Совместные проверки контролирующих органов
Координация совместных проверок: предложения Открытого правительства
Механизмы взаимодействия контрольно-надзорных органов нуждаются в совершенствовании, а процедуры проведения совместных проверок должны быть дополнительно регламентированы. Предложения по повышению координации контрольно-надзорной деятельности и снижению коррупционных рисков и издержек для бизнеса при проведении совместных проверок подготовил Экспертный совет при Правительстве РФ в рамках исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы .
Национальный план был утвержден Президентом РФ 11 апреля 2014 года. Один из его пунктов (пункт 2, подпункт «г») предписывает Правительству РФ внести предложения по совершенствованию координации и регламентации взаимодействия контрольно-надзорных органов в РФ при планировании и осуществлении их деятельности, в том числе при проведении совместных проверок, для повышения эффективности противодействия коррупции. Ответственными за это в Правительстве назначены министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и Минэкономразвития России совместно с контрольно-надзорными органами и Экспертным советом при Правительстве.
Возможность внепланового назначения совместных проверок органами прокуратуры и другими органами по заявлениям физических лиц значительно повышает их коррупционные риски, считают эксперты. Они предлагают выработать меры для идентификации проверок с высоким коррупционным риском.
Проверки, инициируемые по обращениям граждан, зачастую анонимным, могут служить инструментом давления на бизнес и недобросовестной конкуренции и использоваться для получения “коррупционной ренты”. При этом внешним организациям на данный момент очень трудно определить заказной характер проверок», — отметил руководитель рабочей группы по экспертному обеспечению развития антикоррупционных механизмов при Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства Кирилл Кабанов.
Кроме того, эксперты Открытого правительства предлагают усовершенствовать законодательство, регламентирующее порядок обращений граждан в надзорные органы. При этом внеплановые проверки по обращениям граждан должны проводиться только после идентификации личности заявителя.
Для повышения эффективности противодействия коррупции крайне важно не только “ловить за руку”, но и принимать своевременные превентивные меры. Поэтому необходимо заранее определять категории проверок с повышенным коррупционным риском и ориентировать контрольно-надзорные органы на их идентификацию. Считаю также целесообразным предложение Экспертного совета по разработке дополнительных мер, направленных на выявление коррупционного характера проверок, и их включение в Национальный план противодействия коррупции», — подчеркивает министр РФ Михаил Абызов.
Эксперты также предлагают привлекать к ответственности граждан за предоставление заведомо ложных сведений при обращении с запросами о проведении внеплановых проверок.
Основания для назначения совместных проверок предпринимателей, по мнению экспертов, необходимо уточнить с учетом оценки издержек от их проведения. В противном случае для определенных видов бизнеса нагрузка может оказаться несоизмеримой.
Совместную проверку нужно назначать с учетом таких характеристик проверяемых субъектов, как, например, размер оборота, сезонность и цикличность деятельности. Чтобы определить категории предприятий, целесообразность совместных проверок которых высока, необходимо провести дополнительное исследование и оценить издержки бизнеса», — считает Кирилл Кабанов.
Процедуру назначения и проведения совместных проверок, по мнению экспертов, нужно дополнительно регламентировать: сейчас в 294-ФЗ, направленном на защиту предпринимателей при проведении проверок, таких норм нет. Эксперты предлагают нормативно закрепить понятие «совместная проверка» и определить порядок и последовательность процедур их проведения, а также регламентировать действия контрольно-надзорных органов.
Задачу по снижению нагрузки на предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорной деятельности поставил ранее глава государства Владимир Путин.
Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля», — заявил Президент РФ, выступая с Посланием Федеральному собранию в 2014 году.
Совершенствование контрольно-надзорной деятельности для сокращения излишней нагрузки на бизнес — одно из важнейших направлений работы Открытого правительства.
Разрабатываемый законопроект о государственном и муниципальном контроле должен заложить основные принципы и механизмы взаимодействия наших ведомств и контрольно-надзорных органов с бизнесом, в том числе в вопросах регламентации проведения проверок. Излишние и дублирующие проверки зачастую становятся непосильным бременем особенно для средних и малых предприятий, вплоть до остановки работы на сутки и более. В целом издержки экономики от неэффективного государственного контроля и надзора экспертами оцениваются от 2 до 5% ВВП. Очевидно, что этот резерв в 2–3%, связанный с возможностью снижения этих издержек, сохранился», — считает министр РФ Михаил Абызов.
Вопрос оптимизации государственного участия в экономике поднимался многократно на протяжении последних 10 лет, напомнил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
В текущих социально-политических и социально-экономических условиях один из немногих резервов роста экономики — это кардинальное сокращение административного давления на бизнес. Проведение совместных проверок позволяет существенно сократить количество самих проверок, а, возможно, и сроки проведения проверочных мероприятий. В конечном итоге материальные издержки сократятся, а качество и эффективность контроля повысятся», — полагает он.
Для более эффективного обмена информацией о совместных проверках между контрольно-надзорными органами, по мнению экспертов, нужна специальная информационно-аналитическая система.
У многих ведомств нет собственных информационных систем учета и анализа информации по результатам проверок. Нет у них и информационных систем, обобщающих данные, поступающие от других ФОИВов. Это не позволяет оптимизировать взаимодействие контрольно-надзорных органов», — отметил руководитель рабочей группы по экспертному обеспечению развития антикоррупционных механизмов при Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства Кирилл Кабанов.
На первоначальном этапе за основу, по мнению экспертов, может быть принят заработавший с 1 июля Единый реестр проверок, в закрытом сегменте которого контрольно-надзорные органы могли бы обмениваться соответствующей информацией между собой. В дальнейшем спектр необходимых требований может быть отражен в законопроекте о госконтроле, который сейчас разрабатывается по поручению Президента .
Создание “живой” единой информационной системы о проводимых проверках, с актуализацией данных в режиме онлайн и доступом к ним всех заинтересованных ведомств, позволит сократить и количество проверок, и временные, и ресурсные затраты на их проведение», — считает Михаил Абызов.
Появление такой системы позволит синхронизировать информацию о проверках, а контрольно-надзорные органы смогут оперативно и своевременно реагировать на выявленные нарушения, отметил в свою очередь Игорь Юргенс.
Так, например, зная о предстоящем применении ЦБ РФ лицензионных санкций к страховой организации, профессиональные объединения смогут контролировать увеличение обязательств страховщика перед потребителями страховых услуг», — пояснил он.
Экспертный совет также предлагает усовершенствовать правила учета совместных проверок и нормативно закрепить критерии отнесения проверок к совместным. Сейчас данные информационной системы мониторинга о проведенных совместных проверках иногда не совпадают с данными ведомств, что снижает качество анализа контрольных мероприятий.
Отвечать за оптимизацию взаимодействия между контрольно-надзорными ведомствами мог бы специальный орган, полагают эксперты. Такие функции можно было бы закрепить за подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти, которую возглавляет министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Зачет в один клик
Сузить круг
Сейчас проверки несколькими ведомствами могут дублироваться. Так, требования по охране труда контролируют Роструд, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Ространснадзор, Росздравнадзор и так далее.
– Один орган может приходить не чаще одного раза в год, но на самом деле они по одному и тому же вопросу ходят пять и более раз, – поясняет первый вице-президент “ОПОРЫ России” Марина Блудян. – Например, охрана труда проверяется пять раз в год. Необходимы совместные проверки, перед проведением которых надзорные органы будут договариваться между собой, обсуждать план и вопросы.
Другое предложение связано с сужением чек-листов, введенных в начале прошлого года. Это списки контрольных вопросов, на которые субъект бизнеса может ответить заранее, – чтобы встреча с контролерами прошла максимально гладко. Многие предприниматели, в целом называя новшество позитивным, жалуются на чрезмерно раздутые опросники ряда контрольно-надзорных органов (КНО).
– Ко мне обращался руководитель небольшой компании, который пытался самостоятельно разобраться с чек-листом МЧС, – рассказывает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Аркадий Мурылев. – Чтобы ответить на все 180 вопросов, он должен был, оставив работу, потратить неделю. И я, разумеется, поддерживаю инициативу в части ограничения круга контрольных вопросов. Что касается организации совместных проверок несколькими ведомствами, пока не совсем понятно, будут ли они удобны предпринимателям. Возможно, вначале следует поработать над уменьшением количества вопросов в чек-листах. Оценить, насколько сократилось время, которое бизнес затрачивает на подготовку и на само контрольно-надзорное мероприятие.
И только потом думать об объединении проверок. В противном случае, как мне кажется, мы рискуем получить излишне масштабные контрольно-надзорные мероприятия.
Опасения Аркадия Мурылева разделяет член Союза предпринимателей Новгородской области, руководитель новгородского кадрового агентства Юлия Ротанова.
– Если в нынешних условиях в компанию, особенно небольшую, одновременно нагрянут представители десяти КНО, предприниматель в течение месяца, а то и больше, попросту не сможет зарабатывать деньги. Это чревато закрытием бизнеса, – подчеркивает Юлия Ротанова. – И я, и мои коллеги по Союзу предпринимателей давно предлагаем перевести практически все проверки в электронную плоскость. А личные визиты ограничить ситуациями, когда что-то в работе компании несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей. Мы и сейчас сдаем всю отчетность в электронном виде. И в большинстве случаев контролеры могут получить ответы на свои вопросы, даже не обращаясь к субъекту бизнеса, в рамках межведомственного взаимодействия. Однако представители КНО, несмотря на общий курс на цифровизацию, который взяла наша страна, все равно требуют бумажные документы.
Надо было предупреждать
При этом сужать чек-листы, безусловно, необходимо, развивает тему Юлия Ротанова. Если речь идет о требованиях по охране труда, для организаций, где применяется сложное и опасное для здоровья работников оборудование, будет актуально ограничение в 30 вопросов.
Псковский бизнес-омбудсмен предлагает также освободить предприятия, успешно прошедшие плановые проверки, от последующих внеплановых мероприятий.
– Другое предложение касается системы предупреждений, – говорит Аркадий Мурылев. – Я отмечал в своем ежегодном докладе, что предупреждения сейчас активно используют все КНО, кроме Государственной инспекции труда, Ространснадзора и таможенной службы. К примеру, ко мне обращался руководитель столярного производства, на котором работают пять человек. Трудовой инспектор в ходе проверки выяснил, что столяры не прошли психиатрическое освидетельствование. Предприниматель исправил ситуацию, когда проверка еще длилась. Медики заключили, что все сотрудники могут работать на столярном оборудовании, то есть никакого риска для жизни и здоровья людей нарушение не влекло. Однако трудовая инспекция все равно назначила штрафы: 55 тысяч
рублей юридическому лицу и 15 тысяч рублей должностному лицу. Это огромные деньги для микропредприятия. Мне кажется, следует обязать все КНО выносить предупреждения, если нарушение не было сопряжено с риском для жизни и здоровья людей и предприятие оперативно его устранило.
Длительный процесс
Строго говоря, Федеральный закон N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля” делает возможными совместные плановые проверки и сейчас. Однако контрольно-надзорные органы, как отмечают субъекты бизнеса, этой возможностью пользуются редко.
– Закон 294-ФЗ был принят в конце 2008 года. Позже, начиная с весны 2009-го, в его текст внесли более 50 изменений и дополнений, – комментирует ситуацию профессор Северо-Западного института управления РАНХиГС, доктор экономических наук Евгения Куклина. – Это свидетельствует о том, что документ вступил в силу в “сыром” виде. Некоторые недоработки касаются совместных проверок. Так, закон в данный момент не позволяет выносить совместные распоряжения КНО. Кроме того, в документе речь идет о возможности, а не об обязанности применения сводных проверочных листов, разрабатываемых и утверждаемых несколькими КНО. Неудивительно, что контролеры не стремятся тратить время на согласование контрольных вопросов и другие моменты, связанные с межведомственным взаимодействием.
Как отмечают в “ОПОРЕ России”, Госдума уже приняла в первом чтении новый закон о контрольно-надзорной деятельности. Сейчас перед вторым чтением в него вносят поправки. В общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства рассчитывают, что положение о совместных проверках отразится в новом документе.
– Необходимо прежде всего продумать технологию совместных проверок, – продолжает эксперт Евгения Куклина. – А также разработать, согласовать и утвердить сводные проверочные листы. Инициативу “ОПОРЫ России” следует поддержать. При этом крайне важно прописать, кто и как будет определять пороговые значения рисков. В целом межведомственное взаимодействие, связанное с организацией совместных проверок, представляется достаточно трудоемким. Поэтому не следует на законодательном уровне требовать моментального перехода на обязательные совместные проверки.
Новое в проверках госорганами и практическая методичка для предпринимателей
Автор: Кузьмин Андрей Игоревич, адвокат, кандидат юридических наук, старший партнер Адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры»
В настоящей статье речь пойдет о последних изменениях закона о проверках юридических лиц государственными контрольно-надзорными органами, а в конце статьи есть ссылка на скачивание практической методички для предпринимателей о проверках.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – 294-ФЗ) подвергся существенным изменениям. В настоящей статье речь пойдет о законе, который эти изменения воплотил – Федеральный закон № 277-ФЗ от 03 июля 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Данный закон изменил подход к осуществлению контроля и по большей части приходится признать, что правила стали более жесткими. Мы разделили все нововведения на группы и ниже подробно рассмотрим каждую из них.
Профилактика правонарушений.
Ранее 294-ФЗ не употреблял слова профилактика. Подход был исключительно репрессивным. Теперь же появились положения, которые направлены на предупреждение правонарушений. Так в 294-ФЗ вносится новая статья, которая так и называется «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований».
Теперь контрольно-надзорные органы должны будут размещать на своих сайтах перечень нормативных актов, которые регулируют соответствующую деятельность, а также необходимые выдержки из этих актов. Это позволит обобщить многочисленные требования, которые сегодня разбросаны по законодательному массиву.
Также контрольно-надзорные органы должны будут информировать предпринимателей о существующих требованиях законодательства. Информирование будет осуществляться в форме семинаров, конференций, а также комментариев к законодательству. Будут даваться рекомендации о проведении тех или иных мероприятий, способствующих соблюдению законодательства. Также контрольно-надзорные органы будут обобщать практику применения законодательства.
В конце концов, цель проверок – не обогащение бюджета, а соблюдение законодательства. Подобная информационно-просветительская деятельность несомненно облегчит соблюдение многочисленных требований. Особенно, это касается малого бизнеса.
Теперь при получении из любых источников контрольно-надзорным органом информации о готовящемся правонарушении, либо о признаках правонарушения, предпринимателю может быть направлено предостережение о недопустимости нарушений и предложение принять меры по предотвращению правонарушения. Условием является отсутствие существенных неблагоприятных последствий (угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среды, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) такого правонарушения. При этом предприниматель не должен был ранее привлекаться к ответственности за аналогичные правонарушения.
Предприниматель должен отчитаться о принятии мер по результатам предостережения, а в случае несогласия может подать возражения.
«Тайный» контроль.
В 294-ФЗ введена формулировка «мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями». Если говорить прямо, то это мероприятия по сбору информации о правонарушениях без уведомления предпринимателя. Они могут проводиться в форме осмотров территорий, земельных участков, природных объектов, обследования рекламных материалов, Интернета, анализ любых доступных документов. Отдельные дополнительные формы «тайного» контроля могут установлены законодательством.
Такие мероприятия могут проводиться по заданию руководителя соответствующего государственного органа.
В случае, если во время «тайного» контроля будут установлены признаки правонарушения, то контрольно-надзорный орган должен предпринять меры по пресечению нарушений, а также рассмотреть вопрос о необходимости проведения внеплановой проверки.
Результатом такого контроля может стать и простое предостережение. Однако закон не устанавливает четких критериев для тех случаев, когда назначается внеплановая проверка, а когда выдается предостережение.
На наш взгляд, при наличии признаков правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, принимается решение о проведении внеплановой проверки. В случае, если угроза таких последствий отсутствует, а юридическое лицо ранее к ответственности не привлекалось, то должно выноситься предостережение.
Также решение о проведении внеплановой проверки может быть принято, когда в ходе «тайного» контроля будет обнаружены риски совершения правонарушения. Но данное основание будет применимо только в отношении отдельных видов деятельности, перечень которых пока не утвержден. Такую проверку можно будет провести только по согласованию с прокуратурой.
Еще один вопрос, который возникает, может ли одному и тому же лицу выноситься предупреждение дважды за аналогичные действия. Мы думаем, что если лицо получило предупреждение, исправило его и отчиталось в контрольно-надзорный орган, то следующее нарушение уже будет новым и назначать по обнаружении его признаков внеплановую проверку нельзя. Единственное, что по совокупности предупреждений предпринимателя можно будет внести в план проверок на следующий год.
ЕГЭ для предпринимателей.
Для плановых проверок также предусмотрены нововведения. Так теперь каждый контрольно-надзорный орган должен будет утвердить проверочные листы. Это будет список контрольных вопросов на предмет соблюдения законодательства, на которые необходимо будет ответить в процессе проведения проверки. Данные вопросы помогут формализовать плановую проверку и сделать ее более предметной. Можно будет заранее ознакомиться с этим перечнем вопросов и проконтролировать их соблюдение. Это поможет привести бизнес в соответствии с требованиями законодательства, подготовиться к проверке и контролировать ее ход.
Кстати уведомление о плановой проверке теперь может поступать в виде электронного документа на адрес электронной почты юридического лица, который содержится в ЕГРЮЛ, либо ранее представлен предпринимателем в контрольно-надзорный орган.
Обязательный претензионный порядок по защите прав потребителей.
Ранее основанием для проведения проверки могло стать простое заявление потребителя в соответствующий орган. Теперь данный порядок усложнен для потребителя. Прежде всего, он должен обратиться с официальной претензией к предпринимателю, который должен ее рассмотреть. Если предприниматель не устранил соответствующее нарушение или незаконно оставил требования потребителя без удовлетворения, то только после этого потребителем может быть направлена жалоба в соответствующий контрольно-надзорный орган.
Анонимкам стало жить сложнее.
Основанием для проведения внеплановой проверки не могут служить следующие документы:
– Обращения, которые не позволяют установить авторство и личность заявителя. Однако если такое сообщение содержит признаки правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, то сотрудник должен попытаться установить личность заявителя.
– Заявления, которые не содержат информации о фактах нарушения, которые могут повлечь существенные неблагоприятные последствия.
Кстати, теперь за необоснованные заявления контрольно-надзорные органы могут обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина убытков, которые они понесли в связи с проверкой его заявления.
Контрольная закупка.
Теперь поговорим о новом контрольном мероприятии, которое наделало много шума в последнее время. Контрольная закупка может осуществляться в отношении товаров, работ и услуг только для потребителей. В сегменте В2В контрольная закупка практиковаться не будет.
Контрольная закупка проводится только при поступлении в государственный орган информации о признаках правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, и только по согласованию с органами прокуратуры. По своему желанию надзорные органы проводить контрольную закупку не могут. Для отдельных видов деятельности могут устанавливаться иные основания для ее проведения.
В случае обнаружения нарушений законодательства в рамках проведения контрольной закупки предпринимателю должны незамедлительно сообщить об этом. Должностное лицо должно предъявить удостоверение и официальный документ о проведении контрольной закупки.
Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи.
По завершении контрольной закупки незамедлительно составляется акт о проведении контрольной закупки, который должен быть вручен предпринимателю если установлены нарушения.
Информация о проведения контрольной закупки вносится в единый реестр проверок.
Положительным моментом является отход от исключительно репрессивного подхода. Однако возможность «тайного контроля» добавляет полномочий контрольно-надзорным органам. Как всегда дальнейшее правоприменение покажет насколько эти поправки положительны и благоприятны для предпринимательского сообщества.
7 правил поведения при проверке государственными органами Материал редакции
Партнер адвокатского бюро Buzko Kokorin Илья Кокорин поделился с читателями vc.ru практическими советами о том, что делать и как себя вести, если в офис пришли сотрудники контролирующих органов.
Несмотря на неоднократные заверения о прекращении нападок на бизнес, на практике количество проверок контролирующими органами не уменьшается. Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться с представителями прокуратуры, налоговой инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, Роскомнадзора и МЧС.
В данной статье я поделюсь советами, которые могут быть полезны предпринимателям, внезапно столкнувшимся с сотрудниками контролирующих органов у себя в офисе или на производстве.
Правило № 1. Не паниковать и вести себя нейтрально-добродушно
Каким бы банальным не казался данный совет, сдержанное и нейтральное поведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Нужно понимать, что сотрудники проверяющих органов – простые люди, выполняющие свою работу. Они, разумеется, вам не друзья, но и врагами они также не являются.
Агрессивное поведение лишь отвлечет ваше внимание и не позволит контролировать ситуацию, что зачастую является залогом успеха. Умеренно добродушная беседа позволит вам выяснить прямую, а может быть, и косвенную цель проверки, что даст вам дополнительное время для планирования дальнейших шагов.
Правы вы или нет, но запомните навсегда – никогда не оказывайте сотрудникам проверяющих органов силового противодействия. Ни к чему хорошему это не приведет и может вылиться в ответственность по ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), вплоть до лишения свободы сроком в 10 лет. Если по вашему мнению в ходе проверки допускаются грубые нарушения закона, это может стать основанием для оспаривания результатов такой проверки и привлечения контролеров к ответственности. Смотрите в этой связи правило № 6.
Правило № 2. Проверить полномочия контролера
В самом начале знакомства с представителем контролирующего органа необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с проверяющим органом (и соответственно, видом проверки), а также пригодится для дальнейшего оспаривания действий контролера.
В большинстве случаев проверка может проводиться только на основании распоряжения или приказа о проведении проверки (например, такое правило установлено для налоговых органов, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, ФАС РФ и МЧС). Проверьте, чтобы лицо, указанное в таком документе, совпадало с лицом, предъявившем удостоверение. Такие бдительные действия с вашей стороны не оставят у контролера сомнений в вашей осведомленности о своих правах и зададут правильный тон для проверки.
Правило № 3. Записать ход проверки на видео или аудио
Видео- и аудио-съемка собственных помещений не запрещена, поэтому остановить вас в использовании этого права сотрудники контролирующих органов не вправе. Более того, зачастую они сами прибегают к таким средствам фиксации — такое правомочие предоставлено, например, налоговым органам (п. 4 ст. 92 НК). Фиксация хода проведения проверки, вопросов и требований контролеров облегчит процесс доказывания нарушений с их стороны, а также позволит избежать явных и откровенных правонарушений и случаев превышения полномочий.
Правило № 4. Отвечать на вопросы контролеров строго в рамках трудовой функции
Представители контролирующих органов любят задавать наводящие вопросы и выпытывать нужную им информацию. При этом отличным источником такой информации выступают сами сотрудники проверяемой компании, готовые делиться своими мыслями и догадками. Такая сговорчивость усугубляется стрессом и в итоге может дорого обойтись работодателю.
Поэтому важно, чтобы каждый работник отвечал только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях. Например, штатный программист по характеру работы не должны знать о том, с какой целью компанией приобретались прокатные станки и сколько они стоили. Даже если он догадывается, лучше всего ответить «Не уверен, это не входит в круг моих должностных обязанностей».
Разумеется, следует заблаговременно провести беседу с работниками, рассказать им, как стоит себя вести при общении с контролерами, успокоить тем, что ст. 307 УК РФ («Заведомо ложные показания») к ним неприменима и для верности грамотно оформить должностные инструкции работников. Более того, каждый работник компании всегда может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.
Правило № 5. Передавать документы только по описи
Все документы компании должны передаваться контролерам строго по акту приема-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц, а также обозначением того, передаются оригиналы или копии документов. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями компании и контролирующего органа. Один экземпляр акта остается в компании. Это необходимо для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.
Обратите внимание, что оригиналы документов подлежат изъятию в исключительных случаях. Например, налоговые органы вправе произвести выемку подлинников лишь в случае, если для осуществления контроля недостаточно копий, и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ). При этом при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Такое же правило установлено для работников полиции (п. 1 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Также помните, что документы, в отношении которых в компании установлен режим коммерческой тайны, могут изыматься только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). При правильном оформлении режим коммерческой тайны может «покрывать» значительный объем сведений, как минимум, например, клиентскую базу и внутренние производственные политики.
Правило № 6. Выявить, зафиксировать, обжаловать
Порядок и условия проведения проверок разнятся в зависимости от типа проверок (плановых или внеплановых, выездных или документарных), проверяющего органа и обстоятельств конкретного дела. Для информации, можете проверить, планируется ли в отношении вашей организации проведение плановой проверки в 2016 году в Едином реестре плановых проверок. В настоящем пункте затрону только внеплановые выездные проверки, поскольку в силу своей срочности и непредсказуемости к ним сложнее всего подготовиться.
За некоторыми исключениями, требующими незамедлительной реакции со стороны контролирующего органа, внеплановая выездная проверка должна быть согласована с органом прокуратуры. Такое требование распространяется на проверки Роскомнадзора, трудовой инспекции, Роспотребнадзора, МЧС и другие. Убедитесь, что данное согласие на проверку было заранее получено контролером.
Проводимая проверка должна относиться к полномочиям проверяющего органа. При этом сам орган не должен выходить за пределы, установленные специальными правилами для данного вида проверок. Например, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Иначе говоря, если решение вынесено в 2016 году, то проверка может охватывать только периоды с 2013 по 2016 годы. При этом налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ).
О внеплановой выездной проверке проверяемое лицо должно быть предупреждено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Неисполнение данного требования является грубым нарушением закона. Однако следует отметить, что данное требование применяется далеко не ко всем видам внеплановых проверок. Налоговые органы и прокуратура, например, не обязаны предупреждать о выездных проверках.
Большинство проверок заканчивается составлением итогового документа: протокола или акта. Такие документы чрезвычайно важны, поэтому перед их подписанием убедитесь в том, что все изложенное в них соответствует действительности. Если вы считаете, что в ходе проверки были нарушены требования закона, а зафиксированные в протоколе или акте обстоятельства недостоверны, сделайте об этом запись в итоговом документе — не стесняйтесь. Помните, отказ от подписания хуже, чем подписание с детальным изложением всех нарушений и несогласий.
После подписания следует безотлагательно обратиться с жалобой в вышестоящие надзорные инстанции, а также в прокуратуру, изложить все обстоятельства, а также приложить заверенные копии подтверждающих доказательств.
Правило № 7. Связаться с юристом
Российское регулирование в области государственных проверок чрезвычайно разнообразно и разобщено – это и отдельный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)», отраслевые акты (например, глава 14 НК РФ) и многочисленные методические рекомендации, изданные для отдельных видов проверок.
Ошибки, совершенные в самом начале: предоставление лишних документов, разглашение ценной информации, пропуск срока для заявления возражений и прочего, могут быть трудно исправимы в дальнейшем. Поэтому наличие в вашей команде хорошего юриста необходимо. Опять же присутствие внутреннего юриста или внешнего консультанта непосредственно во время самой проверки поможет сдержать пыл контролеров и задать правильный тон беседы.