Учетная политика производственного предприятия на 2019 год

Учетная политика производственного предприятия на 2019 год

Учетная политика организации 2020

Учетная политика 2020 и рабочий план счетов: пример, образец

На сегодня учетная политика является одним из главнейших инструментов на предприятии. Данный документ определяет способы и методы ведения учета. Бухгалтер играет важную роль в организации. Ведь именно правильно составленная им учетная политика и является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия.

Роль и основы формирования учетной политики в учете

Все организации как большие, так и малые обязаны иметь Учетную политику, составленную в соответствии с законодательством. В связи с различными изменениями, в 2020 году это является особенно важным для любого предприятия.

Определение учетной политики

Поэтому, можно сказать, что учетная политика — это одна из важнейших составляющих любого предприятия.

Порядок формирования учетной политики организации на 2020 год утвержден приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», соответствующее положение»Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)».

Общие положения по сравнению с 2018 и 2017 годом не были сильно изменены. По-прежнему все организации обязаны формировать учетную политику. Но если раньше, эта обязанность была главного бухгалтера, то сейчас это можно возложить на любое лицо на предприятии, которое ведёт бухгалтерский учёт.

Что должна содержать учетная политика в 2020 году?

Обязательно в учетной политике надо утверждать следующие пункты:

— формы первичных документов и других регистров;

— порядок проведения инвентаризации;

— способы оценки обязательств и активов;

— контроль за хозяйственными операциями.

Также организация вправе вносить и другие пункты, которые для нее важны.

Все вновь появившиеся изменения необходимо вносить в Учетную политику не позднее 31 декабря 2019 года, самостоятельно или с помощью специальной программы «Консультант Плюс».

Учетная политика начинает действовать с 1 января 2020 года. Организация, только что созданная, должна разработать и утвердить свою политику в течение 90 дней после того, как была зарегистрирована.

Если головная организация имеет дочерние предприятия и другие подразделения, то она должны использовать свою учетную политику для всех. Для каждых обособленных подразделений учетная политика не составляется.

Предприятие вправе изменить свою учетную политику, если были найдены новые способы ведения учета, если законодательство претерпело изменение, а также реорганизация предприятия или же смена вида деятельности.

Новая учетная политика начинает действовать сначала года, следующего за отчетным, но по закону можно и в текущем 2019 году при определенных условиях.

Учетная политика 2020 — образец

Рабочий план счетов к Учетной политике

Приложения к учетной политике

Цель учетной политики

Целью учетной политики — является документальное закрепление, на уровне локальных нормативно — правовых актов, способа учета активов и обязательств коммерческой организации и определение особенностей учетного процесса по всем участкам бухгалтерского учета предприятия, начиная от основных средств и заканчивая сдачей бухгалтерской и налоговой отчетности.

Пояснительная записка и Учетная политика организации

Организации, которые публикуют свою отчетность, в соответствии с ПБУ 1/2008 должны указывать способы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке. В этой записке должны содержаться следующая информация:

— способы начисления амортизации

— методы оценки МПЗ, товаров, готовой продукции

— способы признания выручки от различных видов деятельности.

Если же предприятие внесло каких-либо поправки в учетную политику, то в пояснительной записке оно обязано указать причину этих изменений, их содержание и отражение последствий, а также применение новых нормативных актов.

Также в пояснительной записке должны указываться оценочные значения, к которым, согласно ПБУ 21/2008, относятся:

  • размер оценочных резервов, которые создало предприятие
  • сроки полезного использования.

Можно заметить, что изменения в ПБУ всё дальше отдаляют бухгалтерский и налоговый учёт друг от друга, так как НК РФ строго определяет формирование резерва по сомнительным долгам и запрещает изменять сроки полезного использования.

Организационные аспекты учетной политики

Здесь должна отражаться информация в первую очередь об отчетном году. Для всех организаций это период с 1 января по 31 декабря.

Организационный порядок бухгалтерской службы. Этот порядок предприятие устанавливает самостоятельно.

Если на предприятии учет ведет главный бухгалтер или уполномоченное на то лицо, то именно этот человек и несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и ведения учетной политики.

В основном организации не серьезно относятся к формированию плана счетов, что в последствии ведет к серьезным проблемам.

При необходимости предприятие может изменить план счетов, а также включить или же, наоборот, убрать субсчета.

По закону организации должны использовать первичные документы, формы которых предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации,при разработки которых предусматривается наличие следующих данных:

  • наименование документа
  • код формы
  • дата составления
  • наименование организации, составившей документ
  • содержание хозяйственных операций
  • измерители хозяйственных операций в денежных и натуральных измерителях
  • список должностных лиц
  • подписи сторон.

Обратите внимание. На сегодняшний день допускается создание собственных бланков первичных документов.

Также организация должна утвердить регистры бухгалтерского учета, которые необходимы для накопления информации, отражающейся в первичных документов для ведения бухгалтерского учета.

Обязанность следить за правильностью составления регистров лежит на лице, составившее и подписавшее их. Эти лица обязаны хранить государственную и коммерческую тайны.

График документооборота тоже предусматривается в учетной политике. Обязанность по его составлению лежит на главном бухгалтере.

В соответствии с п.33 Положения поведению бухгалтерского учета отчетность должна включать показатели деятельности филиалов и подразделений данной организации. Но законом не предусмотрены формы и сроки представления отчетности обособленных подразделений, так что это нужно обязательно указать в учетной политики головной организации.

Помимо всего прочего в учетной политике прописываются способы представления отчетности. Организации сама выбирает, как представлять ей отчетность: в электронном виде или на бумажных носителях.

Влияние учетной политики организации на оценку показателей финансовой отчетности

Учетная политика на сегодня является одним из главных инструментов ведения бухгалтерского учета. Поэтому сейчас всё больше внимания уделяется на ее формирование и раскрытие. Она призвана уделять внимание всем аспектам учета, не зависимо от характера деятельности предприятия. Её полное отсутствие или важных элементов является грубым нарушением.

Финансовый результат определяется показателями прибыли и убытка в течение отчетного периода. Формирование их итогов осуществляется на счёте 99 «Прибыли и убытки». Он представляется разницей доходов и расходов. Превышение доходов- прибыль, а расходов — убыток. Соответственно полученная прибыль или убыток ведет к увеличению или уменьшения капитала организации. Прибыль — это субъективный показатель, который создает именно бухгалтер. Именно от него зависит как оценить поступившие денежные средства и как представить данную информацию заинтересованным лицам. Поэтому прибыль зависит от момента демонстрации в учёте.

Полученная прибыль зависит от методов учета, т.е. способ его ведения, которые и прописаны в учетной политики. У каждой организации свои способы. И даже, если характер деятельности одинаков,это не значит, что методы будут использовать одни и те же.

Таким образом, можно сделать вывод, что от выбора элементов учетной политики зависит величина формируемого финансового результата. Любое решение, принятое руководством предприятия, по созданию учетной политики или внесению каких-либо изменений сказывается на деятельности предприятия. Правильно созданная учетная политика принесет своей организации большую прибыль, а неправильная — убыток.

Готовая учетная политика – образец для организации

Скачать бесплатно пример учетной политики ООО на УСН на 2020 год

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2019 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем проанализировали предлагаемый пример учетной политики на предмет изменений, которые вступают в силу с 01.01.2020. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

В Готовом решении от КонсультантПлюс вы можете ознакомиться с образцом учетной политики для торговой организации на ОСН; производственной организации на ОСН. А чтобы увидеть порядок составления учетной политики по НДС, обратитесь к этому Готовому решению.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Читать еще:  Должностные обязанности экономиста на предприятии

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации.

Нормы, переходящие с 2019 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1–3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31–34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37–41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42–44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46–47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52–62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2020 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2020 год изменены (дополнены):

  • Пункт 45 — указанием на применение обновленных форм бухгалтеской отчетности за 2019 год и использование контрольных соотношений от ФНС.
  • Пункт 48 — в него введено указание на утверждение обязательных требований к составлению первичных учетных документов. Напомним, с 09.06.2019 главбуха нельзя оштрафовать за ошибки, допущенные в учете по вине третьих лиц, в том числе из-за неправильного составления ими первичных документов. А с 26.07.2019 в закон “О бухучете” введено указание на обязательное соблюдение требований главбуха (иного лица, ответственного за бухучет) по оформлению первички всеми сотрудниками организации. В этой связи рекомендуется составить такие письменные требования в качестве приложения к учетной политике и ознакомить с ними всех сотрудников, причастных к работе с документацией, под роспись.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Учетная политика на 2019 год

На этом документе строится весь бухгалтерский и налоговый учет предприятия. В статье расскажем, как составить учетную политику на 2019 год, опишем нюансы для разных систем налогообложения и приведем примеры.

Надо ли принимать новую учетную политику в 2019 году

Чиновники не требуют и не запрещают утверждать УП ежегодно. Фирма может сама закрепить эту регулярную процедуру.

Но УП все равно меняется вынужденно из-за изменений законодательства и перемен в бизнесе. Можно вносить изменения и дополнения без переутверждения всего документа: при корректировке учетного метода — с начала года, при новшествах в законодательстве — со дня вступления их в силу.

Общие требования к оформлению УП ООО

Вот законодательные акты, в которых прописаны принципы формирования этого основопологающего текста:

  • НК РФ (ст. 313);
  • Закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ (пп. 5–6 ст. 8) и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н).

Нет необходимости оформлять отдельные списки по бухгалтерскому и налоговому учету, фирма может оформить одну УП с разделами для каждого вида учета.

Коротко, УП — это описание способов учета налогов и бухгалтерии в компании и ее филиалах и представительствах. Каждое предприятие составляет УП самостоятельно. Но есть типовые образцы для ОСНО и спецрежимов, которые подходят, например, большинству малых предприятий. В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть такие УП для пользователей.

Для целей бухучета в УП утверждаются способы: первичного наблюдения, измерения стоимости, группировки и обобщения фактов хоздеятельности. Налоговая УП устанавливает систему налогового учета, утверждает первичку, регистры учета.

Главный бухгалтер формирует УП, а директор утверждает ее приказом или распоряжением.

Содержание учетной политики

Многое зависит от особенностей деятельности фирмы. Но в любом случае УП обязательно содержит:

  • рабочий план счетов;
  • формы первички;
  • порядок инвентаризации и оценки имущества и обязательств;
  • правила документооборота;
  • порядок контроля за операциями;
  • порядок признания доходов и затрат (в том числе будущих периодов);
  • учет основных средств, запасов и нематериальных активов;
  • расчет себестоимости продукции;
  • учет кредитов, займов;
  • налоговый учет амортизируемых основных средств и нематериальных активов;
  • метод оценки материалов и сырья при списании в производство;
  • метод оценки покупных товаров при перепродаже;
  • налоговый учет доходов и расходов;
  • и другие пункты в зависимости от специфики деятельности.
Читать еще:  Оплата при сокращении штатов на предприятии

Новое в учетной политике в 2019 году

В налоговой части придется внести изменения в учетную политику на 2019 год: ставка НДС выросла с 18% до 20%; увеличился перечень операций, с которых не надо платить НДС (это касается только компаний, которые регулярно перевозят пассажиров автомобильным и наземным электротранспортом и имеют муниципальный или госконтракт); плательщики ЕСХН стали платить НДС; появился норматив по НДФЛ с полевого довольствия — 700 рублей; больше не платим налог на движимое имущество.

Учетная политика на 2019 год немного отличается. В бухгалтерской части изменения есть только для казенных заведений: с января они должны публиковать УП на своих сайтах и раскрывать ее положения в отчетах. Но в остальном в этой части, учетная политика на 2019 год бюджетного учреждения не меняется.

Учетная политика для ООО на УСН

Здесь отражаются особенности ведения бизнеса на упрощенке — 6% и 15%.

  • Если вы ведете учет в программе, укажите название.
  • Если решите самостоятельно оформить план счетов, сделайте это в приложении.
  • Упрощенцам “Доходы минус расходы” удобно использовать один и тот же метод оценки (материалов, покупных товаров) для налогового и бухучета.

Пример учетной политики для ООО на УСН смотрите в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия: здесь разработаны варианты УП для спецрежимов и их совмещения в полном соответствии с требованиями закона. Вы сможете распечатать шаблон приказа и учесть особенности работы в вашей компании (например, кто ведет учет — руководитель или бухгалтер). Работайте в нашей системе, и вам не придется разрабатывать свою политику.

Учетная политика для ООО на ЕНВД

УП для предприятия на ЕНВД должна отражать особенности ведения учета на вмененке.

  • Введите физический показатель (торговая площадь, число сотрудников, размер автопарка).
  • Если вы ведете несколько видов деятельности по вмененке или совмещаете вмененку и другой спецрежим, отразите, как будете вести раздельный учет.

Смотрите примеры учетной политики для ЕНВД и ЕНВД+УСН в сервисе Контур.Бухгалтерия: варианты УП полностью соответствуют требованиям закона. Также здесь есть шаблон приказа с приложениями. Работайте в нашей системе, и вам не потребуется своя отдельная УП.

Учетная политика для ООО на ОСНО

Грамотная учетная политика для ОСНО не только удобно стандартизирует учет. Еще она помогает снизить налоговую нагрузку.

  • Предусмотрите разделы для НДС, налога на прибыль, налога на имущество.
  • Выберите методы признания доходов и расходов, метод распределения расходов на незавершенное производство.
  • Задайте правила учета ТМЦ и амортизации. Если порядок амортизации в бухучете отличается от налогового, возникнут разницы, которые заметно усложнят работу.

Если вам нужна учетная политика предприятия, пример для ОСНО есть в сервисе Контур.Бухгалтерия, он полностью соответствует требованиям закона. Вы сможете распечатать шаблон приказа с приложениями. Работа в нашей системе избавит вас от оформления собственной УП.

Учетная политика организации, образец 2019 для ООО

Разные налоговые режимы требуют разные варианты УП. Многое зависит от видов деятельности и оборотов компании. А еще учетная политика организации образца 2019 — объемный многостраничный документ, поэтому приводить его в статье неудобно.

Ознакомьтесь с вариантами учетной политики на 2019 год для разных налоговых режимов и их совмещения в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия.

В сервисе можно с легкостью вести учет, платить зарплату, налоги и взносы, сдавать отчетность через интернет, обмениваться электронными документами, получать данные из касс и пользоваться поддержкой профессионалов. Первые две недели работы бесплатны для всех новичков.

Учетная политика: что нужно подкорректировать на 2019 год?

Учетная политика — это фундамент, на котором базируется бухгалтерский учет предприятия. Закон о бухучете (ст. 1) определяет учетную политику как совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для: (1) ведения бухгалтерского учета и (2) составления и подачи финансовой отчетности.

Фиксируют в учетной политике только те принципы и методы учета и оценки, которые предусматривают несколько вариантов учета на выбор предприятия или в отношении которых есть неопределенность. Например, П(С)БУ 7 предусматривает пять методов начисления амортизации основных средств. В учетной политике как раз и фиксируют выбранный предприятием метод учета. Главное предназначение учетной политики — выбрать наиболее оптимальный вариант методики ведения учета на своем предприятии.

А вот одновариантные требования и нормы (когда нет выбора из нескольких вариантов) дублировать в учетной политике не нужно.

Важно учесть, что ст. 4 Закона о бухучете предусматривается последовательное — на постоянной основе (из года в год) применение учетной политики предприятием. Она разрабатывается не на какой-то определенный срок, а на длительный период его деятельности.

А значит, переиздавать приказ об учетной политике каждый год не нужно. Тем не менее в учетную политику могут вноситься определенные изменения и дополнения, а иногда это нужно сделать и обязательно.

Чтобы разобраться с тем, нужно ли корректировать учетную политику под новый 2019 год, следует вспомнить, что Закон о бухучете (ст. 4) допускает изменение учетной политики только в случаях, предусмотренных НП(С)БУ, МСФО и НП(С)БУ в госсекторе. При этом изменения в учетной политике должны быть обоснованы и раскрыты в финотчетности.

Если предприятие ведет учет и составляет отчетность по НП(С)БУ

Согласно п. 9 П(С)БУ 6 учетную политику можно изменить, если:

1) изменяются уставные требования (т. е. внесены изменения в устав, которые затрагивают сферу бухучета на предприятии);

2) изменяются требования органа, который утверждает П(С)БУ. То есть когда вносятся изменения в бухнормативку. Но опять же коррективы в учетную политику вносят только в том случае, если изменения в П(С)БУ влияют на учетную политику (т. е. предполагают вариантность методик учета и оценок);

3) изменения учетной политики обеспечат более достоверное отражение событий/хозопераций в бухучете и финотчетности предприятия.

Каких-либо «законодательно-нормативных» изменений на 2019 год, требующих корректировки учетной политики, не было . Поэтому если добровольно предприятие не планирует что-то менять в своей учетной политике, то корректировать ему ничего не нужно — оно продолжает применять свою учетную политику, которой руководствовалось раньше.

Отдельно отметим момент, связанный с новой (начиная с 2018 года по итогам 2017 года) градацией предприятий, установленной ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете.

Имеются в виду новые критерии разделения (для целей бухучета) предприятий на микро-, малые, средние и большие*.

Ведь, к примеру, микропредприятия могут пользоваться «привилегиями» из п. 8 П(С)БУ 25, такими, например, как:

— не создавать обеспечения будущих расходов и платежей (на выплату будущих отпусков, выполнение гарантийных обязательств);

— текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса в ее фактической сумме;

— учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости (без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости).

И если предприятие закрепило эти положения в своей учетной политике, а потом теряет статус микропредприятия, то ему нужно откорректировать свою учетную политику.

Так вот, тут нужно учесть такой момент. Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете «новый» статус (новую категорию) предприятие получает, только если оно на протяжении двух лет подряд по данным годовой финотчетности не будет соответствовать критериям (двум из трех), установленным для соответствующей категории предприятий.

Впервые под критерии, определенные Законом о бухучете, предприятия себя «классифицировали» в 2018 году по данным финотчетности, поданной за 2017 год. По требованиям ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете на принадлежность к соответствующей группе предприятий анализируют показатели на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному.

Например, по данным финотчетности за 2017 год предприятие «определило» себя как микропредприятие. А по показателям финотчетности за 2018 год оно стало соответствовать критериям малого предприятия. Так вот, в 2019 году оно по-прежнему считается микропредприятием . Соответственно оно и дальше может пользоваться «привилегиями» из п. 8 П(С)БУ 25 (если оно их закрепило в своей учетной политике). И только если за 2019 год оно будет снова соответствовать признакам малого предприятия, то лишь с 2020 года перебазируется в категорию малых предприятий.

Читать еще:  Что такое оборот предприятия за год?

И наоборот, если предприятие было малым по данным финотчетности 2017 года, а по итогам 2018 года стало микропредприятием, то в 2019 году оно все равно будет считаться малым, а значит, не сможет включить «поблажки» из п. 8 П(С)БУ 25 в свою учетную политику.

Исключение составляют разве что предприятия, которые по данным финотчетности за 2017 год были малыми, а по данным финотчетности за 2018 год — микро- и в 2019 году переходят на единый налог.

В этом случае они уже в 2019 году могут пользоваться «поблажками» из п. 8 П(С)БУ 25.

Добровольные изменения: когда и зачем? В первую очередь отметим ситуацию, когда изменения, вносимые в учетную политику, не считаются изменением учетной политики. Это события или операции, которые (п. 10 П(С)БУ 6):

— отличаются по содержанию от предыдущих событий или операций;

— не происходили раньше.

Допустим, предприятие начало вести внешнеэкономическую деятельность, которой ранее не занималось. В связи с этим его учетная политика дополнена положением о том, что пересчет монетарных статей баланса в иностранной валюте на дату осуществления хозяйственной операции производится в пределах такой операции (п. 8 П(С)БУ 21). Указанное уточнение не может быть расценено как изменение учетной политики, поскольку происходит ее установление в отношении событий, которые отличны по содержанию от имевших место ранее.

Причем такие дополнения в учетную политику предприятие вносит по мере возникновения новых событий или хозяйственных операций в его деятельности в любое время. Никаких ограничений в этом вопросе П(С)БУ 6 не предусматривает.

Для внесения изменений достаточно издать приказ о внесении изменений в приказ об учетной политике.

Теперь о добровольных изменениях, которые вносятся в уже закрепленные в учетной политике положения.

Как мы уже отмечали, П(С)БУ 6 допускает добровольные изменения в учетную политику, если изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия. То есть когда предприятие считает, что более эффективным будет, например, применение другого метода учета/оценки. Такие изменения могут вноситься и с целью налоговой оптимизации.

Как изменения учетной политики отразятся в финотчетности?

Тут следует отличать изменение учетной политики от изменений в учетных оценках.

Ведь изменение учетной политики, как правило, требует ретроспективного пересчета финотчетности. Ретроспективное отражение изменения заключается в применении новой учетной политики к событиям и операциям таким образом, как если бы такая новая учетная политика применялась всегда, а не с момента ее принятия. А это повлечет за собой необходимость:

1) корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года. Если же изменения в учетной политике влияют не только на нераспределенную прибыль, но и затрагивают другие статьи финансовой отчетности (активов, обязательств, собственного капитала), то входящие остатки по таким статьям на начало текущего отчетного периода также подлежат корректировке;

2) повторного предоставления сравнительной информации в финансовой отчетности. То есть за предыдущие периоды отчетность составляют так, как если бы в ней уже применялась измененная учетная политика.

Но возможно и перспективное применение изменений учетной политики (без корректировки нераспределенной прибыли на начало года и повторного предоставления сопоставимой информации). Допускается это в случае, если сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года достоверно определить невозможно (п. 13 П(С)БУ 6).

Но в этом случае надо быть готовым обосновать невозможность достоверного определения суммы корректировки нераспределенной прибыли.

А вот изменение учетных оценок применяется всегда перспективно — без корректировки нераспределенной прибыли на начало года и повторного предоставления сопоставимой информации. Под учетной оценкой понимают предварительную оценку, которая используется предприятием в целях распределения расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами (п. 3 П(С)БУ 6). Примером учетной оценки является, в частности, установление:

— срока полезного использования (эксплуатации) объектов необоротных активов;

— ликвидационной стоимости объектов необоротных активов;

— порядка классификации дебиторской задолженности по срокам ее непогашения.

Кроме того, по мнению Минфина, к изменениям учетных оценок также следует относить:

— изменение метода амортизации объектов необоротных активов (письмо от 02.11.2009 г. № 31-34000-20-23-5535/5708). Соответственно пересчитывать ранее начисленную амортизацию не нужно;

— изменение стоимостных признаков предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов (п. 2.6 Методрекомендаций № 635**).

Поэтому предприятию нужно четко определиться с тем, что произошло: пересмотр учетной политики или изменение в учетных оценках. Если сделать это невозможно, то, как предписывает п. 14 П(С)БУ 6, такое изменение следует рассматривать как изменение учетных оценок.

Важно! Предприятие должно раскрывать содержание и сумму изменений в учетных оценках, которые имеют существенное влияние на текущий период или, как ожидается, существенно будут влиять на последующие периоды (п. 21 П(С)БУ 6).

Изменяют учетную политику, как правило, с начала отчетного года (п. 3.2 Методрекомендаций № 635). Вместе с тем предприятие может пересматривать свою учетную политику в любой момент в течение отчетного года (естественно, при наличии на то оснований из п. 9 П(С)БУ 6). При этом по своему усмотрению можно:

— либо внести изменения и дополнения в уже действующий (базовый) приказ об учетной политике;

— либо изложить приказ в новой редакции, с учетом произошедших изменений и дополнений, — если вносимые изменения по объему охватывают большую часть текста такого документа.

МСФО-формат

Учетная политика при переходе на МСФО. К первой финотчетности по МСФО и к сравнительной информации для нее следует применять одну и ту же учетную политику, которая должна соответствовать требованиям МСФО на дату окончания первого отчетного периода по МСФО (§ 7 МСФО 1). То есть если предприятие перешло на МСФО с 01.01.2018 г. (дата перехода — 01.01.2018 г.), то первой финотчетностью по МСФО будет отчетность за 2019 год***. При этом такую финотчетность, а также сравнительную информацию к ней за 2018 год (трансформированную под МСФО) нужно составлять, руководствуясь МСФО, действующими на 31.12.2019 г. И соответственно, предприятие должно определить свою учетную политику на основании стандартов, действующих на 31.12.2019 г.

На дату составления первой финотчетности по МСФО учетная политика должна быть сформирована, и предприятие будет ею пользоваться в дальнейшем при ведении учета и составлении последующей финотчетности по МСФО.

Предприятия, которые уже сдали свою первую отчетность по МСФО. Такие предприятия должны помнить о требованиях ч. 6 ст. 12 1 Закона о бухучетепосле подачи первой финотчетности или консолидированной финотчетности по МСФО предприятие обязано вести бухучет согласно учетной политике, составленной по международным стандартам, а не просто трансформировать финотчетность под МСФО.

А вот у МСФОшных новичков (которые только перешли/переходят на МСФО) обязанность вести бухучет согласно учетной политике, составленной по международным стандартам, появится после подачи первой отчетности по МСФО.

В каких случаях МСБУ 8 допускает изменение учетной политики? Согласно § 14 МСБУ 8 предприятие меняет учетную политику, только если изменение:

1) требуется МСФО, т. е. если был принят новый стандарт или внесены изменения в существующий (если, конечно, стандарт влияет на деятельность предприятия и его показатели в финотчетности). Как правило, в новых стандартах прописываются переходные правила — как осуществляется пересчет тех или иных показателей. Так, например, обязательный для применения с 01.01.2019 г. МСФО 16 «Аренда» устанавливает, что в общем случае арендодатели не обязаны отражать какие-либо корректировки при переходе на новый стандарт и должны вести учет аренды с применением новых требований начиная с даты вступления в силу МСФО 16. А вот арендаторы вправе выбрать либо полностью ретроспективный подход, либо модифицированный ретроспективный подход при переходе на новый стандарт;

Если в новом стандарте не прописаны «переходные» правила, то применятся ретроспективный пересчет.

2) приводят к тому, что финотчетность предоставляет более достоверную и уместную информацию — так называемые добровольные изменения учетной политики. Такие изменения, как правило, требуют ретроспективного пересчета финотчетности (изменения в учетных оценках отражаются перспективно — в периоде, когда произошло изменение и в последующих периодах).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector