Логистика для малого бизнеса
Эффективность логистики в малом бизнесе
Зачастую логистика предприятий малого бизнеса осталась в конце 20 века: это и кладовщики, работающие с первичной документацией, по памяти зная, где у них, что лежит, и складская техника, ограниченная рохлями. Склады используются по принципу минимальной аренды, то есть категорией С — с советских времен. В транспортной логистике используется максимально дешевые транспортные средства, и идет бесконечная борьба между руководством и сотрудниками транспортного отдела.
С одной стороны — это контроль за хищениями и серая зарплата, в ответ продолжаются хищения на новых витках «прогресса».
На мой взгляд, руководители и собственники малого бизнеса нуждаются в логистическом консалтинге, но на сегодня этот продукт дорог для них и решение требует серьезных инвестиций. Целью данной статьи является рассмотрение вариантов оптимизации логистики на предприятиях малого бизнеса с минимальными инвестициями, путем доступного консалтинга.
Одно из определений логистики, говорит о том, что это взгляд на бизнес процессы через призму сокращения издержек. Это правильно, хотя во многих областях малого бизнеса логистика рассматривается исключительно как расходная статья. И возникает много вопросов, когда с ростом расходов на логистические статьи добавляется большое количество проблем. Очевидно, что количество предприятий малого бизнеса многократно превышает количество крупных предприятий и проектов. На конец 2014 года было зарегистрировано 5,56 млн малых предприятий, из них 40% осуществляют свою деятельность в сфере торговли. На предприятиях малого бизнеса занято 12 млн сотрудников.
В качестве примера рассмотрим существующую компанию, специализирующуюся на отделочных материалах, товарах для дома и дачи. Ценовой сегмент — низкий. Два канала сбыта — это мелкие оптовики, имеющие свои магазины в районных центрах и собственные розничные магазины. Оборот предприятия составляет около 150 млн руб. в год. Сезонный пик — май. К 2012 году логистика компании строилась следующим образом. Склады были в собственности и насчитывали 12 различных секций, разделенных по группам товара. Физически здания также были разными, на территории одной базы. Общая площадь складов составляла 7000 кв.м. категории С и С-. Ассортимент — 16 000 артикулов . На каждой секции склада работала своя бригада. Низкая текучка и зависимость от персонала приводила к естественной коррупции. Остатки фактически отличались от учета, и увеличивались вычерки. Возникла ситуация, когда логистика стала ограничивающей и лимитирующей стадией бизнеса. Увеличивать объемы обработки не позволяли склады. Клиенты были недовольны снижением уровня сервиса. Своевременность поставок и количество вычерков были предметом обсуждений на совещаниях, где критиковали очередного логиста. Несмотря на давление со стороны бизнеса, ситуация в логистике только ухудшалась. Важно добавить, что собственники компании созрели к переменам, но при этом им было важно исключить серьезные инвестиции.
Анализ ситуации проводился на основе вводных данных. Очевидно, что реформы должны быть приняты коллективом, как минимум частью. Менять команду на 100% на всех уровнях — это большие риски при условии непрерывного процесса. Также очевидно, что часть коллектива необходимо менять ввиду участия в хищениях тмц. Таким образом, процесс реформ должен быть ступенчатым. Для получения поддержки собственников реформы должны нести улучшения на первых этапах. То есть шаги, которые пусть и не несут серьезных изменений, должны убедить собственников и команду менеджмента в правильности выбранного курса.
Итак, сложился следующий план действий:
- Привести к единому стандарту расчет всех имеющихся ресурсов, а также производительности всех секций склада.
- Избежать зависимости от кладовщиков, которые всю информацию о товаре держат в памяти. Это достигается внедрением простого системы статического адресного хранения. Его легко реализовать в любой версии 1с или даже Excel. Каждому артикулу присваивается ячейка. При размещении и сборке товара в накладных кладовщика можно указывать адрес артикула.
- Процесс сборки предлагается разбить на 2 стадии, для его ускорения. Сначала во всех секциях собираем большой матричный заказ, который аккумулируется в одном месте, затем идет разбивка на мелкие заказы. Принцип волнореза. Значительно ускоряется время погрузки машины и количество мест до одного паллетоместа.
В части транспортной логистики напрашивались очевидные решения для сокращения затрат без потери качества. Это:
- Отказ от экспедиторов и передача их функций водителям
- Введение контроля за работой транспорта с помощью GPS навигации и датчиков уровня топлива в баках.
Реализация
При переходе от слов к делу всегда хочется как можно быстрее реализовать предложенное и в то же время велика цена ошибки.
Первый шаг. Удивительно, но банальный анализ ресурсов в части наличия площадей, складской техники и складского оборудования зачастую не проводится. Вопроса о том, что на 2 соседних секциях склада со сходной нагрузкой количество персонала может отличаться в 2 раза не возникает. Когда же применяется корректный и взаимно принятый способ отслеживать производительность, то этот показатель начинает улучшаться просто по мере его измерения. В данном кейсе была использована формула производительности на основе строк с поправочными коэффициентами по весу, объему, количеству документов. В нашем примере предложено было сократить количество секций склада с 14 до 7 укрупнив часть из них. Сократить 20% линейного персонала, используя в пиковые месяцы аутсорсинг. Полученный эффект не изменил показатели операционной деятельности, но объективно снизил ФОТ.
Вторым и важным шагом стало внедрение статического адресного хранения. Этому предшествовал ABC и XYZ анализ позиций в каждой из секций. Изначально там товар хранился по группам. Теперь же с помощью ревизоров, каждая ячейка получила адрес, и приписанный ей артикул. Важность этого шага обусловлена главным образом тем, что исчезла зависимость от «авторитетных» кладовщиков, годами запоминавших свои 2-3 тыс. артикулов по местам хранения и кроме них никто не мог разобраться в секции. Это вызывает улыбку, но сейчас на многих складах мелкого бизнеса такая картина в порядке вещей. Итог такой – серьезно ускорились операции размещения и сборки (20% и 30% соответственно). Снизились вычерки при сборке (по вине склада) с 8,5% до 0,4%.
Третий шаг выявил простую ошибку в алгоритме, когда задания на отгрузку с бесплатной доставкой прибывали на склад вместе с водителем—экспедитором, и тот начинал перемещаться по секциям собирая груз. Явный выигрыш во времени лежал при условии передачи заказа на сборку складу на этапе создания заказа.
Четвертый шаг серьезно меняющий принцип работы складов был в использовании консолидированного подхода. Многочисленные заказы (до 100) объединялись в один и каждая секция с большой скоростью его подбирала и перемещала на общую консолидированную площадку, на которой стояло несколько станций, оборудованных компьютером, видеокамерой и проводным сканером. На этих станциях и проходила сборка конечных заказов со 100% контролем. Результат этой операции поразил всех участников. Высвободилось до 25% линейного персонала, уменьшилось в 20 раз количество актов от получателей товара. (Этому во многом способствовали видеозаписи, подтверждающие качество сборки). Возможности склада по сборке и отгрузке товара выросли в 2 раза! Отдел продаж снял шляпу осознав какое конкурентное преимущество получила компания благодаря простым реформам без инвестиций. Приобретение дополнительных единиц ИТ оборудования с лихвой окупилось экономией на ФОТ.
Пятым шагом, который позволит выделить стахановцев будет введение сдельной оплаты труда.
После организации контроля маршрутов и использования ГСМ начались бои с «авторитетными» водителями. Результат, тот же, что и на складе — те, кто воровал — уходят, с разной силой хлопая дверью. В обновленном коллективе увеличивается доход за счет новой и честной мотивации, основанной на учете перевезенных грузовых мест, пройденных километров и точек. Это позволяет сократить штат экспедиторов, которые на мой взгляд изжили себя практически в любом бизнесе.
Важным момент является правильное маршрутизирование, что оптимизируется внедрением одной из программ. В данном случае, была написана самостоятельная программа по автоматическому составлению маршрутов.
При большом автопарке становится целесообразным использование собственной азс. Покупка оптом дизтоплива дает скидку в 15% и позволяет усилить контроль над его потреблением. Это имеет смысл при работе всего автопарка в радиусе 500 км.
Результатом данных преобразований стало серьезное улучшение показателей компании: она за год увеличила долю на рынке на 45%, сократила логистические издержки на 12%, получила резервы по увеличению оборотов, так как возможности складской логистики использовались на 75%. При этом не было использовано ни одно серьезное современное решение. Не было внедрено WMS, не закуплено сложное и дорогое складское оборудование. Но эффект очевиден. Возможно, описание данного кейса вызовет улыбку профессионалов, решающих более глобальные вопросы. Вероятно, при оперировании в разы большими квадратами, кубами, миллионами рублей мероприятия данного примера не приемлемы. Но возвращаясь к началу статьи хочу напомнить, что в условиях нашего кейса находится серьезная часть реального сектора экономики. При чем, чем дальше от Москвы, тем более актуальной выглядит нарисованная автором картина.
В период существующих экономических угроз, еще более актуальным становится использование логистики, как средство сокращения издержек.
Целью данной статьи я вижу повторить о важности простых логистических решений для предприятий малого бизнеса, так как констатирует крайне слабое состояние логистики в них. Без серьезных инвестиций можно значительно улучшить эффективность процессов. Так же, проблемой остается продвижение данных решений до конкретных исполнителей и их руководителей.
Логистика для малого бизнеса
Использование на малом предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Управление материальными и информационными потоками на этом этапе имеет ряд специфических особенностей и называется производственной логистикой [1].
Производственный процесс состоит из большого количества элементарных и комплексных логистических активностей, объединенных заданной целевой функцией. Эта целевая функция обычно сформулирована на основе маркетинговой стратегии и лежит вне непосредственно производственного цикла [2]. Поэтому изолированное рассмотрение логистики в производстве готовой продукции (ГП) возможно только в том случае, если заданы цели и ограничения внешней макро- и микрологистической среды. Эти цели ограничения являются основой оперативного объемно-календарного планирования выпуска определенного ассортимента продукции.
Материал и методы исследования
Указанные предпосылки позволяют сформулировать некоторый комплекс задач внутрипроизводственной микрологистической системы в рамках заданной (прогнозируемые и планируемыми спросом и заказами) производственной программы.
Современные специалисты в области логистики отмечают значительную роль запасов в современной организации товародвижения и относят управление запасами к факторам, позволяющим повысить эффективность товаропроводящих процессов, а, следовательно, и качество логистического обслуживания участников коммерческих взаимоотношений. Запасы существенно влияют как на технологию сбыта предприятий-производителей, так и на снабжение промышленных потребителей и предприятий торговли. В настоящее время стоимость создания и поддержания запасов, которая включает в себя альтернативные издержки, расходы на поддержание складских мощностей и др., составляет существенную долю (21 %) в структуре финансовых затрат на производственные и товаропроводящие процессы. В связи с этим все большее количество предприятий стремится снизить уровень запасов на собственных складах, при этом все же учитывая их необходимость. В силу ряда факторов, представленных на рисунке 1, оказывающих объективное влияние на эффективность товародвижения, возникает необходимость в выполнении запасами некоторых логистических функций, таких как географическая специализация, консолидация ресурсов, уравновешивание спроса и предложения и защита от неопределенности. Одновременно с этим чрезмерный размер запасов на звеньях транспортно-логистической цепи создает дополнительные затраты на их содержание: замедляется оборачиваемость оборотных средств и требуются дополнительные складские мощности. В связи с тем, что запасы оказывают и отрицательное и положительное воздействие на эффективность товаропроводящих процессов, доминирующая концепция логистики запасов заключается в оптимизации их размера.
Рисунок 1. Запасы как фактор повышения эффективности товародвижения
Процесс управления запасами предполагает последовательное выполнение традиционных функций управления – планирования, организации и контроля – адаптированных к специфике товаропроводящих процессов. Базовым объектом управления в транспортно-логистической цепи является материальный поток (или поток запасов), а информационный и финансовый потоки носят преимущественно обслуживающий характер. На этапах планирования и контроля существуют исключительно информационные потоки, которые определяют степень качества и согласованности действий элементов транспортно-логистической цепи на этапе организации. Такие информационные потоки носят преимущественно внутренний характер – они обеспечивают взаимосвязь функций управления и координируют работу одного звена транспортно-логистической цепи. Взаимосвязь предприятий, образующих цепь, реализуется на этапе организации посредством всех трех потоков, выходящих за контур одного предприятия. В региональных транспортно-распределительных центрах, организующих сбыт для производителей товара и снабжение промышленных потребителей, наиболее эффективно использовать именно такую схему управления запасами.
Рисунок 2. Функциональная схема процесса управления запасами
Она позволяет учитывать и оперативно изменять характеристики входных и выходных потоков разной природы в краткосрочном периоде, что необходимо для повышения качества логистического обслуживания.
В рамках программы развития транспортного комплекса Республики Казахстан необходимо сконцентрировать внимание на стратегических активах отрасли, к которым относятся прежде всего объемы перевозочной работы, развитая техническая и коммуникационная инфраструктура, созданные информационно-управляющие системы, терминальные мощности. Для обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ транспортного комплекса РК необходимо широкое внедрение логистических технологий. По оценке специалистов, реализация системы интеграции транспортно-логистических технологий при помощи экономических и нормативно-правовых механизмов может быть осуществлена только на основе создания координационно-логистических центров транспортных узлов (КЛЦ ТУ).
Под координационно-логистическим центром транспортного узла (КЛЦ ТУ) понимают производственное объединение с иерархической структурой, имеющее в своем составе функционально-управляющую (аналитический центр стратегического управления и логистической координации) и обеспечивающие (звенья логистической цепи (грузоотправители, грузополучатели, экспедиторы, терминалы и т.д.) подсистемы, которые, обладая относительной независимостью, используют преимущества синергетического эффекта совместного взаимодействия [3].
В настоящее время для многих транспортных узлов РК характерна несогласованность во взаимодействии смежных видов транспорта, задействованных в процессе мультимодальных перевозок, отмечают участники рабочей группы. Особенно четко это можно проследить на негативном примере взаимодействия железных дорог, автомобильного и морского транспорта: на подходах к портам нередко в большом количестве скапливаются «брошенные» поезда, в то же время на рейдах простаивают морские суда, а на территориях портов – автомобили в ожидании грузов. При этом грузы находятся на подходах к транспортным узлам, но в самих узлах выгружать их негде, так как железнодорожные станции примыкания и порты «забиты» грузами, не востребованными на данный момент рыночной конъюнктурой. Все это приводит к огромным финансово-экономическим потерям и «отпугивает» грузопотоки.
Трудности создания подобных систем на транспорте в настоящее время определяются рядом причин. Во-первых, это кадровый состав разработчиков, который зачастую состоит только из специалистов одного профиля (например, в области информатики), что противоречит сути логистики как универсального, многоотраслевого и многопроцессорного, практического инструментария. Во-вторых, существует недостаточно эффективное использование принципов логистики, а именно системного подхода к теории компромиссов, из-за чего не полностью соблюдаются принципы пропорционального развития всех звеньев цепи доставки грузов с участием смежных видов транспорта.
В связи с этим важной частью работы становится проведение углубленного по времени маркетинга (за 10–15 суток вперед и далее) по зарождению грузопотоков. Он становится возможным исключительно на основе использования единого информационного ресурса транспортной системы, концентрирующего в себе всю информацию о грузах с момента их планирования и последующего образования. При этом одной из проблем при создании КЛЦ ТУ является то, что на данный момент интересы региональных коммерческих и государственных структур, занимающихся логистическими проблемами, часто преобладают над интересами экономики страны и транспортной системы РК в целом. Соблюдение баланса интересов государства, частного бизнеса и различных видов транспорта может быть достигнуто только на основе соблюдения принципов логистики: системного подхода и теории компромиссов.
Результаты исследования и их обсуждение
Логистика занимается управлением материальных, информационных и иных потоков, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах [4].
Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Данная проблема еще более обостряется в условиях, когда рынок насыщен, а качество и цена товара, как мотивационные критерии потребителя при выборе поставщика, отходят на второй план.
Принятие маркетингового решения о выпуске нового вида продукции в реальных условиях, как правило, вызывает непредусмотренные издержки по закупкам, доставке, хранению и предварительной переработке материально технических ресурсов, их дальнейшему использованию в производственном процессе, а затем в физическом распределении, подготовке и доставке продукции потребителям.
Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.
Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно, деятельность службы логистики тесно связана с деятельности службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.
1. Объективная необходимость создания и поддержания запасов обусловлена рядом факторов, влияющих на эффективность товародвижения: региональное разделение труда, партионность отправки, колебания интенсивности спроса и предложения и неопределенность времени доставки.
2. В результате исследования установлено, что на процесс управления запасами в транспортно-логистической цепи влияют следующие основные характеристики: размер заказа, пополняющего запас, и момент времени его осуществления (интервал времени между заказами).
3. Информация о состояниях запасов в транспортно-логистической цепи интегрируется в региональном транспортно-распределительном центре. Распределение состояний запасов в региональном транспортно-распределительном центре, характеризующих всю транспортно-логистическую цепь, подчиняется нормальному закону распределения. Вероятность возникновения дефицита и его средняя величина в системе рассчитывается с учетом факторов, определяющих эффективность товародвижения.
4. Региональный транспортно-распределительный центр влияет на функционирование систем управления запасами по всей транспортно-логистической цепи. Обоснованное использование услуг регионального транспортно-распределительного центра позволяет повысить качество логистического обслуживания производителей и потребителей товара при одновременном снижении затрат на его оказание. Консолидация страхового запаса в региональном транспортно-распределительном центре позволяет снизить совокупные издержки на его поддержание по транспортно-логистической цепи в целом.
5. Интеграция производителей и потребителей и предприятий системы товародвижения осуществляется путем оценки совокупных расходов и доходов на протяжении всей стоимостной цепи.
6. Включение в транспортно-логистическую цепь регионального транспортно-распределительного центра позволяет снизить совокупные логистические издержки на управление запасами на 20–30 % по сравнению с транспортно-логистической цепью без него.
7. Для повышения экономической эффективности организации транспортировки и управления запасами предпочтительнее использовать услуги регионального транспортно-распределительного центра. Специализация регионального транспортно-распределительного центра позволяет получить экономию за счет масштабов деятельности, в результате чего не только снижаются затраты, но и повышается качество сервиса.
Рецензенты:
Малыбаев Сакен Кадыркенович, доктор технических наук, профессор, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.
Куанышбаев Жакен Мынгырбаевич, доктор технических наук, профессор, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.
Как открыть логистическую компанию
Ключевые элементы успеха в любой производственной деятельности – обеспеченность сырьем и своевременная доставка готовых товаров к торговым точкам, местам реализации. Формированием системы товарообращения занимаются логистические компании – предприятия, которые специализируются на перемещении различных грузов.
Спрос в России на них высокий – особенно с учетом большого размера страны и удаленности населенных пунктов друг от друга. Поэтому идея открытия логистической компании кажется перспективной. Это выгодное направление бизнес-деятельности – дело может быстро окупиться и начать приносить высокий доход предпринимателю.
Из статьи вы узнаете, как открыть логистический компанию с нуля. Приводим примерные экономические расчеты, рассказываем, когда будет достигнута точка безубыточности.
Функции логистических компаний
Логистика занимается управлением и контролем транспортировки продукции из одной точки в другую. Соответственно, логистические компании выполняют функции:
- поставщика сырьевых материалов до производителя;
- доставщика готовой товарной продукции в сбытовые точки (до потребителя);
- обработка и временное хранение грузов до момента их доставки в торговые сети / на производство.
Договоренности с логистическими компаниями заключаются по схеме аутсорсинга.
Фирмам без собственного автомобильного парка взаимодействие с аутсорсером позволяет оптимизировать затраты по грузообороту и делегировать полномочия по доставкам профессионалам.
Характеристика рынка логистики в России
После падения рынок грузоперевозок, начиная с конца 2016 года, возобновил свой рост. Российская экономика находится в фазе восстановления, это ведет к оживлению активности в сфере логистики. По прогнозам экспертов, в 2018-2022 гг. ожидается стабильное увеличение этого рынка более чем на 7% ежегодно.
В России только появляется мода использовать внешних провайдеров услуг по грузоперевозкам. Так, доля логистического аутсорсинга чуть превышает 30% (в западных странах – более 50%). Но тренд выделяется четко: производители все чаще перекладывают всю работу по транспортировке и доставке грузов с себя на специализированные компании. И чаще всего, логистика осуществляется автотранспортом. Автотранспорт лидирует на рынке – более 68% от общего объема перевозок.
С учетом низкой инфляции на рынке и отсутствия долгосрочных рисков логистический бизнес можно считать перспективным.
Основные расходы по открытию бизнеса
Сумма начальных вложений для открытия логистической компании, ее разбивка по статьям – в таблице ниже.
Заработная плата (8 чел.)
Дополнительные расходы (дополнительный инвентарь, реклама, ремонт офиса и др.)
Величина расходов определена на основе изучения цен в интернете и примерной арендной платы в регионах России.
По исходным условиям, компания не будет покупать автомобили (с целью снижения размера начального капитала). Для справки, стоимость малотоннажного грузовика Iveco Daily (б/у) – 1,5 млн руб. Будем брать водителей со своими машинами.
Регистрация
Важная особенность логистического бизнеса – не нужно получать лицензию для начала деятельности. Достаточно просто зарегистрировать себя в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
Чаще всего бизнесмены оформляют дело как юридическое лицо (в форме ИП реже). С индивидуального предпринимателя взимается налог на добавочную стоимость, что заметно увеличивает отчисления в фонды.
ООО (Общество с ограниченной ответственностью) – оптимальная форма регистрации логистического бизнеса. Оформить документы можно самому, хотя этот процесс утомительный, требует сбора множества бумаг и походов в налоговую инстанцию. Можно поручить процесс юридической конторе за соответствующую плату.
ОАО/ЗАО сложны в оформлении. В бизнес плане мы эти ОПФ рассматривать не будем.
Коды ОКВЭД: 52, 52.24.
Помещение
Логистический бизнес требует офиса для приема клиентов и оборудованных складов для хранения и распределения товаров.
- Офис (юридический адрес фирмы) нужно разместить в месте рядом с транспортной развязкой. Сначала в его оборудование можно не вкладывать больших денег – достаточно сделать евроремонт, закупить компьютеры и оргтехнику, удобную мебель, установить кулер с водой, развесить тематические промотериалы, установить большой телеэкран. Это будет создавать приятное впечатление у клиентов.
- Для формирования логистического центра подойдут склады площадью 5 тыс. кв. м, отвечающие требованиям Санэпиднадзора и пожарной службы: иметь пожарную сигнализацию, систему вентиляции, отопления, водоснабжения. Склады могут располагаться на краю города, должны иметь подъезд для грузовых автомобилей (точку принятия грузов), место для автопарка, помещения для персонала.
Оборудование
Склады необходимо оборудовать стеллажами и другим оборудованием для хранения и перераспределения продукции, на них хранящейся.
На каждого работника должно приходиться по 1 рокле (гидравлической тележке). Они нужны для перевозки грузов (не очень тяжелых и не крупногабаритных).
Потребуется штабелер (или вилочный погрузчик) – техника с высокой грузоподъемностью (есть ручная, самоходная и автоматическая). Она нужна для перевозки паллетов, крупных грузов.
Пригодится консольный подъемник. Он позволяет загружать/выгружать грузы с верхних стеллажей.
Перегрузочная система обеспечит быстрый и безопасный грузооборот между автотранспортом и складом.
Персонал
Для нормального функционирования бизнеса понадобится штат в 8 человек.
- Логист, 1 чел. Работает в офисе, заключает договора с клиентами, ведет документацию, взаимодействует с поставщиками и контролирует сроки исполнения заказов. Сотрудник должен иметь соответствующий опыт работы.
- Грузчики для склада, 2 чел. Занимаются погрузкой и выгрузкой поступающей продукции, хранением. Должны иметь опыт работы с погрузочным оборудованием. С развитием бизнеса потребуется больше работников, однако на начальных порах хватит и двух. Могут работать посменно.
- Водители-экспедиторы, 2 чел. По условиям бизнес плана, имеют свои автомобили. Их работу можно контролировать с использованием систем ГЛОНАСС/GPS.
- Охранник, 2 чел. Склады нужно защищать от злоумышленников. Рекомендуется установить системы видеонаблюдения.
- Бухгалтер, 1 чел. Будет вести все дела с налоговыми отчетностями по ООО.
Реклама
Начинающему предпринимателю нужно помнить, что в логистическом бизнесе клиенты предпочитают обращаться к уже зарекомендовавшим себя компаниям, которые страхуют грузы и имеют положительные отзывы.
Поэтому без затрат на маркетинг не обойтись. Есть 2 важных момента.
Во-первых, цены. Нужно проанализировать затраты и предложить расценки ниже рыночных. Производители всегда стремятся минимизировать расходы, потому обратят внимание на новую компанию. Можно проводить дополнительные акции, давать скидки при заключении долгосрочных контрактов, покупках большими объёмами.
Второй момент – реклама и продвижение. Следует задействовать как можно больше информационных каналов в регионе работы: телевидение (бегущая строка), радио, печатные издания (с деловым уклоном), свой сайт с онлайн-консультированием. Полезно посещать выставки, семинары.
План расходов и прибыль организации
Мы уже определили, что сумма первоначальных расходов составляет 1,335 тыс. руб. (1,4 млн руб.).
- аренда – 100 тыс. руб.;
- заработная плата – 200 тыс. руб.;
- переменные затраты – порядка 100 тыс. руб.
- при полной загруженности машины проезжают в месяц примерно 12 тыс. км.;
- стоимость 1 км пути составляет 25 руб.;
- при наличии 2 экспедиторов доход составит 600 тыс. руб.;
- ежемесячная прибыль – около 100 тыс. руб.
Бизнес сможет выйти «в ноль» примерно за 14 месяцев, потом начнет приносить чистый доход.
Из расчётов очевидно, что грузоперевозки при грамотной организации делового процесса скоро начинают приносить доход. Современные экономические условия в России позволяют грузоперевозчикам быстро превратиться в крупного регионального игрока.
Изучение этой статьи поможет вам открыть бизнес – логистическую компанию – с минимально возможным размером начальных инвестиций. Хотя даже при минимуме стартовые расходы могут показаться значительными для малого предпринимательства.
Как открыть логистическую фирму для торговли с Китаем
Грузоперевозчики говорят – если освоил логистику из Китая, то можешь работать на любом рынке. И поможет нам в этом освоении логистическая компания Silk Way Global. Вместе с ней портал «Бизнес в Москве» будет рассказывать о логистических схемах при работе с китайским рынком, как выстраивать взаимоотношения с перевозчиками, как вычислять мошеннические схемы и не попадаться на них. И, конечно, — что такое логистический бизнес, как открыть логистическую компанию и сколько для этого может понадобиться денег.
Сегодня мы беседуем с гендиректором логистической компании Silk Way Global Ильей КАЛИСТРАТОВЫМ.
Доставка грузов из Китая не вписывается в рамки классической логистики
— Илья, логистика – мужской или женский бизнес? Какими качествами нужно обладать, чтобы заниматься международными перевозками?
— Предполагаю, что логистический бизнес больше мужской, чем женский. Не потому, что здесь нужны какие-то особенные качества, так просто исторически сложилось. Даже если смотреть на наших клиентов, то, по статистике, 77% из них – это мужчины. Вообще, в любом бизнесе больше ценятся личностные качества и профессиональные навыки, а не гендерные признаки.
Чтобы заниматься международными перевозками надо постоянно следить за тенденциями на рынке, предугадывать спрос, следить за изменениями нормативной среды. Ведь 80% международной доставки – это таможенное оформление.
Также очень важно уметь договариваться. У наших клиентов одна задача: получить груз без брака и в срок. Ну и за приемлемую цену. Удовлетворить все потребности помогут связи с большим количеством перевозчиков, фабрик и прочими субъектами. Без умения вести переговоры в этом бизнесе — никак.
При работе с Китаем очень важно иметь в штате человека, владеющего китайским языком. Вы, безусловно, можете вести переговоры с фабриками на английском, но официальный язык делопроизводства в Китае – китайский.
Логистика из Китая в статистике грузооборота
— Сколько субъектов примерно работает в логистике с Китаем? Насколько это активный с точки зрения перевозок рынок?
— Мы возим грузы из Китая по всей России. То есть у нас есть заказы из Мурманска, Нерюнгри, Вологды, Калиниграда… Вовлечены все субъекты РФ. Но статистику грузоперевозок по регионам лучше уточнить на Росстате.
Например, по открытым данным Ассоциации морских портов, грузооборот морских портов России за 3 квартала 2017 года составил 580,2 млн тонн. (это на 9% больше, чем за 3 квартала 2016 года). Железные дороги России перевезли 937,3 млн. тонн за первые девять месяцев 2017 года. Полностью статистику выкладывал журнал Коммерсант 24.10.2017. Можно ознакомиться по ссылке https://www.kommersant.ru/doc/3443398.
Россия сейчас развивает два логистических направления – это Китай и Европа. У Китая есть шансы стать лидером рынка, так как даже европейские товары (купленные на территории ЕС) в 80% случаях сами родом с фабрик Китая. Скорее всего, Россия станет мостом между Китаем и Европой. Поэтому сейчас логистическим компаниям в России стоит быть максимально активными.
Как открыть логистическую компанию?
— Илья, сколько времени Вам понадобилось на то, чтобы создать логистическую компанию? Что побудило Вас к этому?
«…в работе с китаем классической логистики недостаточно.»
— Мы вышли на Российский рынок за пару месяцев, но это скорее исключение, нежели практика. Дело в том, что организация работы с нуля в короткие сроки возможна только после описания всех бизнес-процессов. Поэтому мы сразу вели несколько параллельных задач: организационные вопросы на территории РФ (офис, регистрация, сотрудники), офис в Китае (покупка действующей компании), договорная обвязка (перевозчики, софт, таможня, сертификация).
А призыв к действию очень простой – в работе с Китаем классической логистики недостаточно. Надо контролировать производство и отгрузку. Многие фабрики не имеют экспортной лицензии. Соответственно, оплатить товар из РФ напрямую невозможно. Всё это создает проблемы при работе с рынком КНР представителей нашего малого бизнеса. Для этого у нас функционирует офис в Китае, в котором всегда рады гостям и предлагают вкусный чай.
По сути, мы строим новый Шёлковый путь с отлаженными системами и удобствами XXI века.
Поэтому работая с нами клиенты всегда уверены, что они получат ровно то, что заказали, оттуда, где указали и тогда, когда мы с ними договорились. И всё это за вменяемые деньги.
Сколько стоит открыть логистическую компанию с нуля?
— Что еще нужно кроме офиса компьютера, телефонной и интернет-связи?
— Точные цифры назвать не сможем – это коммерческая тайна. Скажу так – это бизнес, требующий планомерного развития, постоянного развития клиентской базы, в том числе за счет поставок с нулевой маржей и постоянного вложения в имидж. Но и про постоянные расходы забывать не стоит, а это офис, ФОТ, техника, софт, IT и прочие накладные
Самое главное в любом бизнесе (в том числе и в b2b сфере) это продвижение в интернете. Если вы молодая компания – каждый утюг должен кричать про вас. Ценник на первоначальные рекламные затраты Вас не обрадует, но это необходимо на период знакомства публики с Вами.
— Логистика из Китая – это ваш первый бизнес? Как давно вы в бизнесе вообще?
— Нет, логистика — не первый бизнес.
У нас есть опыт ведения юридического бизнеса, маркетингового агентства и кредитного брокера. Поэтому нам было легко стартовать с новым бизнесом. В бизнесе – с 2010 года.
Логистика из Китая во всех видах грузоперевозок
— Когда мы говорим о логистике между Россией и Китаем, мы говорим о перевозках железнодорожных, морских, воздушных? В каком направлении специализируется Ваша компания?
— Мы используем все виды грузоперевозок: ж/д, авиа, авто и море. У каждого вида есть ряд своих преимуществ. Например, авиа доставка самый быстрый способ транспортировки грузов, а ещё и самый безопасный. Автодоставка – максимально мобильный способ. Морская – самая дешевая доставка. На ж/д можно перевозить сверхтяжелые грузы, между городами есть устойчивые транспортные связи. Всё зависит от типа груза и от потребностей клиента.
Но мы не просто перевозим грузы от точки А до точки Б. Мы проверяем товар, когда его забираем. Страхуем груз. Ввозим его на территорию РФ только вбелую. Даже майнинговое оборудование поставляем без серых схем. Это если говорить о логистике.
Еще специализируемся на консалтинге. Например, у компании уже есть перевозчик, но тот не может провести аудит поставщика. А мы можем.
Мы консультируем по ответственности за правонарушения в сфере валютного регулирования, выкупаем товары, подготавливаем документы, подтверждающие расходы по валютным операциям. Весь перечень услуг в рис.1
Из чего складывается стоимость услуги по доставке груза из Пекина в Москву?
— Представьте себе, что компания хочет доставить из Пекина в Москву фуру косметики или 2 тонны сухофруктов? Что Ваша компания сможет предложить этому клиенту в качестве услуги? Во сколько может обойтись ему эта услуга? Я понимаю, что мой вопрос может быть не совсем корректен, потому что стоимость услуги зависит от многих факторов, тем не менее, назовите хотя бы порядок цифр.
— Вы правы: для полного расчета нам нужно:
- знать вес,
- объем в м3,
- получить от клиента инвойс (если есть),
- условия поставки (на наш контракт или на контракт заказчика),
- в какие сроки клиент хочет получить товар,
- проверить ставки пошлины и НДС,
- уточнить меры нетарифного регулирования (в ваших примерах они точно будут).
Ну и конечно, чем больше информации мы получим о самом товаре, тем проще нам будет его везти и таможить.
Плюс вопрос, клиент просто хочет закупить сухофрукты, не знает где/у кого/как или у него уже подписан договор с фабрикой и дело за малым – доставить в Россию.
Если клиент хочет открывать бизнес по продаже сухофруктов из Китая (ягод Годжи, например), то к стоимости доставки добавятся услуги по поиску и аудиту поставщика (стоимость услуг в рис.1).
Для оценки приблизительных сроков и стоимости доставки вы можете воспользоваться калькулятором на нашем сайте: http://sw-global.ru/logistic.html .
На вопросы редакции портала «Бизнес в Москве» отвечал
генеральный директор ООО «Шелковый путь» Калистратов Илья Андреевич, юридический адрес: РФ, г. Москва, ул. Дубининская, д.57, корп./ст.1, кв./оф.II к1, тел. +7 (499) 649-55-67