Построение системы наставничества на предприятии
Построение системы наставничества на предприятии
«Наставничество – существенная помощь персоналу…,
который нуждается в перспективе, в видении будущих возможностей…
Наставничество требует некоторого уровня доверия.»
Наставничество – индивидуальная помощь одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на иной уровень знаний, профессиональных навыков, мышления и сознания. Построение внутреннего обучения и развития сотрудников путем системы наставничества на сегодня является одной из актуальнейших задач, т.к., с одной стороны, оптимизирует затраты на обучение и введение в должность сотрудников, с другой, является высокоэффективным методом обучения. Основная цель системы наставничества – помогать специалистам компании применять и улучшать их профессиональные знания, умения и навыки путем совместного анализа рабочих ситуаций.
Система наставничества может решать такие проблемы, как:
- высокая текучесть кадров во время и после испытательного срока;
- временные затраты на адаптацию новых сотрудников и эффективность их работы;
- отсутствие системного плана развития и повышения квалификации сотрудников, обучения на рабочем месте;
- низкая мотивация сотрудников на результат работы.
Содержание проекта по построению системы наставничества в компании
Цель: оказание помощи сотрудникам (стажерам) в их профессиональном становлении.
- ускорение процесса обучения основным навыкам работы, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на сотрудников задачи по занимаемой должности;
- адаптация в рамках корпоративной культуры, усвоение традиций и правил в данном подразделении.
В зависимости от ожидаемых результатов проект по построению системы наставничества может состоять из нескольких этапов, которые реализуются с той или иной степенью полноты.
Типовой алгоритм действий при разработке
и внедрении системы наставничества в компании
- Формулирование целей и задач наставничества:
- определение связи целей компании с системой наставничества;
- постановка целей и задач успешного процесса наставничества;
- подготовка к внедрению системы наставничества.
- Проектирование и внедрение эффективной системы наставничества:
- разработка регламентирующих документов;
- составление плана индивидуального развития;
- подготовка и переподготовка сотрудников;
- обучение персонала по программам наставничества.
- Контроль и оценка изменений:
- мониторинг процесса наставничества;
- оценка наставников и обучаемых по выбранным показателям;
- оценка изменений в работе сотрудников;
- оценка достижений в работе персонала;
- комплексная оценка эффективности системы наставничества.
Результаты при внедрении системы наставничества:
- снижение текучести кадров во время и после испытательного срока;
- уменьшение затрат на адаптацию нового персонала;
- мотивация сотрудников на результат работы;
- обучение персонала на рабочем месте без отрыва от производства.
Приведем пример Положения о наставничестве и документы к нему.
(личная подпись) подписи
1. Цели и задачи наставничества
- Целью наставничества в компании является оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, а также формирование в структурных подразделениях кадрового резерва и резерва на выдвижение.
- Основными задачами наставничества являются:
- адаптация к работе и закрепление работников в соответствующих подразделениях, ускорение процесса профессионального становления работников и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них функции и задачи по занимаемой должности;
- активизация у работников интереса к порученному делу и профессиональному росту, сознательного и творческого отношения к выполняемой работе, формирование основ корпоративной культуры.
2. Организация наставничества
- Наставничество устанавливается над следующими категориями работников:
- молодыми специалистами;
- работниками – выпускниками образовательных учреждений в случаях их назначения с повышением в должности;
- работниками, перемещенными на вышестоящую либо равнозначную должность из одного подразделения в другое, если выполнение ими функциональных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и новых практических навыков.
- Наставничество устанавливается продолжительностью от одного до шести месяцев.
- Наставники подбираются из наиболее подготовленных специалистов, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, склонность к воспитательной работе, пользующихся авторитетом в коллективе и имеющих желание проявить себя в роли наставника.
- Утверждение специалиста в качестве наставника производится распоряжением руководителя организации (см. Приложение 1) по истечении не менее двух недель с момента принятия работника на определенную должность. Основанием для издания распоряжения является служебная записка руководителя структурного подразделения при обоюдном согласии предполагаемого наставника и работника, за которым он будет закреплен.
- Руководитель структурного подразделения определяет количество лиц (но не более трех человек), над которыми наставник одновременно осуществляет кураторство, в зависимости от его личностных качеств и объема выполняемой в соответствии с должностными обязанностями работы.
- По окончании установленного распоряжением срока наставник готовит письменное заключение (резюме) (см. Приложение 2). В заключении отражается готовность работника к самостоятельной работе, степень адаптации в трудовом коллективе, личностные качества, склонность к избранной специальности, рекомендации по дальнейшему использованию специалиста (перемещение, ротация), совершенствованию профессиональных навыков.
- Наставническая деятельность оценивается по ее завершении аттестационной комиссией. На основании предложения аттестационной комиссии руководитель организации может поощрить наставника в соответствии с имеющимися у него полномочиями.
- Аттестационная комиссия рассматривает резюме наставника, заключение отдела организационного развития и подготовки кадров, предложения руководителя структурного подразделения, в котором трудятся наставник и молодой специалист.
- За наставническую деятельность специалистам выплачивается ежемесячно денежное вознаграждение в следующем размере:
- при подготовке одного работника _____% от должностного оклада;
- при подготовке двух и более работников размер денежного вознаграждения увеличивается на ___% от должностного оклада (тарифной ставки) за каждого работника;
- при успешном прохождении аттестации работником наставнику дополнительно выплачивается _____% от должностного оклада (тарифной ставки) за каждого работника;
- руководителю структурного подразделения (его заместителю), который курирует наставников своего отдела, выплачивается ____% от должностного оклада (тарифной ставки) за каждого наставника при условии успешного прохождения аттестации обучаемым.
- При неоднократном неудовлетворительном результате аттестации вознаграждение наставнику не выплачивается, комиссия рассматривает вопрос о дальнейшей целесообразности пребывания его в роли наставника.
- За значительный вклад в профессиональное становление и воспитание работников наставники, подготовившие не менее 10 (десяти) работников, представляются к награждению Почетной грамотой компании, званием «Почетный наставник» с выплатой премии в размере ________________.
3. Обязанности наставника
- Наставник обязан:
- знать требования должностных инструкций, локальных нормативных актов, определяющих права и обязанности по занимаемой работником должности, уделять необходимое время для передачи ему знаний, опыта и навыков путем консультаций, непосредственной демонстрации всех приемов и методов работы;
- всесторонне изучать волевые, деловые и нравственные качества работника, его отношение к работе, коллективу, бытовые условия, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- разрабатывать совместно с непосредственным начальником работника индивидуальный план обучения и воспитания с учетом уровня его общеобразовательной и профессиональной подготовки, обращая особое внимание на недостатки в профессиональных знаниях, поведении в трудовом коллективе, и представлять на утверждение руководителю структурного подразделения;
- оказывать работнику индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения должностных обязанностей и поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества работника, корректировать его поведение на службе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, формировать здоровый образ жизни, общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с производственной деятельностью, поведением работника, вносить предложения непосредственному начальнику, руководителю структурного подразделения о его поощрении, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, удовлетворении разумных потребностей и запросов;
- периодически докладывать непосредственному начальнику и руководителю структурного подразделения о процессе адаптации работника, его дисциплине и поведении, результатах своего личного влияния на его становление. По окончании срока наставничества (но не позднее 5 дней) представлять отчет и резюме руководителю структурного подразделения о готовности работника;
- ставить вопрос перед руководителем структурного подразделения о досрочном прекращении наставничества в случае успешного выполнения работником индивидуального плана обучения и воспитания;
- ставить вопрос перед руководителем структурного подразделения о продлении срока наставничества в связи с объективными причинами (техническая неисправность оборудования, болезнь, отпуск, необходимость более глубокого изучения приемов и методов работы и т.п.).
4. Права обучаемого сотрудника
- Обучаемый сотрудник имеет право:
- участвовать совместно с непосредственным начальником и наставником в разработке индивидуального плана обучения и воспитания с учетом уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки;
- требовать оказания индивидуальной помощи в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения должностных обязанностей и поручений, выявлять и совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
- развивать в себе положительные качества, корректировать свое поведение на работе, участвовать в общественной жизни коллектива, формировать здоровый образ жизни, общественно значимые интересы;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с производственной деятельностью.
- Права обучаемого сотрудника определены его должностной инструкцией и правилами трудового распорядка.
5. Руководство наставничеством
- Непосредственное руководство наставничеством осуществляют руководители структурных подразделений и их заместители.
- Руководитель структурного подразделения обязан:
- представить нового работника трудовому коллективу структурного подразделения, объявить распоряжение о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместного выполнения работы наставника с закрепленным за ним работником;
- подготовить совместно с наставником индивидуальный план обучения и воспитания с учетом уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки работника и представить его в отдел организационного развития и подготовки кадров;
- организовать планомерное обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с новыми работниками, разрешении их неотложных нужд и потребностей;
- ежеквартально представлять в отдел организационного развития и подготовки кадров отчет об организации и результатах наставнической деятельности в структурном подразделении.
- Методическое руководство работой наставников осуществляет отдел организационного развития и подготовки кадров. С этой целью отдел проводит для наставников и курируемых:
- конкурс «Лучший наставник года», конкурсы творческих работ молодых специалистов;
- собрания, консультации по методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии;
- учебные семинары, программы повышения квалификации с использованием разнообразных обучающих технологий;
- периодические письменные опросы, анкетирование;
- инновационные «круглые столы» с целью изучения, обобщения и распространения положительного опыта организации наставничества;
- консультации психолога для молодого специалиста с целью выявления наиболее характерных проблем в его адаптационном периоде.
- подбор высококвалифицированных специалистов в качестве наставников.
- По окончании срока наставничества отдел организационного развития и подготовки кадров готовит заключение о работе наставника и о готовности молодого специалиста к самостоятельной работе.