Что может непосредственно регулироваться федеральной резервной системой

Что может непосредственно регулироваться федеральной резервной системой

ФРС (Федеральная Резервная Система): история развития, задачи, особенности функционирования

Давайте рассмотрим историю Центральных Банков Америки, а так же роль в экономике США организации под названием Федеральная резервная система, которая является одной из основных структур, которые контролируют в США все финансовые рынки, да, собственно, и всю экономику страны.

Федеральная резервная система (Federal Reserve System, ФРС) является центральным банком США и была создана законом о Федеральном Резерве в 1913 году. Согласно этому закону, Федеральная резервная система отчитывается перед Банковским комитетом Конгресса дважды в год, а перед Палатой Представителей Конгресса Америки – ежегодно.

История ФРС

Первым Центральным банком в США был созданный в 1791 году Александром Хэмилтоном Первый банк Соединённых Штатов. Однако, в 1811 году полномочия этого банка продлены не были, и в 1816 году был создан Второй Банк Соединённых Штатов, которого постигла аналогичная участь – его полномочия в 1836 году были прекращены.

После этого, в США на протяжении 1863 – 1913 годов, была Эра Свободных Банков, которая также не оправдала себя, но привела к пониманию в обществе, что финансовый сектор необходимо регулировать и управлять им. После целой серии банковских кризисов было принято решение вновь создать Центральный Банк. И в 1913 году была образована Федеральная Резервная Система. Председателем ФРС в данный момент является Джанет Йеллен.

Структура FEDERAL RESERVE SYSTEM

Федеральная Резервная Система имеет следующую структуру: Совет Директоров, Совет Управляющих, Федеральные резервные банки и Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC). Каждый из них выполняет определенные функции.

Президент США выбирает в совете 7 членов Совета управляющих, кандидатуры которых согласовываются в Сенате. Срок их полномочий составляет 14 лет. Необходимо отметить, что это не просто семь человек, а они должны принадлежать к представителям различных экономических сфер – один из банковского сектора, второй – из промышленного сектора, третий – из сельскохозяйственного сектора и так далее. Кроме того, они должны представлять различные административные округа США, которых всего 12. А вот президента Совета Управляющих, а также вице президента выбирают только на четыре года.

Комитет по операциям на открытом рынке включает двенадцать человек, семь из которых входят в Совет Управляющих, один из них всегда должен быть президентом Федерального Банка Нью-Йорка и четыре оставшихся выбираются среди директоров Федеральных Резервных Банков, расположенных в других регионах страны. Этот комитет функционирует в закрытом режиме не менее восьми 8 раз в году. Под контролем Совета Управляющих также находятся все Федеральные резервные банки страны. Эти банки финансирования не получают и существуют за счет двух источников дохода:

различные финансовые операции, связанные с проведением монетарной политики в государстве.

Вся полученная прибыль банков за эти виды деятельности перечисляется в Казначейство США. Согласно разделению ФРС, таких банков всего двенадцать, по одному банку в каждом округе. Структура Совета Директоров включает 3 уровня: А, B и С, на каждом из которых находятся представители разных секторов экономики США. Так, в классе А – представители банков, в классе B и С – представители общества, которые не могут быть работниками банковского сектора. Деятельность Совета Директоров состоит в назначении президентов Федеральных Банков и выработке рекомендаций по проведению и коррекции монетарной политики государства, а так же проведению аудитов всех Резервных Банков.

Функции ФРС (Федеральной Резервной Системы)

Главной функцией Федеральной Резервной Системы является формирование и ведение монетарной политики, которая определяет стоимость денег с экономической точки зрения. Ответственность за монетарную политику лежит на Совете Управляющих во взаимодействии с FOMC. Осуществление монетарной политики проводится путем изменения резервной ставки (ставка по федеральным фондам) и регуляцией учётной (дисконтной) ставки.

Необходимо заметить, что обычно дисконтная ставка выше, чем величина процентной ставки, по которой ФРС кредитует Американские банки. Дисконтная ставка определяет стоимость денег при кредитовании. Дополнительным к основной функции ФРС очень важным направлением деятельности этой организации является сбор данных по состоянию экономики в целом и ее отдельных секторов для проведения анализа и разработки стратегии ведения монетарной политики.

Следующей функцией ФРС является кредитование правительства США посредством обмена бондов, среднесрочных нот и биллей на доллар США. Четвёртая функция – надзор и регулирование деятельности банковского сектора страны. За выполнение этой функции отвечает так же Совет Управляющих ФРС.

Надзор за банковским сектором

Как и все другие регулятораторы, Федеральная Резервная Система собирает и анализирует информацию о банковском секторе. Так ФРС регулярно публикует отчёт по банкам Америки, информируя об их активах и численности филиалов. Кроме того, ФРС регулирует переводы денежных средств, как в форме перечисления средств чеками, так и безналичные расчеты.

Особенности Федеральной Резервной Системы (ФРС)

ФРС, в отличие от Центральных Банков большинства стран мира находится полностью в частных руках. В других странах мира Центральные Банки принадлежат полностью или частично государству, а часть коммерческим компаниям или муниципалитетам или физическим лицами. Но, ФРС полностью проводит государственную политику и подчиняется государству. Второе отличие ФРС заключается в принципе валютной эмиссии. В подавляющем числе государств ЦБ проводит эмиссию валюты, согласно определённым законам. Цели эмиссии могут быть разными – обновление купюр, девальвация национальной валюты.

У ФРС процесс значительно сложнее, эмиссия проводится не просто для достижения этих целей, деньги передаются государству, а взамен ФРС получает от государства облигации с купонными фиксированными выплатами. Такой процесс вызван тем, что ФРС коммерческой деятельностью не занимается, а прибыль надо получать, поскольку смысл держать акции для многих акционеров исчезает. После оплаты всех издержек и выплаты процентов по акциям, оставшаяся прибыль перечисляется государству.

ФРС — что это и почему она так важна

Федеральная резервная система (ФРС) является важнейшей организацией по управлению деньгами в США. Однако ее влияние оказывает сильное воздействие на общемировой экономической рост. Давайте рассмотрим работу этого регулятора, поговорим о его функциях, задачах.

1. Что такое ФРС простыми словами

Дата основания ФРС 23 декабря 1913 года. Центральное учреждение находится в Вашингтоне.

Отличительной особенностью можно назвать то, что федрезерв обладает решающим экономическим влиянием на экономику страны, но при этом остается частной структурой. Такая ситуация возникла в момент основания, когда тогдашний президент США подписал соответствующий указ прямо перед рождеством. Позже он пожалел о своем решение, но было уже поздно.

Независимость ФРС обеспечивается тем, что ее решения по определению размера учетной ставки (“Federal funds rate”) не требуют одобрения Конгрессом и Президентом США. Федрезерв не финансируется Конгрессом, а срок полномочий любого из членов Совета управляющих (14 лет) охватывает сразу несколько сроков полномочий членов Конгресса и Президента.

Руководящим органом ФРС является Совет управляющих Федеральной резервной системы в составе 7 членов, которых назначает президент США с одобрения сената.

Обратите внимание, что написано на долларах США: «Federal Reserve Note» — банкнота Федерального резерва. Что еще больше подчеркивает тот факт, что ФРС не является государственной организацией.

ФРС — это единственный центральный банк в мире акции которого можно купить. Владельцами являются более 3000 небольших банков США. При этом они не имеют права участвовать в годовых собраниях и в целом на что-то влиять. По акциям платят ежегодные дивиденды в размере 6%. Фактически это является ценной бумагой похожей на облигацию.

Федрезерв состоит из 12 региональных банков. Их филиалы распределены по всему США. Федеральные резервные банки находятся в городах:

  1. Бостон (http://www.bos.frb.org)
  2. Нью-Йорк (http://www.newyorkfed.org)
  3. Филадельфия (http://www.philadelphiafed.org)
  4. Кливленд (http://www.clevelandfed.org)
  5. Ричмонд (http://www.richmondfed.org)
  6. Атланта (http://www.frbatlanta.org)
  7. Чикаго (http://www.chicagofed.org)
  8. Сент-Луис (http://www.stlouisfed.org)
  9. Миннеаполис (http://www.minneapolisfed.org)
  10. Канзас-сити (http://www.kansascityfed.org)
  11. Даллас (http://www.dallasfed.org)
  12. Сан-Франциско (http://www.frbsf.org)

FOMC (“Federal Open Market Committee” — “Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС США”) — отвечает за стабильность цен в стране, обеспечивает экономический рост, регулирование рынка труда, за вопросы международной торговли и внешних платежей.

2. Функции ФРС

Главной функцией ФРС является эмиссия и управление деньгами. Чтобы получить деньги в федеральный бюджет, казначейство должно выпустить гособлигации (трежерис), далее федрезерв их выкупает на напечатанные деньги. В итоге у государства появились деньги, а у ФРС гособлигации.

Читать еще:  Функции делопроизводителя на предприятии

ФРС выполняет функции, которые определены “Законом о Федеральном Резерве”:

  1. Выполнение функций Центрального Банка
  2. Регулирование баланса между интересами частных банков и США
  3. Обеспечение надзора и регуляции банковских учреждений
  4. Защита прав потребителей банковских услуг
  5. Управление денежной эмиссией
  6. Обеспечение стабильности работы финансовой системы США
  7. Участие в системе международных платежей
  8. Участие в системе внутренних платежей
  9. Устранение проблем с ликвидностью

Функции региональных отделений несколько скромнее:

  • Устанавливать учётные ставки с разрешения совета управляющих ФРС
  • Отслеживать состояние местных экономических и финансовых учреждений
  • Предоставлять финансовые услуги правительству США и другим депозитариям

3. Важность ФРС и его задачи

Сложно недооценить важность, которую играет ФРС в современном мире. Эффект от его действий огромен и оказывает влияние мирового масштаба.

Процентные ставки, за которые он отвечает крайне важна. Как показала практика в идеале она должна быть в районе 2-4%. В этом случае достигается плавный рост ВВП без скачков и кризисов.

Слишком быстрый рост экономики не минуемо приводит к краху. Это можно объяснить следующим образом: страна начинает больше производить. У людей растут зарплаты, каждый начинает больше потреблять.

Промышленность увеличивает свои мощности. Однако спрос растет быстрее, чем фабрики способны расширять свое производство. Получается ситуация, когда спрос превышает предложение. Компании начинают поднимать цены, инфляция начинает расти. Что приводит к обратному кругу, когда предложение начинает превышать спрос, а цены при этом дорогие.

Зарплаты снижаются, спрос резко падает, склады завалены нереализованными товарами. Производство простаивает, поскольку нужно сначала распродать старое. Настает кризис. В такой момент ФРС должны бороться с инфляцией повышая процентные ставки, что приводит к замедлению выдачи кредитов и трат населения.

ФРС всегда решает очень сложный вопрос касательно процентных ставок, поскольку любое неосторожное движение может вызвать серьезные проблемы в экономике США и после в мировой экономике.

Ключевая ставка определяет “силу” доллара в мире. А поскольку в нем рассчитываются большинство торговых операций, переводов, то любое небольшое изменение приводит к сильным изменениям в других отраслях. Особенно остро реагирует валютные пары с участием USD на Форексе и фондовый рынок.

4. История ФРС

История центральных банков США уходит еще в далекий 1791 год. В тот момент был основан Первый банк Соединённых Штатов. Создателем был Александром Гамильтоном.

Хронология центральных банков США:

  • 1791 — 1811: Первый банк Соединённых Штатов
  • 1811 — 1816: Центральный банк отсутствовал
  • 1816 — 1836: Второй банк Соединённых Штатов
  • 1837 — 1862: «Эра свободных банков»
  • 1863 — 1913: Национальные банки
  • с 1913: Федеральная резервная система. В момент своего создания было другое название: “Третий Центральный Банка” США.

Создание ФРС предшествовало “серия банковских паник” в 1873, 1893 и 1907 годах.

В 1910 году на острове Джекилл Айленд (принадлежит JPMorgan) встретились семь человек крайне обеспеченных людей (их состояние оценивалось примерно 25% всего мира). Известно, что в той встрече был Нельсон Олдрич (сенатор Род-Айленда).

Владельцы ФРС до сих пор остаются в тени и ходят лишь слухи, кто ими может быть. На данный момент считается, что с большой долей вероятности туда входит: династия Ротшильдов, Лазард Фрер, Кун и Лёб, Варбург, Леман Бразерс, Рокфеллер, JPMorgan и Goldman Sachs.

В 1913 году соглашение о функционировании ФРС было подписано на 100 лет. Ходили слухи, что его не продлят, но в 2013 году его благополучно продлили и в мире ничего кардинально не изменилось после вековой истории.

5. Критика федеральная резервная система

Про ФРС можно услышать много критики, поскольку за многолетнюю историю управления были огрехи в решениях. Например, в период великой депрессии начавшейся в 1929 году регулятор сокращал денежную массу, вместо того, чтобы наоборот ее наращивать. В итоге кризис затянулся на несколько десятилетий. Некоторые даже обвиняют федрезерв в начале второй мировой войне.

Во время кризиса 2008 года ФРС поступил очень мудро и наоборот накачивал деньгами экономику, при этом держа процентную ставку на нуле. Это позволило прекратить панические распродажи на фондовом рынке и начать новый виток роста.

Хотя некоторые считают, что федрезерв напечатал слишком много лишний денежной массы, которая в итоге толкнула акции компаний сильно вверх. Уже через 5 лет биржи били новые рекорды.

Общий объем госдолга США можно посмотреть здесь: https://www.treasurydirect.gov/govt/reports/pd/feddebt/feddebt.htm. Сейчас он составляет уже более $23 трлн.

В моменты выступления глав ФРС и решений по базовым процентным ставкам мировые рынки ждут нервозно. После ее публикации фондовые рынки и курс доллара обычно начинают мощное движение в зависимости от реакции рынка.

На данный момент, ФРС является машиной для создания госдолга. США выпускает все больше гособлигаций и продает. Дело в том, что он никогда не сможет выплатить весь долг, поскольку деньги печатает федрезерв.

Многих смущает непрозрачность этой организации и то, что она является полностью частной. Другие центробанки принадлежат своим странам:

  • Уставный капитал и имущество Центробанка РФ являются государственной собственностью
  • Немецкий федеральный банк находится в 100-процентной собственности государства
  • Банка Англии — Солиситор Минфина от имени правительства Великобритании
  • 52% акций Национального банка Швейцарии де-факто принадлежит государству
  • Банк Канады с 1938 года является госучреждением

Ходят легенды, что все центральные банки и их политика построена под ФРС. Однако существуют страны, которые не подчиняются ФРС: Куба, Сирия, Ирак, Иран, Ливия и Северная Корея. Все эти страны очень бедны. Хотя во многом это связано с изоляцией от мировой торговли.

Центральные банки не имеют права печатать свою местную валюту сколько хотят. Они обязаны иметь в своем резерве такое же число долларов. За счет этого мировая система очень завязана на долларах США.

Смотрите также видео “Империя ФРС документальный фильм”:

Федеральная резервная система США (ФРС)

Функции:

С самого начала деятельности Федеральной резервной системы ее первоочередные задачи совпали с направлениями национальной экономической и финансовой политики.

Эти цели:
– рост экономики;
– высокий уровень занятости;
– стабильность покупательной способности доллара;
– приемлемый баланс в сделках с иностранными государствами
были закреплены Конгрессом в законе о занятости от 1946 года, а затем вы Законе о полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года.

Более подробно о целях ФРС.

Как и другие центральные банки, Федеральная резервная система США оказывает влияние на валютный рынок тремя традиционными способами:

Методы

1. Изменением учетной ставки:

Federal funds rate

Процентная ставка по федеральным фондам – это процентная ставка, по которой одни банки одалживают федеральные фонды (резервные требования) другим банкам системы.

Discount rate

Дисконтная ставка – это процентная ставка, под которую Федеральная резервная система США выдает кредиты для поддержания ликвидности банков. Дисконтная ставка является менее значимой, нежели процентная ставка по федеральным фондам и обычно отличается от ставки по федеральным фондам.

2. Инструментами финансового рынка (операции на открытом рынке);

В наиболее значимых масштабах прямые операции с ценными бумагами осуществляются в США Федеральным комитетом по операциям на открытом рынке, специально созданным в рамках ФРС.

При покупке ценных бумаг на открытом рынке федеральными резервными банками платеж осуществляется в виде чека, выписанного на резервные банки. Продавцами покупаемых федеральными резервными банками ценных бумаг могут являться банки (входящие или не входящие в систему ФРС), промышленные или финансовые компании, а также физические лица. Если продавцом ценных бумаг выступает банк – член ФРС, то чеки, полученные им в качестве оплаты за проданные ценные бумаги, направляются в федеральный резервный банк соответствующего округа, который увеличивает размеры своих резервов. Во всех других случаях продавцы ценных бумаг, получая чек, выписанный на ФРС, помещают его в банк, открывая тем самым депозит. Банк, в свою очередь, депонирует его на свой счет в федеральном резервном банке, увеличивая свои резервы на сумму проведенной операции.

Покупка ФРС ценных бумаг на открытом рынке обусловливает увеличение резервов банков членов этой системы, что дает им возможность расширять кредитные операции по обслуживанию различных предприятий в разных отраслях экономики. Таким образом, покупая ценные бумаги на открытом рынке, ФРС стимулирует развитие экономики. Если покупателями ценных бумаг являются коммерческие банки, то они уменьшают свои депозиты в федеральных банках на соответствующую сумму.

Читать еще:  Что означает камеральная проверка в налоговой?

В случае покупки ценных бумаг физическими лицами или нефинансовыми компаниями наблюдается сокращение депозитов соответствующего банка – члена ФРС в резервном банке данного округа, поскольку чеки при операциях на открытом рынке выписываются на резервные банки. Одновременно уменьшаются денежные средства на счетах покупателей ценных бумаг в обслуживающих их банках – членах ФРС. Таким образом, продажа ФРС ценных бумаг на открытом рынке способствует сокращению резервов банков и, соответственно, уменьшает их кредитные возможности. Отсюда следует, что продажа ФРС ценных бумаг на открытом рынке является инструментом, используемым для оказания сдерживающего воздействия на экономику.

Банки ФРС США осуществляют операции на открытом рынке преимущественно с краткосрочными государственными ценными бумагами, то есть казначейскими векселями.

3. Изменением резервных требований;

ФРС может определять норму минимального резервного покрытия кредитов: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает денежную массу в стране, поскольку уменьшает кредитные ресурсы и снижает кредитный мультипликатор.
Изменение норм минимального резервного покрытия является более жестким инструментом, резко меняющим конъюнктуру денежного рынка, поэтому его стараются использовать как можно реже.

4. Посредством валютных операций.

Что касается валютных операций, наиболее действенными являются соглашения об обратном выкупе (repurchase agreements), предусматривающие обратную продажу системой тех же самых купленных ранее у клиентов валют по той же цене в обусловленное время в будущем (обычно в течение 15 дней) и с определенной процентной ставкой. Объем сделки по такому соглашению соответствует объему временного вливания резервов в банковскую систему.
Такие действия имеют целью увеличит цену доллара США.
Соглашение об обратном выкупе может накладывать обязательства либо на клиента, либо на систему.
Согласованные договоры о купле-продаже (matched sale-purchase agreements) противоположны соглашениям об обратном выкупе. Выполняя согласованный договор о купле-продаже, федеральная система продает валюту с целью ее немедленной доставки дилеру или зарубежному центральному банку, соглашаясь выкупить эту валюту обратно по той же цене в обусловленное время в будущем (обычно в течение 7 дней). Такой договор направлен на временный сброс резервов.
Объем сделки по такому соглашению соответствует объему временного сброса резервов. Влияние на рынок направлено при этом на то, чтобы сделать доллар более сильным.

Основные центральные банки работают на валютном рынке большим числом способов нежели просто интервенция на открытом рынке. К числу их операций относятся размещение денег в других центральных банках или международных агентствах. Кроме того, Федеральная резервная система, начиная с 1962 г., заключила ряд соглашений с другими центральными банками о валютном обмене. Например, для оказания помощи союзникам по войне против оккупации Ираком Кувейта в 1990-1991 гг., Бундесбанк и Японский банк размещали деньги в Федеральной системе. Через другие центральные банки производятся также американские взносы во Всемирный банк и Организацию Объединенных Наций.
Интервенции на валютном рынке со стороны казначейства и Федеральной резервной системы США направлены на обеспечение упорядоченности на рынке или регулирование обменных курсов. Они не направлены на то, чтобы влиять на состояние финансовых резервов.

Известны два вида валютных интервенций: неприкрытая (naked intervention) и стерильная (sterilized). Неприкрытая, или не стерильная интервенция связана исключительно с валютной торговлей. Все, что происходит при этом, – это покупка или продажа Федеральной системой долларов за иностранную валюту. Помимо влияния на валютный рынок, при этом имеет место изменение финансовой ситуации из-за притока или оттока денег. Заметное изменение финансовых потоков вызывает необходимость корректировать размер выплат по дивидендам, менять цены и вносить другие поправки на всех уровнях экономики. Поэтому влияние неприкрытой валютной интервенции является долговременным.

Стерильная интервенция нейтральна, с точки зрения ее влияния на денежные поступления. Поскольку не многие центральные банки испытывают желание, чтобы их интервенции на валютных рынках влияли на все стороны экономики, стерильная интервенция является предпочтительной. То же относится и к Федеральной резервной системе. Стерильная интервенция включает в себя дополнительную меру в рамках первоначальной валютной сделки. Эта мера заключается в продаже государственных ценных бумаг, компенсирующей прирост резервов из-за интервенции. Это легче понять, если представить себе, что центральный банк намерен финансировать валютную сделку за счет продажи определенного количества государственных ценных бумаг. Поскольку стерильная интервенция влияет лишь на уровень спроса и предложения отдельной валюты, ее эффект является кратковременным или среднесрочным.

Структура

Выработка монетарной политики и ее воплощение осуществляется Советом управляющих (Board of Governers) Федеральной резервной системы и Комитетом по операциям на открытом рынке (Federal Open Market Committee, FOMC).

Совет управляющих ФРС устанавливается дисконтную ставку (Discount rate), и ставку по федеральным фондам (Federal funds rate), а также требования к банковским резервам.

Совет управляющих ФРС

Центром организации Федеральной резервной системы является Совет управляющих в Вашингтоне. Основной функцией Совета является формирование кредитно-денежной политики. Кроме того, Совет регулирует и контролирует деятельность банковских учреждений и операций Федеральных резервных
банков. У Совета есть функции в области национального платежного механизма и федерального регулирования потребительского кредита Совет состоит из 7 человек назначаемых президентом и утверждаемых Сенатом Полный срок работы члена Совета – 14 лет. И семь сроков организованы так, что срок одного члена заканчивается в каждый четный год (1 Февраля). Нельзя быть повторно назначенным после полного срока работы.

Председатель и вице-председатель Совета назначаются президентом США на 4 года из числа членов и утверждаются Сенатом. Они могут быть назначены повторно, если срок их работы в качестве членов Совета не истек.

Члены Совета составляют большинство в Комитете по операциям на открытом рынке, который руководит операциями ФРС и общим курсом финансовой и кредитно-денежной политики. В Комитете Совет рассматривает и утверждает деятельность Федеральных резервных банков по дисконтированию и издаёт постановления по управлению “дисконтным окном” в этих банках Совет может также использовать резервные требования как инструмент кредитно-денежной политики посредством осуществления своего права изменения некоторых резервных норм депозитных учреждений в предписываемых законом пределах.

Совет выполняет широкую контролирующую функцию над операциями 12 Федеральных резервных банков Эта функция включает контроль за их деятельностью по обслуживанию депозитных учреждений а также проверку и контроль некоторых банковских учреждений Каждый банк обязан представить Совету свой бюджет для утверждения Некоторые статьи расходов(например на строительство или реконструкцию зданий банка выплату заработной платы президентом и первым вице-президентом) подлежат специальному утверждению со стороны Совета Назначение президента и первого вице-президента каждого федерального резервного банка утверждает Совет.

Совет выполняет контролирующую и регулирующую функцию по отношению к банкам – членам ФРС к банковским холдинговым компаниям банковским объединениям международным банковским образованиям в США по отношению к зарубежной деятельности банков членов ФРС и к деятельности филиалов иностранных банков в США Совет устанавливает границы использования кредитов для покупки и продажи ценных бумаг.
Совет выполняет основные Федеральные законы регулирующие деятельность по кредитованию потребителя(Закон о частном кредитовании Закон оравных кредитных возможностях Закон об открытой информации по жилищным ипотекам.

Совет предоставляет Конгрессу ежегодный доклад о его операциях и дважды в год – доклады о состоянии экономики и действиях Системы по росту денежной массы и кредитов Ежемесячный Бюллетень ФРС публикует статистические данные и другую информацию о деятельности системы. Материалы,относящиеся к регулирующим функциям Совета, представлены в другом печатном органе – -Регулирующая деятельность ФРС. Совет оплачивает затраты на выполнение своих обязанностей не из фондов, выделяемых Конгрессом, а из сумм обложений на Федеральные резервные банки. Каждый год общественная аудиторская фирма ревизует финансовые отчеты Совета. Данные отчета также подлежат ревизии со стороны Главного бухгалтерского – контрольного управления.

Комитет по операциям на открытом рынке (Federal Open Market Committee – FOMC)

Комитет по операциям несет ответственность за сделки, проводимые ФРС. Сделки с ценными бумагами правительства и федеральных ведомств, увеличивают или сокращают резервные фонды депозитных учереждений. Комитет также дает разрешение на операции и руководит ими на зарубежных рынках иностранных валют.
В комитет входят 7 членов Совета управляющих и президенты 5 резервных банков, один из которых является президентом Федерального резервного банка Нью-Йорка. Президенты других банков работают в комитете в течение одного года на условиях ротации.
Несмотря на то что Комитет является оргаеном формально независимым от Совета управляющих по традиции он избирает своим председателем председателя Совета управляющих, а вице-председателем президента ФРБ Нью-Йорка.

Читать еще:  Установка электрооборудования на предприятии

Члены Комитета по операциям на открытом рынке на 2006 год:

  • С 31 февраля 2006 г. Бен Бернарке (Ben S. Bernanke) (до 31 февраля 2006 г. Алан Гринспен), член Совета управляющих, председатель ФРС США
  • Тимоти Т. Гейтнер, федеральный резервный банк Нью-Йорка, Вице-председатель
  • Сьюзан Шмидт Баяз – Совет управляющих ФРС.
  • Роджер В. Фергюсон – Совет управляющих ФРС
  • Ричард В. Фишер – федеральный резервный банк Далласа
  • Доннальд Л. Кохн Совет управляющих ФРС
  • Майкл Х. Москоу – федеральный резервный банк Чикаго
  • Марк В Олсон – Совет управляющих ФРС
  • Антони М. Сантомеро – федеральный резервный банк Филадельфии
  • Гари Х. Стерн, – – федеральный резервный банк Миннеаполиса

Альтернативные члены

  • Джек Гунн – федеральный резервный банк Атланты
  • Джефри М. Лакер федеральный резервный банк Ричмонда
  • Сандра Пианалто – федеральный резервный банк Кливленда
  • Джанет Еллен – федеральный резервный банк Сан-Франциско
  • Джанет Еллен – федеральный резервный банк Сан-Франциско
  • Кристин М. Камминг первый вице-президент федерального резервного банка Нью-Йорка

Расписание заседаний Комитета открытого рынка на 2006 год:

Структура ФРС

Истина, как всегда, находится посередине. И чтобы ее понять, необходимо вспомнить, что глубоко укорененная в раннем американском обществе идеология «равных прав и возможностей» входила в острое противоречие с самой идеей создания частной структуры, которая узурпировала бы закрепленное в Конституции суверенное право американского народа на общественный контроль над чеканкой монеты. Однако идея создания частного центрального банка все-таки была окончательно реализована в 1913 г., когда президент США В. Вильсон и конгресс санкционировали создание Федеральной резервной системы.

На первый взгляд, структура ФРС весьма сложна и запутана (рис. 5.3). Она состоит из целого ряда органов, по-разному комплектующихся и имеющих различный тип подчинения. Распространенная сегодня в большом количестве литература, освещающая данный вопрос, не позволяет полностью разобраться в нем. Для этого необходимо обратиться к анализу американского законодательства, касающегося ФРС. Именно его изучение проливает свет на все спорные и неоднозначные аспекты проблемы.

Верхний уровень структуры ФРС занимает Совет управляющих ФРС. Он является независимым правительственным агентством, не входящим в систему органов исполнительной власти (его статус аналогичен статусу ЦРУ и НАСА). Семь членов Совета управляющих ФРС по действующему законодательству назначаются президентом США и утверждаются сенатом на 14-летний срок с правом переназначения. Одного из семи управляющих президент назначает председателем ФРС.

Несмотря на то что Совет управляющих раз в год отчитывается перед спикером палаты представителей конгресса, функционирует он фактически самостоятельно: ни одна инстанция не имеет права накладывать вето на решения Совета управляющих.

Совет управляющих осуществляет контроль над деятельностью 12 резервных банков , формирующих «тело» ФРС (рис. 5.4). Они являются непосредственными рычагами, через которые Совет управляющих реализует финансовую политику. Через них ФРС осуществляет вливание эмитированных долларов и ценных бумаг в экономику.

Резервные банки выдают ссуды частным банкам и таким образом финансовая система насыщается денежной массой. Совет директоров резервного банка состоит из девяти членов, шесть из которых представляют небанковский сектор экономики штатов, входящих в банковский округ (три из их числа назначаются Советом управляющих ФРС), и три представителя крупнейших банков. Совет директоров выбирает президента банка, который утверждается Советом управляющих ФРС.

Федеральные резервные банки не являются государственными организациями. Это частные структуры, опосредованно связанные с государством через Совет управляющих ФРС.

Около 8 тысяч банков имеют статус участников ФРС (member banks). Они непосредственно аффилированы с резервными банками через участие в их уставном капитале (посредством держания акций). Статус члена ФРС дает право претендовать на ежегодные дивиденды в размере 6% от доли банка-члена в уставном капитале резервного банка. Также это открывает возможность участвовать в выборе совета директоров. При этом акции резервного банка являются неотчуждаемыми и не могут быть объектом торгов на бирже.

Список функций ФРС довольно широк (рис. 5.5), однако на практике они распределены между двумя относительно независимыми структурами — Советом управляющих и Комитетом по операциям на открытом рынке. Если Совет управляющих ФРС вырабатывает валютную стратегию, то Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC) определяет объемы покупки и продажи государственных ценных бумаг или, иначе, динамику эмиссии доллара.

Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC) — одна из важнейших структур в составе ФРС (рис. 5.6). Его непосредственной функцией является выработка политики в сфере операций с ценными бумагами и определение размера процентной ставки , под которую банки могут кредитовать друг друга. В состав комитета входит двенадцать человек — семь членов Совета управляющих и пять президентов резервных банков.

Комитет принимает решение о реализации на рынке ценных бумаг государственных казначейских обязательств США. Он же регулирует размер их оборота, выкупая их при необходимости за счет эмиссии долларов. Таким образом, наряду с 12 резервными банками, выдающими ссуды эмитированными долларами, Комитет по операциям на открытом рынке является главным инструментом по насыщению экономики США денежной массой.

При этом именно Совет управляющих ФРС имеет исключительные полномочия по определению объемов эмиссии доллара.

Доллар имеет статус казначейского обязательства Федеральной резервной системы, которой право печати долларов делегировано конгрессом Актом об образовании ФРС.

Таким образом, доллар — валюта США, эмитируется в виде казначейских бумаг ФРС. Кроме того, совет устанавливает размер ставки рефинансирования и объем обязательных резервов, которые коммерческие кредитные организации должны хранить в федеральных резервных банках.

Прибыль, которую получает ФРС в качестве финансового и эмиссионного центра США, в полном объеме перечисляется казначейству, за исключением суммы, идущей на выплату дивидендов банкам-членам ФРС.

Кроме того, ФРС имеет ряд преференций, число которых растет. В частности, она освобождена от федерального и местного налогообложения, за исключением налогов на недвижимость. Конгресс одобрил законопроект о подоходном налоге, введение которого помогло выстроить систему, способную генерировать практически неограниченный долг федерального правительства, при этом обеспечивая неукоснительную выплату процентов по этому долгу собственникам ФРС. И это притом, что центр эмиссии фактически независим от американских конгрессменов и избирателей.

Понятно, что деятельность ФРС в значительной степени непрозрачна. Формальное право проверять ее есть у Государственного управления общего учета США, однако в сфере принятия ключевых решений (международная деятельность ФРС и ее финансовая политика) Совет управляющих и Комитет по операциям на открытом рынке фактически никому не подотчетны. Раз в год председатель ФРС выступает с отчетом перед конгрессом, однако данная процедура в значительной степени формальна. В конгрессе есть силы, которые уже не первый год требуют провести полный независимый аудит ФРС. Так, конгрессмен от Республиканской партии Р. Пол, являясь одним из видных противников политики ФРС, не первый год говорит об этом с трибуны палаты представителей. Однако до сих пор Совету управляющих удавалось сохранить нынешнее положение дел.

Таким образом, ФРС является гибридной многоуровневой структурой с государственным и частным присутствием.

Государство участвует в деятельности ФРС посредством назначаемого президентом Совета управляющих, ФРС перечисляет свою непосредственную прибыль министерству финансов, однако этим государственный характер ФРС, в общем, ограничивается. Практическая несменяемость избираемых на 14-летний срок членов Совета управляющих, их полная самостоятельность в вопросах управления финансовой системой США, непрозрачность деятельности ФРС, официально признанный частный характер федеральных резервных банков — все это свидетельствует в пользу тезиса о том, что Федеральная резервная система является по преимуществу частной корпорацией.

Хотя с момента своего создания в 1913 г. ФРС структурно не изменилась, удельный вес этого «ведомства» в американской и мировой экономике существенно вырос. Более того, наблюдается рост независимости этого «центра силы» от американского государства. В частности, правило обязательного присутствия в Совете управляющих двух представителей министерства финансов действовало только до 1933 г. Отмена этого условия совпала по времени с завершением Великой депрессии и сопровождалась еще рядом преференций ФРС. Сложное и запутанное правовое положение Федеральной резервной системы скрывает под собой существующие механизмы манипулирования финансово-экономической политикой США и переноса кризисных явлений за пределы страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector