприятно в том отношении, что отодвигает момент утраты права на этот льготный режим. Об этом сказано в подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Однако пересмотреть первоначальную стоимость «старых» основных средств за счет применения новой учетной политики не удастся. Переоценка ОС допустима лишь в случаях, прямо предусмотренных нормативными документами. Это правило закреплено в пункте 14 ПБУ 6/01.

Учет нематериальных активов и расходов по НИОКР

Внесены поправки, упрощающие применение ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» и ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». А именно, малые предприятия получили право не амортизировать нематериальные активы. Теперь их стоимость вы можете списать единовременно.

Аналогичным образом разрешено списывать затраты на НИОКТР – на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления. Определять срок для равномерного списания этих затрат малым предприятиям не требуется. Списание производится учетными записями типа:

Дебет 20 Кредит 60, 76, 70, 69, 10 и др.
— списаны затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

Изменение учетной политики и бухгалтерская отчетность

Малое предприятие имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета. Из вышеприведенных способов можно выбрать любые, а выбор закрепить в приказе об изменении учетной политики.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, то есть с 1 января 2017 года.

На основании пункта 15.1 ПБУ 1/2008 малые предприятия не обязаны отражать в бухгалтерской отчетности изменения учетной политики ретроспективно. Это означает, что в связи с изменением учетной политики в бухгалтерской отчетности корректировать остатки по счетам на 31 декабря 2016 года вам не потребуется. Остатки приводят в соответствие упрощенными правилами в отчетном, то есть в 2017 году. На основании ПБУ 1/2008 корректировки отражают по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

И последнее, на что нужно обратить внимание бухгалтера. В момент перехода на упрощенные правила бухгалтерского учета сумма активов бухгалтерского баланса понизится. На пассиве баланса такой переход проявит себя уменьшением нераспределенной прибыли (увеличением непокрытого убытка).

Если малое предприятие работает стабильно, то упрощенные правила учета сырья, материалов и товаров дополнительных убытков порождать не будут.

Ведь они приобретаются, а значит, и списываются в среднем равномерно – по мере получения выручки, поскольку ее реально обеспечивают.

А вот за счет повышенных расходов на амортизацию деятельность компании окажется менее прибыльной.

Елена Диркова, эксперт по бухучету и налогам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Упрощенный учет материалов для малых предприятий

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читать еще:  Индикаторы для бинарных опционов на краткосрочном таймфрейме

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Организация является малым предприятием, находится на общей системе налогообложения. Организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, но фактически их не применяет, ведет бухгалтерский и налоговый учет в общем порядке.
Аналитика по счету 10 “Материалы” не ведется, приобретенные материально-производственные запасы (МПЗ) приходуются как одна номенклатурная единица “Строительные материалы”. При этом не всегда приобретенные МПЗ полностью списываются на себестоимость строительных работ, на конец отчетных периодов бывают остатки по счету 10.
Вправе ли организация выбрать единицей учета МПЗ однородную группу “Строительные материалы” для целей бухгалтерского и налогового учета?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация вправе с учетом специфики своей деятельности выбрать единицей учета МПЗ однородную группу “Строительные материалы”, закрепив такой порядок в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета.
При этом разработанная система учета движения МПЗ, правила документооборота и технология обработки учетной информации должны предоставлять достоверную информацию об их использовании в производственной деятельности Организации.

Обоснование позиции:
В настоящее время основным нормативным документом российского бухгалтерского учета является Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ). При этом Закон N 402-ФЗ обязывает все российские организации без исключения вести бухгалтерский учет, применяя для этого федеральные и отраслевые стандарты (ст.ст. 6 и 21 Закона N 402-ФЗ). Из п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ следует, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином России до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ.
В то же время согласно п. 1.1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, признаются для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами.
Таким образом, Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/01 (далее – ПБУ 5/01), в соответствии с нормами которого организации ведут учет материалов (в том числе строительных), признан с июля 2017 года федеральным стандартом бухгалтерского учета (информационное сообщение Минфина России от 26.07.2017 N ИС-учет-8).
Кроме того, при ведении бухгалтерского учета МПЗ организации используют Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее – Методические указания).
В соответствии с п. 3 ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета МПЗ выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера МПЗ, порядка их приобретения и использования единицей МПЗ могут быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. Таким образом, ПБУ 5/01 дает организации право самостоятельно определять единицу учета материалов.
При этом законодательство по бухгалтерскому учету не содержит строгих правил в отношении построения информации на уровне субсчетов и о системе аналитического учета.
Согласно п. 3 Методических указаний организации самостоятельно разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием МПЗ. В частности, в таких документах могут устанавливаться порядок оформления (составления) первичных документов по приему, отпуску (расходованию) и перемещению МПЗ, а также правила документооборота.
Отметим, что поступившие от поставщиков счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, другие сопроводительные документы (следуя буквальному прочтению, например, п. 47 Методических указаний) являются лишь основанием для приемки и оприходования товаров. ПБУ 5/01, Методическими указания не установлены какие-либо требования о соответствии наименования учетной единицы товара названию, указанному в сопроводительных документах поставщиков.
Как мы поняли из вопроса, Организация в целях оптимизации учетных процедур и уменьшения трудозатрат, связанных с ведением учета, считает возможным применять в качестве единицы учета МПЗ однородную группу под наименованием “Строительные материалы”.
Понятие однородной группы, к сожалению, не раскрыто в ПБУ 5/01. По нашему мнению, не существует прямого запрета на существование однородной группы МПЗ под названием “Строительные материалы”.
Считаем, что устанавливая внутренними положениями, инструкциями, иными организационно-распорядительными документами систему наименований МПЗ, их номенклатуру и единицы учета, Организация тем самым организует надлежащий учет и контроль.
Основные положения учета МПЗ следует закрепить в учетной политике.
При этом полагаем, что разработанная система учета движения МПЗ, правила документооборота и технология обработки учетной информации должны предоставлять достоверную информацию об их использовании в производственной деятельности Организации.

Налогообложение

В целях налогового учета применяются методы оценки покупных материалов, аналогичные методам оценки в бухгалтерском учете. При этом, как и в бухгалтерском учете, налогоплательщики вправе при списании различных МПЗ применять разные методы их оценки, при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (письмо Минфина России от 29.11.2013 N 03-03-06/1/51819).
Поскольку для целей налогового учета не установлен порядок оценки покупных МПЗ, налогоплательщик вправе использовать порядок такой оценки исходя из правил бухгалтерского учета (письмо Минфина России от 08.09.2014 N 03-03-06/1/44996).
Однако учет МПЗ по обобщенным группам наименований должен быть организован таким образом, чтобы при необходимости Организация могла убедительно обосновать экономическую целесообразность расходования данных активов.
Отметим, что на основании ст. 32 НК РФ контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах является одной из основных обязанностей налогового органа. При этом в соответствии со ст. 82 НК РФ проверка данных учёта и отчётности выступает как одна из форм проведения налогового контроля. С учётом того, что для начисления и уплаты налогов определяется налоговая база, налогоплательщики-организации должны располагать данными, содержащимися в регистрах бухгалтерского учёта, и (или) иными документально подтвержденными данными об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 54 НК РФ).
В силу пп.пп. 3, 8 п. 1 ст. 23, ст. 52, п. 1 ст. 54 НК РФ правильность данных, отраженных в бухгалтерской и налоговой отчетности, должна быть подтверждена соответствующими первичными документами (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 06.05.2016 N Ф02-1921/16 по делу N А78-11476/2015).
В соответствии с абзацем третьим ст. 313 НК РФ в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. При этом согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность, в частности, данных бухгалтерского учета, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Таким образом, в процессе взаимоувязки показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) и бухгалтерской отчетности налоговым органом может быть проведена проверка правильности ведения организацией бухгалтерского учёта объектов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ.
В то же время судебная практика исходит из следующего: в ходе проверки могут быть запрошены только те документы, которые относятся к конкретным операциям, по которым возникли вопросы к налогоплательщику. Это ограничение следует из прямого указания в п. 8.1 ст. 88 НК РФ. В качестве документов, не имеющих отношения к конкретным операциям, суды признают, например, карточки бухгалтерских счетов, оборотно-сальдовые ведомости, ведомости учета товарно-материальных ценностей на складе, ведомости движения товара по партиям (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 06.05.2016 N Ф02-1921/2016 по делу N А78-11476/2015, от 28.04.2016 N Ф02-1859/2016 по делу N А78-11495/2015).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов;
– Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

14 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях

Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?

О возможности применения малыми предприятиями упрощенного бухучета говорит основной регламентный документ — закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 4 ст. 6). Он же устанавливает следующее:

  • ведение бухучета — обязанность любой организации (за исключением отдельных, указанных в законе случаев);
  • упрощенный БУ — это право, предоставленное субъектам малого предпринимательства (СМП).

Из этого следует, что для СМП существует законодательно установленное право выбора — вести БУ в общеустановленном порядке или применять упрощенные алгоритмы учета и отчетности.

Упрощенный БУ — это система формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденная от отдельных элементов общепринятого бухучета. О таких элементах пойдет речь в одном из следующих разделов.

ВНИМАНИЕ! Чтобы воспользоваться правом использования в учете упрощенных алгоритмов субъект бизнеса должен соответствовать критериям, указанным в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в России. Подробнее о критериях отнесения фирм к малым предприятиям читайте здесь.

Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.

Согласно этой статье к СМП относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребкооперативы;
  • КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);
  • ИП.

При этом вышеуказанные субъекты:

  • должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
  • соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.

Читать еще:  Предприятие производящее печатную продукцию

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.

Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:

  • должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
  • должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
  • коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
  • субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
  • в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).

Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).

Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:

  • для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
  • для малых компаний Чср до 100 чел.;
  • для микрофирм Чср до 15 чел.

Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.

ВНИМАНИЕ! С 01.08.2016 вступило в силу постановление Правительства России от 04.04.2016 № 265, установившее предельные значения предпринимательского дохода, позволяющего получить статус СМП:

  • микрофирмы — 120 млн руб.;
  • малые компании — 800 млн руб.;
  • средние предприятия — 2 млрд руб.

Ранее действовавшее постановление Правительства России (от 13.07.2015 № 702) оперировало теми же цифровыми порогами, однако за сравниваемый показатель вместо дохода принималась выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС.

Изучайте нюансы учета выручки и НДС с материалами нашего сайта:

Выручка и доход — понятия не идентичные. Доход от предпринимательской деятельности представляет собой более широкий совокупный показатель, включающий в себя не только выручку, но и остальные полученные коммерсантом доходы (к примеру, взысканные с контрагентов штрафные санкции, полученные банковские проценты за размещение депозита и др.).

О нюансах определения предпринимательского дохода расскажут статьи, размещенные на нашем сайте:

Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет

У СМП есть право отказаться от следующих норм общепринятого бухучета:

  • забыть о методе начисления и определять доходы и расходы кассовым методом;
  • применять упрощенную систему учетных регистров;
  • отказаться от ведения счетов 09 и 77, предназначенных для учета отложенных налоговых активов и обязательств (не вести учет постоянных и временных разниц);
  • применять один синтетический счет вместо группы счетов (например, счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25 и 26);
  • не формировать резервы;
  • не применять отдельные ПБУ (к примеру, для строительных СМП — ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н);
  • не переоценивать ОС и НМА, не отражать обесценение НМА и финвложений в бухучете;
  • признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  • все расходы по займам признавать прочими (без включения в стоимость инвестиционного актива).

Упрощенный бухучет имеют право применять организации на УСН. Как организовать бухгалтерский учет при данном спецрежиме, читайте в материале “Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2019)”.

Помимо учетных послаблений СМП вправе облегчить свои затраты и при формировании отчетности:

  • сократить объем отчетов, заполняя только баланс и отчет о финансовых результатах;
  • отказаться от детализации показателей по статьям, обобщая их по группам;
  • раскрывать информацию в меньшем объеме, не сообщая о связанных сторонах, о прекращаемой деятельности и др.;
  • исправлять существенные ошибки в периоде их обнаружения, не применяя ретроспекции.

При этом бухучет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение предприятия и финансовые результаты работы.

Организация упрощенного бухучета: рекомендации Минфина

Организация бухгалтерского учета на малом предприятии —процедура, требующая хороших знаний законодательных требований в сфере бухучета и налогообложения. Основным помощником при этом может стать Минфин — на его сайте размещены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для СМП, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

Исходя из этих рекомендаций, СМП:

  • не сможет обойтись без оформления учетной политики;
  • должен организовать сплошное документирование всех хозяйственных операций;
  • может выбрать из трех предлагаемых систем учетных регистров (единой журнально-ордерной, утвержденной письмом Минфина от 08.03.1960 № 63, журнально-ордерной для малых компаний, утвержденной письмом Минфина от 06.06.1960 № 176, или сокращенной формы бухучета).

Организовать упрощенный БУ коммерсант вправе одним из трех предложенных способов:

  • организовать бухучет в полном объеме (общепринятая учетная система);
  • вести учет в комбинированном регистре бухучета — книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (простая форма учета);
  • построить учетную систему с использованием регистров учета имущества СМП.

О том, какие еще рекомендации выпускает для бизнесменов отечественный Минфин, расскажут статьи нашего сайта:

Итоги

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях заключаются в возможности выбора между традиционным ведением учета (в полном объеме) и упрощенными способами бухучета.

Чтобы воспользоваться такой возможностью выбора, коммерсант должен соответствовать специальным критериям, дающим ему возможность получить статус СМП.

Правила бухгалтерского учета для «малышей» и НКО упрощены

Автор: Н. Н. Луговая

Приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н внесены изменения в ряд положений по бухгалтерскому учету. А в Информационном сообщении от 24.06.2016 № ИС-учет-3 Минфин пояснил, какие проводки следует делать при применении новых упрощенных способов бухучета. Об этом и читайте в нашей статье.

Приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н (вступил в силу 20.06.2016, далее – Приказ № 64н) дополнил ряд положений по бухгалтерскому учету. Указанные изменения касаются тех хозяйственных субъектов, которым разрешено применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и сдавать упрощенную отчетность. К таковым в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» относятся субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». А вскоре в Информационном сообщении от 24.06.2016 № ИС-учет-3 финансисты пояснили, какие проводки следует делать при применении новых упрощенных способов бухучета.

Так в чем суть правок бухгалтерского законодательства? Посмотрим.

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов

Оцениваем МПЗ по цене поставщика

По общему правилу материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости – сумме фактических затрат организации на приобретение (за исключением НДС), включающей в себя (п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»[1]):

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации;
  • затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
  • затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением МПЗ.

Приказ № 64н, внесший изменения в ПБУ 5/01, предоставил организациям малого бизнеса и НКО возможность оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика (п. 13.1 ПБУ 5/01), а иные затраты включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены. Напомним, ранее такие затраты, учтенные в качестве МПЗ, ждали своего часа списания до фактического расходования МПЗ.

Применение рассматриваемого упрощенного способа в бухучете сопровождается следующими записями:

Оприходование приобретенных МПЗ по цене поставщика

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Списание других затрат, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, в том периоде, в котором они были понесены

20 «Основное производство» (другие счета учета затрат на производство – при использовании таковых)

Счета учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда, др.

Организация (СМП) заказала перевозку товаров – 500 кг картофеля (цена закупки – 6 руб./кг) и 300 кг моркови (10 руб./кг) – транспортной компании. Стоимость доставки – 4 000 руб. (без НДС).

Стоимость доставки (транспортно-заготовительные расходы) включена в стоимость товара (счет 41), в частности:

  • картофеля – в сумме 2 000 руб. (4 000 руб. x ((500 кг x 6 руб./кг) / (500 кг x 6 руб./кг + 300 кг x 10 руб./кг));
  • моркови – в сумме 2 000 руб.

Теперь, воспользовавшись предлагаемыми изменениями, организация вправе учесть ТЗР по дебету счета 20, не распределяя эти расходы между разными товарами пропорционально стоимости последних.

Упрощенное признание расходов по обычным видам деятельности

Стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров микропредприятия (к ним относятся субъекты малого предпринимательства с численностью персонала до 15 человек[2]) вправе включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления затрат. Ранее, напомним, до фактического расходования такие объекты подлежали учету в качестве МПЗ.

Читать еще:  Штрафы при проверке Роспотребнадзора

Как известно, микропредприятия вправе вести бухгалтерский учет в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности[3] с применением либо без применения двойной записи (п. 2.1 Информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»). Бухгалтерская отчетность микропредприятия может быть составлена на основе данной книги независимо от применения двойной записи (см. также письма Минфина России от 27.02.2015 № 03-11-06/2/10013, от 19.03.2014 № 03-11-11/11952 и др.)

Так вот, для тех, кто действует традиционно (с применением двойной записи), Минфин рекомендует данный способ ведения бухучета реализовывать с помощью следующих записей:

Списание стоимости сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в полной сумме по мере приобретения

20 «Основное производство» (другие счета учета затрат на производство – при использовании таковых)

Счета учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда и др. (60, 76, 70…)

Списание общей суммы затрат, учтенных на счете 20 (других счетах затрат на производство) в конце отчетного периода

99 «Прибыли или убытки» (90 «Продажи» – при использовании такого счета)

20 (другие счета)

Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета микропредприятия не предполагает формирование в учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатков МПЗ (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции).

Стоит отметить: рассмотренным способом могут воспользоваться и другие определенные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» организации, но только при условии, что характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков МПЗ, информация о которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей этой отчетности.

Упрощенное списание МПЗ, предназначенных для управленческих нужд

Расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, «малыши» вправе сразу (в полной сумме по мере приобретения) списать в дебет счета 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы» – при использовании такого счета). Но не забывайте: этот способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирования в нем и отражения в бухгалтерской отчетности остатка указанных МПЗ.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей можно не создавать

Если ранее создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей было обязательным, то теперь (благодаря Приказу № 64н) «малышам» предоставлено право такие резервы не создавать (абз. 2 п. 25 ПБУ 5/01).

При применении данного упрощенного способа ведения учета остатки сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и тому подобных ценностей отражаются в бухгалтерской отчетности по стоимости, определившейся на счетах бухгалтерского учета, независимо от морального устаревания этих объектов, потери ими своего первоначального качества, изменения их текущей рыночной стоимости, стоимости продажи.

Бухгалтерский учет основных средств

Оценка основных средств по цене поставщика

Затраты, в общем случае включаемые в первоначальную стоимость объекта ОС, перечислены в п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»[4]:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Но «малышам» предоставлена возможность определять «усеченную» первоначальную стоимость объектов (аналогично тому, как делается в отношении МПЗ). Иными словами, малые предприятия и НКО могут оценивать объекты ОС (п. 8.1 ПБУ 6/01):

  • при их приобретении за плату – по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
  • при их сооружении (изготовлении) – в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.

При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Применение данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета сопровождается следующими записями:

Оприходование приобретенных (сооруженных, изготовленных) ОС в размере цены поставщика (подрядчика)

08 «Вложения во вне­оборотные активы»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Списание других затрат, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, сооружением и изготовлением объекта ОС, в периоде, в котором они были понесены

20 «Основное производство» (другие счета учета затрат на производство – при использовании таковых)

Счета учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда, др.

Упрощенный порядок начисления амортизации основных средств

Малое предприятие вправе начислять годовую сумму амортизации основных средств единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года. Тогда же, соответственно, отражать ее в учете.

Впрочем, «амортизационный» период в течение отчетного года можно выбрать (самостоятельно) иной, начисляя амортизацию, например, раз в квартал, полугодие. Напомним, ранее предусматривалось только ежемесячное начисление амортизации.

Первоначальная стоимость ОС, приобретенного в июне 2016 года, – 600 000 руб. Ожидаемый срок его полезного использования – 5 лет. Соответственно, ежемесячная сумма амортизации составит 10 000 руб. (600 000 руб. / 60 мес.). Расходы на доставку объекта (20 000 руб.) списаны на счета затрат основного производства в периоде, в котором понесены.

Организация (СМП) воспользовалась предоставленным ей правом и начисляет амортизацию по объекту раз в год.

В последний день декабря (31.12.2016) она сделает проводку по начислению амортизации объекта за 2016 года в сумме 60 000 руб. (10 000 руб. х 6 мес.): Дебет 20 Кредит 02 – 60 000 руб.

Единовременное списание стоимости производственного и хозяйственного инвентаря

Теперь малое предприятие может начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере 100% первоначальной стоимости таких объектов при их принятии к бухгалтерскому учету (а не в течение всего срока полезного использования объекта, как прежде). Проводка Дебет 20 Кредит 02 будет сделана в том же отчетном периоде, в котором объект принят к учету.

Объект не списывается с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования).

Бухгалтерский учет НИОКР и НМА

Если до рассматриваемых поправок в бухгалтерском законодательстве «малыши» списывали затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в течение ожидаемого срока использования результатов работ, теперь они вправе сделать это по мере осуществления таких расходов (п. 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»[5]).

Так же (в полной сумме по мере осуществления расходов) признаются расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов (п. 3.1 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»[6]).

В обоих указанных случаях в учете надо сделать уже знакомую нам проводку: по дебету счета 20 (других счетов учета затрат на производство – при их использовании) и кредиту счетов расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда и др.

Указанные упрощенные способы ведения бухгалтерского учета не предполагают формирование в нем и отражение в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Результаты исследований и разработок».

Вместо заключения

«Малыши» и НКО имеют возможность самостоятельно избрать способ ведения бухучета. На их выбор влияют условия хозяйствования, величина организации и другие соответствующие факторы. Следует также учитывать требования полноты и рациональности, предъявляемые к учетной политике организации (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»[7]), ведь бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений[8].

Свой выбор, напомним, компании должны зафиксировать в учетной политике.

Что касается новых, рассмотренных в статье способов учета, решение об их применении организация принимает самостоятельно – какие-либо обязательные требования Приказом № 64н не введены. Исходя из того, что в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной изменения[9], организации малого бизнеса и НКО вправе принять решение о применении каждого из установленных Приказом № 64н упрощенных способов ведения бух­учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016-й, так и за любой последующий год.

[1] Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.

[2] Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

[3] Приложение 1 к Типовым рекомендациям, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

[4] Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

[5] Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н.

[6] Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

[7] Утверждена Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

[8] Часть 1 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

[9] Часть 7 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector