Последствия квотирования и налогообложения
Квотирование рабочих мест
Разъяснения порядка и основных принципов квотирования рабочих мест
1. Основные выводы
2. Условия и порядок квотирования
3. Как не платить квоты?
4. Как учесть плату за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли?
5. Числовой пример
6. Рекомендованная официальная литература и статьи
1. Основные выводы
Проанализировав законодательство, регламентирующее процесс квотирования рабочих мест в Москве, наши специалисты пришли к следующим выводам:
а) Руководство московского предприятия со штатом более 30 человек обязано предоставить рабочие места для инвалидов. Размер квоты — 4 процента от числа сотрудников (округление производится в сторону уменьшения до целого значения).
б) Если на предприятии числится более 100 сотрудников, то в счет квоты на работу можно принимать и подростков младше 18 лет, но такие работники не должны занимать более 1 процента квотированных мест.
Работодатель, который не выполняет установленную квоту, до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, за каждого нетрудоустроенного инвалида обязан вносить в городской бюджет плату. Размер платы в Москве равен прожиточному минимуму для трудоспособного населения (за IV квартал 2003 v 2341 рубль, платежные реквизиты можно узнать в Интернете по адресу: www.kwota.ru ). Кроме того, работодатели предоставляют ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом сведения (по форме N 1-квотирование) о том, сколько рабочих мест на его предприятии имеется для инвалидов.
в) Есть возможность не платить ежемесячную “пошлину” за каждого нетрудоустроенного инвалида. Ответственность за данный вид нарушения нигде не прописана. По статье 5.42 КоАП РФ штраф в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей грозит тем, кто отказал инвалиду в приеме на работу. При этом чтобы не оштрафовали по статье 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление сведений в госорган в размере от 30 до 50 МРОТ (3-5 тысяч рублей), необходимо представлять сведения о наличии рабочих мест для инвалидов.
г) По мнению Управления Министерства по налогам и сборам по г. Москве данная ежемесячная плата не относится к расходам для целей налогообложения.
2. Условия и порядок квотирования
Постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2003 г. N 125-ПП “Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве” (с изменениями от 27 мая 2003 (с последними изменениями от 2 марта 2004 г.), предусмотрен следующий порядок квотирования рабочих мест:
Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в Государственном учреждении города Москвы “Центр квотирования рабочих мест” (далее — Центр квотирования), кроме организаций, ранее зарегистрированных по квотированию рабочих мест в Фонде занятости населения города Москвы. Отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателя от выполнения норм Закона.
В соответствии со ст.2 Закона в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, работодатели ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют на счет по учету доходов Фонда квотирования обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Российской Федерации на день внесения платы.
Работодатели предоставляют ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Центр квотирования сведения о выполнении установленных квот по трудоустройству граждан из числа инвалидов и (или) внесении ежемесячной обязательной платы на счет Фонда квотирования по форме N 1-квотирование, утвержденной постановлением Мосгоркомстата.
Задолженность плательщиков по расчетам с бюджетом может быть взыскана в принудительном порядке в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
За неисполнение Закона работодатели несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
3. Как не платить квоты?
В соответствии с действующим законодательством у предприятий есть реальная возможность не платить ежемесячную “пошлину” за каждого нетрудоустроенного инвалида. Безусловно, это нарушение закона. Но ответственность за данный вид нарушения нигде не прописана. По статье 5.42 КоАП РФ штраф в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей грозит тем, кто отказал инвалиду в приеме на работу. А о тех, кто не платит ежемесячный взнос, там ничего не сказано. Конечно, власти могут попытаться оштрафовать “негуманного” работодателя по статье 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление сведений в госорган карается для юридических лиц штрафом от 30 до 50 МРОТ (3-5 тысяч рублей).
Но кто сказал, что нельзя игнорировать ежемесячные выплаты и между тем исправно представлять сведения о наличии рабочих мест для инвалидов? В подобной ситуации никаких оснований для придирок со стороны различных комитетов занятости и центров квотирования просто быть не может.
Многие небольшие фирмы ищут инвалидов среди родственников своих сотрудников и заключают с ними договоры о приеме на работу. Причем приходить на предприятие таким инвалидам даже не нужно. Им просто выплачивается зарплата в размере минимального размера оплаты труда. Таким образом, соблюдается законодательство, а компания при этом избавляется от выплат за невыполнение квоты, а также от расходов на трудоустройство инвалидов. Чаще всего это практикуется в тех субъектах Российской Федерации, где размер выплаты за нетрудоустроенного инвалида превышает 1 МРОТ (в данном случае 600 рублей), к примеру в Москве.
Крупные организации для того, чтобы избежать выплат, также используют уловки. Например, предприятие договаривается с организацией инвалидов и оформляет необходимое число членов этой организации к себе на работу. Зарплата таким сотрудникам начисляется исходя из 1 МРОТ, а их присутствие на работе не требуется.
В обязанности работодателя в соответствии с подп.1 п.2 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов входит выделение и (или) создание рабочих мест для инвалидов в соответствии с квотой. Но самостоятельно разыскивать нетрудоустроенных инвалидов работодатель не обязан. Поэтому вполне может сложиться ситуация, когда работодатель готов трудоустроить инвалидов на своем предприятии, однако обращений о трудоустройстве ни от самих инвалидов, ни от их общественных организаций, ни от исполнительных органов власти в течение соответствующего месяца не поступило. Вины работодателя в этом нет, однако квота выполнена не будет. В этом случае возникают основания для внесения обязательной платы в соответствующий бюджет.
Из изложенного следует, что обязательная плата вносится вне зависимости от оснований, по которым на квотируемые рабочие места не были трудоустроены инвалиды.
Если же инвалид обратился к работодателю с просьбой о трудоустройстве в пределах квоты и ему было отказано, то в этом случае на работодателя может быть наложен административный штраф, предусмотренный ст.5.42 КоАП РФ (вступившего в силу с 01.07.02), в размере от двадцати до тридцати Мрот. Если инвалид обратился к работодателю с просьбой о приеме на работу, то последний не вправе будет отказать инвалиду на том основании, что за это рабочее место будет внесена обязательная плата.
В настоящее время административная ответственность установлена только за отказ от приема инвалида на работу, а за невнесение обязательной платы ответственность на федеральном уровне не предусмотрена (ранее такая ответственность предусматривалась п.3 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов, однако Федеральным законом от 29.12.01 N 188-ФЗ этот пункт был отменен).
4. Как учесть плату за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения прибыли?
Налоговое законодательство этот вопрос прямо не регламентирует.
По мнению Управления Министерства по налогам и сборам по г.Москве, изложенном в ответе на частный запрос налогоплательщика (письмо от 27.04.02 N 26-12/20483), обязательная плата за каждого не трудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида является санкцией, наложенной на предприятие за невыполнение условий квотирования для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Поэтому указанные расходы не учитываются для целей исчисления налоговой базы в соответствии с п.2 ст.270 НК РФ.
5. Числовой пример
ООО приняло на работу четырех инвалидов II группы. Они трудятся на дому, поэтому специальные рабочие места оборудовать для них не надо. Зарплата каждого из них составляет 600 руб. Налоговый вычет на одного такого сотрудника составляет 500 руб. (ст.218 НК РФ), а ЕСН не уплачивается (ст.239 НК РФ). Фирма начисляет взносы в ПФР по ставке 14 процентов, а размер ставки взноса на страхование от несчастных случаев составляет 0,2 процента.
Бухгалтер ООО должен сделать в учете такие записи:
Дебет 20 Кредит 70
– 2400 руб. (600 руб. х 4 чел.) — начислен доход работникам;
Дебет 20 Кредит 69 субсчет “Расчеты с ПФР”
– 336 руб. (2400 руб. х 14%) — начислены взносы в ПФР;
Дебет 20 Кредит 69 субсчет “Расчеты по взносам
на страхование от несчастных случаев”
– 2,88 руб. (2400 руб. х 0,2% х 60%) — начислены взносы на страхование от несчастных случаев.
В соответствии с Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 167-ФЗ в 2004 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 17-ФЗ. За работников — инвалидов I-III групп взносы начисляются в размере 60 процентов:
Дебет 70 Кредит 50
– 2400 руб. — выдана зарплата работникам.
Сумма затрат, учтенная при налогообложении прибыли, составит 2738,88 руб. (2400 + 336 + 2,88).
Таким образом, расходы на оплату труда четырех инвалидов в столице составят около 2740 рублей в месяц. Очевидно, что эта сумма намного ниже, чем если бы пришлось платить почти 9 тысяч за невыполнение квоты.
6. Рекомендованная официальная литература и статьи
а) Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 г. N 47 “О квотировании рабочих мест в городе Москве” (с изм. и доп. от 30 января, 26 июня 2002 г.)
б) Квоты придется соблюдать. Центр квотирования проконтролирует (М. Демина, “Двойная запись”, N 2, февраль 2003 г.)
в) О плате за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов (М. Васильева, ФПА АКДИ “Экономика и жизнь”, выпуск 6, июнь 2003 г.)
Сергей Долгалев , генеральный директор аудиторской компании АС-АУДИТ
Последствия квоты и эквивалентного тарифа
Рассмотрим последствия квоты и эквивалентного тарифа, т.е. тарифа, обеспечивающего тот же объем импорта для страны, внутренний спрос которой не оказывает влияния на мировые цены, смотрите рисунок:
Допустим, страна ввела ограничения на ввоз иностранных телевизоров. Линия S представляет внутреннее предложение телевизоров отечественными предприятиями, линия D – внутренний спрос потребителей данной страны. В условиях свободной торговли спрос на телевизоры по мировой цене Рw составит ОDw. Национальная потребность в данном товаре удовлетворяется за счет отечественного производства OSw и импорта SwDw.
Введение квот на иностранные телевизоры приведет к тому, что на внутреннем рынке предложение будет состоять из отечественной продукции плюс квоты К. Она в нашем случае равна SkDk. Новое общее предложение товаров на национальном рынке с учетом импорта описывается линией S + К. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса оказывается неудовлетворенной, что приводит к росту внутренней цены. Цена равновесия установится на уровне Рк, находящемся выше, чем мировая цена свободной торговли Рw. При такой новой цене потребители купят всего ODk телевизоров, из которых SkDk иностранного производства (согласно размеру квоты) и OSk – отечественного. Потребление стало обеспечиваться за счет ввоза квотированного количества иностранного товара и отечественного производства. Введение квот, повышая цену товаров, сокращает прибыль потребителей на величину, равную областям a+b+c+d+e. Национальные производители получают дополнительные прибыли, равные области а. Площадь прямоугольника, представленная областями с + d, означает квотную ренту, т.е. прибыль, которую получает тот, кто обладает правом ввоза импортных товаров в страну и их продажи на защищенном квотами рынке. В случае импортной квоты (как и импортного тарифа) дополнительные доходы перераспределяются от потребителей, но не в государственный бюджет, а в пользу импортирующих компаний. Они в рамках квоты получают возможность купить SkDk товаров по низкой мировой цене и перепродать его по поддерживаемой с помощью квоты высокой внутренней цене.
Если разрешения на ввоз квотируемого товара продаются правительством на аукционе, то квотную ренту получает государство. Если квоты распределяются каким-либо иным способом, то вполне вероятно, что эту ренту получат те, кто находится «ближе всех» к данному процессу. В любом случае выигрыш, представленный областями с + d, распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает. В результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные областям b + е. Таким образом, результат воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичный (это справедливо, если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам. Но и в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта:
- квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи путем снижения цен;
- квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется. национальным законодательством и международными соглашениями;
- использование квот делает внешнеторговую политику более се-лективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям и отраслям.
Распространенным способом установления ограничений внешне-торговых поставок является лицензирование. Оно может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием.
Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих экспорт или импорт, и запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование как мера оперативного регулирования внешне-экономических связей государством применяется на определенные периоды времени по конкретным товарам (работам, услугам), включенным в перечень продукции общегосударственного назначения, а также по отдельным странам и группам стран в тех случаях, когда этого требует состояние платежных отношений или иные экономические и политические условия. В Российской Федерации экспортной лицензией должно быть подтверждено право на вывоз квотируемого товара; кроме того, лицензированию подлежат экспорт и импорт специфических товаров, товаров и технологий военного и двойного (мирного и военного) назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов.
Механизмы распределения лицензий разнообразны.В мировой практике используется открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод. При открытом конкурсе лицензию получает фирма, предложившая за нее наивысшую цену; аукционная продажа позволяет внести конкуренцию в процесс распределения лицензий, дает возможность получить государству доход от их продажи. Система явных предпочтений означает их предоставление правительством наиболее авторитетным фирмам без предварительных заявок и переговоров. Затратным методом распределения лицензий является их передача в зависимости от наличия у претендентов производственных мощностей, квалифицированного персонала и других ресурсов.
В Российской Федерации распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты.
Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, представляет добровольное ограничение экспорта. Оно может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций; такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной. Политика добровольного ограничения экспорта достаточно распространена. Известны случаи ограничения ввоза японских автомобилей в США (примерно 1,8 млн автомобилей в год) или во Францию (3% рынка). Ряд стран берет на себя обязательства по ограничению поставок в ЕС определенных видов продукции; например, автомобилей, некоторых станков, грузоподъемников, шарикоподшипников, телевизоров, кинескопов, видеомагнитофонов, микроволновых печей из Японии, сыра из Австралии, Новой Зеландии, Канады. Существуют соглашения России с ЕС о добровольном ограничении нами экспорта некоторых видов черных и цветных металлов, химической продукции, текстильных изделий.
Для защиты национального производства государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются субсидии. Под экспортной субсидией понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.
Последствия квотирования и налогообложения
Мы можем оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут потери. Отечественным производителям введение квоты выгодно – они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Область, вышеописанная представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.
Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, т.е. результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны. Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам. [5, c. 52]
Россия несет убытки в размере свыше $5 млрд. в год из-за нетарифных ограничений на ее товары на международном рынке. По этим признакам Россия является одним из самых дискриминируемых государств мира, занимая 2-е место после Китая.
В России созданы базовые условия для вступления во Всемирную торговую организацию, однако современное состояние интеграции отечественной экономики в международную торговлю характеризуется постоянным ухудшением условий доступа российских товаров на рынке зарубежных стран. Так, на сегодня выдвинуто более 50 антидемпинговых процедур против изделий российской металлургической промышленности. Антидемпинговые процедуры проводятся также в отношении российской химической, текстильной, легкой, целлюлозно-бумажной и лесной промышленности.
В настоящее время во многих случаях цены экспорта российской продукции в страны дальнего зарубежья ниже цен продаж на внутреннем рынке. Так, по прокату черных металлов это составляет порядка 40 % по полиэтилену – 50 % по целлюлозе – около 30 % по шинам для грузовых автомобилей – около 30 % а легковых автомобилей – более 50 % по тракторам – более 40 % обуви – в 2 раза, а льняным тканям – более чем в 2 раза.
На долю России на мировых рынках палладия, например, приходится 70%, платины – до 20%. Часть драгметаллов, на которые введена квота, используются для изготовления ювелирных изделий на экспорт. Однако их объем не превышает 5% общего выпуска ювелирных изделий в РФ из-за сложной процедуры лицензирования. Следовательно, с одной стороны, от введения данной квоты Россия не получает ожидаемого эффекта, т.к. импортирующие драгметаллы страны, вводят ответные меры, как то препятствия в получении лицензии. С другой стороны, тот факт, что часть выручки от продажи драгметаллов, оставшаяся после сбора государства, должна идти на поддержание производства – и только в этом случае будет разрешен их экспорт – свидетельствует о том, что государство заинтересовано в определенном уровне экспорта и развитии отрасли, т.к., очевидно, получает от этого немалые доходы и считает это достаточно эффективным. [25, c. 120]
В России существует тенденции, я связанная с ростом импортных поставок мяса в течение последних лет. Она связана с неспособностью животноводческих хозяйств страны удовлетворить внутренний спрос. Сильное давление импорта можно считать главной особенностью российского рынка. Введение мясного квотирования как эффективного механизма защиты местных производителей могло быть вполне оправданным, если бы не одно “но”. Их интересам противоречит принцип распределения квот, заложенный в основу системы!
Следствием стала монополизация рынка, в результате которой многие переработчики остались без сырья, с незагруженными мощностями. При принятии решения об ограничении объемов импорта не были продуманы меры, стимулирующие развитие в стране мясного КРС. В итоге в 2013 году в Россию ввезли 780 тыс. тонн мяса птицы (в 2012 году – 931 тыс. тонн), 500 тыс. тонн свинины (вместо прошлогодних 650 тыс. тонн) и 530 тыс. тонн замороженной говядины. Таким образом, если квота на импорт замороженной говядины составляла 435 тыс. тонн в 2010 году и 450 тыс. тонн в прошлом, то в 2011-2013 годы ежегодный объем ввоза составит 530 тыс. тонн замороженного и 30 тыс. тонн охлажденного мяса – против прошлогодних 295 тыс. тонн. На лицо политика увеличения доли импортной говядины на рынке страны.
Сторонники механизма квотирования считают, что это стимулирует приток иностранных инвестиций и увеличит продовольственную независимость страны. Противники прогнозируют рост цен на внутреннем рынке и отмечают, что российское животноводство не успевает наращивать объемы производства мясной продукции, необходимые для удовлетворения потребительского спроса. [20, c. 94]
Увеличение спроса на мясо птицы стало закономерной тенденцией последних лет. Так, промышленный сектор закупил в 2013 году 882 тыс. тонн мяса птицы в противовес 853 тыс. тонн в 2012 году, сектор общественного питания увеличил закупки до 255 тыс. тонн по сравнению с 253 тыс. тонн в 2012 году, закупки розничной торговли за год выросли на 8 тыс. тонн – до 1490 тыс. тонн.
В результате введения Роспотребнадзором с января 2013 года запрета на использование хлора при обработке мяса птицы произошел рост цен на продукцию. По данным ИА “Интерфакс”, оптовые цены на окорочка, импортированные из США, повысились на 20% и составили80-100 руб. за 1 кг, российские окорочка подорожали на 15% – до 110-140 руб. за 1 кг. Запрет на хлор негативно воздействует на импорт из США. Квота 2013 года на поставки мяса птицы составила 600 тыс. тонн продукции из США и 180 тыс. тонн – из стран Европы. Согласно докладу первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова, рост отечественного производства, составивший в 2013 году 315 тыс. тонн, и ожидаемое по итогам текущего года увеличение производства на 200 тыс. тонн полностью покроют дефицит российского мяса птицы. [21, c. 45]
Однако не все прогнозы настолько оптимистичны: председатель Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы (АОРРМП) Андрей Терехин считает, что на данный момент “нет возможности возместить выпадающие объемы американской птицы за счет поставок из других стран”. А значит, если США не согласятся заменить обработку мяса хлором на более щадящую, Россия столкнется с дефицитом мяса птицы уже очень скоро.
Квотирование рабочих мест. Учет и налогообложение
Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»
Определенная категория работодателей должна соблюдать требования о квотировании рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних.
Несоблюдение данных правил приведет к ответственности в виде предупреждения или штрафа. Рассмотрим бухгалтерский учет и порядок налогообложения операций, связанных с квотированием рабочих мест.
Определение понятия квоты и квотирования рабочих мест
Квота – это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.
Квотирование рабочих мест – установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.
Федеральное законодательство
Для несовершеннолетних. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ (гл. 42 ТК РФ).
Для инвалидов. Согласно ст. 21, п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (далее – Закон N 181-ФЗ), п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости) работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.
Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников с предоставлением в установленном порядке информации, необходимой для организации занятости инвалидов.
В разных регионах размер квоты различается, но он может быть установлен только в пределах федеральных минимума (2% от среднесписочной численности работников) и максимума (4%) (ст. 21 Закона N 181-ФЗ).
Работодатели, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны (ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”):
– создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
– создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации;
– предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Информирование центра занятости
Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1.
Кроме того, Федеральным законом от 23.02.2013 N 11-ФЗ установлено, что компании также должны сообщать сведения о рабочих местах, которые были созданы или выделены для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах.
Иными словами, работодатели должны принимать локальные акты, содержащие сведения о том, какие для инвалидов созданы и выделены рабочие места. Причем такую информацию обязательно ежемесячно направлять в территориальный орган службы занятости.
Расходы в виде ежемесячной компенсации стоимости квотируемого рабочего места
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете добровольно уплачиваемая в целевой бюджетный фонд компенсационная стоимость рабочих мест за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов может включаться в состав прочих расходов в соответствии с п. п. 4, 11 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Прочие расходы учитываются на счете 91 “Прочие доходы и расходы”, субсчет 91-2 “Прочие расходы” (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Налог на прибыль
В целях налогообложения прибыли учитываются любые расходы, удовлетворяющие критериям, установленным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ. В частности, расходами в налоговом учете признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).
По нашему мнению, указанные расходы соответствуют принципу экономической оправданности расходов, так как внесение платы в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты является обязанностью работодателя, возложенной на него Законом, и направлены на получение дохода – уплата обязательных платежей, возложенных на организации в соответствии с законодательством, является частью хозяйственной деятельности организации.
Отметим, что гл. 25 НК РФ не содержит специальных норм, которые бы позволяли учесть расходы, связанные с уплатой компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Но в то же время перечень как внереализационных, так и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Таким образом, по нашему мнению, организация имеет право учесть произведенные расходы на уплату компенсационной стоимости рабочего места в составе внереализационных расходов.
Между тем налоговые и финансовые органы придерживаются позиции, что такие расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (Письма Минфина России от 11.01.2011 N 03-03-06/2/1, от 24.04.2008 N 03-03-06/1/294, ФНС России от 22.06.2010 N ШС-37-3/4638@, УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 N 16-15/026835@, от 05.05.2010 N 16-15/047216@, от 02.10.2009 N 16-15/102999), ссылаясь на Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45, в котором указано, что Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 90 “О квотировании рабочих мест” противоречит Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, которым компенсационная выплата не предусмотрена.
Аналогичные решения были приняты Постановлениями ФАС Московского округа от 20.08.2010 N КА-А40/9354-10-П-2, от 18.06.2010 N КА-А40/5743-10, от 29.03.2010 N КА-А40/2482-10.
Также, по мнению финансистов, уплата компенсационной стоимости носит добровольный характер, а не обязательный.
Так как внесение платы за каждого не трудоустроенного на квотируемые места инвалида не является обязательным условием осуществления деятельности налогоплательщиков, то расход на добровольное внесение этой платы не учитывается в целях налогообложения прибыли на основании п. 49 ст. 270 НК РФ (см., например, Письмо Минфина России от 24.03.2006 N 03-03-04/1/274, Письмо ФНС России от 28.07.2006 N 02-1-07/65 “О налоге на прибыль”, Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2006 N 20-12/115154).
Кроме того, по мнению специалистов финансового департамента, данный расход не направлен на получение прибыли, как того требует ст. 252 НК РФ, а является своеобразной санкцией государства к тем работодателям, которые по каким-то причинам не смогли трудоустроить граждан, особо нуждающихся в социальной защите, следовательно, к таким выплатам можно применить норму п. 2 ст. 270 НК РФ.
Хотя ранее в Письме от 31.01.2008 N 03-03-06/1/64 специалисты Минфина России пришли к противоположному выводу: в случае если организацией не может быть выполнено условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, то она обязана производить выплаты в целевой бюджетный фонд. Поэтому затраты организации в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для трудоспособных категорий населения, предусмотренных ст. 2 Закона N 90, по мнению Минфина России, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном гл. 25 НК РФ порядке.
Несмотря на противоположную позицию Минфина России по данному вопросу, полагаем, что организация вправе учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затраты по уплате в бюджет компенсационной стоимости квотируемого рабочего места на основании ст. 252, пп. 49 п. 1 ст. 264 и пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ и у нее есть шансы отстоять свое право в суде.
Так, складывающаяся на сегодня судебная практика по указанным расходам принимается в пользу налогоплательщиков (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 25.01.2013 N Ф05-15459/12 по делу N А40-134004/2011-129-555, от 22.01.2013 N Ф05-15455/12 по делу N А40-60377/2012-91-338, от 31.03.2011 N Ф05-1732/11, от 09.12.2010 N КА-А40/15158-10, от 30.11.2010 N КА-А40/15133-10, от 27.02.2010 N КА-А40/830-10, от 31.01.2011 N Ф05-16032/2010).
Если же во избежание налоговых споров Организация примет решение не учитывать плату за квотирование рабочих мест в целях налогообложения прибыли, то возникает необходимость применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
Применение ПБУ 18/02
В соответствии с п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций ” ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест, добровольно уплачиваемая организацией в целевой бюджетный фонд квотирования, не учитываемая в составе расходов в целях налогообложения прибыли, образует постоянную разницу, приводящую к возникновению постоянного налогового обязательства. Постоянные налоговые обязательства учитываются по дебету счета 99 “Прибыли и убытки” (на отдельном субсчете) в корреспонденции с кредитом счета 68 “Расчеты по налогам и сборам”.
Организация ежемесячно в добровольном порядке вносит в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест субъекта РФ компенсационную стоимость в размере 20 000 руб.
Во избежание налоговых споров Организация приняла решение не учитывать плату за квотирование рабочих мест в целях налогообложения прибыли.
В учете организации ежемесячная добровольная уплата компенсационной стоимости рабочих мест для инвалидов будет отражена следующими проводками:
Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма,
руб.
Первичный
документ
Начислена ежемесячная плата за каждого инвалида, не трудоустроенного на квотируемые рабочие места, оплачиваемая на добровольной основе
Перечислена ежемесячная плата за каждого нетрудоустроенного на квотируемые рабочие места инвалида
Выписка банка по расчетному счету
Отражено постоянное налоговое обязательство
(20 000 х 20%)
Ответственность
В силу ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу в пределах установленной квоты влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.
Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, является одной из мер, принимаемой по результатам проведения проверок (пп. 3 п. 19 Приказа Минтруда России от 30.04.2013 N 181н).
Непредставление сведений, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона о занятости населения, грозит ответственностью в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа: должностному лицу – в размере от 300 до 500 руб., юридическому лицу – в размере от 3000 до 5000 руб.
Кроме того, административная ответственность за нарушения норм квотирования рабочих мест может быть предусмотрена и на региональном уровне.