Капитал гос и муниципальных унитарных предприятий

Капитал гос и муниципальных унитарных предприятий

Уставный капитал унитарного предприятия в России

Коммерческое предприятие с отсутствующей ответственностью за имущество, которое закреплено за ним, зовется унитарным. Это ограничение связано с тем, что унитарные предприятия могут быть только трех видов: государственные, муниципальные и федеральные (как на праве оперативного ведения, так и хозяйственного). А все средства для производства определенного вида деятельности выделяются государством. И при полной ликвидации такого вида организационно-правового юридического лица все состояние уходит либо в государственный фонд, либо, соответственно, муниципальный.

Унитарное предприятие имеет право на хозяйственное ведение этой собственности, но продавать/обменивать/дробить на части и совершать процедуры чреватые частичным повреждением или разрушением объектов МУПа/ГУПа/ФГПа запрещается. После краткого введения пришло время перейти к более углубленному разбору одной из обязательных частей унитарных предприятий – уставный капитал, который разбит на два подвида и по своей сути является их совокупностью.

Общие сведения об уставном капитале унитарного предприятия

Формальное именование капитала УП

Образование уставного капитала из разных по ценности материальных благ вполне возможное явление, в связи с этим уставный капитал имеет, прописанное в федеральном законе и в последствии в уставе унитарной организации, юридическое название – уставный фонд.

Тут стоит указать одну особенность правовой лингвистики – синонимы «уставной» и «уставный» подразумевают одно и тоже, на то они и синонимы, но именно слово «уставный» закреплено во всей терминологии юридического дела. При заполнении важных уставных документов, в момент подачи оных на регистрацию, необходимо удостоверится в правильности написания всех словосочетании, где задействовано данное слово.

Сравнение УК разных субъектов

Регулирующие нормы

Основной федеральный закон, что регулирует УП, последний раз попадал по редакцию 23.05.2016. В него добавили некоторые поправки и дополнения к уже существующим системам МУПа и ГУПа, а также частично переработали систему ФГПов (до 161-Ф3 – ФГУП). Кроме самого федерального закона в регламентации прав унитарных предприятий участвуют некоторые статьи Гражданского кодекса.

Важные особенности

Любое унитарное предприятие, в отличии от акционерных обществ, плотно связано с государством и чаще всего используется для удовлетворения каких-либо потребностей или создания вещей/услуг, которыми пользуется общество. Все излишки прибыли пускаются, чаще всего, в резервные фонды, если информация о создании таковых была заранее задана в уставе унитарного предприятия.

Если унитарное предприятие каждый финансовый месяц увеличивает свою чистую прибыль, то на этот случай в соответствии с уставом производится пополнение поощрительных или стимулирующих фондов для выдачи премиальных средств работникам предприятия. Объем уставного фонда унитарного предприятия подсчитывается исключительно в российских рублях, но фонд может состоять не только из денежных средств. В этом случае проводится инспекция и оценка вложенных активов.

Построение УК УП

Его образование

Уставный капитал учреждается исходя из основных и оборотных ресурсов государственного/муниципального/федерального унитарного предприятия. Состояние обеих ресурсных резервов прописывается в уставе, при его регистрации, отдельно.

Согласно федеральному закону № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», уставный фонд может быть образован денежными средствами, ценными бумагами, облигациями, правами на имущество.

Собственнику унитарного предприятия после регистрации в государственных органах предоставляется срок размером в три полных месяца, на то чтобы закрыть счета денежными средствами или перевести под контроль государства имущество, которое идет на содержание уставного фонда. Если же фонд УП не будет собран в течении 3 месяцев, то собственник обязан подать заявление о самоликвидации унитарного предприятия.

Увеличение и уменьшение

По окончанию формирования уставного фонда унитарного предприятия, у собственников появляется возможность увеличить уставной капитал с помощью излишков оборотных средств, оставшихся после распределения их по внутренним фондам. Для этого от собственника требуется годовая отчетность за истекший год по всем финансовым манипуляциям.

С увеличением уставного фонда собственник должен будет подать документы на изменение устава предприятия (муниципального, государственного) – редактированный экземпляр с изменениями в размерах фонда. Важная деталь – объем изменяемого фонда не может превышать общую сумму, выведенную в чистый актив суммы.

При сокращении оборотных средств и падении их ниже уровня уставного фонда у собственника есть право уменьшить его до необходимого порога. Если этого не произойдет, то собственник, опять же, обязывается в течении 3 месяцев восполнить дефицит недостающих средств. После истекшего срока кредиторы через судебный иск потребуют возместить убытки или закрыть унитарное предприятие полностью.

В завершение, хотелось бы напомнить, что унитарные предприятия практически полностью работают на бюджет государства и каждый финансовый год происходит отчисление некоторой доли прибыли из фондов. Доля эта вычисляется федеральным органом исполнительной власти не позднее 1 мая, сумма может варьироваться в зависимости от рентабельности предприятия и от программы развития на будущий рабочий год.

Про УК и другие важные особенности у нитарных предприятий расскажет видео ниже:

Формирование уставного фонда унитарных предприятий

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Оно находится в собственности РФ или субъекта РФ (тогда мы имеем дело с государственным унитарным предприятием – ГУП), либо в собственности муниципального образования (муниципальное унитарное предприятие – МУП) и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Деятельность унитарных предприятий регламентирована Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о ГУП (МУП)).

Если имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, это означает, что предприятие самостоятельно осуществляет права владения и пользования этим имуществом, а право распоряжения им носит ограниченный характер. Последнее заключается в том, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или распоряжаться иным способом без согласия собственника.

Если имущество закреплено за предприятием на праве оперативного управления (это касается казенных предприятий), то оно осуществляет право владения этим имуществом, а пользоваться им может только в соответствии с целями своей деятельности и заданием собственника. Право распоряжения имуществом в данном случае носит еще более ограниченный характер, чем при праве хозяйственного ведения: казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, а самостоятельно может распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

На дату регистрации государственного предприятия размер его уставного фонда должен составлять не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Для муниципального предприятия размер уставного фонда не должен быть менее 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не создается.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

· Имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

· Доходов унитарного предприятия от его деятельности;

· Иных не противоречащих законодательству источников.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, равно как последний не несет ответственность по обязательствам ГУП или МУП. За исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.

Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

ГУП (МУП) ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов или иных обязательных платежей в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Так, порядок и сроки перечисления в бюджет части прибыли федеральных предприятий, остающейся у них после налогообложения, определены Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 г. №228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий.».

За счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, оно может создавать резервный и иные фонды. Средства резервного фонда расходуются только на покрытие убытков, средства иных фондов – на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом ГУП (МУП) распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого предприятия. Данное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим им имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником его имущества.

Размер чистых активов унитарного предприятия не может быть менее размера уставного фонда. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев она не будет восстановлена до его минимального размера, собственник имущества ГУП (МУП) должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

К числу денежных фондов относится добавочный капитал, который является источником увеличения стоимости имущества организации. Он создается за счет:

1) дооценки внеоборотных активов, т.е. за счет прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки (увеличение первоначальной стоимости на дату переоценки до восстановительной стоимости объектов основных средств.

2) суммы разниц, образовавшихся в результате превышения суммы начислений амортизации на дату переоценки основных средств над суммой амортизации основных средств полученной путем индексации или прямого пересчета.

3) эмиссионного дохода акционерного общества, полученного при оплате акций, т.е. эта сумма полученная акционерным обществом сверх номинальной стоимости размещенных акций (за вычетом издержек по их продаже).

4) за счет курсовых разниц по уставному капиталу оплаченному иностранной валютой. Организации, приходующие имущество, включая денежные средства в счет вклада в уставный капитал организации и оцененное в учредительных документах в свободно-конвертируемой валюте возникающие суммовые разницы по счету 75 «расчеты с учредителями» относят на добавочный капитал.

5) за счет возврата лизингодателю имущества с полной погашенной стоимостью (п. 7 приказа Минфина РФ от 17.02.97. №15 «Об отражении в бухучете операций по договору лизинга»)

До 2001 года нераспределенная прибыль, направления на достройку, дооборудование и реконструкцию основных средств, т.е. на капитальные вложения относилась к добавочному капиталу в соответствии с ПБУ 6/97. с 01.01.2001 введено в действие ПБУ 6/01 и в нем такого порядка не предусмотрено. Значит всю прибыль, которая в 2001 году пошла на капитальные вложения, нужно учитывать в составе нераспределенной прибыли.

До 2000 года безвозмездно полученные ценности относились на увеличение добавочного капитала. С 2002 года безвозмездная передача учитывается в составе доходов будущих периодов периодичным отнесением сумм начисленной амортизации на прочие доходы. Снижение величины добавочного капитала возможны в случае:

1) погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов выявившихся по результатам его переоценки (т.е. в связи с уменьшением первоначальной стоимости объектов основных средств на дату переоценки до восстановительной стоимости).

2) погашения суммы разницы, образовавшейся от превышения суммы амортизации основных средств, которая получена путем пересчета в установленном порядке над суммой амортизации учтенной на дату переоценки основных средств.

3) погашения убытка, выявленного по результатам деятельности организации, как за отчетный год, так и прошлых лет (за исключением сумм прироста имущества по переоценке).

4) направления средств на увеличение уставного капитала

5) направления средств на выплату доходов учредителям (сумма добавочного капитала, распределенная между учредителями).

6) списания сумм дооценки выбывающего объекта основных средств (при продаже, безвозмездной передаче, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях и при списании основных средств, | вследствие морального или физического износа).

Резервный капитал – это денежные фонды, которые образуются в соответствии: с требованиями действующего законодательства РФ для акционерных обществ, в соответствии с учредительными документами и положением по учетной политике для других организационно-правовых форм собственности.

С 2002 года величина резервного капитала должна составлять не менее 5% уставного капитала. Конкретные размеры отчислений от чистой прибыли общества до тех пор, пока его величина не достигнет установленных учредительными документами размеров. В соответствии со статьей 35 Закона РФ «Об акционерных обществах» средства этого фонда в первую очередь используются на покрытие убытков от хозяйственной деятельности, а в акционерных обществах (в случае отсутствия средств для погашения облигаций и выкупа собственных акций). Не на какие другие цели его использовать нельзя.

Нераспределенная прибыль (убыток) – это конечный финансовый результат, выявленный за определенный период за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогах и других аналогичных и обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения. После распределения чистой прибыли (на выплату дивидендов, на образование резервного капитала) суммы нераспределенной прибыли предназначены для финансирования капитальных вложений (прироста основного капитала).

Создание фонда потребления и фонда социальной сферы в 2001 году предусмотрено. Расходы, производимые в настоящее время за счет средств этих; фондов относятся на счет 91 «прочие расходы и доходы» или на счет учета затрат на производство в зависимости от их характера. В соответствии с приказом Минфина РФ от 31.03 2001, в соответствии с новой редакцией ПБУ 10/99 «Расходы организации» в состав прочих расходов включаются взносы, выплаты, связанные с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера.

Услуги учреждений, находящихся на балансе организаций, оказываемой ее работником и сторонним клиентом в области культуры, отдыха, развлечений, коммунального хозяйства, т.е. услуги непроизводственной сферы должны отражаться как доходы от обычных видов деятельности (выручка от продаж). Следовательно затраты на оказание этих услуг отражаются в составе расходов от обычных видов деятельности, т.е. результат деятельности этих учреждений должен формировать общий финансовый результат по организации. Создание фонда накопления на счете 84 «нераспределенная прибыль» допускается на уровне аналитического учета.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Понятие «унитарный» означает, что имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям), т. к. оно полностью принадлежит на праве собственности единственному учредителю, либо государственному, либо муниципальному органу власти.

Предприятия, организованные по решению местного органа самоуправления относятся к категории муниципальных унитарных предприятий (МУП).

Предприятия, созданные по решению уполномоченного государственного органа, относятся к категории государственных унитарных предприятий (ГУП).

Среди государственных унитарных предприятий выделяют федеральные казенные предприятия, созданные по решению правительства РФ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия не отвечают по обязательствам собственника их имущества. Государственные и муниципальные органы власти не отвечают по обязательствам унитарных предприятий (за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвано собственником.

Организационно – правовая форма определяет содержание финансовых отношений в процессе формирования уставного (складочного) капитала.

Уставной капитал –это начальный (стартовый) капитал организации. Он представляет собой стоимость имущества предприятия на дату его создания (государственной регистрации).

По-другому, уставный капитал – это стоимостная оценка вкладов учредителей в имущество предприятия. Вкладом в имущество могут быть деньги, ценные бумаги и другие вещи. Денежная оценка вклада производится по соглашению между учредителями, но она не может быть выше рыночной цены на аналогичный вид имущества. В определенных случаях подлежит независимой экспертной оценке.

Участники полного товарищества формируют складочный капитал за счет объединения вкладов. К моменту регистрации товарищества они должны внести не менее половины своей доли, а остальную часть в сроки, установленные в учредительных документах. При невыполнении этого требования, участник обязан уплатить товариществу 10 % годовых с суммы, не внесенной части вклада.

Участник полного товарищества имеет право с согласия остальных участников передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому участнику или третьему лицу. Формирование складочного капитала в товариществе на вере аналогично порядку его формирования в полном товариществе.

Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью состоит из номинальной стоимости долей его участников. Поскольку в обществах существует ограниченная ответственность участников по долгам, то уставный капитал определяет минимальный размер имущества, который гарантирует выполнение обязательств перед кредиторами.

Величина уставного капитала не может быть менее суммы, определенной законодательством. В настоящее время она составляет 100 минимальных размеров оплаты труда на день регистрации общества. Уставный капитал должен быть оплачен не менее, чем на половину, оставшаяся часть должна быть внесена в течении одного года деятельности общества. При нарушении данного порядка общество должно либо понизить уставной капитал, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации.

Размер доли участника общества в уставном капитале определяется в процентах или в виде дроби. Уставом общества может быть ограничен максимальный размер доли. Участник общества имеет право продать или уступить свою долю или ее часть одному или нескольким участникам общества.

В акционерном обществе уставный капитал формируется из акций равной номинальной стоимости. В соответствии с законом минимальный размер уставного капитала в открытом акционерном обществе должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда на день регистрации общества, в закрытых обществах – не менее 100 МРОТ. При этом величина МРОТ для целей оценки уставного капитала составляет 100 рублей.

Акции общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течении срока, определенного уставом. При этом не менее 50% уставного капитала должно быть оплачено к моменту регистрации общества, а оставшаяся часть в течение года с момента регистрации.

В производственном кооперативе формируется паевой фонд за счет паевых взносов его членов. К моменту государственной регистрации кооператива каждый его член обязан внести не менее 10% паевого взноса, а оставшуюся часть в течение одного года с момента регистрации.

Уставной фонд унитарного предприятиядолжен быть полностью сформирован собственником в течение 3 месяцев с момента его регистрации. Размер уставного фонда государственного унитарного предприятиядолжен составлять не менее 5000 МРОТ на дату государственной регистрации предприятия, а для муниципальных предприятий не менее 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Организационно – правовая форма оказывает влияние на процесс распределения прибыли.

Так в полных товариществах прибыль распределяется между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. В товариществе на вере в первую очередь получают установленный процент от прибыли вкладчики пропорционально внесенным ими вкладам. Полные товарищи делят между собой оставшуюся прибыль пропорционально внесенным долям.

В обществах распределение прибыли между участниками также осуществляется на принципах корпоративности, пропорционально величине вкладов.

Прибыль, полученная производственным кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. Возможен вариант распределения прибыли пропорционально паям.

Собственник государственного или муниципального унитарного предприятия имеет право на получение части чистой прибыли. Это осуществляется путем перечисления унитарным предприятием части чистой прибыли в соответствующий бюджет.

5.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Правовое положение унитарных предприятий регулируется Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым они наделяются, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, меры экономического обособления унитарных предприятий обозначены четко и жестко. Вместе с тем есть ситуации, когда собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Собственник решает вопросы: •

создания, реорганизации и ликвидации предприятия; •

определения предмета и целей его деятельности; •

контроля за использованием и сохранностью имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли.

В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), выполняет следующие функции: •

владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника; •

распоряжается имуществом лишь с согласия собственника;

• самостоятельно реализует продукцию, если иное не установлено правовыми актами;

Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое оборудование.

Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства.

В унитарных предприятиях в отличие от хозяйственных товариществ и обществ руководство их деятельностью осуществляется единоличным руководителем (директором), назначаемым собственником — государственным органом или органом местного самоуправления и подчиненным ему.

Типовым уставом казенного завода, созданного на базе ликвидируемого федерального государственного предприятия, и другими нормативными актами установлены жесткая отчетность руководителя предприятия и персональная ответственность за результаты хозяйственной деятельности вверенного ему предприятия.

Широкие возможности для участия государства в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным хозяйственным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам. В зарубежных странах в отличие от наших госпредприятий все субъекты государственного предпринимательства обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственно-коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет государству корректировать, направлять их деятельность, а при необходимости — подвергать их реорганизации и даже ликвидации.

Практика показывает, что глубокое обновление госсобственности может успешно осуществляться путем ее реформирования, разгосударствления. Оно предполагает переход от монополии государственных предприятий к многообразию организационно-правовых форм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *