Является ли МУП субъектом малого предпринимательства?

Является ли МУП субъектом малого предпринимательства?

Критерии малого предприятия 2020: таблица

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность. Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У ). На многих малых предприятиях в 2020 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1, ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ).

Средние и малые предприятия: критерии 2020

Критерии малых предприятий в 2020 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2020 сгруппируем в таблицах.

При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Малые и средние предприятия: критерии 2020 по численности

Тип СМП Среднесписочная численность работников за 2019 год Примечание
Микропредприятие До 15 человек включительно
Малое предприятие От 16 до 100 человек включительно
Среднее предприятие От 101 до 250 человек включительно
От 251 до 1000 человек включительно Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412

Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу

Тип СМП Предельное значение дохода за 2019 год Примечание
Микропредприятие 120 млн. рублей Доход определяется по данным налогового учета путем суммирования доходов по всем осуществляемым видам деятельности и применяемым налоговым режимам
Малое предприятие 800 млн. рублей
Среднее предприятие 2 млрд. рублей

Обращаем внимание, что категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Предприятия малого и среднего бизнеса: реестр

Узнать, относится ваша организация к малому или среднему бизнесу можно, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

Кто подпадает под субъекты малого предпринимательства?

Наличие статуса малого предпринимательства подразумевает налоговые и надзорные каникулы, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Каким критериям должна соответствовать компания для отнесения ее к субъектам малого предпринимательства?

Критерии отнесения компаний к субъектам малого и среднего предпринимательства содержатсяв ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее по тексту – Закон №209-ФЗ).

К субъектам малого предпринимательства относятся помимо хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Хозяйственными обществами являются акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью (п.4 ст.66 ГК РФ).Таким образом, кредитные, жилищно-строительные, садоводческие, дачные, гаражные кооперативы не подпадают под статус малых предприятий.

Для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем 25 % долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25 % голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества – иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем 49 % долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49 % голосующих акций АО.

Данное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

  • на участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный годи среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

То есть доход иностранных учредителей за предшествующий календарный год (2018 г.) не должен превышать 2 млрд руб. (Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. №265), а среднесписочная численность – не более 250 чел. (пп. «б» п.2 ч.1.1 ст.4 Закона №209-ФЗ).Такие изменения действуют с 1 декабря 2018 г. (п.2 ст.2 Закона №313-ФЗ).

Напомним, что до 1 декабря 2018 г. условием отнесения ООО к субъекту малого и среднего предпринимательства, являлось, в частности, условие о том, что суммарная доля участия иностранных юридических лиц в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не должна превышать 49%.

А соответствие критериям по среднесписочной численности и доходу иностранных учредителей будет подтверждаться на основе заключения аудиторской организации.

б) акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в правительственный перечень, которым предоставляется государственная поддержка инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Третьим критерием является ограничение в части величины среднесписочной численности работников.

Критерий среднесписочной численности работников

Для отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • от 101 до 250 человек для средних предприятий;
  • до 100 человек для малых предприятий (до 15 человек – для микропредприятий).

Расчет показателя среднесписочной численности осуществляется по правилам, утв. приказом Росстата от 28.10.2013 г. №428.

Среднесписочную численность и доход оценивают за предыдущий год, доход считают по данным налогового учета без НДС.

Четвертым критерием является размер дохода. Так, доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируемый по всем осуществляемым видам деятельности и применяемый по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Доход определяется по правилам п.1 ст.41 НК РФ (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. №265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). В этом случае учитываются не только выручка от реализации товаров (работ, услуг), но и внереализационные доходы.

Величина предельного размера дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, должна составлять:

  • для микропредприятий – 120 млн рублей;
  • для малых предприятий – 800 млн рублей;
  • для средних предприятий – 2 млрд рублей.

Является ли деятельность МУПов предпринимательской? Распространяется ли требование о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на МУП?

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться, в частности, в организационно-правовой форме муниципальных унитарных предприятий.

Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – ФЗ № 161) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Исходя из систематического толкования вышеприведенных норм права, можно сделать следующий вывод: муниципальные унитарные предприятия (МУП) – это коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, т.е. организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность – самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Однако подобный вывод вызывает сомнения в силу следующего.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ № 161 унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Исходя из данной нормы, в уставе конкретного МУП могут быть предусмотрены цели, в частности, социально-общественного характера, не направленные на систематическое извлечение прибыли, а направленные на служение общественному благу, основной целью деятельности МУПов является решение социальных задач, а не извлечение прибыли.

В качестве примера можно привести МУП, которые обслуживают ветхое и аварийное жилье. О систематическом извлечении прибыли говорить не приходится, поскольку обслуживание ветхого или аварийного жилья часто является убыточным, ведь не спроста управляющие организации (управляющие компании) отказываются заключать договоры на управление многоквартирным домом, который отнесен к категории ветхого или аварийного жилья.

Деятельность МУП существенно отличается от предпринимательской деятельности иных юридических лиц, в первую очередь тем, что МУП обладают специальной правоспособностью, поэтому и правовое регулирование предпринимательской деятельности МУП специфично. В первую очередь это связано с тем, что МУП не могут свободно распоряжаться денежными средствами и иным имуществом без согласия собственника; во вторую, согласно ст. 295 ГК РФ, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества. Размер части прибыли, а также порядок и сроки перечисления прибыли определяются субъектом РФ, а также уставом предприятия. Однако положение о получении прибыли является правом, а не обязанностью собственника, нередки случаи, когда МУП по решению собственника вообще освобождается от обязанности перечислять часть прибыли.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к субъектам малого и среднего предпринимательства не относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, следовательно, нормы по гарантиям, льготам, установленные этим Законом, на МУП не распространяются.

Это еще раз демонстрирует то, что МУП занимают особое, отличное от иных коммерческих предприятий, место в системе субъектов предпринимательской деятельности, в первую очередь связанное с тем, что имущество, которое использует МУП в своей хозяйственной деятельности, принадлежит ему на особом ограниченном вещном праве, является муниципальной собственностью.

Таким образом, полагаю, что МУП отнесены к коммерческим организациям неправомерно. Кроме того, для развития предпринимательских начал необходимо совершенствовать законодательное регулирование. Без этого в том положении, в каком находится сегодня МУП, эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность весьма затруднительно.

Исходя из этого, отнесение МУП в соответствии с разделом Х Жилищного кодекса РФ к субъектам предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, является необоснованным и незаконным.

Более того, обязательное лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами до 01 мая 2015г., которое будет распространяться и на МУП, является, на мой взгляд, незаконной и несправедливой.

Уважаемые коллеги, согласны ли вы с тем, что МУП не относятся к субъектам предпринимательской деятельности, а также с тем, что на МУП не должно распространяться требование ЖК РФ о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами?

Если вы согласны, то убедительно прошу вас привести дополнительные доводы в обоснование данной позиции.

Вопросы и ответы

Разделы

  • Общая информация
  • Субъектам малого и среднего предпринимательства
  • Заказчикам товаров и услуг
  • Реестродержателям

Субъектам малого и среднего предпринимательства

Субъектами малого и среднего предпринимательства являются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ), хозяйственные общества (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4, пункт 1 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 408-ФЗ).

В случае, если юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, Федеральная налоговая служба не внесет сведения о предприятии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году.

Поэтому важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ) с 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и последующего внесения сведений в реестр необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1 требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

  • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов.
  • акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
  • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью в целях внесения сведений о таких обществах в реестр не учитывается при внесении сведений в реестр в 2016 году.

2 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;

3 доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать следующие предельные значения (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»):

  • микропредприятия – 120 млн. рублей;
  • малые предприятия – 800 млн. рублей;
  • средние предприятия – 2 млрд. рублей.

При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.

Включение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства означает соответствие критериям для субъектов малого и среднего предпринимательства, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ), таким образом дополнительное подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства не требуется.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие) определяется в соответствии с наибольшим значением среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать для микропредприятий – 15 человек включительно для малых предприятий 100 человек включительно, а для средних предприятий – 250 человек включительно (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ).

Предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и по всем налоговым режимам, составляют для микропредприятия – 120 млн. рублей; малого предприятия – 800 млн. рублей; среднего предприятия – 2 млрд. рублей (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение первого года своей деятельности, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержится информация об отнесении субъекта малого и среднего предпринимательства одной из установленных категорий.

Для передачи сведений о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства после 1 августа 2016 года следует использовать специальный сервис, размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

После прохождения процедур авторизации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо заполнить предлагаемую форму.

Сведения о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства для целей внесения таких сведений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Читать еще:  Готовимся к проверке по охране труда
Ссылка на основную публикацию