Что проверяют налоговые органы при проверке выручки?

Что проверяют налоговые органы при проверке выручки?

Проверка полноты учета выручки

Полноту учета выручки у организаций и индивидуальных предпринимателей контролируют налоговые инспекции. Такое право дано им статьей 7 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1. При этом инспекторы обязаны придерживаться правил, установленных Административным регламентом (утвержден Приказом Минфина РФ от 17 октября 2011 года № 133н). Им установлено, что срок проверки полноты учета выручки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому поручения исполнение государственной функции по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств.

Как проходит проверка

Исполняя государственную функцию по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств, инспекторы придерживаются определенного порядка действий:

1. предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение этой государственной функции;

2. рассмотрение инспекторами документов;

3. проверка полноты учета выручки денежных средств;

4. оформление результатов исполнения государственной функции.

Предъявление поручения

Если руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции принято решение о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у организации или предпринимателя, проверяющие инспекторы обязаны предъявить проверяемому соответствующее поручение и служебные удостоверения.

Факт предъявления поручения фиксируется подписью представителя организации (подписью предпринимателя) с указанием его должности и даты. Если проверяемое лицо уклоняется от ознакомления с поручением или отсутствует, об этом инспекторами делается отметка в поручении.

Важно

Из бератора “К вам пришла проверка” вы узнаете о том, как вести себя, если вас проверяют налоговая, пожарные, таможня, милиция, служба стандартизации и сертификации и многие другие, и как защититься от действий чиновников.

Бератор доступен как в виде книги, так и в режиме онлайн.

Рассмотрение документов

После этого инспекторы приступают к рассмотрению документов, необходимых для осуществления проверки полноты учета выручки. К ним, в частности, относятся:

  • журнал кассира-операциониста, кассовая книга;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
  • контрольные ленты ККТ;
  • приходные и расходные кассовые ордера и журнал их регистрации;
  • авансовые отчеты;
  • бланки строгой отчетности, их копии, информация о выпущенных бланках из автоматизированной системы;
  • акт приемки, книга учета, акт о списании бланков строгой отчетности;
  • книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
  • приказ об установленном лимите остатка наличных денег.

Этот перечень документов не ограничен. В него могут входить и другие первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые инспекторы сочтут необходимыми. Однако документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, они потребовать не вправе.

Предоставить проверяющим можно как оригиналы, так и заверенные копии. Требовать нотариального заверения копий документов инспекторы не имеют права.

Проверка полноты учета выручки денежных средств

Получив от фирмы (предпринимателя) документы, инспекторы приступают непосредственно к контрольным действиям. Они заключаются в изучении операций, совершенных фирмой или предпринимателем в проверяемый период. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом. Сплошной способ заключается в проведении действия в отношении всех операций, а выборочный – в отношении их части.

В ходе проверки инспекторы могут получать от фирмы (предпринимателя) письменные объяснения, справки и сведения по возникающим у них вопросам. Они также имеют право на получение необходимых документов и их заверенных копий. При необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты.

В обязательном порядке инспекторы проверят наличные денежные средства в денежном ящике ККТ, пересчитав их. Перед этим кассир должен представить расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег. Эта же расписка будет свидетельствовать о представлении кассиром всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККМ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ. Сам акт составляется в двух экземплярах.

В обязательном порядке инспекторы проверят наличные денежные средства в денежном ящике ККТ, пересчитав их.

Сумма наличных денег, находящихся в денежном ящике ККТ, сравнивается с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ и записями в журнале кассира-операциониста. В свою очередь записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов. По каждому факту расхождений инспектору нужно дать письменное объяснение.

Также инспекторы снимут фискальные (сменные) отчеты с ККМ, предварительно сверив их заводские и регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ.

На контрольной ленте инспекторы проверят наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, а также сверят номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (если они имеются).

Инспекторы также проверят количество фактов возврата, и сумму денежных средств, возвращенную покупателям по неиспользованным кассовым чекам.

Если наличные денежные расчеты осуществляются с выдачей бланков строгой отчетности, инспекторами проводится проверка их фактического наличия. Эта проверка проводится по видам бланков с учетом их номеров. В итоге составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах.

Инспекторы также определят количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период. Для этого они изучат книгу учета бланков документов, акты их приемки и инвентаризации и сопоставят данные этих документов с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у организации (предпринимателя).

Также инспекторы снимут фискальные (сменные) отчеты с ККМ, предварительно сверив их заводские и регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ.

Затем сумма выручки денежных средств, отраженная в учете организации (предпринимателя), сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов).

Плательщики единого налога на вмененный доход при осуществлении некоторых видов деятельности могут не применять ККТ, но обязаны по требованию покупателя (клиента) выдать ему документ, подтверждающий прием денежных средств. В этом случае инспекторы проверят наличие товарных чеков, квитанций или других аналогичных документов.

Результаты проверки

Акт проверки

Закончив проверку и выявив в ее ходе факты неполного или полного учета выручки денежных средств, проверяющие составляют акт проверки в двух экземплярах. В нем указываются:

  • дата составления акта проверки специалистами Инспекции;
  • полное наименование проверяемой организации либо фамилия, имя, отчество предпринимателя, ИНН, КПП и адрес;
  • фамилии, имена, отчества, должности проверяющих инспекторов, наименование Инспекции;
  • дата и номер поручения на исполнение государственной функции;
  • перечень документов, полученных инспекторами в ходе проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • даты начала и окончания проверки;
  • документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись их об отсутствии.

При этом в описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

По фактам нарушений, отраженным в акте проверки, проверяющие принимают от организации (предпринимателя) письменные объяснения, замечания и возражения. Запись об этом заносится в акт проверки.

Акт проверки подписывают инспекторы и проверяемое лицо. Если оно уклоняется от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте, и он направляется фирме (предпринимателю) по почте заказным письмом.

Производство по делу об административном правонарушении

Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства, инспекторы возбуждают и производство по делу об административном правонарушении. Составив протокол, специалист налоговой инспекции направит его своему руководителю. Он должен рассмотреть дело не позднее 15 дней.

Вы имеете право присутствовать на заседании (ст. 25.1 КоАП РФ). Решение, принятое без вас, незаконно. Исключение составляют случаи, когда инспекция известила вас о месте и времени рассмотрения дела, а вы не явились.

Рассмотрев протокол, руководитель инспекции (или его заместитель) назначает штраф или прекращает производство по делу.

Копию постановления о назначении штрафа вам должны вручить под расписку сразу после рассмотрения дела либо выслать по почте в течение трех дней (ст. 29.11 КоАП РФ).

Постановление о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней. В течение этого времени вы можете обжаловать его в управление ФНС по региону либо в суд.

Если вы не обжаловали постановление и оно вступило в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа. Если штраф не заплачен, руководитель инспекции (его заместитель) направит постановление приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.

Ответственность по результатам проверки

Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью установлена в статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основании этой нормы налоговики вправе оштрафовать фирму, ее должностных лиц или предпринимателя, если они:

  • превысили лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными;
  • не оприходовали или неполно оприходовали в кассу наличность;
  • нарушили порядок хранения свободных денежных средств.

Штраф за эти нарушения составит:

  • для фирмы – от 40 000 до 50 000 рублей;
  • для предпринимателя или должностных лиц фирмы – от 4000 до 5000 рублей (ст. 15.1 КоАП РФ).

Обратите внимание

Имейте в виду: оштрафовать по этой статье инспекция может одновременно и фирму, и ее должностных лиц. Под должностными лицами понимаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер (или лица, выполняющие их обязанности). Кассир по статье 15.1 КоАП РФ ответственности не несет, поскольку не является должностным лицом фирмы.

Если в ходе проверки будет выявлено, что фирма или кто-то из ее сотрудников совершили сразу несколько «кассовых» нарушений, штрафы по ним суммироваться не будут (п. 2 ст. 4.4 КоАП РФ). Одному нарушителю налоговики могут назначить только один штраф – в пределах сумм, указанных в статье 15.1 КоАП РФ.

Если фирма не заплатила (или не полностью заплатила) налог из-за того, что не оприходовала выручку в кассу, налоговики могут оштрафовать ее только по одной из двух возможных статей: 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога) или 15.1 КоАП РФ (неоприходование денег в кассу). Судьи считают, что предпочтение нужно отдавать статье 122 Налогового кодекса РФ.

Читать еще:  Что может непосредственно регулироваться федеральной резервной системой

Однако есть ситуации, когда налоговики могут применить статьи двух кодексов одновременно: если привлекут к ответственности разных нарушителей. Например, фирму – по статье 122 НК РФ, а ее руководителя или главного бухгалтера – по статье 15.1 КоАП РФ.

У инспекторов есть только два месяца, чтобы назначить штраф. Так сказано в статье 4.5 КоАП РФ.

Этот срок нужно отсчитывать со дня:

  • когда была получена и не оприходована выручка (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 № 10196/05 по делу № А70-9263/8-04);
  • когда был превышен лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 29 февраля 2008 г. № А 05-9566/2007, Центрального округа от 8 февраля 2007 г. № А 09-7032/06-30);
  • когда контролеры обнаружили, что фирма неправильно хранит свободные денежные средства.

Налоговики часто нарушают отведенный для взыскания штрафа срок. Обратите на это внимание судей, и вы избежите наказания.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Налоговая проверка полноты учета выручки

“Информационный бюллетень “Экспресс-бухгалтерия”, 2012, N 39

Помимо непосредственно налогового контроля к полномочиям налоговиков относится проверка соблюдения хозяйствующими субъектами кассовой дисциплины. В частности, в данном случае речь идет о контроле за полнотой учета наличной выручки. Проблема в том, что в отношении соответствующих контрольных мероприятий ограничения по срокам, периодичности, охватываемому периоду и т.п., установленные Налоговым кодексом для выездных налоговых проверок, не применяются. Более того, и положения Закона о защите юрлиц и ИП при осуществлении государственного или муниципального контроля здесь также не работают.

Оборот наличных денежных средств в рамках предпринимательской деятельности находится под строгим контролем государства.

Во-первых, юридические лица и индивидуальные предпринимателя ограничены при наличных расчетах со своими коммерческими партнерами определенным лимитом. В рамках каждого договора с иной организацией или ИП наличными денежными средствами может быть оплачено не более 100 000 руб. (Указание Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У).

Во-вторых, принимая от населения в счет оплаты товаров (работ, услуг) наличные денежные средства, фирмы и предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику. Отказаться от подобной “привилегии” можно лишь при соблюдении определенных условий и далеко не всем. Причем в большинстве случаев “счастливчикам” просто позволено заменить выдаваемый покупателям кассовый чек альтернативным документом – бланком строгой отчетности либо иным документом, подтверждающим произведенную оплату (Закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”, далее – Закон N 54-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359 “О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники”, далее – Порядок).

В-третьих, жестко регламентирован порядок оформления движения наличности в рамках хозяйственной деятельности – от оприходования выручки до выдачи заработной платы и выдачи денежных средств под отчет, а также ее хранения (Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России от 12 октября 2011 г. N 373-П; далее – Положение). В частности, вся наличность, превышающая лимит, рассчитанный по установленным правилам, подлежит сдаче в банк для зачисления на счет хозяйствующего субъекта.

Более того, Минфином выдвинута инициатива по принудительному переходу на выплату заработной платы исключительно безналичным путем. Исключение предусматривается лишь для малого бизнеса, если численность сотрудников не достигает 35 человек (20 – для торговых компаний), и предприятий, расположенных в труднодоступных местностях.

“Наличный” состав административного нарушения

Согласно ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации” (далее – Закон N 943-1) полномочия по контролю за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей возложены на налоговые органы. Аналогичная норма содержится в ст. 7 Закона N 54-ФЗ. При этом обоими законодательными актами предусмотрено, что в полномочия налоговиков в том числе входят:

  • проверка документов, связанных с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проведение проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • наложение штрафных санкций в случаях и порядке, которые установлены КоАП, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона N 54-ФЗ.

В частности, п. 2 ст. 14.5 КоАП предусмотрены штрафные санкции в размере от 30 до 40 тыс. руб. – для юридических лиц, и от 3 до 4 тыс. руб. – для индивидуальных предпринимателей:

  • за неприменение ККТ, когда таковое обязательно;
  • использование кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям;
  • эксплуатацию кассового аппарата с нарушением предусмотренного законодательством порядка и условий регистрации и применения ККТ;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в установленных случаях документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу (товарного чека, квитанции или другого документа).

Однако помимо этого п. 1 ст. 15.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, которая может выражаться:

  • в расчетах наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
  • неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
  • несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;
  • накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (Письмо ФНС России от 12 сентября 2012 г. N АС-4-2/15195).

Порядок выявления “наличных” правонарушений

Рассматривать дела об указанных административных правонарушениях в силу ст. 23.5 КоАП уполномочены налоговые органы. Но прежде, безусловно, нарушение еще необходимо выявить. В этих целях Минфином и были утверждены два регламента:

  • Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. N 133н; далее – Регламент N 133н);
  • Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (утв. Приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. N 132н; далее – Регламент N 132н).

По сути, оба данных документа регламентируют порядок проведения налоговыми инспекторами проверок хозяйствующих субъектов на предмет совершения соответствующих правонарушений.

Согласно п. 19 Регламента N 133н срок такой проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения руководителя инспекции или его зама на исполнение государственной функции. Однако что касается периодичности проведения подобных ревизий, то согласно Регламенту N 133н в отношении плановых проверок таковая устанавливается руководителем Управления ФНС или его замом. В свою очередь, внеплановые ревизии проводятся в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) специалистов инспекции. Значит ли это, что навещать фирмы или предпринимателя с подобной проверкой налоговые инспекторы вправе неограниченное количество раз в год?

С неограниченной периодичностью

Прежде всего необходимо отметить, что проверки полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не относятся к выездным налоговым проверкам. А значит, ограничения на проведение таковых, установленные п. 4 ст. 89 Налогового кодекса, на подобные ревизии не распространяются. Собственно говоря, на это в Письме от 12 сентября 2012 г. N АС-4-2/15195 указали и представители Федеральной налоговой службы.

Более того, фирмам и предпринимателям не стоит рассчитывать на то, что при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств налоговики будут руководствоваться положениями Закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон N 294-ФЗ). Напомним, что данным Законом предусмотрено, что плановые проверки органами контроля могут проводиться не чаще чем раз в три года (п. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). В свою очередь, внеплановые проверки могут быть назначены только при наличии оснований, перечисленных в п. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Однако беда в том, что положения Закона N 294-ФЗ распространяются далеко не на все виды контроля, в частности они не имеют силы, если речь идет о финансовом контроле (пп. 3 п. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Между тем в Письме от 7 июля 2009 г. N ШТ-17-2/128@ эксперты ФНС России, к примеру, посчитали, что к мероприятиям финансового государственного контроля относятся проверки в части соблюдения фирмами и предпринимателями кассовой дисциплины. Более того, чиновники заручились в этом вопросе поддержкой Генеральной прокуратуры (Письмо Генпрокуратуры РФ от 25 июня 2009 г. N 73/3-133-2009). Так, правоохранители указали, что полномочия по контролю за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также за полнотой учета выручки хозяйствующих субъектов возложены на налоговые органы ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. N 943-1. При этом нормы данного Закона, согласно позиции Конституционного Суда РФ, имеют многофункциональное значение и направлены, помимо прочего, на обеспечение фискальных интересов государства и финансовой (в том числе налоговой) дисциплины (Определение КС РФ от 9 июня 2005 г. N 222-О, Постановление от 12 мая 1998 г.). Ведь обязательное использование ККТ вызвано прежде всего необходимостью обеспечения хранения информации, которая нужна для полного учета наличных денежных расчетов в целях правильного исчисления налогов.

Таким образом, порядок проведения проверок за полнотой учета выручки регулируется исключительно Регламентом N 133н. И раз уж данный документ периодичность таковых не ограничивает, получается, что действующее законодательство позволяет проводить подобные ревизии сколько угодно раз в год, на что, собственно говоря, и указали представители ФНС России в Письме от 12 сентября 2012 г. N АС-4-2/15195. В свете вышесказанного следует отметить, что Регламентом N 133н не ограничен и период деятельности фирмы или предпринимателя, который может быть охвачен проверкой.

Как налоговики теперь будут проверять ККТ и кассу

Комментарий к регламентам контроля за полнотой учета наличной выручки и за соблюдением правил применения ККТ

Проверки ККТ и кассовой дисциплины не относятся к налоговым, хотя и проводят их налоговые инспекции. Поэтому на кассовый контроль не распространяются установленные НК правила и сроки проведения проверок. Однако собственных правил у него до сих пор не было (если не считать внутренних указаний налоговой служб Из-за этого инспекторы могли проводить «кассовые» проверки так, как им заблагорассудится, и столько, сколько им удобно.

Читать еще:  Обязанности маркетолога на предприятии

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Проверки ККТ и полноты учета выручки налоговики могут проводить хоть каждый день. Ведь на них не распространяются ограничения, установленные Законом о защите прав юрлиц при проведении госконтроля.

Теперь Минфин утвердил два регламента: один — для проверок (начал действовать 5 февраля этого года), другой — для проверок полноты учета выручк (действует с 19 февраля).

Это две разные проверки, которые могут проходить как одновременно, так и отдельно друг от друга. Но даже если инспекторы совмещают их проведение, они должны составить отдельный акт по итогам каждой из них.

Общее у проверок ККТ и полноты учета выручки

Проверка начинается с предъявления поручения на проверку. Пока вам не предъявят этот документ, вы можете не общаться с инспекторами. Поручение должно быть подписано руководителем инспекци

За воспрепятствование законной деятельности проверяющих инспекция может оштрафоват

  • организацию — на сумму от 5000 до 10 000 руб.;
  • директора или предпринимателя — на сумму от 2000 до 4000 руб.

Если же из-за ваших действий оказалось вовсе невозможным провести или завершить проверку, то штраф будет больше: от 20 000 до 50 000 руб. и от 5000 до 10 000 руб. соответственн

При проверке у инспекторов есть прав

  • получить доступ к фискальной памяти и контрольным лентам ККТ или к системе, формирующей БСО;
  • получить от вас любые документы, связанные с применением ККТ и БСО, а также с учетом денег (последние — только при проверке полноты учета выручки);
  • требовать от вас объяснения и сведения по предмету проверки.

Оба Регламента предписывают инспекторам проводить осмотр и инвентаризацию, а также привлекать сторонних специалистов для проведения экспертиз

У вас есть право присутствовать при проведении проверки. А что, если директор (другой законный представитель организации) или предприниматель отсутствует и поэтому не может ознакомиться с поручением на проведение проверки и подписать его? Тогда инспекторы должны сделать об этом отметку в поручении и начать проверку без нег

Все ваши объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, лучше оформлять письменно — тогда инспекторы должны будут приложить их к материалам проверки.

В конце проверки, когда налоговики составят акт, вам нужно прочитать его и поставить там отметку о вашем согласии или несогласии с результатами проверки, а также с действиями или с бездействием инспекторов. Возражения можно вписать в сам акт или оформить отдельным документом. Акт инспекторы должны составить в двух экземплярах, подписать сами, предложить подписать директору (предпринимателю) и затем передать ему один экземпляр.

Срок проведения проверки устанавливает руководитель инспекции. Он не может быть больше 20 рабочих дней с даты предъявления вам поручения на проверку полноты учета выручки и 5 рабочих дней — с даты выписки поручения на проверку применения ККТ.

Как и какие документы у вас могут потребовать

Инспекторы вправе требовать у вас только те документы и сведения, которые относятся к предмету проверк Поэтому если к вам пришли проверять только применение ККТ, то не должны требовать документы по учету наличных (ПКО, РКО, кассовую книгу и т. д.

Современные ККТ гораздо умнее и «функциональнее» своих предшественников. Поэтому с их помощью можно получить и проверить значительно больше данных

Если инспекторы хотят ознакомиться с документами прямо у вас на месте, проще дать им оригиналы. А вот если просят принести документы в инспекцию, лучше сделать копи Не забудьте составить опись передаваемых документов и получить на ней штамп инспекции о приеме. Если же инспекторы изымают у вас оригиналы в качестве доказательств нарушения, то они должны составить протоко

В Регламентах не сказано, должны ли инспекторы составить письменный запрос на необходимые им документы. Но по устному требованию лучше документы не давать — всегда просите список требуемых бумаг.

Не определен и срок представления документов. Так что, скорее всего, его проверяющие установят вам по своему усмотрению. И если в этот срок вы не уложитесь, то налоговики, возможно, попытаются вас оштрафоват Правда, для этого их требование о представлении документов должно быть письменным, а не устным.

Обратим ваше внимание на некоторые неоднозначные ситуации, которые могут возникнуть.

В ходе проверки полноты учета выручки инспекторы могут запросить у спецрежимников и предпринимателей на ОСНО книги учета доходов и расходов. Далеко не все заполняют такую книгу ежедневно. Что, если на момент проверки в ней нет записей о принятых за последнее время суммах, которые вовремя отражены в кассовой книге? Штрафа за неполное оприходование наличной выручки в этом случае не должно быть. Ведь такую выручку учитывают по приходным ордерам сначала в кассовой книге, а уже из нее суммы попадают в перечисленные книги учета. А нарушения в их ведении являются предметом совсем другой проверки — налоговой.

Регламент 133н предписывает инспекторам при проверке полноты учета выручки посмотреть и ваш приказ (распоряжение) о лимите остатка наличных в кассе. Но тут Минфин сам себе противоречит. Дело в том, что этот приказ не имеет отношения к предмету проверки — полноте учета наличной выручки, поскольку касается уже следующего этапа — расходования наличных из кассы. А, как мы уже сказали, документы, не имеющие отношения к предмету проверки, требовать недопустим Но на деле лучше приказ о лимите все же представить, иначе инспекторы попытаются вас оштрафоват и вам придется оспаривать штраф в суде.

Проверки полноты учета выручки

  • сопоставлять данные кассовых документов с суммой наличных, находящихся в ящике ККТ;
  • сопоставлять данные различных кассовых документов между собой (например, ПКО с кассовой книгой и с книгой учета доходов и расходов);
  • изучать правильность оформления кассовых документов.

Кстати, из всех требований к ведению кассовых операций налоговики вправе проверять соблюдение только одного: полноту оприходования наличной выручк Но для этого инспекторам придется изучить большинство связанных с ведением кассы документов. По ним инспекторы могут обнаружить и иные кассовые нарушения. И это будет законным поводом для штрафа за ни

Проверки ККТ

Последовательность действий проверяющих такова.

ЭТАП 1. Инспекторы проверяют, выдаете ли вы кассовые чеки, БСО или, по требованию покупателя, документ, подтверждающий прием денежных средств за ваши товары (товарный чек, квитанцию и т. п.). Результат фиксируют в акте проверк

Законодательного права делать контрольную закупку налоговики не имеют, а вот снимать на камеру, кто и что у вас покупает, им дозволено

То, что проверочную (контрольную) закупку налоговики проводить не вправе, давно подтвердил Однако Минфин в Регламенте 132н указал, что проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товаров (работ, услуг) за наличные и их оплату. Между тем такие полномочия инспекторам могут быть предоставлены только законом, а ведомственного нормативного акта (каким является Приказ Минфина об утверждении Регламента) для этого недостаточно. Поэтому штраф по результатам контрольной закупки по-прежнему можно оспорить в суде. А инспекторы вправе лишь наблюдать, как вы выдаете чеки другим покупателям, и вести при этом видео- или аудиозапис

Другой предписанный Регламентом 132н способ выявления случаев невыдачи чеков — «аналитические процедуры». Их проводят еще до того, как предъявят вам поручение на проверку. Поэтому речь идет, видимо, о ситуациях, когда к инспекторам попали кассовые чеки, выбитые от имени вашей организации (предпринимателя). Тогда они по своим данным проверят, зарегистрирована ли на вас такая ККТ. А если выяснят, что зарегистрирована, то позже, уже после того, как предъявят вам поручение, посмотрят, есть ли данные об этих чеках в фискальной памяти ККТ.

ЭТАП 2. Вместе со служебными удостоверениями налоговики предъявляют вам поручение на проведение проверки и предлагают его подписать. Если директора (предпринимателя) на месте нет или он отказывается ставить подпись, делают об этом отметку в поручении.

ЭТАП 3. Налоговики запрашивают документы. Получение документов фиксируют в акте проверк

Обратите внимание, если вы на ЕНВД и не используете ККТ и БСО, то по Регламенту инспекторы вправе требовать у вас документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денег за товары и работы. Не ясно, что за документы тут имеет в виду Минфин. Обязанности хранить у себя копии товарных чеков и квитанций и как-то их регистрировать у вмененщиков нет. Проверка наличия пустых бланков этих документов инспекторам ничего не даст — их отсутствие не является нарушением. Впрочем, вероятность того, что инспекторы придут с проверкой полноты учета выручки к вмененщикам, невелик

ЭТАП 4. Инспекторы проверяют соблюдение порядка и условий регистрации ККТ и ее применения. Результат фиксируют в акте.

Что в результате

По всем нарушениям инспекторы могут принять от вас письменные объяснения (замечания, возражения) и сделать об этом запись в акте проверки.

По почте отправить акт налоговики могут, только если директор (предприниматель) на тот момент отсутствует или уклоняется от подписания акта.

Если инспекторы нашли нарушения, то акт послужит основанием для составления протокола и наложения штрафа. За что могут оштрафовать?

Штраф — от 40 000 до 50 000 руб. для организаций и от 4000 до 5000 руб. для должностных лиц и предпринимателе возможе

  • за неоприходование или неполное оприходование в кассу наличных;
  • несоблюдение порядка хранения свободных (сверхлимитных) наличных;
  • накопление в кассе наличных сверх лимита;
  • расчеты наличными с организациями или предпринимателями на сумму больше 100 000 руб. по одному договор
Читать еще:  Что значит сдельная оплата труда?

А оштрафовать на сумму от 1500 до 2000 руб. продавца-кассира, от 3000 до 4000 руб. — директора (ИП) и от 30 000 до 40 000 руб. — организацию инспекторы могу

  • за неприменение ККТ или БСО;
  • применение техники, которая не соответствует предъявляемым к ККТ требованиям;
  • применение ККТ с нарушением порядка работы с ней и ее регистрации;
  • применение БСО с нарушением требований к ним;
  • невыдачу чека, БСО (если вы вправе выдавать их вместо кассовых чеков) или иного документа об оплате по требованию покупателя (если вы вправе не использовать ККТ и БСО).

Минфин предлагает «пострадавшим» от проверки не по правилам пожаловаться на инспекторов либо письменно — в УФНС, либо через электронную форму на сайте ФНС или УФНС. Жалобу могут рассматривать долго: 30 календарных дней с возможностью продления еще на 30. В результате вам сообщат о мерах, принятых в отношении инспекторов, которые нарушили ваши прав

Как инспекторы должны проверять наличную выручку

У налоговиков появился регламент, где четко прописано, как нужно контролировать полноту учета наличной выручки. В документе в числе прочего названы максимальные сроки ревизии, приведен перечень проверяемых документов и указаны методы, которые должны применять инспекторы. Кроме того, в регламенте даны четкие инструкции относительно того, куда проверяемое лицо может пожаловаться на ревизоров, если те нарушили его права.

Вводная часть

Контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей – одна из государственных функций. Для каждой государственной функции необходим регламент, который является нормативным правовым актом (необходимость разработки регламентов исполнения государственных функций введена постановлением Правительства РФ от 16.05.11 № 373).

Регламент по проверке наличной выручки утвержден приказом ФНС России от 17.10.11 № 133н и начал действовать 17 февраля 2012 года.

Этапы и сроки проверки

Согласно новому регламенту проверка полноты учета наличной выручки состоит из четырех этапов. Каждый этап – отдельная административная процедура, для которой отведены свои сроки. Суммарная продолжительность всех процедур не может превышать 20-ти рабочих дней. Расскажем о каждой из процедур подробнее.

Предъявление поручения

Первая процедура называется «предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции». На данном этапе налоговики обязаны продемонстрировать поручение, а также свои служебные удостоверения. Проверяемое лицо должно расписаться в том, что документы предъявлены, указать свою должность и текущую дату. Если представитель компании или ИП откажется поставить подпись, инспекторы отразят это в поручении, но проверку не отменят. На предъявление поручения ревизорам отведено два рабочих дня.

Получение документов

Вторая процедура – рассмотрение документов, необходимых для проверки. На данном этапе налоговики запросят бумаги, которые имеют отношение к наличной выручке (см. табл. 1). Организации и предприниматели могут предоставить как оригиналы, так и копии. Заверять копии у нотариуса не нужно, достаточно подписи и «живой» печати компании или ИП.

Получив либо не получив документацию, инспекторы сделают соответствующую отметку в акте проверки. Данная процедура не может продолжаться более одного рабочего дня с даты, когда проверяемое лицо получило поручение на проведение ревизии.

Проверка хозяйственных операций

В рамках третьей процедуры происходит проверка полноты учета выручки денежных средств. Здесь хозяйственные и финансовые операции подвергаются документальному и фактическому изучению. Документальное изучение – это анализ и оценка «первички», а фактическое изучение – осмотр, инвентаризация, наблюдение, пересчет и экспертиза. На данном этапе налоговики вправе проконтролировать либо все без исключения операции (сплошной метод), либо часть операций (выборочный метод). В любом случае третья административная процедура не может длиться более 20–ти рабочих дней с даты предъявления поручения на проверку.

Оформление результатов

Последняя, четвертая процедура – это оформление результатов. Оно заключается в составлении акта, а при выявлении нарушения – в возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Максимальный срок, отведенный для этой процедуры, составляет 20 рабочих дней с даты предъявления поручения на проведение ревизии.

Как проверят полноту учета выручки

В ходе проверки контролеры обязаны удостовериться, что вся наличная выручка отражена в отчетности. Для этого ревизорам придется совершить ряд действий.

Прежде всего – пересчитать наличность в денежном ящике ККТ с учетом тех средств, которые были получены кассиром в начале рабочего дня в качестве разменной монеты. Полученную сумму налоговики должны зафиксировать в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники.

Затем ревизорам нужно взять у кассира расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег. Также кассир должен расписаться в том, что не утаил документы, сформированные с начала текущего рабочего дня. К таким документам относятся квитанции, «приходники», справки-отчеты, сведения о показаниях счетчиков, информация о выручке и акты о возврате денег покупателями по неиспользованным чекам. Расписка кассира является составной частью акта о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

После этого инспекторам следует сверить фактический остаток наличности с данными, отраженными в фискальном отчете, в контрольной ленте и в журнале кассира-операциониста. В свою очередь записи в журнале кассира-операциониста сравнят с приходными ордерами, кассовыми отчетами, данными кассовой книги и книги учета доходов и расходов. Обнаружив несовпадение, налоговики попросят кассира (или другого работника) дать письменное объяснение. Если фискалы сочтут, что объяснение неубедительно, то зафиксируют нарушение.

Проверка контрольно-кассовой техники

Перед снятием фискальных или сменных отчетов сотрудники ИФНС осмотрят контрольно-кассовую технику и проверят документацию к ней. В частности, убедятся, что заводской и регистрационный номер каждой машины, а также ИНН ее владельца совпадают с данными, внесенными в регистрационную карточку.

От себя добавим, что контролеры могут проверить, не применялось ли устройство для «скручивания» выручки. Такие устройства незаконны, и работают они следующим образом. При получении денег от покупателя машина печатает чек, но данные в блок электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) не передает. В результате информация о выручке нигде не сохраняется, как будто самой операции никогда не было.
Поскольку обнаружить подобное устройство очень непросто, инспекторам разрешено обращаться за помощью. В комментируемом регламенте есть фраза: «При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации)».

Привлеченные знатоки анализируют чеки, а именно помещенные на них криптографические коды. Если чек напечатан при помощи незаконного устройства, то на нем расположен не настоящий, а «липовый» код, и эксперты определят это при помощи компьютерных программ.

Проверка бланков строгой отчетности

У организаций и предпринимателей, которые оказывают услуги и не применяют кассовую технику, ревизоры проверят бланки строгой отчетности (БСО). В случае, когда такие бланки производятся посредством автоматизированной системы, налоговики затребуют информацию из системы о выпущенных бланках.

В ходе ревизии инспекторы посмотрят книгу учета бланков, акты приемки и акты инвентаризации БСО и узнают, сколько бланков за тот или иной период использовала организация или ИП. Потом фискалы пересчитают копии использованных бланков (корешки документов), хранящиеся в компании или у предпринимателя. Если число корешков не совпадет с количеством банков, указанным в других документах, ревизоры потребуют письменных объяснений.

Наконец, проверяющие сложат суммы, указанные в копиях использованных БСО (корешках) с величиной выручки по данным учета. При несовпадении проверяемому лицу придется дать объяснения. Если они не убедят контролеров, те зафиксируют нарушение.

Что будут искать у плательщиков ЕНВД

Как известно, плательщики единого налога на вмененный доход вправе не применять ККТ, а вместо кассовых чеков по просьбе покупателей выдавать другие подтверждающие документы. При проверке ревизоры станут смотреть именно эти документы: товарные чеки, квитанции и пр.

Напомним, что, по мнению налоговиков, «вмененщики», которые оказывают услуги населению, обязаны выдать клиенту один из двух документов: либо кассовый чек, либо БСО. В Федеральной налоговой службе считают, что норма, позволяющая плательщикам ЕНВД не применять контрольно-кассовую технику, не распространяется на случаи оказания услуг. Поэтому организации и предприниматели, применяющие данный спецрежим, не могут оставить своего клиента без каких-либо подтверждающих документов. Следовательно, придется выбрать один из двух вариантов: или не отказываться от ККТ и пробивать чеки, либо выписывать бланки строгой отчетности. Об этом говорится в письме ФНС России от 10.06.11 № АС-4-2/9303@ (см. «Налоговики ответили на популярные вопросы применения ККТ»), которым, скорее всего, ревизоры будут руководствоваться при проверке.

К тому же у «вмененщиков» особенно тщательно проверяют кассовую книгу, а также приходные и расходные ордеры. С этого года предпринимателей, в том числе применяющих ЕНВД, обязали вести кассовую документацию наравне с организациями (см. «Новые правила кассовой дисциплины: что изменится в 2012 году»). Что касается компаний на «вмененке», то они и прежде не были освобождены от кассовой дисциплины. Поэтому инспекторы не упускают случая оштрафовать тех, у кого не отражены те или иные операции с наличностью.

Иногда проверяющие специально приходят в понедельник в торговую точку, которая работала все выходные. Если бухгалтер отдыхал в субботу и воскресенье, и не успел заполнить кассовую книгу, магазину придется заплатить штраф.

Как должен выглядеть акт, составленный по итогам проверки

По окончании ревизии сотрудники ИФНС обязаны составить акт в двух экземплярах. Этот документ должен быть оформлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. Помарки, подчистки и исправления допустимы только в случае, если они заверены подписями инспектора и проверяемого лица.

Если проверка обнаружила нарушения, представители организации или ИП вправе дать письменные объяснения, сделать замечания и возражения. Приняв их, ревизор обязан поставить соответствующую отметку в акте.

В случае, когда проверяемое лицо уклоняется от подписания акта, данный документ направят по почте заказным письмом по месту нахождения или по месту жительства.
Добавим, что в комментируемом регламенте перечислены сведения, которые должны фигурировать в акте (см. табл. 2). Не исключено, что отсутствие необходимых реквизитов позволит оспорить результаты проверки в суде.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector