Штатное расписание автотранспортного предприятия

Штатное расписание автотранспортного предприятия

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Автотранспортные предприятия (АТП) являются предприятиями комплексного типа, осуществляющими перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также снабжение необходимыми эксплуатационными, ремонтными материалами и запасными частями.

Автотранспортные предприятия по характеру выполняемой транспортной работы делятся на:

2) пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковые по обслуживанию отдельных организаций);

3) смешанные (грузовые и пассажирские);

4) специальные (скорой медицинской помощи и др.).

По вневедомственной принадлежности и характеру производственной деятельности различают АТП:

а) общего пользования;

б) ведомственные АТП, принадлежащие отдельным министерствам и ведомствам.

АТП общего пользования осуществляют перевозку грузов для всех предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности, перевозку пассажиров в автобусах и автомобилях-такси на городских, пригородных и международных маршрутах.

Ведомственные АТП создаются на промышленных, строительных и сельскохозяйственных предприятиях и организациях и осуществляют, как правило, перевозку грузов, связанную с технологическим процессом производства.

Каждое АТП имеет определенную производственную мощность. Под ней понимается максимальное количество продукции определенной номенклатуры, которое может произвести производственная единица (предприятие, цех, участок) за год при заданном объеме и структуре основных фондов, совершенной технологии и организации производства и соответствующей квалификации кадров.

Производственная мощность АТП зависит от списочного количества подвижного состава и его грузоподъемности.

Производственная мощность зон технического и ремонта подвижного состава, цехов и участков АТП определяется по наибольшей пропускной способности ведущих звеньев производства, линий технического обслуживания, постов для ремонта и т.д.

Грузовые АТП в настоящее время в значительной степени специализируются на перевозках определенного рода груза (кирпича, железобетона, хлебобулочных изделий и т.д.). Это позволяет использовать определенный тип специализированного подвижного состава и получать экономический эффект за счет улучшения его использования, повышения сохранности груза и др. Грузовые АТП в большинстве случаев располагаются на периферии городов (для разгрузки центра от транспорта) и строятся в виде одноэтажных зданий промышленного типа.

В зависимости от структуры управления автотранспортные объединения подразделяются на два типа:

1) Первый тип объединений имеет головное (базовое) предприятие, в котором централизованы функции по планированию, бухгалтерскому учету, взаимоотношения с бюджетом и филиалы, полностью или частично лишенные юридических прав;

2) Второй тип объединений не имеет головного (базового) предприятия, а предприятия (филиалы), вошедшие в объединение, лишены юридических прав, но имеют самостоятельные балансы и действуют на основе внутреннего хозрасчета.

Наибольшее распространение получил первый тип автотранспортных объединений.

Схема организационной структуры управления АТП разрабатывается с учетом местных условий. Типовая структура управления при централизованной службе эксплуатации приведена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Организационная структура управления при централизованной службе эксплуатации

В случае нецентрализованной службы эксплуатации в структуре управления АТП предусматривается должность заместителя начальника по экономическим вопросам и эксплуатации, которому подчинен отдел эксплуатации, находящийся на предприятии (рисунок 1.2). Организационная структура управления дана для предприятия со списочным количеством автомобилей 200-500 ед.

Рисунок 1.2 – Организационная структура управления при нецентрализованной службе эксплуатации.

Характеристика некоторых работников:

Водитель автомобиля 2-го класса

Характеристика работ. Управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств “В”, “С” и “Е”, или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств “Д” или “Д” и “Е”. Буксирование прицепов весом свыше 750 кг. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушек с билетами, компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.

Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств “В”, “С” и “Е”, а при работе на автобусах – “Д” или “Д” и “Е”; их неисправности: признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения; объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; особенности организации междугородних перевозок, режим работы водителей; основные понятия о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте; основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей; основные понятия о хозрасчете на автотранспортном предприятии, показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей; основные положения планирования и учета работы автомобилей; правила использования средств радиосвязи на автомобилях; элементы дороги, их влияние на безопасность движения; основные понятия из теории движения автомобиля; свойства, применение, правила транспортирования и хранения основных эксплуатационных материалов, нормы расхода и меры по их экономии; способы увеличения пробега | автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей; правила подачи автобусов на посадку и высадку пассажиров и контроль за соблюдением этих правил; порядок экстренной эвакуации пасса-1 жиров при дорожно-транспортных происшествиях, устройство касс, компостеров и радиоустановки.

Водитель автомобиля 1-го класса

Характеристика работ. Управление отечественными легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенных к категориям транспортных средств “В”, “С”, “Д” и “Е”.

Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительною и экономичного использования подвижного состава; основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние па безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

1. Квалификация 1-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.

2. Квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии. Для присвоения 2-го класса водителям автобусов, прошедшим специальную подготовку, стаж работы в качестве водителя 3-го класса не требуется.

Должностные обязанности: организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, работу цехов и других структурных подразделений предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких темпов развития и совершенствования производства, его соответствия лучшим мировым образцам в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в соответствующих видах продукции.

Обеспечивает выполнение предприятием заданий государственного плана согласно установленным количественным и качественным показателям программы обновления продукции, всех обязательств перед государственным бюджетом, поставщиками, заказчиками и банками.

Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, по наилучшему использованию знаний и опыта работников, создание благоприятных условий труда.

Квалификационные требования: высшее техническое образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли народного хозяйства на менее 5 лет.

Должностные обязанности: определяет техническую политику и перспективы технического развития организации в условиях рыночной экономики, пути реконструкции и технического перевооружения действующего производства.

Обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост. Руководит разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации организации, предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов. Контролирует соблюдение технической дисциплины, правил и норм по охране труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования: высшее техническое или инженерно-экономическое образование и стаж работы на руководящих должностях на менее 5 лет.

Должностные обязанности: обеспечивает рациональную эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт машин, оборудования и других технических средств, имеющихся на предприятии.

Осуществляет технический надзор за состоянием и ремонтом защитных устройств на механическом оборудовании, зданий и сооружений на предприятии

Участвует в разработке производственных зданий и мероприятий подразделений по повышению уровня механизации и автоматизации промышленного производства, разрабатывает планы (графики) осмотров, проверок и ремонта машин, механизмов и оборудования. Участвует в составлении заявок на необходимую технику, запасные части, инструменты и материалы. Обеспечивает сдачу оборудования в ремонт, а также приёмку и обкатку, передачу в эксплуатацию поступающей техники и оборудования.

Ведёт учёт, составляет и представляет отчётность по ремонту и модернизации оборудования подразделений в установленном порядке.

Руководит работой подразделения, осуществляет ремонт оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии.

Квалификационные требования: высшее техническое образование без предъявления требований к стажу работы.

Штатное расписание – локальный нормативный правовой акт с перечнем структурных подразделений организации, должностей служащих и профессиональных рабочих и указанием количества штатных единиц по каждому наименованию квалификационных разрядов и категорий должностных окладов, надбавок, доплат.

Порядок составления штатного расписания:

1. Составляется структура организации и штаты с учётом планируемых работ.

2. Тарификация работы определяющая наименование профессиональных рабочих, их квалификационный разряд, наименование должностей служащих и их квалификационные разряды.

Читать еще:  Обязанности главного инженера на предприятии

3. Разработка и утверждение положений об оплате труда работников в котором наниматель определяет условия и порядок формирования тарифной части зарплаты.

4. Расчёты должностных окладов.

Пример штатного расписания:

штат в количестве ____ единиц с месячным

фондом оплаты труда ______________ руб.

на _______________ год

Вводится в действие с _________________

Установленная тарифная ставка 1 разряда ________________ руб.

Наименование подразделения, должности, профессии

Разряд, класс, квалификация

Тарифный коэффициент по ЕТС

Повышение (уменьшение) должностных окладов, тарифных ставок

Месячный должностной оклад (тарифная ставка), руб.

Доплаты к должностным окладам, тарифным ставкам, руб.

Надбавки к должностным окладам, тарифным ставкам, руб.

Как легко составить штатное расписание автотранспортного предприятия?

Штатное расписание — это документ, позволяющий оформить рабочую структуру и подсчитать численность сотрудников с указанием размера заработной платы в зависимости от занимаемой должности.

Штатное расписание необходимо для максимально эффективного использования рабочего персонала. Оно предоставляет возможность соизмерять предприятия по уровню квалификации, общему количеству сотрудников и уровню оплаты. Может применяться при проведении анализа трудовой загруженности кадров, количества проделанной работы, конкретизации должностных инструкций, а также для оценки полезности существующего отдела фирмы.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 350-22-67 . Это быстро и бесплатно !

Законодательные акты

Подготовка штатного расписания транспортного отдела предусматривает параллельное обращение к следующим законодательным актам:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации.
  • Объединенной тарифной сетке РФ.
  • Всероссийскому классификатору должностей сотрудников и тарифных положений.

Обычно фирмы используют форму № Т-3 для составления собственного штатного расписания. Но этот образец не является конкретной формой, в которую нельзя вносить изменения с учетом индивидуальных особенностей автотранспортного предприятия. Поэтому при необходимости его всегда можно видоизменить относительно требований компании. Так, любая организация без труда может разработать собственное штатное расписание, пополнив единую форму № Т-3 нужными графами.

Основные правила относительно утверждения и составления документа в транспортной компании

Установленная учреждением Росстата форма № Т-3, предназначенная для составления штатного расписания, имеет табличный вид. Таблица включает десять столбцов, количество которых при необходимости можно дополнить. В случае отсутствия нужды заполнения любой из основных граф, ячейку можно оставить пустой.

Штатное расписание начинается с прописывания следующих данных:

  1. Название фирмы (в сокращенном или полном варианте).
  2. Код ОКПО (ОКПО — общероссийский классификатор предприятий и организаций).
  3. Фактическая дата создания документа и его номер.

Для утверждения разработанного штатного расписания, руководством организации либо сотрудником, полномочия которого позволяют выполнить это действие, издается распоряжение (приказ) о вступлении в силу документа. Порядковый номер и дата вносятся в штатное расписание в строку, начинающуюся со слов «Утверждаю приказом» в соответствии с очередностью их издания.

Последующая строка, нужна для указания временного периода актуальности документа с отсчета его составления. Обычно этот период составляет год. Однако при внесении изменений в штатное расписание необходимо заново производить процедуру утверждения. Но, если за год в документ не вносились какие-либо правки, переутверждать его не нужно.

Более того, руководство может самостоятельно решать этот вопрос, опираясь только на свои индивидуальные потребности. Как было сказано выше, период действия документа указывается в момент составления. Но срок также можно и не вписать. В таком случае штатное расписание будет считаться бессрочным.

Руководство предприятия во время оформления документа вправе издать приказ на внесение изменений. В указе пишется, кому из персонала доверено составление документа. Подобными полномочиями можно наделить любого работника, но чаще всего эту функцию выполняют:

  • Бухгалтеры.
  • Сотрудники отдела кадров.
  • Работники, отвечающие за нормирование труда.

Что следует вписать в разделы?

При формировании документа, он заполняется по унифицированной форме № Т-3. На составление расписания не влияет проектная ли это организация, производственная фирма или магазин. В незаполненном бланке следующие разделы подлежат заполнению:

  1. «Структурные подразделения». К ним относятся филиалы, отделения и т.д. Обычно в графу вписываются разделы выполняющие единое управление, далее идет бухгалтерия, отдел связи т.д. Название отделения влияет на обеспечение работнику установленных льгот. Например, при возникновении загрязняющего фактора на производстве, его наименование нужно взять из определенных отраслевых подгрупп.
  2. «Код подразделения» необходим для классификации подразделения в определенной группе. Этот код позволит установить местоположение отдела в структуре предприятия. В небольших организациях заполнение этого раздела не обязательно.
  3. «Должность (специальность, профессия), вид квалификации работника». Для правильного наименования занимаемой должности в штатном расписании необходимо использовать классификационный справочник профессий. В графе не допускается вписывать название должности в сокращенном виде (прим. дир., зам.). Наименование занимаемого поста в организации должно быть прописано целиком.
  4. «Количество штатных единиц». Указывается количество сотрудников работающих на предприятие по надлежащей должности. Если в случае заполнения этой графы возникают проблемы, касательно наличия работников трудящихся на неполной рабочей ставке, число единиц должно быть указано в долях, к примеру, 0,5. Заполнение в таком виде основано на предписаниях по заполнению учетных документов, одобренного распоряжением Госкомстата РФ от 5.01.2004 года.
  5. «Тарифная ставка». Заполнять графу нужно в соответствии с концепцией заработной платы в конкретном предприятии.
  6. «Надбавки и премии». Доплаты и другие премиальные начисления регламентируются функционирующим законодательством или лично руководством фирмы.
  7. «Итого». Графу необходимо заполнить руководствуясь разделами 5 и 8.
  • Скачать бланк штатного расписания
  • Скачать образец штатного расписания автотранспортного предприятия

Как грамотно заполнить каждую графу?

Следует помнить, что стандартную форму № Т-3 нельзя сокращать, но её можно редактировать и дополнять. В случае, если какая-либо графа для вашей организации не представляет ценности, то она может быть проигнорирована в заполнении. Данные о количестве работающего персонала, внесенные в расписание, должны отвечать показателю расчета численности по фонду заработной платы, указанной в итоговой смете.

Если документ охватывает большое количество листов, главбух организации в праве подписать каждый лист или расписаться только на последнем листе расписания. Затем, после проведения всех вышеуказанных процедур, документ подписывается руководством фирмы, либо работником, имеющим соответствующие полномочия, и далее вступает в силу.

Приказ об утверждении

После составления штатного расписания руководство организации обязано составить приказ, его подписание будет означать, что документ вступил в силу. В документе указывает порядковый номер и дата создания. После чего идет несколько пунктов, которые прописывает руководство фирмы. Например:

  • Утвердить штатное расписание согласно приложению.
  • Ввести в действие штатное расписание с (число, месяц и год).

Далее, в нижней части приказа ставится подпись вышестоящего руководства.

Полагаясь на вышеперечисленные нормы и правила, составить штатное расписание для транспортного отдела будет относительно легко. Необходимо запомнить только несколько несложных правил. Создание документа нужно начать с соответствующего приказа о разработке.

Далее руководствуясь формой № Т-3 заполнить перечисленные разделы, при надобности графы допускается редактировать. А также те столбцы, которые не несут целесообразной важности в заполнении можно оставить пустыми. После создания и внесения правок, руководство создает приказ о вступлении штатного расписания в силу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 350-22-67 Это быстро и бесплатно !

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Автотранспортные предприятия (АТП) являются предприятиями комплексного типа, осуществляющими перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также снабжение необходимыми эксплуатационными, ремонтными материалами и запасными частями.

Автотранспортные предприятия по характеру выполняемой транспортной работы делятся на:

2) пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковые по обслуживанию отдельных организаций);

3) смешанные (грузовые и пассажирские);

4) специальные (скорой медицинской помощи и др.).

По вневедомственной принадлежности и характеру производственной деятельности различают АТП:

а) общего пользования;

б) ведомственные АТП, принадлежащие отдельным министерствам и ведомствам.

АТП общего пользования осуществляют перевозку грузов для всех предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности, перевозку пассажиров в автобусах и автомобилях-такси на городских, пригородных и международных маршрутах.

Ведомственные АТП создаются на промышленных, строительных и сельскохозяйственных предприятиях и организациях и осуществляют, как правило, перевозку грузов, связанную с технологическим процессом производства.

Каждое АТП имеет определенную производственную мощность. Под ней понимается максимальное количество продукции определенной номенклатуры, которое может произвести производственная единица (предприятие, цех, участок) за год при заданном объеме и структуре основных фондов, совершенной технологии и организации производства и соответствующей квалификации кадров.

Производственная мощность АТП зависит от списочного количества подвижного состава и его грузоподъемности.

Читать еще:  Подотчет для оплаты услуг

Производственная мощность зон технического и ремонта подвижного состава, цехов и участков АТП определяется по наибольшей пропускной способности ведущих звеньев производства, линий технического обслуживания, постов для ремонта и т.д.

Грузовые АТП в настоящее время в значительной степени специализируются на перевозках определенного рода груза (кирпича, железобетона, хлебобулочных изделий и т.д.). Это позволяет использовать определенный тип специализированного подвижного состава и получать экономический эффект за счет улучшения его использования, повышения сохранности груза и др. Грузовые АТП в большинстве случаев располагаются на периферии городов (для разгрузки центра от транспорта) и строятся в виде одноэтажных зданий промышленного типа.

В зависимости от структуры управления автотранспортные объединения подразделяются на два типа:

1) Первый тип объединений имеет головное (базовое) предприятие, в котором централизованы функции по планированию, бухгалтерскому учету, взаимоотношения с бюджетом и филиалы, полностью или частично лишенные юридических прав;

2) Второй тип объединений не имеет головного (базового) предприятия, а предприятия (филиалы), вошедшие в объединение, лишены юридических прав, но имеют самостоятельные балансы и действуют на основе внутреннего хозрасчета.

Наибольшее распространение получил первый тип автотранспортных объединений.

Схема организационной структуры управления АТП разрабатывается с учетом местных условий. Типовая структура управления при централизованной службе эксплуатации приведена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Организационная структура управления при централизованной службе эксплуатации

В случае нецентрализованной службы эксплуатации в структуре управления АТП предусматривается должность заместителя начальника по экономическим вопросам и эксплуатации, которому подчинен отдел эксплуатации, находящийся на предприятии (рисунок 1.2). Организационная структура управления дана для предприятия со списочным количеством автомобилей 200-500 ед.

Рисунок 1.2 – Организационная структура управления при нецентрализованной службе эксплуатации.

Характеристика некоторых работников:

Водитель автомобиля 2-го класса

Характеристика работ. Управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств “В”, “С” и “Е”, или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств “Д” или “Д” и “Е”. Буксирование прицепов весом свыше 750 кг. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

При обслуживании пассажиров без кондуктора: объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов, порядка оплаты и получения контрольных билетов; установка катушек с билетами, компостеров, ведение учета билетов, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.

Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств “В”, “С” и “Е”, а при работе на автобусах – “Д” или “Д” и “Е”; их неисправности: признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения; объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; особенности организации междугородних перевозок, режим работы водителей; основные понятия о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте; основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей; основные понятия о хозрасчете на автотранспортном предприятии, показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей; основные положения планирования и учета работы автомобилей; правила использования средств радиосвязи на автомобилях; элементы дороги, их влияние на безопасность движения; основные понятия из теории движения автомобиля; свойства, применение, правила транспортирования и хранения основных эксплуатационных материалов, нормы расхода и меры по их экономии; способы увеличения пробега | автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей; правила подачи автобусов на посадку и высадку пассажиров и контроль за соблюдением этих правил; порядок экстренной эвакуации пасса-1 жиров при дорожно-транспортных происшествиях, устройство касс, компостеров и радиоустановки.

Водитель автомобиля 1-го класса

Характеристика работ. Управление отечественными легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенных к категориям транспортных средств “В”, “С”, “Д” и “Е”.

Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков; влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительною и экономичного использования подвижного состава; основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние па безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

1. Квалификация 1-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.

2. Квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии. Для присвоения 2-го класса водителям автобусов, прошедшим специальную подготовку, стаж работы в качестве водителя 3-го класса не требуется.

Должностные обязанности: организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, работу цехов и других структурных подразделений предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких темпов развития и совершенствования производства, его соответствия лучшим мировым образцам в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в соответствующих видах продукции.

Обеспечивает выполнение предприятием заданий государственного плана согласно установленным количественным и качественным показателям программы обновления продукции, всех обязательств перед государственным бюджетом, поставщиками, заказчиками и банками.

Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, по наилучшему использованию знаний и опыта работников, создание благоприятных условий труда.

Квалификационные требования: высшее техническое образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли народного хозяйства на менее 5 лет.

Должностные обязанности: определяет техническую политику и перспективы технического развития организации в условиях рыночной экономики, пути реконструкции и технического перевооружения действующего производства.

Обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост. Руководит разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации организации, предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов. Контролирует соблюдение технической дисциплины, правил и норм по охране труда и пожарной безопасности.

Квалификационные требования: высшее техническое или инженерно-экономическое образование и стаж работы на руководящих должностях на менее 5 лет.

Должностные обязанности: обеспечивает рациональную эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт машин, оборудования и других технических средств, имеющихся на предприятии.

Осуществляет технический надзор за состоянием и ремонтом защитных устройств на механическом оборудовании, зданий и сооружений на предприятии

Участвует в разработке производственных зданий и мероприятий подразделений по повышению уровня механизации и автоматизации промышленного производства, разрабатывает планы (графики) осмотров, проверок и ремонта машин, механизмов и оборудования. Участвует в составлении заявок на необходимую технику, запасные части, инструменты и материалы. Обеспечивает сдачу оборудования в ремонт, а также приёмку и обкатку, передачу в эксплуатацию поступающей техники и оборудования.

Ведёт учёт, составляет и представляет отчётность по ремонту и модернизации оборудования подразделений в установленном порядке.

Руководит работой подразделения, осуществляет ремонт оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии.

Квалификационные требования: высшее техническое образование без предъявления требований к стажу работы.

Штатное расписание – локальный нормативный правовой акт с перечнем структурных подразделений организации, должностей служащих и профессиональных рабочих и указанием количества штатных единиц по каждому наименованию квалификационных разрядов и категорий должностных окладов, надбавок, доплат.

Порядок составления штатного расписания:

1. Составляется структура организации и штаты с учётом планируемых работ.

2. Тарификация работы определяющая наименование профессиональных рабочих, их квалификационный разряд, наименование должностей служащих и их квалификационные разряды.

3. Разработка и утверждение положений об оплате труда работников в котором наниматель определяет условия и порядок формирования тарифной части зарплаты.

4. Расчёты должностных окладов.

Пример штатного расписания:

штат в количестве ____ единиц с месячным

фондом оплаты труда ______________ руб.

на _______________ год

Вводится в действие с _________________

Установленная тарифная ставка 1 разряда ________________ руб.

Наименование подразделения, должности, профессии

Разряд, класс, квалификация

Тарифный коэффициент по ЕТС

Повышение (уменьшение) должностных окладов, тарифных ставок

Месячный должностной оклад (тарифная ставка), руб.

Доплаты к должностным окладам, тарифным ставкам, руб.

Надбавки к должностным окладам, тарифным ставкам, руб.

Штатное расписание на 2020 год

В соответствии с Трудовым кодексом иметь штатное расписание совсем не обязательно. При желании работодатель вправе работать и без него, включая наименование должностей и размеры окладов в трудовые договоры и приказы о приеме сотрудников на работу. Такие документы будут являться полноценными внутренними нормативными актами, и ни у каких проверяющих не возникнет вопросов по этому поводу. Но не все так просто с этим документом: из содержания статьи 15 ТК РФ и части второй статьи 57 ТК РФ следует, что если в условиях трудового договора определено, что трудовая функция работника заключается в выполнении работы по определенной должности, такая должность должна соответствовать ШР. Следовательно, расписание в организации должно быть. Вступление сотрудника в должность в отсутствие его должности в «штатке» относят к нарушению трудового законодательства, за которое положена административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ РФ. Поэтому потратим совсем немного времени на этот материал и рассмотрим, как выглядит штатное расписание, подробнее.

Читать еще:  Штатное расписание сельскохозяйственного предприятия

Для чего составляют «штатку»

В первую документ необходим для планирования. По своей сути штатное расписание структурирует всю компанию и иерархию в ней. Документ показывает, сколько в организации отделов, какие руководящие органы предусмотрены и какое направление является приоритетным. Имея под рукой форму расписания, любой человек сможет без труда составить мнение о средней численности сотрудников, о ежемесячном фонде заработной платы и о роде деятельности фирмы.

На основании этого локального акта очень удобно формировать фонд оплаты труда, подтверждать обоснованность расходов для ФНС, составлять статистические отчеты и заявки в службу занятости и кадровые агентства. Кстати, важно помнить о том, что если должность обозначена в ШР, то она должна быть занята. Если вакансия есть, а работника нет, служба занятости должна об этом знать. В противном случае, узнав о нарушении, накажут. Это следует из норм Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости .

На практике бланк штатного расписания необходим в работе не только кадровикам, но и бухгалтерам. Он является одной из форм, которые наиболее часто требуются при налоговых проверках, так как является документом первичного учета.

Когда разрабатывается и какие сведения содержит

Разработать и оформить штатное расписание желательно в самом начале деятельности фирмы. Но если расписание забыли утвердить, сделать это разрешается в любой момент существования бизнеса и утверждать заново хоть каждый месяц. Или вносить необходимые изменения в уже действующий на основании специального приказа.

Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 утверждена унифицированная форма Т-3. Хотя с 2013 года это постановление утратило силу и все образцы из него перешли в разряд рекомендованных, а не обязательных, обычно ШР составляется на основе этой формы. Но компания вправе изменять эту форму, исходя из своих потребностей.

Перечень обязательных сведений, которые обязательно включить в этот локальный акт, является небольшим:

  • структурные подразделения;
  • должности;
  • сведения о количестве штатных единиц;
  • должностные оклады;
  • месячный фонд заработной платы.

Если компания решила разработать свою форму расписания, то такой шаблон не должен противоречить требованиям части второй статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Этот внутренний акт организации всегда обезличен. В нем не указаны фамилии и имена лиц, занимающих те или иные должности. Значит, при приеме на работу и увольнении сотрудников образец ШР никак не изменяется. Но существует подчиненный ему документ: так называемая штатная расстановка. Ее утверждают на уровне структурных подразделений, и в ней могут значиться и конкретные лица. Никаких унифицированных форм и образцов для заполнения расстановки не существует, поэтому каждый руководитель вправе составлять (или не составлять) ее на свое усмотрение. Подробнее о том, как правильно составить штатное расписание для ООО и других организационных форм юрлиц и как ввести его в действие, расскажем на примерах.

Порядок принятия штатного расписания

Документ составляет любое должностное лицо организации, которому делегированы такие полномочия (руководитель, бухгалтер, специалист по кадрам). При его составлении обязательно опираться на нормы трудового законодательства и внутренние акты компании, например:

  • Устав;
  • утвержденную структуру предприятия (при ее наличии);
  • учетную политику;
  • профессиональные стандарты;
  • расчеты месячных должностных окладов;
  • другие нормативно-правовые и нормативные технические документы.

Иногда перед составлением ШР оформляется другой кадровый нормативный акт — структура организации: схема всех подразделений, их взаимосвязь и подчиненность. Эта форма обязательной тоже не является, но на ее основе проще составить ШР.

Чтобы утвердить штатное расписание, издается приказ, который подписывает руководитель организации или другое уполномоченное лицо. Круглая печать на этом документе не ставится, даже если организация ее использует. Подписывает ШР тот, кто ее составил, а в верхнем грифе необходимо вписать реквизиты соответствующего приказа и заверить их подписью руководителя.

Важные нюансы

При определении профессий и должностей нельзя брать их наименования, что называется, «с потолка». Следует придерживаться названий, которые содержатся в квалификационных справочниках или утвержденных профстандартах. Более того, в отдельных случаях это является обязательным: в статье 57 ТК РФ определено, что если какие-либо должности, специальности либо профессии связаны с предоставлением компенсаций и льгот или наличием противопоказаний, то их наименования должны строго совпадать с наименованиями и требованиями из нормативных документов, т.е. профстандартов и справочников. Аналогичные требования предъявляются к специалистам, которые имеют право на досрочный выход на пенсию. В этом случае стоит руководствоваться списками 1 и 2 производств, работ, профессий и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение ( постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 и постановление Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 ). Если пренебречь этими требованиями, то у работника, у которого в трудовой книжке указана фактически вымышленная профессия, возникнут проблемы при оформлении пенсии. А записи в трудовой делают только в соответствии со штатным расписанием и приказом о приеме на работу.

Другая сложность возникает, когда в форме ШР нужно указать не профессию или должность, а конкретный вид работы. Этот вопрос законодательно не урегулирован, но на практике работодатели часто вынуждены указывать вид работы, чтобы не получить проблем при подтверждении сокращения штата или численности работников. Это необходимо, когда в организации есть такие должности. В этом случае пользуйтесь Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20. В этом документе указано, что руководство организации вправе издать приказ (распоряжение) и в нем указать все дополнительные реквизиты, подлежащие внесению в форму Т-3. Если организация применяет только виды работ и численность работников небольшая, ШР можно не составлять.

Внештатные сотрудники

Еще одна трудность, возникающая у кадровиков при составлении ШР по образцу формы Т-3, связана с внештатными сотрудниками: теми, кто сотрудничает с организацией на основании договоров гражданско-правового характера. На них в силу статьи 11 ТК РФ не распространяется действие ни трудового законодательства, ни других актов, содержащих нормы трудового права. Следовательно, и к ШР они никакого отношения не имеют, так как они исполняют разовые работы. На практике к внештатникам иногда относят работников, трудоустроенных на основании трудового договора и исполняющих конкретный вид работы. Если работодатель не издал приказ и не включил такую работу в ШР, возникает своеобразный казус: должности нет, а работник есть. Таких ситуаций желательно избегать.

Порядок внесения изменений

Изменение штатного расписания происходит всегда на основании приказа. Такие поправки бывают связаны:

  • с исключением вакантных мест в связи с организационными изменениями в работе компании;
  • вводом новых штатных единиц при необходимости расширения бизнеса;
  • сокращением штатных единиц, связанных с сокращением численности или штата;
  • изменением окладов;
  • переименованием подразделений, наименований структурных единиц и прочего.

Изменения разрешено внести в действующую форму ШР или же просто утвердить новый документ на основании старого образца. В обоих случаях потребуются документальное оформление и сопутствующие документы. Кроме того, необходимо строго соблюдать требования законодательства. Например, при сокращении численности работников надо издать приказ об исключении из штатного расписания определенных должностей и о введении в действие нового расписания, соблюдая требования статьи 180 ТК РФ . Этой статьей определена обязанность работодателя предупредить о сокращении не менее, чем за два месяца. Д ата ввода в действие обновленного ШР с занятыми должностями — не ранее, чем через два месяца после издания приказа о внесении изменений (например, дата издания приказа о внесении изменений — 15.11.2019, а изменения должны вводиться в действие не ранее 16.01.2010). Если изменения касаются вакантных мест, этот срок разрешено не выдерживать.

Аналогично, при изменении окладов необходимо соблюдать требования статьи 74 ТК РФ , согласно которой изменение условий трудового договора по инициативе работодателя допускается только в том случае, если оно является следствием изменения организационных или технологических условий труда. Об этом тоже необходимо уведомить всех работников, оклады которых должны изменится, не позднее, чем за два месяца.

Заполнение формы Т-3

Рассмотрим образец заполнения штатного расписания по форме Т-3 строительной организации, в которой 11 штатных единиц.

Показанный в качестве иллюстрации пример штатного расписания является приблизительным, в документ при наличии включают обособленные подразделения, филиалы и другие структурные единицы компании.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector